Результаты экспериментального исследования представлены в виде сводных таблиц и графически.
Критерии оценки:
1) низкий уровень – 0 баллов – отказ от выполнения задания или выполнение его с грубыми ошибками (более 2);
2) средний уровень – 1 балл – частичное выполнение задания при незначительной помощи воспитателя, с небольшим количеством недочетов;
3) высший уровень – 2 балла – правильное выполнение задания без ошибок (допускается 1 – 2 неточности, исправленные самостоятельно).
На основании полученных данных целесообразно было провести количественный и качественный анализ результатов.
Оценки детей (в баллах) отражены в сводной таблице результатов.
Таблица 1. Сводная таблица результатов экспериментального исследования уровня МЭК подростков.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | по строке | ||
1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 8 | ||
2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 | ||
4 | 1 | 1,5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0,5 | 9 | ||
5 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 11 | ||
6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 2 | 10 | ||
7 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 15 | ||
8 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 6 | ||
9 | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 10 | ||
10 | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 10 | ||
12 | 16,5 | 7 | 7 | 9 | 11 | 8 | 5 | 5 | 12,5 | ||||
11 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 7 | ||
12 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
13 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 16 | ||
14 | 1 | 1,5 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0,5 | 8 | ||
15 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 11 | ||
16 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 2 | 10 | ||
17 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 16 | ||||
18 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 6 | ||
19 | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 9 | ||
20 | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 10 | ||
| 12 | 15,5 | 6 | 7 | 9 | 11 | 9 | 6 | 5 | 11,5 | |||
Наивысшее количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 2 × 10 = 20 б. Такого количества баллов не набрал никто из детей.
Построим полигон частотного распределения баллов. Для этого запишем статистический ряд в виде:
xi | 0 | 6 | 8 | 10 | 11 | 14 | 15 |
fi | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Рисунок 1
График показывает, что распределение частот верных ответов по форме приближается к нормальному распределению: низких и высоких значений мало, а средних – много.
Найдем среднее арифметическое значение выборки верных ответов:
Х =
– среднее значение не достигает даже половины возможного набора баллов (10 баллов); т.е. получилось плосковершинное распределение с низким максимальным значением.
Если построить диаграмму ответов (в баллах), то получим:
Рисунок 2
В отношении 30% испытуемых получились результаты ниже среднего результата всей выборки, а 70% – выше среднего результата.
Выделим уровни, разделив их в шкале числовых отношений по баллам:
– от 0 до 4 баллов – низкий уровень;
– от 5 до 8 баллов – ниже среднего;
от 9 до 12 баллов – средний уровень;
– с 13 баллов до 16 баллов – выше среднего;
– от 17 до 20 баллов – высший уровень.
Результаты испытуемых по уровням мы занесли в таблицу 2.
Таблица 2. Результаты испытуемых подростков по уровням. Количество детей
Уровни | Человек | % |
Низкий [0, 4] | 1 | 10 |
Ниже среднего [5, 8] | 2 | 20 |
Средний [9,12] | 4 | 40 |
Вник среднего Г Из 16] | 3 | 10 |
Высший [17, 20] | 0 | 0 |
Если отразить результаты в диаграмме, то получим результат, отраженный в виде диаграммы, представленной на рис. 3.
Выделим те задания, которые были более сложными для подростков; для этого рассмотрим суммы по столбцам сводной таблицы. Видим, что хуже всего дети справились с заданиями:
1) Составить «Афишу концерта» из программных сочинений русских и зарубежных композиторов (по желанию);
2) «Угадай мелодию»;
3) Как называется сольный номер в опере?
4) Как называется вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании самостоятельных голосов?
Средний балл по всем заданиям будет равен:
Ниже этого результата выполнены задания №3, 5, 5, 7, 8, 9, то есть 60% заданий, а 40% – более этого среднего значения.
При этом выяснилось, что лучше всего дети справились с заданиями:
1) Составить программу музыкального концерта для одноклассников;
2) Назвать фамилию великого русского композитора, автора фортепианного цикла «Картинки с выставки»;
4) Назови струнный щипковый музыкальный инструмент.
Результаты анкетирования детей показали, что 70% испытуемых подростков относятся к музыке «хорошо», «с интересом», «обожают» ее и т.п. 30% испытуемых подростков менее оптимистичны в своих ответах («нормально», «смотря к какой» и др.). Наиболее типичными ответами при этом являются: «Смотря к какой. К современной музыке – очень хорошо, а к классической – прекрасно» (См. Приложение 1).
