Характеристика инвестиционного климата региона
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

АННОТАЦИЯ

 

Выпускная квалификационная работа посвящена актуальной проблеме совершенствования инвестиционной политики Тульского региона и содержит пояснительную записку, 8 рисунков, 5 таблиц, 19 ссылок на литературу.

В данной работе дается общая оценка социально-экономической ситуации в регионе, а также оценка инвестиционной привлекательности Тульской области; проводится анализ нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности региона; анализ деятельности органов управления по повышению инвестиционной привлекательности региона. На основе сделанных оценок и произведенного анализа предлагается определенный ряд мероприятий по совершенствованию системы законодательного регулирования прямых иностранных инвестиций; по созданию системы страхования иностранных инвестиций; по формированию привлекательного инвестиционного имиджа Тульской области.

В частности, для решения обнаруженных проблем и недостатков в данной работе предлагается создание специализированного агентства при Министерстве экономического развития и торговли РФ, а также учреждение постоянно действующей Комиссии Правительства РФ по вопросам иностранных инвестиций.



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Характеристика инвестиционного климата региона

1.1 Общая оценка социально-экономической ситуации в регионе

1.1.1 Промышленность

1.1.2 Минерально-сырьевые ресурсы

1.1.3 Сельское хозяйство

1.1.4 Потребительский рынок

1.1.5 Малый бизнес и предпринимательство

1.1.6 Инфраструктура

1.1.7 Туризм

1.1.8 Характеристика внешнеэкономической и инвестиционной деятельности

1.1.9 Уровень жизни населения

1.1.10 Рынок труда

1.1.11 Демографическая ситуация

1.1.12 Образование и наука

1.2 Оценка инвестиционной привлекательности региона

1.2.1 Характеристика и конкурентные преимущества научно-технического и промышленного потенциала Тульской области

1.2.2 Уровень развития сферы научной, научно-технической и инновационной деятельности

1.2.3 Многоотраслевой характер научно-технического потенциала Тульской области

1.2.4 Перспективы развития сельского хозяйства

1.2.5 Конкурентные преимущества туристической сферы Тульской области

2 Анализ деятельности органов управления по повышению инвестиционной привлекательности региона

2.1 Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности Тульской области

2.2 Система управления инвестиционной деятельностью Тульской области

2.3 Государственная поддержка научно-технической и инновационной деятельности

2.4 Государственная поддержка агропромышленного комплекса Тульской области

2.5 Государственная поддержка промышленного сектора

3 Основные направления совершенствования инвестиционной политики

3.1 Совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности

3.2 Совершенствование системы законодательного регулирования ПИИ

3.3 Формирование привлекательного инвестиционного имиджа Тульского региона

3.4 Поддержка предприятий в привлечении капитала

3.5 Развитие инвестиционной инфраструктуры

3.6 Совершенствование системы управления на федеральном уровне

3.7 Совершенствование процедур регистрации компаний с иностранными инвестициями

3.8 Создание системы страхования иностранных инвестиций

3.9 Совершенствование взаимодействия с частным сектором

3.10 Совершенствование взаимодействия с иностранными инвесторами

3.11 Координация регулирования ПИИ на федеральном и региональном уровнях

Заключение

Библиографический список



Введение

 

Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.

Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро- и макроуровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства (собственно производства), производственной и социальной инфраструктур. В настоящее время экономика России все еще находится в состоянии перехода от плановой к рыночной. Этот сложный процесс реализуется в определенном времени и требует принятия большого количества решений относительно капиталовложений. Затянувшийся инвестиционный кризис затронул практически все регионы страны. Однако в Тульской области инвестиционный процесс имеет свои специфические особенности. Здесь инвестиционный спад принял более мягкие формы и сосчитается с относительной инвестиционной активностью сырьевых отраслей, ориентированных на экспорт.

В регионе имеются благоприятные условия для значительного притока инвестиций. Тем не менее, несмотря на явную привлекательность региона, приток инвестиций недостаточен для освоения уникального ресурсного потенциала. Инвесторы не смеют вкладывать свои капиталы в производство, считая инвестиции слишком рискованными и недостаточно выгодными. И проблема повышения инвестиционной активности, пожалуй, будет актуальна еще многие годы.

В связи с актуальностью проблемы инвестиционной активности в регионе этой теме посвящены множество исследований. Цель данной работы состоит в выявлении и исследовании проблем инвестиционной деятельности в Тульской области и ее развития в перспективе.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

· охарактеризовать социально-экономическую ситуацию в регионе, дать оценку его инвестиционной привлекательности, выделив наиболее конкурентоспособные и перспективные сферы экономики;

· провести анализ нормативно-правовой базы регулирования инвестиционной деятельности в РФ и Тульской области;

· проанализировать деятельность администрации Тульской области по управлению инвестиционной сферой региона;

·  выработать рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности региона, по совершенствованию инвестиционной деятельности органов государственной власти.



Промышленность

Промышленность является основой экономики Тульской области. Объем промышленного производства за 2005 год достиг 125 млрд. руб. Индекс физического объема в целом по промышленности по итогам 8 месяцев 2006 года составил 103,7% к аналогичному периоду прошлого года. Промышленность обеспечивает 65% валового внутреннего продукта региона и 26 % налоговых поступлений в бюджет области.

Наибольший удельный вес в структуре производства занимают: металлургия — 26,6%, химия — 21,5%, машиностроение и оборонно-промышленный комплекс — 18% [30].

Химическая промышленность

Тульская область относится к регионам с высоким уровнем концентрации химических производств. В области выпускается широкий ассортимент продукции, относящейся к различным отраслям химического комплекса. В экономике области химическая промышленность занимает одно из ведущих мест и во многом определяет социально экономическое положение региона.

Ее доля в общем объеме промышленного производства составляет около 25%. В настоящее время в состав химического комплекса области входит 15 крупных и средних предприятий и 2 научно исследовательских института. Всего в отрасли занято около 24 500 человек [30].

С развитием химической отрасли связано много славных страниц в истории области. На тульской земле впервые в стране был получен синтетический каучук. В годы первых пятилеток были построены первенцы отечественной химии — Ефремовский завод синтетического каучука и Новомосковский химкомбинат.

