Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти
Выпускная квалификационная работа
Студент А.А. Игнатьева
Лысьвенский политехнический колледж
2004
Введение
Выпускная квалификационная работа посвящена сложной и, несомненно, значимой проблеме о значении Правительства РФ в системе исполнительной власти. На сегодняшний день состав и структура Правительства еще не полностью сформирована и продолжает совершенствоваться и обновляться. Правительство РФ является главным звеном в системе исполнительной власти.
Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.
Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года.
Она внесла существенные изменения в легитимную основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г. Конституция РФ определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти, ввела понятие единой системы исполнительной власти, существенно изменила порядок формирования Правительства, изменила подход к определению полномочий Правительства, четко сформировала понятие и состав Правительства, и предусмотрела порядок формирования системы федеральных органов исполнительной власти.
Актуальность исследования этой темы обусловлена тем, что Правительство РФ играет важную роль в жизни государства, решает задачи страны в целом. В настоящее время с приходом нового Правительства РФ, оно находится в стадии преобразований и изменений в сторону улучшения качества работы министерств и ведомств. Президент РФ – В.В.Путин поставил конкретные требования новому Правительству, с которым он будет работать свой второй срок.
В отечественной литературе изучением проблемы исполнительной власти РФ занимались такие авторы, как Габричидзе Б.Н. (2000), Елисеев Б.Г. (2001), Алехин А.П. (2000), Кармолицкий А.А. (2001), Козлов Ю.М. (2001), Ноздрачев А.Ф. (1997), доктор юридических наук Бачило И.Л. (1999).
Из зарубежных авторов следует отметить Брэбан Г. (1988). Блондель Ж. (1992).
Цель исследования состоит в раскрытии темы выпускной квалификационной работы, анализе различных аспектов проблемы, раскрытии системы исполнительной власти, определить роль Правительства РФ в структуре исполнительной власти, изучить механизм формирования Правительства РФ, его полномочия.
Задачами, с помощью которых будет происходить реализация цели исследования являются:
1. определение понятий исполнительной власти и Правительства РФ;
2. рассмотрение механизма исполнительной власти;
3. исследование системы исполнительной власти РФ;
4. изучение состава, полномочий и деятельности Правительства РФ;
5. исследование механизма формирования и отрешение от должности Правительства РФ.
Исходя из цели и поставленных задач, определяются основные вопросы, к которым относятся:
- какой статус Правительства РФ в системе исполнительной власти?
- как происходит формирование Правительства РФ?
- какой состав нынешнего Правительства РФ?
- при каких обстоятельствах происходит отставка Правительства РФ?
- какими полномочиями наделено Правительство РФ?
и другие.
Объектом исследования являются исполнительная власть РФ и сущность работы Правительства РФ. Соответственно предметом исследования является законодательство и Конституция РФ 1993 года.
В настоящей выпускной квалификационной работе применяется комплексный метод исследования, который подразумевает многоаспектный анализ и как следствие – выводы.
Значимость работы в качестве теоретической базы очевидна: производится систематизированная подборка материала из последних данных по данной тематике, а также путем проведения обоснованных рассуждений выражается мнение автора работы, которое находит свое отражение в заключении и выводах. Также проведенное теоретически и практически обоснованное исследование позволяет дать наиболее точное, полное и доступное понятие Правительства РФ и системы исполнительной власти. Такие сведения, представленные при наиболее оптимальном соотношении объема работы и качества, глубины раскрытия темы.
В работе приводятся данные нового Правительства РФ под председательством Фрадкова Михаила Ефимовича в 2004 году, а также последние преобразования в системе исполнительной власти.
Данная работа опирается главным образом на статьи Конституции Российской Федерации 1993 года (главы 110-117), Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-Ф "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г.), на указ Президента РФ (от 17 мая 2000г. с изменениями и дополнениями) «О структуре федеральных органов исполнительной власти», и от 16 октября 2001г.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, из двух основных глав, заключения, списка использованных источников.
Полномочия Правительства РФ
Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами.
Общие и основные полномочия Правительства РФ определены в ст. 114 Конституции РФ и в ст. 13 Закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. В соответствии с этими нормативно-правовыми актами Правительство Российской Федерации установлены общие полномочия:
осуществляет реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
обеспечивает в России единую финансовую кредитную, денежную политику;
осуществляет управление федеральной собственностью;
обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны и государственной безопасности;
обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;
формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону и федеральным законам. Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.
