Особенности становления и развития предпринимательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности становления и развития предпринимательства

В России и Республике Татарстан

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ С. 3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к пониманию сущности предпринимательства С. 7
1.1.Сущность понятий: "предпринимательство", "предприниматель" С. 7
1.2 Основные функции предпринимательства С. 22
1.3. Виды предпринимательства С. 24
ГЛАВА 2. Роль предпринимательства в развитии экономики Российской Федерации С. 31
2.1. Особенности развитие предпринимательства в России и за рубежом С. 31
2.2. Значение предпринимательства в социально-экономической жизни страны С. 48
ГЛАВА 3. Государственная поддержка предпринимательства в Республике Татарстан С. 59
3.1. Государственные органы, регулирующие предпринимательскую деятельность в РТ С. 59
3.2. Нормативно-правовое регулирование предпринимательства в РТ С. 70
3.3 Проблемы в области развития предпринимательства и основные пути их решения С. 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ С. 82
ПРИЛОЖЕНИЯ

        

        

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.

 Предпринимательство как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Статистика показывает, что в развитых странах на долю их производства приходится более половины всей производимой продукции. В России этот показатель гораздо ниже в силу несовершенства законодательства, регулирующего сферу предпринимательства, недостаточного инвестирования, высокой налоговой нагрузки и т.д.

Важность развития предпринимательства в России нельзя переоценить.

Во-первых, предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.

 В-третьих, создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Важной функцией предпринимательства является его социальная функция, связанная с возможностью поглощать большую часть незанятой рабочей силы, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической безработицы, экономических кризисов.

Экономически выгодно и актуально, чтобы появление большого числа в России малых фирм привело к созданию новых рабочих мест, принесло реальные деньги в бюджет государства, что особенно важно, учитывая необходимость возрождения экономики Российской Федерации в современных условиях рынка.

Но предпринимательству также нужна поддержка, для чего необходимо:

- качественное улучшение информационно-методической базы;

- проведение инвентаризации бездействующих производственных площадей крупных госпредприятий;

- разработка и распространение на этой основе различных экономических и правовых механизмов использования объектов государственной собственности субъектами предпринимательства;

- обеспечение правовых и организационных основ участия субъектов предпринимательства в приватизации федерального имущества.

Во всем вышесказанном и заключается актуальность избранной нами темы исследования.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретической и методологической основой дипломной работы служат труды ведущих в области исследования предпринимательства отечественных и зарубежных ученых.

Среди этой массы исследований можно выделить труды, которые имеют теоретический характер, исследуя законы функционирования предпринимательства. Это работы следующих авторов Б.А. Райзберга, В.Я.Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара и др.

При этом имеются труды, которые представляют собой практической руководство по организации собственного дела. Это, прежде всего, труды Б.С. Баженова, Ю.А.Баженова, И.Лебедевой и др.

Можно отдельно выделить блок литературы, предметом исследования которых является государственная политика в области предпринимательства. Среди таких трудов можно назвать таких авторов как М. А. Букаминой, И.М. Ивановой, Р. Макинтайр, М. Н. Масленникова и др.

Большое значение при анализе развития предпринимательства в Российской Федерации играют нормативно-правовые акты. Существует Закон РФ «О государственной поддержке предпринимательства в РФ», который закладывает основы нормативно-правового регулирования частного предпринимательства в России и, соответственно, в Республике Татарстан. Наиболее важным, с правовой точки зрения, для эффективной реализации государственной политики в сфере поддержки предпринимательства является Федеральный закон «О государственной поддержке и среднего предпринимательства в России». Принятый в 1995 году, он до сих пор играет исключительную роль в правовом регулировании взаимоотношений между государством и предпринимательством, хотя и имеет свои недостатки.

Федеральные программы поддержки предпринимательства занимают важное место в регулировании предпринимательства в РФ.

Так как наш предмет исследования лежит в области развития предпринимательства в Республике Татарстан в работе имеется анализ «Программы поддержки предпринимательства в Республике Татарстан на 2005-2010 годы», которая отражает особенности современного периода становления сектора предпринимательства и специфические задачи, которые ставит республика в области создания условий наиболее благоприятных для развития предпринимательства.

В качестве методов исследования в дипломной работе использовались системный анализ, сравнительный метод, прогнозирования и др.

Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в России и Республике Татарстан.Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: - изучение учебно-методической и научной литературы, статей, журналов и других материалов по теме работы, информации ресурсов Интернета по вопросам работы;- исследование понятия и основных характеристик предпринимательства;- исследование предпринимательства как элемента современной рыночной системы;- исследование правового регулирования и организации предпринимательства в Республике Татарстан;

- анализ проблем в области развития предпринимательства.

Объектом исследования в работе является предпринимательство как социально- экономическое явление.Предмет исследования – развитие предпринимательства в России и Республике Татарстан. Структура работы. Работа состоит из      введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

Виды предпринимательства

 

Целью написания данного параграфа дипломной работы является исследование видов предпринимательства.

Подобно любому другому виду деятельности в предпринимательстве существует разделение труда. Обладая общими сущностными чертами, различные виды предпринимательства вместе с тем имеют и специфические характеристики.

В дипломной работе представлены два типа деления предпринимательства на виды. В основе первого способа лег сектор экономики, внутри которого функционирует предпринимательство.

В основе второго- способ извлечения прибыли.

Итак, предпринимательство как особая форма экономической ак­тивности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают: а) предпринимательство государственное; б) предпринимательство частное.

Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

 а) государственными ор­ганами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государ­ственным имуществом (государственное предприятие), или

б) органами местного самоуправления (муниципальное пред­приятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального иму­щества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятель­ство, что они отвечают по своим обязательствам только иму­ществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обя­зательствам государства).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве таково­го) или предпринимателя (если такая деятельность осуще­ствляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов — государственное и част­ное предпринимательство — имеет свои отличительные при­знаки, но основные принципы их осуществления во многом сов­падают. И в том и в другом случае осуществление такой дея­тельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибы­ли.

Объективной основой выделения различных видов предпринимательства выступает также процесс движения средств предпринимателя.

Одним из решающих критериев при выборе сферы деятельности для предпринимателя выступает размер прибыли, полученный в течение определенного времени в расчете на единицу авансированных средств. Этот показатель принято называть нормой прибыли[13].

Итак, в дипломной работе на равнее с частным и государственным предпринимательством выделяются следующие виды предпринимательства:

1. Промышленное предпринимательство

2. Торговое предпринимательство

3. Кредитное предпринимательство.

Итак, разберем основные характеристики видов предпринимательства.

При промышленном предпринимательстве предприниматели избирают сферой приложения своих способностей создание материального продукта как основы удовлетворения потребностей общества. Поскольку одной из основных отраслей, где создается материальный продукт, выступает промышленность, то такой вид предпринимательства принято называть промышленным, хотя оно охватывает и другие отрасли (строительство, сельское хозяйство и т. п.).

