Содержание
Введение
1. Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника
1.1 Понятие и сущность феномена «Культура»
1.2 Музыкальная культура личности как составляющая понятия «художественная культура»
1.3 Специфика музыкально-эстетической культуры подростков
2. Исследование уровня музыкально-эстетической культуры подростков
2.1 Психолого-педагогические условия воспитания музыкальной культуры подростков
2.2 Описание и анализ констатирующего эксперимента
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования
2.4 Эффективные формы и методы, способствующие воспитанию у подростков музыкальной культуры
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
В современном обществе, переживающем преобразования в политической, экономической, социальной и культурной сферах, существенное обновление претерпевает система среднего образования. Данный процесс реформирования школы, прежде всего, связан с гуманизацией и демократизацией образования, содержание которого в новой парадигме рассматривается как овладение культурой. При этом одной из актуальных задач в школе становится формирование развития музыкальной культуры учащегося, которая не только способна выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и явится залогом, базой культурного самосовершенствования личности в последующей жизнедеятельности.
Таким образом, представляется возможным подчеркнуть, что система музыкально – эстетического воспитания подростков, как и всякая другая, отвечает определенной социально обусловленной потребности, у нее есть свое назначение в конкретно – исторических условиях.
Опираясь на многолетний опыт деятельности педагогов, в плане воспитания музыкальной культуры школьников и учитывая перспективы его развития, хочется отметить, что сегодня педагогов-практиков интересуют такие вопросы, как понятие и сущность школьной музыкально – воспитательной работы, ее психологические аспекты, а также задачи и принципы формирования музыкальной культуры подростков. Анализ научной литературы показывает, что проблема формирования музыкальной культуры находится в поле зрения философов, культурологов, социологов, психологов и педагогов.
Возрастание роли искусства, музыкальной культуры в жизни общества и конкретного человека – факт очевидный и общепринятый.
Это подтверждают работы Б.В. Асафьева, К.Д. Ушинского, В.Н. и СТ. Шацких, Н.Л. Гродзенской, М.С. Когана и многих других.
Музыкально – эстетическая культура (МЭК) – составная часть общечеловеческой культуры, концентрирующей в себе достижения многих отраслей знания, сосредоточивающая ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народа. Ее сущность, специфические признаки раскрываются в трудах В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, И.Н. Немыкиной, Р.А. Кельчаровой. Психологические аспекты развития и формирования МЭК у школьников рассматривались в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Г.С. Тарасова и др. Внимание психологов при исследовании данной проблемы направлено, прежде всего, на исследование внутренних механизмов данного процесса. Все чаще предметом исследования ученых становится МЭК в контексте изменившейся социокультурной ситуации.
С позиции системного подхода процесс развития МЭК во взаимодействии с художественной культурой рассматривают в своих работах М.С. Коган, К.И. Тиященко, Ю.А. Лукин и др. Одни исследователи представляют музыкальную культуру как «подсистему» духовной культуры. Другие – как слой, расположенный в деятельностной структуре между материальным и духовным слоем.
Междисциплинарный подход к исследованию развития МЭК школьников предполагает изучение данного феномена во всех его связях и взаимодействиях. Непосредственно МЭК школьников посвящены труды Р.А. Тельчаровой, B.C. Цукермана и др.
Отдельные аспекты музыкальной культуры в рамках уроков музыки и мировой художественной культуры изложены в трудах A.Б. Абдулина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.В. Горюновой, Д.Б. Кабалевского. Н.А. Терентьевой, Л.М. Предтеченской и др.
Несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость названных работ, проблемы целенаправленного развития МЭК учеников на уроках музыки в педагогике изучено недостаточно полно. На основании вышеизложенного актуальность предпринятого исследования определяется целым рядом факторов, среди которых социальный заказ современного общества на развитую личность, обладающую определенным уровнем МЭК, потребность в разработке и апробации внедрения технологий, обеспечивающей достижение поставленной цели в период обучения в школе. Таким образом, имеются противоречия между:
• объективными потребностями общества в высоком уровне развития МЭК личности и недостаточным вниманием общеобразовательных школ к этой проблеме;
• необходимостью определения сущности и специфики МЭК учащихся и слабой теоретической и практической разработкой, недостаточной изученностью понятия «МЭК школьников»;
• важностью развития МЭК подростков и отсутствием соответствующих педагогических технологий.
