Прибыль является экономической категорией товарного хозяйства. Экономическая сущность прибыли, ее объем и границы использования в рамках предпринимательских структур во многом зависят от воздействия стимула выгоды в условиях рынка. Сам же факт собственности позволяет владельцам принимать меры по увеличению величины прибыли.
Прибыль является сложной экономической категорией и во внешнем проявлении имеет признаки превращенной формы. Экономическое содержание прибыли заключается не столько во внешнем ее проявлении, сколько во внутренней сущности, а формы проявления - в степени развитости товарного хозяйства. //9//
Как экономическая категория прибыль выражает сложные экономические отношения между:
- предпринимателями (предприятиями) и работниками по поводу оплаты труда;
- самими предпринимателями (предприятиями) по поводу товарообменных операций; между предпринимателями (предприятиями) и государством по поводу взаимоотношений с бюджетом и государственными централизованными фондами;
- предпринимателями (предприятиями) и инвестиционными институтами и т.д.
Эти отношения носят ярко выраженный расчетный характер и имеют множество форм. Прибыль как источник денежных средств опосредует, таким образом, все стадии воспроизводственного процесса - от стадии производства до стадии потребления.//9//
Прибыль как экономическая категория выполняет две функции: оценочную (меры эффективности, цели производства) и стимулирующую. В первой функции прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но, так как прибыль является универсальным показателем, для оценки конкретных сторон эффективности производства применяется система абсолютных и относительных показателей. Стимулирующая функция состоит в том, что прибыль является основным элементом источников финансовых ресурсов и резервов предприятий, а осуществление принципа самофинансирования зависит от величины получаемой прибыли, так как доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, должна быть достаточной для финансирования определенных мероприятий. Можно выделить и третью функцию прибыли - основного источника доходов государства, однако ее значение полностью зависит от системы государственного регулирования экономики и деятельности предприятий. //3//
Предпринимательская прибыль представляет собой часть прибыли предприятия, поступающей в распоряжение собственника предприятия, которая в последующем направляется на расширение производства или личное потребление.
Величина прибыли организации (предприятия) во многом зависит от: технического и стоимостного строения капитала, массы приложенного труда, скорости оборота капитала, механизма цен, конкуренции, системы взаиморасчетов, состояния рынка и т. д. Количество факторов, формирующих прибыль, весьма значительно, а их общее влияние в целом и по конкретным факторам определить с большой степенью вероятности практически невозможно. //3//
Различные толкования и понимание сущности и внешнего проявления прибыли, сложность ее взаимосвязей с другими показателями привели к различным определениям, критериям отнесения, методам расчетов и т. п.
В настоящее время внешнее проявление сущности прибыли выражается в таких показателях, как: балансовая прибыль, валовая прибыль, отраслевая прибыль, прибыль от реализации (продаж), прибыль от обычных видов деятельности, внереализационная, операционная и чрезвычайная прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая (нераспределенная) прибыль, чистая прибыль, нормальная прибыль, экстремальная прибыль, монопольная прибыль, экономическая и бухгалтерская прибыль, маржинальная прибыль, глобальная прибыль, экстремальная прибыль, оптимальная прибыль, консолидированная прибыль, предпринимательская прибыль и др.//8//
Кроме того, к показателям прибыли относят и показатели дохода. Определим основные показатели:
- балансовая и валовая прибыль представляют собой разницу между совокупной выручкой (доходом) и совокупными затратами организации (предприятия);
- бухгалтерская прибыль рассчитывается как разница между выручкой организации (предприятия) и суммой внешних издержек;
- экономическая прибыль - это общая величина выручки организации (предприятия) за вычетом внешних и внутренних издержек;
- чистая прибыль - разница между выручкой организации (предприятия) и экономическими издержками (явными и неявными);
- чистая (нераспределенная) прибыль - прибыль, остающаяся в распоряжении организации (предприятия) за вычетом причитающихся за счет прибыли налогов и иных аналогичных обязательных платежей и санкций;
- налогооблагаемая прибыль — прибыль, подлежащая обложению налогом на прибыль;
- маржинальная прибыль - разница между выручкой от производства и реализации продукции (работ, услуг) и переменными затратами, отнесенными на эти производство и реализацию;
- нормальная прибыль - это минимальная прибыль, которая остается у организации (предприятия) для поддержания стремления предпринимателя в использовании своего капитала на данном предприятии;
- экстремальная прибыль - разовая прибыль, которую получают по рисковым операциям, когда величина риска потери капитала приравнивается к величине риска получения прибыли. //8//
От правильности определения величины прибыли организации (предприятия) зависит его обеспеченность денежными ресурсами. Формирование прибыли зависит от учета различных видов деятельности и показателей, основными из которых являются: учет изменений объема производства, учет изменений ассортимента, учет издержек, учет цен на материалы, сырье, топливо, готовую продукцию и т. д. //13//
Планирование прибыли организаций (предприятия) включает в себя:
- планирование формирования величины прибыли;
- планирование использования полученной прибыли.
