Интерактивный, интуитивно-понятный дружественный интерфейс, выполненный в виде Интернет приложения и вытекающие из этого преимущества в обслуживании, эксплуатации и сопровождении.
Немаловажным является прозрачность системы, как для персонала обслуживающего гостей, так и для управленческого звена в совокупности с аналитическим модулем позволяющим удаленно управлять гостиницей, выводит на качественно-новый рубеж возможности управления из любой точки мира, в том числе с мобильного телефона или средствами интернет.
2.6 Подходы к выбору оптимальной системы автоматизации управления гостиничным предприятием
Правительством РФ утверждены правила предоставления гостиничных услуг на территории РФ. Однако в большинстве гостиниц подходят к процедуре приема гостей достаточно творчески (естественно, в рамках указанных правил – просто трактуют их по-разному).
Поэтому следует иметь в виду, что не существует двух совершенно одинаковых гостиниц. В определении индивидуальности гостиницы существенную роль играют параметры ее номерного фонда, дополнительный сервис, предлагаемый гостям, проводимая тарифная политика, преимущественный контингент приезжающих гостей (индивидуальное или групповое заселение, российские или иностранные граждане, работа с турфирмами), месторасположение гостиницы (близость транспортной магистрали, железнодорожного вокзала, расположение в курортной зоне), а также ее ведомственная принадлежность, самостоятельность в определении хозяйственной политики, отношения с местными контролирующими и налоговыми органами и т.п.
Точно так же и системы автоматизации имеют особенности. Каждая система имеет свои преимущества и свои недостатки. И лишь учитывая и то и другое, основываясь на индивидуальных особенностях конкретной гостиницы, можно успешно решить проблему выбора. В этом случае система станет помогать администрации гостиницы, а не диктовать ей свои условия (что нередко случается при неправильном выборе системы).
Автоматизированная система должна адаптироваться к условиям конкретной гостиницы и, кроме того, должна иметь повышенную степень надежности, поскольку в ней осуществляется не просто работа с финансовой информацией, но с реальными деньгами (гостиничные системы работают в связке с ККМ). В отличие от многих иных (например, традиционных бухгалтерских) программ, гостиничная система работает круглосуточно и в реальном режиме времени: гости заселяются, оплачивают услуги, выезжают, получают возвраты, т.е. база гостиничной системы достаточно динамична и должна отражать текущее состояние реального объекта. Технология работы с подобными системами не допускает длительных простоев. В случае краха базы ее невозможно восстановить на основе архива бумажных документов и копии базы, сделанной несколько дней назад.
И, наконец, самое главное: гостиничная система должна работать максимально быстро – гость у стойки администратора не должен ожидать, пока тот справится с компьютерными проблемами.
В соответствии с упомянутыми выше правилами оплату за проживание гостей следует взимать в зависимости от продолжительности проживания и соответствия времени заезда и выезда расчетному часу. Отечественные гостиничные системы в основном именно так и поступают: сумма за проживание определяется при поселении расчетным путем, что позволяет рассчитать и принять от гостя предоплату.
Импортные же системы, основанные на принципе ночного аудита (Fidelio, Lodging Touch), «не знают», что такое «расчетный час по-российски». В них начисление сумм за проживание на лицевой счет гостя осуществляется при проведении ночного аудита (если гость числится в гостинице на момент аудита, с его счета снимается сумма, равная стоимости суточного проживания), т.е. суммы начисляются «по факту». Реализация системы при таком алгоритме значительно проще, чем при расчетном. Но на практике это приводит к тому, что ночной аудит просто «не замечает» гостей, которые заехали в гостиницу после проведения очередного ночного аудита и выбыли до проведения следующего (проживание менее одних суток). Между тем, с таких гостей полагается получить оплату за одни сутки проживания, и любая система, основанная на расчетном принципе, это сделает автоматически.
Далее. Допустим, гость заехал утром и собирается выехать из гостиницы на следующий день вечером. В указанный промежуток времени будет проведен один ночной аудит, и, соответственно, гостю будет начислена оплата за одни сутки проживания. А объективно следует получить плату за 1,5 суток.
Предусмотрен ли выход из подобных ситуаций в импортных системах? Безусловно, да. Поскольку система в автоматическом режиме не способна выйти из положения, ее должен поправить человек, работая в ручном режиме (доначислить необходимую сумму или «простить» ее конкретному клиенту). То есть разрешение подобных проблем возлагается на низовой персонал. В импортных системах принятие многих решений остается за администратором-кассиром гостиницы. Эти системы менее «заавтоматизированы», чем отечественные. Вместе с тем руководители российских гостиниц обычно требуют, чтобы вмешательство оператора, особенно в части денежных расчетов с гостем, было сведено к минимуму, так как при этом легче контролируется работа персонала и снижается возможность ошибок и злоупотреблений.
Казалось бы, «расчетный час» – анахронизм, и надо бы работать «ночами», как на Западе. Однако есть закон, и его следует выполнять. Более того, умело управляя расчетным часом, гостиница может получить дополнительный доход (и немалый).
В соответствии с указанными выше правилами оплата с клиента, поселенного до расчетного часа, взимается, начиная с расчетного часа, исключая суточников. Получается, что гость несколько часов проживания не оплачивает. Если гостинице это не нравится, она может установить каждому гостю индивидуальный расчетный час, совпадающий со временем заезда. Как говорится, «не подарим клиенту ни одного бесплатного часа». Автоматизированная система может реализовать и такой алгоритм («Невский портье»).
Предположим, гостиница «С…» имеет 1500 номеров и в летний сезон принимает большие (до 300 человек) группы туристов. При таком заезде главная задача администратора – максимально быстро расселить группу. При выборе гостиничной системы в этом случае следует обратить особое внимание на наличие специального режима ускоренного поселения больших групп. Если этот момент будет упущен, гостиницу ждут серьезные проблемы в летний сезон.
