ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1 Характеристика аэробных физических нагрузок

1.2 Характеристика анаэробных физических нагрузок

1.3 Влияние аэробных и анаэробных физических нагрузок на морфофункциональные показатели

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ГЛАВЕ 1

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Организация исследования

ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Уже длительное время учёные разных стран и народов пытаются найти новые пути и рекомендации для решения задач управления перестроечными процессами как отдельных органов и систем, так и организма в целом с помощью самых естественных и природных средств – физических нагрузок. Мысли возникают у учёных и исследователей самые разные – от полного непринятия мышечной деятельности в качестве полноценного натурального "лекарства" до мечты о вседозволенности физических нагрузок, не взирая на подготовленность к ним человека, что присуще большинству научных исследований и работ.

Ввиду вышесказанного приобретает актуальность вопрос рассмотрения ограничений при назначении нагрузок при аэробных и анаэробных тренировках в соответствии с оценкой адаптации организма спортсмена.[35,149]

Морфофункциональные изменения чрезвычайно важны для жизнедеятельности организма, а мышечная деятельность является очень тонким инструментом, которым следует умело пользоваться, чтобы в первую очередь "не навредить". Об этом напоминал ещё создатель функциональной морфологии П.Ф. Лесгафт.

Увеличение мышечной массы – первоочередная задача, которую приходится решать фитнес – тренеру в рамках своей работы, вне зависимости от того, ставит ли клиент своей задачей увеличить объемы своего тела за счет нее или уменьшить за счет жировой ткани. Следует особо отметить, что в последнее время роль силовых высокоинтенсивных тренировок в программе снижения веса за счет жировой массы кардинальным образом пересмотрена. Выявлена огромная значимость и необходимость использования данного вида нагрузки вместе с другими компонентами, используемыми в программе снижения веса. Процессы, приводящие к увеличению мышечной массы и режим нагрузок для ее достижения до сих пор не являлись предметом серьезных научных исследований. В спорте гипертрофия скелетной мускулатуры была лишь эффектом, сопутствующим развитию качеств и функций, обеспечивающих результативность в конкретном виде спорта.[13,5]

Исходя из вышеизложенного, мы поставили перед собой следующую цель: изучить динамику морфофункциональных показателей у занимающихся по тренировочным программам анаэробной и аэробной направленности. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) провести анализ литературных источников по изучаемому вопросу;

2) оценить морфофункциональные показатели участников групп различной тренировочной направленности на начальном этапе;

3) определить влияние аэробных и анаэробных физических упражнений на морфофункциональные возможности занимающихся;

4) провести сравнительный анализ показателей участников групп в тренировочном процессе, исследуемом в динамике.

При решении поставленных в дипломной работе задач были использованы:

- анализ литературных источников, как метода получения ретроспективной информации;

- экспериментальный метод, как метод организации учебно – воспитательной работы в опытных группах;

- контрольные испытания (тесты) с их педагогическим анализом и оценкой, как метод сбора текущей информации;

Объектом квалификационной работы является изучение влияния аэробных и анаэробных физических упражнений на морфофункциональные особенности.

Предмет – динамика изменений морфофункциональных показателей, в зависимости от различного тренировочного режима.

ГИПОТЕЗА

Гипотезой данного исследования будет являться предположение о том, что если аэробные нагрузки, использующие в качестве энергетического субстрата жиры для женщин более приемлемы, чем анаэробные, использующие гликоген, то аэробные нагрузки, способствуют поддержанию оптимального физического и функционального состояния организма женщины.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что были систематизированы теоретические данные относительно влияния аэробных и анаэробных нагрузок, которые могут использоваться в тренерской практике с точки зрения оптимизации морфологического и функционального статуса занимающихся физической культурой и спортом. Практическое значение работы в том, что были использованы Проба С.П. Летунова и Индекс Функциональных Изменений (ИФИ) В.Б.Рубанович для анализа морфофункцинальных результатов деятельности спортивных групп со Step(аэробная) и ABS(силовая) нагрузками.

 



Задачи исследования

 

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

1) провести анализ литературных данных по изучаемому вопросу;

2) оценить морфофункциональные показатели у участников групп различной тренированной направленности на начальном этапе;

3) определить влияние аэробных и анаэробных физических упражнений на морфофункциональные возможности занимающихся;

4) провести сравнительный анализ показателей исследуемый у участников групп в динамике тренировочного процесса.

 

Методы исследования

 

Метод исследования – это способ (инструментарий) получения фактического (цифрового, информации) материала исследования.