Промышленное предпринимательство решает следующие главные задачи:

- создает материальный продукт, который в состоянии удовлетворить базовые потребности людей (предметы потребления) и служит капиталом для всех сфер предпринимательства (средства производства);

- реализует основные научно-технические идеи, закладывая фундамент экономического прогресса общества в целом. Специализация на этом виде предпринимательства позволяет сократить ту часть времени оборота, которая связана с созданием продукта. Она складывается из времени нахождения приобретенных средств производства в виде производственных запасов, собственно создания продукта, организационных и технологических перерывов. Сокращение времени собственно производства и технологических перерывов (сушка окрашенного, остывание разогретого, подогрев холодного и т.п.) зависит от степени реализации в производстве новых технических и технологических решений. Время организационных перерывов (обед, отсутствие третьей смены, сбои с поставками сырья и т.п.) определяются качеством реализации организаторской функции предпринимательства. Однако здесь следует, в частности, отметить необходимость взвешенного подхода к решению вопроса о введении ночной смены. Хотя с точки зрения сокращения времени оборота это положительный эффект, но социальные потери (негативное отношение к ночным сменам работников, снижение внимательности и качества работы в ночные часы и т.п.) могут оказаться выше.

Необходимо особо рассмотреть время нахождения средств производства в производственных запасах. Идеальный случай — «работа с колес», когда сырье даже не складируется, а сразу идет в производство. Но такое возможно лишь при высокой степени надежности поставщиков, транспортных сообщений и т. д. Ведь небольшая задержка с поставками может вызвать остановку производства и огромные убытки. Поэтому сокращение времени нахождения средств производства в производственных запасах во многом определяется уровнем совершенства другого вида предпринимательства — торгового.

Следующий вид предпринимательства - торговое предпринимательство.

Торговое предпринимательство - это особый вид предпринимательства, связанный главным образом с доведением продукта от производителя до потребителя. Не создавая нового материального продукта, торговое предпринимательство реализует особый товар — услугу, ускоряя и в целом удешевляя процесс движения товара. Это можно объяснить следующими причинами:

1. Специализация предпринимателя на торговой деятельности позволяет ему лучше изучить состояние рынка, оперативно учитывать его конъюнктуру.

2. Сокращаются затраты по обслуживанию процесса обращения (постоянное и полное использование складских помещений, сокращение транспортных расходов, уменьшение затрат по продвижению товара на рынке).

Современное торговое предпринимательство ориентировано на переход от философии сбыта, когда условием успеха фирмы считается умение продать наибольшее количество товара по наиболее высоким ценам, к философии маркетинга, предполагающей ориентацию на продажу именно нужного для покупателя товара, способного лучше удовлетворить его потребности. Такой подход позволяет сформировать устойчивый круг покупателей, дает гарантию повторного обращения к предпринимателю в случае возобновления потребности. Складывается благоприятный имидж фирмы, что создает лучшие условия для предпринимательства. Торговое предпринимательство осуществляет посреднические функции как на рынке ресурсов, так и на рынке конечных товаров и услуг. Каждый из них имеет свои особенности. К специфическим чертам рынка материальных ресурсов можно отнести:

- особый объект купли-продажи — не конечный продукт, a продукт, возвращающийся в производство;

- ограниченное количество покупателей;

- более крупные размеры закупок;

Конечным покупателем, как правило, выступает производитель. Основными институтами торгового предпринимательства на рынке ресурсов являются биржи, торговые дома, оптовые фирмы, брокерские конторы и т.п. На рынках конечной продукции торговые предприниматели реализуют товары отдельным лицам, семьям (домохозяйствам) для личного потребления. Эти рынки характеризуются:

- значительным количеством покупателей;

- резкими отличиями потребителей друг от друга по возрасту, уровню доходов, образованию, взглядам и т. п.;

- большой сложностью предвидения поведения покупателя;

- непрофессионализмом покупателя.

В торговом предпринимательстве могут быть использованы два вида операций:

- комиссионные, осуществляемые по поручению клиента и за его счет. Доход торгового предпринимателя в данном случае составляют комиссионные, как правило, в процентах от стоимости сделки;

- коммерческие, которые осуществляются предпринимателем от своего имени и за свой счет. Его доход формируется за счет разницы между ценой продажи и ценой покупки.

Конечно, производитель мог бы сам организовать реализацию своего товара по рыночным ценам. Но это потребует от него дополнительных средств, времени, отвлечения от его основной деятельности. Поэтому для него оказывается предпочтительнее продать посреднику товар несколько ниже рыночной цены конечной реализации, недополучив при этом часть выручки, но сэкономить время и дополнительные расходы. Сегодня мы можем наблюдать ситуацию, когда многие крупные фирмы создают собственные подразделения, занимающиеся непосредственно сбытом продукции. Однако это не отрицает общей закономерности разделения сфер предпринимательской деятельности. Отдел сбыта и производственный отдел, хотя и находятся в пределах одной фирмы, но специализируются на различных видах предпринимательства.

Третий вид предпринимательства - кредитное предпринимательство.

Кредитное предпринимательство представляет собой разновидность предпринимательства, которая связана с аккумуляцией временно свободных денежных средств и последующим использованием их для предоставления кредита на принципах срочности, платности и возвратности. Как у предприятий, так и у домохозяйств, с одной стороны, возникают временно свободные денежные средства (например, накапливаемые средства для строительства нового цеха или откладываемые деньги для поездки во время отпуска на отдых), а с другой — периодически появляется временная потребность в дополнительных средствах. Примером последнего может служить стремление молодой семьи приобрести квартиру с последующей выплатой ее стоимости в течение нескольких лет или получение предприятием средств для выплаты заработной платы работникам до того, как будет реализована произведенная ими продукция. Кредит может предоставляться как в натуральной (потребительский и коммерческий), так и в денежной (банковский и межхозяйственный).

Потребительский кредит предоставляется в виде предметов потребления домохозяйствам с отсрочкой оплаты их стоимости. Она обычно вносится частями в течение определенного времени.

Коммерческий кредит предоставляется поставщиками сырья его потребителям с последующей оплатой стоимости по истечению определенного срока. Как правило, коммерческий кредит сопровождается выдачей векселя. Вексель это долговое обязательство, выдавший которое обязуется уплатить в установленный срок указанную в векселе сумму.

Банковский кредит выдается в денежной форме специализированными кредитно-финансовыми учреждениями — банками.

Межхозяйственный кредит предоставляется в денежной форме предпринимателями друг другу.

Основная сфера кредитного предпринимательства — банковский кредит. Остальные виды кредита чаще всего выступают как «побочный продукт» другого вида предпринимательства (потребительский кредит — торгового предпринимательства, коммерческий кредит - промышленного предпринимательства).

Кредит выдается за определенную плату. Она может рассматриваться как цена кредита и называется ссудным процентом.

По  мере развития рыночных отношений роль кредитного предпринимательства постоянно возрастает и сегодня практически нет такой сферы экономической жизни, которая так или иначе не была бы связана с деятельностью банков или других кредитных учреждений. Кредитная деятельность стала одним из определяющих факторов макроэкономической ситуации. Но в какой бы сфере ни действовал предприниматель, какой бы специфический рынок он ни обслуживал, заниматься своим делом он сможет только в условиях конкуренции.

 

 

В России и за рубежом

 

Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран и Российской Федерации. Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам.

Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса[14]. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда США в расчете на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия[15].

Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой интеграции являются финансируемый лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в США в конце 80-х годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд долл. По оценкам оборот фирм на основе франчайзинга может возрасти к 2005 г. до 1 трлн долл.[16]

Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении, обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи малых предприятий служат непременным условием их последующего выхода на арену самостоятельной конкурентной деятельности. Не прошедшие этап субподрядной деятельности малые предприятия, напротив, не смогли подняться до высокого уровня механизации и выпуска продукции. Малые предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они играют важную роль для решения проблем занятости и безработицы. Малые предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран, содействуя развитию промышленно отсталых регионов. Они организуются с целью разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями является нерентабельным. Малые предприятия создаются с учетом местных традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной сети.

Охарактеризуем некоторые страны с рыночной экономикой по степени развития предпринимательства.

В 1993 г. в США было создано 630 тыс. новых фирм, а в 2003 г., согласно аналитикам, в мелких компаниях трудилась более 70% американских рабочих и служащих. Вопросами предпринимательства в США занимается Комитет предпринимательства в Сенате США[17]; Администрация предпринимательства США–АМБ[18]; Министерство торговли США[19].

Предпринимательство США составляют высокий процент в таких отраслях промышленности, как швейная (40%), резинотехническая и пластмассовая (23%), обувная (23%).

Теперь считаем нужным перейти к целям и основным направлениям государственного регулирования и содействия развитию малого предпринимательства за рубежом.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований.

Особый интерес государство проявляет к той части малого бизнеса, которая ведет интенсивную научно-производственную деятельность. С середины 70-х годов одной из важнейших задач государственного регулирования и содействия развитию малого бизнеса стала задача создания новейших технологий, которые требуют крупномасштабных, междисциплинарных исследований, и следовательно, больших затрат финансовых средств, которые малые предприятия самостоятельно осуществлять не в состоянии. Сами технологии и процесс их возникновения стали в современных условиях не менее важным объектом промышленной политики, чем отрасли и товарные рынки.

Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет целью:

§ создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;

§ реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;

§ реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;

§ оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;

§ применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;

§ упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя;

§ снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:

§ поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;

§ интенсификацию инвестиционных процессов;

§ стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.

В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы государственной поддержки:

§ законодательное установление долгосрочных программ развития малого бизнеса;

§ включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.

В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса[20].

Особое место в государственной политике США уделяется развитию экспортных возможностей сектора предпринимательства. Для этого, был разработан ряд программ финансовой и технической поддержки экспортно-ориентированных предпринимательства. Вопросами развития экспортных возможностей предпринимательства занимаются 16 федеральных министерств и ведомств, в их числе: Комитет предпринимательства в Конгрессе США[21];

Наиболее широкими возможностями в поддержке и развитии в секторе предпринимательства обладает АМБ, в которой был создан Департамент международной торговли – OIT, координирующий деятельность всей инфраструктуры развития экспортных возможностей пре в вопросах методической, технической, финансовой и организационной помощи[22]. Общий объём экспортных кредитов АМБ по этим программам в 2003 г. составил $700 млн. Программа поддержки АМБ приведена в таблице 5 (См. Приложение).

Создание новых производств за рубежом требует крупных инвестиций и для этого Правительство США создало в 1971 г. «Корпорацию частных зарубежных инвестиций» - OPIC)[23]. Благодаря комплексной государственной поддержке, в течение ряда лет обеспечивается устойчивые темпы роста количества экспортно-ориентированных МП (на уровне 10-12% в год), при возрастании экспортных продаж примерно на 14-15%, тогда как рост экспорта США за последние 4 года удерживается на уровне 10-13%[24].

В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других.

Развитие инновационного и экспортного потенциала сектора малого и среднего бизнеса в Японии приведено в таблице 8[25] (См. Приложение).

Министерство экономики, торговли и промышленности Японии является разработчиком государственной стратегии развития экономики страны и, в частности, координирует всю национальную систему поддержки и развития предпринимательства. Последствия экономического спада, начавшегося после финансового кризиса в 1998 г. значительно ухудшили положения сектора малого и среднего бизнеса. В этой связи Правительство Японии и METI приняло ряд мер по оздоровлению национальной экономики и развитию малого и среднего бизнеса, особенно в сфере наукоемких и высокотехнологичных производств, обеспечивающих увеличение экспортного потенциала страны.

Для этого в 1999 г. были введены значительные изменения в "Основной закон о малом предпринимательстве", способствовавшие адаптации сектору малого и среднего бизнеса к существенным изменениям в экономике, связанным с революцией в информационных и высоких технологиях, глобализацией рынков и обострением конкуренции. В новой редакции закона, поднята роль сектора малого и среднего бизнеса как источника динамичного развития национальной экономики[26].     Приоритетными направлениями дальнейшего развития малого и среднего бизнеса являются поддержка инновационных и венчурных предприятий, совершенствование системы управления предприятиями и повышение их устойчивости для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках. Для коренной модернизации производственных малого и среднего бизнеса (переоснащение современны оборудованием и широкое применение новейших технологий, улучшение условий труда и др.) в 3,3 раз увеличен размер уставного капитала. При этом в сфере услуг размер предприятий вырос до 100 работников, а уставной капитал увеличился в 5 раз.

Для оживления совместной деятельности НИИ, университетов и предприятий частного бизнеса, работающих в области создания новых промышленных технологий были дополнительно выделены Ґ72,2 млрд. бюджетных средств. С целью стимулирования создания при университетах дочерних предприятия для трансферта технологий в промышленность в 2004 г. увеличены ассигнования с Ґ36,2 до Ґ47,7 млрд. [27]

Это позволит через 3 года создать 1000 новых инновационных предприятий частного бизнеса. Ожидается, что в ближайшие 5 лет это позволит в 10 раз увеличить количество патентов выдаваемых в стране.

Значительную информационную, консультативную и техническую поддержку экспортерам оказывает государственная «Японская организация внешней торговли» . JETRO была создана в 1958 г. в целях продвижения японского экспорта на международные рынки. В настоящее время деятельность этой организации направлена, с одной стороны, на расширение зарубежных инвестиций в национальную экономику, а с другой стороны, на помощь японским предприятиям частного бизнеса в развитии их экспортного потенциала[28].

Уже в 2004 г. экспорт японских товаров и услуг, по сравнению с 2003 г., возрос на 20,3% достигнув уровня $565,15 млрд. [29]

В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.

В стране на данный момент функционирует 2,37 млн. предприятий, что свидетельствует о неуклонном росте предпринимательства в этой стране.

Государственная стратегия развития промышленности, поддержки малого и среднего бизнеса и расширения экспорта разрабатывается Министерством торговли и промышленности[30]. Начиная с 2000 г. предпринят ряд законодательных и организационных мер по созданию наиболее благоприятных условий для развития сектора малого и среднего бизнеса и расширению его экспортного потенциала. В составе DTI было образовано агентство «Службы предпринимательства» и реорганизован ряд других ведомств, занятых внешнеэкономической деятельностью[31].

