Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. явилась тяжелейшим испытанием для всего советского народа. Победа над фашистской Германией потребовала колоссального напряжения всех сил народа и стоила ему огромных, беспрецедентных в мировой истории жертв. Обстановка военного времени вызвала необходимость превращения страны в единый военный лагерь и перестройку всей ее экономики. Несмотря на неоднозначные оценки существовавшего в СССР политического режима, большинство ученых-историков и граждан современной России отдают должное роли Коммунистической партии – ВКП (б) и И.В.Сталина в деле мобилизации страны на отпор врагу.
Через неделю после начала войны Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП (б) издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа – Государственного Комитета Обороны, сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Все организации и лица были обязаны выполнять все его распоряжения. Ведение войны требовало крупных расходов, что потребовало внесения изменений в государственный бюджет. Ассигнования на военные нужды во второй половине 1941 года по сравнению с первым полугодием возросли на 20,6 млрд. рублей, а на развитие гражданских отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия они уменьшились на 38,1 млрд. рублей.[45, с.118]
Тем не менее, вопросы социального обеспечения не отошли на задний план, а, напротив, на всем протяжении войны были в центре внимания руководства страны. Социальное обеспечение продолжало носить стабильный характер. А пенсионное обеспечение в этот период не только не ухудшилось, а напротив, стало более льготным, а нормы обеспечения – более высокими. В стране были проведены крупные мероприятия по социальному обеспечению граждан, предусматривающие: увеличение размеров пенсий и пособий; распространение действия законодательства о некоторых видах социального обеспечения на более широкие слои населения; введение новых видов обеспечения.
Для военного времени характерной была строгая централизация правотворческого процесса – почти все нормативные акты издавались Советом Народных Комиссаров СССР. Законодательство о социальном, в том числе и пенсионном обеспечении развивалось преимущественно как общесоюзное, а управление этой сферой общественных отношений было отнесено к компетенции союзных республик. Законодательство военного времени было направлено на улучшение материального обеспечения воинов, ставших инвалидами в результате ранений, контузий и заболеваний, полученных на фронте, а также на улучшение материального положения семей погибших воинов.[45, с.230]
В годы войны в целях улучшения обслуживания воинов-инвалидов и семей погибших были осуществлены некоторые организационные изменения, касающиеся порядка назначения и выплаты пенсий. В частности пенсии военнослужащим назначались специальными комиссиями, которые создавались при районных и городских отделах социального обеспечения.[29, с.69] В связи с условиями военного времени были созданы специальные органы по материальному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих, установлен особый порядок обеспечения государственными пособиями семей военнослужащих, находящихся в рядах армии, расширен круг обеспечиваемых пенсиями и пособиями, введены новые льготы инвалидам и семьям военнослужащих.
До начала 1943 года функции обеспечения семей военнослужащих пенсиями и пособиями выполнялись органами социального обеспечения, которые одновременно осуществляли пенсионное обеспечение по социальному страхованию и другие функции. В целях улучшения всей работы по материальному обеспечению фронтовиков в начале 1943 года были созданы специальные отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих при совнаркомах автономных республик, краевых, областных, окружных, городских и районных исполкомах Советов депутатов трудящихся и управления при СНК союзных республик.[29, с.67] На отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих возлагалось: обеспечение пенсиями и пособиями семей военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава; предоставление семьям военнослужащих льгот, установленных законодательством; рассмотрение поступивших от них жалоб и заявлений и принятие по ним необходимых мер. Кроме того, на отделы возлагалось трудовое устройство и проведение мероприятий по удовлетворению материально-бытовых нужд семей военнослужащих.
Несмотря на резкий рост государственных расходов на военные нужды, нормы пенсий не снижались. Напротив, по некоторым видам пенсионного обеспечения условия приобретения права на пенсию стали более доступными, а размеры обеспечения более высокими.[46, с.120] В частности при назначении пенсий и пособий служба в Красной Армии и пребывание в партизанских отрядах стали засчитываться как в общий, так и непрерывный трудовой стаж. Этот зачет производился даже в том случае, если работник до призыва на военную службу никогда не работал в качестве рабочего или служащего, а также при условии поступления на работу в течение трех месяцев после освобождения от военной службы.