Вместе с тем гостиница, работающая в основном с индивидуалами, может не обращать внимания на автоматизацию функций работы с группами. Однако для нее при интенсивных заездах может оказаться важным время, затрачиваемое администратором на поселение одного гостя. Нет ничего странного, если представители гостиницы при выборе системы будут замерять это время, которое должен совершить администратор для обслуживания одного гостя. Повторюсь: внедрение автоматизированной системы должно уменьшать очередь у стойки, а не увеличивать ее.
Традиционно при работе вручную перед администратором гостиницы лежит разграфленный лист бумаги с перечнем номеров и дат (шахматка). Обычно этот лист затерт до дыр и исчиркан разноцветными карандашами. Некоторые автоматизированные системы («Эдельвейс») строят свою работу именно так – «от шахматки».
Психологически персонал гостиницы не сразу отказывается от тех приемов работы, к которым он привык при работе вручную. Поэтому шахматка, безусловно, полезна как вспомогательный инструмент. Иногда после установки системы администраторы еще два- три месяца параллельно рисуют шахматку (представьте ее размер для номерного фонда в 800 мест), не доверяя компьютеру. И только убедившись, что система более эффективно и, главное, оперативно обрабатывает запросы потребителей, с удовольствием выбрасывают бумажные простыни в помойку.
В том случае, если гостиница небольшая (пара десятков номеров) и загрузка не очень велика, работа с шахматкой не сильно тормозит работу. Но для гостиниц в 30 и более номеров, которые продаются достаточно интенсивно, «с колес», это может стать серьезной проблемой.
Как известно, с недавних пор все гостиницы (как и прочие организации, принимающие наличные средства) обязаны выдавать гостю кассовый чек. При этом чек может печататься на ККМ по команде компьютера. В этом случае в связке с системой должен работать фискальный регистратор. В принципе нет ничего страшного, если чек на ККМ вручную пробивает администратор (в этом случае можно обойтись дешевым кассовым аппаратом, разрешенным к применению в гостиницах). Главное – гость должен получить чек ККМ. Встречаются четырехзвездные гостиницы, оснащенные самыми мощными системами, в которых чек администратор выбивает на ККМ вручную.
Дополнительно к чеку в качестве расшифровки гостю выдается традиционный гостиничный счет по форме 3-г, который также может иметь особенности. Помимо того что налоги на услуги можно указывать «в том числе», а можно «накручивать» сверху, гостиницы, предоставляющие гостю утром питание, не всегда хотят указывать строчку «завтрак» в счете явно. Это удобно для командированных гостей. Сумма за завтрак прячется в строчку «проживание». А во внутренних документах суммы за завтрак и за проживание разделены. Если гостиница работает по таким правилам, следует поинтересоваться, возможны ли подобные операции в автоматизированной системе.
Несколько слов о таком документе, как счет-фактура, который в последний год все чаще требуют от гостиниц клиенты. Раньше гостю вначале выдавался счет по форме 3-г, который являлся бланком строгой отчетности. И все. Несколько лет назад налоговики потребовали также выдавать чек ККМ. При этом бланк строгой отчетности потерял свою фискальную функцию и может рассматриваться в качестве расшифровки к чеку ККМ. В 2003 г. для зачета НДС по командировочным расходам организации стали требовать от своих сотрудников дополнительно счет-фактуру за услуги, оказанные гостиницей. А теперь уже многие желают иметь и акт выполненных работ.
И все это при том, что, например «Невский портье», как в счете гостю, так и в чеке ККМ, явно указывает сумму НДС. Абсурдность ситуации в том, что гость в гостиницу селится как физическое лицо, а счет-фактуру он требует выписать на организацию, отправившую его в командировку. Впрочем, несуразности нашего законодательства в гостиничной сфере – это тема отдельного разговора.
После установки автоматизированной системы администратор гостиницы будет работать с компьютером 24 часа в сутки, что, вообще говоря, не очень полезно для здоровья. В связи с этим при выборе системы желательно обратить внимание на ее интерфейс – цветовую гамму, насыщенность экранов информацией, размер шрифтов и т.д.
Важно также обратить внимание на организацию рабочего места администратора и задачи, которые на него возложены. Практика показывает, что наиболее удобно оформить рабочее место администратора в виде полукруга. Справа от центра располагается монитор компьютера, клавиатура, мышка, далее – принтер, ККМ, возможно, терминал АТС. Слева – селектор, телефонные аппараты, ксерокс. Место по центру можно оставить для работы с бумажными документами.
Отдельно нужно решить вопрос о том, где и кто должен выдавать гостю ключ от номера. Зарубежная технология работы с гостем и, соответственно, зарубежные автоматизированные системы основаны на том, что гость перед отъездом должен рассчитаться с гостиницей за оказанные услуги. Таким образом, гость при сдаче ключа становится в очередь к администратору и выясняет с ним финансовые вопросы. Российская технология работы с клиентом традиционно строится иначе: гость оплачивает проживание при заезде, а за услуги расплачивается при их оказании. Таким образом, при отъезде российский гость, как правило, ничего гостинице не должен. Поэтому, увидев очередь, он с легким сердцем просто бросает ключ на стойку и уходит. Администратор же отвлекается от работы с тем гостем, с которым общался на тот момент, принимает ключ и тут же должен проверить по системе, есть ли финансовые претензии к уезжающему. Все это приводит к ненужной суете и ошибкам.
