Проблема человека и личности в психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: «Психология»

на тему: «Учение о личности в психологии»

 

Ростов-на-Дону, 2010 г.


 


Психодинамические теории личности

Учение З. Фрейда

Учение австрийского врача-психиатра 3. Фрейда (1856—1939) складывалось в последние годы XIX в. и первые десятилетия XX в. и получило название психодинамической теории, или психоанализа.

В структуре личности 3. Фрейд выделяет три сферы: бессознательное, или ≪ИД≫ (оно); сознание, или эго (я); супер-эго(сверх-я). Ведущую роль в психике играет ИД. Содержание его составляют две группы инстинктов: инстинкты продолжения жизни, или Эроса, энергию которых Фрейд назвал либидо, и инстинкты смерти, разрушения, агрессии, или танатоса. Энергия этих инстинктов развертывается с раннего детства. Эрос у мальчиков проявляется в повышенной нежности к матери и чувстве соперничества с отцом, у девочек — наоборот. Эти неосознанные, сублимированные (замещенные) формы детской сексуальности 3. Фрейд назвал комплексом Эдипа (для девочек — Электры). На последующих стадиях психического развития индивида эрос проявляется в энергии сексуальных влечений, творчества, жизнедеятельности. Танатос получает выражение в ссорах, драчливости детей, затем у взрослых в агрессивности, конфликтах, преступлениях, войнах.

На психологическом уровне эрос и танатос проявляются в форме влечений. Это одно из исходных понятий Фрейда. Влечения энергизированы, напряжены, властны, руководствуются принципом удовольствия и стремятся направлять поведение. Но на их пути встает эго, сознание. Оно включает систему социально-детерминированных представлений, понятий, руководствуется принципом реальности. Его задача — координировать влечения между собой, определять их реалистичность и разрабатывать пути, планы действий. На страже сознания стоит высший цензор личности — супер-эго, сверх-я. Оно включает совесть, нравственные запреты и идеалы, высшие нравственно-духовные представления. Они формируются, по Фрейду, в раннем детстве, под влиянием образов родителей, их требований, а также жизненного опыта ребенка.

Основным источником внутренней активности является ИД, бессознательное. Эго и супер-эго только переключают на себя часть энергии ИД, снижая этим его напряжение. Взаимоотношение трех основных сфер личности Фрейд представляет следующим образом. Он сравнивает ИД и эго с лошадью и всадником. Всадник движется благодаря энергии лошади. Другое сравнение: маленькая темная передняя, в которой кипят страсти. Вход в светлую просторную гостиную через узкую дверь. У двери стоит высший цензор личности — супер-эго, сверх-я. И еще, в одной из последних работ Фрейд сравнивает бессознательное с морем, в котором выделяется небольшой остров — ≪Я≫, сознание.

В душевной жизни человека Фрейду удалось также уловить механизмы, феномены, процессы, которые определяют динамику личности. В этом направлении фрейдовского учения исследователи выделяют два аспекта: учение о механизмах внутренней защиты ≪Я≫ и учение об окольных путях бессознательного. Они и будут предметом нашего дальнейшего анализа. Влечения эроса и танатоса, как мы уже отмечали, стремятся направлять поведение. Но если они неприемлемы для сознания, оно старается не впустить их. Каким образом? Ведь влечения энергизированы, настойчивы, властны. В сознании возникает состояние тревоги. Ее назначение в том, чтобы мобилизовать защитные силы, выработать наиболее эффективные защитные стратегии. В динамике душевных состояний клиентов 3. Фрейд уловил целый ряд таких механизмов, которые назвал защитными механизмами ≪Я≫. Они индивидуальны, формируются в опытах раннего детства. У каждого человека складывается свой набор, точнее, паттерны внутренних защитных механизмов, которыми он чаще неосознанно и осознанно пользуется в трудных ситуациях.

Сублимация, или замещение вида психической энергии, характеризуется переключением, ≪уходом≫ в другую сферу жизнедеятельности. Так, женщины в ситуациях семейных драм ≪уходят≫ в материнство, новые сферы общения, искусства, литературу.

Мужчины в подобных ситуациях ≪уходят≫ в профессиональную или иную деятельность, спорт, хобби или интерес к алкоголю. Вытеснение как прямой путь ухода от тревоги проявляется как особый процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание, как ≪сознательное≫ забывание. Допустим, у человека неожиданная неприятность или значительное потрясение. Он осмысляет его и старается больше не переживать по этому поводу. В других случаях механизм вытеснения почти не осознается. Человека преследуют личные неудачи, но благодаря вытеснению он настолько игнорирует их в своей памяти, что неспособен даже рассказать о них.