До войны лицам рядового и младшего начальствующего состава военная служба засчитывалась в общий стаж лишь при условии предыдущей работы или сдачи испытаний на звание среднего начальствующего состава. В непрерывный стаж военная служба вообще не включалась. Размеры пенсий военнослужащим срочной службы, ставшим инвалидами, и членам семей, потерявших кормильца, были значительно повышены. Повышались на 50% и размеры пенсий инвалидам гражданской войны, военной службы в РККА, бывшим красногвардейцам, инвалидам империалистической войны, а также членам семей этих инвалидов. Размеры пенсий были дифференцированы в зависимости от причины инвалидности и от заработка до призыва в армию. Более высокие нормы устанавливались для тех, кто потерял трудоспособность при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Следует отметить, что пенсионное обеспечение осуществлялось на основе принятых накануне войны актов – постановлениями СНК от 16июля 1940 г. «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям» и от 5 июня 1941 г. «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава сверхсрочной службы и их семьям». В годы войны в дополнение к данным постановлениям СНК СССР утвердил две инструкции: от 17 июня 1943 г. №668 «О порядке назначения и выплаты пособий и пенсий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава» и от 31 января 1944 г. «О порядке назначения и выплаты пенсий по инвалидности военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава». Эти инструкции значительно расширили круг лиц, имеющих право на пенсию.[46, с.101]
Важные изменения были внесены и в законодательство об обеспечении семей военнослужащих государственными пособиями. Принятые 26 июня 1941 года Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время» и связанные с ним нормативные акты расширили круг членов семьи, имеющих право на пособие. Были увеличены и размеры пособий. Право на пособие имели нетрудоспособные члены семей военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава, находившиеся на иждивении военнослужащих. Все нормы, установленные в 1939 году были повышены на 25%. По признаку близкого родства круг членов семьи, имеющих право на пособие или пенсию, до войны ограничивался следующими родственниками военнослужащего: дети, братья и сестры, не имеющие трудоспособных родителей, отец и мать, жена. Во время войны в этот круг были дополнительно включены дед и бабка военнослужащего, не имеющие других родственников, обязанных по закону их содержать. Также в отношении семей военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава было установлено, что при обеспечении пенсиями и пособиями отчим и мачеха должны обеспечиваться наравне с отцом и матерью, а усыновители и усыновленные наравне с родителями и детьми.
Вышеупомянутая инструкция от 17 июня 1943 г. установила, что усыновленные не только самим военнослужащим, но и его женой обеспечиваются наравне с детьми военнослужащего. Наконец, в круг обеспечиваемых членов семьи военнослужащего были включены также дети жены военнослужащего от ее первого брака, то есть пасынки и падчерицы военнослужащего, находившиеся на иждивении военнослужащего.[45, с.208]
В 1942-1944 г.г. пенсионное обеспечение, установленное для военнослужащих и их семей, было распространено на некоторые категории рабочих и служащих, работавших в районах военных действий и на их семьи. В частности к таковым относились работники морского и речного флота, плававшие в районах военных действий, работники прифронтовых участков железных дорог, работники, состоявшие в рабочих колоннах, занятых на аэродромном строительстве, проводимом командованием ВВС округов, фронтов, работники фронтовых киногрупп и ряд других категорий работников.[29, с.96]
В общей сложности это правило было распространено на 15 категорий рабочих и служащих, выполнявших свои трудовые обязанности в районах военных действий. Такое значительное расширение сферы пенсионного обеспечения, установленного вначале только для военнослужащих и их семей, явилось вполне оправданным, так как работники вышеупомянутых категорий не только участвовали своим трудом в общем деле защиты Родины, но и разделяли вместе с бойцами армии многочисленные трудности и опасности фронтовой и прифронтовой жизни.