 

Рисунок 1.3 – Темпы роста объемов производства предприятий химической промышленности Тульской области

 

Химические предприятия области стали настоящей кузницей кадров для всей химической промышленности страны.

В отрасли постоянно наращивались объемы выпуска химической продукции, вводились новые мощности, совершенствовалась технология, повышалась эффективность производства (см. рисунок 1.3).

На всю страну прогремел щекинский метод организации и стимулирования труда. Начавшиеся в начале 90-х годов рыночные реформы открыли новый этап развития химической отрасли области.

Ведущими предприятиями химии в настоящее время являются ОАО «Новомосковская акционерная компания «Азот», ОАО «Щекиноазот», ООО «Проктер энд Гэмбл — Новомосковск», ОАО «Химволокно», ОАО «Ефремовский завод СК», ОАО «Пластик», ООО «Аэрозоль Новомосковск», ЗАО «Тульский завод РТИ».

На предприятиях области растет загрузка производственных мощностей, наиболее полно они используются в производстве азотных удобрений, синтетического аммиака, метанола, синтетических моющих средств. Доля произведенных в Тульской области минеральных удобрений от общероссийского производства превышает 5% [30].

Основную массу инвестиций в предприятия химической промышленности Тульской области составляют инвестиции их собственников (ОАО «МХК «ЕвроХим» в ОАО «НАК «Азот», ОАО «Татнефть» в ОАО «Ефремовский завод синтетического каучука», в 2005 году введена в эксплуатацию первая линия по производству детских подгузников «Памперс» в ООО «Проктер энд Гэмбл — Новомосковск», в мае 2006 года пущена в работу установка по производству карбамидоформальдегидного концентрата и формалина в ОАО «Щекиноазот», производство резорцина в ОАО «Оргсинтез»).

Химические предприятия области ведут активную внешнеэкономическую деятельность. Традиционно химическая промышленность области имеет положительное внешнеторговое сальдо.

Химические товары тульских производителей, обладающие высокими конкурентными свойствами, экспортируются во многие страны мира.

Основными торговыми партнерами являются фирмы и компании Китая, Германии, Венгрии, США, Украины, Польши, Казахстана, Великобритании, Турции и др. Ведущее место в экспорте занимают метанол, азотные удобрения, аммиак, синтетический каучук.

Машиностроительная отрасль

Машиностроительная отрасль Тульской области включает в себя порядка 1000 организаций и предприятий, занимающихся следующими видами экономической деятельности:

· производство машин и оборудования;

· производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;

· производство транспортных средств и оборудования.

Наиболее значимые виды конкурентоспособной продукции отрасли:

· оборудование для нефтегазового комплекса;

· машины и оборудование для сельского хозяйства;

· оборудование для горно-шахтной промышленности;

· машины и оборудование для железных дорог России;

· грузоподъемные машины и механизмов;

· машины и оборудование для перерабатывающей промышленности;

· шлифовальный и режущий инструмент с покрытием из алмазного порошка;

· модульные здания из металлоконструкций и многое другое.

Алексинский завод тяжелой промышленной арматуры — ОАО «Тяжпромарматура» является ведущим предприятием в России по проектированию, изготовлению и сбыту трубопроводной арматуры для газовой, нефтяной, химической и энергетической отраслей промышленности. Выпускаемая продукция используется во всех регионах СНГ, экспортируется во многие страны мира и получила международное признание. Современное оснащение, квалифицированный персонал, отработанная технология и существующая система контроля качества на всех этапах производства, отвечающая требованиям международных стандартов ISO 9001:2000 и подтвержденная сертификатами Канадского бюро по сертификации систем качества, Американского нефтяного института и Госстандарта России — позволяют предприятию обеспечивать высокое качество, надежность и безопасность выпускаемой арматуры. На предприятии успешно осуществляется техническое перевооружение, внедряется новое технологическое оборудование, предназначенное для окончательной механической обработки корпусных деталей и узлов трубопроводной запорной арматуры.

ОАО «Трансмаш» (г. Белев) является одним из предприятий Российской Федерации, обеспечивающим вагоностроительные заводы и железные дороги России и стран СНГ тормозным оборудованием. Кроме профильного производства предприятие освоило гамму средств пожаротушения. ОАО «Трансмаш» является одним из ведущих экспортеров продукции Тульской области. По итогам Всероссийского конкурса предприятий высокой социальной эффективности в 2005 году ОАО «Трансмаш» награждено грамотой Правительства РФ.

Высокий показатель темпа роста объемов производства в ООО «Щекинский завод РТО» достигнут за счет организации производства импортозамещающей продукции — уникальных деталей и узлов к импортным газоперекачивающим агрегатам, организации ремонта газотурбинного оборудования для предприятий химической промышленности, освоения производства водогрейных котлов для нужд коммунальных служб, выпуска другой технически сложной продукции. Особое внимание руководство предприятия уделяет подготовке кадров. Специалисты завода регулярно повышают квалификацию в московских высших учебных заведениях. В целях дальнейшего развития многосторонних связей Щекинский завод РТО и Тульский государственный университет подписали двухсторонний договор о сотрудничестве на 2005 — 2010 гг. Предприятие вкладывает средства в развитие производственной базы. За последние три года выполнен большой объём работ по реконструкции производственных корпусов.

ЗАО «Тулаэлектропривод» — ведущее предприятие России по производству электроприводов для трубопроводной арматуры. Более 200 видов продукции выпускаются в общепромышленном, взрывозащищенном исполнении для АЭС и поставляются во все регионы России, страны СНГ и дальнего зарубежья. Завод аккредитован в Ассоциации предприятий по изготовлению оборудования для объектов электроэнергетики, является членом Союза производителей нефтегазового оборудования. Вся продукция предприятия сертифицирована. Имеются разрешения Гостехнадзора России на выпуск и применение взрывозащищённых электроприводов. Госатомнадзором России выданы лицензии на конструирование и изготовление электроприводов для атомных станций. ЗАО «Тулаэлектропривод» успешно реализует программу модернизации и разработки новых конструкций электроприводов для запорной арматуры. Результатом этой программы стали такие разработки, как электронный блок концевых выключателей для серийно выпускаемых электроприводов общепромышленного и взрывозащищенного исполнения, контроллер для управления электроприводом, новое поколение интеллектуальных электроприводов с микропроцессорным блоком управления и другие.

