Из материалов социологических исследований[51] известно, что уровень доверия населения страны государственным (помимо института президентства) и общественным институтам, в частности обеим палатам парламента во временной промежуток с 2001г. по 2007г. подрос незначительно. При этом недоверие россиян Государственной Думе весьма устойчиво во времени, и охватывает как период думской оппозиции президенту, так и современный этап конструктивного сотрудничества с исполнительной властью.
Степень доверия властным структурам напрямую зависит от удовлетворенности деятельности власти, такой тезис в полной мере относится и к деятельности Государственной Думы РФ. Оценивают деятельность нижней палаты парламента как, в конечном счете, полезную 37% опрошенных (в 2001г. - 23%). Примечательно, что почти такое же количество респондентов (35%) считают такую деятельность бесполезной (в 2001г. было вдвое больше респондентов - 46%), а 7% вредной (2001г. - 12%). Значительная часть россиян так и не смогла сформулировать четкой позиции по рассматриваемому вопросу (21%, в 2001г. - 19%).
Рассмотрим вопрос доверия народа к власти. Процент доверия россиян к власти различен в зависимости от социальных групп: старшая возрастная группа (64%), руководители высшего уровня (64%) и "богатые" (74%). Причина повышенного уровня доверия СМИ у представителей старших возрастов объясняется сложившимися мировоззренческими стереотипами, привычкой верить всему, что сообщается СМИ. [52] В целом, чем выше уровень материального благосостояния респондентов, тем позитивней их оценки. Если среди респондентов с высоким уровнем личных доходов о пользе говорят 72%, то в группе малообеспеченных опрошенных только 20%. Соответственно, как вредную деятельность нижней палаты парламента расценивают 8% и 16% россиян, как бесполезную 42% и 47%.
При слабых колебаниях в различных социально-демократических группах выделяются те из них, где он довольно высок: возрастная группа старше 55 лет (65%), имеющие высшее образование (64%), высший (72%) и средний (65%) руководящий состав.
Легко видеть, что этим категориям по разным причинам приходится чаще остальных контактировать с представителями областной власти. Доверие местной власти во всех социально-демографических группах примерно одинаковое. Значение уровня доверия федеральным органам власти весьма стабильны и имеют еще меньшие колебания во всех социально-демографических и профессиональных группах населения. По достаточно очевидной причине выделяется лишь одна категория - представители высшего руководящего состава - 68%. [53]
В основе негативной оценки находится комплекс взаимосвязанных причин. Очевидно, что доверие напрямую связано со способностью органа власти решать проблемы населения страны. Наибольшую тревогу у населения вызывают: состояние медицинского обслуживания - 38%; опасения потерять работу - 26%; отсутствие порядка, бездействие властей, невыполнение законов - 25%; коррупция, произвол чиновников - 24%; преступность, неуверенность в собственной безопасности - 20%; неуверенность в завтрашнем дне чувствуют 20% россиян. В зависимости от того, насколько эффективна власть, в том числе и законодательная в лице парламента решает эти проблемы во многом определяется и отношение людей к ней.
На уровне общественного сознания достаточно широко распространенно предубеждение в том, что от принимаемых Государственной Думой законов в реальной жизни мало что зависит, а стало быть, и возможности Госдумы решать злободневные проблемы, весьма ограничены.
Невысокие показатели заинтересованности можно отчасти объяснить сравнительно небольшим влиянием Госдумы на реальную политическую и социально-экономическую жизнь страны, что способствует закреплению в общественном сознании стереотипа "парламент ничего не решает". По данным опроса лишь каждый пятый россиянин (20%) ожидал реальных перемен в своей жизни от последних думских выборов. В условиях современной России к вышесказанному добавляется восприятие Государственной Думы частью населения как некоторого органа, слепо воплощающего в жизнь волю Президента и, стало быть, не способного эффективно действовать самостоятельно.
