ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В ЗЕРКАЛЕ СМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. А.М. Горького

Факультет журналистики

Кафедра

Дипломная работа

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В ЗЕРКАЛЕ СМИ

(НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ)

 

Допустить к защите:

Научный руководитель:

 

 

Екатеринбург

2007 г.


Оглавление

Введение

Глава 1. Законодательная власть Российской Федерации

1.1 Сущность и основные признаки законодательной власти

1.2 Компетенция Федерального Собрания

1.3 Исторические этапы развития законодательной власти в России

Глава 2. Средства массовой информации в общественно-политической системе государства

2.1 Общественные функции СМИ

2.2 Роль и место СМИ в жизни государства

2.2.1 Роль СМИ в политических процессах

2.2.2 СМИ в информационном взаимодействии власти и общества

2.3 Взаимодействие журналистики и власти

Глава 3. Законодательная власть в зеркале СМИ

3.1 Образ Государственной Думы РФ в сознании россиян

3.2 Исследуемые печатные СМИ

3.3 Подведение итогов контент-анализа

Заключение

Источники и литература




Введение

 

В России в настоящее время сложилась ситуация, когда необходимость демократического развития страны, и, соответственно, эффективного взаимодействия органов власти с обществом признается практически всеми, но власть зачастую лишь формально стремится к его осуществлению, а общество в силу этого относится к ней с недоверием и скептицизмом. В современной российской политике средства массовой информации, как декларируется, должны выполнять функции обеспечения диалога власти и граждан, информирования граждан о решениях власти, о ситуации в стране и мире. Именно СМИ способны наиболее эффективно удовлетворять информационные потребности граждан, согласовывать интересы граждан, общества и государства. Эффективный контроль общества за действиями властных структур обеспечивают, прежде всего, СМИ.

Актуальность темы данной работы обусловлена следующими факторами.

Большинство граждан не разбираются и не хотят разбираться в сути политических проблем, понимая, что от них реально ничего не зависит. Поэтому граждане считают, что чем дальше от политики, тем лучше. Доверие и интерес простых людей к политике, в частности к самой деятельности органов власти (например, законодательной) падает. Итоги многочисленных социологических опросов, высказывания политиков, публицистов, ученых свидетельствуют: средствам массовой информации сейчас доверяют еще меньше, чем власти. "Только 8% россиян верят тому, что пишут и вещают СМИ". [1] Государственным СМИ граждане не доверяют потому, что они созданы органами власти и преследуют интересы власти, что говорит о некоем субъективизме. А "независимым" СМИ не доверяют потому, что они защищают интересы бизнеса.

Основным источником информации для россиян сегодня является телевидение. Однако печатные издания имеют больше возможностей в плане анализа, осмысления информации. "Пресса больше, чем электронные СМИ, подходит для подробного изложения взглядов и программ представителей разных политических сил, для детального рассмотрения проблем и путей их решения". [2]

Власть должна заботиться о том, чтобы доходчиво, внятно объяснить гражданам свои действия и планы. Наиболее полно эти функции в демократических государствах выполняет пресса, она является главным помощником власти в том, чтобы власть стала понятой обществом. Таким образом, на СМИ лежит очень большая ответственность. Именно от них, во многом зависит, поймут и примут ли люди новые законы. И если эти законы приводят к незапланированным негативным последствиям, то именно пресса способна указать власти на эти проблемы, предложить пути исправления ситуации.

Справляется ли современная российская пресса с этими задачами? Мы решили изучить эту проблему, проанализировав освещение в общефедеральных печатных изданиях деятельность органов законодательной власти, ведь этой ветви власти журналисты традиционно уделяют гораздо меньше внимания, чем исполнительной. Также этот вопрос меньше изучен теоретически, ведь ведя речь о взаимодействии власти и прессы, исследователи чаще всего имеют в виду органы исполнительной власти.

Компетенция Федерального Собрания

 

Компетенция парламента - это объем полномочий, через которые раскрываются основные функции данного органа государственной власти. Парламентам свойственны три классические основные функции, на которых, собственно, и выросла представительная система:

принятие законов;

утверждение государственного бюджета;

определенный контроль за исполнительной властью.

В Российской Федерации предметная законодательная компетенция Федерального Собрания конституционно в полном объеме и системно не установлена. Предметная компетенция указана в Конституции РФ и в другой форме. Предметная компетенция определяет как бы общую направленность законодательной деятельности Федерального Собрания. Но каждая из палат Федерального Собрания обладает еще и специальной компетенцией, прямо установленной Конституцией РФ.

В компетенцию Совета Федерации входят следующие вопросы:

1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

4) назначение выборов Президента РФ;

5) отрешение Президента РФ от должности;

6) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

7) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

8) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;

9) назначение членов Центральной избирательной комиссии РФ;

10) обращение в Конституционный Суд РФ.

Специальная компетенция Государственной Думы:

дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

выражение недоверия Правительству РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

выдвижение обвинения против Президента РФ;

объявление амнистии;

обращение в Конституционный Суд РФ.

 

Общественные функции СМИ

В литературе, как отечественной, так и зарубежной, встречается далеко не совпадающий перечень функций СМИ. Отчасти эти различия задаются степенью развернутости характеристик функций СМИ (более развернутые подфункции выделяются в самостоятельные), отчасти - разным пониманием актуальности для современности тех или иных общественных задач, решаемых с помощью СМИ. В учебном пособии для факультетов журналистики "Средства массовой информации России" под редакцией декана факультета журналистики МГУ проф. Я.Н. Засурского [31], выделяются следующие функции СМИ:

информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества). Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера;

аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога);

развлекательная (способствующая отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения).

Особняком авторы ставят формирование повестки дня (adenda setting) - фокусирование внимания аудитории на наиболее актуальных проблемах общественного развития, определение болевых точек социальной жизни; введения в зону оперативного информирования и анализа событий и явлений, имеющих значение для большинства граждан страны [32].

Другой, существенно отличающийся перечень функций предполагает Е.П. Прохоров в упомянутой выше работе. В качестве исходной он выделяет коммуникативную функцию, функцию общения, налаживания контактов. Он не считает эту функцию чисто "технической", вспомогательно обеспечивающей реализацию других функций. Хотя в этом качестве они и выступают действительно, объем ее "полномочий" шире.

Как замечает Е.П. Прохоров прочный контакт с конкретным СМИ у аудитории устанавливается тогда, когда они признают его "своим", а социальные институты ощущают авторитет и силу влияния данного СМИ, обеспеченную поддержкой аудитории.

