Содержание
Введение 3
1. Основные принципы организации структур управления коммерческим банком 5
1.1 Органы управления банком 5
1.2. Понятие организационной структуры коммерческого банка 14
2. Структура и органы управления банком на примере Нефтекамского 23
ОСБ № 4624 Уральского отделения Сбербанка России 23
2.1. Характеристика и структура органов управления Нефтекамского ОСБ 23
№ 4624 Уральского отделения Сбербанка России 23
2.2 Анализ финансовой деятельности Нефтекамского ОСБ 32
2.3 Пути совершенствования процесса управления структурой коммерческого банка 42
Заключение 47
Список использованной литературы 50
Нормативно – правовые акты 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 57
Введение
Сберегательный Банк Российской Федерации - старейший банк страны и единственный банк, сохранивший свою структуру после распада СССР. Новые экономические реалии, рыночные реформы начала 90-х годов требовали серьезных изменений в работе банка, быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Главными задачами первых лет деятельности в новых условиях стали задачи сохранения целостности системы банка, удержания позиций на рынке розничных банковских услуг и вкладов населения, создания материально-технической базы, обеспечивающей необходимые условия для обслуживания клиентов. Решение этих задач стало возможным благодаря жесткой централизации структуры управления банком.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что структура управления коммерческого банка - один из важнейших, конституирующих само понятие банка признаков. Не будет преувеличением утверждать, что уровень организации структуры управления коммерческого банка - едва ли не лучший показатель всей вообще работы банка и качества его менеджмента.
Все это говорит об исключительной важности налаживания четких и эффективных механизмов управления структурой коммерческого банка, как для самих банков, так и для экономики в целом. Между тем такие механизмы в большинстве отечественных банков пока отсутствуют, что, кстати, наряду с другими причинами оказало существенное негативное влияние на масштабы разрушений банковского сектора страны в период мирового финансового кризиса. Создание указанных механизмов можно рассматривать как одну из важнейших задач, стоящих перед всей банковской системой России, от устойчивости банковской системы на прямую зависит устойчивость всей экономики. В этой связи крайне необходимо уделять большое внимание проблеме качества управления структурой коммерческого банка.
Целью работы является выяснение сущности структуры управления коммерческим банком, анализ принципов организации структур управления коммерческим банком, определение путей совершенствования процесса управления структурой коммерческого банка.
Предметом исследования в дипломной работе является структура управления коммерческого банка.
Объектом исследования является ОАО «Сбербанк России».
Научная новизна дипломной работы состоит в следующем: уточнена трактовка механизмов управления структурой коммерческого банка коммерческого банка; предложены методы оценки различных сегментов, структуры управления коммерческого банка; определена сущность принципов организации структур управления коммерческим банком и уточнены методологические подходы к оценке качественного состава структуры управления коммерческого банка.
Теоретическую базу дипломной работы составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации Центрального Банка РФ, научные монографии, диссертационные исследования, статьи в экономической периодике («Банковское дело», «Деньги и кредит», «Бизнес и банки», «Российский экономический журнал», «Экономика и жизнь»). Теоретической основой исследования стали труды российских ученых и зарубежных специалистов в области оценки финансового состояния и анализа структур управления коммерческим банком: А.В. Турбанов, В. И. Колесников, О.И. Лаврушина, И.Т. Балабановой, и других. Материалы семинаров и научных конференций по изучаемой тематике, а также информация официальных сайтов по экономической проблематике в сети Интернет. Информационной базой проведенного исследования послужили данные оборотной ведомости, отчета о прибылях и убытках, статистические материалы и публикации отечественных информационно-аналитических периодических изданий, в том числе Центрального Банка Российской Федерации.
Органы управления банком
Система управления коммерческим банком строится на основе долевого способа образования уставного фонда (в виде паев или акций), а степень участия и реальное влияние учредителя банка на его деятельность определяется размерами пакета акций и их типом.
Учредителями банка в настоящее время могут быть министерства, ведомства, другие органы государственного управления, банки, объединения, предприятия, организации, учреждения, а также физические лица.
Доля каждого из учредителей, акционеров (участников) не должна превышать 35% размера уставного капитала. Минимальный состав учредителей банка - 3 физических (юридических) лица.
Учредители или акционеры вступают в банк на добровольных началах. Общее руководство деятельностью коммерческих банков осуществляют собрания пайщиков, или акционеров, и советы банков, которые избираются из их представителей. Управляют текущей деятельностью правления, образуемые советами банков. Уставами банков обычно предусматривается, что члены правления не могут быть одновременно членами Совета.
Все органы банковского управления имеют свои конкретные права.
