ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Незаконный оборот наркотических средств и
Психотропных веществ и их аналогов
(статьи 228, 228-1, 228-2 УК РФ)
2005 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Уголовно-правовые меры борьбы с незаконными перевозкой, пересылкой, хранением либо сбытом наркотических средств или психотропных веществ 8
1.1. Определение общих понятий 8
1.2.Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (статья 228 УК РФ) 14
1.2.1.Объект и объективная сторона преступления 14
1.2.2.Субъект и субъективная сторона преступления 23
1.3.Проблемы квалификации и расследования преступлений, предусмотренных статьей 228 УК РФ 27
Глава II.Анализ положений статьи 228-1 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов» 36
2.1.Объект и объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 228-1 УК РФ 36
2.2.Субъект и субъективная сторона преступления 50
Глава III. Анализ положений статьи 228-2 УК РФ «Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ 52
3.1.Объект и объективная сторона преступления 52
3.2.Субъект и субъективная сторона преступления 60
Заключение 61
Список литературы 66
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы. В течение последних 10-15 лет в нашей стране проблему наркотиков смело можно отнести к социально приоритетной теме. Наркобизнес и наркомания активно обсуждаются в средствах массовой информации, ученых кругах, властных структурах и пр.
Ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков всё более обостряется и является наиболее серьёзной и глобальной проблемой в современной России. Наркомания и связанная с ней преступность приобретает всё более значительные масштабы и сказывается на морально - психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок. Данное утверждение можно подтвердить рядом исследований и экспертных оценок, в соответствии с которыми число лиц, регулярно потребляющих наркотики, достигает в стране 2 млн. человек, а число лиц, пробовавших наркотики, - ещё 4 млн. человек.
Таким образом, проблема наркомании в России приобрела сегодня общенациональное значение.
Изначальные писаные законы, которые с большой степенью вероятности можно отнести к юридическим мерам, направленным на пресечение изготовления, хранения, сбыта и иного использования наркотиков без ведома государства, можно обнаружить еще в древних памятниках права. К их списку относятся различные варианты Княжеских уставов, Княжеские грамоты.
Во всех редакциях Русской Правды (Пространная Правда или Правда Руськая; Сокращенная Правда или Правда Роськая) нет статей, прямо указывающих на такого рода правонарушения. Однако другая картина обнаруживается в более поздних источниках отечественного права, например, Уставе князя Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных»[1], Уставе князя Ярослава Владимировича «О церковных судах»[2], где регламентация вышеуказанных деяний зафиксирована. В частности, согласно ст. 9 Устава князя Владимира Святославовича зелинничьство запрещается, а ст. 16 возлагает лечение больных на церковных людей.
В течение трехсотлетнего периода самодержавия семьи Романовых, российской государственности также приходилось реагировать на все расширяющееся распространение наркотиков среди населения Империи. Это выражалось в первую очередь в постепенном развитии системы антинаркотических норм права, правда, без должной унификации и кодификации законодательства.
Законодательство СССР на разных этапах по разному решало вопрос об уголовной ответственности за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами. Так, в УК РСФСР 1922 года отсутствовал состав преступления, устанавливающий ответственность за незаконные действия с наркотиками. Однако применялась статья 215 УК РСФСР, устанавливающая уголовную ответственность за приготовление, хранение и сбыт ядовитых и сильнодействующих веществ в виде штрафа или принудительных работ.[3]
Постановление СНК РСФСР от 6 ноября 1924 г. «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами» запрещало свободное обращение всех сильнодействующих веществ, разрушающих народное здоровье: кокаин, морфин, героин и др. 22 декабря 1924 года в УК РСФСР была введена статья 140-д: «Изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения - карается лишением свободы на срок до 3 лет»; то же преступление, совершённое в виде промысла наказывалось лишением свободы на срок не менее 3 лет со строгой изоляцией. Статья 104 УК РСФСР 1926 года устанавливала ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфина, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения и предусматривала наказание в виде лишения свободы или исправительно - трудовых работ на срок до 1 года. Занятие указанной деятельностью в виде промысла предусматривало наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет со строгой изоляцией.
В УК РСФСР 1960 года предусматривал ряд составов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: преступления, нарушающие порядок использования наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ; незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических средств; хищение наркотических средств и другие.