Вторая наиболее важная группа функции, по мнению Е.П. Прохорова носит непосредственно-организаторский характер - выдвижение суждений и оценок деятельности социальных институтов (властных в том числе) и должностных лиц на предмет выполнения ими своих обязанностей перед обществом. Таким образом, СМИ выполняют контрольные и регулятивные функции, оказывают воздействие (непосредственно или опосредованно, через формирование соответствующего общественного мнения) на деятельность социальных институтов и должностных лиц. Через этого рода деятельность в первую очередь и реализуется особый властный ресурс СМИ (СМИ как "четвертая власть").

В числе наиболее значимых функций СМИ Е.П. Прохоровым называется функция формирования массового сознания (идеологическая или социально ориентирующая), которая включает в себя широкий диапазон воздействия - начиная с сообщений о фактах, событиях, воздействия на общественное мнение, до воздействия на ценности, идеалы, мировоззрение аудитории.

К идеологической функции примыкает культурно-образовательная - формирование политической, экономической культуры, этическое и эстетическое воспитание, а также пропаганда знаний из области медицины, физической культуры, культуры досуга и т.д.

На периферии системы функций находятся рекламно-справочная (удовлетворение утилитарных запросов аудитории) и рекреативная, о которой уже шла речь выше. Представление о развитии взглядов отечественных специалистов на природу функции СМИ дает В.В. Ворошилов в своей книге "Журналистика" (С. - Петербург, 1999 г) [33], начиная от И. Хмары (1969 г) до публикаций последних лет. Перечень и содержание функций в трактовке отдельных авторов отчасти совпадает, отчасти нет.

К примеру, И. Хмара называет следующие функции СМИ: информационная, просветительская, воспитательная, регулятивная, гедонистическая. Шагом вперед стал анализ приоритетных функций СМИ через призму позиций различных участников коммуникативного процесса и социальных ролей журналистики, к которым относятся духовно-идеологическая, информационно-коммуникативная, регулирующая и производственно-экономическая.

Значимым представляется и функция СМИ применительно к уровню социума и индивида. Так, применительно к социуму выделяются следующие функции [34]:

I. Информационная:

информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;

информационное обеспечение инновационных процессов.

II. Социальной связи:

комментирование и интерпретация происходящего;

поддержка существующих норм и властных отношений;

социализация;

координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия.

III. Обеспечение преемственности:

выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение "узнавания" субкультур, новых культурных направлений;

поддержание общности социальных ценностей.

IV. Рекреативная:

создание возможностей для отдыха и развлечения;

снижение социальной напряженности.

V. Мобилизации:

организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

Применительно к индивидууму структура функций СМИ будет иметь вид:

1. Информационная функция:

нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом;

удовлетворение общих интересов и любознательности;

обучение и самообразование;

поиск советов, необходимой информации для принятия решений.

2. Функция личностной идентификации:

подкрепление индивидуальных ценностей;

получение сведений о моделях поведения;

идентификация с ценностями других;

достижение понимания самого себя.

3. Функция интеграции и социального общения:

понимание положения другого, переживание;

формирование основы для диалога, социального общения;

помощь в реализации социальных ролей;

возможность общения с семьей, друзьями, обществом.

4. Функция развлечения:

эмоциональная разрядка;

заполнение свободного времени;

эскапизм, уход от проблем;

получение эстетического наслаждения;

сексуальное возбуждение.

В упомянутой работе В.В. Ворошилов в качестве генеральной функции СМИ называет "формирование и развитие общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни" [35].

В своих работах С.П. Суворова утверждает, что "просветительская деятельность выступает как одна из функций журналистики, имеет целевой характер и определенную предметную область. Она осуществляется, сочетая в качестве средств такие виды деятельности, как информирование, популяризация, пропаганда, критика". [36] Особенность просветительских текстов заключается в том, сто они, во-первых, "переводят" специализированные продукты на язык массовой аудитории, а во-вторых, должны содержать в себе осмысление их с точки зрения адекватности гуманистическим тенденциям общественного развития. "В результате этот массив текстов становится стимулом к осознанному выбору адресатом информации знаний, норм и ценностей, что в конечном счете ведет к росту качества массового сознания". [37]

Можно говорить о том, что представление о функциях СМИ менялось потому, что менялся и сам предмет. В современном, информационно насыщенном обществе СМИ играют другую, несравненно более важную роль, нежели они играли в середине прошлого века. Соответствующим образом расширяются, трансформируются их функции. Также мы ясно видим, что функции СМИ далеко не одинаковым образом реализуются в различных общественно-политических системах (отсюда и родились "четыре теории прессы"), что требует, в свою очередь, "заземления" анализа проблемы на конкретные условия той или иной страны.

К сожалению, в современном обществе СМИ всё больше и больше отводится манипулятивная роль. СМИ сегодня навязывают человеку идею тотальной взаимозависимости. Мы существуем в условиях "глобальной деревни", единой "человеческой семьи", как считал учёный Герберт Маршалл Макклюэн. "Будущая зеленая цивилизация", по Макклюэну, это ""глобальная родоплеменная деревня", где внешние цели человечества сменяются целями внутренними. Начались массовые поиски "личности в себе". Современные СМИ способствуют "взрыву" глубинных ценностей индивида"[38]. Макклюэн также придерживался точки зрения, что СМИ не только передают информацию, но и сами активно влияют на индивидуальное и общественное сознание.

Итак, очевидно, что СМИ оказывают сильнейшее влияние на общество. В современном обществе они стали ""продолжением" физических органов и органов чувств человека"[39].

 

Исследуемые печатные СМИ

 

Основной задачей данной исследовательской работы является анализ ведущих российских изданий с целью определения объективности и полноты освещения деятельности законодательной власти Российской Федерации. Для анализа мы взяли три ведущих российских печатных издания разного формата, а именно: "Российскую газету" как представителя "официальной" прессы, "Известия" - "качественной", и "Комсомольскую правду" - представителя "массовой" прессы.

Дадим краткую характеристику этих изданий.

"Российская газета" - ежедневная общественно-политическая общенациональная газета новой России. Учредитель - Правительство Российской Федерации. Газета издается с 11 ноября 1990 года, выходит на 8-16 полосах формата А2. Тираж 431569 экземпляров. "Российская газета" имеет статус официального публикатора государственных документов. Законодательные акты РФ вступают в силу после публикации в "Российской газете" (Официальным опубликованием Федерального Конституционного закона, Федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете". [55]). "Российская газета" публикует качественную разностороннюю информацию для широкого круга читателей, профессиональные аналитические материалы и комментарии, тематические обзоры, текущие события в стране и за рубежом, новости политики, экономики, общественной жизни, науки, культуры, спорта." Успешно справляясь с задачами рупора правительства, газета остается востребованной у всех политически активных и неравнодушных"[56]. Газета распространяется на всей территории Российской Федерации. У "Российской газеты" - 14 региональных представительств, газета печатается в 32 городах России и СНГ и имеет 38 корпунктов в стране и за рубежом.