Методика исследования – сумма методов исследования и варианты их возможного применения (возможности для решения тех или иных задач).

Технология исследования – реальное применение метода исследования в зависимости от конкретных условий и задач исследования.

Современные знания еще не позволяют дать обоснованную классификацию специфических педагогических методов. Можно говорить об их условной группировке. Ниже приводится группировка методов, предложенная Б.А. Ашмариным (1978).[2]

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

1) анализ литературных источников по данному вопросу;

2) оценка антропометрических показателей;

3) оценка функциональных показателей;

4) метод математических обработки данных.

Анализ литературных источников по данному вопросу

Для решения поставленной задачи было проанализировано сорок девять литературных сточников, пять из которых были получены с Интернет сайтов.

Для решения поставленных в дипломной работе научных задач были проанализированы: диссертация д.м.н. В.В. Абрамова "Становление функций эндокринной и кардио – респираторной системы у спортсменок пубертатного возраста"[1], автореферат диссертации к.п.н. Дикаревич Л.М. "Педагогические проблемы управления нагрузкой на занятиях оздоровительной аэробикой женщин различного уровня функционального состояния"[10], автореферат дисертации д. б. н. Тамбовцева Р.В. "Возрастные и типологические особенности энергетики мышечной деятельности"[40],диссертация к.м.н.Ю.С.Филипповой"Морфофункциональные и психофизиологические особенности спортсменок, занимающихся спортивной аэробикой"[44].

Были проанализированы работы Абрамовского И.Н. "Влияние развития мышечной массы на двигательные качества спортсмена" и "Проблемы развития физической культуры и спорта в условиях Сибири и Крайнего Севера" из Сборника научных статей [2], работы Корниенко И.А., Сонькина В.Д., Тамбовцева Р.В. "Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности": Итоги 30-летнего исследования. Сообщение I и II. Структурно-функциональные перестройки, "Зоны мощности" и их возрастные изменения[17,18], работа Ромашова А.В. "Особенности развития двигательных способностей" из Межвузовского сборника научных трудов[31], работа Спирина В.К. "Типологические особенности взаимосвязи физической подготовленности и частоты заболеваний" в Межвузовском сборнике научных трудов.[36].

Оценка антропометрических показателей

Для оценки морфологического статуса были измерены следующие параметры:

- длина тела (см);

- масса тела (кг);

- обхватные параметры (см).

Оценка функциональных показателей

Функциональные показатели включают в себя:

- частоту сердечных сокращений (ЧСС);

- артериальное давление (АД);

- индекс функциональных изменений (ИФИ).

Индекс функциональных изменений (ИФИ) – интегральная характеристика, отражающая адаптационные возможности системы кровообращения.

Рассчитывается по формуле:

 

ИФИ = 0,011*ЧП + 0,014*САД + 0,008*ДАД + 0,014*В + 0,009*МТ – 0,009*Р – 0,273,

 

где: ЧП – частота пульса (уд/мин); САД и ДАД – систолическое и диастолическое артериальное давление (мм.рт.ст.); В – возраст (годы); МТ – масса тела (кг); Р – рост (см).

Величина ИФИ обратно пропорциональна адаптационному потенциалу, то есть, чем выше адаптационные возможности системы кровообращения, тем меньше значения ИФИ.

Выделяется 4 состояния:

1) функциональные возможности достаточные, хорошая адаптация – ИФИ до 2,59 баллов;

2) состояние функционального напряжения, адаптация удовлетворительная – ИФИ от 2,60 до 3,09 баллов;

3) функциональные возможности снижены, неудовлетворительная адаптация – ИФИ от 3,10 до 3,49 баллов;

4) резко сниженные функциональные возможности, срыв адаптации – ИФИ более 3,50 баллов (Рубанович В.Б., 1998).

Метод математической обработки данных

Средняя арифметическая величина выборки :

характеризует средний уровень значений изучаемой случайной величины в наблюдавшихся случаях и вычисляется путем деления суммы отдельных величин исследуемого признака на общее число наблюдений:

 

 

где Хi- значение конкретного показателя,

∑ - знак суммирования,

n- число показателей (участников групп).