Основным (высшим) органом управления коммерческим банком является собрание акционеров (пайщиков) банка. Оно реализует свои функции и задачи непосредственно через исполнительные, а также контрольные органы банка, которые целиком ему подотчетны. Собрание акционеров (пайщиков) решает основные вопросы, определяющие деятельность банка. Оно принимает решения об основании банка, численности его участников, размере уставного фонда, паевого взноса; избирает совет банка и ревизионную комиссию; утверждает устав банка и Положение о совете, правлении банка, ревизионной комиссии и вносит в них изменения; рассматривает и утверждает годовой баланс банка, отчет о прибылях и убытках за истекший операционный год, заключение и отчет ревизионной комиссии, распределяет прибыль банка и т.п.
Совет банка решает вопросы об открытии филиалов и представительств банка, структуре и численности его работников, о расходах на содержание и развитие банка; определяет основные условия предоставления кредитов. Он также вносит предложения собранию акционеров (пайщиков) об изменении уставного фонда, устава банка; утверждает постоянно действующие комитеты и избирает их членов; контролирует работу правления.
Правление банка организует и осуществляет руководство оперативной деятельностью банка и обеспечивает выполнение решений собрания акционеров (пайщиков) и совета банка; утверждает положения о структурных подразделениях, филиалах банка; решает вопросы подбора, подготовки и использования кадров.
Председатель правления банка руководит деятельностью банка в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Советом банка, участвует в работе Совета с правом совещательного голоса.
При правлении коммерческого банка обычно создаются различные комитеты: кредитный, ревизионный, стратегический и т.д.
Центральным звеном в осуществлении активных операций банка выступает кредитное управление. Банк может предоставлять кредиты предприятиям, организациям и другим банкам, финансовым компаниям и населению. В рамках управления прогнозированием деятельности банка отделом организации хозрасчетной деятельности на основе анализа фактических и запланированных доходов, в том числе и от кредитных операций, намечаются конкретные меры по их повышению и ставятся в этой связи задачи кредитному управлению.
Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления.
Органами управления Банка являются:
- Общее собрание акционеров - высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.
- Наблюдательный совет. Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора.
- Правление Банка. Правление Банка состоит из 23 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка.
Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общее собрание акционеров является высшим органом управления Банком. К компетенции Общего собрания акционеров относятся следующие вопросы:
1) внесение изменений и дополнений в Устав Банка или утверждение Устава Банка в новой редакции;
2) реорганизация Банка;
3) ликвидация Банка, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
4) избрание членов Наблюдательного совета Банка, досрочное прекращение их полномочий;
5) избрание Президента, Председателя Правления Банка и досрочное прекращение его полномочий;
6) избрание членов Ревизионной комиссии Банка и досрочное прекращение их полномочий;
7) определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
8) увеличение уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций;
9) увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций посредством закрытой подписки;
10) увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций по открытой подписке в случае, если количество дополнительно размещаемых по открытой подписке акций составляет более 25 процентов ранее размещенных Банком обыкновенных акций;
11) увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций по открытой подписке в случае, если количество дополнительно размещаемых по открытой подписке акций составляет не более 25 процентов, ранее размещенных Банком обыкновенных акций, и Наблюдательный совет Банка не принял решение об увеличении уставного капитала;
12) размещение посредством закрытой подписки облигаций, конвертируемых в обыкновенные акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции;
13) размещение посредством открытой подписки облигаций, конвертируемых в обыкновенные акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющие более 25 процентов, ранее размещенных Банком обыкновенных акций;
14) уменьшение уставного капитала Банка путем уменьшения номинальной стоимости акций, приобретения Банком части акций в целях сокращения их общего количества, а также погашения приобретенных или выкупленных Банком акций;
15) утверждение аудитора Банка;
16) утверждение годовых отчетов, в том числе годового бухгалтерского отчета Банка, а также распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов, по результатам финансового года;
17) определение порядка ведения Общего собрания акционеров;
18) дробление и консолидация акций;
19) принятие решений об одобрении сделок, в которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных федеральным законом;
20) принятие решений об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных федеральным законом;
21) приобретение Банком размещенных акций в целях сокращения их общего количества при уменьшении уставного капитала Банка;
22) принятие решения об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;
23) утверждение внутренних документов Банка: порядка проведения общего собрания акционеров, Положения о Наблюдательном совете Банка, Положения о Правлении, Положения о ревизионной комиссии;
24) решение иных вопросов, предусмотренных федеральным законом и Уставом Банка.
Вопросы, отнесенные к компетенции Общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительным органам Банка.