Генеральный директор: Горбенко Александр Николаевич

Главный редактор: Фронин Владислав Александрович

Адрес редакции: 125881, Москва, ул. Правды, 24

URL: www.rg.ru

Вообще, роль "Российской газеты" особая: на нее, как на официальное издание, ложится особая ответственность за то, чтобы доносить до населения, причем последовательно, ясно, и всесторонне позицию государства. С помощью "Российской газеты" государство должно объяснять суть и необходимость новых законопроектов, возможные последствия их реализации для разных групп населения. Это как бы дополнительная, особая функция официального издания. И если "Российская газета" претендует на роль серьезного качественного издания, то в ней, конечно же, должны быть разные точки зрения, серьезный объективный анализ, мнения экспертов. Посмотрим, так ли это на самом деле?

"Известия" - Ежедневная общественно-политическая газета. Выходит с марта 1917 года. Периодичность - 6 раз в неделю, кроме воскресенья, тираж 263.650 экз. Ежемесячное приложение "Закон", и выходящие с разной периодичностью тематические вкладки: "Туризм", "Страхование", "Недвижимость", "Банки" и др.

Адрес редакции: 127994, г. Москва, ул. Тверская, д.18, корп.1.

Главный редактор: Владимир Мамонтов.

URL: www.izvestia.ru

"Комсомольская правда" - общенациональная ежедневная газета. Выходит с мая 1925 г. Самый большой тираж в России и СНГ 27 млн. экз.2 000 000 читателей ежедневно.

Главный редактор, генеральный директор: Сунгоркин В. Н.

Адрес редакции: 125866, Москва, улица Правды, 24

URL: www.kp.ru

Газета "Известия" в освещении проблем во многом сходна с "Российской газетой", но между этими изданиями имеется и ряд различий. Так, например, одно из них связано с объемом и периодичностью информации. Также разница заключается, в частности, в тематике публикаций. Различие же между "Комсомольской правдой"[57] и "Российской газетой" с "Известями" кроется в читательской аудитории. Читатель "Известий" и "Российской газеты" - это чаще всего интеллигент, который стремится познать действительность во всей ее полноте и независимости. Если "Российская газета" и "Известия" руководствуются при отборе материалов принципами общественной значимости и типичности событий, то "КП" и другие "массовые" СМИ ориентируются, прежде всего, на те материалы, которые содержат в себе "изюминку" и интересны читателю не с практической, а с "бытовой", "потребительской" точки зрения. Газета часто гонится за "разоблачениями". Но надо отдать "КП" должное: в таких случаях ее материалы приобретают определенную социальную значимость.

На наш взгляд, определить, насколько полно и объективно газета справляется с информативно-аналитической функцией при освещении деятельности органов законодательной власти Российской Федерации можно, ответив на следующие вопросы:

Как освещается в СМИ деятельность данных структур, какой имидж власти создается? Каков характер публикаций? (документы, разъяснения, комментарии, мнения, дебаты)

Как часто и в каких формах мнения, позиции, вопросы читателей, связанные с деятельностью депутатов попадают на страницы газеты?

Отслеживает ли газета реакцию властей на проблемы, затронутые читателями, следит ли за развитием событий?

Однобоко или взвешенно, объективно подходит издание к освещению законотворческой деятельности, дает ли возможность высказаться представителям разных точек зрения?

Как часто и в каких формах читатели могут пообщаться через газету с представителями власти, задать депутатам свои вопросы и получить на них ответы?

Ответы на эти вопросы были получены, прежде всего, в результате контент-анализа изданий, который позволил определить, какую функцию выполняют печатные издания в освещении деятельности законодательной власти и насколько печатные средства массовой информации разнопланового характера качественно освещают эту деятельность. Метод контент-анализа наиболее точно и объективно помог провести данное исследование. Ещё в 80-е годы известный советский социальный психолог Семенов В.Е. относил к преимуществам метода "достижимость высокой степени надежности получаемых данных; возможность исследования социальных явлений ". [58]

Временной период исследования составил промежуток времени с августа 2006г. по май 2007г.

В качестве единиц анализа (ЕА) были выбраны публикации, посвященные деятельности субъектов законодательной власти (статьи о самой деятельности, материалы о готовящихся законопроектах, интервью с представителями Законодательного Собрания РФ и другие материалы, касающиеся любой деятельности органов законодательной власти).

В публикациях исследовались как официально - информативная сторона деятельности депутатов, т.е. предоставление информации о целях и задачах разрабатываемого законопроекта, о событиях и новостях из "белого дома", так и комментарии, различные мнения специалистов, экспертов и простых читателей в области деятельности законодательной власти. В публикациях исследовалось, кто является автором, каков жанр публикации.

Необходимо также было выявить, как газеты отслеживают развитие актуальных проблем и растянутых во времени событий, связанных с деятельностью органов власти; обращаются ли редакции к ним повторно, неоднократно, следят ли за тем, как чиновники доводят или не доводят свои решения до логического конца. С этой целью в ходе контент-анализа выяснялось, как часто газеты ссылаются на предыдущие выступления, свои либо других СМИ. Кроме того, повторные публикации специально фиксировались и без ссылок, просто по факту повторного обращения издания к одному и тому же событию.

То, насколько данное издание способствует участию граждан, своих читателей в выражении своего мнения по поводу работы народных избранников, вовлеченность населения страны в процесс обсуждения всех положительных и отрицательных сторон новых и будущих законов, в значительной мере можно выявить с помощью анализа жанров и авторов публикаций. Так, если среди авторов публикаций газеты часто встречаются читатели (имеются в виду не журналисты и не представители власти), если газета периодически использует такие жанры, как письмо, обзор писем, блиц-опрос, вопрос-ответ, анкета, материалы "прямых линий" с читателями[59], то можно с большой долей уверенности утверждать, что газета активно способствует привлечению читателей к обсуждению проблем организации работы власти. Такому выводу также может способствовать тот факт, что журналисты в своих публикациях часто ссылаются на мнения читателей.

Результаты исследования ряда основных категорий анализа могут быть представлены в виде таблиц.

Таблица 1 дает представление о том, какой из ветвей власти (исполнительной, законодательной или судебной) уделяется наибольшее внимание в изученных изданиях. В клетках таблиц представлены относительные цифры (процентное соотношение к общему числу публикаций о деятельности органов власти).

Таблица 2 показывает характер публикаций.