Мы рассмотрели вопрос доверия россиян к деятельности законодательных органов власти, однако современная ситуация в России характеризуется существенным подрывом общественного доверия к журналистике. "Многие социологические опросы последних лет подтверждают, что основные упреки в отношении СМИ сводятся к недостоверности появляющейся информации, нарушении журналистами норм профессиональной этики, односторонности в освещении фактов и явлений окружающей жизни, излишней сенсационности. Общая неудовлетворенность массовой аудитории содержанием СМИ свидетельствует о том, что они не в полной мере соответствуют ее прагматическим ожиданиям, недостаточно учитывают ее психологию. Для решения проблемы массового доверия к СМИ необходимо строить их содержание с учетом запросов аудитории. Между тем, сама аудитория не однородна, в ней присутствуют многообразные, подчас противоположные суждения по самым различным вопросам окружающей жизни. Ключевая задача СМИ заключается в том, чтобы по возможности учесть весь спектр общественных интересов, предоставив всем социальным группам право высказаться по тому или иному поводу. Важным в связи с этим видится умение любой редакции аккумулировать различные точки зрения по тому или иному поводу и удовлетворять запросы аудитории в обратной связи. Тем самым реализуются потребность самой аудитории в получении необходимой информации"[54].
Исследуемые печатные СМИ
Основной задачей данной исследовательской работы является анализ ведущих российских изданий с целью определения объективности и полноты освещения деятельности законодательной власти Российской Федерации. Для анализа мы взяли три ведущих российских печатных издания разного формата, а именно: "Российскую газету" как представителя "официальной" прессы, "Известия" - "качественной", и "Комсомольскую правду" - представителя "массовой" прессы.
Дадим краткую характеристику этих изданий.
"Российская газета" - ежедневная общественно-политическая общенациональная газета новой России. Учредитель - Правительство Российской Федерации. Газета издается с 11 ноября 1990 года, выходит на 8-16 полосах формата А2. Тираж 431569 экземпляров. "Российская газета" имеет статус официального публикатора государственных документов. Законодательные акты РФ вступают в силу после публикации в "Российской газете" (Официальным опубликованием Федерального Конституционного закона, Федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете". [55]). "Российская газета" публикует качественную разностороннюю информацию для широкого круга читателей, профессиональные аналитические материалы и комментарии, тематические обзоры, текущие события в стране и за рубежом, новости политики, экономики, общественной жизни, науки, культуры, спорта." Успешно справляясь с задачами рупора правительства, газета остается востребованной у всех политически активных и неравнодушных"[56]. Газета распространяется на всей территории Российской Федерации. У "Российской газеты" - 14 региональных представительств, газета печатается в 32 городах России и СНГ и имеет 38 корпунктов в стране и за рубежом.
Генеральный директор: Горбенко Александр Николаевич
Главный редактор: Фронин Владислав Александрович
Адрес редакции: 125881, Москва, ул. Правды, 24
URL: www.rg.ru
Вообще, роль "Российской газеты" особая: на нее, как на официальное издание, ложится особая ответственность за то, чтобы доносить до населения, причем последовательно, ясно, и всесторонне позицию государства. С помощью "Российской газеты" государство должно объяснять суть и необходимость новых законопроектов, возможные последствия их реализации для разных групп населения. Это как бы дополнительная, особая функция официального издания. И если "Российская газета" претендует на роль серьезного качественного издания, то в ней, конечно же, должны быть разные точки зрения, серьезный объективный анализ, мнения экспертов. Посмотрим, так ли это на самом деле?
"Известия" - Ежедневная общественно-политическая газета. Выходит с марта 1917 года. Периодичность - 6 раз в неделю, кроме воскресенья, тираж 263.650 экз. Ежемесячное приложение "Закон", и выходящие с разной периодичностью тематические вкладки: "Туризм", "Страхование", "Недвижимость", "Банки" и др.
Адрес редакции: 127994, г. Москва, ул. Тверская, д.18, корп.1.
Главный редактор: Владимир Мамонтов.
URL: www.izvestia.ru
"Комсомольская правда" - общенациональная ежедневная газета. Выходит с мая 1925 г. Самый большой тираж в России и СНГ 27 млн. экз.2 000 000 читателей ежедневно.
Главный редактор, генеральный директор: Сунгоркин В. Н.
