МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ
ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
INTERNATIONAL INDEPENDENT UNIVERSITY OF ENVIRONMENTAL & POLITICAL SCIENCES
Факультет____МЭМФиС_________________________
Кафедра_ _______________________________________
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема Государственный долг Российской Федерации: проблемы и перспективы
Автор_Баранова Ирина Александровна_____
Руководитель работы_Бузмакова Марина Валерьевна
(ФИО)
___________________________________________________
(подпись, дата)
Консультанты (с указанием относящихся к ним разделов):
_____________________________________________________________
Рецензент_____________________________________________________
Работа допущена к защите
Заведующий кафедрой
____________________(_______________)
«_____»_____________20___г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА……...5
1.1. Экономическое содержание государственного долга……………………..5
1.2. Государство как гарант и кредитор………………………………………..13
1.3. Управление государственным долгом…………………………………….19
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЕЦИИ…………...30
2.1. Причины возникновения государственного долга Российской Федерации………………………………………………………………………..30
2.2. Анализ обслуживания и современное состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации……………………………………40
2.3. Анализ обслуживания и современное состояние государственного внешнего долга Российской Федерации……………………………………….48
3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОКРАЩЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………57
3.1. Перспективы сокращения государственного долга Российской Федерации………………………………………………………………………..57
3.2. Социально-экономическое значение государственного долга Российской Федерации………………………………………………………………………..71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…………78
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….80
ВВЕДЕНИЕ
Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.
После аннулирования государственного долга дореволюционной России в 1918г. советскому правительству в годы новой экономической политики (НЭПа) с трудом удалось восстановить функционирование рынка государственных заимствований. Займы успешно работали на благо финансовой стабилизации экономического роста. Однако в конце двадцатых годов был осуществлен переход к размещению государственных займов по подписке среди населения. Займы стали массовыми и по существу принудительными. Это привело к катастрофическому росту государственного долга. В 1957г. правительство было вынуждено прибегнуть к замораживанию долговых обязательств государств. После этого в стране обращался только один трехпроцентный выигрышный заем. Его облигации продавались и покупались сберкассами по централизованно устанавливаемым ценам.
С переходом к формированию основ рыночной экономики в начале 90-х годов Россия столкнулась с отсутствием отечественного опыта по организации и ведению государственных долговых операций, адекватной работы в условиях свободного рынка. В связи с этим пришлось фактически заново готовить специалистов, одновременно обращаясь к традициям прошлого и опыту развитых стран с рыночной экономикой.
Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
- отражение экономического содержания государственного долга;
- рассмотрение государства в качестве гаранта и кредитора;
- рассмотрение понятия управления государственным долгом;
- анализ причин возникновения государственного долга Российской Федерации;
- анализ обслуживания государственного долга Российской Федерации и его современного состояния;
- отражение перспектив сокращения государственного долга России и его социально-экономического значения.
В рамках решения вышеперечисленных задач были использованы следующие материалы: Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный бюджет Российской Федерации на 2008-2010гг., учебные пособия по государственному долгу, материалы периодической печати, информация с сайтов Минфина и МЭРТ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отношения, связанные с формированием внутреннего и внешнего долга, его погашением и обслуживанием, – это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической деятельности государства. Участие в формировании политики государственных заимствований и ее практической реализации требует от государственных служащих специальных знаний. Не менее важно научиться пользоваться информацией об условиях выпуска и обращения государственных ценных бумаг многочисленным инвесторам – юридическим и физическим лицам. Инвесторы должны овладеть приемами выхода на рынок государственного долга, тонкостями механизма проведения отдельных операций с обязательствами государства. В противном случае можно не только не получить ожидаемого дохода, но понести убытки. Максимальную выгоду получит тот инвестор, кто инвестиционные решения принимает интуитивно, на уровне подсознания. Но это возможно только на основе прочных и разносторонних знаний о рынке государственного долга и глубокого понимания механизма его функционирования.
Дипломная работа была написана на основе обобщения реального опыта проведения современной Россией своих заимствований, регулирования государством рынка государственных долговых инструментов, проявившихся тенденций во взаимоотношениях государства с разными категориями инвесторов. На основе рассмотренных и изученных вопросов можно сделать следующие выводы, что основными задачами государства, направленными на поддержание стабильности рынка внешних и внутренних заимствований является: сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета; осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах; изменение структуры государственного долга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга.
Главными целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее будущее должно быть решение следующих задач:
- улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;
- обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;
- содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;
- гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
- обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;
- усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;
- прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;
- максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;
- более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;
- создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;
- совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.
Эти решения являются обоснованными не только по линии улучшения рынка внешнего и внутреннего государственного долга, но и по линии улучшения социально-экономического состояния страны и ее граждан. Как было сказано выше, снижение внешних государственных заимствований за счет увеличения внутренних, позволяет избежать перекладывания долгов нынешних поколений на плечи будущих. Также данная политика способствует укреплению национальной валюты и снижению экономической зависимости государства от ситуации на иностранных финансовых рынках. На примере современной стратегии Правительства Российской Федерации, можно сказать о правильности решений при ее выборе. Можно наблюдать первые ее результаты, такие как погашение основных внешних задолженностей перед мировыми кредитными организациями (это было возможно, в первую очередь, за счет создания стабилизационного фонда страны), что позволило в последующие годы больше средств тратить на социально значимые объекты и направления. Реализация социальных программ в области образования, здравоохранения, решения жилищного вопроса позволила после долгих лет забвения, наконец улучшить положение в этих важных сферах социальной жизни общества.