Таблица 3 демонстрирует соотношение жанров изученных публикаций.

Таблица 4 показывает, кто является авторами проанализированных публикаций, какие авторы чаще всего встречаются на страницах тех или иных изданий.

Таблица 1. Ветви власти.

  исполнительная законодательная судебная
"Российская газета" 45% 33% 12%
"Известия" 45% 36% 19%
"Комсомольская правда" 63% 28% 9%

 

 

Данные таблицы 1 позволяют сделать вывод, что исполнительной ветви власти общефедеральные издания уделяют значительно больше внимания, чем законодательной. Судебной же власти уделяется совсем мало внимания. В некоторых изданиях за 10 месяцев структурам и представителям судебной власти, например, не было посвящено ни одной публикации. Исследователи пишут о падении роли представительных органов власти и о "концентрации властных полномочий в руках исполнительной власти"[60]. А ведь СМИ должны быть "зеркалом жизни"!

"Вопросы политики, власти и управления по-прежнему преобладают в тематической структуре изданий (свыше 20%), отодвигая на следующие места производство и экономику (16,1), духовно-культурную жизнь (15,2%), - пишет С.Г. Корконосенко. - …С другой стороны, организация сбора информации - как редакционная, так и индивидуальная - настроена на прочную зависимость от органов власти и управления. Именно к ним чаще всего обращаются журналисты в поисках фактов, а стало быть - и информационных версий социальной действительности, тогда как сведения от частных лиц, информационных центров, общественно-политических организаций и бизнесменов интересуют корреспондентов во вторую и третью очередь"[61]. Исследователь считает, что такая ситуация приводит к "самоизоляции журналистики от общества".

В большинстве проанализированных публикаций "Российской газеты" деятельность власти оценивается нейтрально, взвешенно, или же никак не оценивается. Однако это издание старательно информирует читателей о том, что делает власть. Из 1087 публикаций, посвященных деятельности законодательной власти, 654 просто информируют читателя в безоценочном ключе, еще 305 содержат нейтральную оценку. В большинстве остальных публикаций содержится положительная оценка. В негативном свете структуры и представители власти представлены в 40 случаях. Публикации в "Известиях", в отличие от публикаций "Российской газеты", в основном, несут в себе ту или иную оценку. Особенно ярко это выражается при освещении политических событий.

Освещение деятельности законодательной власти в "Известиях" носит, преимущественно, взвешенный, объективный характер. Они предоставляют возможность гражданам высказать самые разные точки зрения по важным политическим вопросам, с их страниц могут выступить как представители власти, так и "рядовые" читатели. Издание следит за развитием важных событий, связанных с деятельностью органов власти (постольку, поскольку эти события представляют интерес для граждан), способствуют решению проблем, конструктивному сотрудничеству власти и общества. И, наконец, издания данной группы прилагают больше усилий для изучения своей читательской аудитории и делают это более профессионально.

Таблица 2. Характер публикаций.

  "Российская газета" "Известия" "Комсомольская правда"
Документы 64% 8% 1%
Комментарии 21% 41% 40%
Разъяснения 10% 20% 5%
Мнения 3% 29% 47%
Дебаты 2% 2% 7%
Всего 2981 1517 480

 

 

Более подробно деятельность депутатов отражена в "Российской газете". Характер публикаций в соответствии со спецификой газеты[62] является более официальным, чем у остальных исследуемых изданиях, но целью нашего исследования является не определение "качественности" газеты, а определение той функции, которую выполняла газета при освещении работы представителей народа. Так в "Российской газете" доминирует доля предоставления законодательных документов описывающего характера (64% от всего количества публикаций за данный период), а также комментария к ним (21%), нежели разъясняющего элемента (всего 10%). Практически схожую ситуацию можем наблюдать и в "Известиях", за исключением того, что официальные документы представлялись в печати в небольшом количестве, примерно около 8%, а разъяснения законопроектов составляли 20% от всего количества представленного за период материала. Гораздо значительней доля публикаций в "Известиях" составляют материалы, выражающие разнообразные мнения специалистов, экспертов, но большей части в данный период - политических деятелей (29%). Вопрос лишь в том, насколько объективно отражалась эта информация. В этом мы постараемся разобраться по ходу исследования.

"Известия" и "Российская газета" публикуют много подробных отчетов о различных заседаниях, совещаниях, приемах и других мероприятиях, проводимых властью, однако, уделяя много внимания и места на полосах различным политическим событиям, они не объяснят читателям, как эти события могут отразиться непосредственно на них. "КП" освещает в основном неофициальные стороны жизни политиков, много внимания уделяя обсуждению различных слухов и политических скандалов. И стиль такого издания соответствующий: яркий, интригующий.

Образ депутата Государственной Думы формируется изданиями разных типов. Из анализа материалов "Известий" следует, что российскому парламенту это качественное общественно-политическое издание уделяет пристальное внимание. При этом журналисты из-за аудиторной специфики "Известий", уделяют внимание и экономическим вопросам, обсуждаемым в Государственной Думе (56 материалов). Чего не скажешь о газете другого формата. Массовая газета "КП" содержит меньше всего просветительских публикаций (56%) (особенность просветительских текстов заключается в том, что они "переводят" специализированные продукты, например законодательные акты, на язык массовой аудитории[63]) и отличается тем, что в ней больше всего текстов, предметом отражения в которых выступают факты действительности как сенсации, ситуации из жизни представителей власти - из сферы шоу-бизнеса, связанные с их личной, а не профессиональной деятельностью, бытом и носящие характер сплетен. Надо полагать, что "КП" видит свою задачу не столько в содействии информирования граждан о деятельности властных структур, повышению культурного уровня читателей, сколько в их развлечении. Происходит замещение функций: развлекательная постепенно вытесняет просветительскую.

Таблица 3. Жанр материала.

  "Российская газета" "Известия" "Комсомольская правда"
Информационная заметка 46% 45% 64%
Аналитич. отчет 15% 17% 5%
Репортаж 7% 10% 9%
Интервью 24% 25% 16%
Очерк, фельетон 1% - -
Вопрос-ответ 2% 5% -
"прямая линия" 5% 5% 6%

 

Следующими критериями для исследования функции СМИ в освещении законотворческой деятельности депутатов являются жанры и авторы публикаций. Целью данной исследовательской работы является анализ функции СМИ, поэтому эти два критерия мы рассмотрели только с точки зрения важности для исследования. Вследствие этого, не все жанры и не все виды авторов мы включили в классификацию, на базе которой проводилось исследование.