Адрес редакции: 125866, Москва, улица Правды, 24
URL: www.kp.ru
Газета "Известия" в освещении проблем во многом сходна с "Российской газетой", но между этими изданиями имеется и ряд различий. Так, например, одно из них связано с объемом и периодичностью информации. Также разница заключается, в частности, в тематике публикаций. Различие же между "Комсомольской правдой"[57] и "Российской газетой" с "Известями" кроется в читательской аудитории. Читатель "Известий" и "Российской газеты" - это чаще всего интеллигент, который стремится познать действительность во всей ее полноте и независимости. Если "Российская газета" и "Известия" руководствуются при отборе материалов принципами общественной значимости и типичности событий, то "КП" и другие "массовые" СМИ ориентируются, прежде всего, на те материалы, которые содержат в себе "изюминку" и интересны читателю не с практической, а с "бытовой", "потребительской" точки зрения. Газета часто гонится за "разоблачениями". Но надо отдать "КП" должное: в таких случаях ее материалы приобретают определенную социальную значимость.
На наш взгляд, определить, насколько полно и объективно газета справляется с информативно-аналитической функцией при освещении деятельности органов законодательной власти Российской Федерации можно, ответив на следующие вопросы:
Как освещается в СМИ деятельность данных структур, какой имидж власти создается? Каков характер публикаций? (документы, разъяснения, комментарии, мнения, дебаты)
Как часто и в каких формах мнения, позиции, вопросы читателей, связанные с деятельностью депутатов попадают на страницы газеты?
Отслеживает ли газета реакцию властей на проблемы, затронутые читателями, следит ли за развитием событий?
Однобоко или взвешенно, объективно подходит издание к освещению законотворческой деятельности, дает ли возможность высказаться представителям разных точек зрения?
Как часто и в каких формах читатели могут пообщаться через газету с представителями власти, задать депутатам свои вопросы и получить на них ответы?
Ответы на эти вопросы были получены, прежде всего, в результате контент-анализа изданий, который позволил определить, какую функцию выполняют печатные издания в освещении деятельности законодательной власти и насколько печатные средства массовой информации разнопланового характера качественно освещают эту деятельность. Метод контент-анализа наиболее точно и объективно помог провести данное исследование. Ещё в 80-е годы известный советский социальный психолог Семенов В.Е. относил к преимуществам метода "достижимость высокой степени надежности получаемых данных; возможность исследования социальных явлений ". [58]
Временной период исследования составил промежуток времени с августа 2006г. по май 2007г.
В качестве единиц анализа (ЕА) были выбраны публикации, посвященные деятельности субъектов законодательной власти (статьи о самой деятельности, материалы о готовящихся законопроектах, интервью с представителями Законодательного Собрания РФ и другие материалы, касающиеся любой деятельности органов законодательной власти).
В публикациях исследовались как официально - информативная сторона деятельности депутатов, т.е. предоставление информации о целях и задачах разрабатываемого законопроекта, о событиях и новостях из "белого дома", так и комментарии, различные мнения специалистов, экспертов и простых читателей в области деятельности законодательной власти. В публикациях исследовалось, кто является автором, каков жанр публикации.
Необходимо также было выявить, как газеты отслеживают развитие актуальных проблем и растянутых во времени событий, связанных с деятельностью органов власти; обращаются ли редакции к ним повторно, неоднократно, следят ли за тем, как чиновники доводят или не доводят свои решения до логического конца. С этой целью в ходе контент-анализа выяснялось, как часто газеты ссылаются на предыдущие выступления, свои либо других СМИ. Кроме того, повторные публикации специально фиксировались и без ссылок, просто по факту повторного обращения издания к одному и тому же событию.
То, насколько данное издание способствует участию граждан, своих читателей в выражении своего мнения по поводу работы народных избранников, вовлеченность населения страны в процесс обсуждения всех положительных и отрицательных сторон новых и будущих законов, в значительной мере можно выявить с помощью анализа жанров и авторов публикаций. Так, если среди авторов публикаций газеты часто встречаются читатели (имеются в виду не журналисты и не представители власти), если газета периодически использует такие жанры, как письмо, обзор писем, блиц-опрос, вопрос-ответ, анкета, материалы "прямых линий" с читателями[59], то можно с большой долей уверенности утверждать, что газета активно способствует привлечению читателей к обсуждению проблем организации работы власти. Такому выводу также может способствовать тот факт, что журналисты в своих публикациях часто ссылаются на мнения читателей.
