Типовые формы бухгалтерской отчетности, правила составления, сроки представления, порядок рассмотрения и утверждения бухгалтерских отчетов регламентированы Положением ( 1 ) и инструкциями и указаниями Минфина РФ о составлении годовой и квартальной отчетности (3 и 4).
Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.
Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные предприятия являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства. При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции (фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции предприятия вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.
Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов отраслей и производства, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в следующей последовательности: исчисляют себестоимость услуг вспомога-тельныхпроизводствизакрываютсчет23"Вспомогательныепроизводства", распределяют расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают счета 31 "Расходы будущих периодов", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы"; калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 "Основное производство"; осуществляют списание затрат со счета 29 "Обслуживание производства и хозяйства". В порядке последующей очередности производят записи на счетах по учету капитальных вложений, определяют финансовый результат от деятельности предприятия и закрывают счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", распределяют прибыль и закрывают счет 80 "Прибыли и убытки".
Организация представляет в обязательном порядке годовую бухгалтерскую отчетность:
учредителям, участникам юридического лица в соответствии с учредительными документами;
государственной налоговой инспекции (в одном экземпляре). Представление бухгалтерской отчетности в другие адреса и с иной периодичностью производится в случаях, предусмотренных налоговым и иным законодательством РФ или учредительными документами.
В соответствии с постановлением Правительства РФ (6, п. 3) организации, расположенные на территории РФ, независимо от их организационно-правовой формы обязаны представлять квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность начиная с 1 января 1996 г. территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации в сроки, установленные Минфином РФ.
Организация представляет годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 апреля следующего за отчетным года, а квартальную бухгалтерскую отчетность – не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством РФ. В пределах указанных сроков конкретную дату представления бухгалтерской отчетности устанавливают участники (учредители) организации.
Бюджетная организация представляет месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет расходов вышестоящему органу в установленные им сроки, а организация, состоящая на федеральном бюджете, представляет месячную отчетность также территориальному органу федерального казначейства.
Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата ее отправления, обозначенная на штемпеле почтовой организации. Если дата представления отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.
Бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) организации. В организации, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель этой организации и специалист, ведущий бухгалтерский учет,
Годовая бухгалтерская отчетность организации до представления в адреса, предусмотренные Положением (1), рассматривается и утверждается в порядке, устанавливаемом учредительными документами.
Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением расходов на копирование.
В случаях, предусмотренных законодательством РФ, организация публикует годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня следующего за отчетным годом и квартальную - не позднее 60 дней по окончании отчетного периода.
В состав публикуемой бухгалтерской отчетности включается аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность.
Министерства, ведомства и другие федеральные органы исполнительной власти РФ представляют сводную квартальную бухгалтерскую отчетность по организациям, в отношении которых на них возложены координация и регулирование их деятельности, не позднее 45 дней по истечении отчетного периода, в годовую - не позднее 25 апртля следующего за отчетным года Министерству экономики РФ, Министерству финансов РФ и Госкомстату РФ.
Правила оценки статей баланса установлены Положением о бухгалтерском учете и инструкциями по составлению бухгалтерской отчетности.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности основные средства, нематериальные активы и МБП отражают в балансе по первоначальной и остаточной стоимости с указанием износа отдельной статьей; сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части и другие материальные ресурсы - по фактической себестоимости; готовую и отгруженную продукцию в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов и использования счета 37 "Выпуск продукции, работ, услуг" - по полной или неполной фактической производственной себестоимости и по полной или неполной нормативной (плановой ) себестоимости продукции.
Товары в организациях торговли, снабжения и сбыта отражают в отчетности по продажной или покупной стоимости. Разницу между этими ценами отражают в отчетности отдельной статьей.
Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в балансе по нормативной (плановой) производственной себестоимости или по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве продукции незавершенное производство отражают по фактическим производственным затратам.
Материальные ценности, на которые цена в течение года снизилась, либо которые морально устарели и частично потеряли свое первоначальное качество, отражают в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, когда они ниже первоначальной стоимости приобретения, с отнесением разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности.
Остатки средств организации по валютным счетам, другие денежные средства (включая денежные документы), ценные бумаги, дебиторскую и кредиторскую задолженность в иностранных валютах отражают в отчетности в валюте, действующей на территории РФ, в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка РФ, действующему на последнее число отчетного периода.
Расчеты с дебиторами и кредиторами каждая сторона отражает в своей отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. При разногласиях заинтересованная сторона обязана в установленные сроки передать необходимые материалы на рассмотрение органам, уполномоченным разрешать соответствующие споры.
Дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списывают по решению руководителя предприятия за счет резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты хозяйственной деятельности или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетных организаций.
Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности не является аннулированием задолженности. Она отражается за балансом в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания с должника в случае изменения его имущественного положения.
Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, списывают на финансовые результаты хозяйственной деятельности или на увеличение финансирования (фондов) бюджетных организаций.
Отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
Штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда, арбитража об их взыскании, относят на финансовые результаты организации или на финансирование (фондов) бюджетной организации и до их получения или уплаты отражают в отчетности получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов,
В случае реализации и прочего выбытия имущества организации (основных средств, производственных запасов, ценных бумаг и др.) убыток или доход по этим операциям относят на финансовые результаты организации.
При безвозмездной передаче основных средств и иного имущества выявленный финансовый результат относят на собственные источники средств организации.
Невозмещенные потери от стихийных бедствий списывают по решению руководителя организации за счет средств резервного капитала, или на финансовые результаты отчетного года организации (если у организации не образуется резервный капитал либо средств капитала недостаточно), или на уменьшение [финансирования (фондов) у бюджетной организации.
Консолидация в бухгалтерской отчетности организации показателей ее дочерних и зависимых обществ.
В соответствии с Положением (1) в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории РФ и за ее пределами.
Организация, имеющая дочерние и зависимые общества, должна составлять сводную годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 25 апреля следующего за отчетным года и представлять его в порядке и сроки, установленные законодательством РФ.
Унитарному предприятию, имеющему дочерние предприятия, сроки составления и представления сводного годового бухгалтерского отчета устанавливают государственный орган или орган местного управления, уполномоченный на его создание, в пределах сроков, установленных Положением (1) для министерств, ведомств и других федеральных органов исполнительной власти (45 дней по квартальной отчетности и 25 апреля следующего за отчетным года).
Сводная бухгалтерская отчетность составляется в объеме форм, установленном Министерством финансов РФ для юридических лиц в соответствии с Положением (1),
При составлении сводной годовой бухгалтерской отчетности основное общество, имеющее вклады в дочерние и зависимые общества, руководствуется следующим:
показатели активов и пассивов балансов дочерних обществ необходимо складывать. В случае когда участие основного общества в уставном капитале дочернего общества менее 50%, показатели активов и пассивов баланса такого дочернего общества складываются исходя из доли участия в уставном капитале;
показатели баланса, отражающие взаимные расчеты и обязательства основного и дочернего общества, в сводную отчетность не включаются;
прибыль дочерних обществ необходимо суммировать; показатели отчета о прибылях и убытках, отражающие взаимные объемы реализации между основным и дочерним обществом, и затраты, приходящиеся на них, а также прочие взаимные доходы и расходы, в сводную отчетность не включаются;
дивиденды, выплачиваемые дочерним обществом основному обществу, в сводной отчетности не отражаются. В отчетности показывают только дивиденды, выплачиваемые (начисленные) основным обществом;
инвестиции основного общества в дочернее общество и, соответственно, уставный капитал дочернего общества в части, внесенной основным обществом, в сводную отчетность не включаются;
показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества включаются в сводную отчетность основного общества за отчетный период начиная с даты регистрации дочернего общества.
Основное общество, имеющее вложения в зависимое хозяйственное общество, не включает в сводную бухгалтерскую отчетность показатели бухгалтерской отчетности зависимых обществ. В составе пояснительной записки к сводной бухгалтерской отчетности основное общество в разделе, посвященном финансовым вложениям, делает расшифровку своих вложений относительно каждого зависимого общества. В расшифровке приводятся данные о наименовании зависимого общества, его юридическом адресе, величине уставного капитала, доли в общей сумме вклада, а также изложены намерения о дальнейшем участии.
Одним из существенных изменений в методике 1999 г. ведения учета и составления годовой отчетности являются, на наш взгляд, корректировки в организации учета использования по- лученной в текущем году балансовой прибыли. Эти корректировки - продолжение серии изменений в законодательстве, призванных обеспечить нормальное развитие частного предпринимательства в стране. Речь идет о необходимости приведения бухгалтерского учета в соответствие с нормами законодательных актов, принятых в последние годы. В частности, в соответствии с Законом РФ от 26.12.95 г. No 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями от 13.06.96 г.) к исключительной компетенции общего собрания акционеров относится решение вопроса об утверждении годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков общества, распределении прибылей и убытков (статья 48, пункт 1, подпункт 11). Предполагается, что решение акционеры принимают на годовом собрании после обсуждения вопросов об обоснованности расходов, правильности и полноте реализации выработанной стратегии общества и т.д. В связи с тем что годовые собрания проходят после составления годового финансового отчета, распределение полученной прибыли или списание убытков отчетного года после принятия решения на собрании может быть произведено бухгалтерией только в новом году.