Вопросы, отнесенные к компетенции Общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение Наблюдательному совету Банка, за исключением вопросов, предусмотренных федеральным законом.
Наблюдательный совет Банка осуществляет общее руководство деятельностью Банка, за исключением решения вопросов, отнесенных Уставом Банка к компетенции общего собрания акционеров.
К компетенции Наблюдательного совета Банка относятся следующие вопросы:
1) определение приоритетных направлений деятельности Банка;
2) созыв годового и внеочередного Общих собраний акционеров;
3) утверждение повестки дня Общего собрания акционеров;
4) определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в Общем собрании акционеров, и другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением Общего собрания акционеров;
5) увеличение уставного капитала Банка путем размещения дополнительных акций за счет имущества Банка в пределах количества объявленных акций, установленных Уставом Банка;
6) увеличение уставного капитала Банка путем размещения дополнительных акций по открытой подписке в пределах количества объявленных акций, если количество дополнительно размещаемых акций составляет не более 25 процентов, ранее размещенных Банком обыкновенных акций. Если при принятии решения единогласие не достигнуто, Наблюдательный совет Банка выносит этот вопрос на рассмотрение Общего собрания акционеров;
7) размещение облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральным законом;
8) размещение посредством открытой подписки облигаций, конвертируемых в обыкновенные акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющие не более 25 процентов, ранее размещенных Банком обыкновенных акций;
9) приобретение размещенных Банком акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральным законом;
10) по представлению Президента, Председателя Правления Банка назначение членов Правления, заместителей Председателя Правления и досрочное прекращение их полномочий;
11) рекомендации по размеру дивиденда по акциям;
12) утверждение внутренних документов Банка, включая положение о Службе внутреннего контроля, положение о резервном фонде, средствах на выплату дивидендов и нераспределенной прибыли, других внутренних документов Банка, указанных в Уставе и Положении о Наблюдательном совете Банка;
13) открытие и закрытие филиалов, открытие представительств Банка и внесение в Устав Банка изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств Банка и их ликвидацией;
14) одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных федеральным законом;
15) одобрение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных федеральным законом;
16) определение порядка совершения сделок со связанными лицами;
17) утверждение регистратора Банка и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;
18) создание при необходимости комитетов Наблюдательного совета Банка по отдельным вопросам деятельности Банка; утверждение положений о комитетах Наблюдательного совета;
19) утверждение на основании предложений руководителя Службы внутреннего контроля Банка годовых и квартальных планов проверок Службы внутреннего контроля Банка, отчетов Службы внутреннего контроля Банка о выполнении планов проверок Банка; рассмотрение отчетов Службы внутреннего контроля Банка о результатах проверок Банка;
20) периодическое заслушивание отчетов Президента, Председателя Правления Банка о деятельности Банка;
21) утверждение условий договоров между Банком и Президентом, Председателем Правления, членами Правления Банка, в том числе определение размеров выплачиваемых им вознаграждений и компенсаций;
22) принятие решения о приостановлении полномочий Президента, Председателя Правления и образование временного единоличного исполнительного органа Банка. Решение об этом принимается в порядке, предусмотренном федеральным законом;
23) рекомендации по размеру выплачиваемых членам Ревизионной комиссии Банка вознаграждений и компенсаций;
24) иные вопросы, предусмотренные федеральным законом и Уставом Банка.
К компетенции Правления Банка относятся вопросы руководства текущей деятельностью Банка, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров и Наблюдательного совета Банка.
