Категории персонала | 2007 | 2008 |
Руководители | 4 | 5 |
Специалисты | 34 | 36 |
Рабочие | 18 | 25 |
Всего | 56 | 66 |
Источник: на основе собственных исследований
Организация обучения и повышения квалификации требует определенных затрат.
Динамика средств затраченных на обучение приведена в таблице
Как видно из таблицы, наблюдается положительная динамика в количестве человек, прошедших обучение, однако расходы на обучение также повысились, это обусловлено не только увеличением численности обучаемого персонала, но и повышением затрат на обучение.
Таблица 7
Динамика средств на обучение
Персонал |
|
| Измене-ние, «+», «-» | |||||
Кол. чел. | Сумма тыс. руб. | Кол. чел. | Сумма, тыс. руб. |
| ||||
Руководители + Специалисты + Рабочие | 54 |
152305 | Более 100 |
307752 |
155447 | |||
Итого | 54 | 152305 | Более 100 | 307752 | 155447 | |||
Источник: на основе собственных исследований
После обучения проводится оценка:
- уровня профессиональных знаний работника;
- производственной деятельности работника;
- личностных качеств работника исходя из требований рабочего места.
Лояльное отношение к организации предполагает верность (лояльность) сотрудника целям, интересам, ценностям, направленности деятельности и сохранение собственности организации. Выделяя при наличии лояльных сотрудников руководители могут рассчитывать на проявление инициативы, на инновационные предложения, повышающие производительность труда и позволяющие с большей эффективностью решать проблемные вопросы. Сохранность секретной информации, терпимость к временным трудностям, соблюдение дисциплины, готовность к обучению и развитию - все это для лояльных работников следствие не страхов потери места работы, денег, наказания, а следствие верности компании и ощущения единства. [27 С.59]
В группе компаний "ПСБ" вкладывают значительные средства в развитие персонала, программы страхования, льготный отдых и медицинское обслуживание для работников и их семей. Для определения уровня лояльности на предприятиях проводятся диагностические исследования - чаще всего - опросы и тестирования, разрабатываемые психологами и специалистами по социологии организаций. Также на лояльность персонала влияет стаж работы.
Таблица 8
Стаж работы
Стаж работы | |||
От 1-3 лет | От 3-5 лет | От 5-10 лет | |
ИТР | 10 | 15 | 25 |
Рабочие | 100 | 55 | 35 |
Источник: на основе собственных исследований
Для повышения лояльности персонала компании, его нужно правильно мотивировать.
Для мотивации рабочего персонала и ИТР компания «ПСБ» грамотно использует четыре ключевых инструмента мотивирования:
- материальное вознаграждение,
- карьерное и профессиональное развитие,
- корпоративная культура,
- нематериальное стимулирование.
Материальное стимулирование компании делится на два вида исчисления заработной платы работников:
1) исчисление заработной платы труда по результатам работы компании (сдельная оплата труда);
2) исчисление заработной платы по базовой оплате труда (повременная оплата труда).
Виды оплаты труда.
В компании применяются два вида оплаты труда: повременная и сдельная.
Повременная
|
|
Сдельная
|
|
|
|
ЗП= ( + ) * +
Карьерное и профессиональное развитие
Решая стратегические вопросы, руководство компании грамотно использует инструмент карьерной и профессиональной мотивации. Компания стремится постоянно повышать статус своих работников. Это не только повышение в должности, но и обучение сотрудника за счет фирмы, за которым часто следует повышение в должности, приглашение сотрудника в качестве эксперта, лектора, что говорит о высокой оценке его профессиональных качеств. [43 С.61]
Главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение гармоничного взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной ее частей. Это взаимодействие предполагает решение ряда задач, а именно:
- изучение карьерного потенциала нового сотрудника и потенциала коллег;
- достижение взаимосвязи целей нового сотрудника и целей организации;
- выявление и устранение «карьерных тупиков», в которых практически нет возможности для развития;
- выявление критериев служебного роста, используемых в компании;
- определение путей служебного роста в компании.
Для компании очень важен процесс планирования и контроля внутриорганизационной карьеры, который заключается в том, что с момента принятия нового сотрудника в компанию и до предполагаемого увольнения с места работы, компания организовывает горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест. Для компании очень важно, что бы каждый работник знал не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, что бы рассчитывать на продвижение по службе. [46 С.382]
Для этого каждый сотрудник проходит тесты на выявление мотиваторов, ожиданий от работы, выявление потенциала, которые существенно влияют на эффективную работу в компании. По результатам тестирования выстраивается «карьерная лестница» на каждого сотрудника компании.
Компания заботится о профессиональном развитии сотрудников: имеется достаточное количество профессиональной литературы, которая постоянно обновляется, ведется постоянное получение периодической литературы по всем направлениям деятельности компании.
Корпоративная культура и нематериальное мотивирование
В целях достижения поставленных задач, компания для поощрения своих работников использует и нематериальные стимуляторы:
– Компания внимательна к своим сотрудникам. Организация делает различные подарки своим сотрудникам к памятным датам: дню рождения, новому году; ценные подарки сотрудникам-юбилярам на 50, 55 и 60 лет, рождение ребенка.
