Учение З. Фрейда
Учение австрийского врача-психиатра 3. Фрейда (1856—1939) складывалось в последние годы XIX в. и первые десятилетия XX в. и получило название психодинамической теории, или психоанализа.
В структуре личности 3. Фрейд выделяет три сферы: бессознательное, или ≪ИД≫ (оно); сознание, или эго (я); супер-эго(сверх-я). Ведущую роль в психике играет ИД. Содержание его составляют две группы инстинктов: инстинкты продолжения жизни, или Эроса, энергию которых Фрейд назвал либидо, и инстинкты смерти, разрушения, агрессии, или танатоса. Энергия этих инстинктов развертывается с раннего детства. Эрос у мальчиков проявляется в повышенной нежности к матери и чувстве соперничества с отцом, у девочек — наоборот. Эти неосознанные, сублимированные (замещенные) формы детской сексуальности 3. Фрейд назвал комплексом Эдипа (для девочек — Электры). На последующих стадиях психического развития индивида эрос проявляется в энергии сексуальных влечений, творчества, жизнедеятельности. Танатос получает выражение в ссорах, драчливости детей, затем у взрослых в агрессивности, конфликтах, преступлениях, войнах.
На психологическом уровне эрос и танатос проявляются в форме влечений. Это одно из исходных понятий Фрейда. Влечения энергизированы, напряжены, властны, руководствуются принципом удовольствия и стремятся направлять поведение. Но на их пути встает эго, сознание. Оно включает систему социально-детерминированных представлений, понятий, руководствуется принципом реальности. Его задача — координировать влечения между собой, определять их реалистичность и разрабатывать пути, планы действий. На страже сознания стоит высший цензор личности — супер-эго, сверх-я. Оно включает совесть, нравственные запреты и идеалы, высшие нравственно-духовные представления. Они формируются, по Фрейду, в раннем детстве, под влиянием образов родителей, их требований, а также жизненного опыта ребенка.
Основным источником внутренней активности является ИД, бессознательное. Эго и супер-эго только переключают на себя часть энергии ИД, снижая этим его напряжение. Взаимоотношение трех основных сфер личности Фрейд представляет следующим образом. Он сравнивает ИД и эго с лошадью и всадником. Всадник движется благодаря энергии лошади. Другое сравнение: маленькая темная передняя, в которой кипят страсти. Вход в светлую просторную гостиную через узкую дверь. У двери стоит высший цензор личности — супер-эго, сверх-я. И еще, в одной из последних работ Фрейд сравнивает бессознательное с морем, в котором выделяется небольшой остров — ≪Я≫, сознание.
В душевной жизни человека Фрейду удалось также уловить механизмы, феномены, процессы, которые определяют динамику личности. В этом направлении фрейдовского учения исследователи выделяют два аспекта: учение о механизмах внутренней защиты ≪Я≫ и учение об окольных путях бессознательного. Они и будут предметом нашего дальнейшего анализа. Влечения эроса и танатоса, как мы уже отмечали, стремятся направлять поведение. Но если они неприемлемы для сознания, оно старается не впустить их. Каким образом? Ведь влечения энергизированы, настойчивы, властны. В сознании возникает состояние тревоги. Ее назначение в том, чтобы мобилизовать защитные силы, выработать наиболее эффективные защитные стратегии. В динамике душевных состояний клиентов 3. Фрейд уловил целый ряд таких механизмов, которые назвал защитными механизмами ≪Я≫. Они индивидуальны, формируются в опытах раннего детства. У каждого человека складывается свой набор, точнее, паттерны внутренних защитных механизмов, которыми он чаще неосознанно и осознанно пользуется в трудных ситуациях.
Сублимация, или замещение вида психической энергии, характеризуется переключением, ≪уходом≫ в другую сферу жизнедеятельности. Так, женщины в ситуациях семейных драм ≪уходят≫ в материнство, новые сферы общения, искусства, литературу.
Мужчины в подобных ситуациях ≪уходят≫ в профессиональную или иную деятельность, спорт, хобби или интерес к алкоголю. Вытеснение как прямой путь ухода от тревоги проявляется как особый процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание, как ≪сознательное≫ забывание. Допустим, у человека неожиданная неприятность или значительное потрясение. Он осмысляет его и старается больше не переживать по этому поводу. В других случаях механизм вытеснения почти не осознается. Человека преследуют личные неудачи, но благодаря вытеснению он настолько игнорирует их в своей памяти, что неспособен даже рассказать о них.
Обесценивание объекта — косвенный путь ухода от тревоги, связанной с неудачей, несостоявшимися ожиданиями, планами. Молодой человек встречался с девушкой, был очарован, мечтал о браке и вдруг неожиданно узнает, что он был для нее вторым, ≪запасным≫ вариантом. Он потрясен, переживает боль потери и к тому же очень задет, уязвлен, мечется, но через некоторое время в сознание приходят другие мысли: ≪А как она сказала: да, можешь больше не приходить!≫, ≪А женственна ли она?≫, ≪А вообще, какой она человек?≫. Лепестки розы он начинает обрывать, сознание опирается на известный стереотип: ≪А виноград-то зелен≫.
Самообвинение — путь ухода от тревоги путем частичного принижения достоинств своей личности. Другой молодой человек в аналогичной ситуации, переживая неудачу в отношениях с избранницей, начинает рассуждать таким образом: ≪А, собственно, на что я мог рассчитывать? Урод? Урод!!! Лопух? Лопух!!!≫ Проекция — приписывание своих недостатков, социально неодобряемых мотивов поведения, мыслей другим людям. Скупой чаще приписывает скупость другим, завистливый — зависть и т. д.