SBS объединяет деятельность всей национальной инфраструктуры поддержки предпринимательства включая сеть «Деловых связей» и координирует реализацию всех программ развития малого и среднего бизнеса, стремясь к созданию благоприятных условий для роста этого сектора экономики. Благодаря целенаправленной государственной политике, Великобритания занимает 6-е место в мире по общему объёму экспорта, а по объёму экспорта услуг вышла на 2-е место, что в значительной мере связано с развитием экспортных возможностей малого и среднего бизнеса. Программа поддержки SBS приведена в таблице 7[32] (См. Приложение).

Государственное содействие развитию малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:

§ создание стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;

§ использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;

§ обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;

§ создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти; неправительственные объединения и организации; специализированные организации инфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;

§ осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов:

§ разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;

§ оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;

§ предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков.

§ содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

Мы рассказали о малом бизнесе за рубежом, теперь считаем целесообразным привести некоторые статистические данные, показывающие уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах.[33]

Таблица 1

Показатели развития предпринимательства[34]

 

    Страны Количество малых и средних предприятий (тыс.) Количество малых и средних предприятий на 10 тыс. жителей Занято на малых и средних предприятиях (млн. чел.) Доля малых и средних предприятий в общей численности занятий (%) Доля малых и средних предприятий в ВВП  (%, оценочно)
Великобритания 2630 460 13,6 49 50-53
Германия 2290 370 18,5 46 50-52
Италия 3920 680 16,8 73 57-60
Франция 1980 350 15,2 54 55-62
Страны ЕС 15770 450 68,0 72 63-67
США 19300 742 70,2 54 50-52
Япония 6450 496 39,5 78 52-55

 

Теперь переходим к непосредственному рассмотрению становления и развития малого бизнеса в России и возникающих в связи с этим проблем.

Малый бизнес - разнородное и исторически обусловленное социально-экономическое явление, суть которого (не говоря уж о частных проявлениях) нельзя понять, а развитие - действенно регулировать в отрыве от этой специфики, от места и времени его формирования. При наличии общих генетических и видовых черт он имеет массу межстрановых и межрегиональных различий. Причем, если малый бизнес, скажем, в США и во Франции различается не столько количественно, сколько качественно (в том числе по социально-психологической мотивации), то, например, в Москве и в Московской области, в Республике Татарстан - и качественно, и количественно.

Сопоставляя малый бизнес в России и за рубежом, можно идентифицировать "западную" его модель как традиционную и позитивно оцениваемую обществом форму организации хозяйственной деятельности в любой отрасли экономики и социальной сферы с относительно небольшой численностью занятых и с минимальным административным аппаратом, основанную, как правило, на первоначальном привлечении заемного капитала.

"Западные" малые предприятия обычно узко специализированы, но сохраняют потенциал быстрого перепрофилирования; они часто работают в тесной кооперации с крупными фирмами и корпорациями, используя, в частности, выгоды современного посредничества в их материально-техническом обеспечении и в сбыте продукции, ориентированы в зависимости от производственной специализации на национальный, региональный, местный или мировой рынок и пользуются узаконенной поддержкой общегосударственных, региональных и местных властей[35].

Что же касается малого предпринимательства в постсоветской России, то его приходится трактовать как сравнительно новую форму хозяйственной деятельности небольших (в сравнении с "первичными звеньями" советского периода) по численности занятых и масштабу оборота предприятий, а также деятельности индивидуальных предпринимателей, организованную по различным мотивам за счет собственных ресурсов или средств крупных предприятий (учредителей), при весьма неоднозначном отношении населения[36].

Для этой формы характерны:

 1) редкое использование начального заемного капитала;

 2) высокие административно-управленческие издержки;

 3) слабое задействование преимуществ быстрого перепрофилирования;

4) диспаритетные (зачастую - просто дискриминационные) отношения с посредниками по сбыту продукции;

 5) исключительно сильная зависимость от местной власти и от местного рынка;

 6) особые "теневые" стороны деятельности (прежде всего в сфере трудовых отношений).

 Российскому малому бизнесу, как уже отмечалось, свойственны и существенные региональные различия в отраслевой структуре, масштабах и в других параметрах. При этом он явно недостаточно охвачен официальными статистическими наблюдениями.

Указанные особенности (коих на самом деле больше 5, мы отметили лишь основные) требуют если не обязательного учета при разработке общих условий господдержки российского малого бизнеса, то хотя бы ясного их осознания как реальности. А их игнорирование или недостаточный учет - один из основных факторов замедления развития малого бизнеса в России.

Итак, приведем статистические данные, характеризующие уровень развития предпринимательства в России.

Факты таковы, что занятость на одном малом предприятии в среднем по России колеблется в интервале от 12,1 (в сельском хозяйстве) до 5,7 человек (в торговле и общественном питании). Средние же по России значения производительности труда в малом бизнесе (в зависимости от типичного размера добавленной стоимости в продукции и фондоемкости различных отраслей) - от 105,3 тыс. руб. на одного занятого в промышленности, 97,1 тыс. - в строительстве и 92,3 тыс. - на транспорте до 56,4 тыс. - в торговле и общественном питании и 39,1 тыс. руб. - в сельском хозяйстве.

Исходя из этих средних цифр логично предположить, что максимум производительности труда в малом бизнесе типичен для регионов, где преобладают малые предприятия промышленности, строительства и транспорта. На уровне федеральных округов это, действительно, так: наибольшие показатели выработки отмечены в Уральском (146,6 тыс. руб. продукции на одного занятого) и Дальневосточном (136,9 тыс.) округах с высокими долями в отраслевой производственной структуре промышленного и строительного комплексов. В то же время на уровне отдельных регионов (субъектов РФ) ситуация иная: она определяется огромными различиями в выпуске продукции однопрофильными малыми предприятиями с примерно равной численностью занятых.

Оказывается, что наиболее значительные по объему производства промышленные малые предприятия работают в Дальневосточном округе (средний объем производства 1834,9 тыс. руб.), а самые мелкие - в Северо-Западном округе (778,9 тыс.). В сельском хозяйстве лидером по среднему объему производства на одном малом предприятии является Приволжский (710,8 тыс. руб.), а аутсайдером - Дальневосточный округ (213,6 тыс.). В строительстве показатели различаются от 2021,7 тыс. руб. в Уральском до 827 тыс. в Центральном округах. Наиболее крупные транспортные малые предприятия функционируют в Южном (2082,7 тыс. руб.), а наиболее мелкие - в Сибирском (596,9 тыс.) округах. Значительно меньшая дифференциация показателей характерна для малых предприятий торговли и общественного питания: от 443 тыс. руб. в Приволжском до 271,7 тыс. в Центральном округах.

Абсолютным лидером по среднему объему производства на одном промышленном малом предприятии является Таймырский автономный округ (32,5 млн. руб.); далее с большим отрывом следуют Коми-Пермяцкий автономный округ (6,3 млн.), Республика Хакасия (4,5 млн.), Мурманская область (4,3 млн.), Ямало-Ненецкий и Корякский автономные округа (по 3,5 млн.). Показатели этих регионов в несколько раз превосходят среднероссийский уровень.