Общие полномочия Правительства РФ применительно к отдельным сферам и областям жизнедеятельности государства и общества конкретизируются в восьми статьях (ст.ст. 14-21) Закона "О Правительстве РФ" 1997 г. Однако полномочия Правительства не ограничиваются их перечнем, приведенным в данных статьях. При определении компетенции Правительства РФ используется принцип общего нормирования его полномочий: Правительство осуществляет также иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента.
Правовыми формами реализации Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления носят нормативный характер, а распоряжения издаются по оперативным и текущим вопросам и не являются нормативными актами. Все правовые акты Правительства - как распоряжения, так и постановления - могут быть обжалованы в суд. Правительство вправе также принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера. В своей деятельности Правительство руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, профессионализма, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
На определении объема полномочий федерального правительства отражается федеративной устройство российского государства, так как в этих условиях проводится разделение компетенции между Российской федерацией (органами исполнительное власти) и ее субъектами (органами исполнительной власти субъектов). То есть федеральное правительство принимает решения по вопросам, отнесенным конституцией к ведению федерации и совместному ведению федерации и ее субъектов.
Правительство Российской Федерации вправе делегировать осуществление части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, если они не отнесены законодательством к исключительным полномочиям правительства, а также по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации.
Полномочия федерального правительства охватывают по существу все сферы жизни и деятельности общества.
Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются федеральному правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных им задач.
Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Федеральное правительство утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их центральных аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Федеральное правительство назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти. Руководителей органов и организаций при федеральном правительстве, утверждает членов коллегий федеральных органов исполнительной власти.
В случае необходимости федеральное правительство вправе учреждать организации. Образовывать координационные, совещательные или иные органы при правительстве. Задачи и полномочия таких организаций и органов определяются федеральным правительством при их создании.
В ст. 114 Конституции РФ не содержится положений или норм, характеризующих участи Правительства в регулировании экономических процессов в стране, в реализации и обеспечении конституционно установленных единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, прав человека и гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
С учетом того, что полномочия Правительства в сфере развития экономики призваны быть достаточно широкими (это, в частности, обусловлено наличием разработанных программ экономического, социального и экологического развития, составлением прогнозов экономического и социального развития), в законе о Правительстве РФ целесообразно выделить самостоятельную статью о полномочиях Правительства в сфере экономического развития.
1. В сфере экономики Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
осуществляет регулирование экономических процессов;
обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
осуществляет управление федеральной собственностью;
разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
осуществляет общее руководство таможенным делом;
принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации.
2. Также в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство Российской Федерации:
обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
разрабатывает и реализует налоговую политику;
обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
принимает согласованные с Центральным банком Российской Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг;
осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
руководит валютно-финансовой деятельностью в отношении Российской Федерации с иностранными государствами;
разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
Следующий блок полномочий Правительства составляют вопросы, относящиеся к социально-культурной сфере. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения экологии. Осуществляя свои функции в названных и других отраслях социально-культурной сферы, Правительство в соответствии с полномочиями в конкретных отраслях социально-культурного строительства выполняет большой объем деятельности по руководству и управлению ими. Более конкретно полномочия Правительства определяются в соответствующем федеральном законодательстве об указанных отраслях. Например, в Основах: законодательства РФ о культуре; законодательства РФ об охране здоровья граждан; законодательства РФ о физической культуре и спорте; в Законах РФ: об образовании; о занятости населения; о государственных пенсиях; об охране окружающей природной среды; о недрах; в других законах и указах Президента РФ.
В перечисленных и других законах и нормативных актах Президента РФ содержатся конкретные полномочия Правительства в каждой из названных областей.
3. Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере:
Правительства Российской Федерации:
обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;
принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;
принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья. По обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;
взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;
разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма. А также санитарно-курортной сферы.
4. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере культуры, науки, образования.
Правительства Российской Федерации:
разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки
обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;
обеспечивает проведение единое государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;
обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение, как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.
5. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Правительства Российской Федерации:
обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
К числу полномочий Правительства Российской Федерации отнесено управление федеральной собственностью. Федеральная государственная собственность и управление ею находится в исключительном ведении Российской Федерации. К федеральной государственной собственности отнесены государственные промышленные предприятия. Предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи и т.д. В связи с этим для оперативного решения вопросов управления этими предприятиями в ведении Правительства находятся федеральные министерства и иные органы исполнительной власти (министерства: топлива и энергетики; транспорта; связи; путей сообщения; по атомной энергии; сельского хозяйства; государственные комитеты и комитеты: по промышленной политике; по оборонным отраслям промышленности; по металлургии; по машиностроению; по химической и нефтехимической промышленности; по геологии и использованию недр и т.д.).
Государственный комитет по управлению государственным имуществом (Госкомимущество РФ) осуществляет общее управление государственной собственностью.
Рассмотрим следующую группу полномочий Правительства Российской Федерации. Прежде всего, это осуществление мер по обеспечению обороны страны.
6. Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации:
осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;
организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации;
обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;
принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации;
руководит гражданской обороной.
При характеристике компетенции Правительства Российской Федерации следует иметь в виду полномочия Президента в военной области. Президент РФ является Верховном Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Принадлежащие Президенту названные и другие полномочия как бы предопределяют характер компетенции Правительства как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего многообразные функции и более конкретные полномочия в области обороны, определенные как в самой Конституции, так и в законодательстве по военно-оборонным вопросам.
Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности. В том числе в области контрразведки и внешней разведки, по нормальному функционированию государственной границы.
Согласно Конституции, Правительство Российской Федерации осуществляет меры по реализации внешней политики РФ. Правительство заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров РФ. Однако основные направления внешней политики определяет Президент РФ. Он осуществляет внешней политикой РФ. Ведет переговоры и подписывает международные договоры, осуществляет ряд других важных полномочий. Президенты подведомственно Министерство иностранных дел РФ.
7. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений.
Правительство Российской Федерации:
осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений Российской Федерации с иностранными государствами, международными организациями;
обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации. Обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам. А также наблюдаем за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;
отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территорий;
осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международно-технического и культурного сотрудничества.
Необходимо выделить также компетенцию правительства в области внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. В пределах своей компетенции Правительство регулирует осуществление экспорта и импорта. Выдачу лицензий на экспорт сырьевых ресурсов. Устанавливает ставки таможенных пошлин. В ведении Правительства находятся Министерство внешних экономических связей и Государственный таможенный комитет. Федеральная служба по валютному и экспертному контролю – федеральные органы исполнительной власти. Через которые Правительство реализует свои функции в сфере внешнеэкономической деятельности.
Одним из основных направлений деятельности Российской Федерации является осуществление мер по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности предопределяют и полномочия Правительства по охране всех закрепленных в Конституции форм собственности.
Осуществлению конституционных прав и свобод человека, охране и укреплению законности служат не только соответствующие законы (О Конституционном Суде; об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, и др.), но и правовые акты Правительства Российской Федерации в этой сфере. Таковы постановления Правительства Российской Федерации о защите прав граждан России на участие в приватизации т.д.
Кроме того, Правительство осуществляет многообразные нормативно-правовые и организационные мероприятия по борьбе с преступностью, в том числе с экономическими преступлениями, претворяя совместно с правоохранительными органами (судебными, прокурорскими, МВД, ФСБ и др.) предписания. Содержащиеся в федеральных законах, в указах Президента РФ.
Таким образом, Правительство Российской Федерации:
участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;
осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.
Следует иметь в виду, что Конституция не устанавливает и не должна определять исчерпывающий перечень полномочий Правительства. В большей степени этот вопрос призван регулировать федеральный конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации”. Поэтому предусмотрены иные полномочия Правительства, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ. Перечень таких полномочий, которые установлены Конституцией, широк и многообразен. Это, например, особенности деятельности Правительства Российской Федерации при введении режима военного или чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами.
Правительство Российской Федерации осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Заключение
Путем решения поставленных задач, теоретического исследования и анализа основная цель исследования была достигнута, т.е. раскрыта тема выпускной квалификационной работы, проведенный анализ различных аспектов проблемы позволил раскрыть механизм Правительства РФ, в области исполнительной власти.
В процессе проведения исследования были определены и ответы на основные вопросы и исходя из этого сделаны выводы.
Итак, на сегодняшний день в Российской Федерации существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти.
