ІІ. Общая характеристика магазина «Боровецкий №1»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общие сведения о магазине

 

Производственную практику я проходила в магазине № 1 ОАО «Боровецкое», расположенном по адресу: пр. Ш. Усманова, д.47/16. Директором магазина является Аухадиев Рифат Исламович. Вышестоящей организацией является Акционерное общество открытого типа «Боровецкое», генеральный директор - Камалетдинов Айдар Расхатович. АО - это 9 магазинов и 2 филиала.

Магазин № 1 - двухэтажное отдельно стоящее здание, режим работы круглосуточный. На первом этаже здания расположены; винно-водочный отдел и кафетерий, пивбар и бутербродная, на втором - зал самообслуживания.

Все помещения магазина расположены рационально. Торговый зал и отделы максимально доступны для покупателей, складские же и административные помещения сообщаются с торговым залом и друг с другом. На другой стороне от центрального входа здания расположен дебаркадер с двумя подъездами для автотранспорта, что уменьшает время на приемку товаров. Вход и выход для покупателей расположен с фасадной стороны здания.

Планировка магазина обеспечивает рациональную организацию торгово-технологического процесса и включает помещения для приемки, хранения, подготовки товаров к продаже и административно-бытовые помещения. Все помещения расположены с учетом взаимосвязи между собой. Правильная планировка магазина создает удобство для покупателей при отборе и покупке товаров (приложение №1 «Схема планировки зала самообслуживания»).

Размер торговой площади. Общая площадь магазина составляет 1143кв.м, торговая – 612 кв.м. Торговая площадь используется эффективно, т.к. свободная площадь сдана в аренду, где реализуются следующие товары: фототовары и фотопринадлежности фирмы «Kodak», печатные издания, игрушки, парфюмерно-косметические, канцелярские и медицинские товары.

Форма собственности. ОАО «Боровецкое» является юридическим лицом, наделенным уставным капиталом в размере 47000 рублей. Имеет круглую печать, штампы и бланки со своим наименованием, фирменный знак. Находится по адресу: пр.Вахитова, 17. Форма собственности - частная коллективная; высший орган управления - общее собрание акционеров.

Магазин № 1 работает на самостоятельном балансе, имеет расчетный счет в Ак Барс Банке.

Основные виды деятельности:

– розничная торговля продовольственными товарами;

– оказание платных услуг;

– внешнеторговая и посредническая деятельность.

Ассортимент товаров. Торговый ассортимент товаров формируется путем подбора товаров по группам, видам, сортам. В магазине имеются товары как простого (хлеб, хлебобулочные изделия, молочные продукты), так и сложного ассортимента (консервы, колбасные и кондитерские изделия). В продаже имеются товары повседневного спроса (хлеб, молоко), периодического спроса (подарочные наборы), редкого спроса (дорогие вина, коньяки), а также сезонного спроса (некоторые виды плодов и овощей, квас, мороженое, соки, газированные напитки).

Формы и методы продажи. В магазине № 1 продажа товаров осуществляется в двух формах.

На втором этаже продажа товаров производится методом самообслуживания. Самообслуживание - форма продажи, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета. При самообслуживании допускается возможность взвешивания отдельных товаров (овощи, фрукты, сыры, колбасы) продавцами, при этом прилавки с электронными весами (штрихкодовые) находятся в торговом зале и товары отпускаются без предварительной оплаты их стоимости в кассе. Этот метод способствует ускорению оборачиваемости товаров, обеспечивает рост товарооборота, повышает культуру обслуживания.

На первом этаже - в винно-водочном отделе, кафетерии, в пивбаре и бутербродной продажа товаров производится традиционным методом, т.е. через прилавок. При применении этого метода основная нагрузка ложится на продавца.

Для повышения культуры обслуживания населения и обеспечения роста товарооборота необходимо расширять и совершенствовать дополнительные услуги, что и делают руководители магазина № 1.

Они стараются заинтересовать покупателей, постоянно выдавая им новую информацию. Если в магазин поступила новинка, покупатель узнает все об этом товаре в первый же день. За время прохождения практики я присутствовала на дегустации газированной воды АО «Булгарпиво», в ближайшее время пройдут дегустации сыров и мороженого и продажа их с 10%-ной скидкой. Для покупателей магазина № 1 это обычное явление. По магазину развешаны объявления: о сроках хранения молочных продуктов и хлеба; информация о тортах и многое другое, что интересует покупателей. В магазине проводятся конкурсы детского рисунка, за участие в которых можно получить призы. Проводятся промакции.

Тип магазина. Магазин № 1 - универсальный, т.к. он вмещает широкий ассортимент продовольственных товаров и некоторые промышленные товары.

Штатное расписание. Штатное расписание магазина № 1 находится у директора. Утверждает генеральный директор ОАО «Боровецкое» Камалетдинов А.Р. На 29 апреля 2002 года штат работников составлял 101 единицу с месячным фондом оплаты труда 195980 рублей.