Это одновременно связанные, но и самостоятельные разделы процесса планирования.
В планировании величины прибыли организации (предприятия) должны учитываться как общие положения, так и конкретные особенности деятельности, организационно-правовых форм собственности, условий взаиморасчетов и т. д. Могут применяться различные коэффициенты, корректирующие величину прибыли, например:
- прогноз процента рентабельности вложенного капитала;
- коэффициент прибыльности;
- коэффициент рентабельности.
Все эти коэффициенты связаны с критическими точками прибыльности (убыточности) деятельности организации (предприятия). //19//
К основным методам планирования прибыли организаций (предприятий) относят:
А. Метод прямого счета.
Б. Аналитический метод.
а) по уровню базовой рентабельности;
б) по уровню издержек на 1 руб. реализованной или произведенной продукции.
В. Совмещенный (комплексный) метод - как совокупность I и II методов.
Г. Нормативный метод (он является основой для внедрения системы бюджетирования).
Д. Факторный метод, основанный на факторном анализе прибыли в зависимости от набора следующих факторов: ассортимент выпускаемой продукции (работ, услуг), ритмичность выпуска и реализации продукции (работ, услуг), качество продукции и др.
Е. Экономико-математический метод.//19//
Метод прямого счета. Расчет прибыли при помощи этого метода осуществляется по каждому виду произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) по всему ассортименту.
Принцип расчета заключается в том, что в расчет принимаются два показателя:
- объем продаж (объем реализации) - количество произведенной и реализованной продукции (работ, услуг), умноженное на цену реализации;
- издержки (затраты) - полная себестоимость единицы произведенной и реализованной продукции (работ, услуг), умноженная на ее количество.
Разница между этими двумя показателями является прибылью (убытком) от производства и реализации данного вида продукции (работ, услуг). Такой метод применяется при небольшом количестве выпускаемой и реализуемой продукции (работ, услуг) и требует корректировок в связи с изменением внешней среды хозяйствования.
Кроме того, может применяться формула расчета прибыли, аналогичная расчетам планируемых издержек или планируемой выручки:
П от реализ.= П нач.+ П период - П конец, (4)
где Преал.- прибыль от реализации продукции (работ, услуг) на планируемый год;
П нач. - прибыль в остатках продукции на начало планируемого года;
П период - прибыль по произведенной и реализованной продукции в планируемом году;
П конец - прибыль в остатках продукции на конец планируемого года.
Аналитический метод. Основной принцип, применяемый для расчета прибыли данным методом - это ориентация на уровень издержек или рентабельности на основе анализа деятельности организации (предприятия) за предшествующие периоды. В расчетах используются плановые, отчетные и уточненные данные.
Планирование прибыли по уровню базовой рентабельности произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) осуществляется по следующим этапам:
- расчет базовой прибыли, которая определяется исходя из фактических отчетных данных, скорректированных на определенные изменения в отчетном (предшествующем планируемому) периоде;
- определение процента базовой рентабельности произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в текущем году с учетом корректировок - рассчитывается как соотношение прибыли к себестоимости или прибыли к объему реализации (продаж);
- расчет планового объема произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в денежном выражении на планируемый год;
- расчет прибыли от реализации с учетом базовой рентабельности, когда объем умножается на базовый процент рентабельности;
- полученная величина прибыли корректируется на сумму прибыли, полученную от производства и реализации тех видов продукции (работ, услуг), прибыль по которым рассчитывалась методом прямого счета.