Развитие отечественного законодательства в данной сфере соответствовало общемировым тенденциям. Еще в 1912 году, в Гаване, была подписана первая международная конвенция по запрещению опиума. После её подписания многие страны приняли национальные законодательства, запрещающие или ограничивающие производство, импорт, хранение и использование наркотиков. В 1925 - 1953 годах был принят целый ряд международных документов, ограничивающих наркобизнес и злоупотребление наркотиками: 1925 - Женевская международная конвенция по запрещению опиума; 1931 - Женевская международная конвенция об ограничении производства и регламентации распределения наркотических средств; 1936 - Женевская международная конвенция по борьбе с незаконным оборотом вредных лекарственных веществ[4]; 1946 год - создана комиссия ООН по наркотическим средствам[5] и другие[6].
В 1963 г. СССР присоединяется к Единой конвенции ООН о наркотических средствах 1961 г., которая обеспечивает на международном уровне систему контроля за оборотом наркотиков, разрешает использовать запрещенные наркотики только в медицинских и научных целях. В 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР вводит в действие Указ об усилении борьбы с наркоманией, который сыграл очень позитивную роль. Через десять лет этот указ был дополнен важными законодательными положениями. В 1987 г. в УК СССР были включены некоторые новеллы, направленные, в частности, на противодействие с помощью мер так называемой двойной превенции условиям, способствующим приобщению к потреблению наркотиков и психотропных веществ. Но только в УК 1996 г. законодатель предусмотрел большой комплекс мер уголовно-правовой борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Очередными этапами законодательной борьбы с незаконным оборотом наркотиков стали Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 8 января 1998 года (вступил в действие 14 апреля 1998 г.)[7] и Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина от 24 сентября 2002 года № 1068[8], который постановил в рамках МВД создать Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, который обеспечил бы исполнение на территории Российской Федерации законодательства в области противодействия незаконному обороту наркотиков, а также Федеральный закон № 162-ФЗ от 08.12.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»[9], предусмотревший существенные изменения в статье 228 УК РФ.
Вышеизложенное обусловило цель дипломной работы, которая состояла в изучении постоянно обновляющейся нормативной базы и теоретических разработок, а также практической деятельности правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Для достижения намеченной цели автором ставились и последовательно решались следующие задачи:
√ исследовать современную нормативно-правовую базу в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств или психотропных веществ, а также проблем, возникающих в этой сфере;
√ обобщить и провести анализ судебно-следственной практики по делам о незаконной перевозке, пересылке, хранении либо сбыте наркотических средств или психотропных веществ;
√ проанализировать и дать оценку изменениям, внесенным в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом № 162-ФЗ от 8.12.2003 г. в отношении статьи 228.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных специалистов, законодательные акты Российской Федерации, материалы судебной практики по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Определение общих понятий
В Российской Федерации существует пять видов веществ, незаконный оборот которых преследуется в рамках уголовного законодательства: наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры, сильнодействующие и ядовитые вещества.
Наркотические средства и психотропные вещества не определены в Уголовном кодексе Российской Федерации как таковые. Все понятия, связанные с родовым определением, содержатся в Федеральном Законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 8 января 1998 года[10] (статья 1). Однако делается ссылка на Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, который был утвержден в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г., № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»[11] и Единую Конвенцию наркотических средствах от 1961 г. Перечень 1998 г. в значительной степени соответствует тем Конвенциям ООН, в которых Российская Федерация является участником. В Перечне 1998 г. перечисляются психотропные вещества, подлежащие контролю в России. Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ также подлежат контролю, если они внесены в Перечень 1998 г.
Перечень издается в соответствии с Конвенцией ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» 1988 г. В этом списке предусмотрено 3 перечня:
Перечень № 1 (сводный), содержащий более 230 наименований, Перечень № 2 наркотических средств из сводного перечня, одновременно отнесенных к наркотическим лекарственным средствам (амфетамин, кодеин, таблетки от кашля, промедол и др.). Перечень № 3 наркотических средств из сводного перечня, запрещенных для посевов и выращивания и для применения на людях (героин, каннабис, лизергиновая кислота и ее препараты, опийный мак, эфедрон и др.).