В штатное расписание вошли следующие структурные подразделения:

- административно-управленческий персонал – 4 единицы;

- торгово-оперативный персонал - 15 единиц;

- обслуживающий персонал - 23,5 единицы;

- товарная секция «Гастрономия, бакалея, хлеб» - 39 единиц;

- секция «Винно-водочный отдел» - 2 единицы;

- товарный отдел «Пивной бар» - 14,5 единиц.

Штатное расписание, заверено подписями: и.о. главного экономиста, старшего инспектора отдела кадров и директора магазина (см. штатное расписание, утвержденный ген.директором).

Экономические показатели.

Анализ розничного товарооборота

«Боровецкий №1» за квартал 2005 года

 

Месяц 2004 тыс.руб 2005 тыс.руб %   +/– руб
Январь 3520,2 3429,8 97,40 - 90,40
Февраль 3353,1 2939,4 87,7 -413,7
Март 3843,7 3264,8 84,9 - 578,9
За І квартал 10717,0 9634,0 89,9 - 1083,0

 

За время прохождения производственной практики в магазине «Боровецкий №1» товарооборот за май составил

Техника безопасности. В целях полной безопасности по охране труда, технике безопасности, электробезопасности, эксплуатации кассовых аппаратов и пожарной безопасности в магазине № 1 назначены ответственные должностные лица.

В магазине существует комиссия по охране труда из 4 человек, график дежурств, приказ о назначении ответственных лиц по пожарной безопасности:

1) ППА - директор Аухадиев Р.И.;

2) электробезопасность – электрик;

3) противопожарное водоснабжение, отопление, вентиляция - слесарь-сантехник;

4) первичные средства пожаротушения – кастелянша;

5) по столовой – повар.

Все средства пожаротушения в надлежащем состоянии, ведется контроль за исправностью пожарных кранов и рукавов, шкафы пожарных кранов содержат под пломбой.

Проводят инструктаж по ТБ с работниками под роспись один раз в полгода. В магазине имеется охранно-пожарная сигнализация.

Проводят разъяснительные работы среди работников магазина, имеется уголок наглядной агитации.

На зав. отделами возлагается полная ответственность за обеспечение полной безопасности; за ними закреплены складские помещения, а в целом по магазину - на ответственного дежурного.

Правила личной гигиены строго соблюдены, все работники снабжены спецодеждой. Рабочие места обслуживающего Персонала содержатся в чистоте и порядке и соответствуют требованиям ТБ.

Складские помещения также соответствуют требованиям техники безопасности, товары укладываются в штабеля высотой не более двух метров, соблюдены товарное соседство, от отопительных приборов ограниченное расстояние.

Претензий по охране труда и технике безопасности магазина № 1 нет.

 

2.2. Схема планировки

Оборудование и инвентарь

 

Оборудование магазина делят на стационарное, весоизмерительное, кассовое, холодильное и для перемещения грузов.

Стационарное немеханическое оборудование. Такое оборудование помогает правильно размещать товары, подготавливать их к продаже, хранить, а также создает нормальные условия труда продавцов.

Оборудование бакалейных, кондитерских и хлебных магазинов (отделов) должно иметь стандартные размеры, обеспечивать наглядность, бесперебойность пополнения и сохранность товаров, быть емким, простым по конструкции, дешевым, удобным, выполненным в современном стиле, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, а также типу магазина и формам обслуживания.

Различают оборудование для магазинов самообслуживания, рассчитанное на открытую выкладку товаров, и оборудование для магазинов обычного типа.

В торговом зале магазинов, торгующих бакалейными, кондитерскими и хлебными товарами, используют прилавки высотой 90 см, что позволяет отпускать покупки с наименьшей затратой усилий. Глубина прилавков 70—90 см. Для удобства размещения товаров и работы продавца длина фронта прилавков установлена из расчета 2—2,5 см на одно рабочее место. Прилавки имеют стеклянные витрины, а шкафы — вращающиеся и наклонные полки.

В магазинах самообслуживания товары выкладывают в торговом зале, поэтому его оборудование должно обеспечивать хорошую вместимость и обозреваемость товаров, а также удобства для покупателей.

Используют пристенные горки с четырьмя-пятью полками, навесными корзинами, островные горки одно-, двух- и трехъярусные, двусторонние, угловые горки, передвижные столы, тележки, этажерки, корзины.

Весоизмерительное оборудование. Для приемки товаров, взвешивания и расфасовки используют весы настольные обыкновенные, настольные циферблатные, оптические, товарные, электронные.

Кассовое оборудование. Современные методы продажи товаров требуют расчетов с покупателями через кассовые машины.