На другом полюсе находится Ненецкий автономный округ (9,1 тыс. руб.); скромные по объему производства малые промышленные предприятия действуют в двух республиках Южного округа - Калмыкии (190,9 тыс.) и Ингушетии (241,2 тыс.). Во всех этих регионах показатели в несколько раз ниже среднероссийского уровня.

По среднему объему производства на одном малом предприятии строительного профиля со значительным отрывом лидируют два автономных округа Тюменской области: Ямало-Ненецкий (5,3 млн. руб.) и Ханты-Мансийский (5,1 млн.). Более чем втрое выше среднероссийского уровня данный показатель в Мурманской области (3,7 млн. руб.). Аутсайдерами являются Ненецкий, Эвенкийский и Усть-Ордынский автономные округа, где, согласно данным Госкомстата России, в 2000 г, малых стройпредприятий не было вообще. Среди остальных регионов наиболее низкие показатели зафиксированы в Ивановской (253,9 тыс. руб.) и Омской (288,4 тыс.) областях, а также в Республике Тыва (299,1 тыс.).

Применительно к транспорту наибольшие масштабы производства характерны для малых предприятий, работающих в северных автономных округах Дальнего Востока и Сибири: Корякском (20,6 млн. руб. на одном предприятии) и Таймырском (11,3 млн.), причем эти показатели могут быть завышенными из-за практики округления статистических данных по подобным округам. Более достоверным является показатель по Краснодарскому краю - 5,1 млн. руб.; значительные по объему производства малые предприятия, функционирующие в этом регионе, связаны с портовым хозяйством. Еще в пяти субъектах Федерации (Архангельской и Камчатской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО и Республике Хакасия) показатели превосходят среднероссийский более чем втрое.

Согласно данным Госкомстата России, в Ненецком, Усть-Ордынском Бурятском, Коми-Пермяцком и Агинском Бурятском автономных округах в 2004 г. не работало ни одно транспортное малое предприятие. Среди остальных регионов наименее крупные по объему производства малые предприятия этой отрасли действуют в Эвенкийском автономном округе (60,2 тыс. руб.) и Республике Башкортостан (100,2 тыс.).

Наибольшие объемы оборота розничной торговли и общественного питания в расчете на одно малое предприятие свойственны регионам, особо удаленным от экономического центра страны. Восемь регионов, лидирующих по среднему объему производства на одно малое предприятие торговли и общественного питания, расположены в Сибири и на Дальнем Востоке; максимальный показатель был зафиксирован в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе - 8,4 млн. руб. Это явление, скорее всего, связано с характерным для таких регионов высоким уровнем потребительских цен.

Во многих регионах сложившаяся отраслевая структура деятельности малых предприятий вроде бы не поддается объяснению на основе факторов, традиционно характеризующих региональные различия. В ряде случаев создается впечатление, что процесс формирования отраслевой структуры проходит чисто стихийно, не укладываясь в какую-либо экономическую логику. Проще всего это было бы связать исключительно с несовершенством статистического учета, объясняющим подчас самые невероятные значения показателей деятельности малых предприятий в регионах (особенно это касается автономных округов). И все-таки анализ, в конечном счете, позволяет выделить здесь некие закономерности, характеризующие параметры дифференциации.

Выше уже приводилось объяснение тому, что в большинстве субъектов РФ максимальное число малых предприятий действует в торговле и общественном питании - в отрасли, которой свойственна самая низкая дифференциация регионов России по доле в общем числе малых предприятий и которая крайне слабо зависит от общеизвестных факторов отраслевой дифференциации регионов, в первую очередь от сложившейся специализации хозяйства. Так вот, самые высокие параметры работы промышленных малых предприятий в ряде регионов Дальневосточного федерального округа объясняются тем тоже упоминавшимся выше обстоятельством, что там одной из базовых отраслей хозяйства является рыбная промышленность, в основном представленная малыми рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями, выпускающими дорогую продукцию.

Объемы производства в расчете на одно промышленное малое предприятие в 1998- 2004 гг. росли темпами, опережающими динамику этого показателя в других отраслях экономики. Результатом стало существенное увеличение доли промышленности в отраслевой структуре малого бизнеса при снижении удельного веса строительства, а также торговли и общепита. Наиболее ярко эта общероссийская тенденция проявилась в Центральном и Дальневосточном федеральных округах. Это можно объяснить постдефолтными изменениями экономических условий, в том числе благоприятной ситуацией для развития импортозамещающих производств в промышленности. При этом в группу с наиболее значительными показателями роста (выше среднероссийских) попали именно те ее отрасли, в которых широко распространены малые формы хозяйствования: текстильная, кожевенная, меховая и обувная, пищевкусовая, рыбная, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Поэтому объемы производства на малых предприятиях в различных регионах тесно связаны с мерой развития в региональной экономике именно этих отраслей.

Подведем некоторые итоги вышесказанному.

Проанализировав имеющиеся статистические данные, мы пришли к выводу, что самая большая концентрация предпринимательства в мировом масштабе относится к сельскому хозяйстве, затем к торговле, сфере услуг, строительству и промышленности (См. Приложение).

Если рассмотреть развитие предпринимательства РФ по структуре, то наибольший удельный вес занимают предприятия предпринимательства в сфере торговли и общественного питания — 44 процента, на долю которых приходится почти половина численности занятых в малом предпринимательстве.

 На втором месте — промышленные предприятия (19 процентов), на третьем — строительство (12 процентов).

Остальные отрасли составляют от 2,5 до 0,1 процента по всем показателям.

Использование производительных систем, позволяющих ускорить переналадку производства, смогло изменить правило, связанное с экономией на масштабах, дало возможность сократить цикл жизни изделий, производить продукцию для специализированных рынков. Малые фирмы все чаще достигают экономии на масштабах, используют принцип кооперации и разделения труда благодаря объединению в тесно кооперирующиеся группы самостоятельных компаний.

В малом предпринимательстве сложилась новая система внутрикорпорационного управления и финансирования, оттеснившая традиционные методы административно-бюджетного характера на второй план[37]. Вместе с этим появился новый институт рискового, или венчурного, капитала.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства являются поддержка инновационных и экспортных предприятий, совершенствование системы управления предприятиями и повышение их устойчивости для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках.

 

 

В Республике Татарстан

Государственные органы,

И основные пути их решения

Развитие малого и среднего предпринимательства в России и Республике Татарстан сталкивается с множеством проблем, ликвидация которых является стратегической задачей государства.

Итак, в данном параграфе дипломного исследования содержится перечень основных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели при осуществлении своей деятельности.

а) Кредитование[48].

Многим предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Во-первых, обеспечение кредита – как таковое банки рассматривают зачастую только недвижимость, иномарки, золото и драгоценности. Во-вторых, оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита. В-третьих, процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов.

б) Наличие административных барьеров[49].

Количество административных барьеров постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени. Пример: чтобы организовать выезд представителя СЭС для получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев. Причем это при условии, что вы сами уже подготовили все необходимые проекты документов, а подобных контролирующих организаций десятки. Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы. В качестве примера можно привести одно малое московское предприятие, действующее уже в течение десяти лет. Для того, чтобы складировать все бухгалтерские архивы необходима площадь не менее двадцати квадратных метров, а, так как минимальная арендная плата составляет не менее 200-300 долл. за квадратный метр офисных помещений в год, то затраты составят соответственно от 4 до 6 тыс. долл. в год. Хранить эти данные в электронной форме невозможно.