Обесценивание объекта — косвенный путь ухода от тревоги, связанной с неудачей, несостоявшимися ожиданиями, планами. Молодой человек встречался с девушкой, был очарован, мечтал о браке и вдруг неожиданно узнает, что он был для нее вторым, ≪запасным≫ вариантом. Он потрясен, переживает боль потери и к тому же очень задет, уязвлен, мечется, но через некоторое время в сознание приходят другие мысли: ≪А как она сказала: да, можешь больше не приходить!≫, ≪А женственна ли она?≫, ≪А вообще, какой она человек?≫. Лепестки розы он начинает обрывать, сознание опирается на известный стереотип: ≪А виноград-то зелен≫.

Самообвинение — путь ухода от тревоги путем частичного принижения достоинств своей личности. Другой молодой человек в аналогичной ситуации, переживая неудачу в отношениях с избранницей, начинает рассуждать таким образом: ≪А, собственно, на что я мог рассчитывать? Урод? Урод!!! Лопух? Лопух!!!≫ Проекция — приписывание своих недостатков, социально неодобряемых мотивов поведения, мыслей другим людям. Скупой чаще приписывает скупость другим, завистливый — зависть и т. д.

Так студент объясняет свою низкую оценку на экзамене плохим настроением экзаменатора, неудачливый предприниматель акцентирует внимание на кознях конкурентов, отсутствии льгот, которые имеют другие.

Рационализация проявляется, как стремление найти социально приемлемые объяснения для маскировки своих истинных социально неодобряемых мотивов. Этот механизм ложной аргументации своего поведения широко используется в межличностном и деловом общении. Пример, в студенческой группе обсуждается ситуация финансового дефицита у одного из студентов. Один из участников диалога, которого в группе знают как скупого человека, говорит о том, что, предлагая помощь, можно обидеть сокурсника, вопрос это тонкий, деликатный, здесь нельзя спешить и т. д.

Определенная категория людей сознательно вырабатывает специфический стиль общения — мягкий, уклончивый, маскировочный. Они как бы не спешат прямо, открыто выразить свою позицию и ≪прикрывают≫ ее расхожими стереотипами, ≪дежурными≫ фразами или якобы рациональными, а по существу надуманными аргументами.

Мы рассмотрели ряд защитных механизмов сознания. У Фрейда описан более широкий их спектр. В работе с клиентом важно уловить его индивидуальные защитные механизмы и в дальнейшем на них опираться.

Теперь обратимся к другому аспекту учения 3. Фрейда о динамике личности — учению об окольных путях бессознательного. Нереализованные и вытесненные влечения создают напряжение в сфере бессознательного и снова ищут выход в сознание. Фрейд уловил окольные пути бессознательного. К ним он отнес свободные ассоциации, сновидения, оговорки, очитки, описки, юмор. Феномен свободных ассоциаций, по признанию ближайших учеников Фрейда, — одно из самых выдающихся его открытий. Он заметил: если долго, приватно беседовать с клиентом на свободные темы, он начинает обращаться к значимым для него проблемам.

Еще раз подтверждается известная народная мудрость: ≪У кого что болит, тот о том и говорит≫. И 3. Фрейда озарила смелая мысль — на основе этого психологического факта построить новый метод изучения глубинных душевных переживаний — метод свободных ассоциаций. Клиенту предлагается рассказывать обо всем, что он думает, что его беспокоит, радует, волнует. Или: психотерапевт предлагает клиенту в течение длительного времени говорить обо всем, что приходит в голову, совершенно не заботясь о том, насколько разумны, реалистичны, логичны его высказывания. Психоаналитик интерпретирует эмоционально-смысловое содержание переживаний, выявляет глубинные, вытесненные потребности, мотивы, влечения.

3. Фрейд придавал большое значение интерпретации, вырабатывал требования к ней. В дальнейшем последователями Фрейда на основе метода свободных ассоциаций разработан целый арсенал т. н. проективных методов: тесты Розенцвейга, Люшера, тематический апперцептивный тест, рисуночный тест, метод неоконченных рассказов и др.