Такой метод применяется только в том случае, если продукция (работы, услуги) является сравнимой, т. е. выпускалась в предшествующем периоде-
При втором варианте - по уровню издержек на 1 руб. произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) - расчеты прибыли осуществляются аналогично расчету по базовой рентабельности. Вместо показателя базовой рентабельности применяется показатель базовых издержек.
Плановая сумма прибыли в дальнейшем корректируется в связи с изменением влияния отдельных факторов, таких, как:
- изменения в ассортименте;
- изменения качества;
- изменения цен.
Совмещенный (комплексный) метод. Этот метод применяется в тех случаях, когда на предприятии выпускают сравнимую продукцию (работы, услуги) - применяется аналитический метод расчета прибыли и несравнимую продукцию (работы, услуги) - применяется метод прямого счета.
Аналитический метод применяется для проверки или сравнения.
Нормативный метод. Нормативный метод (метод бюджетирования) применяется в том случае, если имеется возможность установить нормы и нормативы расходования материалов, топлива, Зарплаты по конкретным видам продукции (прямых и косвенных затрат) - по центрам ответственности организации (предприятия). Прибыль считается методом прямого счета, но при установлении конкретных заданий по использованию ресурсов предприятия по центрам ответственности. Этот метод представляет собой сочетание метода прямого счета с установлением норм и нормативов.
Факторный метод. Данный метод включает в себя следующие этапы планирования величины прибыли:
- определение базовых показателей отчетного периода (периодов)-валовую прибыль; прибыль от реализации продукции (работ, услуг); прочие доходы и расходы; себестоимость продукции (работ, услуг); величину структурных элементов себестоимости и др.;
- определение плановых показателей хозяйственной деятельности организации (предприятия) - рост объема производства и реализации продукции (работ, услуг);
- снижение себестоимости, изменение прочих доходов и расходов и т.д.;
- определение индексов инфляции: цен на выпускаемую и реализуемую продукцию (работы, услуги); цен на потребляемые материальные ресурсы; цен на потребляемые трудовые ресурсы;
- определение индексов по другим изменениям, в том числе: амортизационных отчислений; прочих затрат.
Основной принцип расчетов состоит в том, что основная сумма прибыли рассчитывается любым методом планирования прибыли, а затем производится корректировка ее на инфляционные ожидания и другие изменения.
Экономико-математический метод. Он применяется только в крупных или сверхкрупных организациях (предприятиях), где имеется возможность использования большой учетной информационной базы, вычислительной техники и компьютерных программ.
Показатели плановой прибыли используются в расчете: критических точек деятельности, точек безубыточности, финансовой прочности и независимости, самостоятельности развития организации (предприятия) и т.д.
Процесс управления прибылью включает в себя регулирование массы и динамики прибыли организации (предприятия) и моделирование безубыточной деятельности в рамках стратегических и тактических задач.
Планирование распределения (использования) прибыли имеет не менее важное значение для развития организации (предприятия) и удовлетворения интересов собственника.
Распределение валовой прибыли и доходов является составной частью распределения выручки организации (предприятия). Данное распределение тесно связано с системой налогового регулирования прибыли. Валовая прибыль корректируется для целей налогообложения и предопределяет возможность использования льгот по исчислению и уплате налога на прибыль.
Схема распределения валовой прибыли представлена на рисунке 1. //1//
Чистая прибыль - прибыль после налогообложения - является источником дальнейшего развития организации (предприятия) и источником доходов собственника предприятия (предпринимателя). //19//
| ||
Рисунок 1 Распределение валовой прибыли
Распределение и использование чистой прибыли предприятия регулируется государством косвенными методами. Чистая прибыль находится в полном распоряжении собственника предприятия и одновременно является предметом управления финансами в части государственного регулирования инвестиционной деятельности, использования свободных денежных средств на финансовом рынке, налогообложения имущества, доходов физических лиц и пр. //19//
Схему распределения чистой (нераспределенной) прибыли можно представить в следующем виде (рисунке 2).
2.3 Дискуссионные вопросы о формировании прибыли
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности. Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах.