Правление Банка в соответствии с возложенными на него задачами:
1) предварительно обсуждает все вопросы, подлежащие рассмотрению общим собранием акционеров и Наблюдательным советом Банка, в том числе годовые отчеты, включая годовой бухгалтерский отчет Банка, подготавливает по ним проекты соответствующих решений, обеспечивает их реализацию;
2) обсуждает отчеты руководителей подразделений центрального аппарата Банка и руководителей филиалов - территориальных банков, а также отделений Банка в городе Москве об итогах деятельности за соответствующие периоды и об итогах работы по конкретным направлениям банковской деятельности;
3) определяет политику Банка в сфере управления рисками, обеспечивает условия для ее эффективной реализации, организует процесс управления рисками в Банке, определяет подразделения, ответственные за управление отдельными видами рисков;
4) организует внедрение в практику работы подразделений Банка наиболее прогрессивных банковских технологий, осуществляет реализацию проектов по комплексной автоматизации банковских работ, обеспечивает создание современной банковской инфраструктуры;
5) организует и проводит в установленном порядке работу по совершенствованию сети филиалов и других обособленных подразделений Банка, принимает решения об изменении статуса, наименования филиала;
6) рассматривает и решает вопросы об участии и прекращении участия Банка в других организациях, за исключением принятия решения об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;
7) утверждает процентные ставки по вкладам физических лиц;
8) рассматривает состояние учета, отчетности и внутреннего контроля в Банке, заслушивает отчеты руководителей филиалов и других обособленных подразделений Банка по результатам ревизий и проверок их деятельности, принимает решения по этим вопросам;
9) осуществляет контроль за соблюдением подразделениями Банка федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
10) устанавливает систему оплаты труда в Банке;
11) рассматривает вопросы об утверждении в должности и освобождении от должности председателей территориальных банков, о предложениях по награждению наиболее отличившихся работников государственными наградами Российской Федерации и награждении работников наградами Банка;
12) утверждает внутренние документы, регулирующие текущую деятельность Банка, в том числе определяющие политику Банка в различных областях деятельности, управление банковскими рисками, работу коллегиальных рабочих органов Банка, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено к компетенции Общего собрания акционеров и Наблюдательного совета Банка;
13) образует коллегиальные рабочие органы, в том числе коллегии, комитеты Банка, утверждает положения о них и устанавливает их компетенцию, в том числе по утверждению внутренних документов Банка, определяющих правила, процедуры, порядок проведения банковских операций и других сделок, порядок взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата Банка, его филиалов;
14) утверждает положения о филиалах Банка;
15) принимает решение о назначении временного управления или уполномоченного представителя Банка по управлению филиалом (территориальным банком и отделением);
16) рассматривает и решает другие вопросы деятельности Банка.
Заключение
В данной дипломной работе была сделана попытка проанализировать деятельность коммерческого банка, показать эффективность управления структурой в экономическом банке. Управление структурой коммерческого банка крайне необходимо для успешного развития и дальнейшего функционирования как банковской системы в целом, так и отдельного банка.
Проведенный анализ динамической системы с точки зрения современной теории управления в Нефтекамском ОСБ № 4624 заключается в определении ее текущего и желаемого состояния и стратегии управления, переводящей систему из текущего состояния в желаемое. Состояние банковской системы, как объекта управления, характеризуется видами активных операций (направление размещения средств банка) и их относительным весом, видами пассивных операций (источников средств банка) и их относительным весом, а также показателями достаточности капитала, ликвидности баланса и прибыльности банка.
Проведенный анализ Нефтекамского ОСБ № 4624 показал, что немаловажное значение в организации деятельности банка имеет его структура. До недавнего времени она носила отпечаток старой системы. Каждый банк с позиции построения своего аппарата управления воспроизводил одну и ту же схему, отражающую скудность выполняемых им операций (в основном по управлению кредитованием и организацией расчетов). Вхождение банков в рыночные отношения неизбежно должно разрушить это однообразие. Структура управления коммерческим банком, построенная по функциональному признаку, не может не учитывать возросший перечень операций, которые традиционно ему присущи.
Реализация стратегии в Нефтекамском ОСБ № 4624 будет происходить в рамках 4-х основных этапов, реализация каждого из этапов будет заканчиваться переходом системы Сбербанка в качественно новое состояние, позволяющее использовать новые инструменты и методы ведения бизнеса и при этом обеспечивать непрерывность и стабильность работы Банка.
- Первый этап (до января ‐ февраля 2009 г.) включает мероприятия, которые могут быть осуществлены незамедлительно и являются независимыми от других направлений деятельности. К ним относятся «быстрореализуемые инициативы» ‐ проекты, позволяющие получить значимую экономическую выгоду в краткосрочном периоде при минимальных финансовых и временных затратах на их осуществление, пилотные проекты по ряду направлений, формирование аппарата управления реализацией стратегии.
- Второй этап (окончание в июне ‐ декабре 2009 г.) предполагает внедрение относительно автономных изменений, не требующих сложных преобразований в поддерживающих функциях (информационные технологии, операционная модель, система управления рисками) или серьезных изменений в инфраструктуре (например, переформатирование ВСП).
- По итогам третьего этапа (июнь ‐ декабрь 2011 г.) будет завершено внедрение основных изменений в поддерживающих функциях, завершены планируемые инфраструктурные изменения, а также реализовано большинство инициатив, предусмотренных стратегией.
- В ходе четвертого этапа, завершение которого совпадает с окончанием срока действия стратегии (к 2014 году), должно быть окончательно завершено внедрение всех элементов стратегии, а также проведена окончательная отладка и выход на «проектную мощность» новых систем и моделей работы.
