Тактика расследования на последующих этапах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

При производстве обыска по месту жительства подозреваемого могут быть обнаружены материалы и инструменты, которые он использовал при упаковке предметов контрабанды, их обработке и изготовлении тайников, переписка, черновые и другие записи, свидетельствующие о подготовке к совершению задержанной экономической контрабанды и о других эпизодах контрабандной деятельности, фотоснимки, слайды, рисунки предметов контрабанды, их видеозапись, бирки и документы на предметы контрабанды, бланки и печати, использовавшиеся для изготовления подложных таможенных и иных документов. Когда к совершению контрабанды причастно несколько лиц, обыск целесообразно проводить одновременно у всех подозреваемых.

Если имеет место экономическая контрабанда, проводится обыск по месту работы контрабандистов на предприятии, в учреждении или организации. В этом случае перед производством обыска целесообразно получить консультацию специалистов в области внешнеэкономической деятельности и соответствующих видов производств для определения круга документов, подлежащих отысканию и изъятию. Обыскивается рабочее место подозреваемого, его сейфы, личные вещи.

Рекомендуется взять на обыск специалиста в области компьютерной техники. На рабочем месте и по месту жительства подозреваемого следует изымать блоки памяти компьютеров, жесткие и гибкие магнитные диски (дискеты), пишущие машинки с запоминающими устройствами.

На имущество контрабандистов в целях обеспечения возможной по приговору суда конфискации налагается арест.

 

Назначение экспертиз

 

По делам о экономической контрабанде практически во всех случаях обязательно проведение экспертиз предметов экономической контрабанды. Это могут быть товароведческие экспертизы для выяснения стоимости предметов экономической контрабанды и определения предприятий, их изготовивших.

Из числа других экспертиз, назначаемых при расследовании контрабанды, характерны криминалистические (трассологические, дактилоскопические, почерковедческие, документов), химические (наркотических средств), баллистические (оружия), искусствоведческие (культурных ценностей) материаловедческие (исследование микрообъектов), биологические (по волосам, потожиру, следам слюны и крови человека, оставленным на предметах контрабанды). Современные экспертные возможности во многих случаях позволяют идентифицировать конкретное лицо на основе генетической информации, содержащейся на оставленных им биологических следах и частицах.


3.6 Следственный эксперимент

 

Следственный эксперимент осуществляется путем воспроизведения действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события и совершения необходимых опытных действий в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела.

По делам о экономической контрабанде при производстве следственного эксперимента проверяются показания обвиняемых, подозреваемых и свидетелей о возможности совершения ими определенных действий или восприятия какой-либо информации (световой, звуковой и иной) при помощи органов чувств. На практике следственные эксперименты проводятся также для установления возможности существования тех или иных явлений, наступления при известных условиях определенных последствий, а также механизма образования следов и выяснения других обстоятельств расследуемого преступления.

Данные, полученные в ходе следственного эксперимента, будут иметь доказательственное значение, если проверочные действия проводились:

- с соблюдением требований уголовно-процессуального закона;

- в условиях, максимально сходных с теми, в которых имели место событие или факт, интересующие следствие.

Кроме того, при многократном повторении однородных опытов должен быть получен один и тот же результат (т. е. он не является случайным).

Таким образом, становиться ясно, что основная особенность в расследовании экономической контрабанды заключается в тщательности и оперативности проведения следственных действий.

 




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы раскрыли понятие и юридическую природу такого вида преступления как контрабанда, проанализировали проблемы, связанные с особенностями квалификации по предмету преступления.

Контрабанда, как правонарушение возникла в период развития товарно-денежных отношений и существует уже на протяжении многих веков.

Общественная опасность преступлений, связанных с контрабандой, заключается в нанесении вреда экономическому суверенитету и экономической безопасности государству.

Понятие «таможенная граница РК» не совпадает с понятием «Государственная граница РК». В соответствии со ст. 6 Таможенного кодекса Республики Казахстан таможенную территорию Республики Казахстан составляют сухопутная территория РК, территориальные воды, воздушное пространство над ними. Она включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Республики Казахстан искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

На территории Республики Казахстан могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РК, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом РК и иными законодательными актами РК по таможенному делу.

Предметом экономической контрабанды являются любые товары или иные предметы, имеющие денежную оценку, как указанные, так и не указанные в ст. 209 УК РК. Не могут рассматриваться в качестве предмета данного преступления такие объекты материального мира, стоимость которых не поддается денежной оценке, например, продукты интеллектуальной собственности – рукописи литературных произведений, изобретения, письма и т.д. Не является предметом экономической контрабанды печатная, фото- кинопродукция антигосударственного содержания (за исключением случаев, когда данная продукция производится в коммерческих целях); информация, зафиксированная на тех или иных материальных носителях.

Также к понятию экономической контрабанды нельзя отнести перемещение через границу предметов изъятых из обращения, что предусмотрено статьей 250 УК РК.

Экономическая контрабанда имеет уникальный объект – неприкосновенность таможенной границы Республики Казахстан, не повторяющийся в иных составах, предусмотренных УК РК.

Субъектом данного преступления может быть признано физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вне зависимости от его гражданства, то есть и граждане РК, и иностранные граждане, и апатриды, и бипатриды.