Результаты исследования ряда основных категорий анализа могут быть представлены в виде таблиц.
Таблица 1 дает представление о том, какой из ветвей власти (исполнительной, законодательной или судебной) уделяется наибольшее внимание в изученных изданиях. В клетках таблиц представлены относительные цифры (процентное соотношение к общему числу публикаций о деятельности органов власти).
Таблица 2 показывает характер публикаций.
Таблица 3 демонстрирует соотношение жанров изученных публикаций.
Таблица 4 показывает, кто является авторами проанализированных публикаций, какие авторы чаще всего встречаются на страницах тех или иных изданий.
Таблица 1. Ветви власти.
исполнительная | законодательная | судебная | |
"Российская газета" | 45% | 33% | 12% |
"Известия" | 45% | 36% | 19% |
"Комсомольская правда" | 63% | 28% | 9% |
Данные таблицы 1 позволяют сделать вывод, что исполнительной ветви власти общефедеральные издания уделяют значительно больше внимания, чем законодательной. Судебной же власти уделяется совсем мало внимания. В некоторых изданиях за 10 месяцев структурам и представителям судебной власти, например, не было посвящено ни одной публикации. Исследователи пишут о падении роли представительных органов власти и о "концентрации властных полномочий в руках исполнительной власти"[60]. А ведь СМИ должны быть "зеркалом жизни"!
"Вопросы политики, власти и управления по-прежнему преобладают в тематической структуре изданий (свыше 20%), отодвигая на следующие места производство и экономику (16,1), духовно-культурную жизнь (15,2%), - пишет С.Г. Корконосенко. - …С другой стороны, организация сбора информации - как редакционная, так и индивидуальная - настроена на прочную зависимость от органов власти и управления. Именно к ним чаще всего обращаются журналисты в поисках фактов, а стало быть - и информационных версий социальной действительности, тогда как сведения от частных лиц, информационных центров, общественно-политических организаций и бизнесменов интересуют корреспондентов во вторую и третью очередь"[61]. Исследователь считает, что такая ситуация приводит к "самоизоляции журналистики от общества".
В большинстве проанализированных публикаций "Российской газеты" деятельность власти оценивается нейтрально, взвешенно, или же никак не оценивается. Однако это издание старательно информирует читателей о том, что делает власть. Из 1087 публикаций, посвященных деятельности законодательной власти, 654 просто информируют читателя в безоценочном ключе, еще 305 содержат нейтральную оценку. В большинстве остальных публикаций содержится положительная оценка. В негативном свете структуры и представители власти представлены в 40 случаях. Публикации в "Известиях", в отличие от публикаций "Российской газеты", в основном, несут в себе ту или иную оценку. Особенно ярко это выражается при освещении политических событий.
Освещение деятельности законодательной власти в "Известиях" носит, преимущественно, взвешенный, объективный характер. Они предоставляют возможность гражданам высказать самые разные точки зрения по важным политическим вопросам, с их страниц могут выступить как представители власти, так и "рядовые" читатели. Издание следит за развитием важных событий, связанных с деятельностью органов власти (постольку, поскольку эти события представляют интерес для граждан), способствуют решению проблем, конструктивному сотрудничеству власти и общества. И, наконец, издания данной группы прилагают больше усилий для изучения своей читательской аудитории и делают это более профессионально.
Таблица 2. Характер публикаций.