Для каждого этапа преобразований сформирован детальный план работ, которые будут учитываться при составлении текущих и среднесрочных финансовых планов (бюджетов) и пересматриваться при существенных изменениях рыночных условий, оказывающих воздействие на ход реализации стратегии Банка Система управления реализацией стратегии формируется на основе, существующей в Банке организационной структуры и управленческих механизмов. В ходе реализации стратегии будет применяться многоуровневая система мониторинга реализации программы, охватывающая все регионы и уровни банковской иерархии, и соответствующая ей система контрольных показателей.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) в ред. от 09.02.09.
2. Федеральный закон от 10.07.02 № 86-Ф3 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) ред. от 30.12.08 (принят ГД ФС РФ 27.06.02) с изм. и доп. вступающими в силу с 10.02.09.
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.90 № 395-1 в ред. от 28.02.2009.
Учебные пособия, периодические издания
4. Банковское дело: Учебник для вузов / Под ред.: Лаврушин О.И. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 648 с.
5. Банковское дело / Под ред. Колесникова В.И. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 842 с.
6. Банки и банковское дело / под ред. Балабанова И.Т. - Учебное пособие. С-П, М., 2008. – 645 с.
7. Богомолов А.А. История возникновения банковских вкладов // Юридическая работа в кредитной организации. – 2007. - № 1. – С. 22-24.
8. Братко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики). – М.: Система ГАРАНТ, 2009. – 586 с.
9. Годовые отчеты Уральского отделения Сбербанка за 2005-2009 гг. //http://www.sbrf.ru– 2009 г. – 20 февраля.
10.Киселев В.В. Управление коммерческим банком в переходный период. // Деньги и кредит. – 2008. – № 12. – С. 11-14.
11. Колесников В.И. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 642 c.
12. Лаврушин О.И. Банковское дело. - М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2007. – 684 c/
13.Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. - М.: ЮНИТИ, 2007. – 418 с.
14.Панова И. Г. Анализ финансового состояния коммерческого банка. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 272 с.: ил.
15. Сорвин С.В. Современные банковские технологии и их влияние на эффективность банковской системы: [Автоматизация банков] // Деньги и кредит. – 2007. – №9. – С. 26-28.
16. Соколинская Н.Э Структура и качество активов банка // Бухгалтерия и Банки. - № 10–2008.
17. Турбанов А.В. Концепция организации и функционирования банковских вкладов в России // Банковское право. - 2007. - № 1. – С. 18-22.
18. Шумский Д.И. Перспективы развития системы управления коммерческим банком // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. – 2007. - № 2. – С. 22-26.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Структура Сбербанка России
Сбербанк России |
Управление Сбербанка России |
|
Территориальные банки |
Отделения Сбербанка России |
Валютный отдел |
Отдел ценных бумаг |
Экономический отдел |
Юридический отдел |
Бухгалтерия |
Отдел кадров |
Отдел пластиковых карточек |
Отдел службы безопасности |
Коммунальный отдел |
Отдел вкладов |
Отдел валютного контроля |
Отдел расчетов и переводов |
Филиалы Сбербанка России |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Содержание
Введение 3
1. Основные принципы организации структур управления коммерческим банком 5
1.1 Органы управления банком 5
1.2. Понятие организационной структуры коммерческого банка 14
2. Структура и органы управления банком на примере Нефтекамского 23
ОСБ № 4624 Уральского отделения Сбербанка России 23
2.1. Характеристика и структура органов управления Нефтекамского ОСБ 23
№ 4624 Уральского отделения Сбербанка России 23
2.2 Анализ финансовой деятельности Нефтекамского ОСБ 32
2.3 Пути совершенствования процесса управления структурой коммерческого банка 42
Заключение 47
Список использованной литературы 50
Нормативно – правовые акты 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 57
Введение
Сберегательный Банк Российской Федерации - старейший банк страны и единственный банк, сохранивший свою структуру после распада СССР. Новые экономические реалии, рыночные реформы начала 90-х годов требовали серьезных изменений в работе банка, быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Главными задачами первых лет деятельности в новых условиях стали задачи сохранения целостности системы банка, удержания позиций на рынке розничных банковских услуг и вкладов населения, создания материально-технической базы, обеспечивающей необходимые условия для обслуживания клиентов. Решение этих задач стало возможным благодаря жесткой централизации структуры управления банком.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что структура управления коммерческого банка - один из важнейших, конституирующих само понятие банка признаков. Не будет преувеличением утверждать, что уровень организации структуры управления коммерческого банка - едва ли не лучший показатель всей вообще работы банка и качества его менеджмента.