Из таблиц 3 и 4 ясно видно, что процентное соотношение видов и авторов публикаций соответствует особенностям выбранных нами для исследования изданий. Так доминантным публицистическим жанром в "качественной" прессе является информационная заметка и интервью, как основной источник информации о новом законе, т.к только те, кто придумывает, рассматривает и утверждает данные законы, могут дать исчерпывающую информацию по этим вопросам.

Наиболее часто при освещении деятельности власти, проанализированные издания используют информационные жанры. То есть, прежде всего, они просто информируют население о деятельности властных структур. На втором месте стоят аналитические жанры (корреспонденция, статья). В одних изданиях они используются реже, в других чаще, в одних - для добросовестного исследования проблем и выяснения причинно-следственных связей, в других - для формирования положительных или отрицательных имиджей и манипулирования массовым сознанием.

Совсем редко применяются художественно-публицистические жанры (в частности, очерк, фельетон). Между тем, эти жанры позволяют, например, показать политика не только как чиновника, но и как, личность, раскрыть его человеческие качества. А значит, подобные жанры могли бы способствовать преодолению отчуждения общества от законодательной власти.

Почти все анализируемые нами издания активно используют "прямые линии". Вообще "прямые линии" можно рассматривать в качестве одного из наиболее эффективных методов ведения политического диалога. Да, официальным изданиям обычно проще бывает организовывать такие мероприятия, чем остальным. Представители власти доверяют "своим" газетам, не ждут от них подвохов, и зачастую не только охотно соглашаются, но и сами инициируют проведение "прямых линий" в СМИ.

Таблица 4. Авторы публикаций.

  "Российская газета" "Известия" "Комсомольская правда"
Журналист 37% 29% 55%
Читатель 10% 13% 15%
Представитель власти 36% 20% 15%
Эксперты, специалисты, ученые 17% 38% 15%

 

 

Таблица 4 ясно показывает, чье авторство является приоритетным в изложении материала в исследуемых изданиях. Так "Российская газета" практически в равной степени публикует как материалы, основанные на выступлениях, докладах, и другого рода официальных документов представителей власти (36% от всего кол-ва публикаций), так и материалы, которые подаются через посредника, а именно журналиста (37%), что накладывает отпечаток ответственности за объективность публикуемого материала. У "Известий" большую долю занимают публикации, авторами которых являются специалисты, эксперты и ученые, что придает материалам большую социальную значимость, нежели информативную.

Эксперты (политологи, социологи, политические психологи и т.д.) не часто, но все же присутствуют на страницах "Российской газеты" в качестве субъектов, оценивающих деятельность представителей власти. Привлечение мнений экспертов, крупных специалистов по тем или иным вопросам представляется необходимым для глубокого и объективного исследования политических проблем, без которого полноценный диалог между властью и обществом невозможен.

Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что среди авторов проанализированных публикаций в большинстве изданий преобладают журналисты. На втором месте - представители власти (конкретные чиновники или политики), на третьем - эксперты. Правда, бывают и исключения.

Однако не стоит забывать, что газеты могут привлекать читателей к политическому диалогу не только за счет опубликования их материалов. Допустим, под обзорами писем, отражающими мнения читателей о деятельности чиновников, обычно стоят подписи журналистов, так же как и под блиц-опросами (когда журналист задает нескольким людям вопросы, касающиеся деятельности власти). Это же относится и к материалам "прямых линий", анкетам, иногда - к публикациям в жанре "вопрос-ответ".

"КП" же очень редко отражает на своих страницах мнение конкретных, рядовых читателей относительно деятельности органов власти. В подавляющем большинстве публикаций оценивающими субъектами выступают сами журналисты, иногда - эксперты и представители власти. "КП" нередко возвращается к затронутым ранее проблемам, но только в тех случаях, когда журналисты чувствуют, что их обсуждение еще не наскучило читателям, и в тех случаях, когда стали известны какие-то новые сведения. В "КП" практически всегда вся информация о деятельности, новшествах, происшествиях в Государственной Думе сводится к тому, что к основной аналитической статье (например, "Как грамотно продать квартиру") дается небольшой комментарий эксперта по данному вопросу (мнение одного из депутатов). Журналисты "КП" больше интересуются личностями "скандальных" депутатов (интервью с В.В. Жириновским под рубрикой "VIP-гость"), либо интервью на разворот с сыном А. Митрофанова - Иванов, частого гостя светских тусовок. Скандалы, сплетни, интриги в главной роли с представителями народных избранников - вот основные темы "КП", даже если материал выходит под рубрикой "Один день из жизни политика". Проанализировав публикации "КП", делаем вывод, что газета практически не освещает специфику работы законодательной власти, либо освещает, но в своем, "специфическом" ракурсе.



Заключение

 

В ходе работы, посвященной исследованию освещения ведущими российскими изданиями деятельности законодательной власти в России, поставленные нами цели и задачи были решены:

1) рассмотрены особенности, функции, признаки законодательной власти России;

2) изучены исторические этапы становления законодательной власти в России;

3) рассмотрено отношение населения России к представителям законодательной;

4) определена роль и функции СМИ в современном обществе;

5) исследованы роль и функции СМИ в освещении работы представителей народа в законодательных органах Российской Федерации.

Мы пришли к выводу, что роль СМИ в освещении любой государственно-важной деятельности должна состоять в следующем:

обеспечение информированности населения о реальном содержании работы органов власти, исключение политических спекуляций в этой сфере;

общественный контроль действий органов государственной власти, органов задействованных в разработке и реализации в этой сфере.

Выдвинутая в нашей исследовательской работе гипотеза о том, что российская пресса не вполне справляется со своими обязанностями по предоставлению обществу объективной и исчерпывающей информации о внедрении и ходе реализации новых законопроектов и в целом о работе Законодательного Собрания РФ подтвердилась.

Сегодня СМИ и общество переживают кризис. Основной причиной этого является отсутствие эффективной информационной политики в государстве. В создании действенной информационной политики СМИ и государство должны руководствоваться следующими принципами:

принцип равенства интересов, т.е. проведение такой информационной политики, которая будет учитывать интересы всех участников информационного рынка;

принцип социальной и духовной ориентации, означающий, что основные мероприятия информационной политики должны быть нацелены на обеспечение социальных и духовных интересов граждан;

принцип открытости политики, где все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом.

На сегодняшний день наблюдается неудовлетворенность населения программной политикой СМИ, растущий спрос граждан на объективную информацию о деятельности органов власти. Автор считает важным разработку федеральными органами власти с участием общественности документа, определяющего перспективы развития СМИ в рамках национальной стратегии информационного развития общества, что позволило бы сформулировать на его основе концепцию информационной политики российского государства. Данная концепция, опирающаяся на конституционные гарантии свободы выражения мнений и доступа к информации для всех граждан РФ, должна внести свой вклад в формирование единого информационного пространства.