Таким образом, несмотря на наличие большого количества исследований в интересующей нас отрасли, на современном этапе разработки системы формирования музыкальной культуры подростков возникает множество нерешенных проблем. Эти проблемы касаются как теории создания и развития теории музыкально – эстетического воспитания, так и педагогических условий организации и проведения занятий. Необходимо констатировать: тот положительный опыт, который накоплен за последние десятилетия учителями музыки, зачастую не может быть перенесен в новую среду и требует новых разработок и корректировки программ музыкально – эстетического воспитания.
Вместе с тем, по нашим наблюдениям, современная литература содержит ряд ценных обобщений и аналитических наблюдений, которые получили свое дальнейшее развитие.
Указанные противоречия и сложности обусловили актуальность исследования и определили выбор его темы: «Воспитание МЭК школьников на уроках музыки».
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – развитие МЭК школьников на уроках музыки.
Цель исследования: определение сущности МЭК школьников, научное обоснование и разработка технологии ее развития в рамках урока музыки.
Указанные объект, предмет и цель исследования позволили определить основную гипотезу исследования. Развитие МЭК школьников будет эффективным, если:
1) она является одним из приоритетных направлений процесса обучения в общеобразовательной школе;
2) обоснована специфическая природа МЭК школьника как целостного образования, имеющего личностный и деятельностный аспекты;
3) разработана методика диагностики уровней развития МЭК школьника.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить сущность и дать определение понятия «МЭК школьника», а также рассмотреть сопряженные с этой теорией понятия;
2. Изучить особенности современной социокультурной ситуации, влияющей на процесс формирования МЭК школьника.
3. Теоретически обосновать технологию развития МЭК учеников на уроках музыки.
4. Выявить динамику развития МЭК школьников.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
– философские идеи о культуре, имеющие личностный и деятельностный аспекты (Г.В. Егель, М.С. Коган, Э.С. Маркарян и др.);
– концептуальные идеи о специфике МЭК (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г.С. Тарасов, Б.А. Теплов);
– труды в области музыкальной педагогики (Э.Б. Абдулин, Л.Г. Арчажникова и др.).
В работе использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, опытно-экспериментальная работа.
Экспериментальной базой исследования явилась гимназия №1.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны методические рекомендации в помощь учителю музыки по формированию МЭК школьников.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сущность и компонентный состав понятия «МЭК школьников».
2. Методика диагностики МЭК подростков.
Апробация результатов исследования проходила на базе школы №1 на родительском собрании учащихся 7 «а» класса.
Дипломная работа структурирована согласно логике поставленной цели и состоит из: введения; двух глав; заключения, библиографии и приложения.
1. Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника
Заключение
В заключение дипломной работы необходимо сделать некоторые выводы, касающиеся развития музыкально – эстетической культуры подростков.
Раскрывая сущность музыкальной культуры учащихся-подростков, специалисты подразумевают под этим социально-художественный опыт личности, обусловливающий удовлетворение высоких духовных потребностей, и формируемый, прежде всего под непосредственным воздействием музыки. «Музыка никуда не уходит. Она с нами – старинная и новая, детская и взрослая, она, подобно нашей памяти, все вмещает и все помнит. Слушая ее, мы испытываем чудо подлинных открытий: узнаем, какими были древние замки и как сверкала гладь морей античности, перед нами предстают улочки старой Вены и цветущие яблони парижских предместий. И наша жизнь начинает казаться совсем другой – не той торопливой, полной проблем и тягот, а причастной к вечно движущемуся потоку человеческих судеб и стремлений».[25]
Удивительно при этом, что мы оказываемся способны не просто воспринимать или наблюдать чудесные образы, которые несет нам музыка, но по-настоящему любить их, чувствовать близкими себе, не считаясь ни с историческими, ни национальными границами.
И все же, открывая для себя мир музыки, подросток одновременно узнает и то, что она полна тайн, что непросто обнаруживает она свои богатства. Это вер ню что музыка – общечеловеческий язык, но как порой трудно его понимать!