Правовое положение Сводной таблицы является глубоко дискуссионным в российской правовой доктрине. Во-первых, Сводная таблица не является нормативно-правовым актом, но всего лишь рекомендацией, принятой Постоянным комитетом, который не уполномочен принимать нормативные акты. Одним словом рекомендации Постоянного комитета не имеют силы закона. Равно как они не публикуются официально, и широкая общественность имеет о них точное представление лишь потому, что Верховный Суд Российской Федерации издает рекомендации или изменения в своем бюллетене. Во-вторых, для большей части наркотических средств из Списков размеры или количества, которые представляют владение в крупных размерах, мизерны сами по себе и сильно сокращены по сравнению с аналогичной Таблицей, ранее подготовленной Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения СССР «Об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам наркотических средств, обнаруженных в незаконном хранении или обороте».[12] Более подробно мы рассмотрим этот вопрос в п.1.3. Главы 1.
Наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, лекарственные препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.
Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года. Психотропные вещества - это в основном вещества из Списков 2 и 3 Конвенции о психотропных веществах 1971 года, в настоящее время находящихся в перечнях 1 и 2 Списка наркотических средств. Постоянный комитет по контролю наркотиков 9 октября 1996 года утвердил список психотропных веществ, состоящий из 14 наименований (амобарбитал, фен-метразин, пентабарбитал, декстрометорфан, ципепрол, кетамин, этминал натрия (нембутал) и др.).
К числу наиболее распространённых наркотиков относятся конопля и её производные (марихуана, гашиш и т.д.); мак и его производные (кокнар, опиум, морфий, героин, промедол, кодеин и т.д.); кокаин и его производные (в том числе крэг); лизергиновая кислота - ЛСД (производное спорыньи ржи); химические синтезированные средства (амфетамин, триметилфентанил и т.д.).
Мак снотворный (P. somniferum L.) из семейства маковых (Papaveracea) известен как лекарственное растение со времен глубокой древности. Родиной мака считается Малая Азия. Название «опиум» происходит от греческого «opium» - сок. От этого слова позже образуются, по-видимому, древнееврейское «ophion» и арабское «af-yun» или «afiun», которое можно найти во многих других азиатских языках. Китайское название опиума «o-fu-yung» и его модификации «ya-pien» и «opien» - арабской этимологии.[13]
Сегодня понятие наркотиков имеет абсолютно определённую правовую границу. Ими признаются только такие средства одурманивающего действия, которые включены в список, утверждённый и в случае необходимости дополняемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности. Действие психотропных веществ сходно с действием наркотиков, но последствия менее интенсивны. Поэтому психотропные вещества перечислены в отдельном списке, который фиксирует правовую границу этого понятия.[14]
Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года[15].
Сильнодействующие вещества – вещества синтетического или природного происхождения, в том числе растения, включенные в Список сильнодействующих веществ Постоянного комитета по контролю наркотиков. К сильнодействующим веществам относятся: транквилизаторы, эфедрин и псевдоэфедрин, диэтиловый эфир и др.
Ядовитые вещества - вещества растительного, животного и минерального происхождения или продукты химического синтеза, способные при воздействии на живой организм вызвать острое или хроническое отравление или смерть, включенные в Список ядовитых веществ Постоянного комитета по контролю наркотиков.
В статью 1 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 8 января 1998 года также включено понятие «препарат». Препарат – смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащее одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Следует дать небольшую справочную информацию. В последние годы все большее распространение получают высококонцентрированные и синтетические наркотические средства. Согласно данным МВД России, по количеству фактов изъятия из незаконного оборота первенство по-прежнему принадлежит наркотическим средствам опийной группы (60%)[16]. В частности, в первом полугодии 2002 года в каждом третьем случае изымался героин, в каждом шестом - опий. По объему (общему весу) изымаемых препаратов картина иная. За первые 9 месяцев 2002 года из незаконного оборота органами МВД России изъято 76,3 тонны наркотических средств, психотропных препаратов и иных психоактивных веществ (на 16 тонн меньше, чем за этот же период 2001 года). В том числе 585,5 кг героина (на 86,2 кг меньше, чем за аналогичный период 2001 года), 59,5 тонны марихуаны (на 25,3 тонны больше), 890 кг гашиша (на 5,9 кг меньше), 133,1 кг гашишного масла (на 15,9 кг больше), 13,6 тонн соломки мака (на 5,4 тонны меньше), 370,8 кг опия-сырца (на 315,4 кг меньше), 1,2 тонны иных наркотических средств, психотропных препаратов и психоактивных веществ.[17] По доле в общем объеме изъятых наркотических средств и психоактивных веществ доминируют марихуана и соломка мака (см. рис. 1.1).
