Объектом преступления признаются «наиболее важные и ценные (с позиции господствующего класса) общественные отношения. Наиболее важными являются те отношения, нарушение которых причиняет или может причинить государству и обществу существенный вред, а наиболее ценными социально полезные общественные отношения».
Объект преступления является обязательным признаком каждого преступления. Без посягательства на какой-либо объект преступления не бывает. Действия, которые нарушают общественные отношения, не входящие в круг охраняемых от преступных посягательств, не могут быть признаны преступными. Например, при прогуле без уважительных причин нарушаются трудовые правоотношения, которые не охраняются уголовным правом.
Правильное понимание объекта преступного посягательства имеет важно практическое значение, поскольку это помогает ограничивать преступное поведение от непреступного. Характер объекта в значительной мере позволяет определить степень общественной опасности преступления: чем важнее объект, тем опаснее преступление.
Объективная сторона состава преступления включает в себя: действие или бездействие, общественно опасное последствие, причинную связь между действием или бездействием и последствием; время, место, обстановку, способ, орудия и средства совершения преступления.
Действие или бездействие человека – обязательный признак любого состава преступления.
Общественное опасное последствие, причинная связь, время, место, обстановка, способ, орудия и средства совершения преступления называются факультативными признаками объективной стороны состава преступления, поскольку они могут выступать в роли обязательных только в случаях, когда они указаны в диспозиции уголовно-правовой нормы.
Объектом преступления при совершении контрабанды является внешнеэкономическая деятельность государства.
Анализируя ст. 209 УК РК, а также Таможенный кодекс РК и другие нормативно - правовые акты, раскрывающие отдельные положения данной статьи, можно прийти к выводу, что в качестве непосредственного объекта контрабанды следует рассматривать установленный порядок перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Республики Казахстан, а точнее - охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере таможенного дела, обеспечивающие установленный порядок товарооборота через таможенную границу Казахстана. Существуют и другие точки зрения, в соответствии с которыми под непосредственным объектом контрабанды понимаются экономические интересы государства в части формирования бюджета посредством таможенных платежей и монополия внешнеторговой деятельности.
Объективная сторона экономической контрабанды заключается в перемещении через таможенную границу Республики Казахстан товаров либо указанных в ст. 209 УК иных предметов и веществ при наличии хотя бы одного из указанных в данной статье признаков.
Состав контрабанды формальный: для его наличия не требуется констатации наступления вредных последствий, доказывания причинной связи между ними и соответствующими действиями.
К обязательным признакам объективной стороны контрабанды относятся:
1. действия в виде перемещения товара или иного предмета (либо действия, непосредственно направленные на реализацию намерения вывезти или ввезти предметы экономической контрабанды, например, подача фальшивой декларации);
2. место совершения действия - таможенная граница Республики Казахстан;
3. один (или несколько) альтернативных способов перемещения через таможенную границу товаров и иных предметов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, сопряженные с недекларированием или недостоверным декларированием.
Для экономической контрабанды объективная сторона характеризуется перемещением через таможенную границу Республики Казахстан товаров и иных предметов в крупном размере посредством одного или нескольких из пяти альтернативных способов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, сопряженным с недекларированием, сопряженным с недостоверным декларированием. Данные способы совершения контрабанды мы рассмотрели выше.
Указанное определение объективной стороны не вызывает затруднений, когда товары или иные предметы ввозятся в Республику Казахстан. Экономическая контрабанда всегда рассматривается как оконченное преступление, так как пересечение границы извне легко ассоциируется с состоявшимся въездом в страну, а следовательно, и с ввозом, перемещением товаров или иных предметов на ее территорию как оконченным деянием. Гораздо сложнее определить момент окончания данного преступления, когда речь идет об экономической контрабанде из Казахстана за границу. По общим правилам определения стадии оконченного преступления перемещение через границу следует признавать состоявшимся лишь после фактического ее пересечения, а установить такой факт можно лишь тогда, когда преступник пересек пространство таможенного контроля и оказался за его пределами либо даже на территории другого государства.
Данную точку зрения поддерживают многие таможенники и отдельные ученые, которые, строго следуя формулировке уголовного закона, квалифицируют контрабанду как оконченное преступление только при фактическом пересечении таможенной границы. Следовательно, если лицо, подавшее декларацию, будет при таможенном досмотре изобличено в попытке вывезти товары незаконным способом, то его действия должны рассматриваться как покушение на контрабанду.
Статья 6 ТК РК указывает на то, что таможенную территорию Республики Казахстан составляют сухопутная ее территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.
Таможенная территория Республики Казахстан включает в себя и находящиеся в морской исключительной экономической ее зоне искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Однако на территории Республики Казахстан могут находиться и свободные таможенные зоны, а также свободные таможенные склады. Их территории рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Республики Казахстан, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом и иными законодательными актами по таможенному делу.
Под перемещением товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля понимается их перемещение, осуществляемое вне определенных таможенными органами Республики Казахстан мест или вне установленного времени производства таможенного оформления. Если же перемещение товаров встречается с сокрытием от таможенного контроля, то оно значит использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или же придание одним товарам вида других.
Таким образом, при вывозе предметов контрабанды с таможенной территории Республики Казахстан момент окончания преступления переносится на более раннюю стадию развития умышленного преступного деяния, а действия лица, направленные на реализацию намерения незаконно вывезти товары после подачи им таможенной декларации, следует рассматривать как оконченное преступление. Такой точки зрения на определение понятия "перемещение через таможенную границу" применительно к уголовно - правовым отношениям придерживаются многие правоведы, исследовавшие эту проблему [7]. Этот вывод не противоречит положениям ТК РК и в тех случаях, когда контрабанда осуществляется любым способом при вывозе товаров на территории свободных таможенных зон и на свободные склады, а также и при ввозе с этих зон и складов на остальную часть таможенной территории Республики Казахстан.
В случаях, когда таможенному органу Республики Казахстан в качестве документов, необходимых для таможенных целей, предоставляются документы поддельные, недействительные, полученные незаконным путем и содержащие недостоверные сведения, происходит перемещение товаров, совершенное обманным путем. А перемещение товаров, которое сопряжено с недекларированием или же недостоверным декларированием, значит незаявление по установленной письменной, устной или же иной форме достоверных сведений, либо заявлений недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Предметом контрабанды (ст. 209 УК) являются товары (продукты питания, одежда, обувь, транспортные средства), найиональная или иностранная валюта, за исключением предметов, указанных в ст. 250 УК РК данной статьи (наркотические и другие сильнодействующие и отравляющие вещества и т.п.)
Предметом контрабанды могут быть товары как отечественного, так и зарубежного производства. Под иными предметами понимаются любые имеющие стоимость предметы, за исключением указанных в ст. 250 УК РК. В частности, таковыми могут быть валюта Республики Казахстан - находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену тенге в виде банкнот или монеты, ценные бумаги в валюте Республики Казахстан, а также иностранная валюта, т.е. денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов и монеты, являющиеся законным платежным средством в иностранном государстве или группе государств (в том числе изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену), и ценные бумаги в иностранной валюте [11]; ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, а также лома таких изделий
Не могут рассматриваться в качестве предмета данного преступления такие предметы, стоимость которых не поддается денежной оценке, например продукты интеллектуальной собственности - рукописи литературных произведений, изобретения, письма и т.п. Вместе с тем некоторые предметы, не являющиеся товарами и поэтому не имеющие цены, могут признаваться предметом данного преступления, если их денежная оценка (стоимость) может быть установлена с помощью соответствующей экспертизы, например антикварные вещи, не относящиеся к категории культурных ценностей.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 214.