Тезис «Сколько система стоит – настолько она и эффективна» неверен. Система стоит столько, сколько за нее готовы платить, и эффективность здесь совершенно ни при чем. Более того, эффективность применения автоматизированных систем не всегда можно выразить в цифрах, и определяется она обычно целым комплексом организационно-технических решений и субъективных обстоятельств.
3. Проект внедрения компьютерной системы управления гостиничным предприятием на примере гостиницы «Александровский сад»
3.1 Общая характеристика гостиницы «Александровский сад»
Гостиничный комплекс "Александровский сад" открылся в Нижнем Новгороде 31 ноября 2004 года. Комплекс включает бизнес-центр и гостиницу на 49 номеров, в том числе 7 полулюксов и 2 люкса. Инфраструктура гостиницы включает в себя конференц-зал, фитнес-центр, боулинг, ресторан и проч. Комплекс оборудован системой беспроводного доступа в Интернет по технологии Wi-Fi.
Площадь гостиничного комплекса - 7,5 тыс. кв.м, бизнес-центра – 3 тыс. кв.м. Гостиница "Александровский сад" расположена в исторической части Нижнего Новгорода, в районе Нижне-Волжской набережной. Строительство гостиницы началось в конце 2002 года, комплекс работ включал создание необходимой инфраструктуры, включая систему автоматизации.
Гостиничный комплекс «Александровский сад» расположен на берегу Волги в одноименном парке на Нижневолжской набережной в исторической части города недалеко от Нижегородского Кремля.
Александровский сад, раскинувшийся на живописных склонах Волги, был разбит в 30-х годах XIX века по указу императора Николая I.
В гостинице 49 номеров следующих категорий:
· номер 1 категории "Кинг сайз" (28 номеров),
· номер 1 категории двухместный (12 номеров),
· люкс "Волжский" (4 номера)
· люкс "Панорамный" (2 номера)
· люкс двухуровневый (1 номер),
· люкс «Александровский»
· люкс «Георгиевский».
Из окон номеров открывается изумительный вид на Волгу или парк.
Номера оборудованы в соответствии со стандартами отелей категории «четыре звезды», убранство комфортабельных номеров отличает современный дизайн.
В номерах для гостей предусмотрено все самое необходимое:
· удобные широкие кровати (160 см или 180см)
· письменный стол с настольной лампой
· телевизор со спутниковыми каналами
· прямые телефонные линии
· мини-бар
· беспроводной доступ в Интернет по технологии WiFi
· встроенный шкаф для багажа и предметов гардероба
· индивидуальный сейф в каждом номере
· шторы с полным затемнением комнаты
Гостиничные номера оформлены уникальной коллекцией акварелей с видами старого Нижнего Новгорода работы известного питерского художника Владимира Липеца.
Комфортабельные ванные комнаты оборудованы душевыми кабинами, феном, увеличивающим зеркалом для бритья/макияжа. В ванной комнате есть шнурок SOS для срочного вызова персонала в случае необходимости.
В гостинице есть номера для некурящих (4 этаж).
Для гостей, проживающих в номерах "люкс", предлагается "Меню подушек":
1. Подушка пуховая
2. Подушка двусторонняя (утиный пух, гречневая лузга)
3. Поролоновая ортопедическая подушка
4. Ортопедическая подушка для поясницы с наполнителем из гелевых шариков
5. Подушка с наполнителем из гречневой лузги
6. Подушка "Кость" под шею
3.2 Технико-экономическое обоснование внедрения компьютерной системы управления
Для обеспечения высокого уровня обслуживания клиентов комплекса необходимо обеспечить автоматизированную систему управления отелем, а также рестораном и развлекательным комплексом.
Система должна обеспечить решение следующих задач:
1. Обеспечить быстрое и удобное решение повседневных задач при работе с клиентами: бронирование номеров, оформление гостей, предварительный заказ столиков и обработка заказов в ресторане;
2. Обеспечить контроль в реальном времени за состоянием складов, деятельностью персонала и движением финансов в рамках всего комплекса;
3. Обеспечить индивидуальный подход к каждому клиенту, с учетом его предпочтений и категории;
4. Обеспечить ведение статистики и инструмента прогнозирования работы комплекса, включая возможность обмена данными системы автоматизации с программами бухгалтерского и финансового учета;
5. Обеспечить клиентов гостиницы современными средствами связи, включая беспроводной Интернет по технологии Wi-Fi и междугородней/международной телефонной связью.
3.3 Подходы к решению проблем внедрения и эксплуатации компьютерной системы управления
Для решения вышеозначенных задач разработано специализированное решение, включающее в себя:
· Инфраструктурную составляющую: структурированную кабельную систему, сертифицированную по 5-ой категории, 26 точек Wi-Fi – доступа для формирования Wi-Fi – зоны; INTEL-сервера инфраструктуры и приложений функционирующие на базе программных продуктов Microsoft.
· Систему автоматизации отеля, ресторана и развлекательного комплекса на базе программных продуктов Эдельвейс и Tillypad, включая интеграцию этих продуктов с бухгалтерской программой 1C; автоматической системой контроля физического доступа Ving Card и системой обработки кредитных карт UCS.
· Систему биллинга (учета) телефонных переговоров и доступа в Интернет клиентов комплекса в рамках реализованной Wi-Fi-зоны.
Внедрение решения, включая сертификацию СКС и создание Wi-Fi, техническую поддержку и консультации на этапе освоения внедренного комплекса сотрудниками гостиничного комплекса, было полностью обеспечено силами специалистов компании ИТЛ, без привлечения московских подрядчиков. Ряд элементов решения являются уникальными для бизнеса в сфере отдыха и развлечений Н.Новгорода.
В рамках решения используются промышленные СУБД и серверная операционная система Windows 2000.