–Компания думает о досуге своих работников. Она организовывает различные корпоративные мероприятия, не касающиеся непосредственно работы. Это профессиональные праздники, внутрифирменные праздники, посвященные значимым событиям: юбилею фирмы, новый год, загородные и экскурсионные поездки.
– Компания проводит внутрифирменные соревнования: среди сотрудников розницы и оптового направления проводятся конкурсы «лучший продавец месяца» и «лучший продавец года», среди работников строительного подразделения - «Лучший прораб», среди водителей – «Лучший водитель» и др.
– Компания заботится о своих сотрудниках не только, когда они находятся на рабочих местах, но и оплачивает нерабочее время сотрудников: отпуск, период временной нетрудоспособности, декретный отпуск.
– Компания признательна своим сотрудникам. Она замечает успехи и старания своих сотрудников и отмечает их похвалой и публичными регалиями.
– Компания стремится организовать удобные и эргономичные рабочие места. Работник имеет возможность самостоятельно организовать собственное рабочее место, а компания предоставляет для этого всё необходимое: офисную мебель, оргтехнику, канцелярские принадлежности, др.
– Компания заботится о безопасности своих сотрудников. Помещения компании оснащены системами охранно-пожарной безопасности, в т.ч. «кнопками» экстренного вызова милиции, системой видео-наблюдения.
– Компания экономит личное время сотрудников. Для удобства и сокращения времени, затрачиваемого сотрудниками на дорогу к месту работы, организацией организован автобус, доставляющий работников на работу, и обратно домой. [24 С. 82]
– Компания заботится о здоровье своих работников. В офисном помещении организации установлен фильтр для очищения и обогащения питьевой воды. Для работников оборудовано специализированное место приёма пищи в обеденный перерыв. Кроме того, компания регулярно обеспечивает своих работников спец. одеждой (в зимний период это утеплённая спец. одежда), а также средствами защиты и личной безопасности.
Проанализировав систему управления персоналом на предприятии можно сделать следующий вывод: на данном предприятии правильная система отбора персонала, как было отмечено выше, руководство предпочитает вести набор, как правило, среди своих работников. Это положительно сказывается на деловой карьере работников и их заинтересованности в результатах труда, с другой стороны на предприятие приходят новые талантливые люди, с новыми идеями, современными взглядами.
2.3 Оценка действующей системы повышения квалификации персонала на примере группы компаний "ПСБ "
Одним из распространенных видов повышения квалификации в данной организации является корпоративное обучение.
Корпоративное обучение в группе компаний "ПСБ" проводится посредством тренингов, семинаров и консультаций, которое позволяет предоставить наиболее практические методики и инструкции, отрабатывать и закреплять навыки и умения позволяющие организовать работу в отделе продаж, или магазине максимально эффективно, выстроить систему, которая оперативно реагирует на все изменения на рынке. Мотивировать участников программ обучения на использование полученных знаний в своей повседневной деятельности
Тренинг профессиональных навыков группы компаний "ПСБ " используется для:
– пополнения недостающих знаний;
– исправления недостатков в выполнении работником должностных обязанностей;
– доведения до автоматизма навыков работы в кризисных ситуациях;
– закрепления навыков работы при исполнении особо важных для фирмы функций (обслуживание клиентов, качество продукции).
В данной компании отдается предпочтение двум основным моделям подготовки рабочих кадров.
1. Обучение без отрыва от работы. Теоретический курс в профессионально-технической школе и практическая подготовка на предприятии.
2. Обучение с отрывом от работы в специализированных профессионально-технических учебных заведениях и центрах подготовки кадров.
В процессе корпоративного тренинга проводилось обучение сотрудников Курашкина С.В., Климиной Ю.Ю., Якуповой Р.Р.
1) Торговые представители оптовых не прямых и прямых продаж
Рассмотрим этапы тренинга Курашкина С. В.
В ходе беседы были заданы следующие вопросы:
- Как устанавливать контакт со всеми участниками продажи;
- Как эффективно проводить презентацию своего товара и предложения;
- Как эффективно вести переговоры о цене;
- Как устанавливать долгосрочные взаимоотношения;
- Как отслеживать прохождение заказа и прогнозировать доходы.
- Как вести телефонные переговоры.
- Как решать возникающие проблемы.
Курашкина С подробно рассказала о своих должностных обязанностях по реализации брусчатки, стандартах ведения телефонных переговоров, раскрыла этапы работы с клиентами, а также подробно описала свои действия в случае с дебиторской задолженностью. По итогам тренинга Курашкина С была аттестована.
2. Продавцы розничных магазинов и салонов.
Рассмотрим процесс аттестации консультанта Климиной Ю.Ю.
Ей были заданы следующие вопросы:
- Как осуществляется возврат товара ненадлежащего качества, проданного в кредит?
- Если Клиент внес предоплату за товар, но товар в срок не поступил. Какой процент уплачивает Продавец за каждый день просрочки?
- Правила пожарной безопасности. У кого находятся ключи от запасного выхода? Какие запасные выходы вы знаете?
- Пользуетесь ли вы своими правами?