ЗАО «Тулажелдормаш» является одним из крупных поставщиков на российский рынок и в страны СНГ уникальных тяжелых путевых машин для строительства и ремонта ж/д пути, восстановления его геометрических параметров и рабочих характеристик. Предприятие может предложить своим потенциальным потребителям не уступающие мировым образцам машины по ремонту и обслуживанию ж/д пути, такие как ЩОМ 4М, ЩОМ 6, ВПО З 3000, струг снегоочиститель СС 1М, козловой кран КПБ 10У. На предприятии постоянно ведется работа по освоению производства новых машин и модернизации выпускаемой техники.

Легкая промышленность

Легкая промышленность является одной из старейших отраслей промышленности Тульской области и занимает особое место в товарном производстве. Доля продукции легкой промышленности в общем объеме потребительских товаров составляет 5,1%.

В социальном аспекте данный отраслевой комплекс дополняет производственный профиль региона, поскольку обеспечивает занятость женской части населения области. Исторически сложилось так, что местоположением большинства предприятий легкой промышленности являются шахтерские города и поселки Тульской области, в том числе многие из них — градообразующие.

 

На территории области работают 32 предприятия легкой промышленности, относящиеся к кругу крупных и средних. Следует отметить, что наряду с ними в регионе развиваются малые предприятия, которые в новых условиях ведут себя мобильно и быстро адаптируются к изменениям потребностей рынка.

В области в силу территориальных особенностей (природных, социально-экономических, демографических) выделяются три основные группы отраслевого блока легкой промышленности: текстильное производство (в т.ч. трикотажное, производство полиакрилонитрильной пряжи и искусственного меха), швейное производство, обувное производство.

В 2006 году наблюдается исключительно положительная динамика работы предприятий легкой промышленности Тульской области (см. таблицу 1.1).

Текстильное и швейное производство представлены в области такими известными предприятиями, как ЗАО «Суворовская нить» (крупнейший в России производитель полиакрилонитрильной пряжи), ЗАО «Трикотажная фирма «Заря», ОАО «Мужские сорочки», OAO «Бефо» и др.

 

Индексы производства, %

  август 2006 г. к августу 2005 г. август 2006 г. к июлю 2006 г. январь – август 2006 г. к январю – августу 2005 г.
Индекс промышленного производства Обрабатывающие производства Текстильное и швейное производство Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 118,5   118,5   105,6     114,6 120,4   121,7   108,5     85,0 103,9   102,5   104,8     129,6

ЗАО «Трикотажная фирма «Заря» — лидер по производству трикотажных изделий в Тульской области, уверенно и стабильно развивающееся предприятие, выпускающее трикотажные изделия по итальянским технологиям на новом импортном оборудовании.

ОАО «Мужские сорочки » работает по европейским стандартам. В текущем году в производство запущен дополнительный швейный поток и создано 60 новых рабочих мест. Предприятие выпускает собственную продукцию под зарегистрированными торговыми марками Allan Neumann (эконом класс), Dave Rabal (бизнес класс), Silvano Gatto (премиум класс). Ассортимент насчитывает 250 артикулов. Продукция ОАО «Мужские сорочки» удостоена высоких наград престижных выставок ярмарок, имеет дипломы победителя конкурсов.

ОАО «Бефо» — ведущее швейное предприятие, специализирующееся на производстве школьной формы для учащихся.

Обувная промышленность представлена в Тульской области крупными и средними предприятиями, входящими в состав структур холдингового типа. Номенклатура производства обуви тульских предприятий разнообразна и включает обувь для розничных и оптовых продаж, обувь, выполненную по заказам зарубежных фирм, рабочую обувь и обувь для силовых структур.

Продукция обувных предприятий тульского региона (ЗАО «Донская обувь», ОАО «Тульская обувная фабрика «Заря», ООО «Спутник»), входящих в ЗАО МОФ «Парижская коммуна», отличается высоким уровнем конкурентоспособности. Обувь реализуется не только в России, но и в странах Европы. «Парижская коммуна» первым среди предприятий Легпрома осуществило проект по привлечению инвестиций через фондовый рынок. С участием ЮНИДО на базе предприятия реализуется проект создания отраслевого центра моделирования и контроля качества обуви. Заключены договоры с рядом фирм Италии по обмену информацией, участию в проводимых сторонами ярмарках, обучению и стажировке специалистов.

В 2006 году обувное производство пополнилось новым предприятием — ООО «Инфокристалл» (г. Донской) с численностью более 300 работников, которое производит современную женскую и мужскую обувь.

Устойчиво работают на протяжении многих лет и другие акционерные общества ООО «Алексинская швейная фабрика», ООО ПТК «Докофа», ООО «Донтрейд».

Совершенно очевидно просматривается необходимость закрепления полученных результатов путем привлечения инвестиционных средств, позволяющих развивать промышленный потенциал, осваивать новые технологии и создавать качественно новые рабочие места.

Минерально-сырьевые ресурсы

Горнодобывающий комплекс Тульской области является самым развитым в Центральной России. На территории области работают предприятия по добыче бурого угля, сырья для строительной, химической, металлургической, пищевой, сельскохозяйственной индустрии, минеральных вод, эксплуатируются групповые водозаборы и одиночные скважины по добыче пресных подземных вод. Минерально-сырьевые ресурсы области в значительной степени могут обеспечить региональные потребности, по отдельным полезным ископаемым — федеральные интересы, и успешно конкурировать на российском рынке.

Основным и традиционным полезным ископаемым Тульской области является бурый уголь. Из 19 подготовленных к освоению месторождений и участков бурого угля с запасами 771 млн. тонн по состоянию на 01.01.2005 г. в распределенном фонде находятся всего 6 с запасами 186 млн. тонн (менее 13% от числящихся на госбалансе), общие разведанные запасы угля по области составляют 1,44 млрд. тонн. Кроме того, бурый уголь, который традиционно использовался как топливо, представляет значительный интерес как комплексное горно-химическое сырье: составная часть органоминеральных удобрений и как сырье, обогащенное полезными редкими и рассеянными элементами. В отвалах обогащения углей выявлен ряд ценных компонентов на уровне промышленных содержаний (цирконий, тантал, скандий, золото, глинозем).