Следовательно, до принятия соответствующих решений исполнительный орган не должен самостоятельно, без согласования с собственником, направлять куда-либо полученную прибыль (в том числе покрывать убытки). Значит, нет оснований отражать в бухгалтерском учете использование прибыли отчетного года. Ныне действующие нормативные акты определяют методику бухгалтерского учета, в соответствии с которой все расходы, производимые организацией делятся на три группы:
1. Включаемые в себестоимость и учитываемые при расчете налогооблагаемой прибыли.
2. Включаемые в себестоимость, но не уменьшающие налогооблагаемой прибыли.
3. Расходы, которые могут быть списаны только за счет собственных средств организации (т. е. за счет прибыли после налогообложения).
Опыт показывает, что отдельные расходы, относящиеся к третьей группе (выдача материальной помощи, оплата проезда сотрудников, перечисления на благотворительные цели и др.), осуществляются предприятием в текущей деятельности, однако такие расходы должны быть согласованы с собственниками (учредителями или акционерами). Так как все созданное в организации (в частности, прибыль) принадлежит ее собственникам (учредителям или акционерам), именно они должны решать, какая часть прибыли может быть израсходована на нужды самой организации. Словом, состав и размеры таких расходов должны быть одобрены учредителями организации (акционерами).
Закон "Об акционерных обществах" определяет обязанность создания резервного фонда (см. ст. 35), а также фонда акционирования работников АО, который используется исключительно на приобретение акций общества, продаваемых акционерами для размещения впоследствии среди своих работников. Как видим, Законом не предусмотрена возможность расходования прибыли на мероприятия, определяемые исполнительным органом (дирекцией) организации. Руководство организации ведет хозяйственную деятельность, которая анализируется, с одной стороны, государственными органами с точки зрения соблюдения налогового законодательства, а с другой - собственниками с точки зрения рационального использования вверенных им средств. Для государственных органов важно знать, правильно ли рассчитана налогооблагаемая база по любому налогу (на прибыль, на имущество, на добавленную стоимость) и сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет. Для собственников важно правильно определить не только себестоимость выпускаемой продукции, выполняемых работ, услуг, но и направления использования средств, остающихся после уплаты налогов: на расширение производства, на увеличение товарооборота, причины убытков и т.п. Деловых партнеров (кредиторов, поставщиков) при заключении контрактов интересует фактическое финансовое состояние организации: наличие неиспользованной прибыли, свободных денежных средств, ликвидность активов и т.д., а также оценка деятельности организации специалистом - независимым экспертом.
В качестве такого эксперта выступает аудитор (аудиторская фирма), который подтверждает достоверность финансовой отчетности не столько для государственных органов, сколько для собственников и партнеров. Не случайно приказом Минфина России от 21.11.97 г. No 81н "О формировании годовой бухгалтерской отчетности" (далее - приказ No 81н) инструкция о годовой бухгалтерской отчетности дополнена пунктом 4.40, в котором при составлении аудиторского заключения рекомендуется использовать Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
Получив обоснованное аудиторское заключение собственник сможет более точно и компетентно оценить действия исполнительного органа. Министерство финансов РФ внесло изменения в состав и порядок отражения в учете сумм использованной прибыли. Приказом No 81н изменено содержание пунктов 2.28 и 3.11 инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 12.11.96 г. No 97 (далее - инструкция по составлению годового отчета).
В результате этих изменений сумма нераспределенной прибыли отчетного года (строка 480 баланса) определяется как разница между суммой полученной прибыли или убытка (сальдо по счету 80) и суммой прибыли, направленной на уплату налогов и других платежей в бюджет (сальдо по счету 81). Таким образом, изменена трактовка статьи отчета о прибылях и убытках "отвлеченные средства". Из этой статьи исключены суммы образованных фондов потребления, накопления, резервного фонда, отчисления на благотворительные средства и др. Следствием изменений должна быть корректировка бухгалтерских записей по операциям на счете 81 "Использование прибыли". По состоянию на 31.12.97 г. на этом счете должны остаться только суммы начисленного налога на прибыль или других платежей в бюджет. Корректировка предполагает анализ всех хозяйственных операций, которые отражены на субсчете 81-2 "Использование прибыли на другие цели". Если на этот субсчет в течение года были списаны суммы, которые следовало списывать на себестоимость продукции (работ, услуг) или издержки обращения, то их следует списать по назначению. Если бухгалтер, допустим, превышение суточных или командировочных расходов ошибочно списал на счет 81, то теперь эта ошибка должна быть исправлена. Указанные суммы списываются на издержки и затем восстанавливаются при расчете налогооблагаемой прибыли организации. Если на субсчет 81-2 были списаны суммы по операциям, осуществляемым за счет прибыли после налогообложения, то их надо перевести на прибыль прошлых лет, фонды потребления или накопления (счет 88).