Другой окольный путь бессознательного — сновидения. Этот феномен, издавна привлекавший внимание исследователей, получил новое освещение в работах 3. Фрейда. Он показал, что сновидения играют довольно значительную роль в гармонизации психической жизни индивидуума. Каким образом? Он обнаружил специфическую особенность сновидений — функцию отреагирования актуальных эмоциональных переживаний и назвал сновидения ≪королевской дорогой в бессознательное≫. В образах сновидений отражаются значимые переживания, вытесненные влечения, которые таким путем открываются сознанию и одновременно снимают часть напряжения в сфере бессознательного.

Фрейд уделил много внимания учению о символике сновидений, что получило выражение в одной из его первых работ ≪Толкование сновидений≫. Аналогичным образом значимые бессознательные переживания получают отражение в оговорках, описках, юморе. Данная проблематика представлена в таких работах, как ≪Психопатология обыденной жизни≫, ≪Психология юмора и его отношение к бессознательному≫.

Представление Фрейда о механизмах внутренней защиты личности, об окольных путях бессознательного, как и ряд других, более частных новых представлений, позволили ему составить целостную психодинамическую теорию, с позиций которой он стал объяснять сложнейшие феномены личности. Он интерпретировал любовь как рационализацию избирательного сексуального влечения. Эстетические и этические предпочтения в любви следует рассматривать как рационализацию секса Многочисленные оппоненты упрекали 3. Фрейда в том, что он недоучитывает, обесценивает духовную сторону любви. В одной из своих последних работ — ≪"Я" и "ОНО"≫ — 3. Фрейд переосмысляет свою интерпретацию данного феномена и пишет о том, что только у немногих, культурных людей любовь являет синтез физического и духовного влечений. У большинства же любовь—только рационализация избирательного сексуального влечения. 3. Фрейд вносит существенные корректировки в свое учение, но в целом остается на позициях биологического детерминизма.

Теория и практика психоанализа существенно обогатила психологию XX в., впервые подняла ее на тот уровень, с которого открывается возможность целостного видения природы человека, всей динамики его душевной жизни и реальной помощи в разрешении глубоких внутриличностных и межличностных конфликтов, психических травм, других сложнейших психологических проблем. Вместе с тем учение 3. Фрейда было и остается остродискуссионным. Пересмотру подвергается биологический детерминизм, сведение природы человека к энергии инстинктов. Многие ученики и последователи Фрейда стремились преодолеть его биологический монизм и понять человека не только как биологическое, но и как социальное и духовное существо. Некоторые из них еще при жизни 3. Фрейда далеко отошли от ортодоксального психоанализа и по существу разработали новые концепции о человеке, в которых, однако, прослеживается в большей или в меньшей мере ориентация на фрейдовские представления о механизмах, процессах динамики личности. Наиболее крупными и влиятельнейшими фигурами в этом направлении стали А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан.

Теория личности А. Маслоу

 

А. Маслоу (1908—1970) получил три ученых степени за исследование поведения приматов. Затем занимался психоанализом. Его увлечение восточной психологией и встречи с крупнейшими европейскими психологами, такими как Э. Фромм, А. Адлер, К. Хорни, М. Вертхаймер, которые переехали в Америку, спасаясь от Гитлера, побудили его к переосмыслению природы человека.

А. Маслоу отметил, что работы 3. Фрейда построены на изучении людей, страдающих неврозами. Он организовал масштабное исследование на материалах психически зрелых, гармоничных, творческих людей — путешественников, мореплавателей, военных начальников, своих знакомых, коллег и т. д. Результаты получил новые и впечатляющие. Обобщая их, А. Маслоу построил свою теорию личности, в основе которой лежит его концептуальное представление о мотивации поведения человека и характеристика творческих, самоактуализирующихся личностей.

По А. Маслоу, внутренняя активность личности проявляется прежде всего через мотивы и потребности. Последние являются инстинктоидными и организованы в иерархическую систему, которую стало принято называть пирамидой потребностей. Доминирующие потребности расположены внизу. Если они удовлетворяются, то проявляются и осознаются потребности более высокого уровня. Низший уровень — потребности физиологические, т. е. потребности в пище, питье и т. п. Они обеспечивают физическое выживание, поэтому являются наиболее сильными, неотложными. Второй уровень составляют потребности безопасности, защиты. Сюда относятся потребности в стабильности, законе, порядке, предсказуемости событий, преодолении болезней, хаоса и т. д. Они обостряются в неспокойные периоды жизни общества и проявляются также в предпочтении постоянной работы и других мотивированных поисках безопасности.