По состоянию на 01.01.2005 г. на учете государственного баланса числятся разведанные запасы пресных подземных вод 36 месторождений и участков в количестве 912 тыс. м3/сутки, эксплуатируются в настоящий момент 25 место рождений и участков, суммарный отбор из которых составляет около 350 тыс.м3/сутки.

Сельское хозяйство

Агропромышленный комплекс занимает значительное место в системе народного хозяйства Тульской области. К началу 2006 года в сельском хозяйстве действовало 5 колхозов, 418 сельхозорганизаций с новыми организационно правовыми формами хозяйствования. На 1 января 2006 года в области имелось 3251 фермерское хозяйство с общей земельной площадью 105,2 тыс. гектаров. Объем сельскохозяйственного производства за 2003 2005 годы вырос на 4,3%.

Посевы высокорентабельных масличных культур — рапса и сурепицы —по сравнению с 2005 годом увеличились в 1,7 раза и составляют 21 тыс. га. В 2007 г. планируется довести площади до 25 тыс. га, (валовой сбор 27,5 тыс. т.) Придается большое значение выращиванию ячменя пивоваренных сортов. В 2007 г. площади под этой культурой планируется увеличить в 2 раза (20,2 тыс. га) и довести валовой сбор до 45 тыс. т.

В 2005 году было инвестировано в технологическое переоснащение животноводства около 500 млн. руб., в текущем году — более 4,5 млрд. руб. [30]. В молочно мясном скотоводстве в 2005 году реконструировано и модернизировано под внедрение интенсивных ресурсосберегающих технологий 12 ферм и комплексов, в текущем году проводятся работы на 32 объектах, ведется строительство 4-х крупных молочных комплексов и одного по производству говядины.

В области в настоящее время функционируют около 250 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, в которой занято 23 тыс. человек. Объем продукции в 2005 году составил 24,5 млрд. рублей, или 105,0 %к 2004 году.

Стабильность развития отрасли в последние пять лет послужила определяющим фактором ее инвестиционной привлекательности в регионе.

Потребительский рынок

На потребительском рынке области сохраняется устойчивый рост физического объёма оборота розничной торговли. За 2005 год он увеличился в сопоставимых ценах на 13,8% и составил 48490,1 млн. руб. (в расчете на душу населения — 30101 руб.). 85% оборота формируется торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка, на 15% — за счет продажи на вещевых, смешанных и продовольственных рынках (в 2004 г. это соотношение составляло 82% и 18%).

Товарная структура оборота: 51% — продовольственные товары, 49% — непродовольственные [30].

Торговля продолжает оставаться одной из крупных отраслей экономики и насчитывает в своём составе свыше 11 тысяч предприятий.

Инфраструктура

Транспорт и связь — одна из основ динамичного развития современной экономики тульского региона. Их доля в валовой добавленной стоимости области составила в 2005 г. 9,4%.

Региональный транспортный комплекс включает в себя организации грузового и пассажирского автомобильного и железнодорожного транспорта, городского электротранспорта. В Тульской области развита пассажирская транспортная сеть, которая включает 100 маршрутов городского сообщения, 300 — пригородного и 59 — междугородного сообщения. Технологическое обеспечение перевозочного процесса осуществляют 4 автовокзала, 25 автостанций и 4 диспетчерских пункта. Материально-техническая база транспорта Тульской области отражена в таблице 1.3.

 

Таблица 1.3 – Материально-техническая база транспорта (протяженность путей сообщения), км

  2003 2004 2005
Железнодорожные пути общего пользования 1064 985,5 985,5
Трамвайные пути 43,2 43,2 43,2
Троллейбусные линии 27,0 27,0 27,0
Автомобильные дороги с твердым покрытием 6892 5127 5117

 

Тульская область находится в зоне устойчивого электро-, газо-, и нефтепродуктоснабжения и имеет высокую степень обеспеченности всеми видами топливно-энергетических ресурсов. По объему их потребления область является одной из самых крупных в Центральном регионе. Электропотребление региона превышает 10 млрд. кВт.ч. в год, газопотребление — более 8,0 млрд. куб. м в год.

В состав топливно-энергетического комплекса области входят генерирующие мощности — 5 электростанций ОАО «Приокская территориальная генерирующая компания » и станция федерального уровня — Черепетская ГРЭС.

По территории области проходят крупные магистральные газопроводы: «Ставрополь — Москва», «Краснодарский край — Серпухов», «Ямбург —Тула», «Тула — Шостка — Киев» и другие, общей протяженностью более 2,2 тыс. км. Протяженность областных газораспределительных сетей — свыше 10 тыс. км. По территории области проходит подземный магистральный нефтепродуктопровод «Новки — Рязань — Тула — Орел », по которому осуществляется перекачка дизельного топлива и автомобильного бензина.

Основной оператор на рынке услуг связи — Тульский филиал ОАО «ЦентрТелеком».

На протяжении многих лет он занимает лидирующие позиции в развитии услуг связи (телефонная связь, телеграфная связь, передача данных, услуги ISDN, Интернет, информационной транспортной сети и др.) не только в Центральном федеральном округе, но и в целом по России. Тульский филиал входит в число крупнейших филиалов ОАО «ЦентрТелеком ».

Сегодня внутризоновая сеть имеет свыше 1 млн. кан./км, 70% из которых организовано по волоконно-оптическим линиям связи.

На территории всей Тульской области построена информационная транспортная сеть на базе передовых технологий АТМ и Frame Relay,на основе которой сегодня функционирует сертифицированная автоматизированная система расчетов «Старт», позволяющая осуществлять расчеты с потребителя ми услуг связи в режиме реального времени во всем регионе.

Кроме того, в области представлены компании сотовой связи: ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «Вымпелком» («БиЛайн»), ЗАО «Мобиком Центр» («МегаФон»), ОАО «Тульская сотовая радиотелефонная связь». Общее количество абонентов сотовой мобильной связи более 1,4 миллиона человек.