 

Организация исследований

 

В исследовании приняли участие 10 женщин в возрасте от 20 до 40 лет, занимающиеся по разным программам: аэробными и анаэробными упражнениями. Участницы первой группы (5 человек) занимались по программе аэробной направленности Step. Это аэробика с использованием степ – платформы. Комбинация шагов на развитие координации, подъемов на степ-платформу под музыку в сочетании с танцевальными движениями и силовой нагрузки. Нагрузка средней и умеренной интенсивности. Вторая группа (5 человек) анаэробного направления – ABS. Занятие направлено на тренировку мышц брюшного пресса и нижней части спины, для всех уровней подготовленности. Продолжительность 30 мин. Это нагрузка с малым потреблением кислорода. Их цель – развитие силы. Дополнительным источником энергии становится гликоген – отсюда небольшая продолжительность тренинга с тяжестями.

Тренировочный стаж участников двух групп составил от 1,5 до 4 лет. Занятия в двух группах проводились три раза в неделю. Наблюдения осуществлялись с марта месяца по май. Измерялись антропометрические показатели, давление, пульс и индекс функциональных изменений.

Минимальной кратностью занятий , обеспечивающих повышение уровня физического состояния, являются занятия проводимые три раза в неделю. Существенно, что по мере повышения кратности занятий ускоряются сроки проявления тренировочного эффекта, особенно в показателях физической подготовленности: так, гибкость при трехкратных занятиях улучшается лишь к 4–й неделе занятий; быстрота – через две недели занятий; скоростно – силовые качества при занятиях, проводимых два, три и пять раз в неделю улучшаются соответственно через четыре и две недели занятий.

 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248 с.

2. Аулик И.А. Как определить тренированность спортсмена. - М.: ФиС, 1997.

3. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания. М.: Просвещение. 1990. – 288 с.

4. Булатова М.М. Спортсмен в различных климато-географических и погодных условиях /М.М. Булатова, В.Н. Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 1996. – 176 с.

5. Биохимия мышечной деятельности. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 504 с.

6. Вейдер Д. Система строительства тела. – М.: ФиС, 1991. – 113 с.

7. Грир Чайлдерс. Великолепная фигура за 15 мин. в день. BodyFlex. Минск: Попурри.- 1998. – 208 с.

8. Дикаревич Л.М. Педагогические проблемы управления нагрузкой в занятиях оздоровительной аэробикой женщин различного уровня функционального состояния: Автореф. дис... канд. пед, наук. - М., 1996. - 22 с.

9. Дикаревич Л.М. Педагогические проблемы управления нагрузкой в занятиях оздоровительной аэробикой женщин различного уровня функционального состояния: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. – С.89-92, С.103-112.

10. Иващенко Л.Я., Благий А.Л., Усачев Ю.А. Программирование занятий оздоровительным фитнесом. - К.: Науковий свiт, 2008. - 197 с.

11. Карпенков С.Х. Концепция современного естествознания: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 2003. – 488 с.

12. Калашников Д.Г., Теория и методика фитнес-тренировки. Учебник персонального тренера. М.: Издательство ООО "Франтэра". 2010.

13. Корниенко И.А., Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: Итоги 30-летнего исследования. Сообщение I. Структурно-функциональные перестройки // Физиология человека. 2005. Т. 31. № 4. - С.42.

14. Корниенко И.А., Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: Итоги 30-летнего исследования. Сообщение II: "Зоны мощности" и их возрастные изменения // Физиология человека. 2006. Т. 32. № 3. С.46.

15. Круцевич Т.Ю., Петровский В.В. Управление процессом физического воспитания // Теория и методика физического воспитания / Под ред. Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2003. Т. 1. - С. 348.

16. Медведев В.И. Адаптация человека. СПб.: Институт мозга РАН, 2003. - 584 с.

17. Лиходеева В.А. Энергетический обмен и питание спортсменов: Учебное пособие. – Волгоград, 2000. – 33 с.

18. Лисицкая Т.С. Принципы оздоровительной тренировки // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №8. – С.6-14.

19. Макарова Г.А. Спортивная медицина./Под ред. В.А. Епифанова. М.: Гэотар - Медиа. 2006.

20. Михайлов Н.Г., Никитушкина Н.Н., Савосина Л.А., Калашникова В.А. Оздоровительная аэробика. Учебник для начинающих инструкторов. М.: Учебно-методический центр повышения квалификации и переподготовки кадров, 2001. - 98 с.

21. Мохан Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки /Р. Мохан, М. Глессон, П. Гринхафф. – Киев.: Олимп. литература, 2001. – 296 с.

22. Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания: Спец. 022300 - физ. культура и спорт / Учеб.-метод. об-ние по образованию в обл. физ. культуры. - М., 2000. - 74 с.

