Глава III. Исследование отношения к материнству и смысловой сферы женщины в период беременности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организация эксперимента

 

Цель эксперимента: Изучить отношение к материнству и смысловую сферу женщины в период беременности.

Задачи эксперимента:

1. Проанализировать отношения беременной женщины (к самой себе, окружающим и т.п.).

2. Рассмотреть особенности смысловой сферы женщины в период беременности.

3. По результатам эмпирического исследования разработать рекомендации по проведению психологической работы с беременными женщинами.

При изучении отношения к материнству и смысловой сферы беременной женщины были использованы «Тест отношений беременной» (ТОБ, И.В. Добрякова) (см. приложение 1), для исследования системы ценностных ориентаций беременных женщин нами была использована методика М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay) (см. приложение 2), также была разработана социологическая анкета для получения дополнительных сведений об участниках эксперимента (см. приложение 3).

Концептуальной основной создания «Теста отношения беременной» послужила теория психологии отношений В.Н. Мясищева (1960), позволяющая рассматривать беременность через призму единства организма и личности. Поскольку личность по В.Н. Мясищеву есть динамическая система отношений, каждый блок теста ТОБ включает 3 раздела, в которых шкалируются различные понятия. Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). Испытуемой предлагается в каждом блоке выбрать только одно утверждение, наиболее соответствующий её состоянию.

Блок А (отношение женщины к себе беременной) представлен следующими разделами:

1. отношение к беременности;

2. отношение к образу жизни во время беременности;

3. отношение во время беременности к предстоящим родам.

Блок Б (отношения женщины в формирующейся в течение девяти месяцев беременности системе «мать-дитя») представлен следующими разделами:

1. отношение к себе, как к матери;

2. отношение к своему ребёнку;

3. отношение к вскармливанию ребёнка грудью.

Блок В (отношения беременной женщины к отношениям к ней окружающих) представлен следующими разделами:

1. отношение ко мне беременной мужа;

2. отношение ко мне беременной родственников и близких;

3. отношение ко мне беременной посторонних людей.

На основе результатов методики ТОБ беременную женщину можно отнести к одной из трёх групп, требующих различной тактики проведения дородовой подготовки.

Первая группа женщин включает в себя практически здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, имеющих оптимальный тип психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД).

Вторая группа может быть названа «группой риска». В неё следует включать женщин, имеющих эйфорический, гипонозогнозический, иногда тревожный типы психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). У них отмечается повышенная вероятность развития нервно-психических нарушений, соматических заболеваний или обострения хронических расстройств.

Третья группа состоит из женщин, также имеющих гипогестогнозический и тревожный типы психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД), но выраженность их клинических проявлений значительно больше, чем у представительниц второй группы. Сюда следует включать всех, имеющих депрессивный тип психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). Многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индивидуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра.

Таким образом, тест позволяет выявлять нервно-психические нарушения у беременных женщин на ранних этапах их развития, связывать их с особенностями семейных отношений и ориентировать врачей и психологов на оказание соответствующей помощи. Своевременно и адекватно оказанная помощь не только улучшает ситуацию в семье, течение беременности и родов, но и является профилактикой проблем с грудным вскармливанием, послеродовых невротических и психических расстройств.

Простота использования теста даёт возможность внедрения его в практику работы женских консультаций, применения акушерами-гинекологами, терапевтами. Выявив выраженные нарушения у беременных женщин, они могут рекомендовать им обратиться за помощью к психологу или к психотерапевту. Это будет способствовать ранней диагностике нервно-психических расстройств у беременных.

Для исследования системы ценностных ориентаций беременных женщин нами была использована методика М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay), адаптированная А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым (см. приложение 2). Методика основана на приеме прямого ранжирования двух списков по 18 ценностей в каждом: терминальных (ценностей - целей) и инструментальных (ценностей-средств), отпечатанных на листах бумаги в алфавитном порядке. Испытуемым предлагалось поставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18.

Терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу. То, к чему он стремится сейчас и в будущем.

Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности.

Для конкретизации критериев ранжирования испытуемым предлагалось учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реализованности. Для этого после завершения ранжирования обоих списков испытуемым предлагалось оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни.