Рис.1.1. Доля различных видов в общем объеме наркотических средств и психоактивных веществ, изъятых органами МВД России за первые 9 месяцев 2002 г., %
Понятие «незаконный оборот наркотиков» используется в международно-правовых документах и отечественных нормативных актах в качестве родового. Оно охватывает весь комплекс противоправных действий по незаконному культивированию наркосодержащих растений, изготовлению (производству), приобретению, переработке, хранению, перевозке (пересылке), сбыту наркотиков, склонению к их потреблению, организации (содержанию) притонов для такого потребления.[18]
Рассмотрим составы преступлений, предусматривающих ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ согласно изменений, внесенных Федеральным законом № 162-ФЗ от 08.12.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».
1.2.Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов
(статья 228 УК РФ)
Заключение
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что физическое и моральное здоровье населения является залогом существования российского общества и нормального функционирования его системы. Однако рост наркомании и наркопреступности вызывает большую тревогу и свидетельствует о больших проблемах нашего социума.
В настоящее время эта проблема не является исключительно проблемой правоохранительных органов, решать ее предстоит всему обществу в целом, в том числе в мировом масштабе.
Очевидно, что эффективная борьба с наркопреступностью невозможна в условиях несовершенного законодательства. В процессе применения УК РФ возникало множество вопросов. Один из них - определение на практике размера наркотических средств, влекущего уголовную ответственность по ст. 228 УК РФ за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических веществ. Речь шла, в частности, о правильном толковании и применении квалифицирующего признака ст. 228 УК РФ крупный размер наркотических средств.
Основным ориентиром для следственных и судебных органов при определении указанного признака являлась «Сводная таблица заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, обнаруженных в незаконном хранении или обороте», составленная на основании про-токолов заседаний этого комитета.
На практике органы следствия и суда воспринимали эту рекомендацию в качестве документа, имеющего исключительный характер, доминирующего в определенном смысле над самим законодательным актом. По сути, специалистами достаточно узкого профиля давалась установка, безусловно обязательная для исполнения судебно-следственными органами.
Кажущаяся мелочь в определении уголовно наказуемого использования размера наркотических веществ на практике приводила не только к серьезному перекосу в правоприменительной деятельности, но и в целом в стратегии и тактике борьбы с таким социально опасным явлением, как наркомания. Фактически происходил, в ущерб другим способам предупреждения этой социальной болезни, резкий крен в сторону применения мер уголовно-репрессивного характера, повлекший, в свою очередь, в значительной степени искусственный рост преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков.
Все это обуславливало необходимость скорейшего пересмотра законодательства.
21 ноября 2003 года Государственной Думой Федерального Собрания РФ был принят внесенный Президентом РФ Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». 16 декабря 2003 года поправки вступили в силу. Фактически, по нашему мнению, следует говорить не о поправках в УК, а о новой редакции Уголовного кодекса Российской Федерации - настолько существенны внесенные в кодекс изменения и дополнения.
Закон внес существенные изменения в статью 228 УК РФ. Статья 228 УК РФ (незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ) разделилась на три: ст.228 УК (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта), ст.228-1 УК (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), ст.228-2 УК (нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ). При этом по ст.228 УК преступлением признаются незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств (психотропных веществ, их аналогов) в размере, в 10 и более раз превышающем размеры средней разовой дозы потребления соответствующего средства, размер такой доли устанавливается Правительством РФ (примечание 2 к ст.228 УК в новой редакции). Приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств (психотропных веществ, их аналогов) в меньшем размере преследуется теперь только в административном порядке.
Надо отметить, что первоначально указанные изменения (относительно ст.228 УК), в отличие от всех остальных, должны были вступить в силу только через 3 месяца со дня официального опубликования Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», то есть 16 марта 2004 года, теперь дата перенесена – до 16 мая 2004 г. За это время Правительству РФ предстоит определить размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ.
Завершая анализ, позволим себе высказать несколько соображений относительно новых статей Уголовного кодекса.