Наиболее интенсивно используется СУБД SQL 2000 Server Standard, входящая в состав Small Business Server 2000. Она обеспечивает работу следующих программных продуктов: комплекс Tillypad, Барсум Pro и Барсум Wi-Fi. Программный продукт Эдельвейс работает совместно с инсталлированной на одном из серверов программой СУБД Sybase.
Кроме того, на базе SQL-сервера работает система мониторинга и управления электронных замков VingCard. С ее помощью обеспечивается как доступ для гостей и персонала в различные помещения отеля, так и мониторинг передвижений персонала по гостинице, в частности, отслеживание работы горничных и т.п.
Понимая важность инфраструктурной основы комплекса, большое внимание при его внедрении было уделено вопросу информационной безопасности.
В рамках решения реализован двойной уровень защиты хранимых данных:
1. Средствами Windows 2000 проводится регулярное архивирование данных файловой структуры серверов;
2. Внедрено «зеркалирование» жестких дисков серверов, а также периодическое резервирование даных SQL-сервера.
Кроме того, в целях обеспечения безопасной работы серверов и комплекса в целом, развернута система антивирусной защиты на базе программного продукта Panda Antivirus BusineSecure.
Одна из особенностей решения – по требованию заказчика полнофункциональное внедрение необходимо было осуществить в весьма сжатые сроки – к 30 ноября. Несмотря на сложность решения, все работы были выполнены качественно и точно в срок.
3.4 Оценка рисков внедрения компьютерной системы управления
Фирма рассматривает инвестиционный проект по внедрению информационной системы. В процессе предварительного анализа экспертами были выявлены три ключевых параметра проекта и определены возможные границы их изменений (таблица 3.1). Прочие параметры проекта считаются постоянными величинами (таблица 3.2).
Таблица 3.1 Ключевые параметры проекта
Показатели | Сценарий | ||
Наихудший | Наилучший | Вероятный | |
Количество заселений - Q | 1000 | 1300 | 1200 |
Средняя сумма дохода - P | 14,0 | 15,5 | 15,0 |
Переменные затраты - V | 13,5 | 12,5 | 13,0 |
Таблица 3.2 Неизменяемые параметры проекта
Показатели | Наиболее вероятное значение |
Постоянные затраты - F | 75,0 |
Амортизация - A | 15,0 |
Налог на прибыль - T | 60% |
Норма дисконта - r | 20% |
Срок проекта - n | 10 |
Начальные инвестиции - I0 | 250,0 |
Первым этапом анализа является определение зависимости результирующего показателя от исходных. Используемым критерием является чистая современная стоимость проекта NPV:
, где
NCFt – величина чистого потока платежей в периоде t/
Ключевыми варьируемыми показателями являются переменные расходы, объем выпуска и цена. Диапазоны возможных изменений варьируемых показателей приведены в таблице 3.3. При этом исходим из предположения, что все ключевые переменные имеют равномерное распределение вероятностей.
Проведем имитационным эксперимент в среде ППП EXCEL с помощью встроенных функций. При этом отметим, что применение встроенных функций целесообразно лишь в том случае, когда вероятности реализации всех значений случайной величины считаются одинаковыми. Тогда для имитации значений требуемой переменной можно воспользоваться математическими функциями.
Приступим к разработке проекта. Прежде всего сформируем первый лист – «Имитация», который предназначен для построения генеральной совокупности (рис. 3.1). Определенные в данном листе формулы и собственные имена ячеек приведены в таблицах 3.3 и 3.4.
Рис. 3.1 – Лист 1 «Имитация»
Таблица 3.3 Формулы листа «Имитация»
Ячейка | Формула |
Е7 | =B7+10-1 |
A10 | =СЛУЧМЕЖДУ($B$3;$C$3) |
A11 | =СЛУЧМЕЖДУ($B$3;$C$3) |
B10 | =СЛУЧМЕЖДУ($B$4;$C$4) |
B11 | =СЛУЧМЕЖДУ($B$4;$C$4) |
C10 | =СЛУЧМЕЖДУ($B$5;$C$5) |
C11 | =СЛУЧМЕЖДУ($B$5;$C$5) |
D10 | =(B10*(C10-A10)-Пост_расх-Аморт)*(1-Налог)+Аморт |
D11 | =(B11*(C11-A11)-Пост_расх-Аморт)*(1-Налог)+Аморт |
E10 | =ПЗ(Норма;Срок;-D10)-Нач_инвест |
E11 | =ПЗ(Норма;Срок;-D11)-Нач_инвест |
Таблица 3.4 Имена ячеек листа «Имитация»
Адрес ячейки | Имя | Комментарии |
Блок A10:A11 | Перем_расх | Переменные расходы |
Блок B10:B11 | Количество | Объем выпуска |
Блок C10:C11 | Цена | Цена изделия |
Блок D10:D11 | Поступления | Поступления от проекта NCFt |
Блок E10:E11 | ЧСС | Чистая современная стоимость NPV |
Таблица 3.5 Формулы листа "Результаты анализа"
Ячейка | Формула |
B8 | =СРЗНАЧ(Перем_расх) |
B9 | =СТАНДОТКЛОНП(Перем_расх) |
B10 | =B9/B8 |
B11 | =МИН(Перем_расх) |
B12 | =МАКС(Перем_расх) |
C8 | =СРЗНАЧ(Количество) |
C9 | =СТАНДОТКЛОНП(Количество) |
C10 | =C9/C8 |
C11 | =МИН(Количество) |
C12 | =МАКС(Количество) |
D8 | =СРЗНАЧ(Цена) |
D9 | =СТАНДОТКЛОНП(Цена) |
D10 | =D9/D8 |
D11 | =МИН(Цена) |
D12 | =МАКС(Цена) |
E8 | =СРЗНАЧ(Поступления) |
E9 | =СТАНДОТКЛОНП(Поступления) |
E10 | =E9/E8 |
E11 | =МИН(Поступления) |
