Весьма существенными элементами конституционно-правового статуса Правительства являются вопросы о сложении Правительством своих полномочий; об отставке Правительства; о выражении Государственной Думой недоверия Правительству.
Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Это обусловлено статусом Президента и, в частности его полномочиями по назначению Председателя Правительства и формированию в целом данного ведущего федерального органа исполнительной власти. В случае сложения своих полномочий Правительство продолжает по поручению Президента РФ действовать до сформирования нового Правительства. Решение о сложении Правительством Российской Федерации своих полномочий оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации.
Отставка Правительства возможна в случаях:
Правительство само на основе коллегиально принятого решения подает в отставку;
решение об отставке единолично, по своему усмотрению без какого-либо согласования принимает Президент РФ;
недоверие Правительству выражается Государственной думой. Окончательное решение о судьбе Правительства в этом случае принимает Президент: он может объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную думу;
вопрос о доверии Правительству ставит перед Государственной думой его Председатель. В случае отказа в доверии Президент либо принимает решение об отставке Правительства либо распускает Государственную думу.
Процедура принятия решения о выражении недоверия Правительству Российской Федерации установлена в ч.3 ст.117 Конституции РФ. Постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения недоверия Правительству Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае. Если Государственная Дума в течение трех месяцев три раза выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
Отставка Правительства может последовать и в случае, если Председатель Правительства поставит вопрос перед Государственной Думой о доверии Правительству Российской Федерации. Если в таком случае Государственная Дума в доверии Правительству отказывает. Президент в течение семи дней со дня принятия Государственной Думой решения о недоверии правительству принимает решение об отставке Правительства либо роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. Тем самым обеспечивается преемственность и непрерывность деятельности исполнительной власти РФ.
Заключение
Путем решения поставленных задач, теоретического исследования и анализа основная цель исследования была достигнута, т.е. раскрыта тема выпускной квалификационной работы, проведенный анализ различных аспектов проблемы позволил раскрыть механизм Правительства РФ, в области исполнительной власти.
В процессе проведения исследования были определены и ответы на основные вопросы и исходя из этого сделаны выводы.
Итак, на сегодняшний день в Российской Федерации существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти.
Изложенные в квалификационной работе положения и исследования дают возможность в заключении сделать следующие краткие выводы:
1. Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ.
2. Исполнительная власть, согласно Конституции РФ, является самостоятельной ветвью государственной власти, основное назначение которой – организация исполнения актов законодательной власти и других нормативных актов.
3. Механизм исполнительной власти включает всю систему органов государственной власти, призванную обеспечивать ее фактическую и юридическую реализацию на всей территории РФ, которая образуется - федеральными органами государственной власти.
4. Нынешний состав Правительства РФ под председательством Фрадкова Михаила Ефимовича и Заместителя Председателя Правительства РФ Жукова состоит из 16 министерств, которые наделены определенными полномочиями и отвечают за свою область жизни государства.
Однако Правительство РФ, как орган исполнительной власти самостоятелен, осуществляя специфический вид государственной деятельности, которая по своему юридическому содержанию является исполнительной и распорядительной. В соответствии с законодательством Правительство обладает государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации. В целом они наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Но оно самостоятельно только в пределах, очерченных правом. Из Конституции вытекает общее правило: Правительство РФ действует в пределах установленных ему компетенций, в определенном порядке и в установленных правовых формах, хотя бы на этот счет и не было специальной оговорки в правовых актах, закрепляющих его задачи, функции и полномочия.
Во всей своей деятельности оно должно строго следовать требованиям Конституции, законов, выполнять и в пределах своей компетенции способствовать их выполнению другими.
Правительство РФ и система исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании. Они являются юридическими лицами, то есть обладают гражданской правоспособностью.
Права органов исполнительной власти гарантируются Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами ее субъектов, другими нормативно-правовыми актами, устанавливающими их статус. В качестве их организационных гарантов является Президент РФ, органы, решающие вопросы образования соответствующих органов, органы прокуратуры.
Слабым местом в статусе исполнительной власти и Правительства является неопределенность их ответственности за неблагоприятные последствия их деятельности.
От Правительства РФ исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально-экономических преобразований и наше движение вперед.
Список литературы
1. Конституция РФ 1993 года.
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-Ф "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г.)
3. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. - № 4.
4. Указам Президента РФ (от 17 мая 2000г. с изменениями и дополнениями) «О структуре федеральных органов исполнительной власти», и от 16 октября 2001г.
5. Указы Президента Российской Федерации о правительственных назначениях от 20 мая 2004 г. N 630, 631, 632, 633, 634, 635, 636, 637,638,639, 640, 641, 642, 643, 644, 645, 646
6. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”.
7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. “Административное право Российской Федерации”, Москва, изд. Юридическая литература 2001.
8. Бачило И.Л. – Доктор юридических Наук “Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития”, Москва, изд. Юристъ 1999.
9. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Г. “Российское административное право”, Москва, изд. Юристъ 2000.
10. Ноздрачев А. Ф. “Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ. 1993г.”, Москва, изд. Государство и право. 1997.
Приложение А. Классификация органов исполнительной власти.
Приложение Б. Федеральные государственные органы исполнительной власти.
Приложение В
Указы Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 630, 631, 632, 633, 634, 635, 636, 637,638,639, 640, 641, 642, 643, 644, 645, 646
Опубликовано 21 мая 2004 г.
Вступает в силу с 22 мая 2004 г.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 219.