Эффективное информационное пространство обеспечивает построение информационного общества в стране и вхождение ее в мировое информационное сообщество. Основной целью во взаимодействии власти со СМИ является донесение до граждан информации о деятельности власти, формирование общественного мнения и многое другое, о чем говорилось выше.

Информационное пространство России - "это совокупность информационных сфер, в которых реализуют свои интересы публичная власть, гражданское общество и отдельные граждане"[64]. Рассматривая информационное законодательство как важнейший системообразующий фактор в формировании информационного пространства страны, ее регионов и отмечая несоответствие действующего законодательства условиям существования СМИ, автор полагает необходимым создание независимого профессионального совета по СМИ. Сегодня в России создание подобного общественного совета приобретает крайнюю актуальность в связи с образованием Общественной палаты. Общественный совет мог бы выступать от лица Палаты как самый эффективный инструмент контроля над СМИ и органами государственной власти для соблюдения интересов граждан и государства и обеспечения качества и объективности работы СМИ.

Исходя из всего вышеизложенного, можем сделать выводы:

Современный российский парламентаризм можно охарактеризовать как институционально сформированную, но содержательно недостаточно наполненную систему властных отношений, базирующуюся на формальном признании демократических основ взаимодействия государства, общества и личности.

Российскому парламентаризму необходимо развитие партийной системы; нужна глобальная концепция развития российского законодательства, определяющая вектор развития общества на перспективу, с учетом интересов всех социальных групп населения; служить противовесом исполнительной власти. И понадобится еще не один год, чтобы парламентаризм прочно вошел в жизнь страны, стал неотъемлемой частью политической системы общества.

Российская действительность последнего десятилетия отчетливо показала, что не может быть подлинной демократии в стране без сильного и авторитетного парламента и свободной прессы. Только объективная, непредвзятая информация о деятельности российского парламента, свойственная журналистской деятельности, способна сохранить баланс интересов в изменяющейся политической действительности.

Российская пресса (на примере исследуемых изданий) по-разному освещает деятельность законодательной власти: "Известия" являются настоящей общественной трибуной, с которой могут выступить представители самых разных политических взглядов. При освещении сложных, спорных проблем и явлений, газета практически всегда приводит различные точки зрения. "Российская газета" в основном освещают новые законопроекты, а "Комсомольская правда" больше уделяет внимания скандальной стороне жизнедеятельности представителей законодательной власти.


Источники и литература

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // СЗ РФ. - 1994. - №32. - Ст.3301.

Научная и специальная литература:

2. Азаров В.Н. К вопросу о преемственности в истории российского парламентаризма // Российский парламентаризм: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2001.

4. Баханов Е. Ростовчане ставят оценку "Российской газете" // Журналист - 2006 - №8.

5. Богатырева О.Н. Рождение российского парламентаризма: исторические итоги и уроки // Российский парламентаризм: история и современность: Материалы межвузовской научной конференции, посвященной 100-летию российского парламентаризма. Екатеринбург, 27 апреля 2006г. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2006.

6. Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия. - Екатеринбург, 1998.

7. Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор развития гражданской культуры: Диссертация доктора философских наук. - Екатеринбург, 1999.

8. Ворошилов В.В. Журналистика.2-ое издание. - С. - Петербург, 2000.

9. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы - М., 2000.

10. Доброхотов Р.А. Политика в информационном обществе // Полис: политологические исследования. - 2004, №3.

11. Ермолаева С.Г., Коваленко Т.К. Декларативный и императивный аспекты парламентских традиций России // Российский парламентаризм: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006.

12. Засурский Я.Н. Роль средств массовой информации в обществе // Вестник МГУ. - Серия 10. Журналистика. - 1995, № 2.

13. Засурский Я.Н. Средства массовой информации России. - М., 2001.

14. Засурский Я.Н. Десять лет свободы печати в России // Вестник МГУ. - Серия 10. Журналистика. - 2001, № 1.

15. Каграманян Н. Место и роль СМИ в общественной жизни государства // Экономические стратегии. - 2006. - №8.

16. Каландаров Х. Экополитика и коммуникативные процессы. - М. 1999.

17. Кириллов А.Д., Кириллов Б.А., Рыжков А.Е. Выборы первого Губернатора Свердловской области (июль-август 1995 года). - Екатеринбург, 1995.

18. Кириллов А.Д., Леднев В.П., Кириллов Б.А. Урал в новой России. Исследования. Гипотезы. Литература. - Екатеринбург, 1999.

19. Керимов А.А. Современный российский парламентаризм: состояние и перспективы // Российский парламентаризм: история и современность: Материалы межвузовской научной конференции, посвященной 100-летию российского парламентаризма. Екатеринбург, 27 апреля 2006г. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2006.

20. Ковалева М.М. Отечественная журналистика: вопросы теории и истории. Сборник статей. - Екатеринбург, 2000.

21. Ковалева М.М. Лекции по истории отечественной журналистики. - Часть I. - XVIII в. - 40-е гг. XIX века. - Екатеринбург, 1996 и др.

22. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 2001.

23. Лапина Н.Ю. Формирование современной российской элиты. - М., 1995.

24. Лунцова Н.Р. Журналистика как субъект в политическом процессе // Журналистика и политика. Сборник статей. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.

25. Лысенко В.Н. Парламентаризм и многопартийность в современной России. К десятилетию двух исторических дат - М.: ИСП, 2000.

26. Маркелов К.В. Журналистика и власть: этика взаимоотношений, резервы взаимодействия. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика - 2004 - №1.

27. Макклюэн Г.М. Понимая медиа. - Кучково поле, 2003.

28. Машковская Ю.Н. IV Государственная Дума: опыт взаимодействия представительной и исполнительной властей // Российский парламентаризм: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006.

29. Мельник Г.С. Массовая коммуникация как фактор политического влияния: Диссертация доктора политических наук. - СПб, 1998.

30. Обухов Л.А. Власть Советов: реальность или миф? (октябрь 1917 - 1918гг.) // Российский парламентаризм: история и современность: Материалы межвузовской научной конференции, посвященной 100-летию российского парламентаризма. Екатеринбург, 27 апреля 2006г. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2006.

31. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог: Учеб. пособие. - Екатеринбург, 2002.

32. Олешко В.Ф. Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт. - Екатеринбург, 2000.

33. Селезнев Г.Н. Образ парламента создают дела… и пресса // Российская Федерация. - 2995. - №8.

34. Семенов В.Е. Качественно-количественный анализ документов // Методы социальной психологии - М., 1977.

35. Стровский Д.Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода - Екатеринбург, 2001 и др.