Несмотря на большие экономические трудности, руководство уделяло неослабное внимание вопросам охраны материнства и детства. Президиум Верховного Совета СССР 8 июля 1944 года принял Указ «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Согласно Указу многодетными считались матери, родившие трех-четырех детей, а не семь и более, как это предусматривалось ранее. Впервые было установлено государственное пособие одиноким матерям на содержание и воспитание детей. Этим же Указом предусматривалось увеличение сети учреждений охраны материнства и детства: домов матери и ребенка, специальных домов отдыха для беременных женщин и кормящих матерей, детских садов, яслей.[21, с.96]
С максимальным учетом интересов граждан решались вопросы по социальному и, прежде всего, пенсионному обеспечению на освобожденных от фашистской оккупации территориях. Уничтожение или утрата многих документов обусловили необходимость некоторого упрощения документации, требуемой для назначения пенсий. Выплата пенсий в освобожденных районах возобновлялась со дня освобождения, восстановление выплаты пенсий при отсутствии пенсионного дела и пенсионного удостоверения производилась на основании косвенных данных, а во многих случаях на основании одних свидетельских показаний.
Расходы на пенсии и пособия инвалидам войны и труда осуществлялись бескредитно, что позволяло осуществлять их выплату независимо от доходов бюджета.
Например, бюджет 1943 года, естественно, не мог предусмотреть ассигнования на выплату пенсий инвалидам, находящимся во временно оккупированных территориях. Тем не менее, когда Красная Армия освободила эти районы, требуемые на эти цели 90 млн. рублей были изысканы и выплаты стали производиться без единой задержки. На всем протяжении войны советское правительство неуклонно увеличивало ассигнования на социальное обеспечение. В частности, по сравнению с 1944 годом расходы на социальное страхование в 1945 году увеличились на 34,9%, на социальное обеспечение – на 12,8%.[24, с.44]
Многие воины возвращались с фронта с серьезными ранениями, контузиями и нуждались в разностороннем социальном обслуживании. Помощь этой категории инвалидов имела большое значение в деле укрепления морально – политического единства фронта и тыла. Руководители предприятий и организаций обязаны были в кратчайшие сроки предоставлять инвалидам Отечественной войны, направляемым органами социального обеспечения, соответствующую работу и обеспечивать им необходимые производственные, жилищные и бытовые условия. В результате большой и целенаправленной работы государственных органов к началу 1943 года 70% инвалидов войны было трудоустроено.[24, с.94]
Однако война продолжалась, и страна испытывала острый недостаток в трудовых ресурсах. 20 января 1943 года СНК СССР принял постановление «О мерах по трудовому устройству инвалидов Отечественной войны». В результате осуществления предусмотренных этим постановлением мер в 1943 году в народное хозяйство вернулось свыше 450 тысяч инвалидов. На 1 марта 1944 года во всех отраслях народного хозяйства РСФСР было занято около 94% инвалидов Отечественной войны 3 группы. Работая на предприятиях, в совхозах и колхозах, они своим самоотверженным трудом вносили свой вклад в победу над врагом. Особая забота проявлялась об инвалидах войны с тяжелыми заболеваниями и функциональными нарушениями.[24, с.136]
В соответствии с вышеупомянутым постановлением профтехшколы системы соцобеспечения были реорганизованы в профессиональные школы-интернаты для обучения инвалидов Отечественной войны. В деле обучения и рационального трудового устройства инвалидов в годы войны значительную роль играла кооперация инвалидов, имевшая огромную сеть артелей и предприятий.
В период войны важную роль играли организованные в 1942 году дома-интернаты. Были созданы учреждения двух видов: трудовые интернаты общего типа и интернаты больничного типа для инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе. В центре внимания государства находилась забота о детях, оставшихся без родителей и больных детях. Несмотря на сложнейшие условия военного времени, детская безнадзорность не допускалась.[45, с.220]
Без всякого преувеличения можно утверждать, что продуманная социальная политика государства и ее четкое и эффективное осуществление в военное время имели огромное, неоценимое значение для достижения победы над врагом. Конечно, социальная политика СССР, основанная на принципе государственного патернализма, не была идеальной, но она позволила выжить миллионам наших сограждан в годы войны. Конституция 1993 года провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, принят целый ряд федеральных законов социальной направленности, однако ни одна социальная проблема в стране не решена на должном уровне.
Может быть, есть смысл объективно оценить опыт работы органов социальной защиты, как в военный, так и в послевоенный период и использовать его в современных условиях? Ведь людям нужны не красивые слова и благие намерения, а реальная помощь в трудных жизненных ситуациях.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 270.