"Российская газета" | "Известия" | "Комсомольская правда" | |
Документы | 64% | 8% | 1% |
Комментарии | 21% | 41% | 40% |
Разъяснения | 10% | 20% | 5% |
Мнения | 3% | 29% | 47% |
Дебаты | 2% | 2% | 7% |
Всего | 2981 | 1517 | 480 |
Более подробно деятельность депутатов отражена в "Российской газете". Характер публикаций в соответствии со спецификой газеты[62] является более официальным, чем у остальных исследуемых изданиях, но целью нашего исследования является не определение "качественности" газеты, а определение той функции, которую выполняла газета при освещении работы представителей народа. Так в "Российской газете" доминирует доля предоставления законодательных документов описывающего характера (64% от всего количества публикаций за данный период), а также комментария к ним (21%), нежели разъясняющего элемента (всего 10%). Практически схожую ситуацию можем наблюдать и в "Известиях", за исключением того, что официальные документы представлялись в печати в небольшом количестве, примерно около 8%, а разъяснения законопроектов составляли 20% от всего количества представленного за период материала. Гораздо значительней доля публикаций в "Известиях" составляют материалы, выражающие разнообразные мнения специалистов, экспертов, но большей части в данный период - политических деятелей (29%). Вопрос лишь в том, насколько объективно отражалась эта информация. В этом мы постараемся разобраться по ходу исследования.
"Известия" и "Российская газета" публикуют много подробных отчетов о различных заседаниях, совещаниях, приемах и других мероприятиях, проводимых властью, однако, уделяя много внимания и места на полосах различным политическим событиям, они не объяснят читателям, как эти события могут отразиться непосредственно на них. "КП" освещает в основном неофициальные стороны жизни политиков, много внимания уделяя обсуждению различных слухов и политических скандалов. И стиль такого издания соответствующий: яркий, интригующий.
Образ депутата Государственной Думы формируется изданиями разных типов. Из анализа материалов "Известий" следует, что российскому парламенту это качественное общественно-политическое издание уделяет пристальное внимание. При этом журналисты из-за аудиторной специфики "Известий", уделяют внимание и экономическим вопросам, обсуждаемым в Государственной Думе (56 материалов). Чего не скажешь о газете другого формата. Массовая газета "КП" содержит меньше всего просветительских публикаций (56%) (особенность просветительских текстов заключается в том, что они "переводят" специализированные продукты, например законодательные акты, на язык массовой аудитории[63]) и отличается тем, что в ней больше всего текстов, предметом отражения в которых выступают факты действительности как сенсации, ситуации из жизни представителей власти - из сферы шоу-бизнеса, связанные с их личной, а не профессиональной деятельностью, бытом и носящие характер сплетен. Надо полагать, что "КП" видит свою задачу не столько в содействии информирования граждан о деятельности властных структур, повышению культурного уровня читателей, сколько в их развлечении. Происходит замещение функций: развлекательная постепенно вытесняет просветительскую.
Таблица 3. Жанр материала.
"Российская газета" | "Известия" | "Комсомольская правда" | |
Информационная заметка | 46% | 45% | 64% |
Аналитич. отчет | 15% | 17% | 5% |
Репортаж | 7% | 10% | 9% |
Интервью | 24% | 25% | 16% |
Очерк, фельетон | 1% | - | - |
Вопрос-ответ | 2% | 5% | - |
"прямая линия" | 5% | 5% | 6% |
Следующими критериями для исследования функции СМИ в освещении законотворческой деятельности депутатов являются жанры и авторы публикаций. Целью данной исследовательской работы является анализ функции СМИ, поэтому эти два критерия мы рассмотрели только с точки зрения важности для исследования. Вследствие этого, не все жанры и не все виды авторов мы включили в классификацию, на базе которой проводилось исследование.
Из таблиц 3 и 4 ясно видно, что процентное соотношение видов и авторов публикаций соответствует особенностям выбранных нами для исследования изданий. Так доминантным публицистическим жанром в "качественной" прессе является информационная заметка и интервью, как основной источник информации о новом законе, т.к только те, кто придумывает, рассматривает и утверждает данные законы, могут дать исчерпывающую информацию по этим вопросам.
Наиболее часто при освещении деятельности власти, проанализированные издания используют информационные жанры. То есть, прежде всего, они просто информируют население о деятельности властных структур. На втором месте стоят аналитические жанры (корреспонденция, статья). В одних изданиях они используются реже, в других чаще, в одних - для добросовестного исследования проблем и выяснения причинно-следственных связей, в других - для формирования положительных или отрицательных имиджей и манипулирования массовым сознанием.