в) Недостаточная подготовка руководителей[50].

Значительная часть новых малых предприятий создается людьми, не имеющими опыта ведения своего предпринимательства или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета.

г) Отсутствие необходимой инфраструктуры[51].

Часто препятствием для развития малых предприятий становится отсутствие необходимой инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную застройку 60-80х гг. очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. Малые предприятия неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет.

д) Нехватка информации[52].

Несмотря на существование многих программ помощи малых предприятий, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным. Примером могут служить попытки получить информацию о создаваемых в данный момент в Москве и Казани технопарках. Ни одной из фирм, с которыми мы общались, не удалось узнать путем простого телефонного звонка, на каких условиях могут быть предоставлены арендные площади. Только одной из фирм было сделано реальное предложение о сотрудничестве, причем поступило оно из г. Тутаева Ярославской области. Из него ясно следовало, что компания получит в этом городе определенные льготы, а некоторые услуги, такие как предоставление земельных участков на берегу Волги, были бы оказаны бесплатно[53].

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении хотелось бы сказать следующее.

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель. Однако предприниматель не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом (- лицо или учреждение, берущее на себя определенные обязательства по договору), а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.

В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.

Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерским связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей.

Предпринимательство в рыночной экономике составляет ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях – этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Основные преимущества, характерные черты, присущие предпринимательству:

 - возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом предпринимательстве упрощена структура принятия управленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

 - ориентация производителей преимущественно на региональный рынок. предпринимательство идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

 - поддержание занятости и создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна для нашей страны; процесс приватизации уберет балласт с предприятий и мелкий предпринимательство мог бы сыграть роль амортизатора, вобрав в себя свободную рабочую силу.

 -выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы предприятиям на основе субкооперации. Мелкий предпринимательство улучшает общую структуру производства, так как облегчает адаптацию «неповоротливого» крупного производства к изменяющимся условиям, к новым требованиям научно-технического прогресса: способствует развитию специализации, освобождает крупные корпорации от производства мелкосерийной продукции, занимает поиском, доработкой и освоением новых изделий, охотнее идет на риск.

 - небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

 - экономическая эффективность производства в малых предприятиях.

 - инновационный характер малых предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли предпринимательства в развертывании научно-технической революции.

На современном этапе повышение роли предприятий предпринимательства в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории.

Предпринимательство является важным фактором в решении экономических и социальных задач, таких как: формирование конкурентной среды, создание дополнительных рабочих мест, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемых товаров или предоставляемых услуг, содействие крупным предприятиям путем создания вспомогательных или обслуживающих производств, поддержание инновационной активности.

Вот почему становление и развитие предпринимательства представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики и для России.

Учитывая проблемы и перспективы развития предпринимательства в России, можно сделать вывод о том, что и в нашем государстве правительством должно быть сделано очень много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке предпринимательства, и специальные фонды, созданные государством.

 В целом же российское  предпринимательство находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства.

И напоследок подчеркнём, что малое предпринимательство (предпринимательство) - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

        


 


Источники

 

1. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации» // газета "Российская Федерация" от 29 июня 1995 г. N 1348.

2. Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» // газета "Российская Федерация" от 29 марта 2002 г. N 1338.

Литература

 

 

1) Андерс Ослунд. Условия развития малого предпринимательства // Человек и труд. – 2005. – № 12. С. 17 -19.

2) Баженов Б.С., Баженов Ю.А. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению предпринимательства - М: ИВЦ «Маркетинг», 2004.- 104с.

3) Бондаренко В. Как поддерживают предпринимательство в Америке / В. Бондаренко // Малое предприятие. - 2004. - № 11. - С. 8-9

4) Борисов С. Раньше малому бизнесу нужна была поддержка, теперь – опора // Человек и труд. – 2003. - № 7. – С. 25 -28.

5) Букамина М. А. Большая забота о малом предпринимательстве: Поддержка предпринимательства "по-американски" / М. А. Букамина // Рос. предпринимательство. - 2005. - № 3. - С. 11-17.

6) Витале Дж. Предпринимательство: Реклама. (Перевод с английского) - М.: Издательский дом «Довгань», 1998.- 224с.

7) Гнетов М. В нашем городе новые рабочие места обеспечиваются только малым бизнесом // Человек и труд. – 2004. - № 6. С. 32 - 34.

8) Гнилитская Е.В. Институционально-психологические основания успешного развития предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2006. - апрель. – С. 45-49.

9) Государственная политика и предпринимательство в США // Экономика и упр. в зарубеж. странах. - 2004. - № 9. - С. 38-44.

10) Грузков А.П. Региональные программы развития: социально-экономический аспект // Российское предпринимательство. – 2006. - февраль. – С. 32-41.

11) Дацко С.Н. Социальная ответственность предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2006. - февраль. – С. 18-24.

12) Ковалёв В.В. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М., 2004. - 416с.

Колесникова О. О совершенствовании правовой базы обеспечения занятости населения // Человек и труд. 1999. - № 2. -С. 33 - 35.

13) Корчагин А. Д. Значение и роль предпринимательства в инновационном процессе / А. Д. Корчагин, Ю. Г. Смирнов // Инновации. - 2004. - №5.-С. 23-29.

14) Кузьмичев А.Д. Предпринимательство: взгляд из прошлого в настоящее

15) Кулапина Г.М. Организация консалтинговых услуг для малого и среднего бизнеса региона // Российское предпринимательство. – 2006. - январь. – С. 38-41.

16) Курс экономики: Учебник / Под редакцией Б.А. Райзберга.- М.: Высшая школа, 2000. - 226с.

17) Лапуста М.Г. Старостин Ю.А. Малое предпринимательство.- М: ИНФРА-М, 2000. - 320с.

18) Лебедева Л. США: малое предпринимательство как образ жизни // Человек и труд. – 2005. - №9. – С. 23.

19) Лебедева И. Тенденции научно-технического развития предпринимательства в Японии / И. Лебедева // Проблемы теории и практики упр. - 2004. - № 3. - С. 74-79.

20) Левкин Н. В. Национальные особенности и организационная культура российского предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2006. - апрель. – С. 55-59.

21) Макинтайр Р. Местные власти - стимуляторы предпринимательства // Проблемы теории и практики упр. - 2005. - № 3. - С. 56-60.

22) Масленников М. Н., Правовое регулирование предпринимательства в Экономике развитых стран // Экономика и жизнь. – 2004. - № 10. ‑ С. 23-26.

23) Мельников О.Н., Абрамов Е.Г. Повышение эффективности предпринимательской деятельности как функция эволюции стадий экономического развития организации // Российское предпринимательство. – 2006. - февраль. – С. 38-41.

24) Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.) – М.: Издательский дом НОВЫЙ ВЕК, 2004.

25) Морозов В. А. Большая забота о малом предпринимательстве: зарубежный опыт поддержки предпринимательства // Рос. предпринимательство. - 2004 .- № 8. - С. 81-88; № 10 .- С. 99-104.