По ст. 228-1 УК:
1) Сам факт появления самостоятельной статьи, устанавливающей ответственность за наиболее опасные действия в отношении наркотиков, психотропных веществ и их аналогов, следует, безусловно, приветствовать;
2) можно, в основном, согласиться с теми квалифицирующими и особо квалифицирующими признаками, которые предложены разработчиками для этого состава;
3) нет оснований и для возражений против исключения в отношении лиц, совершивших предусмотренные ст. 228-1 УК действия, возможности освобождения от уголовной ответственности;
4) думаю, что между собой логически не согласованы п. «в» ч. 2 и п. «в» ч. 3 ст. 228-1 УК. Следовало бы и в ч. 3 по указанному признаку предусмотреть наличие совершеннолетнего субъекта. Такое решение лежало в русле общей идеи гуманизации уголовного закона;
5) считаю, что разрыв между минимальными и максимальными сроками лишения свободы по ч. 3 ст. 228-1 УК - недопустимо велик; он составляет 12 лет, и дает слишком широкое поле для принятия волюнтаристских или непродуманных решений там, где они должны быть совершенно исключены. Полагаю, что признак организованная группа вполне можно было бы выделить в самостоятельную - четвертую - часть ст. 228-1 УК, с соответствующей градацией наказания между ч. 3 и ч. 4 статьи.
По ст. 228-2 УК:
1) полагаю, что недостатком санкции ч. 1 ст. 228-2 УК является наличие в ней только одного вида основного наказания. Это сильно ограничивает возможности суда в деле индивидуализации уголовной ответственности виновного. По ч. 5 ст. 228 УК ныне может быть назначено и лишение свободы, сроком до 3 лет. Можно было бы оставить этот вид наказания в статье, смягчив его размеры;
2) не могу согласиться с такими предусмотренными разработчиками квалифицирующими признаками состава, как «повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия», по следующим причинам: во-первых, по мнению самих разработчиков проекта, преступным должен признаваться только тяжкий вред, причиненный по неосторожности. Следовало бы, поэтому, и указать на него, чтобы избежать двусмысленностей в толковании уголовного закона. Непонятно также, чем объясняется стремление законодателя включить признак «иные тяжкие последствия» в число квалифицирующих признаков анализируемого состава.
Согласно изменениям, внесенным в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ примечание к статье 228 тоже изложены в новой редакции. Часть вторая указанного примечания определяет понятие крупного и особо крупного размера наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в зависимости от средней разовой доли потребления, размер которой должен быть утвержден Правительством Российской Федерации.
Данная норма закона, определяющая, что крупным размером признается количество наркотических средств и психотропных веществ, превышающее размеры средней разовой дозы в десять и более раз, а особо крупным размером - в пятьдесят и более раз, является несовершенной и требует доработки.
Список литературы
1. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. - М.: Юрист, 1998.
2. Федеральный закон № 3 - Ф3 от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№ 2.-Ст. 219.
3. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». //Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4848.
4. Указ Президента РФ от 24 сентября 2002 г. № 1068 «О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ».// Российская газета.-2002.-26 сентября.
5. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с наркоманией» //Ведомости Верховного Совета СССР. № 18. - 1974.
6. Протокол заседания Постоянного комитета по контролю наркотиков 9 октября 1996 года № 51/7-96. // Новые лекарственные препараты. 1998.
7. Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. //Собрание законодательства Российской Федерации.-2000.- № 33.-Ст. 3397.
8. Резолюция 9/1 от 16 февраля 1946 года Экономического и Социального Совета // Резолюции, принятые Экономическим и Социальным Советом на первой сессии с 23 января по 18 февраля 1946 г. Нью-Йорк: ООН //Бюллетень по наркотическим средствам, 1966. Т. XVIII. № 1.
9. Типовые требования по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации помещений с хранением наркотических средств //Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.03.93 г. //Сборник нормативно-методических материалов по работе с наркотиками в лечебно-профилактических учреждениях.-М.: "Агар", 1997.
10. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности от 19.09.96 г. № 346 «О номенклатуре некоторых наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ» // Здравоохранение.-1996.-№ 10.
11. Положение о выдаче лицензий на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. //Приложение к Письму Министерства здравоохранения РФ от 29.06.98 г. № 2510/5735 - 98 - 32.
12. Александров А.И., Айнбиндер М.Я., Афанасьев В.В. и др. Наркотики в России: преступления и расследование. Научное издание.- СПб., 1999.
13. Анисимов Л.Н. Наркотики: правовой режим. Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1974.
14. Баяхчев В.Г., Курылев А.П. Расследование преступлений, связанных с изготовлением и распространением синтетических наркотических средств организованными группами. - М., 1995.