36. Стровский Д.Л. Политическая традиция как основа профессиональной деятельности журналиста // Журналистика и политика. Сборник статей / Сост.: М.М. Ковалева, Д.Л. Стровский. Под научн. ред.М. М. Ковалевой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.

37. Суворова С.П. Реализация просветительской функции журналистики на страницах современных общероссийских газет // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика - 2004 - №1.

38. Романчук В.Н. Причины роспуска Государственной думы 1 и II созывов // Российский парламентаризм: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006.

39. Тавокин Е. СМИ в системе взаимоотношений населения и органов власти // Государственная служба - 2006 - №6.

40. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. - М, 2000; Средства массовой информации и судебная власть в России. - М., 1998.

41. Тихомиров Ю.А., Власть в обществе: единство и разделение // Советское государство и право. - 1990. - №2.

42. Чемякин Ю.В. Политический диалог в региональной прессе // Журналистика и политика. Сборник статей. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.

43. Честь, достоинство и репутация: Журналистика и юриспруденция в конфликте / Фонд защиты гласности. - М.: Права человека, 1998.

44. Юридический энциклопедический словарь. М.: 1984.

45. Berger A. A. Media Analysis Techniques London: 1991. McQuail D. Mass Communication Theory. An Introduction. London: Sage, 1987


[1] Н. Каграманян. Место и роль СМИ в общественной жизни государства // Экономические стратегии, 2006, №8 – С.180.

[2] Ю.В. Чемякин. Политический диалог в региональной прессе.//Журналистика и политика. Сборник статей . – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – С. 40.

[3] Засурский Я.Н. Роль средств массовой информации в обществе // Вестник МГУ. - Сер. 10. Журналистика. - 1995, № 2. - С. 3-7; Засурский Я.Н. Десять лет свободы печати в России // Вестник Моск. ун-та. - Серия 10. Журналистика. - 2001, № 1. - С. 3-10.

[4] Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы.- М., 2000.

[5] Ковалева М.М. Отечественная журналистика: вопросы теории и истории. Сборник статей. - Екатеринбург, 2000; Ковалева М.М. Лекции по истории отечественной журналистики. - Часть I. - XVIII в. – 40-е гг. XIX века. - Екатеринбург, 1996 и др.

[6] Стровский Д.Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода. – Екатеринбург, 2001 и др.

[7] Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия. - Екатеринбург, 1998; Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор развития гражданской культуры. Дисс… доктора философских наук. - Екатеринбург, 1999.

[8] Мельник Г.С. Массовая коммуникация как фактор политического влияния. Дисс. доктора политич. наук. - СПб, 1998.

[9] См.: Олешко В.Ф. Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог: Учеб. пособие. – Екатеринбург, 2002; Олешко В.Ф. Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт. - Екатеринбург, 2000.

[10] Кириллов А.Д., Кириллов Б.А., Рыжков А.Е. Выборы первого Губернатора Свердловской области (июль-август 1995 года). - Екатеринбург, 1995; Кириллов А.Д., Леднев В.П., Кириллов Б.А. Урал в новой России. Исследования. Гипотезы. Литература. - Екатеринбург, 1999.

[11] Соколова Е.П. Пресса и парламентаризм. Дисс… канд. полит. н. Екатеринбург, 2005.

[12] Ермолаева С.Г., Коваленко Т.К. Декларативный и императивный аспекты парламентских традиций России// Российский парламентаризм: история и современность. – Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006 – С.50.

[13] Ст. 94 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. – 1994. - №32. – Ст.3301..

[14] Юридический энциклопедический словарь. М.: 1984. С. 284.

[15] Тихомиров Ю.А., Власть в обществе: единство и разделение // Советское государство и право. 1990. №2. С.11.

[16] Парламентаризм и многопартийность в современной России. К десятилетию двух исторических дат. // В.Н.Лысенко. – М.:ИСП, 2000. – С.85.

[17] Парламентаризм и многопартийность в современной России. К десятилетию двух исторических дат. // В.Н.Лысенко. – М.:ИСП, 2000. – С.53.

[18] Ч.1 Ст.105 Конституции РФ. -

[19] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.:НОРМА, 2001 – С.354.

[20] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2001 – С. 36.

[21] Богатырева О.Н. Рождение российского парламентаризма: исторические итоги и уроки // Российский парламентаризм: история и современность. – Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006 – С.9.

[22] Там же - С.10.

[23] В.Н. Романчук. Причины роспуска Государственной думы 1 и II созывов // Российский парламентаризм: история и современность. – Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006 – С.11.

[24] Ю.Н. Машковская. IV Государственная Дума: опыт взаимодействия представительной и исполнительной властей // Российский парламентаризм: история и современность. – Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006 – С.12.

[25] Ю.Н. Машковская. IV Государственная Дума: опыт взаимодействия представительной и исполнительной властей // Российский парламентаризм: история и современность. – Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006 – С.12.

[26] Обухов Л.А. Власть Советов: реальность или миф? (октябрь 1917-1918гг.) // Российский парламентаризм: история и современность. – Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006 – С.21.

[27] Керимов А.А. Современный российский парламентаризм: состояние и перспективы // Российский парламентаризм: история и современность. – Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006 – С.51.

[28] Там же, С.51.

[29] Азаров В.Н. К вопросу о преемственности в истории российского парламентаризма // Российский парламентаризм: история и современность. – Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006 – С.39.

[30] Керимов А.А. Современный российский парламентаризм: состояние и перспективы // Российский парламентаризм: история и современность. – Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006 – С.52.

[31] Засурский Я.Н. Средства массовой информации России. – М. . 2001. – Ст. 25-27

[32] Там же. – Ст. 64.

[33] Ворошилов В. В. Журналистика. 2-ое издание. – С. -Петербург, 2000.

[34] Berger A. A. Media Analysis Techniques London: 1991. McQuail D. Mass Communication Theory. An Introduction. London: Sage, 1987

[35] Ворошилов В. В. Журналистика. 2-ое издание. – С. -Петербург, 2000. – Ст. 86

[36] Суворова С.П. Реализация просветительской функции журналистики на страницах современных общероссийских газет // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2004, №1. – С.11.

[37] Там же, С.11.

[38] Каландаров Х. – Экополитика и коммуникативные процессы. – М. 1999. – с.12

[39] Макклюэн Г.М. – Понимая медиа. – Кучково поле, 2003. – с. 189

[40] Н. Каграманян. Место и роль СМИ в общественной жизни государства // Экономические стратегии, 2006, №8 – С.176.

[41] Н. Каграманян. Место и роль СМИ в общественной жизни государства // Экономические стратегии, 2006, №8 – С.177.