90% испытуемых показывают, что музыка в жизни нужна «для души», для того, чтобы «успокоить человека, если ему плохо», «поднять его настроение» и т.п. 10% испытуемых затрудняются с ответом («не знаю», «не думала» и т.п.).
95% испытуемых к числу музыкальных произведений, которые они знают, относят произведения классической музыки; однако любимыми для подавляющего большинства подростков являются популярные эстрадные песни, джазовые произведения.
Все испытуемые встречаются с музыкой дома, в гостях, «в машине», любят петь дома; подростки в подавляющем большинстве отмечают, что их родители поют дома и в гостях. Однако крайне редко встречаются ответы, свидетельствующие о том, что подростки слушают музыку на концерте (2%).
Дома испытуемые слушают музыку вместе с родителями, когда смотрят телевизор (95%).
Таким образом, очевидно, что испытуемые подростки при в общем-то положительном отношении к музыке, классическую музыку «знают», а эстрадную, популярную – «любят», что свидетельствует о разграничении ее эмоционального и интеллектуального восприятия.
Классическая музыка остается для испытуемых подростков «не своей», в определенной степени «навязанной» взрослыми – родителями, учителями. Разница между классической и популярной музыкой для испытуемых такая же, как между «надо» и «хочу, люблю».
Характерно, что опрошенные родители испытуемых подростков либо несколько приукрашивают картину музыкально – эстетического воспитания в своей семье (45%), либо полагают, что «Семья эти задачи не решает» (25%), либо затрудняются при ответе на него (оставляют данный вопрос без ответа, уходят от ответа) (30%).
При ответе на вопрос «Что необходимо для достижения вашим ребенком определенного уровня музыкальной культуры 7» ответы родителей весьма типичны («Поменьше смотреть телевизор», «Купить музыкальный инструмент»; «Его желание»; «Заинтересованное и профессиональное отношение к этой проблеме преподавателей музыки в учебных заведениях»; «Гармонично составлять планы уроков по музыке» и т.п.).
Подобные ответы (95%) свидетельствуют о том, что родители испытуемых подростков даже не замечают, что данный вопрос анкеты адресован непосредственно им и перекладывают всю ответственность за формирование МЭК своих детей на плечи других (учителей музыки), ищут причину в постороннем объекте («если бы не было телевизора…»).
Только один опрошенный родитель указал, что он должен «подавать пример ребенку, слушая классическую музыку».
Таким образом, анализ ответов родителей показывает, что в целом они не способствуют воспитанию музыкально-эстетической культуры своих детей.
Проанализировав рисунки подростков, можно сделать вывод о том, что 85% испытуемых обладают достаточно высоким потенциалом креативности (творческости к 15% подростков затрудняются в изображении музыки с помощью других художественных средств (рисования), что в целом свидетельствует о низком уровне развития их музыкально-эстетической культуры.
Дополнительную информацию дают ответы на вопрос «Почему ты изобразил музыку такой?»: 50% испытуемых в своих рисунках отождествляют музыку Ф. Шопена с явлениями природы (яркое солнце, голубое небо и т.п.); улыбающимся человеческим лицом; прорисовывают линии яркими карандашами 20% испытуемых затрудняется в изображении слышимой ими музыки изобразительными средствами; 30% испытуемых отказались рисовать, мотивируя отказ тем, что они никогда этого не делали, не знают, не понимают, что и как необходимо изобразить.
По результатам экспериментального исследования, таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) уровень развития музыкально-эстетической культуры испытуемых подростков 13 лет преимущественно средний;
2) испытуемые в целом знакомы с миром музыки, однако эти знания остаются для них просто «нужными», «обязательными», но ни в коей мере не требуются им для пополнения духовного багажа личности: ответы испытуемых, которым серьезная музыка необходима в эмоциональном, духовном плане, единичны;
3) родители испытуемых подростков не принимают участия в формировании МЭК своих детей: они не представляют, как им необходимо актуализировать себя в данной ситуации; по мнению родителей, музыкально – эстетическим воспитанием их детей должны заниматься профессионалы – «методически грамотные учителя музыки»;
4) испытуемые показывают достаточно низкий уровень креативности, что свидетельствует об отсутствии эмоционального восприятия музыкальных произведений, глубоком непонимании того, что, в принципе, любое художественное произведение (музыкальное) может быть описано средствами другого (живописи и графики).
Очевидно, что подобное положение ни в коей мере не может удовлетворять учителя музыки. С этой целью необходимо рекомендовать наиболее эффективные формы и методы, способствующие воспитанию у подростков музыкальной культуры.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 205.