Изложенные в квалификационной работе положения и исследования дают возможность в заключении сделать следующие краткие выводы:
1. Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ.
2. Исполнительная власть, согласно Конституции РФ, является самостоятельной ветвью государственной власти, основное назначение которой – организация исполнения актов законодательной власти и других нормативных актов.
3. Механизм исполнительной власти включает всю систему органов государственной власти, призванную обеспечивать ее фактическую и юридическую реализацию на всей территории РФ, которая образуется - федеральными органами государственной власти.
4. Нынешний состав Правительства РФ под председательством Фрадкова Михаила Ефимовича и Заместителя Председателя Правительства РФ Жукова состоит из 16 министерств, которые наделены определенными полномочиями и отвечают за свою область жизни государства.
Однако Правительство РФ, как орган исполнительной власти самостоятелен, осуществляя специфический вид государственной деятельности, которая по своему юридическому содержанию является исполнительной и распорядительной. В соответствии с законодательством Правительство обладает государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации. В целом они наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Но оно самостоятельно только в пределах, очерченных правом. Из Конституции вытекает общее правило: Правительство РФ действует в пределах установленных ему компетенций, в определенном порядке и в установленных правовых формах, хотя бы на этот счет и не было специальной оговорки в правовых актах, закрепляющих его задачи, функции и полномочия.
Во всей своей деятельности оно должно строго следовать требованиям Конституции, законов, выполнять и в пределах своей компетенции способствовать их выполнению другими.
Правительство РФ и система исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании. Они являются юридическими лицами, то есть обладают гражданской правоспособностью.
Права органов исполнительной власти гарантируются Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами ее субъектов, другими нормативно-правовыми актами, устанавливающими их статус. В качестве их организационных гарантов является Президент РФ, органы, решающие вопросы образования соответствующих органов, органы прокуратуры.
Слабым местом в статусе исполнительной власти и Правительства является неопределенность их ответственности за неблагоприятные последствия их деятельности.
От Правительства РФ исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально-экономических преобразований и наше движение вперед.
Список литературы
1. Конституция РФ 1993 года.
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-Ф "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г.)
3. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. - № 4.
4. Указам Президента РФ (от 17 мая 2000г. с изменениями и дополнениями) «О структуре федеральных органов исполнительной власти», и от 16 октября 2001г.
5. Указы Президента Российской Федерации о правительственных назначениях от 20 мая 2004 г. N 630, 631, 632, 633, 634, 635, 636, 637,638,639, 640, 641, 642, 643, 644, 645, 646
6. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”.
7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. “Административное право Российской Федерации”, Москва, изд. Юридическая литература 2001.
8. Бачило И.Л. – Доктор юридических Наук “Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития”, Москва, изд. Юристъ 1999.
9. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Г. “Российское административное право”, Москва, изд. Юристъ 2000.
10. Ноздрачев А. Ф. “Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ. 1993г.”, Москва, изд. Государство и право. 1997.
Приложение А. Классификация органов исполнительной власти.
Приложение Б. Федеральные государственные органы исполнительной власти.
Приложение В
Указы Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 630, 631, 632, 633, 634, 635, 636, 637,638,639, 640, 641, 642, 643, 644, 645, 646
Опубликовано 21 мая 2004 г.
Вступает в силу с 22 мая 2004 г.
В. Путин
Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. N 314
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Федеральная миграционная служба
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
Федеральная служба по оборонному заказу
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации
Федеральное агентство специального строительства
Министерство юстиции Российской Федерации
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральная регистрационная служба
Федеральная служба судебных приставов
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (федеральная служба)
Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
II. Федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
Федеральная служба по труду и занятости
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное архивное агентство
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральное агентство по науке
Федеральное агентство по образованию
Министерство природных ресурсов Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования
Федеральное агентство водных ресурсов
Федеральное агентство лесного хозяйства
Федеральное агентство по недропользованию
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации
Федеральная служба по атомному надзору
Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии
Федеральная служба по технологическому надзору
Федеральное агентство по атомной энергии*
Федеральное космическое агентство
Федеральное агентство по промышленности
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
Федеральное агентство по энергетике
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Федеральное агентство по рыболовству
Федеральное агентство по сельскому хозяйству
Министерство транспорта и связи Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере связи
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Федеральное агентство воздушного транспорта
Федеральное дорожное агентство
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство связи
Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
Федеральная служба страхового надзора
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Федеральная служба по финансовому мониторингу
Федеральное казначейство (федеральная служба)
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Федеральная служба государственной статистики
Федеральная таможенная служба
Федеральная служба по тарифам
Федеральное агентство по государственным резервам
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
В. Путин
Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти
Выпускная квалификационная работа
Студент А.А. Игнатьева
Лысьвенский политехнический колледж
2004
Введение
Выпускная квалификационная работа посвящена сложной и, несомненно, значимой проблеме о значении Правительства РФ в системе исполнительной власти. На сегодняшний день состав и структура Правительства еще не полностью сформирована и продолжает совершенствоваться и обновляться. Правительство РФ является главным звеном в системе исполнительной власти.
Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.
Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года.
Она внесла существенные изменения в легитимную основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г. Конституция РФ определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти, ввела понятие единой системы исполнительной власти, существенно изменила порядок формирования Правительства, изменила подход к определению полномочий Правительства, четко сформировала понятие и состав Правительства, и предусмотрела порядок формирования системы федеральных органов исполнительной власти.
Актуальность исследования этой темы обусловлена тем, что Правительство РФ играет важную роль в жизни государства, решает задачи страны в целом. В настоящее время с приходом нового Правительства РФ, оно находится в стадии преобразований и изменений в сторону улучшения качества работы министерств и ведомств. Президент РФ – В.В.Путин поставил конкретные требования новому Правительству, с которым он будет работать свой второй срок.
В отечественной литературе изучением проблемы исполнительной власти РФ занимались такие авторы, как Габричидзе Б.Н. (2000), Елисеев Б.Г. (2001), Алехин А.П. (2000), Кармолицкий А.А. (2001), Козлов Ю.М. (2001), Ноздрачев А.Ф. (1997), доктор юридических наук Бачило И.Л. (1999).
Из зарубежных авторов следует отметить Брэбан Г. (1988). Блондель Ж. (1992).
Цель исследования состоит в раскрытии темы выпускной квалификационной работы, анализе различных аспектов проблемы, раскрытии системы исполнительной власти, определить роль Правительства РФ в структуре исполнительной власти, изучить механизм формирования Правительства РФ, его полномочия.
Задачами, с помощью которых будет происходить реализация цели исследования являются:
1. определение понятий исполнительной власти и Правительства РФ;
2. рассмотрение механизма исполнительной власти;
3. исследование системы исполнительной власти РФ;
4. изучение состава, полномочий и деятельности Правительства РФ;
5. исследование механизма формирования и отрешение от должности Правительства РФ.
Исходя из цели и поставленных задач, определяются основные вопросы, к которым относятся:
- какой статус Правительства РФ в системе исполнительной власти?
- как происходит формирование Правительства РФ?
- какой состав нынешнего Правительства РФ?
- при каких обстоятельствах происходит отставка Правительства РФ?
- какими полномочиями наделено Правительство РФ?
и другие.
Объектом исследования являются исполнительная власть РФ и сущность работы Правительства РФ. Соответственно предметом исследования является законодательство и Конституция РФ 1993 года.
В настоящей выпускной квалификационной работе применяется комплексный метод исследования, который подразумевает многоаспектный анализ и как следствие – выводы.
Значимость работы в качестве теоретической базы очевидна: производится систематизированная подборка материала из последних данных по данной тематике, а также путем проведения обоснованных рассуждений выражается мнение автора работы, которое находит свое отражение в заключении и выводах. Также проведенное теоретически и практически обоснованное исследование позволяет дать наиболее точное, полное и доступное понятие Правительства РФ и системы исполнительной власти. Такие сведения, представленные при наиболее оптимальном соотношении объема работы и качества, глубины раскрытия темы.
В работе приводятся данные нового Правительства РФ под председательством Фрадкова Михаила Ефимовича в 2004 году, а также последние преобразования в системе исполнительной власти.
Данная работа опирается главным образом на статьи Конституции Российской Федерации 1993 года (главы 110-117), Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-Ф "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г.), на указ Президента РФ (от 17 мая 2000г. с изменениями и дополнениями) «О структуре федеральных органов исполнительной власти», и от 16 октября 2001г.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, из двух основных глав, заключения, списка использованных источников.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 248.