Туризм

О неизменно высоком интересе к туристско-экскурсионным объектам Тульской области свидетельствуют показатели количества посетителей музеев области, познакомившихся с их экспозициями (см. рисунок 1.6).

 

Рисунок 1.6 – Численность посетителей музеев Тульской области в 2000 – 2005 гг.

 

Анализ географии приема туристов в Тульской области в 2005 году по информации, предоставленной туристическими компаниями области, позволяет сделать вывод о том, что основными иногородними потребителями туристских услуг в регионе являются жители Москвы и Московской области, а среди иностранных туристов, посетивших регион, преобладают гости из Германии.

Так, 47,1% от общего количества туристов, воспользовавшихся услугами туристических организаций региона, составили жители г. Тулы и Тульской области. 42,1% посетивших наш регион были жителями г. Москвы и Московской области. Туристы, приехавшие из других регионов РФ (Санкт Петербург, Рязань, Пенза, Брянск, и др.) занимают в общем объеме 8,1%.

Количество иностранных туристов в 2005 году составило 2,6% от общего числа туристов, принятых на территории г. Тулы и Тульской области. Процентное соотношение среди граждан различных государств при этом распределилось следующим образом: туристы из Германии (13,8%), Тайваня (8,3%), Японии (7,5%), Кореи (6,6%), Турции (6,1%), Франции (6,1%), из Испании (6,1%), из других стран (45,5%).

По опросу ведущих туристических компаний Тульской области, неудовлетворенный спрос иногородних туристов на посещение региона варьируется от 25 до 40% (в зависимости от сезонности).

 

Рисунок 1.7 – Количество туристов, посетивших Тульскую область в 1999 – 2005 гг.


Количество туристов, въезжающих в Тульскую область более чем на один день, в период с 2000 по 2005 год выросло с 5 до 22% (см. рисунок 1.7).

Одним из показателей положительной динамики развития сферы туризма области является рост объема услуг, реализованных организациями сферы туризма области, за период 1999 — 2005 гг.

Как следствие, в результате увеличения налогооблагаемой базы, прослеживается стабильный рост налоговых отчислений, перечисленных в бюджеты всех уровней, организациями сферы туризма области в 1999 — 2005 гг.

Тенденции развития туризма в Тульской области совпадают с общероссийскими:

· в условиях растущего рынка туризм превращается в самостоятельную отрасль экономики;

· необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов, в том числе посредством инвестиций в инфраструктуру туризма;

· предоставляется возможность создания новых рабочих мест для обеспечения потребностей туристской инфраструктуры;

· положительная динамика роста малого и среднего бизнеса в сфере торговли, сельского хозяйства, транспорта, связи, гостиничного сервиса, сфер питания, обслуживания и других услуг, связанных с гостеприимством.

В Тульской области туризм является динамично развивающейся, перспективной отраслью экономики области. Ежегодно поток туристов, посещающих область с экскурсионными, оздоровительными и деловыми целями, увеличивается на 10 – 15% [30].


Уровень жизни населения

За девять месяцев 2006 года денежные доходы населения области сложились в объеме 85126,1 млн. рублей и по сравнению с аналогичным периодом 2005 года увеличились на 26,2%, опережая индекс потребительских цен на 14,7%.

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились к аналогичному периоду 2005 года на 15,8%, а к августу текущего года - на 0,9%.

В расчете на душу населения за данный период приходилось в среднем 5912,3 рублей денежных доходов в месяц, что на 27,9% больше соответствующего периода прошлого года (за 9 месяцев 2005 года среднедушевые доходы составили 4632,5 рублей) и на 3,2% выше значения семи месяцев т.г. Среднедушевые доходы в 2 раза превысили величину прожиточного минимума (за девять месяцев 2005 года соотношение среднедушевых доходов и величины прожиточного минимума составляло 189,1%).

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года среднедушевые потребительские расходы увеличились на 20,3% и составили 3943 рублей.

Соотношение среднедушевых расходов и величины прожиточного минимума составило 141,6% против 133,7% в 2005 году.

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 4% сократилась доля потребительских расходов в структуре использования денежных доходов населения области. Они составили 66,7% (за 9 месяцев 2005 года - 70,7%). Расходы населения на налоги и сборы сложились в объеме 5900,7 млн. рублей и увеличились на 27,1% к значению аналогичного периода 2005 года.

Денежные расходы населения области за девять месяцев т.г. достигли 77105,7 млн. рублей, увеличившись на 14,7% к значению аналогичного периода 2005 года. Денежные доходы превысили денежные расходы населения на 8020,4 млн. рублей. Доля их превышения в общем объеме денежных доходов составила 11,5%.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по полному кругу предприятий и организаций в январе-августе 2006 года составила 7361,4 рублей и увеличилась на 19,1% относительно соответствующего периода 2005 года.

Сложившаяся за последние годы межотраслевая дифференциация заработной платы осталась без изменения и в анализируемом периоде. По-прежнему самый высокий размер начисленной заработной платы отмечался в сфере финансовой деятельности – 16849,4 рублей, что в 2,3 раза больше, чем в среднем по области.

Самая низкая величина оплаты труда за восемь месяцев т.г. была в сельском хозяйстве – 4586,2 рублей, что на 37,7% ниже среднеобластного уровня. В отраслях бюджетной сферы (образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг) среднемесячная заработная плата составила соответственно 5008,3 рублей (на 32,0% ниже, чем по области) и 5398,1 рублей (ниже на 27% , чем по области).

За восемь месяцев 2006 года фонд начисленной заработной платы по полному кругу предприятий и организаций составил 29398,4 млн. рублей, что на 18,1% выше аналогичного периода прошлого года.

Сумма просроченной задолженности по заработной плате на 1 октября 2006 года составила 213,8 млн. рублей и увеличилась на 26% к значению на 1 января 2006 года. Сумма задолженности определилась в 2 раза выше фонда заработной платы организаций, имеющих задолженность. В расчете на одного работника приходилось 13433 рублей задолженности.

К 1 октября 2006 года вовремя не получили зарплату 15918 человек на 81 предприятии и организации.

Основной составляющей суммарной задолженности по заработной плате (97,3%) оставалась задолженность из-за отсутствия собственных средств у предприятий и организаций. Относительно предшествующего месяца ее объем увеличился на 9,6% и составил 208,0 млн. рублей.