- Стандарты ведения телефонных переговоров.
- Возврат товара ненадлежащего качества.
- Предоставление дисконтных карт.
- Должностная инструкция.
- Стандарты работы консультантов
Консультант подробно раскрыла стандарты работы консультантов розничной торговли, раскрыла каждый пункт этапов продаж, рассказала о том, как нужно вести телефонные переговоры с Клиентом, должностные обязанности по предоставлению дисконтных карт. Ответы были обдуманные, полные.
Членами комиссии были даны следующие рекомендации: Более подробно изучить Закон о защите прав потребителей при продаже товаров потребителям. (глава 2 Закона).
Консультант Климина Ю.Ю. считать аттестованной.
3. Руководители отделов продаж, супервайзеры, территориальные менеджеры продаж.
Рассмотрим процесс беседы Якуповой Р.Р.
- Ей были заданы следующие вопросы:
- Какие основные функции менеджера по продажам
- Какова роль менеджера в продажах
- Как проводить обучение и развивать торговый персонал
- Как нанимать торговый персонал
- Как планировать штат торгового персонала
- Как искать кандидатов
Якуповой Р.Р. полностью раскрыл ряд заданных вопросов, подробно описал координацию и контроль работы торговых агентов.
Прежде чем начать программу обучения, группа компаний "ПСБ" проводит оценку и анализ своих потребностей в обучении и развитии персонала. Затем на основе полученной информации с учётом специфики деятельности, товарного ассортимента и рынка сбыта принимаются программы обучения и развития персонала, полностью адаптированные под нужды и задачи компании.
Разработка и проведение корпоративного обучения в "ПСБ" проходит через несколько этапов:
1 Этап: Определение потребности компании.
-прояснение целей и задач обучения; ожидаемых результатов обучения; категории, количества персонала и т.д.
-формирование понимания существующей ситуации
-определение формата обучения
-оценка и выбор программ обучения, развития
-определение сроков обучения
Диагностика участников:
-интервью с группой торговых представителей: определение проблемных зон (в развитии персонала); определение и формирование готовности к обучению; мотивация персонала на изменения
-возможно анкетирование на определение уровня знаний по технологии продаж и владения инструментами продаж
2 Этап: принятие программы обучения и адаптация материалов
В процессе принятия программы обучения учитывается менталитет потенциальных покупателей, и экономическая среда рынка сбыта компании.
В программе обучения используются примеры и тренировочные модели с конкретным товаром или услугой, и с конкретными коммерческими ситуациями компании заказчика.
3 Этап: Проведение программы обучения
Формат проведения обучения тренинг
Тренинги проходят в интерактивном режиме
Методы:
-ролевые игры и упражнения
-выполнение и анализ письменных и устных заданий
-практическая отработка навыков в форме моделирования рабочих ситуаций, задачи решаются путем совместного поиска решений всеми участниками рабочей группы
4 Этап: Посттренинг
Цель: закрепление сформированных навыков, анализ и решение сложных рабочих ситуаций.
-через три, недели после основной части тренинга проводится консультационная сессия, продолжительностью: 2-4 часа для всех участников тренинга.
-в течении года поддерживается интерактивное общение с тренером (телефон, email)
-тестирование участников обучения на предмет усвоения полученных знаний.
-выборочный, или постоянный мониторинг работы торгового персонала
-передача компании заказчику методику обучения и учебные материалы для проведения самостоятельного обучения.
Помимо корпоративных тренингов группа компаний "ПСБ" так же практикует аудио– и видео тренинги . Данные виды тренинга применяются без отрыва от производства, и в сравнении с корпоративными тренингами, проводимыми в основном тренером извне, аудио- и видео тренинги менее затратные. [14 С.97]
Еще одним видом повышение квалификации персонала является тестирование (Приложение №2)
Обучение по охране труда производится в соответствие с требованиями Гост 12004-90 ССБТ от 13 января 2003 года №1-29 по разработанным и утвержденным программам обучения для работников основных профессий и по часовой программе для руководителей специалистов. Для работников которому требуется дополнительное обучение по промышленной безопасности , обучение проводится на курсах учебных комбинатов.
Помимо корпоративных тренингов группа компаний "ПСБ" так же практикует аудио– и видео тренинги . Данные виды тренинга применяются без отрыва от производства, и в сравнении с корпоративными тренингами, проводимыми в основном тренером извне, аудио- и видео тренинги менее затратные.
Оценив действующую систему повышения квалификации можно сделать следующие выводы:
Во-первых, группа компаний "ПСБ" широко применяет групповое обучения повышения квалификации;
Во-вторых, практикует аудио– и видео тренинги;
В-третьих, одним из видов повышение квалификации персонала является тестирование, обучение по охране труда.
В заключение данной главы можно сказать, что руководство компании грамотно использует инструмент карьерной и профессиональной мотивации. Компания стремится постоянно повышать статус своих работников. Это не только повышение в должности, но и обучение сотрудника за счет фирмы, за которым часто следует повышение в должности, приглашение сотрудника в качестве эксперта, лектора, что говорит о высокой оценке его профессиональных качеств.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 173.