Исследование проводилось на базе женской консультации при поликлинике №10 Калининского района г. Новосибирска. В эксперименте приняли 25 беременных женщин, также было исследовано 25 не беременных женщин (контрольная группа). Всего в исследовании приняло участие 50 женщин в возрасте от 20 до 30 лет.

Статистические данные представлены в таблице 1 и 2 (см. приложение 5).

Для выявления особенностей смысловой сферы женщины во время беременности, мы сравнивали результаты по тесту Рокича у беременных и небеременных женщин.

Для получения дополнительных сведений об участниках эксперимента, нами была разработана социологическая анкета (см. приложение 3).

Результаты эксперимента

В результате тестирования по методике «Тест отношений беременной (ТОБ)» мы получили (см. приложение 4), что у

§ 43 % беременных женщин преимущественно оптимальный тип ПКГД (психологического компонента гестационной доминанты) - идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных по сроку размеров; соматические ощущения отличны от состояний не беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена;

§ 23% - эйфорический тип ПКГД (психологического компонента гестационной доминанты) - все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка;

§ 15% - тревожный тип ПКГД (психологического компонента гестационной доминанты) - идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или маленьких по сроку размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния;

§ 13% - гипогнозический тип ПКГД (психологического компонента гестационной доминанты) - многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индивидуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра;

§ 6% - депрессивный тип ПКГД (психологического компонента гестационной доминанты) - интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.

По тесту Рокича мы получили списки проранжированных испытуемыми инструментальных и терминальных ценностей. Каждой ценности испытуемыми был приписан ранг от 1 до 18 (1 - наиболее ценная при любых обстоятельствах, 18 – наименее ценная). Из полученных ответов нами были выбраны самые популярные и самые непопулярные ответы по инструментальным и терминальным ценностям отдельно для беременных и небеременных (см. приложение 5).

На следующем этапе обработки массивов была реализована процедура кластерного анализа. Поскольку в аналитическом исследовании при наличии целевой выборки одномерные распределения представляют небольшую «ценность», постольку в качестве дескриптивной статистики и был использован кластерный анализ, репрезентирующий не «количественные» распределения, а «качественные» связи и зависимости между наблюдаемыми переменными (см. приложение 5).

Кластерный анализ был осуществлен при помощи компьютерной программы «Пакет обработки статистических данных Stadia 7.0». Он был выполнен с метрикой вычисления расстояний по Эвклиду и объединяющей Уорда.

Кластерная структура ценностных ориентаций представлена в приложении 5.

Полученная кластерная структура позволяет представить различные ценностные структуры. На графике видно, что структура ценностного сознания исследуемых групп может быть разбита на несколько достаточно ясно очерченных кластеров.

В результате кластерного анализа, мы можем сделать вывод о том, что наиболее значимыми инструментальными ценностями для беременных женщин являются: аккуратность, воспитанность, ответственность, исполнительность. Наименее значимыми инструментальными ценностями для беременных женщин являются: непримиримость к недостаткам в себе и других и высокие запросы. Наиболее значимыми терминальными ценностями для беременных женщин являются: счастливая семейная жизнь и здоровье. Наименее значимыми терминальными ценностями для беременных женщин являются: творчество, красота природы и искусства.

Наиболее значимыми инструментальными ценностями для небеременных женщин являются: высокие запросы, ответственность, независимость и воспитанность. Наименее значимыми инструментальными ценностями для небеременных женщин являются: аккуратность и чистоплотность, непримиримость к недостаткам в себе и других. Наиболее значимыми терминальными ценностями для небеременных женщин являются: активная деятельная жизнь и здоровье. Наименее значимыми терминальными ценностями для небеременных женщин являются: красота природы и искусства, жизненная мудрость.

Результаты анкетирования беременных и небеременных женщин представлены в приложении 5 (табл.1 и табл. 2).

В таблице 1 приведены наиболее характерные элементы для беременных и небеременных женщин (на основании анкетирования).

 

Таблица 1

Дата: 2019-07-30, просмотров: 165.