Все это говорит об исключительной важности налаживания четких и эффективных механизмов управления структурой коммерческого банка, как для самих банков, так и для экономики в целом. Между тем такие механизмы в большинстве отечественных банков пока отсутствуют, что, кстати, наряду с другими причинами оказало существенное негативное влияние на масштабы разрушений банковского сектора страны в период мирового финансового кризиса. Создание указанных механизмов можно рассматривать как одну из важнейших задач, стоящих перед всей банковской системой России, от устойчивости банковской системы на прямую зависит устойчивость всей экономики. В этой связи крайне необходимо уделять большое внимание проблеме качества управления структурой коммерческого банка.
Целью работы является выяснение сущности структуры управления коммерческим банком, анализ принципов организации структур управления коммерческим банком, определение путей совершенствования процесса управления структурой коммерческого банка.
Предметом исследования в дипломной работе является структура управления коммерческого банка.
Объектом исследования является ОАО «Сбербанк России».
Научная новизна дипломной работы состоит в следующем: уточнена трактовка механизмов управления структурой коммерческого банка коммерческого банка; предложены методы оценки различных сегментов, структуры управления коммерческого банка; определена сущность принципов организации структур управления коммерческим банком и уточнены методологические подходы к оценке качественного состава структуры управления коммерческого банка.
Теоретическую базу дипломной работы составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации Центрального Банка РФ, научные монографии, диссертационные исследования, статьи в экономической периодике («Банковское дело», «Деньги и кредит», «Бизнес и банки», «Российский экономический журнал», «Экономика и жизнь»). Теоретической основой исследования стали труды российских ученых и зарубежных специалистов в области оценки финансового состояния и анализа структур управления коммерческим банком: А.В. Турбанов, В. И. Колесников, О.И. Лаврушина, И.Т. Балабановой, и других. Материалы семинаров и научных конференций по изучаемой тематике, а также информация официальных сайтов по экономической проблематике в сети Интернет. Информационной базой проведенного исследования послужили данные оборотной ведомости, отчета о прибылях и убытках, статистические материалы и публикации отечественных информационно-аналитических периодических изданий, в том числе Центрального Банка Российской Федерации.
Основные принципы организации структур управления коммерческим банком
Органы управления банком
Система управления коммерческим банком строится на основе долевого способа образования уставного фонда (в виде паев или акций), а степень участия и реальное влияние учредителя банка на его деятельность определяется размерами пакета акций и их типом.
Учредителями банка в настоящее время могут быть министерства, ведомства, другие органы государственного управления, банки, объединения, предприятия, организации, учреждения, а также физические лица.
Доля каждого из учредителей, акционеров (участников) не должна превышать 35% размера уставного капитала. Минимальный состав учредителей банка - 3 физических (юридических) лица.
Учредители или акционеры вступают в банк на добровольных началах. Общее руководство деятельностью коммерческих банков осуществляют собрания пайщиков, или акционеров, и советы банков, которые избираются из их представителей. Управляют текущей деятельностью правления, образуемые советами банков. Уставами банков обычно предусматривается, что члены правления не могут быть одновременно членами Совета.
Все органы банковского управления имеют свои конкретные права.
Основным (высшим) органом управления коммерческим банком является собрание акционеров (пайщиков) банка. Оно реализует свои функции и задачи непосредственно через исполнительные, а также контрольные органы банка, которые целиком ему подотчетны. Собрание акционеров (пайщиков) решает основные вопросы, определяющие деятельность банка. Оно принимает решения об основании банка, численности его участников, размере уставного фонда, паевого взноса; избирает совет банка и ревизионную комиссию; утверждает устав банка и Положение о совете, правлении банка, ревизионной комиссии и вносит в них изменения; рассматривает и утверждает годовой баланс банка, отчет о прибылях и убытках за истекший операционный год, заключение и отчет ревизионной комиссии, распределяет прибыль банка и т.п.
Совет банка решает вопросы об открытии филиалов и представительств банка, структуре и численности его работников, о расходах на содержание и развитие банка; определяет основные условия предоставления кредитов. Он также вносит предложения собранию акционеров (пайщиков) об изменении уставного фонда, устава банка; утверждает постоянно действующие комитеты и избирает их членов; контролирует работу правления.
Правление банка организует и осуществляет руководство оперативной деятельностью банка и обеспечивает выполнение решений собрания акционеров (пайщиков) и совета банка; утверждает положения о структурных подразделениях, филиалах банка; решает вопросы подбора, подготовки и использования кадров.
Председатель правления банка руководит деятельностью банка в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Советом банка, участвует в работе Совета с правом совещательного голоса.
При правлении коммерческого банка обычно создаются различные комитеты: кредитный, ревизионный, стратегический и т.д.