По сравнению с предыдущим месяцем снизилась на 92,0% задолженность из-за отсутствия финансирования из местных бюджетов, сложившись в сумме 0,2 млн. рублей. Значительно, в 24 раза, увеличилась задолженность из-за отсутствия финансирования из федерального бюджета, составив 5,6 млн. рублей (химическое производство).

Отсутствует задолженность по заработной плате, выплачиваемой из бюджета субъекта РФ.

По-прежнему наибольший удельный вес просроченной задолженности по заработной плате из общего объема задолженности приходится на обрабатывающие производства (69%). В суммарном выражении она составила 147,7 млн. рублей (5,6 млн. рублей из федерального бюджета). Среди предприятий обрабатывающих производств больше всего (на 47,9%) повысилась задолженность на предприятиях, производящих пищевые продукты, включая напитки и табак, на 28,7% увеличилась задолженность по заработной плате на предприятиях химического производства. Причиной явилось отсутствие собственных средств предприятий. На 52,5% увеличилась задолженность по заработной плате в строительстве, в 2,3 раза - в области научных исследований и разработок, в сельском хозяйстве повысилась на 27,4%.

Вместе с тем, отмечались позитивные перемены. Относительно предыдущего месяца сократилась задолженность по заработной плате в транспортной системе, на предприятиях, производящих машины и оборудование.

Наибольшие размеры задолженности по заработной плате (из-за отсутствия собственных средств предприятий и недофинансирования из местных бюджетов) зафиксированы в Узловском муниципальном образовании (38,9% от общей задолженности), в Алексинском муниципальном образовании (19,5%). В последнем ситуация осложняется отсутствием финансирования из федерального бюджета (задолженность составила 5,6 млн. рублей).

По состоянию на 01.10.2006 года наиболее крупными неплательщиками заработной платы являются: ФГУП «Алексинский химический завод» - 33,2 млн. рублей, ОАО «Мосбассуголь» – 6,9 млн. рублей, ОАО «Щекингазстрой» - 3,8 млн. рублей [31].

С целью погашения долгов по заработной плате и улучшения условий труда администрацией области совместно с органами местного самоуправления и органами государственного надзора и контроля осуществляется работа по соблюдению законодательства о труде, функционируют территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (совещания проводятся ежеквартально), межведомственная комиссия по погашению задолженности по заработной плате и контролю за поступлением в бюджет области налоговых платежей.

Рынок труда

Рынок труда Тульской области по состоянию на 1 октября 2006 года характеризовался следующими показателями.

В качестве ищущих работу службой занятости населения Тульской области зарегистрированы 8,2 тыс. человек, из них признаны безработными – 7,1 тыс. человек, что ниже уровня соответствующего периода 2005 года на 13,4%.

Уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению составил 0,88%, что ниже прошлого месяца на 0,09%, а по сравнению с аналогичной датой 2005 года ниже на 0,9%. В разрезе городов и районов области уровень регистрируемой безработицы варьирует от 0,5% (г. Тула) до 4,88% (Каменский район).

Общий спрос на рабочую силу по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 3,0% и составил 8555 вакансий.

Коэффициент напряженности (количество незанятых на одну вакансию) на рынке труда области составил 1 человек. В разрезе городов и районов области коэффициент напряженности варьирует от 0,5 (г. Тула) до 8,1(Одоевский район) [30].

Службой занятости области с начала текущего года трудоустроены 24630 человек; в общественных работах принимали участие 5470 человек.

Демографическая ситуация

Демографическая ситуация на 1 сентября 2006 года остается напряженной – за прошедший с начала текущего года период отмечается высокая естественная убыль населения, связанная со значительным превышением смертности над рождаемостью. За январь-август текущего года естественная убыль населения области составила 13820 человек, что на 1426 человек или 8,9% меньше уровня предшествующего года.

Всего за январь-август 2006 года зарегистрировано 8457 родившихся, что меньше соответствующего периода 2005 года на 149 человек или на 1,7%. Умерло 22273 человека, что на 1575 человек или на 6,6% меньше уровня за январь-август прошлого года. Число умерших превысило число родившихся в 2,6 раза (за аналогичный период 2005 года отмечено превышение в 2,8 раза).

В относительных величинах (на 1000 человек населения) численность родившихся за январь-август текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года осталась на прежнем уровне уменьшилась (8,0 к 8,0) родившихся на 1000 человек населения, по общему коэффициенту смертности отмечается значительное снижение – с 22,2 до 21,0 умерших на 1000 человек населения. В результате этого в прошедшем периоде 2006 года наблюдалось уменьшение естественной убыли населения с –14,2 (январь-август 2005 года) до –13,0 человек на 1000 человек населения.

Число детей, умерших в возрасте до 1 года, уменьшилось и составило 13,0 против 20,0 на 1000 родившихся в январе-июле прошлого года.

В результате миграции населения в январе-августе 2006 года на территорию Тульской области прибыли 6533 человека, выбыли 5471 человек, общее же число переселенцев с учетом внутрирегионального обмена составило: прибывшие – 12120 человек, выбывшие –11058 человек. Миграционный прирост населения области составил 1062 человека, что больше на 256 человек по сравнению с аналогичным периодом 2005 года [31].

Важнейшими задачами региональной демографической политики являются повышение уровня рождаемости, снижение смертности и укрепление здоровья населения.

Образование и наука

Система высшего профессионального образования Тульской области представлена двумя университетами: Тульским государственным университетом и Тульским государственным педагогическим университетом им. Л.Н. Толстого, а также Тульским артиллерийским инженерным институтом и Новомосковским институтом Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева.

Кроме того, в области действуют 8 филиалов центральных российских государственных вузов,6 негосударственных высших учебных заведений, 5 филиалов негосударственных учреждений высшего профессионального образования и более 10 представительств государственных и негосударственных учреждений высшего профессионального образования.

В учреждениях высшего профессионального образования, включая все филиалы и представительства, обучаются около 45 тысяч человек, в том числе за счет средств федерального бюджета — более 25 тысяч человек.