[42] Честь, достоинство и репутация: Журналистика и юриспруденция в конфликте / Фонд защиты гласности. – М.: Права человека, 1998 – С. 198.

[43] Доброхотов Р.А. Политика в информационном обществе // Полис: политологические исследования. 2004. - №3. – С. 155.

[44] См.: Н. Каграманян. Место и роль СМИ в общественной жизни государства // Экономические стратегии, 2006, №8 – С.179.

[45] Лунцова Н.Р. Журналистика как субъект в политическом процессе // Журналистика и политика. Сборник статей. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004 – С.23.

[46] Там же, С.26.

[47] Лунцова Н.Р. Журналистика как субъект в политическом процессе // Журналистика и политика. Сборник статей. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004 – С.28.

[48] Там же, С.29.

[49] К.В.Маркелов. Журналистика и власть: этика взаимоотношений, резервы взаимодействия. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2004, №1 – С. 47.

[50] К.В.Маркелов. Журналистика и власть: этика взаимоотношений, резервы взаимодействия. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2004, №1 - С.49.

[51] По материалам социологических исследований: «Условия жизни, образ жизни и здоровье». Исследования проводились Центром социологических исследований МГУ им. М.В.Ломоносова осенью 2001г. (объем выработки – 4006 человек) и весной 2007г. (объем выработки – 5000 человек). // Адрес доступа: http//www.wciom.com.

[52] См.: Е. Тавокин. СМИ в системе взаимоотношений населения и органов власти // Государственная служба, 2006, №6. – С. 59.

[53] Е. Тавокин. СМИ в системе взаимоотношений населения и органов власти // Государственная служба, 2006, №6. – С. 60.

[54] Стровский Д.Л. Политическая традиция как основа профессиональной деятельности журналиста // Журналистика и политики. Сборник статей. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – С.9.

[55] Статья 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"

[56] Е. Баханов. Ростовчане ставят оценку «Российской газете» // Журналист, 2006, №8. – С.18.

[57] далее читать сокращение «КП» как «Комсомольская правда» – прим. автора.

[58] Семенов В.Е. Качественно-количественный анализ документов // Методы социальной психологии. М., 1977. С. 43-60

[59] См.: Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. – М, 2000; Средства массовой информации и судебная власть в России. - М., 1998. - С. 24.

[60] Лапина Н.Ю. Формирование современной российской элиты. - М., 1995. - С. 38.

[61] Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 2001. - С. 148.

[62] В связи с тем, что «Российская газета» является официальным публикатором государственных документов, в данном исследовании под критерием «документы» следует понимать законопроекты, указы, приказы, распоряжения, доклады официальных лиц, постановления, выписки, решения и различного рода.

[63] Суворова С.П. Реализация просветительской функции журналистики на страницах современных общероссийских газет // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. – 2006. - №6. – С.11.

[64] Селезнев Г.Н. Образ парламента создают дела… и пресса // Российская Федерация. – 1995. - №8. – С.17.



УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. А.М. Горького

Факультет журналистики

Кафедра

Дипломная работа

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В ЗЕРКАЛЕ СМИ

(НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ)

 

Допустить к защите:

Научный руководитель:

 

 

Екатеринбург

2007 г.


Оглавление

Введение

Глава 1. Законодательная власть Российской Федерации

1.1 Сущность и основные признаки законодательной власти

1.2 Компетенция Федерального Собрания

1.3 Исторические этапы развития законодательной власти в России

Глава 2. Средства массовой информации в общественно-политической системе государства

2.1 Общественные функции СМИ

2.2 Роль и место СМИ в жизни государства

2.2.1 Роль СМИ в политических процессах

2.2.2 СМИ в информационном взаимодействии власти и общества

2.3 Взаимодействие журналистики и власти

Глава 3. Законодательная власть в зеркале СМИ

3.1 Образ Государственной Думы РФ в сознании россиян

3.2 Исследуемые печатные СМИ

3.3 Подведение итогов контент-анализа

Заключение

Источники и литература




Введение

 

В России в настоящее время сложилась ситуация, когда необходимость демократического развития страны, и, соответственно, эффективного взаимодействия органов власти с обществом признается практически всеми, но власть зачастую лишь формально стремится к его осуществлению, а общество в силу этого относится к ней с недоверием и скептицизмом. В современной российской политике средства массовой информации, как декларируется, должны выполнять функции обеспечения диалога власти и граждан, информирования граждан о решениях власти, о ситуации в стране и мире. Именно СМИ способны наиболее эффективно удовлетворять информационные потребности граждан, согласовывать интересы граждан, общества и государства. Эффективный контроль общества за действиями властных структур обеспечивают, прежде всего, СМИ.

Актуальность темы данной работы обусловлена следующими факторами.

Большинство граждан не разбираются и не хотят разбираться в сути политических проблем, понимая, что от них реально ничего не зависит. Поэтому граждане считают, что чем дальше от политики, тем лучше. Доверие и интерес простых людей к политике, в частности к самой деятельности органов власти (например, законодательной) падает. Итоги многочисленных социологических опросов, высказывания политиков, публицистов, ученых свидетельствуют: средствам массовой информации сейчас доверяют еще меньше, чем власти. "Только 8% россиян верят тому, что пишут и вещают СМИ". [1] Государственным СМИ граждане не доверяют потому, что они созданы органами власти и преследуют интересы власти, что говорит о некоем субъективизме. А "независимым" СМИ не доверяют потому, что они защищают интересы бизнеса.

Основным источником информации для россиян сегодня является телевидение. Однако печатные издания имеют больше возможностей в плане анализа, осмысления информации. "Пресса больше, чем электронные СМИ, подходит для подробного изложения взглядов и программ представителей разных политических сил, для детального рассмотрения проблем и путей их решения". [2]

Власть должна заботиться о том, чтобы доходчиво, внятно объяснить гражданам свои действия и планы. Наиболее полно эти функции в демократических государствах выполняет пресса, она является главным помощником власти в том, чтобы власть стала понятой обществом. Таким образом, на СМИ лежит очень большая ответственность. Именно от них, во многом зависит, поймут и примут ли люди новые законы. И если эти законы приводят к незапланированным негативным последствиям, то именно пресса способна указать власти на эти проблемы, предложить пути исправления ситуации.

Справляется ли современная российская пресса с этими задачами? Мы решили изучить эту проблему, проанализировав освещение в общефедеральных печатных изданиях деятельность органов законодательной власти, ведь этой ветви власти журналисты традиционно уделяют гораздо меньше внимания, чем исполнительной. Также этот вопрос меньше изучен теоретически, ведь ведя речь о взаимодействии власти и прессы, исследователи чаще всего имеют в виду органы исполнительной власти.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 192.