E12 | =МАКС(Поступления) |
F8 | =СРЗНАЧ(ЧСС) |
F9 | =СТАНДОТКЛОНП(ЧСС) |
F10 | =F9/F8 |
F11 | =МИН(ЧСС) |
F12 | =МАКС(ЧСС) |
F13 | =СЧЁТЕСЛИ(ЧСС;"<0") |
F14 | =СУММЕСЛИ(ЧСС;"<0") |
F15 | =СУММЕСЛИ(ЧСС;">0") |
Е18 | =НОРМАЛИЗАЦИЯ(D18;$F$8;$F$9) |
F18 | =НОРМСТРАСП(E18) |
Таблица 3.6 Имена ячеек листа «Результаты анализа»
Адрес ячейки | Имя | Комментарии |
B2 | Нач_инвест | Начальные инвестиции |
B3 | Пост_расх | Постоянные расходы |
B4 | Аморт | Амортизация |
D2 | Норма | Норма дисконта |
D3 | Налог | Ставка налога на прибыль |
D4 | Срок | Срок реализации проекта |
Таблица 3.7 Результирующая таблица
Показатели | Переменные (V) | Количество (Q) | Сумма (P) | Поступления (NCFt) | NPV |
Среднее значение | 129,9570657 | 1149,978017 | 147,6752658 | 7935,982031 | 30771,38313 |
Стандартное отклонение | 2,829121077 | 87,17753896 | 4,304935572 | 2403,254202 | 10075,57616 |
Коэффициент вариации | 0,02176966 | 0,075808005 | 0,029151365 | 0,302830096 | 0,32743332 |
Минимум | 125,0392953 | 1000,872638 | 140,0202423 | 2610,783634 | 8445,637507 |
Максимум | 134,9917502 | 1299,803315 | 154,8889053 | 14274,57449 | 57345,75507 |
Число случаев NPV<0 | 0 | ||||
Сумма убытков | 0 | ||||
Сумма доходов | 15385691,57 |
Нетрудно заметить, что по результатам имитационного анализа риск проекта очень низок. Величина ожидаемой NPV равна 30771,38. Также величина стандартного отклонения невысока – 10075,57616 и не превышает значения NPV. Коэффициент вариации (0,33) меньше 1, таким образом, риск данного проекта в целом ниже среднего риска инвестиционного портфеля фирмы. Результаты вероятностного анализа показывают, что шанс получить отрицательную величину NPV не превышает 1%. Еще больший оптимизм внушают результаты анализа распределения чистых поступлений от проекта NCF. Величина стандартного отклонения здесь составляет 30% от среднего значения. Таким образом, с вероятностью почти 100% можно утверждать, что поступления от проекта будут положительными величинами.
Проведем моделирование риска инвестиционного проекта с использованием инструмента «Генератор случайных чисел» ППП MS Excel. Этот инструмент предназначен для автоматической генерации множества данных (генеральной совокупности) заданного объема, элементы которого характеризуются определенным распределением вероятностей. При этом могут быть использованы 7 типов распределений: равномерное, нормальное, Бернулли, Пуассона, биномальное, модельное и дискретное. Применение инструмента «Генератор случайных чисел», как и большинства используемых в этой работе функций, требует установки специального дополнения «Пакет анализа».
Определим вероятности для каждого сценария развития событий следующим образом: вероятность наихудшего и наилучшего исхода = 0,25, вероятного – 0,5. Также будем исходить из предположения о нормальном распределении ключевых переменных. Количество имитаций остается прежним – 500.
Используя инструмент «Генератор случайных чисел», получаем таблицу исходных и результирующих переменных, аналогичную таблице 3.4.
Результаты, полученные на листе «Имитационный анализ» отобразим в таблице 3.8.
Таблица 3.8 Результирующая таблица
Показатели | Переменные (V) | Количество (Q) | Цена (P) | Поступления (NCFt) | NPV |
Среднее значение | 129,943673 | 1173,266115 | 148,6633 | 8660,324406 | 33808,17 |
Стандартное отклонение | 3,578867932 | 110,1664516 | 5,509839 | 1732,337487 | 7262,777 |
Коэффициент вариации | 0,027541687 | 0,093897241 | 0,037063 | 0,200031478 | 0,214823 |
Минимум | 119,2985274 | 845,5820697 | 132,2746 | 4178,923245 | 15020,02 |
Максимум | 142,1325254 | 1548,469293 | 167,4286 | 15458,08132 | 62307,57 |
Число случаев NPV<0 | 0 | ||||
Сумма убытков | 0 | ||||
Сумма доходов | 16904084 | ||||
P(E<=0) | 0 | 0 | 0 | 2,88279E-07 | 1,62E-06 |
P(E<=МИН(E) | 0,001467665 | 0,001467665 | 0,001468 | 0,004842076 | 0,004842 |
P(M(E)+δ<=E<=max) | 0,158325337 | 0,158325337 | 0,158325 | 0,158611703 | 0,158612 |
P(M(E)-δ<=E<=M(E)) | 0,34134474 | 0,34134474 | 0,341345 | 0,34134474 | 0,341345 |
Результаты проведенного имитационного эксперимента ненамного отличаются от предыдущих. Величина ожидаемой NPV равна 33808,17 при стандартном отклонении 7262,78. Коэффициент вариации (0,21) несколько ниже, и, естественно, также меньше 1, таким образом, риск данного проекта в целом ниже среднего риска инвестиционного портфеля фирмы. Результаты вероятностного анализа показывают, что шанс получить отрицательную величину NPV не превышает 1%. Общее число отрицательных значений NPV в выборке составляет0 из 500. Таким образом, с вероятностью почти 100% можно утверждать, что чистая современная стоимость проекта будет больше 0. При этом вероятность того, что величина NPV окажется больше, чем М(NPV)+σ, равна 16%. Вероятность попадания значения NPV в интервал [M(NPV)- σ;M(NPV)] равна 34%.