Механизированный учет поступления денежных знаков проводится в большинстве магазинов. Использование его обеспечивает быстроту и точность расчетов, реже возникают ошибки, соблюдаются санитарно-гигиенические требования, облегчается и обеспечивается точный учет поступления денежных средств в магазин, а также максимальная пропускная способность магазина, сохраняются товарно-материальные ценности.

Распространение получили многофункциональные кассовые машины, производящие итоговый подсчет и сумму сдачи для покупателей. Вследствие большого потока покупателей, увеличения ассортимента товаров и широкого расширения их продажи методом самообслуживания возникла необходимость усовершенствовать метод работы на кассовых аппаратах — работать «вслепую», отключая зрительное внимание. Это позволяет довести ошибки до минимума, значительно ускорить расчет с покупателями, повысить пропускную способность магазина и культуру обслуживания. Такой метод основан на делении клавишного поля на три границы: для большого, указательного и среднего пальцев.

Кассовые машины в бакалейных, кондитерских и хлебных магазинах устанавливают в кассовых кабинах, а в магазинах самообслуживания — в узлах расчета. В крупных магазинах и универсамах используют контрольно-кассовые машины типа «Ока», «Искра-302Л», П-302А, в небольших хлебных магазинах — кассовые машины типа КН-4, КП-3.

Инвентарь. Для облегчения торгового процесса рабочее место продавца оснащено торговым инвентарем и инструментарием, которые предназначены для правильной подготовки и продажи товаров, обеспечения их хорошей выкладки и сохраняемости, сокращения потерь.

Количество инвентаря и инструментария зависит от типа магазина и количества рабочих мест.

К инвентарю, используемому в бакалейных, кондитерских и хлебных отделах и магазинах, относятся простейшие приспособления различного назначения: для выкладки товаров — лотки для пирожных, стеклянные ларцы, подставки, плафоны для сыпучих товаров, конфет, стеклянные вазы для выкладки печенья, конфет в завертке; ценникодержатели; наколки; щупы для проверки качества сыпучих товаров; доски; санитарно-гигиенический инвентарь — ведра, сметки, тряпки, веники; противопожарный инвентарь — огнетуши­тели, багры, ведра, щит с набором противопожарных инструментов.

Торговый инструментарий, инвентарь и оборудование должны быть правильно размещены на рабочем месте. Инвентарь, инструментарий и упаковочный материал располагают так, чтобы каждый из них имел определенное место. Это повышает производительность труда, обеспечивает удобство в работе, способствует ускорению отпуска товаров, повышает культуру обслуживания.

Весы должны устанавливаться в центре прилавка, параллельно ему; в хлебных магазинах весы часто размещают в углублении, сделанном в прилавке.

Все приспособления, инструментарий, инвентарь, которые продавец обычно берет левой рукой, размещают слева, а пра­вой рукой — справа. Гири ставят слева от весов, наколки и счеты — справа, щипцы, совки — также справа; нож кладут острием к весам, лезвием к витрине, под углом 45°; упаковочный материал — под весами или справа от них.

 

Методы продажи

 

Продажа товаров − заключительный этап технологического процесса в магазине. Особенности продажи товаров, т.е. последовательность отдельных операций зависит от ассортимента, характера покупательского спроса, методов продажи. Под методами продажи имеются в виду способы, приемы обслуживания, отбора товаров, организации расчета.

В настоящее время продажа продовольственных товаров осуществляется в основном через прилавок методом самообслуживания, по предварительным заказам.

Продажа товаров через прилавок. Процесс продажи продовольственных товаров повседневного спроса через прилавок состоит из следующих операций:

− прием заказа от покупателя (получение чека);

− подготовка товара к отпуску (взвешивание, нарезка, упаковка);

− отпуск товара покупателю.

Перед началом продажи товаров продавец должен подготовить инструменты, инвентарь, упаковочные материалы и разместить их на рабочем месте. Проверить исправность оборудования, а также санитарное состояние рабочего места.

Продажа продовольственных товаров методом самообслуживания. При этом методе покупатели имеют свободный доступ ко всем товарам, открыто выложенном в торговом зале на оборудованиях, которая дает возможность самостоятельно их осматривать и выбирать без помощи продавца. Оплата производится в узле расчета, расположенном при выходе из торгового зала магазина. Социальный эффект самообслуживания состоит в экономии времени покупателей на приобретение товаров, которая достигается благодаря тому, что в торговом зале магазина значительно расширяется фронт показа и выкладки товаров, поэтому все покупатели, находящиеся в магазине, практически одновременно могут осмотреть и отобрать товар. В торговом зале магазина при отборе товара покупателями для самообслуживания должны быть корзины, тележки, лотки, щипцы и другой инвентарь.

Продажа товаров через автоматы. Продовольственные товары частого спроса лучше продавать через автоматы, магазины–автоматы, витринные автоматы. Эффективность этой формы торговли увеличивается при размещении автоматов в местах большого скопления людей и при круглосуточной их работе.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 159.