В 2005 году научные исследования и разработки выполняли 22 организации,3 из которых — высшие учебные заведения, и 53 малых научных предприятия, общей численностью сотрудников свыше 10 тыс. человек. По этим показателям Тульская область занимает 10-е место в Центральном федеральном округе [31].

По использованию изобретений, на которые были выданы патенты РФ, Тульская область занимает третье место (346 изобретений) в рейтинге регионов ЦФО, уступая лишь Москве и Московской области. В настоящее время их используют около 30 организаций, относящиеся к пяти отраслям народного хозяйства (наука, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, металлургия, химическая и микробиологическая промышленность).

Заключение

 

Масштабное привлечение в экономику отечественных и иностранных инвестиций является непременным условием дальнейшего социально-экономического развития региона. Преодоление инвестиционного кризиса выдвигается в число первостепенных задач современного этапа экономических реформ.

Анализ деятельности органов управления в области инвестиционной политики Тульской области позволил выявить основные проблемы.

1. Несовершенство нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности РФ в целом.

2. Наличие сложных процедур регистрации компаний с иностранными инвестициями.

3. Неэффективная деятельность арбитражных судов по защите прав инвесторов.

4. Слабое развитие финансового лизинга в регионе

5. Отсутствие региональном законодательстве унифицированных критериев предоставления льгот инвесторам.

Так в результате исследования проблем инвестиционной деятельности в Тульской области стало ясно, что необходимо проведение некоторых мероприятий, способствующих привлечению инвестиций в регион.

Для совершенствования системы управления на федеральном уровне предложено создание специализированного агентства при Министерстве экономического развития и торговли РФ, к компетенции которого относились бы вопросы разработки и реализации предложений по совершенствованию системы привлечения ПИИ, а также учреждение постоянно действующей Комиссии Правительства РФ по вопросам иностранных инвестиций, в функции которой входило бы обеспечение координации деятельности министерств и ведомств в сфере привлечения ПИИ на основе предложений, подготовленным Агентством по иностранным инвестициям. С одной стороны, создание при Министерстве экономического развития и торговли РФ специализированного Агентства, ответственного за разработку ключевых направлений политики регулирования ПИИ, позволило бы наконец сформировать реально действующий центр принятия решений в данной области. С другой стороны, принимая во внимание трудности, с которыми сталкивалось в свое время Министерство экономики в сфере межведомственной координации вопросов привлечения ПИИ, решение наиболее важных вопросов координации целесообразно передать на более высокий уровень. Для этого следует рассмотреть вопрос о создании постоянно действующей Комиссии Правительства РФ по вопросам иностранных инвестиций под руководством заместителя Председателя правительства, курирующего внешнеэкономическую сферу. Это позволит обеспечить качественно новый уровень координации усилий как между органами федеральной власти, так и между органами федеральной и региональной власти в деле привлечения ПИИ.

Имеющиеся инвестиционные ресурсы должны в первую очередь направляться в те сферы экономики, которые располагают высокими технологиями и имеют конкурентные преимущества на мировых рынках. Далее, они должны пойти на поддержку малого бизнеса, где срок окупаемости намного меньше, на увеличение жилищного строительства. Эти так называемые «точки роста» позволяют повысить эффективность инвестиций, создать возрастающий инвестиционный спрос, обновить основной капитал. Тогда срабатывает кумулятивный эффект инвестирования: быстрое увеличение выпуска продукции обновленным производством начнет покрывать возросший платежеспособный спрос; само капитальное строительство начнет создавать финансовые источники для новых инвестиций; расширяющееся производство обеспечит формирование дополнительных доходов, за счет которых можно снизить бюджетный дефицит и увеличить потребление населения.

Можно сказать, что в Тульской области благоприятный инвестиционный климат, надо только суметь этим воспользоваться. В 2005 году сумма привлеченных в регион инвестиций составила 16 миллиардов рублей. Столичные эксперты считают, что могло быть и больше. Тульская область находится в позиции так называемого позднего старта. Впрочем, «поздний старт» даже имеет свои преимущества. Есть возможность изучить опыт более успешных соседей и избежать их ошибок. Главное – знать свои сильные и слабые стороны и действовать в наиболее конкурентоспособных и перспективных направлениях.



Библиографический список

 

1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (изменения от 02.02.2006) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

2. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (изменения 03.06.2006) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

3. Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 (ред. от 10.01.2003) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

4. Закон Тульской области от 16 августа 2005 года № 615-ЗТО «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области.

5. Закон Тульской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тульской области»

6. Андреев А. Инвестиционная деятельность в условиях перехода к рыночной экономике. М.,1994.

7. Анисов Ю.Б. Инвестиции и экономические последствия. // Налоги, инвестиции, капитал; 1998, №2.

8. Бланк И.А. «Инвестиционный менеджмент», М., 1998г.

9. Волков В. Российская экономика в 2003 году.// Экономист. 2003г., №11.

10. Геце М. Привлечение инвестиций с помощью коммуникаций: взгляд западного эксперта на стратегию и тактику М. 1999

11. Где в России жить хорошо: основные показатели социально-экономического положения в РФ в 2003г.: Талб.// Российская газета.-2004.

12. Гришина, И.В. Региональные особенности инвестирования в современной России: методология и результаты исследований / И.В. Гришина // Финансы и кредит. – 2006.-№6.

13. Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. М.-2000.-№3.

14. Зеваев В.И. Основы инвестиционного планирования. // Налоги, инвестиции, капитал., 1997, №1.

15. Иватанов, Н.П. Особенности инвестиционного климата региона (Тульской области) / Н.П.Иватанов, Д.В. Хрипливый// Известия Тульского государственного университета. - Тула, 2005.

16. Инвестиции в основной капитал в Россиской Федерации в 2004 г. // Экономика стр-ва. – 2005. - №9. – с.35-64.

17. Иовчук С., Квалинина И. Иностранные капиталовложения в России: состояние и перспективы. // Вопросы Экономики, 1996, №2.

18. Кот Н.Г. Инвестиции и социально-экономическое развитие региона. // Социально-экономические проблемы региона в переходный период.-Тюмень: изд-во ТГУ, 1998.-204с.

19. Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: оценка ситуации. // РЭЖ, 1998, №3.

20. Макконнэлл К., Брю С., Экономикс, т.1, М., Наука, 1993.