3.5 Расчет социально-экономической эффективности от внедрения проектных мероприятий
В качестве общего критерия эффективности любых видов технологий можно использовать экономию социального времени, которая достигается в результате их практического использования. Эффективность этого критерия особенно хорошо проявляется на примере информационных технологий. Какие же виды информационных технологий представляются с точки зрения этого критерия наиболее перспективными сегодня и в ближайшем будущем? Необходимость экономии социального времени ориентирует наше внимание, в первую очередь, на технологии, связанные с наиболее массовыми информационными процессами, оптимизация которых, как представляется, и должна дать наибольшую экономию социального времени именно благодаря их широкому и многократному использованию.
Анализируя роль и значение информационных технологий для современного этапа развития общества, можно сделать вполне обоснованные выводы о том, что эта роль является стратегически важной, а значение этих технологий в ближайшем будущем будет быстро возрастать. Именно этим технологиям принадлежит сегодня определяющая роль в области технологического развития государства. Аргументами для этих выводов является ряд уникальных свойств информационных технологий, которые и выдвигают их на приоритетное место по отношению к производственным и социальным технологиям. Наиболее важные из этих свойств, приводятся ниже.
В числе отличительных свойств информационных технологий, имеющих стратегическое значение для развития общества, представляется целесообразным выделить следующие наиболее важные.
1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, социального времени.
2. Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а главным образом, информация и научные знания. В настоящее время в большинстве развитых стран большая часть занятого населения в своей деятельности в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и поэтому вынуждена осваивать и практически использовать соответствующие этим процессам информационные технологии.
3. Информационные процессы являются важными элементом других более сложных производственных или же социальных процессов. Поэтому очень часто и информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий.
Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. Эти средства быстро ассимилируются культурой нашего общества, так как они не только создают большие удобства, но снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его всё более динамичным перемещением по планете. В дополнение ставшим уже традиционными средствам связи (телефон, телеграф радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи.
Сетевые информационные технологии представляют собой актуальное и перспективное направление развития информационных технологий.
Их цель – не только обеспечение обмена информацией между отдельными пользователями информационно - вычислительных систем, но также и создание для них возможности кооперативного использования распределенных информационных ресурсов общества, получения справочной, документальной и другой информации из различного рода специализированных информационных фондов.
В последнее время центральной темой публикаций не только компьютерной прессы, но и массовых изданий стала сеть Internet, приковав к себе внимание специалистов по информационным технологиям, бизнесменов, рядовых пользователей и всего цивилизованного мира.
Использование новейших информационных технологий значительно благоприятствует развитию всех сфер бизнеса. Ведь это и новые средства и способы рекламы, и новые формы проведения бизнес-конференций, а также способы представления продукции.
Безусловно, что в этом направлении наибольшие перспективы имеет глобальная сеть Интернет, которая позволяет производить рекламу товаров, причем существует возможность осуществлять направленную рекламу. Например, рекламу той или иной продукции увидит только тот пользователь сети, который сделает запрос по близкой тематике. Кроме того, Интернет позволяет проведение бизнес-конференций, он упрощает возможности связи между партнерами (или потенциальными партнерами), причем эта связь будет значительно дешевле, чем другие возможные варианты, а скорость доставки сообщений соответствует скорости, например, мобильной связи.
Понятие экономической эффективности предполагает оценку результатов действия какой-либо системы или процесса и характеризует общественную выгоду от проведения того или иного мероприятия.
Экономическую эффективность проекта можно определить как совокупность полученных доходов за вычетом расходов от внедрения проекта. Экономическая эффективность проекта – основной критерий, определяющий целесообразность его внедрения.
Эффективность проекта находится в прямой зависимости от разницы между доходами от проекта и расходами на его внедрение, продвижение и обслуживание.
Оценку прямой эффективности проекта производят путем сравнения полученных доходов от произведенных расходов.
Затраты, произведенные в разное время, должны быть приведены на момент внедрения.
Внедрение проекта будет эффективным, если расчетный коэффициент эффективности капитальных вложений (Ер) будет больше граничного.
,
Срок окупаемости капитальных вложений (Ток) рассчитывается по формуле:
,
1. Инвестиционные затраты – 250 млн. руб.
2. Эксплуатационные затраты: обслуживание счетов – 18000 млн. руб./год; прочие затраты – 14000 млн. руб./год
В ниже приведенной таблице рассчитаны основные затраты (таблица 3.9)
Таблица 3.9 Потребность в ресурсах
№ | Наименование | Цена, млн. руб. |
1 | Расходы на обслуживание счетов | 10000 |
2 | Вспомогательные компоненты и упаковочный материал | 1000 |
Произведем расчет примерной себестоимости услуги по данному проекту (таблица 3.10).