Совсем редко применяются художественно-публицистические жанры (в частности, очерк, фельетон). Между тем, эти жанры позволяют, например, показать политика не только как чиновника, но и как, личность, раскрыть его человеческие качества. А значит, подобные жанры могли бы способствовать преодолению отчуждения общества от законодательной власти.
Почти все анализируемые нами издания активно используют "прямые линии". Вообще "прямые линии" можно рассматривать в качестве одного из наиболее эффективных методов ведения политического диалога. Да, официальным изданиям обычно проще бывает организовывать такие мероприятия, чем остальным. Представители власти доверяют "своим" газетам, не ждут от них подвохов, и зачастую не только охотно соглашаются, но и сами инициируют проведение "прямых линий" в СМИ.
Таблица 4. Авторы публикаций.
"Российская газета" | "Известия" | "Комсомольская правда" | |
Журналист | 37% | 29% | 55% |
Читатель | 10% | 13% | 15% |
Представитель власти | 36% | 20% | 15% |
Эксперты, специалисты, ученые | 17% | 38% | 15% |
Таблица 4 ясно показывает, чье авторство является приоритетным в изложении материала в исследуемых изданиях. Так "Российская газета" практически в равной степени публикует как материалы, основанные на выступлениях, докладах, и другого рода официальных документов представителей власти (36% от всего кол-ва публикаций), так и материалы, которые подаются через посредника, а именно журналиста (37%), что накладывает отпечаток ответственности за объективность публикуемого материала. У "Известий" большую долю занимают публикации, авторами которых являются специалисты, эксперты и ученые, что придает материалам большую социальную значимость, нежели информативную.
Эксперты (политологи, социологи, политические психологи и т.д.) не часто, но все же присутствуют на страницах "Российской газеты" в качестве субъектов, оценивающих деятельность представителей власти. Привлечение мнений экспертов, крупных специалистов по тем или иным вопросам представляется необходимым для глубокого и объективного исследования политических проблем, без которого полноценный диалог между властью и обществом невозможен.
Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что среди авторов проанализированных публикаций в большинстве изданий преобладают журналисты. На втором месте - представители власти (конкретные чиновники или политики), на третьем - эксперты. Правда, бывают и исключения.
Однако не стоит забывать, что газеты могут привлекать читателей к политическому диалогу не только за счет опубликования их материалов. Допустим, под обзорами писем, отражающими мнения читателей о деятельности чиновников, обычно стоят подписи журналистов, так же как и под блиц-опросами (когда журналист задает нескольким людям вопросы, касающиеся деятельности власти). Это же относится и к материалам "прямых линий", анкетам, иногда - к публикациям в жанре "вопрос-ответ".
"КП" же очень редко отражает на своих страницах мнение конкретных, рядовых читателей относительно деятельности органов власти. В подавляющем большинстве публикаций оценивающими субъектами выступают сами журналисты, иногда - эксперты и представители власти. "КП" нередко возвращается к затронутым ранее проблемам, но только в тех случаях, когда журналисты чувствуют, что их обсуждение еще не наскучило читателям, и в тех случаях, когда стали известны какие-то новые сведения. В "КП" практически всегда вся информация о деятельности, новшествах, происшествиях в Государственной Думе сводится к тому, что к основной аналитической статье (например, "Как грамотно продать квартиру") дается небольшой комментарий эксперта по данному вопросу (мнение одного из депутатов). Журналисты "КП" больше интересуются личностями "скандальных" депутатов (интервью с В.В. Жириновским под рубрикой "VIP-гость"), либо интервью на разворот с сыном А. Митрофанова - Иванов, частого гостя светских тусовок. Скандалы, сплетни, интриги в главной роли с представителями народных избранников - вот основные темы "КП", даже если материал выходит под рубрикой "Один день из жизни политика". Проанализировав публикации "КП", делаем вывод, что газета практически не освещает специфику работы законодательной власти, либо освещает, но в своем, "специфическом" ракурсе.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 200.