15. Борзенков Г.Н., Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. - М., 2003.
16. Волков С.Г. Из практики расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. //Вестник криминалистики.Вып.1 2002. с.85-89.
17. Ежегодники «Преступность и правонарушения». М.: МВД РФ, МЮ РФ.
18. Жогин Н. В., Фаткуплин Ф. Н. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М., 1965.
19. Каз Ц. М. Пределы доказывания в стадии возбуждения уголовного дела // Ученые записки / Саратовский юрид. ин-т им. Д. И. Курского. Вып. XI. Саратов, 1964.
20. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Расширенный уголовно-правовой анализ /Под общ. ред. В.В.Мозякова.- 2-е изд.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.
21. Криминология: Учебник. /Под ред. Н.Ф.Кузнецовой, Г.М. Миньковского. - М.:БЕК, 1998.
22. Лебедев В.М., Топорнин Б.Н., Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, М., 1999.
23. Мей Г.Л. Эволюция международного контроля наркотических средств. - ООН. // Бюллетень по наркотическим средствам, 1950. Т. II.№ I.
24. Миньковский Г.М., Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. Уголовно-правовые средства борьбы в наркотизмом в России: Учеб. пос.-М.:Академия МВД РФ, 1994.
25. Мусаев С. Г. Назначение и проведение судебной экспертизы на предварительном следствии // Вопросы судебной экспертизы. Баку, 1967. № 5.
26. Петрова В.И., Ревяко Т.И. Наркотики и яды: психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения.- Минск: Литература, 1996.
27. Результаты деятельности МВД, ГУВД, УВД в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. - Ф. 126 р. 7.
28. Роганов С.А. Криминалистическая характеристика и особенности расследования незаконного изготовления, хранения и сбыта синтетических наркотических средств //Дисс. канд. юридич. наук.-Спб., Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1997.
29. Российское законодательство X-XX веков. Т. 1. М., 1984.
30. Сборник материалов по проблемам наркозависимости.- СПб.,2001.
31. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917 - 1953. -М.: Госюриздат, 1953.
32. Уголовное право РФ. Особенная часть./ Под ред. Б.В.Здравомыслова.-М.:Юрист, 1999.
33. Ярковой В. Почему наркодельцы уходят от ответственности //Российская юстиция.-2002.- № 12.
34. Левинсон Л. Новая редакция УК: антинаркотические статьи. // Сайт Новая наркополитика. http://www.drugpolicy.ru/
Материалы судебной практики
35. Вестник Конституционного Суда РФ.-1998.- № 1.
36. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 9 от 27 мая 1998 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами //Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1998.- № 7.
37. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР «О судебной практике по применению к осужденным алкоголикам и наркоманам принудительных мер медицинского характера» от 20 декабря 1973 г. с изменениями, внесёнными постановлением Пленума от 24 декабря 1985 г. № 10 /в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11 //Сборник постановлений пленума Верховного Суда РФ (1961 – 1993). - М., 1994.
38. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о хищениях наркотических средств, незаконном изготовлении и распространении наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ» от 26 сентября 1975 г. //Сборник постановлений Пленума Верховного Суда (1924 – 1977), - М., 1978.
39. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР «О практике рассмотрения судами РФ дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами» от 4 мая 1990 г. (в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11) //Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ /1961 - 1993/. - М., 1994.
40. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» от 27 апреля 1993 г. (в редакции Постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11) //Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ /1961 - 1993/. - М., 1994.
41. Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1990, N.7.
42. Бюллетень Верховного Суда СССР.-1991.- №8.
43. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1992.- №2.
44. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995.- №4.
45. Бюллетень Верховного Суда РФ.- 1995.- №6.
46. Бюллетень Верховного Суда.-1997.-№ 3.
47. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1998.- №10.
48. Бюллетень Верховного Суда РФ.-1998.-№ 7.
49. Бюллетень Верховного Суда РФ, 2000.- №2.
50. Бюллетень Верховного Суда РФ, - 2002.- №2.
51. Бюллетень Верховного Суда РФ, 2002.- №3.
52. Бюллетень Верховного Суда РФ, 2002.- № 5, с. 15.
53. Архив Нальчинского городского суда, Дело 22-642 (1997).