23. Паффенбаргер Р.С., Пирогова Е. А., Иващенко Л. Я. Программирование физкультурно-оздоровительных занятий. Киев: 1997.

24. Паффенбаргер Р.С, Ольсен Э. Здоровый образ жизни. - Киев: Олимпийская литература. - 1998. - 311 с.

25. Программирование занятий оздоровительным фитнесом, Л. Я. Иващенко, А. Л. Благий, Ю. А. Усачев

26. Ромашов А.В. Особенности развития двигательных способно-стей//Актуальные вопросы оптимизации тренировочного процесса в видах спорта: Межвуз. сб. научн. трудов. - Смоленск: СГИФК, 2001. – С.87-92.

27. Ратов И.П., Иванов В.В. и др. К проблемам выбора перспективных направлений в использовании нетрадиционных методов и средств оздоровительной физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №5. – С. 9-13.

28. Рубанович В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой. – Новосибирск, 1998. – 283 с.

29. Селуянов В., Мякинченко Е. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта. Киев: ТВТ Дивизион. 2005. – 340 с.

30. Соловьев Г.М. Научно-теоретические и методические основы физической культуры: Учебное пособие. - Ставрополь: ОГПУ, 1994.

31. Спирин В.К. Типологические особенности взаимосвязи физической подготовленности и частоты заболеваний//Актуальные вопросы оптимизации тренировочного процесса в видах спорта: Межвуз. сб. научн. трудов. - Смоленск: СГИФК, 2001. – С.283-288.

32. Спортивная медицина.Учеб. для ин-тов физ. культуры /Под ред. Н. Д. Граевская, В. Л. Карпман, В. Б. Лемус и др. ; Под общ. ред. В. Л. Карпмана, 2-е изд., перераб. М.: Библус.2007. – 303 с.

33. Ульянов В.И. Физическая культура: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Российской Федерации. Ч.1. – Пятигорск: ПГЛУ, 1997.

34. Чуксеева Г.П. Биохимия физических упражнений: Учебное пособие /Г.П. Чуксеева, В.А. Лиходеева, Н.В. Серединцева. – Волгоград, 1999. – 153 с.

35. Автореф. дисертации д. б. н. Тамбовцева Р.В. Возрастные и типологические особенности энергетики мышечной деятельности. М., 2003. - 50 с.

36. Чебураев B.C., Легостаев Г.Н., Изаак СИ., Чибизова Т.В. Изучение изменений отдельных физиологических показателей девушек под влиянием занятий аэробикой// Теория и практика физической культуры. - 2002. - №6. - С.17-19.

37. Чебураев B.C., Легостаев Г.Н., Изаак СИ., Чибизова Т.В. Изучение изменений двигательных показателей девушек под влиянием занятий аэробикой// Теория и практика физической культуры. - 2002. - №8. – С.15-17.

38. SSF20@Yandex.ru

39. www. 2006 Натуральный бодибилдинг. Георгий Фунтиков. Аэробные нагрузки и силовой тренинг.

40. www. cito-web.yspu.org Методика определения средней арифметической величины.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1 Характеристика аэробных физических нагрузок

1.2 Характеристика анаэробных физических нагрузок

1.3 Влияние аэробных и анаэробных физических нагрузок на морфофункциональные показатели

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ГЛАВЕ 1

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Организация исследования

ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Уже длительное время учёные разных стран и народов пытаются найти новые пути и рекомендации для решения задач управления перестроечными процессами как отдельных органов и систем, так и организма в целом с помощью самых естественных и природных средств – физических нагрузок. Мысли возникают у учёных и исследователей самые разные – от полного непринятия мышечной деятельности в качестве полноценного натурального "лекарства" до мечты о вседозволенности физических нагрузок, не взирая на подготовленность к ним человека, что присуще большинству научных исследований и работ.

Ввиду вышесказанного приобретает актуальность вопрос рассмотрения ограничений при назначении нагрузок при аэробных и анаэробных тренировках в соответствии с оценкой адаптации организма спортсмена.[35,149]

Морфофункциональные изменения чрезвычайно важны для жизнедеятельности организма, а мышечная деятельность является очень тонким инструментом, которым следует умело пользоваться, чтобы в первую очередь "не навредить". Об этом напоминал ещё создатель функциональной морфологии П.Ф. Лесгафт.