Таблица 3.10 Полная себестоимость продукции
№ | Наименование элементов затрат | Всего, тыс. руб. |
1 | Основные затраты Обслуживание счетов Дополнительные затраты | 10000 796,61 |
2 | Вспомогательные материалы | 1000 |
3 | Энергия | 44312 |
Всего материальных затрат | 65108,61 | |
1 | Заработная плата персонала | 96000 |
2 | Заработная плата управленческого персонала | 120000 |
Всего затрат на оплату труда | 216000 | |
Всего затрат на отчисления на соц. нужды | 76896 | |
Затраты на амортизацию основных средств | 120 | |
Прочие затраты | 4000 | |
Итого полная себестоимость услуги | 353124,61 | |
Себестоимость единицы реализованной продукции | 19,618 |
Теперь можно определить валовую прибыль, годовой возврат капитала и срок окупаемости проекта:
1. Валовая прибыль проекта = 18000 т * 900$ * 28 руб./$ – 353124,61 = 453246875,39
Для определения чистой годовой прибыли необходимо посчитать налоги: 108799759,55 руб./год
Чистая годовая прибыль = 453246875,39 – 108799759,55 = 344447115,84 руб./год
2. Срок окупаемости вложенных средств = 600000000 / (120 + 344447115,84) = 1,7 года
Далее рассчитываем основное уравнение инвестиционного процесса:
(3.1)
Данная формула верна, так как предполагается, что доход (R) и ссудный процент (r) будут равны на протяжении всего срока реализации проекта.
В результате произведенных расчетов делаем вывод об эффективности выбранного нами проекта.
Заключение
Туристская деятельность стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д. Поэтому государство должно уделить больше внимания на разработку целенаправленной программы по поддержке развития туристской деятельности в Российской Федерации.
В связи с развитием мирового туризма все возрастающий интерес к поиску путей эффективного развития этой отрасли появляется и в России, причем со стороны как государства, так и предпринимателей. В настоящее время это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, хотя по сравнению с другими государствами она пока не является высокодоходной индустрией и заметным источником дохода в бюджете страны. На долю России приходится около 1% мировых турпотоков.
Общее число прибытий иностранных граждан в Российскую Федерацию, по данным Росстата России, за период с 1995 по 2004 г. более чем удвоилось, составив около 22 млн. человек. Доля посещений России с туристскими целями пока составляет не более 12 - 15% от общего числа прибывающих к нам иностранцев. Отрицательное сальдо туристского баланса сохранялось и в 2004 г. по показателям соотношения въезжающих к нам иностранцев с туристскими целями (2,6 млн. поездок) и выезжающих граждан Российской Федерации за рубеж по линии туризма (5,8 млн. поездок), т.е. минус 3,2 млн. прибытий.
Поступательное развитие мирового туризма продолжилось и в прошедшем году. По данным Всемирной туристской организации, в 2004 г. количество прибытий увеличилось на 10% и впервые составило 760 млн. человек, а доходы в этой сфере в мире составили более 620 млрд. долларов США, также увеличившись на 10%. К 2010 г., по прогнозам ВТО, их число достигнет миллиарда, причем все население планеты составляет около 6 млрд. человек. А с учетом внутреннего туризма, объемы которого, по мнению специалистов, превышают международный в несколько раз, можно говорить о том, что почти половина людей на планете ежегодно оказывается непосредственно вовлекаемой в туристский бизнес. Принимающий туризм называют "невидимым экспортом". Причем значение его постоянно растет. По оценкам специалистов, XXI в. станет веком туризма.
За прошедшие годы в нашей стране в сфере туризма произошли положительные изменения. Он приобрел другой, политический, статус. Впервые в истории страны в июле 2004 г. вопросы развития российского туризма и санаторно-курортной сферы были рассмотрены на заседании Президиума Государственного Совета России, прошедшего под руководством Президента Российской Федерации. В этом же году создано Федеральное агентство по туризму, которое подчиняется непосредственно Правительству и в отличие от других федеральных агентств обладает правом законодательной инициативы.
Как известно, туриндустрия - многоотраслевой комплекс, функционирование которого регулируется различными разделами права: международным, транспортным, таможенным, земельным, налоговым, лицензионным, природоохранным, защиты прав потребителей и т.д. Поэтому наряду с профильным законом необходимо принятие еще ряда законов и подзаконных актов, направленных на создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма, предпринимательства в данной сфере и др. Благодаря совместной конструктивной работе Государственной Думы, Федерального агентства по туризму, Торгово-промышленной палаты, регионов, представителей туриндустрии в прошедшем году в законодательной деятельности были и реальные успехи.
Для того чтобы российские туристские центры и курорты достигли международного уровня, необходимо, конечно же, привлечение отечественных и зарубежных инвестиций. Российским и зарубежным инвесторам должно быть выгодно вкладывать средства в этот вид бизнеса. Ведь капитал идет туда, где ему выгодно и где он защищен.
Создание современной высокодоходной и конкурентоспособной туристской индустрии в нашей стране возможно только при постоянной совместной работе Государственной Думы, Правительства, Торгово-промышленной палаты РФ, регионов, представителей туристской общественности. Отрадно отметить, что такие примеры совместной работы у нас уже есть. Поэтому необходимо их продолжать. Нужны только профессиональный, комплексный, научно обоснованный подход и желание и настойчивость со стороны администрации регионов и турбизнеса заниматься вопросами развития туристской индустрии. С нашей стороны вы встретите понимание и поддержку, тем более что многие проблемы развития российского туризма еще остаются и требуют своего решения, в том числе и в ближайшее время. Кроме вышеперечисленных законопроектов в перспективе также разработка концепции и принятие нового федерального закона «О туризме» - всеобъемлющего кодифицированного акта, соответствующего современным международным стандартам и учитывающего отечественные традиции регулирования сферы социального, внутреннего и въездного туризма, и внесение изменений в другие правовые акты, которые могут повлиять на развитие российской национальной туриндустрии.
В настоящее время на предприятиях гостеприимства сложилась такая ситуация, что возможности дополнительного привлечения клиентов и повышения эффективности деятельности предприятия находятся только в сфере использования современных информационных технологий, которые как повышают степень общения с клиентами, так и позволяют облегчать и совершенствовать процессы управления фирмой.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993) // Российская газета. 1993. 25 дек.