Вот почему понимание музыки требует труда, ведь почти ничто в мире не дается человеку просто, без усилий. Может быть, только самая простая музыка воспринимается непосредственно, но ведь с годами возникает потребность в чем-то большем, чем нехитрые мелодии и ритмы. Поэтому необходимо больше узнавать об истории музыки, музыкальных сочинений, их содержании и жанровом разнообразии, наконец, о средствах музыкальной выразительности. Все это – составляющие музыкально-эстетической культуры, дорога к которой для подростка лежит через эмоциональные переживания, вызванные музыкой.
К сожалению, современные подростки, как показало экспериментальное исследование, воспринимают серьезную, классическую музыку как нечто нужное, обязательное для их образования, обучения, но не как источник собственного духовного опыта.
Гипотеза экспериментального исследования, таким образом, подтвердилась: испытуемые подростки находятся на среднем уровне развития музыкальной культуры, в основном показывая только знания о музыке, но не желание взаимодействовать с музыкой на уровне чувств. Родители испытуемых не прилагают усилий для развития музыкально-эстетической культуры подростков. В целом полученные результаты сходны с результатами экспериментального исследования, проведенного А.В. Мошкиным и В.Н. Руденко: современные подростки остро нуждаются в руководстве по развитию их музыкально-эстетической культуры со стороны взрослого.
Учитель музыки может и должен взять на себя миссию доброго наставника и друга подростка в мире музыки, он вполне может сделать мир ребенка гармоничнее и прекраснее. От этого взрослый человек, работающий с детьми, и сам обычно становится лучше, ибо подобное, как известно, воздействует на подобное: зло умножает зло, а красота создает красоту.
В этом – извечная мудрость мира, в котором музыка существует для утверждения светлых, высших начал в человеке. И делает она это по мере сил с тех давних пор, как впервые появилась в нашем мире.
В тайне музыки, как и во множестве других тайн, заключенных в музыке, есть одна мудрость. Она состоит в простой истине, что не все вопросы в жизни предполагают ответ и что есть нечто такое, перед чем человеку надлежит смириться и поклониться. В свете идеи духовного, гуманистического развития личности современного ребенка проблема формирования музыкально-эстетической культуры выглядит, чрезвычайно актуальной. Множество неурядиц, нерешенных проблем, которые потрясают современное общество, не должны лишать подрастающего человека красоты музыки, ее волшебной воздействующей силы.
Очевидно, что проблема поиска путей развития МЭК школьника еще ждет своих исследователей, которые внесут достойный вклад в ее разрешение.
Библиография
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. – М., 1990. -231 с.
2. Алиев Ю.Б. Песня на уроках музыки. – М., 1978. – 98 с.
3. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. (Пер. с англ.). /Под ред. КМ. Гуревича, В.И. Лубовского. – М., 1982.
4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – M., 1983. – 221 с.
5. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – СПб, 1999. – 341 с.
6. Беляева Л.С, Трудков A.M. Музыкально-педагогическая диагностика в общеобразовательной школе. Учебно-методическое пособие. – Мурманск, 2000. – 83 с.
7. Братусь Б.С, Розовский И.Я., Цапкин В.Г. Психологические проблемы изучения и коррекции личности. – М., 1988. – 132 с.
8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1979. – 451 с.
9. Глотов М.Б. Художественная культура как система социальных институтов: автореферат диссертации. – Л., 1974. -97 с.
10. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М., 1989 – 112 с.
11. Дорошенко СИ. Музыкальное образование в России: историко-педагогическое исследование. – Владимир, 1999. – 224.
12. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д., Чертков Ю.Д. Из жизни людей школьного возраста. Дети в изменяющемся мире. – М., 2001. – 239 с.
13. Изучение личности школьника учителем. – М., 1991. – 111 с.
14. Мировая художественная культура. 9 класс; Эстетика жизни. 9 -11 классы. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
15. Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1973. – 143 с.
16. Мошкин А.В., Руденко В.Н. Дети Смуты. – Екатеринбург, 1993. - 112 с.
17 Музыка. Программно-методические материалы. 5–9 классы.