[1] Российское законодательство X-XX веков. Т. 1. М., 1984. С. 139-140; 148-150. Возникновение этого памятника права относят к XI-XII вв., а время действия - до XIII-XIV вв.
[2] Там же. С. 168-170; 189-193. Правоприменительную значимость Устава князя Ярослава Вл. определяют с XI по XVIII вв.
[3] Сборник материалов по проблемам наркозависимости.- СПб.,2001.
[4] Док. Лиги Наций. С. 286 (1). М. 174 (1), 1936, XI; League of Nations Treaty Series -1939, vol. 198. P. 299-323; Мей Г.Л. Эволюция международного контроля наркотических средств. - ООН. Бюллетень по наркотическим средствам, 1950. Т. II.№ I.C. 1-15.
[5] Резолюция 9/1 от 16 февраля 1946 года Экономического и Социального Совета // Резолюции, принятые Экономическим и Социальным Советом на первой сессии с 23 января по 18 февраля 1946 г. Нью-Йорк: ООН //Бюллетень по наркотическим средствам, 1966. Т. XVIII. № 1. С. 3-4.
[6] Анисимов Л.Н. Наркотики: правовой режим. Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1974.
[7] Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№ 2.-Ст. 219.
[8] «Российская газета» от 26 сентября 2002 г., № 182 (3050).
[9] Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4848.
[10] Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№ 2.-Ст. 219.
[11] «Российская газета».-1998.-17 июля.
[12] Бюллетень Верховного Суда СССР.-1991.- №8, с. 48.
[13] Петрова В.И., Ревяко Т.И. Наркотики и яды: психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения.-Минск: Литература, 1996.
[14] Александров А.И., Айнбиндер М.Я., Афанасьев В.В. и др. Наркотики в России: преступления и расследование. Научное издание.- СПб., 1999.
[15] Протокол заседания Постоянного комитета по контролю наркотиков 9 октября 1996 года № 51/7-96. //Новые лекарственные препараты. 1998.
[16] Например, за 9 месяцев 2002 г. в целом по России органами МВД было зарегистрировано 132318 изъятий наркотических средств, психотропных и иных активных веществ. Источник: Результаты деятельности МВД, ГУВД, УВД в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. - Ф. 126 р. 7, ноябрь 2002 г., с. 1.
[17] Расчеты сделаны по источнику: Результаты деятельности МВД, ГУВД, УВД в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. - Ф. 126 р. 7, с. 12.
[18] Анисимов Л.Н. Наркотики и правовой режим.- Л.: ЛГУ, 1974; Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. ХХШ.-М., 1970, с.105-131.
[19] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Расширенный уголовно-правовой анализ /Под общ. Ред. В.В.Мозякова.- 2-е изд.-М.: Издательство «Экзамен», 2003, с.543-544.
[20] Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» от 27 мая 1998 г.// Бюллетень Верховного Суда РФ.-1998.-№ 7.
[21] Александров А.И. и др.Наркотики в России: преступления и расследование.-СПб.,1999,с.59.
[22] Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник /Под ред. проф.Б.В.Здравомыслова.-изд. 2-е перераб.-М.: Юрист, 1999, с.284.
[23] Бюллетень Верховного Суда РФ.-1998.-№ 7.
[24]Бюллетень Верховного Суда РФ.-1998.-№ 7.
[25] Бюллетень Верховного Суда.-1997.-№ 3.
[26] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Расширенный уголовно-правовой анализ, с.551.
[27] Под сбытом наркотических средств понимаются любые способы их распространения (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы, введение инъекций другому лицу). Для квалификации по статье 228 УК сбыт наркотических средств не должен иметь место.
[28] Левинсон Л. Новая редакция УК: антинаркотические статьи. // Сайт Новая наркополитика. http://www.drugpolicy.ru/
[29] См., например, В.М. Лебедев и Б.Н. Топорнин, Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, М., 1999, с.224.
[30] Бюллетень Верховного Суда РФ, 1992, №2, с 7.
[31] Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995, №4, с.15.
[32] Архив Нальчинского городского суда, Дело 22-642 (1997).
[33] Бюллетень Верховного Суда РФ, 2002, №3, с. 17.
[34] Бюллетень Верховного Суда РФ, 2002, № 5, с. 15.
[35] Действия Т. не составили «изготовление», хотя может быть «производство». Приговор не был изменен. См. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1998, №10, с.7.8.