2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301.
3. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №5. Ст. 410.
4. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.
5. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.
6. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
7. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 1834-ФЗ "О техническом регулировании" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.
8. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.
9. Закон Российской Федерации. 1992. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // Российская газета. 1996. 16 января.
10. Автоматизация управления турфирмами // Турбизнес. - 2001. - N 8.
11. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / М.И.Семенов и др. – М.: Финансы и статистика, 2000.
12. Берсуцкий Я.Г. Информационная система управления предприятием. – К.: Наукова думка, 1986.
13. Божко В.П. Информационные технологии в статистике: Учебник. – М.: Финстатинформ, 2002.
14. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. – М.: Финансы и статистика, 2000.
15. Волошин Н.И. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности // Журнал российского права, №11 – 2002.
16. Волошин Н.И. Правовое регулирование в туризме: Учебник. М.: Советский спорт, 2004.
17. Высокое искусство делового туризма // RATA-NEWS, №1370 от 29.09.2005.
18. Вычислительные центры коллективного пользования / Под ред. В.А. Мясникова и Ф.И. Перегудова. М.: Финансы и статистика, 1982. 264 с.
19. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. 2-е изд. М.: Наука, 1987. 552 с.
20. Головченко В. Пять проблем автоматизации и полезные советы по их решению // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2003. - N 2.
21. Елеева З. Тенденции развития международного туризма в 2005 - 2015 // Туризм. №9. 2005.
22. Зайцева Н. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. М., 2005. – 240 с.
23. Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Г.А.Титоренко. – 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 439 с.
24. Кондрашов Ю.Н. Организация сетей и сетевых приложений в финансово-бюджетных организациях на базе технологий фирмы Microsoft: Препринт. – М.: Академия бюджета и казначейства Минфина России, 2000.
25. Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – М.: ДеКа, 2000.
26. Кучеренко Е. Перспективы развития делового туризма. М., 2002
27. Лепа Р.Н. Информационные технологии в финансовом менеджменте. Курс лекций. Часть 1. – Донецк: ДИЭХП, 2001.
28. Ляпина И. Организация и технология гостиничного обслуживания. М., 2005.
29. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М.: Финансы и статистика, 2002.
30. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов (Вторая редакция). М.: Экономика, 2000.
31. Никишин Н.А. Технологии культурного туризма: Принцип партнерства на региональном и местном уровнях // Материалы семинара «Региональные культурные ресурсы и развитие территорий». Петрозаводск, 1998.
32. Парций Я.Е. Научно-практический комментарий Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". М.: Фонд "Правовая культура", 1998.
33. Писаревский Е.Л. Туристская деятельность: Проблемы правового регулирования. Владивосток: Институт международного туризма, 1999.
34. Системы Интернет-бронирования // www.capital-tour.ru.
35. Толстов Д. Системы платного доступа // Алгоритм безопасности, №5 – 2002.
36. Устинова Г.М. Информационные системы менеджмента. – К.: Диасофт, 2000.
37. Чесноков М.П. Современные информационные технологии. - М.: Минск: Изд-во БГЭУ, 2001.
38. Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство учебник. М., 2005.
[1] Елеева З. Тенденции развития международного туризма в 2005 - 2015 // Туризм. №9. 2005. С. 17.
[2] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993) // Российская газета. 1993. 25 дек.
[3] Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301; часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №5. Ст. 410.
[4] Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.
[5] Закон Российской Федерации. 1992. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // Российская газета. 1996. 16 января.
[6] Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.
[7] Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
[8] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 1834-ФЗ "О техническом регулировании" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.
[9] Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.
[10] Парций Я.Е. Научно-практический комментарий Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". М.: Фонд "Правовая культура", 1998. С. 11; Волошин Н.И. Правовое регулирование в туризме: Учебник. М.: Советский спорт, 2004. С. 80 - 82; Писаревский Е.Л. Туристская деятельность: Проблемы правового регулирования. Владивосток: Институт международного туризма, 1999. С. 110 - 117.
[11] Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник под ред. Лесника А.Л., Мацицкого И.П., Чернышева А.В., - М.: «Интел универсал», 200. – С.80
[12] Котлер Ф., Боуэн Дж,. Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/ Пер. с англ. Под ред. Р.Б. Ноздревой. М.: ЮНИТИ, 1998.
[13] Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (В ред. от 1.02.2005 г. N 49)// Российская газета. – 3.06. 97.
[14] Jefferies J.P. Understanding hospitality Low. Education Institute of the American Hotel and Motel Association? 1995.P.83
[15] Гостиничный и туристический бизнес. Под ред. Проф. Чудновского А.Д. – М., Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во.ЭКМОС, 1998. С.37, Рекомендация по статистике туризма/ООН. Всемирная туристическая организация. – Нью-Йорк, 1994г.
[16] Приказ Минэкономразвития РФ от 21 июня 2003 г. № 197 «Об утверждении Положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения»//Российская газета. - 03.09. 2003. - № 174.
[17] Зайцева Н. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. М., 2005. – 240 с.
[18] Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. 2-е изд. М.: Наука, 1987. 552 с.
[19] Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. 2-е изд. М.: Наука, 1987. 552 с.
[20] Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. 2-е изд. М.: Наука, 1987. 552 с.
[21] Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. 2-е изд. М.: Наука, 1987. 552 с.
[22] Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. 2-е изд. М.: Наука, 1987. 552 с.
[23] Автоматизация управления турфирмами // Турбизнес. - 2001. - N 8. - С. 37.
[24] Головченко В. Пять проблем автоматизации и полезные советы по их решению // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2003. - N 2. - С. 40.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 351.