26) Мягков П., Фесенко Е., Еремина О. Н. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна. 2000. ‑ с. 561.

27) Нерсисян Т.Я. Совершенствование государственного регулирования предпринимательской деятельности на региональном уровне // Российское предпринимательство. – 2006. - февраль. – С. 13-17.

28) Новости Предпринимательства. Электронный журнал. Выпуск №35 2005.

29) Нойбауэр Х. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях // Проблемы теории и практики упр. - 2004. - № 3. - С. 62-67.

30) О программе правительства ФРГ по поддержке и среднего предпринимательства // Бюл. иностран. коммер. информ. - 2005. - № 74 (3 июля). - С. 4.

31) Оноприенко В. И. Малые предприятия: Опыт, проблемы -М.: Профиздат, 2004. ‑ с. 615.

32) Опыт зарубежных стран в развитии конкурентоспособного экспортно-ориентированного и среднего предпринимательства//Российская ассоциация развития среднего и предпринимательства//26 апреля 2005 // http:// www/Nisse.ru.

33) Певзнер А. Г. Новое о малых предприятиях. - Выпуск 2. М.: АО "Факт", 2000. ‑ с. 382.

34) Пивоваров И.С. Организация международного предпринимательства // Экономика XXI век. – 2004. – № 2. – с. 39-73.

35) Предпринимательство и предпринимательство: Учебное пособие.- Мн.: Высшая школа. 2000. - 266с.

36) Предпринимательство: Учебник для Сузов / Под редакцией профессора В.Я.Горфинкеля, профессора Г.Б. Поляка, профессора В.А. Швандара.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - 475с.

37) Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США. – М. Факел, 1999.

38) Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США// Проблемы теории и практики управления, 2004.

39) Райан Д. Д. Предпринимательство: Предпринимательство-план предпринимателя / Д. Д. Райан, Г. П. Хидьюк; Пер с англ. под ред. Д. О. Ямпольской. - 6-е изд. - СПб.: Издат. Дом "Нева", 2005. - 608 с. - (Соврем. предпринимательство).

40) Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск, 1999. - 688с.

41) Серегин А. С. Эффективность предпринимательства. М.: Экономика, 2000. ‑ с. 417.

42) Свирчевский В.Д. Макроэкономические цели и развитие предпринимательства (к вопросу о роли экономической науки в трансформации общества) // Российское предпринимательство. – 2006. - апрель. – С. 23-27.

43) Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на- Дону, издательство «Феникс», 1998. - 672с.

44) Табурчак П.П. Тумина В.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – Ростов на Дону, 2004. - 342с.

45) Тарасов К. М. Малое предпринимательство в системе рыночных отношений. - М.: Экономика, 2005. ‑ с. 320.

46) Финансовая газета №11, 12, 14, 35, 2004

47) Ходов Л. Г. Типы предпринимательства в России и за рубежом / Л. Г. Ходов // Внешнеэкон. бюл. - 2005. - № 1. - С. 62-66.

48) Хоскинг А. Курс предпринимательства, Перевод с английского. М.: Международные отношения, 2005. - 350с.

49) Цанден З. Руководство и и средними предприятиями . Перевод с немецкого. Обнинск, 1999.-16с.

50) Шелягина Н. А. предпринимательство в условиях рынка. - М.: Экономика, 2004. ‑ с. 567.

 

 

Интернет - источники

51) http://wwwc.house.gov/smbiz/

52) http://www.sba.gov/OIT/

53) http://www.opic.gov/

54) http://www.dti.gov.uk

55) http://www.sbs.gov.uk

56) http://www.businesslink.gov.uk

57) http://www.meti.go.jp/english/index.html

58) http://www.jetro.go.jp/

59) http://www.sbs.gov.uk

60) http://www.meti.go.jp/english/index.html

61) www.worldbank org /data/wdi

62) http://www.oecd.org

63) www.allmedia.ru

64) http://www.kontrakty.com.ua/show/rus/print_article/34/3320055973.html

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Таблица 1

Прирост малых предприятий в Великобритании в 1989-2000 гг. (в%)[54]

 

Сельское хоз-во Произ-водство Строитель-ство Транспорт Оптовая торговля Розничная торговля Финансы Снабжение Мотор. Услуги
0,2 28,8 46,1 30,4 27,3 -2,2 86,4 9,2 18,4 100,5

Таблица 2

Доля предприятий различных размеров в объеме продукции[55]

 

Отрасль

Предприятия

Крупные средние мелкие
Машиностроение 60 19
Металлургия 51 39
Обувная 4 73
Швейная 7 53
Резинотехническая и пластмассовая 34 43

 

 

 

Таблица 3

Программы поддержки

Администрации Предпринимательства (АМБ) США[57]

 

39 программ поддержки МП Объём кредитов - $21,6 млрд. Гарантийные фонды - $1,67 млрд. Экспортные кредиты -$700 млн. 8 технических (обучение и консультир.) 7 финансовой поддержки, (в т.ч. 4 подпрограммы поддержке экспорта) 8 помощи в размещении контрактов 7 специальн. и инновационных программ 9 административных программ
Деятельность по развитию экспорта во всех структурах поддержки АМБ координирует Отдел международной торговли (OIT) 109 региональных отделений АМБ, в каждом из них работает по 2 эксперта по ВЭД; 1100 центров развития МП, в т.ч. 30 центров поддержки экспорта; 85 информационных центра; 389 консультационных центров, в которых работает 13000 экспертов, в т.ч. 850 по ВЭД.
уполномоченные кредитно- финансовые организации 7000 уполномоченных банков 384 инвестиционных компании

Другие организации поддерживающие развитие экспорта в секторе МП

330 предпринимательство-инкубаторов и технопарков Расположены во всех регионах, крупных городах, промышленных и научных центрах
Экспортно-импортный банк США   Корпорация частных зарубежных инвестиций (OPIC) имеет 24 отделения предоставляет МП ежегодно свыше $1 млрд. экспортных кредитов; имеет 150 отделений за рубежом, представляет кредиты до $ 6 млн. и гарантирует риски
Министерство торговли США Министерство с/х США  занято свыше 1700 экспертов по ВЭД 19 центров развития экспорта; 68 отделений поддержки экспорта в США; 51 региональных экспортных совета, 120 зарубежных представительств;
Исследовательские, учебные и информационные структуры 27 учебно-исследовательских центра по ВЭД при университетах; 500 колледжей предпринимательства; 7 информационных порталов по ВЭД.
Общественные, некоммерческие и частные организации, способствующие развитию экспортных возможностей МП 2800 региональных и местных торговых палат 90 торговых палат за рубежом 16 крупнейших ассоциаций экспортеров 270 партнерских организаций

 

Таблица 5

Развитие экспортного потенциала сектора МСП в Великобритании[58]

 

Доля МСП в ВВП страны (52%) $ 1,035 трлн. в 2003 г
Доля МСП в количестве всех предприятий (99,1%) 4 млн. предприятий
Количество экспортно-ориентированных МСП 295 тыс. предприятий

Объём экспорта $ 547,23 млрд. в 2004 г, в т.ч.