18. Науменко Т.И. Формирование музыкальности у младших школьников. – М., 1980.
19. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6 класс – М., 2001. – 160 с.20. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 7 класс – М., 2001. – 161 с.
21. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 8 класс – М., 2001. – 161 с
22. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 6 класс. – М., 2001.
23. Hayменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 7 класс. – М., 2001.
24. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.‑М., 2001. – 242 с.
25. Педагогиическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. – Минск, 1987. -114 с
26. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1987. – 245 с
27. Пецко Л П. Эстетическая культура и восприятие человека. – М., 1991. – 211 с.
28. Пирадов А.В. Эстетическая культура личности. – М., 1978. – 112 с.
29. Полонский В.М. Оценка качества научно – педагогических исследований. – М., 1987. – 116 с.
30. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музьки – М., 1991. – 112 с
31. Самсонидзе Л.С. Особенности развития музыкального восприятия. – Тбилиси, 1987. – 116 с.
32. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980. – 231 с.
33. Способности и склонности: комплексное исследование. – М., 1989.-114 с.
34. Старобинский С.Л. Методика стиле – слухового анализа музыкальных произведений школьниками-подростками в слушательской деятельности. Программа повышения квалификации учителей-специалистов по предмету «Музыка» / Сост. Г.П. Сергеева. – М., 1995. -134 с.
35. Старовойтова О.А. Специфика музыкальной культуры ребенка // Воспитание школьника. – 1998. – №4. С. 11–14.
36. Стулова Г.А. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., 1992. – 98 с.
37. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. – М., 1999. – 216 с.
38. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998. -221 с.
39. Талызина Н.Ф., Лобанова О.П. Психология музыкальных способностей. – М., 1999. – 244 с.
40. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1985. -354 с.
41. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1978. -453 с.
42. Терещенко А.П. Музыкальное развитие подростка // Семья и школа. – 1989. – №1. С. 23 – 26.
43. Халабузарь В., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. – М., 1990. – 243 с.
44. Художественная культура: понятие термина / Под ред. Л.Н. Дороговой. – М., 1978. – 231 с.
45. Чепалова П.В. Музыка и ребенок // Воспитание школьника. -1991. – №2. С. 10–12.
46. Чуб О.Р., Вавилова П.С. Музыка в семье. – СПб., 2001. – 111 с.
47. «Школа – 2100». Образовательная программа и пути ее реализации / Под ред. А.А. Леонтьева. Вып. 3. – М., 1999. – 288 с.
48. Школяр Л.В. и др. Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1990. -312 с.
49. Эстетика: Словарь / Под ред. А.А. Беляева и др. – М., 1989. – 411 с.
50. Эстетическое воспитание школьника / Под ред. П.В. Чепаловой. – М., 1999. – 251 с.
51. Этрау Дж. Музыкальное воспитание детей в семье. – СПб., 2002. – 121 с.
[1] Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. – М., 2001 – с. 21
[2] Науменко Т.И., Алев В.В. Музыка. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6 класс. – М., 2001 – с. 9
[3] Художественная культура: понятие термина / По ред. Л.Н. Дороговой. - М.,1978 – с. 12.
[4] Цит по: Глотов М.Б. Художественная культура как система социальных институтов: Автореферат диссертации. - Л.,1974 – с. 4.
[5] Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. - М. 2001 – с. 23.
[6] Там же – с. 24.
[7] Художественная культура понятие термина / По ред Л.Н Дороговой. – M., 1978 – с. 16
[8] Художественная культура: понятие термина. /Под ред. Л Н. Дороговой. - М., 1978 – с. 67.
[9] Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. - М., 1991 – с. 41.
[10] Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека - М , 1991 – с. 17
[11] Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. – М., 2001 – с. 4
[12] Мошкин А.В., Руденко В.Н. Дети Смуты. - Екатеринбург. 1993 – с. 76.
[13] Мошкин А.В., Руденко В.Н. Дети Смуты. – Екатеринбург, 1993 – с. 77
[14] Мошкин А.В., Руденко В.Н. Дети Смуты. – Екатеринбург, 1993 – с. 80
[15] Мошкин А.В., Руденко В.Н. Дети Смуты. – Екатеринбург, 1993 – с. 92
[16] Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. – М., 2001 – с. 5
[17] Старобинский С.Л., Гайская Е О «Тысяча миров» музыки - М., 2002 – с. 11.