Так студент объясняет свою низкую оценку на экзамене плохим настроением экзаменатора, неудачливый предприниматель акцентирует внимание на кознях конкурентов, отсутствии льгот, которые имеют другие.
Рационализация проявляется, как стремление найти социально приемлемые объяснения для маскировки своих истинных социально неодобряемых мотивов. Этот механизм ложной аргументации своего поведения широко используется в межличностном и деловом общении. Пример, в студенческой группе обсуждается ситуация финансового дефицита у одного из студентов. Один из участников диалога, которого в группе знают как скупого человека, говорит о том, что, предлагая помощь, можно обидеть сокурсника, вопрос это тонкий, деликатный, здесь нельзя спешить и т. д.
Определенная категория людей сознательно вырабатывает специфический стиль общения — мягкий, уклончивый, маскировочный. Они как бы не спешат прямо, открыто выразить свою позицию и ≪прикрывают≫ ее расхожими стереотипами, ≪дежурными≫ фразами или якобы рациональными, а по существу надуманными аргументами.
Мы рассмотрели ряд защитных механизмов сознания. У Фрейда описан более широкий их спектр. В работе с клиентом важно уловить его индивидуальные защитные механизмы и в дальнейшем на них опираться.
Теперь обратимся к другому аспекту учения 3. Фрейда о динамике личности — учению об окольных путях бессознательного. Нереализованные и вытесненные влечения создают напряжение в сфере бессознательного и снова ищут выход в сознание. Фрейд уловил окольные пути бессознательного. К ним он отнес свободные ассоциации, сновидения, оговорки, очитки, описки, юмор. Феномен свободных ассоциаций, по признанию ближайших учеников Фрейда, — одно из самых выдающихся его открытий. Он заметил: если долго, приватно беседовать с клиентом на свободные темы, он начинает обращаться к значимым для него проблемам.
Еще раз подтверждается известная народная мудрость: ≪У кого что болит, тот о том и говорит≫. И 3. Фрейда озарила смелая мысль — на основе этого психологического факта построить новый метод изучения глубинных душевных переживаний — метод свободных ассоциаций. Клиенту предлагается рассказывать обо всем, что он думает, что его беспокоит, радует, волнует. Или: психотерапевт предлагает клиенту в течение длительного времени говорить обо всем, что приходит в голову, совершенно не заботясь о том, насколько разумны, реалистичны, логичны его высказывания. Психоаналитик интерпретирует эмоционально-смысловое содержание переживаний, выявляет глубинные, вытесненные потребности, мотивы, влечения.
3. Фрейд придавал большое значение интерпретации, вырабатывал требования к ней. В дальнейшем последователями Фрейда на основе метода свободных ассоциаций разработан целый арсенал т. н. проективных методов: тесты Розенцвейга, Люшера, тематический апперцептивный тест, рисуночный тест, метод неоконченных рассказов и др.
Другой окольный путь бессознательного — сновидения. Этот феномен, издавна привлекавший внимание исследователей, получил новое освещение в работах 3. Фрейда. Он показал, что сновидения играют довольно значительную роль в гармонизации психической жизни индивидуума. Каким образом? Он обнаружил специфическую особенность сновидений — функцию отреагирования актуальных эмоциональных переживаний и назвал сновидения ≪королевской дорогой в бессознательное≫. В образах сновидений отражаются значимые переживания, вытесненные влечения, которые таким путем открываются сознанию и одновременно снимают часть напряжения в сфере бессознательного.
Фрейд уделил много внимания учению о символике сновидений, что получило выражение в одной из его первых работ ≪Толкование сновидений≫. Аналогичным образом значимые бессознательные переживания получают отражение в оговорках, описках, юморе. Данная проблематика представлена в таких работах, как ≪Психопатология обыденной жизни≫, ≪Психология юмора и его отношение к бессознательному≫.
Представление Фрейда о механизмах внутренней защиты личности, об окольных путях бессознательного, как и ряд других, более частных новых представлений, позволили ему составить целостную психодинамическую теорию, с позиций которой он стал объяснять сложнейшие феномены личности. Он интерпретировал любовь как рационализацию избирательного сексуального влечения. Эстетические и этические предпочтения в любви следует рассматривать как рационализацию секса Многочисленные оппоненты упрекали 3. Фрейда в том, что он недоучитывает, обесценивает духовную сторону любви. В одной из своих последних работ — ≪"Я" и "ОНО"≫ — 3. Фрейд переосмысляет свою интерпретацию данного феномена и пишет о том, что только у немногих, культурных людей любовь являет синтез физического и духовного влечений. У большинства же любовь—только рационализация избирательного сексуального влечения. 3. Фрейд вносит существенные корректировки в свое учение, но в целом остается на позициях биологического детерминизма.
Теория и практика психоанализа существенно обогатила психологию XX в., впервые подняла ее на тот уровень, с которого открывается возможность целостного видения природы человека, всей динамики его душевной жизни и реальной помощи в разрешении глубоких внутриличностных и межличностных конфликтов, психических травм, других сложнейших психологических проблем. Вместе с тем учение 3. Фрейда было и остается остродискуссионным. Пересмотру подвергается биологический детерминизм, сведение природы человека к энергии инстинктов. Многие ученики и последователи Фрейда стремились преодолеть его биологический монизм и понять человека не только как биологическое, но и как социальное и духовное существо. Некоторые из них еще при жизни 3. Фрейда далеко отошли от ортодоксального психоанализа и по существу разработали новые концепции о человеке, в которых, однако, прослеживается в большей или в меньшей мере ориентация на фрейдовские представления о механизмах, процессах динамики личности. Наиболее крупными и влиятельнейшими фигурами в этом направлении стали А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 207.