продукты $365,7 млрд.
услуги $ 281, 6 млрд
Доля МСП в общем объёме экспорта ( ~33%) $ 182 млрд .

 

Таблица 6

Занятость на МСП Франции

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП1

В январе-июне 2005 г.

Федеральные

 округа

Объем оборота

В январе-июне 2005 г.

млн. руб. На душу населения, руб.1   РФ 3 990 315,7 27 488,3 Центральный 1 752 134,7 46 108,8 Северо-Западный 398 683,2 28 532,4 Южный 356 562,8 15 565,7 Приволжский 682 965,3 21 921,5 Уральский 312 035,5 25 217,0 Сибирский 357 496,2 17 818,7 Дальневосточный 130 438,0 19 488,7

1 исходя из численности населения по общероссийской переписи 2002 г.

 

 

Таблица №14

Распределение регионов по группам с различным объемом оборота МП на душу населения в январе-июне 2005 г. с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг (в % от среднего по РФ)

Объем оборота МП на душу населения  с учетом СН Количество регионов
0-10% 7
10-30% 17
30-50% 25
50-70% 14
70-100% 14
Свыше 100% 11

[1] Предпринимательство и предпринимательство: Учебное пособие.- Мн.: Высшая школа. 2000. – С. 16.

 

1. [2] Шумпетер И. Теория экономического развития. - М., 1982 с.

2.

1) [3] Предпринимательство и предпринимательство: Учебное пособие.- Мн.: Высшая школа. 2000. – С. 26.

2)

[4] Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации» // газета "Российская Федерация" от 29 июня 1995 г. N 1348.

[5] БЭС.

[6] Оноприенко В. И. Малые предприятия: Опыт, проблемы -М.: Профиздат, 2004. – С.25.

[7] Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство М. ИНФРА-М, 2004. С. 32.

[8] Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации» // газета "Российская Федерация" от 29 июня 1995 г. N 1348.

[9] Толковый словарь Ожегова

[10] Баженов Б.С., Баженов Ю.А. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению предпринимательства - М: ИВЦ «Маркетинг», 2004.- С.14.

 

[11] Там же. С. 21.

[12] Корчагин А. Д. Значение и роль предпринимательства в инновационном процессе / А. Д. Корчагин, Ю. Г. Смирнов // Инновации. - 2004. - №5.-С. 29.

 

[13] См. Шумпетер

[14] Лебедева Л. США: малое предпринимательство как образ жизни // Человек и труд. – 2005. - №9. – С. 23.

[15] Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. Пособие. – М.: Консалтбанкир, 2002, с.683

[16] Герчикова И.Н. Указ. соч., с. 685.

[17] http://sbc.senate.gov/

[18] http://www.sba.gov

[19] http://www.doc.gov/

[20] Бондаренко В. Как поддерживают предпринимательство в Америке / В. Бондаренко // Малое предприятие. - 2004. - № 11. - С. 9

 

[21] http://wwwc.house.gov/smbiz/

[22] http://www.sba.gov/OIT/

[23] Более подробно смотри: http://www.opic.gov/

[24] Бондаренко В. Как поддерживают предпринимательство в Америке / В. Бондаренко // Малое предприятие. - 2004. - № 11. - С. 9

[25] Опыт зарубежных стран в развитии конкурентоспособного экспортно-ориентированного и среднего предпринимательства//РАРСМП //26 апреля 2005 // http:// www/Nisse.ru

[26] http://www.meti.go.jp/english/index.html

[27] Морозов В. А. Большая забота о малом предпринимательстве: зарубежный опыт поддержки предпринимательства // Рос. предпринимательство. - 2004 .- № 8. - С. 81-88; № 10 .- С. 104.

 

[28] http://www.jetro.go.jp/

[29] Лебедева И. Тенденции научно-технического развития предпринимательства в Японии / И. Лебедева // Проблемы теории и практики упр. - 2004. - № 3. - С. 79.

 

[30] http://www.dti.gov.uk

[31] http://www.sbs.gov.uk

[32] http://www.businesslink.gov.uk

[33] Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России//Вопросы экономики, №4 2002, с.66

[34] Ресурсный центр поддержки малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства

[35] Макинтайр Р. Местные власти - стимуляторы предпринимательства // Проблемы теории и практики упр. - 2005. - № 3. - С. 60.

[36] Борисов С. Раньше малому бизнесу нужна была поддержка, теперь – опора // Человек и труд. – 2003. - № 7. – С. 25.

[37] Юрий Копытин. Предприниматель и чиновник: от антагонизма к сотрудничеству
Интервью с руководителем Департамента развития предпринимательства
администрации Самарскойобласти (#11/2003)

[38] Андерс Ослунд. Условия развития малого предпринимательства // Человек и труд. – 2005. – № 12. С. 17.

[39] Гнетов М. В нашем городе новые рабочие места обеспечиваются только малым бизнесом // Человек и труд. – 2004. - № 6. С. 32.

[40] Там же. - С. 62.

 

[41] Корчагин А. Д. Значение и роль предпринимательства в инновационном процессе / А. Д. Корчагин, Ю. Г. Смирнов // Инновации. - 2004. - №5.-С. 23-29.

 

[42] См. Указ Президента Республики Татарстан от 20 марта 2001 г. N УП-221

"О содействии развитию частного бизнеса и поддержке предпринимательства в Республике Татарстан"

 

[43] Положение об Агентстве по развитию предпринимательства в Республике Татарстан // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов и исполнительной власти. - 2002. - № 11. - С. 18-29.

 

[44] Устав торгово-промышленной палаты Республики Татарстан. – Казань, 2000.

[45] Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» // газета "Российская Федерация" от 29 марта 2002 г. N 1338.

 

 

[46] Колесникова О. О совершенствовании правовой базы обеспечения занятости населения // Человек и труд. 1999. № 2. С. 33.

[47] Масленников М. Н., Правовое регулирование предпринимательства в экономике развитых стран // Экономика и жизнь. – 2004. - № 10. ‑ С. 26

[48] Тарасов К. М. Малое предпринимательство в системе рыночных отношений. - М.: Экономика, 2005. – С. 32.

 

[49] Там же.

[50] Там же

[51] Там же

[52] Там же

[53] Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий « предпринимательство – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации

[54] Там же. С. 234.

[55] http://sbc.senate.gov/

[56]Опыт зарубежных стран в развитии конкурентоспособного экспортно-ориентированного и среднего предпринимательства//РАРСМП //26 апреля 2005 // http:// www/Nisse.ru

[57] Опыт зарубежных стран в развитии конкурентоспособного экспортно-ориентированного и среднего предпринимательства//РАРСМП //26 апреля 2005 // http:// www/Nisse.ru

[58] Опыт зарубежных стран в развитии конкурентоспособного экспортно-ориентированного и среднего предпринимательства//РАРСМП //26 апреля 2005 // http:// www/Nisse.ru

[59] Опыт зарубежных стран в развитии конкурентоспособного экспортно-ориентированного и среднего предпринимательства//РАРСМП //26 апреля 2005 // http:// www/Nisse.ru

Особенности становления и развития предпринимательства




Дата: 2019-07-30, просмотров: 170.