Общим финансовым результатом является валовая прибыль. Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль — основной источник производственного и социального развития предприятия, а с другой стороны — она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство.
Структура использования прибыли представлена на рисунке 2.
Чтобы управлять прибылью, проведем объективный системный анализ формирования, распределения и использования прибыли, который позволит выявить резервы ее роста. Такой анализ важен в виду того, что рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, увеличивает размеры доходов учредителей и собственников, характеризует финансовое здоровье предприятия.
| |||||
Рисунок 2 Распределение чистой прибыли предприятия
Выделим следующие основные задачи анализа:
- изучение состава и структуры прибыли в динамике;
-выявление и количественное измерение влияния факторов, формирующих прибыль;
- выявление резервов роста прибыли;
- влияние на прибыль нарушений договорной, технологической и финансовой дисциплин;
- проведение анализа использования прибыли;
- разработка рекомендаций по наиболее эффективному росту прибыли с учетом перспектив развития предприятия. //28//
Для эффективного управления использованием полученной прибыли проведем анализ ее использования. Методика анализа аналогична вышеизложенной методике формирования прибыли, т.е. исследуем структуру использования прибыли в динамике и влияние каждого направления использования на общую величину прибыли.
Сумма чистой прибыли зависит от установленных законодательством Российской Федерации льгот и ставки налога на прибыль. После уплаты налога на прибыль в бюджет предприятие самостоятельно определяет направления использования прибыли, основная часть которой распределяется согласно учредительным документам и желанию собственников. //21//
Наличие значительных отчислений в фонды потребления можно рассматривать как одну из характеристик избранной предприятием стратегии в осуществлении финансовой деятельности.
В условиях неплатежеспособности предприятия данную часть использования прибыли предлагается рассматривать как потенциальный резерв собственных средств, которые при изменении соотношения в распределении прибыли между фондами потребления и накопления можно было бы направить на пополнение оборотных средств. //22//
Фонд потребления является источником средств предприятия, зарезервированных для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива предприятия:
- безвозмездная материальная помощь на необходимые нужды работников;
- выдача беспроцентных ссуд;
- оплата медицинской помощи, медикаментов, путевок в места
оздоровления и отдыха;
- оплата питания работников;
- оплата проезда работников к месту работы городским транспортом общего пользования, а также пригородными электричками и автобусами и др.
Фонд накопления является источником средств предприятия, аккумулирующим прибыль для создания нового имущества. Созданный фонд накопления показывает рост имущественного состояния предприятия, увеличение собственных средств. //22//
Факторы, влияющие на чистую прибыль, подразделяются на факторы первого, второго и третьего уровней влияния:
- к факторам первого уровня относятся - сумма прибыли сложившаяся за отчетный период, и размер налоговых отчислений;
- к факторам второго уровня относятся факторы, влияющие на величину налоговых отчислений: размер налогооблагаемой прибыли и ставка налога на прибыль;
- факторы третьего уровня — это факторы, влияющие на размер налогооблагаемой прибыли.
Факторный анализ формирования чистой прибыли, позволяет определить выгоды от увеличения прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, снижения налога на прибыль расширения перечня и увеличения размера льгот. //22//
Распределение прибыли оказывает существенное влияние на финансовое состояние предприятия.
Направление средств на накопление увеличивает экономический потенциал, способствует повышению платежеспособности и финансовой независимости предприятия, способствует росту объема выпуска, реализации и прибыли без увеличения размера заемных средств.
Использование прибыли на потребление ограничивает возможности роста прибыли.
Расширение деятельности предприятия требует дополнительного привлечения заемных средств, что при высокой ставке ссудного процента особенно опасно, так как значительно увеличивает финансовые риски.
Анализ использования фонда накопления проводится параллельно с анализом движения и эффективности использования основных средств.