Для исправления указанных ошибок можно:
1) сторнировать все суммы, которые были списаны в дебет субсчета 81-2, и затем сделать записи по дебету соответствующего субсчета, открытого к счету 88;
2) списать по окончании года такие расходы со счета 81 в дебет субсчетов, открытых к счету 88. В результате на момент реформации баланса на счете 81 останутся суммы начисленного налога на прибыль или других налогов, а также пени и штрафы в бюджет согласно пунктам 2.28 и 3.11 инструкции по составлению годового отчета. В соответствии с новой редакцией пункта 2.28 сумму начисленных налогов и других платежей в бюджет следует списывать в дебет счета прибылей и убытков: Д-т сч. 80, К-т сч. 81. Затем остаток нераспределенной в 1997 г. прибыли нужно перенести на счет 88, субсчет "Нераспределенная прибыль отчетного года": Д-т сч. 80, К-т сч. 88, субсчет "Нераспределенная прибыль отчетного года". Если в результате финансово-хозяйственной деятельности организация имеет убыток, то при реформации баланса он будет списан на счет 88, субсчет "Непокрытый убыток отчетного года": Д-т сч. 88, субсчет "Непокрытый убыток отчетного года", К-т сч. 80.
Таким образом, изменилось содержание некоторых строк формы No 2 "Отчет о прибылях и убытках" (см. изменения в пункте 3.11 инструкции): по строке 150 будет отражена сумма начисленного налога на прибыль за 1997 г., по строке 160 другие платежи в бюджет, по строке 170 будет рассчитана сумма нераспределенной прибыли отчетного года. Она же должна быть показана по строке 480 пассива баланса. Убыток по итогам года будет отражен по строке 320 актива баланса. Все расходы, которые были произведены за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, как было показано в отчете за 9 месяцев 1997 г., в этой форме показаны не будут, а в балансе они уменьшат сумму нераспределенной прибыли прошлых лет или других аналогичных фондов.
Пример 1. ОАО "Сигма" в 1999 г. были получены результаты, представленные в таблице.
Составление годового отчета
Форма No 2 "Отчет о прибылях и убытках" млн руб.
Показатели | Код стр. | За отчетный период | За аналогичный период прошлого : года |
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | 010 | 288 | 179 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг | 020 | 157,5 | 167 |
Коммерческие расходы | 030 | 12 | |
Управленческие расходы | 040 | - | - |
Прибыль (убыток) от реализации - строки (010 -020 - 030 - 040) | 050 | 118,5 | 12 |
Проценты к получению | 060 | ||
Проценты к уплате | 070 | ||
Доходы от участия в других организациях | 080 | - | |
Прочие операционные доходы | 090 | 38 | 25 |
Прочие операционные расходы ; | 100 | 39,8 | 36 |
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности - строки (050 + 060 - 070 + 080 + 090 - 100) | 110 | 116,7 | 1 |
Прочие внереализационные доходы | 120 | 2,8 | 5,4 |
Прочие внереализационные расходы | 130 | 17,6 | 2,3 |
Прибыль (убыток) отчетного периода - строки (110 + 120 - 130) | 140 | 101,9 | 4,1 |
Налог на прибыль | 150 | 20,9 | 1,3 |
Отвлеченные средства | 160 | 1,8 | 5,9 |
Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода -строки (140 - 150 - 160) | 170 | 79,2 | -4,6 |
В отчетном году за счет прибыли, остающейся после налогообложения, были списаны перечисленные на благотворительные цели суммы в размере 35 000 тыс. руб.,
Составление годового отчета
выдана материальная помощь 15 000 тыс. руб. Эти суммы были оформлены бухгалтерскими проводками:
Д-т сч. 81, К-т сч. 51 - 35 000 тыс. руб. перечислено на благотворительные цели;
Д-т сч. 81, К-т сч. 70 - 15 000 тыс. руб. начислена материальная помощь.
31декабря 1999 г. в соответствии с изменениями, внесенными в инструкцию по составлению годового отчета, бухгалтер выполнил корректирующие проводки:
Д-т сч. 81, К-т сч. 70 - 15 000; Д-т сч. 81, К-т сч. 51 - 35 000. Затем даны исправительные проводки:
Д-т сч. 88, субсчет "Фонд потребления", К-т сч. 70 15 000 тыс. руб.