[18] Терешенко А.П. Музыкальное развитие подростка // Семья и школа - 1989 - № 1 – с. 23
[19] Там же
[20] Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998 – с. 34.
[21] Изучение личности школьника учителем. - М., 1991 – с. 87
[22] Школяр Л.В и др Теория и методика музыкального образования. - М., 1990 – с. 34 - 42.
[23] Музыка Программно-методические материалы 5-9 классы с. 61
[24] Талызина Н.Ф., Лобанова О.П. Психология музыкальных способностей - М., 1999 – с. 73.
[25] Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 7 класс. – М., 2001 – с. 154
Содержание
Введение
1. Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника
1.1 Понятие и сущность феномена «Культура»
1.2 Музыкальная культура личности как составляющая понятия «художественная культура»
1.3 Специфика музыкально-эстетической культуры подростков
2. Исследование уровня музыкально-эстетической культуры подростков
2.1 Психолого-педагогические условия воспитания музыкальной культуры подростков
2.2 Описание и анализ констатирующего эксперимента
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования
2.4 Эффективные формы и методы, способствующие воспитанию у подростков музыкальной культуры
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
В современном обществе, переживающем преобразования в политической, экономической, социальной и культурной сферах, существенное обновление претерпевает система среднего образования. Данный процесс реформирования школы, прежде всего, связан с гуманизацией и демократизацией образования, содержание которого в новой парадигме рассматривается как овладение культурой. При этом одной из актуальных задач в школе становится формирование развития музыкальной культуры учащегося, которая не только способна выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и явится залогом, базой культурного самосовершенствования личности в последующей жизнедеятельности.
Таким образом, представляется возможным подчеркнуть, что система музыкально – эстетического воспитания подростков, как и всякая другая, отвечает определенной социально обусловленной потребности, у нее есть свое назначение в конкретно – исторических условиях.
Опираясь на многолетний опыт деятельности педагогов, в плане воспитания музыкальной культуры школьников и учитывая перспективы его развития, хочется отметить, что сегодня педагогов-практиков интересуют такие вопросы, как понятие и сущность школьной музыкально – воспитательной работы, ее психологические аспекты, а также задачи и принципы формирования музыкальной культуры подростков. Анализ научной литературы показывает, что проблема формирования музыкальной культуры находится в поле зрения философов, культурологов, социологов, психологов и педагогов.
Возрастание роли искусства, музыкальной культуры в жизни общества и конкретного человека – факт очевидный и общепринятый.
Это подтверждают работы Б.В. Асафьева, К.Д. Ушинского, В.Н. и СТ. Шацких, Н.Л. Гродзенской, М.С. Когана и многих других.
Музыкально – эстетическая культура (МЭК) – составная часть общечеловеческой культуры, концентрирующей в себе достижения многих отраслей знания, сосредоточивающая ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народа. Ее сущность, специфические признаки раскрываются в трудах В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, И.Н. Немыкиной, Р.А. Кельчаровой. Психологические аспекты развития и формирования МЭК у школьников рассматривались в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Г.С. Тарасова и др. Внимание психологов при исследовании данной проблемы направлено, прежде всего, на исследование внутренних механизмов данного процесса. Все чаще предметом исследования ученых становится МЭК в контексте изменившейся социокультурной ситуации.
С позиции системного подхода процесс развития МЭК во взаимодействии с художественной культурой рассматривают в своих работах М.С. Коган, К.И. Тиященко, Ю.А. Лукин и др. Одни исследователи представляют музыкальную культуру как «подсистему» духовной культуры. Другие – как слой, расположенный в деятельностной структуре между материальным и духовным слоем.
Междисциплинарный подход к исследованию развития МЭК школьников предполагает изучение данного феномена во всех его связях и взаимодействиях. Непосредственно МЭК школьников посвящены труды Р.А. Тельчаровой, B.C. Цукермана и др.
