Схема 1. Виды и назначение отчетности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

в текущих отчетных записях. Между бухгалтерским учетом и от­четностью необходима такая связь, при которой получаемые в учете итоговые данные входят в соответствующие отчетные формы в виде синтезированных показателей.

Предприятия составляют отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом РФ по единой фор­ме. Единая система показателей отчетности предприятий позволя­ет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономи­ческим районам и в целом по народному хозяйству. Состав, со­держание. требования и методологию составления бухгалтерской отчетности предприятия регламентирует ПБУ 4/99 «Бухгалтер­ская отчетность организации».

Отчеты предприятий подразделяются по трем основным при­знакам: по объему сведений, включаемых в отчеты; целям, для ко­торых составляются отчеты; периодам, охватываемым отчетностью.

По объему содержащихся в отчетах сведений различают частную и общую отчетность.

Частная отчетность включает информацию о работе пред­приятия на одном участке его деятельности.

Общая характеризует хозяйственную деятельность предпри­ятия в целом.

По назначению отчетность подразделяется на внеш­нюю и внутреннюю.

Внешняя отчетность служит средством информирования внешних пользователей — заинтересованных юридических и фи­зических лиц о характере деятельности, доходности и имущест­венном положении предприятия. В соответствии с международ­ной практикой она обязательно подлежит опубликованию, по этому ее называют «публичной».

Внутренняя вызывается потребностью самого предприятия. В зависимости от периода отчетность подразделяется на текущую и годовую.

Периодическая (текущая) отчетность составляется на внутригодовую дату. Периодические отчеты составляются регулярно через определенные промежутки времени. Эту отчетность под­разделяют на ежедневную, еженедельную, месячную, кварталь­ную, полугодовую и за 9 месяцев.

Годовой отчет составляется по окончании года. Он представ­ляется собственникам, налоговой инспекции, органам государ­ственного управления. Срок представления годового отчета — до 1 апреля следующего за отчетным года, квартального — не позд­нее 30 дней по окончании отчетного периода.

Квартальная бухгалтерская отчетность состоит из баланса орга­низации (ф. № 1) и отчета о финансовых результатах и их использова­нии (ф. № 2).

Начиная с отчета за 9 месяцев 1995 г. отчет ф. № 2 дополнен разде­лом 3 "Движение денежных средств", в котором показываются остатки де­нежных средств на начало года, поступление (от реализации товаров, ра­бот, услуг, прочего имущества, от внереализационных операций, безвоз­мездно, из банка), выбытие (на приобретение товаров, оплату работ, услуг, оплату труда, выплату дивидендов, процентов, финансовые вложения, сда­но в банк) и остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Особое внимание уделяется в отчете наличному обороту, для ко­торого введена дополнительная графа. Справочно требуется приведе­ние данных о поступлении наличных с применением контрольно-кас­совых аппаратов и бланков строгой отчетности.

Сведения в отчете представляются в валюте РФ. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составля­ется расчет в иностранной валюте по каждому виду, а затем произво­дится перерасчет по курсу Центрального банка РФ на дату составления бухгалтерской отчетности. В настоящее время ф. № 2 отчета включает разделы:

1. Финансовые результаты.

2. Использование прибыли.

3. Движение денежных средств. Годовая бухгалтерская отчетность включает: а) типовые формы: бухгалтерский баланс (ф. № 1);

отчет о финансовых результатах и их использовании (ф. № 2); справка к отчету о финансовых результатах и их использовании (ф. № 2);

приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5); б) специализированные формы, устанавливаемые министерства­ми и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик;

в) пояснительную записку к годовому отчету (за исключением субъектов малого предпринимательства);

г) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бух­галтерской отчетности организации, если в соответствии с законодатель­ством она подлежит аудиту.

Содержание типовых форм бухгалтерской отчетности и порядок их заполнения изложены в Приложениях 1 и 2 приказа Минфина РФ от 19 октября 1995 г. №115, а рекомендации по составлению пояснительной записки к годовому отчету - в Приложении 3 того же приказа (4).

В соответствии с данными рекомендациями в поснительной за­писке приводятся краткая характеристика деятельности организации, основные ее показатели, факторы, повлиявшие на хозяйственные и фи­нансовые результаты, а также решения по итогам рассмотрения годово­го бухгалтерского отчета и распределения прибыли, оставшейся в рас­поряжении организации.

При изменении вступительного баланса на начало года в поясни­тельной записке объясняются причины изменений.

В пояснительной записке должны быть раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского уче­та, а также изменения в учетной политике и их последствия в стоимост­ном выражении.

Головная организация, имеющая дочерние и зависимые общества, в пояснительной записке приводит сведения об их наличии, месте на­хождения, наименовании и виде деятельности.

В основных показателях деятельности организации могут быть при­ведены характеристика отдельных видов имущества, динамика и причи­ны их изменений, влияние этих изменений на финансовые показатели.

При оценке финансового состояния организации на краткосроч­ную перспективу приводятся показатели оценки структуры баланса и платежеспособности (текущей платежеспособности, восстановления и утраты платежеспособности, обеспеченности собственными оборотны­ми средствами), а на длительную перспективу - характеристика струк­туры источников средств, степень зависимости организации от внеш­них инвесторов и кредиторов и т.п.

Целесообразно в пояснительной записке привести также показа­тели деловой активности организации (широта рынков сбыта продук­ции, репутация организации, показатели эффективности использования ресурсов, степень выполнения плановых заданий и др.), ближайшую и отдаленную перспективу.

Малые предприятия вправе представлять бухгалтерскую отчет­ность по упрощенной процедуре и формам отчетности.

В состав годового бухгалтерского отчета малого предприятия разре­шается включать только ф. № 1 "Бухгалтерский баланс" и ф. № 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании". Пояснительная записка в составе годового бухгалтерского отчета не представляется.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 251.