Увеличение мышечной массы – первоочередная задача, которую приходится решать фитнес – тренеру в рамках своей работы, вне зависимости от того, ставит ли клиент своей задачей увеличить объемы своего тела за счет нее или уменьшить за счет жировой ткани. Следует особо отметить, что в последнее время роль силовых высокоинтенсивных тренировок в программе снижения веса за счет жировой массы кардинальным образом пересмотрена. Выявлена огромная значимость и необходимость использования данного вида нагрузки вместе с другими компонентами, используемыми в программе снижения веса. Процессы, приводящие к увеличению мышечной массы и режим нагрузок для ее достижения до сих пор не являлись предметом серьезных научных исследований. В спорте гипертрофия скелетной мускулатуры была лишь эффектом, сопутствующим развитию качеств и функций, обеспечивающих результативность в конкретном виде спорта.[13,5]

Исходя из вышеизложенного, мы поставили перед собой следующую цель: изучить динамику морфофункциональных показателей у занимающихся по тренировочным программам анаэробной и аэробной направленности. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) провести анализ литературных источников по изучаемому вопросу;

2) оценить морфофункциональные показатели участников групп различной тренировочной направленности на начальном этапе;

3) определить влияние аэробных и анаэробных физических упражнений на морфофункциональные возможности занимающихся;

4) провести сравнительный анализ показателей участников групп в тренировочном процессе, исследуемом в динамике.

При решении поставленных в дипломной работе задач были использованы:

- анализ литературных источников, как метода получения ретроспективной информации;

- экспериментальный метод, как метод организации учебно – воспитательной работы в опытных группах;

- контрольные испытания (тесты) с их педагогическим анализом и оценкой, как метод сбора текущей информации;

Объектом квалификационной работы является изучение влияния аэробных и анаэробных физических упражнений на морфофункциональные особенности.

Предмет – динамика изменений морфофункциональных показателей, в зависимости от различного тренировочного режима.

ГИПОТЕЗА

Гипотезой данного исследования будет являться предположение о том, что если аэробные нагрузки, использующие в качестве энергетического субстрата жиры для женщин более приемлемы, чем анаэробные, использующие гликоген, то аэробные нагрузки, способствуют поддержанию оптимального физического и функционального состояния организма женщины.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что были систематизированы теоретические данные относительно влияния аэробных и анаэробных нагрузок, которые могут использоваться в тренерской практике с точки зрения оптимизации морфологического и функционального статуса занимающихся физической культурой и спортом. Практическое значение работы в том, что были использованы Проба С.П. Летунова и Индекс Функциональных Изменений (ИФИ) В.Б.Рубанович для анализа морфофункцинальных результатов деятельности спортивных групп со Step(аэробная) и ABS(силовая) нагрузками.

 



ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР)

 

Аэробика включает упражнения, выполняемые (преимущественно) в аэробной зоне энергообеспечения. Рассмотрим энергетическое обеспечение мышечной деятельности с точки зрения биохимии.

Непосредственным источником энергии при мышечной деятельности является АТФ (аденозинтрифосфорная кислота).

Запасы АТФ в мышечных волокнах могут обеспечить выполнение интенсивной работы только в течение очень короткого времени – 0,5–1,5 с, при этом, чем большее внешнее сопротивление преодолевается, тем быстрее расходуется АТФ. Далее мышечная работа осуществляется благодаря быстрому восстановлению (ресинтезу) АТФ за счёт различных механизмов.

Существуют четыре механизма восстановления АТФ, три из которых протекают без участия кислорода, и поэтому, называются анаэробными, и один с участием кислорода – аэробный.

К анаэробным механизмам относятся:

1. креатинфосфокиназный (фосфогенный или алактатный) механизм обеспечивает ресинтез АТФ за счёт перефосфорилирования (переноса фосфата) между креатинфосфатом и АДФ (аденозиндифосфорная кислота):

2. гликолитический (лактатный) механизм, обеспечивающий ресинтез АТФ в процессе ферментативного анаэробного расщепления гликогена мышц или глюкозы крови, заканчивающийся образованием молочной кислоты, которая в водном растворе "распадается", образуя ионы водорода и лактаты (соли молочной кислоты), поэтому и называется лактатным;

3. миокиназный механизм, осуществляющий ресинтез АТФ за счёт реакции перефосфорилирования между двумя молекулами АДФ с участием фермента миокиназы (аденилаткиназы). Этот механизм – аварийный, то есть используется организмом при условиях, когда другие анаэробные пути ресинтеза невозможны. При подключении данного механизма активируется гликолитический и аэробный механизмы, устраняющие дефицит энергии.