Д-т сч. 88, субсчет "Фонд потребления", К-т сч. 51 35 000 тыс. руб.
После этого была выполнена реформация баланса:
Д-т сч. 80, К-т сч. 81 - 22 700 тыс. руб. - на сумму налога на прибыль (20900 тыс. руб.) и сумму пеней в бюджет (1800 тыс. руб.).
Д-т сч. 80, К-т сч. 88, субсчет "Нераспределенная прибыль отчетного года" - 79200 тыс. руб. - сумма нераспределенной прибыли отчетного года.
Пример 2. ЗАО "Омега" по результатам 1999 г. получило убыток - 48 млн руб., сумма начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов (Д-т сч. 81-2, К-т сч. 68) составила 15 млн руб.
31 декабря 1999 г. были реформированы бухгалтерские счета по учету и использованию прибыли:
Д-т сч. 80, К-т сч. 81-2 - 15 млн руб.
Д-т сч. 88, субсчет "Непокрытый убыток отчетного года", К-т сч. 80 -63 млн руб.
В такой ситуации (при наличии убытка) можно рекомендовать организациям к субсчету "Непокрытый убыток отчетного года" открывать два аналитических счета: первый "непокрытый убыток от финансово-хозяйственной деятельности", второй - "убыток, покрываемый за счет прибыли после налогообложения". Это предложение учитывает порядок создания резервного фонда, прежние возможности льготирования прибыли в пределах суммы образуемого фонда и позволяет разграничить виды полученных убытков. Коль скоро акционерные общества могли льготировать суммы образованного до 1997 г. резервного фонда при расчете налога на прибыль, то он остается источником покрытия только убытка от финансово-хозяйственной деятельности, а остальные виды убытков могут быть списаны за счет нераспределенной прибыли прошлых лет или других фондов.
6. Решение о покрытии убытков принимает собственник. Поэтому убытки, полученные по итогам 1999 г. могут быть погашены только в 2000 г. Исключением может быть случай, когда решение о покрытии убытков было уже принято в 1999 г. На покрытие убытка в соответствии с изменениями в пункте 2.21 инструкции по составлению годового отчета могут быть
Составление годового отчета Стр. 6 из 7
израсходованы средства нераспределенной прибыли прошлых лет, резервного фонда, свободные средства фондов накопления, добавочный капитал (за исключением сумм прироста стоимости имущества по переоценке).
7. В инструкцию по составлению годового отчета введен пункт 3.13, поясняющий, что в графе 4 "Отчета о прибылях и убытках" такие реорганизованные предприятия записывают соответствующие показатели годовой отчетности за предыдущий год с учетом произведенной реорганизации. Реорганизация юридического лица может проводиться как слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Права и обязанности реорганизуемых юридических лиц передаются на основании передаточного акта или разделительного баланса, в которых, по нашему мнению, должны быть зафиксированы результаты хозяйственной деятельности до реорганизации и их распределение между вновь образуемыми юридическими лицами. Тогда при составлении годового отчета реорганизованное юридическое лицо сможет правильно заполнить и графу 4. Например, если произошло присоединение одного юридического лица к другому, то в графе 4 вновь созданного предприятия будут показаны результаты, полученные путем арифметического сложения финансовых результатов обоих юридических лиц за прошлый период.
Если же юридическое лицо разделилось либо из него выделилось новое предприятие, заполнение графы 4 будет для них затруднено, поскольку процедуры разделения и их документальное оформление недостаточно разработаны. Следуя логике нововведения, еще при составлении разделительного баланса следует для каждого юридического лица определить ту часть финансовой информации, которую год спустя надо будет записать в графу 4.
8. Новые дополнения расширили текст пояснительной записки. Согласно дополнениям к пункту 4.31 организация, применяющая при налогообложении метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере ее оплаты, приводит отдельно данные о причитающихся налоговых платежах в бюджет, исчисленные на основании налоговых расчетов, и данные о налоговых платежах, рассчитанных в бухгалтерском учете исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, т.е. ведя учет реализации на момент, определяющий факт отгрузки продукции (работы, услуги) и переход прав собственности от продавца к покупателю.
Таким образом, при составлении пояснительной записки придется сделать справки по расчету налогов на основе данных бухгалтерского учета и сопоставить их с данными "налогового учета". Итоги расчетов можно обобщить в таблице, 'включив в нее налоги, которые отвечают правилу существенности.
1.4.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 233.