Использование фонда потребления является эффективным, если сопровождается ростом производительности труда, сокращением текучести кадров, повышением уровня квалификации персонала. //22//
Совокупность издержек (затрат, расходов) организации (предприятия) представляет собой:
— уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации (предприятия);
— обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные организацией (предприятием) в соответствии с частью 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Моментом реализации продукции, работ, услуг и товаров является момент перехода прав собственности от одного владельца к другому. В российском законодательстве предусмотрено несколько вариантов перехода прав собственности: по отгрузке, оплате, обмену и, соответственно, выручкой (доходом) организации (предприятия) признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала этой организации (предприятия), за исключением вкладов участников (собственников имущества). Выручка признается только при наличии условий; права на получение выручки по договору; определения суммы выручки; уверенности увеличения экономических выгод организации (предприятия); перехода права собственности. //11//
Выручка в экономической литературе определяется по-разному:
- выручка от продаж;
- доход;
- выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг.
Исходя из этого, по-разному определяются структура выручки и ее объем.
Выручка (доход) в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета (без выделения выручки от реализации продукции, работ и услуг) состоит из следующих групп доходов:
Поступления, не относимые к выручке (доходу). Поступления от других юридических и физических лиц: сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж; экспортных пошлин и иных аналогичных платежей; авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг; задатка; в залог; в погашение кредита, займа.
Доходы от обычных видов деятельности. Выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
Прочие операционные доходы. Поступления платы за временное пользование активами, правами; от участия в уставных капиталах других организаций; прибыль от совместной деятельности; от продажи основных средств и иных активов; процентов.
Прочие внереализационные доходы. Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; безвозмездно полученные активы; поступления в возмещение ущерба; прибыль прошлых лет; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; дооценка; прочие доходы.
Таким образом, к выручке от реализации продукции (работ, услуг) относятся лишь доходы от обычных видов деятельности и часть внереализационных и чрезвычайных доходов, связанные с производством и реализацией продукции, работ и услуг.
В соответствии с требованиями части 1 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения рассчитывается выручка от реализации товаров, работ или услуг, которой признается передача на возмездной и безвозмездной основах права собственности или возмездное оказание услуг. Стоимость реализованной продукции (работ, услуг) определяется по рыночным ценам.
Во второй части Налогового кодекса Российской Федерации указывается, что доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества и имущественных прав.
Выручка (доход) в соответствии с требованиями 2 части Налогового кодекса РФ включает в себя следующие группы доходов:
- суммы, исключаемые из доходов. К ним относятся суммы налогов, предъявляемые покупателю (приобретателю) товаров, работ, услуг, имущественных прав;
- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Признается выручка от реализации товаров, работ, услуг, как собственного производства, так и приобретенных, выручка от реализации имущества и имущественных прав;
- внереализационные доходы. Такими доходами признаются, в частности, доходы:
- от долевого участия в других организациях;
- от операций купли-продажи иностранной валюты;
- в виде штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных обязательств и сумм возмещения убытков;
- от аренды и предоставления прав собственности; в виде процентов по договорам займа, кредита, вклада и др.;
- в виде безвозмездно полученного имущества;
- в виде дохода прошлых лет и т.д.
- доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы для расчета налога на прибыль. Перечень таких доходов включает в себя:
- авансы (предоплату) товаров организациями, определяющими доходы и расходы по методу начисления;
- залог или задаток в качестве выполнения обязательств;
- безвозмездная помощь полученная;
- возврат первоначальных взносов в хозяйственные общества или товарищества; кредиты и займы полученные;
- бюджетные средства и другие.
Перечень выручки (доходов) четко определен, а, следовательно, производится корректировка величины полученного дохода для целей налогообложения.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется по методам: начисления (по мере отгрузки) и по оплате (по поступлению денежных или иных средств). Выбор метода учета производится организацией (предприятием) самостоятельно в соответствии с учетной политикой.
Выручка в бухгалтерском учете принимается в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности в части, не покрытой поступлением.
Доходы (выручка) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации признаются двумя вариантами:
- при методе начисления в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества, имущественных прав, а датой получения дохода признается день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных прав. Особенности определения даты признания доходов имеются в определении суммы внереализационных доходов; дата подписания акта приема-передачи, дата расчета или предъявления документов, дата начисления процентов, последний день отчетного (налогового) периода, совершения операций, дата поступления средств на расчетный счет, в кассу и некоторые другие;
- при кассовом методе в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произошло поступление средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества и (или) имущественных прав. Организации имеют право применять этот метод определения даты получения дохода, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.