Аэробный механизм ресинтеза АТФ включает в основном реакции окислительного фосфорилирования, протекающие в митохондриях. Энергетическим субстратом (продуктом) аэробного окисления служат глюкоза, жирные кислоты, частично аминокислоты, а также промежуточные метаболиты (результаты реакций) гликолиза – молочная кислота, окисления жирных кислот – кетоновые тела.

Креатинфосфокиназный и гликолитический механизмы имеют большую максимальную мощность и эффективность образования АТФ, но короткое время удержания максимальной мощности (креатинфосфокиназный – 6–12 с; гликолитический – 30–60 с) и небольшую ёмкость из-за малых запасов энергетических субстратов. Аэробный механизм имеет по сравнению с креатинфосфокиназным почти в три раза меньшую максимальную мощность, но поддерживает её относительно длительное время, имея практически неисчерпаемую ёмкость благодаря большим запасам энергетических субстратов (сахаров, жиров и, частично, белков). [29]

Величина нагрузки – синонимом этого понятия является спортивный термин объем нагрузки.

Самым простым способом учета величины или объема нагрузки являются минуты или часы. При занятиях циклическими видами спорта нагрузку учитывают в километрах.

Е.Г. Мильнер (1991) предлагает следующую классификацию: пороговая, оптимальная, пиковая и сверх-нагрузка. Коротко охарактеризуем их.

Пороговая – это минимальная величина тренировочной нагрузки, которая дает необходимый тренировочный эффект. Согласно Paffenbarger (1978) определяется 2000 ккал в неделю или 3 часа медленного бега 15 км.

Оптимальная нагрузка – это нагрузка, которая дает максимальный оздоровительный эффект. По данным Е.Г. Мильнера (1991) составляет от 4 до 6 часов в неделю или 30-40 км беговой нагрузки.

Пиковая нагрузка. В отдельные периоды, особенно при подготовке к соревнованиям, возможно применять нагрузку, превышающую обычное содержание тренировок. По объему отличие такой нагрузки не должно составлять 1/3-1/2 от обычного.

Сверх-нагрузка. Ее примером является марафонский бег. Такие нагрузки не только не рекомендуются для оздоровительной тренировки, но и могут быть вредными.

Ряд авторов используют другую классификацию – малая, средняя и большая. Широко распространена классификация Фарфеля по зонам мощности – умеренная, большая, субмаксимальная, максимальная.

Различают три вида выносливости(работоспособности):

1)Аэробную;

2)Анаэробно – лактатную(или гликолическую);

3) Анаэробно – алактатную(или креотинфосфатную).

Основными показателями аэробной выносливости является максимальное потребление кислорода(МПК), анаэробной – максимальный кислородный долг (МКД). [10,189]

При дозировке нагрузки для совершенствования выносливости при равномерной мышечной работе выделяют зоны интенсивности физической нагрузки по частоте сердечных сокращений. Нулевая зона(130уд./мин.) применяется для отдыха и восстановления. Первая зона(от 130 до 150уд./мин.) – для совершенства аэробной способности. Вторая зона(от 150 до 180уд./мин.)

для анаэробной работоспособности и третья зона(свыше 180уд./мин.) – для анаэробной способности.

Аэробная работоспособность – это способность организма длительное время производить физическую работу при достаточном количестве кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма.

Анаэробная работоспособность – способность производить физическую работу при недостаточном количестве кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, сравнительно с его потребностью.

Аэробная нагрузка для начинающих проходит на уровне Рmax 65-75%, для опытных атлетов на уровне 70-80% . В качестве топлива она использует жир тела. Тренировки должны продолжаться не менее 40 минут, не менее 2-х раз в неделю. Именно аэробные нагрузки необходимы, чтобы подготовить организм к более тяжелым нагрузкам.[10]

Где Рmax – ЧСС(частота сердечных сокращений при максимальной нагрузке).

Анаэробная нагрузка проходит на уровне Рmax = 80-100%. Это упражнения с отягощениями. Такая нагрузка применяет в виде источника энергии не жир, а гликоген, который образуется в печени и непосредственно в мышцах. При выполнении такой нагрузки вы уже не сможете говорить не задыхаясь. Выполнение до 5 повторений в упражнении (Рmax 90-100%) развивает только силу. Выполнение 5-10 повторений (Рmax 85-95%) стимулирует рост мышечных волокон. Выполнение 10-15 повторений (Рмах 75-85%) развивает силовую выносливость.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 238.