Роль мировоззрения в формировании преступного поведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Особую роль в формировании генезиса преступного поведения играет мировоззренческая позиция, без которой невозможна правильная ориентация в "нормативной среде", как и в социальной среде в целом.

Мировоззрение представляет собой систему взглядов, убеждений человека, определяющих, если так можно выразиться, его моральный, идейно-нравственный облик. Структуру мировоззренческой основы личности составляют ее философские, социально-экономические, нравственные, правовые, эстетические взгляды. При этом мировоззрение не просто как система взглядов на жизнь, на свое место в обществе, на происходящие события, но и осмысление своей системы ценностей[64]. Мировоззренческая позиция, как и система ценностей усваивается человеком в различных социальных группах и во многом зависит от адаптированности личности к образу жизни, привычкам и требованиям этих групп. Искаженное миропонимание, которое существенно расходится с мировоззрением и моралью общества, ведет к образованию у человека потенциальных причин, под влиянием которых субъект избирает неправомерный способ удовлетворения своих потребностей[65].

Мировоззрение человека проявляется через его убеждения. Убеждение выступает в двух значениях: во-первых, как синоним уверенности в истинности конкретного факта как существенный компонент мировоззрения; и, во-вторых, как наивысший уровень направленности в структуру которого входит не только мировоззрение, но и воля к борьбе за него. В этом случае убеждение - высший итог идеологического воспитания личности[66].

В зависимости от потребностей, интересов, сформированных установок и системы мировоззрения (взглядов, идеалов, убеждений) можно выделить шесть основных типов направленности личности.

1. Интернализаторско-конформистская направленность доминирует у законопослушных граждан, а точнее правоисполнительных. Основой регуляции их поведения, а также выбора средств достижения личностных целей является личностная и социально-полезная (общественная) направленность. Их поведение соответствует системе их личностных ценностей, а единственной устрашающей санкцией становится чувство вины (совесть).

2. Интернализаторско-девиантная направленность доминирует в асоциальном или антисоциальном поведении, и характерна для лиц действующих в соответствии со своей внутренней позицией. Деликт подростка или правонарушение взрослого связан с желанием выразить свои убеждения, противопоставить себя обществу.

3. Идентификаторско-конформистская направленность доминирует у тех, кто ценит себя как члена конкретного общества. Их правопослушное или законопослушное поведение связано с тем, что их поведение соответствует их референтной (значимой) группе, и способствует их самоопределению. В этом случае первостепенное значение приобретают нормы референтной группы, даже в отсутствии каких-либо неформальных санкций.

4. Идентификаторско-девиантная направленность характерна для лиц, подверженных влиянию асоциальной или антисоциальной референтной группы. Они скорее будет ориентироваться на нарушающую закон референтную группу. Направленность носит деформированный характер по типу гипопроекции со стороны группы, или гиперпроектции с ее же стороны.

5. Податливо-конформистская направленность характерна для лиц, ориентирующихся на юридические санкции только ради получения вознаграждения или избежания наказания, и служит примером классического сдерживания. Их поведение можно назвать законопослушным, т.к основном сдерживающим фактором является страх наказания. В их сознании присутствует две противоположных установки (правовая и противоправная).

6. Податливо-девиантная направленность является ведущей у тех, кто убежден, что юридические санкции слабы и этим будет продиктована их антисоциальная установка[67].

Таким образом, в соответствии с данной концепцией о порождающей функции направленности в формировании мотива вполне можно сделать вывод о существовании криминального мотива, под которым следует понимать "продукт мотивации, то есть, психической деятельности, конечной целью которой является формирование оснований асоциальной активности человека и побуждения к достижению выбранной криминальной цели"[68].

В фундамент такого подхода легла концепция мотива как сложного интегрального психологического образования, разработанная А.Е. Ситниковым и А.В. Ермолиным, которые рассматривают следующие стадии формирования мотива:

1-я стадия - принятие человеком стимула, формирование потребности и первичного (абстрактного) мотива. В первую стадию входят желания, влечения, страсть;

2-я стадия - поисковая активность (внутренняя и внешняя) связанная с перебором возможных средств удовлетворения потребности в данных обстоятельствах. Вторая стадия связана со склонностями, интересами, уровнем притязаний, с учетом знаний, умений и качеств, с идеалами, убеждениями, установками и ценностями;

3 стадия - выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь. Третья стадия связана с побуждениями к достижению цели, стремлениями и намерениями[69].

Деформация направленности может выражаться в нарушении выбора действия на стадии его инициации при принятии решения преступником. Это происходит при чрезмерном доминировании побуждений, и приводит к сужению выбора возможных целей. При этом, действия преступником расцениваются как единственно возможные.

К примеру, Ф.С. Сафуанов, рассматривая психологию криминальной агрессии, связывает такое поведение со следующими ограничениями:

а) ограничение выбора промежуточных целей. Промежуточные действия и операции, сообразные конечной цели, с психологической точки зрения нейтральны к уголовно-правовой их оценке, они могут включать как социально приемлемые, так и криминально-агрессивные поступки. Взаимодействие ситуативных и личностных факторов может обусловливать невозможность выбора правомерных способов реализации цели.

б) затруднения при необходимости изменения уже реализуемого действия или полного отказа от действия - при изменении объективного содержания ситуации. Динамика ситуации меняет смысл действия преступника и требует коррекции. Но психическое состояние преступника, обусловливающее игнорирование внешних изменений, может препятствовать нормальному контролю и коррекции своего агрессивного поведения[70].

Таким образом, можно сделать ряд выводов.

Под личностью преступника следует понимать вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления определенного, указанного в уголовном законе возраста, а также комплекс присущих ему внешних и внутренних качеств, предопределивших его преступное поведение.

В свою очередь, преступник - это, во-первых, лицо, обладающее свободой выбора поведения, и, во-вторых, совершающее этот выбор из своих личных, частных интересов, сознательно принимающее отрицательное (порочное, опасное, порицаемое) решение. Именно поэтому в статус общеправового принципа возведена неотвратимость наказания за совершенное преступление, так как главная цель наказания - в максимальной степени повлиять на сознание человека таким образом, чтобы впредь он принимал исключительно правильные решения, воздерживался от совершения преступления.

При изучении личности преступника одну из центральных ролей играет процесс формирования мотива. Формированию мотива соответствует целая совокупность компонентов: потребностный блок, блок "внутренних фильтров", целевой блок. В перечень компонентов, образующих структуру мотива конкретного криминального поступка включены все компоненты направленности. Они являются основными детерминантами мотивационной структуры личности преступника, а их деформация определяет его преступное поведение[71].

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 230.