В ч.2 ст. 209 УК РК предусмотрен специальный субъект – должностное лицо, использующее при совершении контрабанды свое служебное положение.

Что касается субъективной стороны контрабанды, то она характеризуется наличием вины только в форме прямого умысла по отношению к перемещению товаров через таможенную границу Республики Казахстан.

Объективная сторона любого преступления представляет собой характеристику общественно-опасного деяния, общественно-опасных последствий и причинно-следственной связи между ними, а так же место, время, обстановку и способ совершения деяния, орудия или средства его совершения.

Экономическая контрабанда совершается одним из следующих способов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, сопряженным с недекларированием или недостоверным декларированием.

Состав экономической контрабанды формальный, не требующий наступления вредных последствий. Она всегда рассматривается как оконченное преступление. При этом момент окончания совпадает с моментом фактического пересечения таможенной границы (при въезде) и с момента подачи таможенной декларации или совершения иного действия, направленного на реализацию намерения вывезти товары или иные предметы (при въезде).

Отметим, что в ст. 209 УК РК предусмотрены квалифицированные и особо квалифицированные виды контрабанды, предусмотрена повышенная уголовная ответственность для должностных лиц и участников организованной группы.

Контрабанда, т.е. перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Казахстан товаров или иных предметов за исключением указанных в ст. 250, совершенные помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.

Право на ввоз и вывоз тех или иных товаров и транспортных средств регулируют ст. 8 Таможенного кодекса Республики Казахстан.

Лицо сознает, что незаконно перемещает через таможенную границу товары или иные предметы в крупном размере, и желает совершить эти действия.

Мотивами преступления могут быть различные побуждения –корысть, ложно понятые интересы службы и другие. Для состава контрабанды они совершенно не имеют значения.

Таким образом, контрабанда представляет собой незаконное перемещение товаров, транспортных средств и специальных предметов (наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурно-исторических ценностей и т.д.) через таможенную границу из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, либо в район или через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, осуществляемое в любой скрытой форме.

Контрабанда наносит непоправимый вред экономике страны, так как она неразрывно связана с коррупцией в органах власти, управления, в правоохранительных органах, банковских структурах, что затрудняет успешную борьбу с этим негативным явлением.

Успех расследования дел о контрабанде во многом зависит от опыта и квалификации следователя, знания им всех особенностей расследования подобных дел, умения грамотно и своевременно провести неотложные следственные действия.

Подавляющее большинство дел о контрабанде прекращается или приостанавливается, причиной чего являются недостатки расследования, особенно на первоначальном этапе при производстве неотложных следственных действий. Особенно следует отметить отрицательные последствия непринятия мер к задержанию контрабандистов. По существу эта мера процессуального принуждения в настоящее время используется крайне редко, а ведь после опроса лица, совершившие контрабанду, немедленно покидают пределы Казахстана, и было бы странно ожидать от них другого поведения. Затем начинается то, что с полным основанием можно назвать видимостью борьбы с контрабандой. Объявляется розыск, начинается переписка – поручения, с одной стороны, отрицательные ответы на них – с другой, в итоге уголовное дело прекращается в связи с тем, что лицо перестало быть общественно опасным, т.к. выехало за пределы Казахстана. Таким образом не выполняется ни одна из задач уголовного судопроизводства, что стимулирует контрабандистов к совершению преступлений.

Мало внимания на местах уделяется координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с контрабандой, именно с координации деятельности правоохранительных, контролирующих органов начинается принятие мер, направленных на предупреждение контрабанды. Так же требуется взаимодействие таможенных и налоговых органов

Борьба с контрабандой зависит и от взаимодействия всех подразделений внутри таможенной системы: подразделений дознания, служб собственной безопасности, таможенной инспекции, таможенной охраны, отделов контроля доставки товаров и т.д.

Статистика свидетельствует о снижении активности правоохранительных органов по выявлению экономической контрабанды. В ходе прокурорских проверок установлены факты искусственного улучшения статистической отчетности путем незаконного возбуждения уголовных дел по статье 209 УК РК “Экономическая контрабанда”. Если в первом квартале 2007 года не было закончено 50% возбужденных уголовных дело, то в 4 квартале 2007 года удельный вес оконченных дел снизился до 21,4 %.

В заключение рассматриваемого вопроса можно отметить, что в современных условиях назрела необходимость привлечения более пристального внимания мирового сообщества к проблеме понимания юридической сущности контрабанды и объединения усилий в разработке эффективных мер борьбы с правонарушениями, связанными с контрабандой. Государствам необходимо разработать единый унифицированный договор, в котором давалось бы общее определение контрабанды, классифицируемой как международное правонарушение. Помимо этого должны быть разработаны общие подходы государств к борьбе с данным явлением.

Совершенно очевидно, что от уровня борьбы с контрабандой в значительной степени зависит будущее страны. В связи с этим важное значение имеет обеспечение высокого уровня расследования по делам о контрабанде и реализация тем самым принципа неотвратимости наказания за содеянное.

Также, необходимо проводить внутренние реформы законодательной базы с целью упрощения процесса расследования экономической контрабанды.

 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 182.