[36] Ни УК РФ ни Постановление Пленума Верховного Суда РФ объясняют, что значит «обстоятельства дела» в этом контексте. Формулировка получила критику как «прямой путь к субъективизму и судебному произволу».
[37] См. Дело Столгевича и Лебедева, обсуждены в Бюллетене Верховного Суда РФ, 2000, №2, с. 14-15.
[38] Собрание законодательства РФ.- 1998.- №25.- Ст. 2908.
[39] Вестник Конституционного Суда РФ.-1998.- № 1.-С.37-39.
[40] Ярковой В. Почему наркодельцы уходят от ответственности //Российская юстиция.-2002.- № 12.-С.36-38.
[41] Волков С.Г. Из практики расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков //Вестник криминалистики.Вып.1 2002.с.85-89.
[42] Эта проблема активно обсуждалась еще в 60-х и начале 70-х гг. См., например: Каз Ц. М. Пределы доказывания в стадии возбуждения уголовного дела // Ученые записки / Саратовский юрид. ин-т им. Д. И. Курского. Вып. XI. Саратов, 1964. С. 48-19; Жогин Н. В., Фаткуплин Ф. Н. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М., 1965. С. 20-24; Мусаев С. Г. Назначение и проведение судебной экспертизы на предварительном следствии // Вопросы судебной экспертизы. Баку, 1967. № 5. С. 83 и др.
[43] Александров А.И. и др.Наркотики в России: преступления и расследование.-СПб.,1999, с.202.
[44] Там же, с.203.
[45] Борзенков Г.Н., Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации.-М., 2003, с. 475.
[46] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Расширенный уголовно-правовой анализ /Под общ. Ред. В.В.Мозякова.- 2-е изд.-М.: Издательство «Экзамен», 2003, с. 549.
[47] Борзенков Г.Н., Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации.-М., 2003, с. 475-476.
[48] Бюллетень Верховного Суда РФ, - 2002.- №2.- С. 17-18.
[49] Бюллетень Верховного Суда РФ.- 1995.- №6.- С. 9-10.
[50] Роганов С.А. Криминалистическая характеристика и особенности расследования незаконного изготовления, хранения и сбыта синтетических наркотических средств //Дисс. канд. юридич. наук.-Спб., Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1997.
[51] См. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 сентября 1999 г. № 350 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, которые после изъятия из незаконного оборота и обращения в доход государства могут быть переданы государственным унитарным предприятиям для промышленной переработки или уничтожения путем трансформации и ресинтеза с последующим их использованием в медицинских целях».
[52] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1990, N.7, с.8-9
[53] Баяхчев В.Г., Курылев А.П. Расследование преступлений, связанных с изготовлением и распространением синтетических наркотических средств организованными группами.- М., 1995, с.12.
[54] Ежегодники «Преступность и правонарушения». М.: МВД РФ, МЮ РФ.
[55] См. например: Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. //Собрание законодательства Российской Федерации.-2000.- № 33.-Ст. 3397.
[56] Криминология: Учебник. /Под ред. Н.Ф.Кузнецовой, Г.М. Миньковского. - М.:БЕК, 1998, с.383.
[57] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.03.93 г. //Сборник нормативно-методических материалов по работе с наркотиками в лечебно-профилактических учреждениях.-М.: «Агар», 1997.
[58] Журнал «Здравоохранение.-1996.-№ 10.
[59] Приложение к Письму Министерства здравоохранения РФ от 29.06.98 г. № 2510/5735 – 98 – 32.
[60] Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 сентября 2000 г., № 46 «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью».
[61] См. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. № 577 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью», вместе с Положением о представлении юридическими лицами отчетов и Правилами хранения специальных журналов.
[62] Например, Письмо Государственного таможенного комитета РФ от 5 августа 1998 г. № 01-15/16386 «Об утверждении правил провоза наркотических средств или психотропных веществ в лечебных целях больными, следующими транзитом через территорию Российской Федерации».
[63] См. например, Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 388, Министерства экономики Российской федерации № 472, Государственного таможенного комитета Российской Федерации № 726, Федеральной службы безопасности Российской Федерации № 530 и ФПС Российской Федерации № 585 от 9 ноября 1999 г.«Об утверждении инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под их специальным контролем, и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения».
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Незаконный оборот наркотических средств и
Дата: 2019-07-30, просмотров: 222.