Центральным звеном в осуществлении активных операций банка выступает кредитное управление. Банк может предоставлять кредиты предприятиям, организациям и другим банкам, финансовым компаниям и населению. В рамках управления прогнозированием деятельности банка отделом организации хозрасчетной деятельности на основе анализа фактических и запланированных доходов, в том числе и от кредитных операций, намечаются конкретные меры по их повышению и ставятся в этой связи задачи кредитному управлению.
Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления.
Органами управления Банка являются:
- Общее собрание акционеров - высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.
- Наблюдательный совет. Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора.
- Правление Банка. Правление Банка состоит из 23 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка.
Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общее собрание акционеров является высшим органом управления Банком. К компетенции Общего собрания акционеров относятся следующие вопросы:
1) внесение изменений и дополнений в Устав Банка или утверждение Устава Банка в новой редакции;
2) реорганизация Банка;
3) ликвидация Банка, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
4) избрание членов Наблюдательного совета Банка, досрочное прекращение их полномочий;
5) избрание Президента, Председателя Правления Банка и досрочное прекращение его полномочий;
6) избрание членов Ревизионной комиссии Банка и досрочное прекращение их полномочий;
7) определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
8) увеличение уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций;
9) увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций посредством закрытой подписки;
10) увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций по открытой подписке в случае, если количество дополнительно размещаемых по открытой подписке акций составляет более 25 процентов ранее размещенных Банком обыкновенных акций;
11) увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций по открытой подписке в случае, если количество дополнительно размещаемых по открытой подписке акций составляет не более 25 процентов, ранее размещенных Банком обыкновенных акций, и Наблюдательный совет Банка не принял решение об увеличении уставного капитала;
12) размещение посредством закрытой подписки облигаций, конвертируемых в обыкновенные акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции;
13) размещение посредством открытой подписки облигаций, конвертируемых в обыкновенные акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющие более 25 процентов, ранее размещенных Банком обыкновенных акций;
14) уменьшение уставного капитала Банка путем уменьшения номинальной стоимости акций, приобретения Банком части акций в целях сокращения их общего количества, а также погашения приобретенных или выкупленных Банком акций;
15) утверждение аудитора Банка;
16) утверждение годовых отчетов, в том числе годового бухгалтерского отчета Банка, а также распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов, по результатам финансового года;
17) определение порядка ведения Общего собрания акционеров;
18) дробление и консолидация акций;
19) принятие решений об одобрении сделок, в которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных федеральным законом;
20) принятие решений об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных федеральным законом;
21) приобретение Банком размещенных акций в целях сокращения их общего количества при уменьшении уставного капитала Банка;
22) принятие решения об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;
23) утверждение внутренних документов Банка: порядка проведения общего собрания акционеров, Положения о Наблюдательном совете Банка, Положения о Правлении, Положения о ревизионной комиссии;
24) решение иных вопросов, предусмотренных федеральным законом и Уставом Банка.
Вопросы, отнесенные к компетенции Общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительным органам Банка.
Вопросы, отнесенные к компетенции Общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение Наблюдательному совету Банка, за исключением вопросов, предусмотренных федеральным законом.
Наблюдательный совет Банка осуществляет общее руководство деятельностью Банка, за исключением решения вопросов, отнесенных Уставом Банка к компетенции общего собрания акционеров.