Приложение 1
1997 год[[1]]
Обслуживание государственного долга (млн. руб.) 78 323 436,0
В том числе:
Обслуживание внутреннего долга 9 253 933,0
Погашение внутреннего долга 27 693 367,0
Из них:
погашение задолженности по компенсации
сбережений гражданам 5 900 000,0
Обслуживание внешнего долга 41 376 136,0
1998 год[[2]]
Обслуживание государственного долга (млн. руб.) 124 135 443,0
В том числе:
Обслуживание государственного внутреннего долга 81 621 528,0Обслуживание государственного внешнего долга 42 513 915,0
1999 год[[3]]
Платежи по погашению основного внешнего долга (млрд. руб.) 138,2
В том числе:
Международным финансовым организациям 85,3
МВФ - 3,3 миллиардов долларов
МБРР- 146 миллионов долларов
ЕБРР- 36 миллионов долларов
Платежи по новому российскому долгу 1,58$
Платежи по обслуживанию внешнего долга 88,7
Из них
Платежи процентов по кредитам от МФО 1. 957$
МВФ - 572 миллиона долларов;
МБРР- 370 миллионов долларов
ЕБРР- 15 миллионов долларов
Платежи по новому российскому долгу 2.266$
Обслуживание государственного внутреннего долга 73,9
В том числе
Расходы на обслуживание по ГКО/ОФЗ за 1999 год 50,1
[1] Закон «О Государственном бюджете Российской Федерации на 1997 год»
[2] Закон «О Государственном бюджете Российской Федерации на 1998 год»
[3] Закон «О Государственном бюджете Российской Федерации на 1999 год»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ
ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
INTERNATIONAL INDEPENDENT UNIVERSITY OF ENVIRONMENTAL & POLITICAL SCIENCES
Факультет____МЭМФиС_________________________
Кафедра_ _______________________________________
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема Государственный долг Российской Федерации: проблемы и перспективы
Автор_Баранова Ирина Александровна_____
Руководитель работы_Бузмакова Марина Валерьевна
(ФИО)
___________________________________________________
(подпись, дата)
Консультанты (с указанием относящихся к ним разделов):
_____________________________________________________________
Рецензент_____________________________________________________
Работа допущена к защите
Заведующий кафедрой
____________________(_______________)
«_____»_____________20___г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА……...5
1.1. Экономическое содержание государственного долга……………………..5
1.2. Государство как гарант и кредитор………………………………………..13
1.3. Управление государственным долгом…………………………………….19
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЕЦИИ…………...30
2.1. Причины возникновения государственного долга Российской Федерации………………………………………………………………………..30
2.2. Анализ обслуживания и современное состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации……………………………………40
2.3. Анализ обслуживания и современное состояние государственного внешнего долга Российской Федерации……………………………………….48
3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОКРАЩЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………57
3.1. Перспективы сокращения государственного долга Российской Федерации………………………………………………………………………..57
3.2. Социально-экономическое значение государственного долга Российской Федерации………………………………………………………………………..71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…………78
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….80
ВВЕДЕНИЕ
Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.
После аннулирования государственного долга дореволюционной России в 1918г. советскому правительству в годы новой экономической политики (НЭПа) с трудом удалось восстановить функционирование рынка государственных заимствований. Займы успешно работали на благо финансовой стабилизации экономического роста. Однако в конце двадцатых годов был осуществлен переход к размещению государственных займов по подписке среди населения. Займы стали массовыми и по существу принудительными. Это привело к катастрофическому росту государственного долга. В 1957г. правительство было вынуждено прибегнуть к замораживанию долговых обязательств государств. После этого в стране обращался только один трехпроцентный выигрышный заем. Его облигации продавались и покупались сберкассами по централизованно устанавливаемым ценам.
С переходом к формированию основ рыночной экономики в начале 90-х годов Россия столкнулась с отсутствием отечественного опыта по организации и ведению государственных долговых операций, адекватной работы в условиях свободного рынка. В связи с этим пришлось фактически заново готовить специалистов, одновременно обращаясь к традициям прошлого и опыту развитых стран с рыночной экономикой.
Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
- отражение экономического содержания государственного долга;
- рассмотрение государства в качестве гаранта и кредитора;
- рассмотрение понятия управления государственным долгом;
- анализ причин возникновения государственного долга Российской Федерации;
- анализ обслуживания государственного долга Российской Федерации и его современного состояния;
- отражение перспектив сокращения государственного долга России и его социально-экономического значения.
В рамках решения вышеперечисленных задач были использованы следующие материалы: Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный бюджет Российской Федерации на 2008-2010гг., учебные пособия по государственному долгу, материалы периодической печати, информация с сайтов Минфина и МЭРТ.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 216.