Третий уровень в пирамиде А. Маслоу составляют потребности в принадлежности и любви. Уже в младенческом возрасте у ребенка появляется потребность в тесном эмоциональном контакте с матерью, близкими людьми. Затем предметная направленность этой потребности расширяется, развивается стремление устанавливать тесные эмоциональные связи, отношения любви, дружбы, привязанности в семье, группе, с другими людьми. А. Маслоу считает, что в современном обществе у большинства людей эта потребность остается неудовлетворенной на разных этапах возрастного развития. Отсюда — психологические проблемы, внутренние конфликты, неврозы.

Следующий уровень составляют потребности в самоуважении. Автор выделил два вида уважения: самоуважение и уважение других. Первый вид характеризуется такими показателями, как компетентность, реальные достижения, независимость, свобода. Второй вид связан с показателями престижа, признания, статуса, репутации, оценки другими.

И, наконец, высшим уровнем в иерархии потребностей является потребность в самоактуализации. Это стремление к самосовершенствованию, реализации своего личностного и творческого потенциала. Люди должны быть тем, кем они могут быть, т. е. оставаться верным своей природе.

Самоактуализация может принимать форму творческих усилий, выбора сферы деятельности, качественного уровня выполнения своих социальных ролей, профессиональных, гражданских, нравственных устремлений. А. Маслоу показал, что внутреннее побуждение к реализации личностного потенциала естественно, необходимо, дано каждому человеку. Но только отдельные люди достигают высокого уровня реализации своего личностного потенциала. Его исследования позволили обнаружить и описать два типа преобладающей мотивации: дефицитарная мотивация и мотивация роста. Высокий уровень мотивации роста формирует самоактуализирующуюся личность.

А. Маслоу детально проанализировал и обобщил биографические материалы 75 известных и близких ему людей, отличавшихся выраженным преобладанием мотивации личностного роста, и составил характеристики самоактуализирующихся личностей. Данное концептуальное представление в литературе рассматривается как одно из достижений гуманистической психологии, которое в последние годы активно используется при разработке гуманитарных психотехнологий в практической психологии. Автор выделил 15 психологических характеристик самоактуализирующихся людей. Рассмотрим некоторые из них.

Самоактуализирующихся людей отличает свежесть, спонтанность и реалистичность восприятия. Они видят мир и людей такими, какие они есть. Им свойственна большая восприимчивость, в то же время большая свобода от стереотипов, тревожности, надуманных ожиданий, неоправданного пессимизма или оптимизма. Данная особенность эффективного восприятия распространяется на разные стороны жизни: искусство, науку, политику.

Далее. Эти люди характеризуются открытостью, простотой, непосредственностью. Они могут легко принимать правила, традиции, быть терпимыми к принятым стандартам в образовательных, государственных или других организациях. Но их внутренняя жизнь свободна от условностей, они могут резко отклонить социальные нормы, когда убеждены в необходимости этого.

Людей с высоким уровнем самоактуализации характеризуют также уверенность в себе, независимость, ощущение внутренней силы, человеческого достоинства. Они демократичны, комфортно чувствуют себя и в тесных дружеских контактах, и наедине с собой. И еще одна характеристика. Самоактуализирующиеся личности отличаются открытостью к нуждам других, общественным интересам, проблемам своей группы, народа, культуры, цивилизации. Они свободны от внутриличностных конфликтов, защит, комплексов и склонны к более или менее масштабной деятельности в интересах сообщества.

А. Маслоу выделяет также такую характеристику самоактуализирующихся людей, как креативность. При этом он выделяет два вида творчества — продуктивное и личностное. Личностная креативность выражает высокий уровень психического здоровья, внутреннюю гармоничность и эффективность в разных сферах общественного и личностного бытия человека. Вместе с тем А. Маслоу показал, что самоактуализирующиеся личности не свободны от слабостей и недостатков. В его концепции ставится акцент на позитивном начале личности, ее психическом здоровье, реализации творческого потенциала.

Список литературы

 

1) Майерс Д. Психология. – М.: Попурри, 2008.

2) Зубовский Н.А. Психология. – М.: Тропа Троянова, 2006.

3) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007.

4) Фонсегрив Ж. Элементы психологии. – М.: Либроком, 2009.