21. Образумов, В.И. Закон прямого действия: беседа с В.И. Образумовым, зам. губернатора Тульской области в сфере экономического развития и инвестиционной политики / В.И. Образумов; вел Б. Терехов // Тул. известия. – 2005. – 3 авг. – с.2.

22. Образумов, В. Какой климат инвестору нужен: беседа с В.Образумовым, зам. губернатора Тульской области. / В. Образумов; вел Б. Терехов // Тул. известия. – 2005. – 3 авг. – с.2.

23. Распределение иностранных инвестиций по регионам России, %: [табл.] // Проблемы прогнозирования. – 2006. - №5. – с. 114-115.

24. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов: [табл.] // Эксперт. – 2006. – 29 нояб.- 5 дек. ( № 45). – с. 100-101

25. Харитонова В. Инвестиционный климат в регионе: оценка и анализ. // Финансы в Сибири, 1998, №3.

26. Экономическая оценка инвестиций: учеб. пос. / Д.Э.Басалаев и другие; Федеральное агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Тульский гос. ун-т. – Тула: ТулГУ, 2005. – 175 с.

27.  www.region.tula.ru

28.  www.plus 12.ru

29. www.raexpert.ru

30. www.tula-forum.ru

31. www.minprom.gov

АННОТАЦИЯ

 

Выпускная квалификационная работа посвящена актуальной проблеме совершенствования инвестиционной политики Тульского региона и содержит пояснительную записку, 8 рисунков, 5 таблиц, 19 ссылок на литературу.

В данной работе дается общая оценка социально-экономической ситуации в регионе, а также оценка инвестиционной привлекательности Тульской области; проводится анализ нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности региона; анализ деятельности органов управления по повышению инвестиционной привлекательности региона. На основе сделанных оценок и произведенного анализа предлагается определенный ряд мероприятий по совершенствованию системы законодательного регулирования прямых иностранных инвестиций; по созданию системы страхования иностранных инвестиций; по формированию привлекательного инвестиционного имиджа Тульской области.

В частности, для решения обнаруженных проблем и недостатков в данной работе предлагается создание специализированного агентства при Министерстве экономического развития и торговли РФ, а также учреждение постоянно действующей Комиссии Правительства РФ по вопросам иностранных инвестиций.



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Характеристика инвестиционного климата региона

1.1 Общая оценка социально-экономической ситуации в регионе

1.1.1 Промышленность

1.1.2 Минерально-сырьевые ресурсы

1.1.3 Сельское хозяйство

1.1.4 Потребительский рынок

1.1.5 Малый бизнес и предпринимательство

1.1.6 Инфраструктура

1.1.7 Туризм

1.1.8 Характеристика внешнеэкономической и инвестиционной деятельности

1.1.9 Уровень жизни населения

1.1.10 Рынок труда

1.1.11 Демографическая ситуация

1.1.12 Образование и наука

1.2 Оценка инвестиционной привлекательности региона

1.2.1 Характеристика и конкурентные преимущества научно-технического и промышленного потенциала Тульской области

1.2.2 Уровень развития сферы научной, научно-технической и инновационной деятельности

1.2.3 Многоотраслевой характер научно-технического потенциала Тульской области

1.2.4 Перспективы развития сельского хозяйства

1.2.5 Конкурентные преимущества туристической сферы Тульской области

2 Анализ деятельности органов управления по повышению инвестиционной привлекательности региона

2.1 Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности Тульской области

2.2 Система управления инвестиционной деятельностью Тульской области

2.3 Государственная поддержка научно-технической и инновационной деятельности

2.4 Государственная поддержка агропромышленного комплекса Тульской области

2.5 Государственная поддержка промышленного сектора

3 Основные направления совершенствования инвестиционной политики

3.1 Совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности

3.2 Совершенствование системы законодательного регулирования ПИИ

3.3 Формирование привлекательного инвестиционного имиджа Тульского региона

3.4 Поддержка предприятий в привлечении капитала

3.5 Развитие инвестиционной инфраструктуры

3.6 Совершенствование системы управления на федеральном уровне

3.7 Совершенствование процедур регистрации компаний с иностранными инвестициями

3.8 Создание системы страхования иностранных инвестиций

3.9 Совершенствование взаимодействия с частным сектором

3.10 Совершенствование взаимодействия с иностранными инвесторами

3.11 Координация регулирования ПИИ на федеральном и региональном уровнях

Заключение

Библиографический список



Введение

 

Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.

Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро- и макроуровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства (собственно производства), производственной и социальной инфраструктур. В настоящее время экономика России все еще находится в состоянии перехода от плановой к рыночной. Этот сложный процесс реализуется в определенном времени и требует принятия большого количества решений относительно капиталовложений. Затянувшийся инвестиционный кризис затронул практически все регионы страны. Однако в Тульской области инвестиционный процесс имеет свои специфические особенности. Здесь инвестиционный спад принял более мягкие формы и сосчитается с относительной инвестиционной активностью сырьевых отраслей, ориентированных на экспорт.

В регионе имеются благоприятные условия для значительного притока инвестиций. Тем не менее, несмотря на явную привлекательность региона, приток инвестиций недостаточен для освоения уникального ресурсного потенциала. Инвесторы не смеют вкладывать свои капиталы в производство, считая инвестиции слишком рискованными и недостаточно выгодными. И проблема повышения инвестиционной активности, пожалуй, будет актуальна еще многие годы.

В связи с актуальностью проблемы инвестиционной активности в регионе этой теме посвящены множество исследований. Цель данной работы состоит в выявлении и исследовании проблем инвестиционной деятельности в Тульской области и ее развития в перспективе.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

· охарактеризовать социально-экономическую ситуацию в регионе, дать оценку его инвестиционной привлекательности, выделив наиболее конкурентоспособные и перспективные сферы экономики;

· провести анализ нормативно-правовой базы регулирования инвестиционной деятельности в РФ и Тульской области;

· проанализировать деятельность администрации Тульской области по управлению инвестиционной сферой региона;

·  выработать рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности региона, по совершенствованию инвестиционной деятельности органов государственной власти.



Характеристика инвестиционного климата региона

Дата: 2019-07-30, просмотров: 212.