К компетенции Наблюдательного совета Банка относятся следующие вопросы:
1) определение приоритетных направлений деятельности Банка;
2) созыв годового и внеочередного Общих собраний акционеров;
3) утверждение повестки дня Общего собрания акционеров;
4) определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в Общем собрании акционеров, и другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением Общего собрания акционеров;
5) увеличение уставного капитала Банка путем размещения дополнительных акций за счет имущества Банка в пределах количества объявленных акций, установленных Уставом Банка;
6) увеличение уставного капитала Банка путем размещения дополнительных акций по открытой подписке в пределах количества объявленных акций, если количество дополнительно размещаемых акций составляет не более 25 процентов, ранее размещенных Банком обыкновенных акций. Если при принятии решения единогласие не достигнуто, Наблюдательный совет Банка выносит этот вопрос на рассмотрение Общего собрания акционеров;
7) размещение облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральным законом;
8) размещение посредством открытой подписки облигаций, конвертируемых в обыкновенные акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющие не более 25 процентов, ранее размещенных Банком обыкновенных акций;
9) приобретение размещенных Банком акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральным законом;
10) по представлению Президента, Председателя Правления Банка назначение членов Правления, заместителей Председателя Правления и досрочное прекращение их полномочий;
11) рекомендации по размеру дивиденда по акциям;
12) утверждение внутренних документов Банка, включая положение о Службе внутреннего контроля, положение о резервном фонде, средствах на выплату дивидендов и нераспределенной прибыли, других внутренних документов Банка, указанных в Уставе и Положении о Наблюдательном совете Банка;
13) открытие и закрытие филиалов, открытие представительств Банка и внесение в Устав Банка изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств Банка и их ликвидацией;
14) одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных федеральным законом;
15) одобрение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных федеральным законом;
16) определение порядка совершения сделок со связанными лицами;
17) утверждение регистратора Банка и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;
18) создание при необходимости комитетов Наблюдательного совета Банка по отдельным вопросам деятельности Банка; утверждение положений о комитетах Наблюдательного совета;
19) утверждение на основании предложений руководителя Службы внутреннего контроля Банка годовых и квартальных планов проверок Службы внутреннего контроля Банка, отчетов Службы внутреннего контроля Банка о выполнении планов проверок Банка; рассмотрение отчетов Службы внутреннего контроля Банка о результатах проверок Банка;
20) периодическое заслушивание отчетов Президента, Председателя Правления Банка о деятельности Банка;
21) утверждение условий договоров между Банком и Президентом, Председателем Правления, членами Правления Банка, в том числе определение размеров выплачиваемых им вознаграждений и компенсаций;
22) принятие решения о приостановлении полномочий Президента, Председателя Правления и образование временного единоличного исполнительного органа Банка. Решение об этом принимается в порядке, предусмотренном федеральным законом;
23) рекомендации по размеру выплачиваемых членам Ревизионной комиссии Банка вознаграждений и компенсаций;
24) иные вопросы, предусмотренные федеральным законом и Уставом Банка.
К компетенции Правления Банка относятся вопросы руководства текущей деятельностью Банка, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров и Наблюдательного совета Банка.
Правление Банка в соответствии с возложенными на него задачами:
1) предварительно обсуждает все вопросы, подлежащие рассмотрению общим собранием акционеров и Наблюдательным советом Банка, в том числе годовые отчеты, включая годовой бухгалтерский отчет Банка, подготавливает по ним проекты соответствующих решений, обеспечивает их реализацию;
2) обсуждает отчеты руководителей подразделений центрального аппарата Банка и руководителей филиалов - территориальных банков, а также отделений Банка в городе Москве об итогах деятельности за соответствующие периоды и об итогах работы по конкретным направлениям банковской деятельности;
3) определяет политику Банка в сфере управления рисками, обеспечивает условия для ее эффективной реализации, организует процесс управления рисками в Банке, определяет подразделения, ответственные за управление отдельными видами рисков;
4) организует внедрение в практику работы подразделений Банка наиболее прогрессивных банковских технологий, осуществляет реализацию проектов по комплексной автоматизации банковских работ, обеспечивает создание современной банковской инфраструктуры;
5) организует и проводит в установленном порядке работу по совершенствованию сети филиалов и других обособленных подразделений Банка, принимает решения об изменении статуса, наименования филиала;
6) рассматривает и решает вопросы об участии и прекращении участия Банка в других организациях, за исключением принятия решения об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;
7) утверждает процентные ставки по вкладам физических лиц;
8) рассматривает состояние учета, отчетности и внутреннего контроля в Банке, заслушивает отчеты руководителей филиалов и других обособленных подразделений Банка по результатам ревизий и проверок их деятельности, принимает решения по этим вопросам;
9) осуществляет контроль за соблюдением подразделениями Банка федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
10) устанавливает систему оплаты труда в Банке;
11) рассматривает вопросы об утверждении в должности и освобождении от должности председателей территориальных банков, о предложениях по награждению наиболее отличившихся работников государственными наградами Российской Федерации и награждении работников наградами Банка;
12) утверждает внутренние документы, регулирующие текущую деятельность Банка, в том числе определяющие политику Банка в различных областях деятельности, управление банковскими рисками, работу коллегиальных рабочих органов Банка, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено к компетенции Общего собрания акционеров и Наблюдательного совета Банка;
13) образует коллегиальные рабочие органы, в том числе коллегии, комитеты Банка, утверждает положения о них и устанавливает их компетенцию, в том числе по утверждению внутренних документов Банка, определяющих правила, процедуры, порядок проведения банковских операций и других сделок, порядок взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата Банка, его филиалов;
14) утверждает положения о филиалах Банка;
15) принимает решение о назначении временного управления или уполномоченного представителя Банка по управлению филиалом (территориальным банком и отделением);
16) рассматривает и решает другие вопросы деятельности Банка.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 224.