При расчете выручки по оплате в состав остатков на начало года дополнительно включаются: выручка в товарах на ответственном хранении; выручка в товарах отгруженных, срок оплаты которых истек. Выручка в остатках на начало планируемого года обязательно пересчитывается в плановые рыночные цены планируемого года и условия реализации с учетом уровня инфляции, состояния рынка и т. п.
Основными факторами, влияющими на величину выручки от реализации продукции (работ, услуг), на которые можно воздействовать в процессе управления, являются: величина издержек; объем производства и реализации продукции (работ, услуг). Эти два фактора объединяют в себе влияние всех остальных менее значимых факторов и являются факторами первого порядка. Все остальные факторы не зависят от организации управления или их влияние на величину выручки незначительно. Величина влияния факторов зависит от организационной структуры организации (предприятия).
Совокупность выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других доходов организации (предприятия) представляет собой совокупный доход, облагаемый налогом на прибыль и налогом на доходы в соответствии с требованиями налогового законодательства. Указанная совокупность доходов в бухгалтерском учете отражается в полном объеме и для целей налогообложения корректируется в связи с законодательно установленными лимитами, нормами и нормативами.
В смете затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) собираются все издержки, и на их основе в финансовых расчетах определяются издержки в выручке от продаж (доход, выручка от реализации продукции). В смете затрат также рассчитывается выручка в плановых рыночных ценах реализации и другие поступления доходов, не связанных с реализацией продукции (работ, услуг). Таким образом, смета затрат представляет собой свод издержек, затрат и расходов организации (предприятия) и свод доходов на планируемый период деятельности по всем направлениям.
Одновременно с планированием величины выручки предусматривается и планирование распределения (использования) полученных сумм денежных и иных средств организацией и собственником. //5//
В процессе планирования самой величины выручки все затраты и расходы подразделяются на текущие и капитальные, то есть происходит распределение затрат на себестоимость продукции, работ и услуг или на прибыль организации. В процессе планирования распределения (использования) выручки такое распределение подтверждается. Использование денежных средств на капитальные затраты в процессе планирования согласовывается с собственником организации (предприятия).
Выручка уменьшается на величину косвенных налогов: налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин и т. п., и таким образом формируется величина валовой выручки. Затем вычитается полная себестоимость реализованной продукции, работ и услуг и формируется валовая прибыль (доход).
Для целей налогообложения полученная величина валовой прибыли по всем видам деятельности корректируется (уменьшается или увеличивается) в связи с законодательно установленными нормами, нормативами и лимитами и уменьшается на величину используемых организацией льгот по налогу на прибыль. Из налогооблагаемой прибыли (дохода) вычитается сумма налога на прибыль и налога на доходы по законодательно установленным ставкам.
Полученная величина прибыли (за минусом уплачиваемых штрафов, пеней, неустоек и налогов и отчислений, производимых за счет финансовых результатов) представляет собой чистую (нераспределенную) прибыль, которая остается в распоряжении организации (предприятия) и распределяется по усмотрению собственника. Распределение чистой прибыли законодательно не регламентируется, однако в связи с делением расходов на текущие и капитальные и требованиями принципов управления финансами в организациях (предприятиях) формируются такие основные фонды, как фонды накоплений, фонды потребления, резервные фонды.
Фонды предприятия могут включать в себя:
- фонды накопления: финансирование капитальных вложений в основные фонды, финансирование капитальных вложений в оборотные фонды; все капитальные вложения в социальную сферу;
- финансовые вложения в другие предприятия и финансовые структуры; возврат долгосрочных ссуд, все резервные фонды; благотворительные взносы; прочие;
- фонды потребления: все премии работникам; содержание социальной сферы организации; удешевление; покупка спецодежды; все ссуды работникам; негосударственное пенсионное страхование работников;
- сверхлимитное использование средств в части потребления и прочие. //5//
Прибыль является экономической категорией товарного хозяйства. Экономическая сущность прибыли, ее объем и границы использования в рамках предпринимательских структур во многом зависят от воздействия стимула выгоды в условиях рынка. Сам же факт собственности позволяет владельцам принимать меры по увеличению величины прибыли.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 208.