5) Джонстон Д. Психология. – М.: Астрель, 2007.

6) Джемс У. Научные основы психологии. – М.: Харвест, 2008.

7) Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – М.: МОДЭК, 2008

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: «Психология»

на тему: «Учение о личности в психологии»

 

Ростов-на-Дону, 2010 г.


 


Проблема человека и личности в психологии

В отечественной психологии последнего десятилетия складывается парадоксальная ситуация. Признанные успехи практической психологии определяются не только возросшей социальной востребованностью, но и конкретными результатами, сложившимися в русле естественнонаучной традиции. Но жизнь стала выдвигать новые задачи. Большую остроту приобрели проблемы психологической помощи людям в трудных и чрезвычайных ситуациях, психологического обеспечения деятельности государственных и коммерческих структур, политических партий, движений, избирательных кампаний и др. Практические психологи вплотную столкнулись с реалиями сложнейших начал и механизмов субъективного сознания человека, поисками оптимальных жизненных стратегии, путей преодоления повседневных трудностей и духовных кризисов. Но категории духа, души, сложных феноменов сознания были за пределами естественнонаучной традиции. Они существовали и оставались в философии, этике, богословии, других гуманитарных науках.

В последние годы в отечественной психологии осознается необходимость осмысления путей ее дальнейшего развития. Главное направление поисков — более широкое, целостное понимание феномена человека. Линия на гуманитаризацию отечественной психологии вырабатывалась усилиями многих авторов. Она активно воспринимается почти всем профессиональным психологическим сообществом. Особая заслуга здесь принадлежит Б.С. Братусю. Он ввел термин ≪гуманитарная психология≫, представил обоснование и опыт разработки новых течений в этом русле. Гуманитарная ориентация особенно созвучна мышлению практических психологов.

Предмет гуманитарной психологии пока очерчивается в самых общих чертах. В методологическом плане она ориентируется на традиции гуманитарных наук, имеющих единицей анализа целостного человека. В широком плане ее предлагается рассматривать как постклассический период развития психологической науки. Исследовательское поле гуманитарной психологии существенно расширяется.

Естественнонаучная психология изучала психику как особый аппарат или инструмент отражения мира и ориентировки в нем. Но человек — существо родовое, безмасштабное, самотрансцендирующее. В. франкл подчеркивал, что человек — это больше, чем психика: человек — это дух. В отечественной психологии неоднократно выдвигалась идея расширения исследовательского поля психологии и включение в него психологических проблем человека, его сущности, его развития. В своих последних работах С. Л. Рубинштейн писал о том, что за проблемой психического ≪закономерно, необходимо встает другая, как исходная и более фундаментальная — о месте не сознания только как такового во взаимосвязях явлений материального мира, а о месте человека в мире, в жизни≫.

Гуманитарная психология собирает воедино философско-психологические, культурологические, конкретно-психологические и другие подходы к феномену человека и на первый план выдвигает проблему его саморазвития, выявления его сущности и личности. В психологии XX в. эти проблемы поставил и обосновал К. Юнг. Он обратился к изучению духовного начала личности, по-новому осмыслил динамику ее душевной жизни. Проблема саморазвития человека, его сущности и личности становится центральной в духовно-ориентированных концепциях личности.

П.Д. Успенский в человеке различает две основные подструктуры — сущность и личность. К сущности он относит врожденные духовные и наследственные природные свойства человека. Они устойчивы и не могут быть утрачены. Сущностные природные свойства определяют центры простейших психических функций — интеллектуальных, эмоциональных, половых, двигательных, инстинктивных. Сущностные духовные свойства определяют развитие сознания и высших эмоциональных и интеллектуальных функций.

К личности П.Д. Успенский относит свойства, которые человек приобретает и которые выражают его отношение к другим людям и разным сторонам мира Они могут изменяться и даже утрачиваться, но играют огромнейшую роль в его жизни. По П.Д Успенскому, в структуре психики личность занимает второе место после сущности. Но личность необходима человеку, как и его сущность, и они должны развиваться равномерно, не подавляя друг друга, сохраняя иерархию психического склада человека.

Условия современной жизни, замечает П.Д. Успенский, благоприятствуют недоразвитию сущности человека. С другой стороны, сформировавшиеся личностные свойства, ожидания, притязания могут как способствовать, так и препятствовать ее развитию.

В отечественной психологии к проблеме сущности человека привлечено внимание С.Л. Рубинштейна в его последних работах. Главной характеристикой человека является его отношение к другому человеку: ≪...Первейшее из первых условий жизни человека — это другой человек. Отношение к другому человеку, людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину... Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии≫. Б.С. Братусь находит новые пути философско-психологического и конкретно-психологического осмысления человека, сближая эти подходы. Во-первых, автор обосновывает необходимость преодолеть подмену человека личностью, попытку выведения из нее самой оснований человеческой жизни, некий персоноцентризм, успешно насаждаемый в психологии.

Отечественные психологи, сделавшие столь много для разведения понятий ≪индивид≫, ≪личность≫, ≪индивидуальность≫ и др., прошли мимо принципиально важного вопроса о различении понятий ≪человек≫ и ≪личность≫. Человек рассматривается как безмасштабное родовое существо, трансцендирующее свои границы, не поддающееся конечным определениям. Аппарат психологии не может и не должен быть применен к нему в полной мере.

Другое дело — личность, с позиций психолога. Она может быть понята, полагает автор, как особый психологический инструмент саморазвития человека. В психологии принято подчеркивать, что запоминает или мыслит не память или мышление, а человек. Аналогичным образом и бытийствует не личность, а человек. Субъектом бытия является только человек. Следует отметить, что личность — далеко не единственный психологический инструмент человека. Сюда относятся и познавательные процессы, и эмоции, и характер, и другие психологические образования. И каждое из них играет свою партию в становлении субъекта. Если подросток выпячивает характер, то юноша — уже личность с характером, а у зрелого человека личность на определенном этапе исчерпывает свои возможности, отходит, ≪снимается≫ как сослужившая и во всей полноте открывается то, чему она служит.

Личность, т. о., — сложный, уникальный внутренний ключ человека. В чем специфика личности как психологического инструмента? Сущностные духовные свойства человека при рождении даны в потенции. Ему надо развить их, ≪выделить≫ в себе. Ему нужен орган, который позволит направлять и координировать сложнейший процесс самостроительства в себе, в своей сущности. Этим органом и является личность. Речь идет о развитии человека. Личность, как орудие, или инструмент, оценивается в зависимости от того, как она служит своему назначению, т. е. способствует или нет приобщению субъекта его человеческой сущности.

Во-вторых, Б. С. Братусь обосновал основной путь, или принцип психологического изучения человека, — соотнесение его ≪вертикального≫ и ≪горизонтального≫ измерений. Традиционная психология занималась преимущественно ≪горизонтальными≫ связями личности, рассматривала ее как социальное существо, субъекта деятельности.

Здесь накоплен большой материал, вполне оправданы объективные методы, адресованные преимущественно к изучению отдельных свойств личности. Эти методы вошли в фонд психологической науки и будут, конечно, ≪работать≫ в ней. Вслед за А. С. Выготским, целые поколения отечественных психологов только мечтали о ≪вершинной≫ психологии.

Б. С. Братусь поставил вопрос о том, что многие годы психология разводила понятия: ≪индивид≫, ≪личность≫, ≪субъект деятельности≫, ≪индивидуальность≫. Теперь настало время искать пути их соединения. Гуманитарные науки, на орбиту которых выходит психология, единицей анализа имеют целостного человека. Автор предлагает рассматривать соотнесение ≪вертикального≫ и ≪горизонтального≫ измерений как основной принцип психологического изучения человека.

Психология характеризуется настойчивым стремлением преодолеть присущий ей узкий элементаризм, функционализм и понять человека как целостное существо. Но основы целостности понимаются по-разному. По-разному решаются и ключевые вопросы о природе человека — о ведущих источниках внутренней активности, о внутренней свободе или детерминированности, рациональности или иррациональности и др.

Формируется целый спектр общепсихологических концепций, которые объединяет общая ориентация на решение данных вопросов и разъединяют полученные результаты, выводы, обобщения. Среди этих теорий в отечественной психологии наибольшее влияние приобрели три направления: психодинамические; культурно-исторические и поведенческие; гуманистические и духовно-ориентированные. На базе каждого из этих направлений сложились свои общетерапевтические методы. На основе их в последние годы создаются новейшие психотехнологии и другие психотехнические разработки. Таким образом, именно в области общепсихологических учений происходит прорыв и сближение академической и практической психологии. Первой такой общепсихологической теорией стала теория 3. Фрейда.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 210.