Отдельные аспекты музыкальной культуры в рамках уроков музыки и мировой художественной культуры изложены в трудах A.Б. Абдулина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.В. Горюновой, Д.Б. Кабалевского. Н.А. Терентьевой, Л.М. Предтеченской и др.
Несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость названных работ, проблемы целенаправленного развития МЭК учеников на уроках музыки в педагогике изучено недостаточно полно. На основании вышеизложенного актуальность предпринятого исследования определяется целым рядом факторов, среди которых социальный заказ современного общества на развитую личность, обладающую определенным уровнем МЭК, потребность в разработке и апробации внедрения технологий, обеспечивающей достижение поставленной цели в период обучения в школе. Таким образом, имеются противоречия между:
• объективными потребностями общества в высоком уровне развития МЭК личности и недостаточным вниманием общеобразовательных школ к этой проблеме;
• необходимостью определения сущности и специфики МЭК учащихся и слабой теоретической и практической разработкой, недостаточной изученностью понятия «МЭК школьников»;
• важностью развития МЭК подростков и отсутствием соответствующих педагогических технологий.
Таким образом, несмотря на наличие большого количества исследований в интересующей нас отрасли, на современном этапе разработки системы формирования музыкальной культуры подростков возникает множество нерешенных проблем. Эти проблемы касаются как теории создания и развития теории музыкально – эстетического воспитания, так и педагогических условий организации и проведения занятий. Необходимо констатировать: тот положительный опыт, который накоплен за последние десятилетия учителями музыки, зачастую не может быть перенесен в новую среду и требует новых разработок и корректировки программ музыкально – эстетического воспитания.
Вместе с тем, по нашим наблюдениям, современная литература содержит ряд ценных обобщений и аналитических наблюдений, которые получили свое дальнейшее развитие.
Указанные противоречия и сложности обусловили актуальность исследования и определили выбор его темы: «Воспитание МЭК школьников на уроках музыки».
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – развитие МЭК школьников на уроках музыки.
Цель исследования: определение сущности МЭК школьников, научное обоснование и разработка технологии ее развития в рамках урока музыки.
Указанные объект, предмет и цель исследования позволили определить основную гипотезу исследования. Развитие МЭК школьников будет эффективным, если:
1) она является одним из приоритетных направлений процесса обучения в общеобразовательной школе;
2) обоснована специфическая природа МЭК школьника как целостного образования, имеющего личностный и деятельностный аспекты;
3) разработана методика диагностики уровней развития МЭК школьника.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить сущность и дать определение понятия «МЭК школьника», а также рассмотреть сопряженные с этой теорией понятия;
2. Изучить особенности современной социокультурной ситуации, влияющей на процесс формирования МЭК школьника.
3. Теоретически обосновать технологию развития МЭК учеников на уроках музыки.
4. Выявить динамику развития МЭК школьников.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
– философские идеи о культуре, имеющие личностный и деятельностный аспекты (Г.В. Егель, М.С. Коган, Э.С. Маркарян и др.);
– концептуальные идеи о специфике МЭК (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г.С. Тарасов, Б.А. Теплов);
– труды в области музыкальной педагогики (Э.Б. Абдулин, Л.Г. Арчажникова и др.).
В работе использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, опытно-экспериментальная работа.
Экспериментальной базой исследования явилась гимназия №1.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны методические рекомендации в помощь учителю музыки по формированию МЭК школьников.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сущность и компонентный состав понятия «МЭК школьников».
2. Методика диагностики МЭК подростков.
Апробация результатов исследования проходила на базе школы №1 на родительском собрании учащихся 7 «а» класса.
Дипломная работа структурирована согласно логике поставленной цели и состоит из: введения; двух глав; заключения, библиографии и приложения.
1. Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника
Понятие и сущность феномена «культура»
Приступая к исследованию сложной и интересной проблемы формирования музыкально-эстетической культуры школьников, в первую очередь представляется целесообразным определить само понятие «культуры» как общенаучной категории, имеющей длинную историю и отражающую достаточно сложную и неоднозначную реальность.
Термин «культура» впервые встречается у Цицерона и происходит от латинского culture, производимое от слова colere – взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием. И действительно, первое значение этого термина – это «возделывание», «обработка», «уход», в первую очередь возделывание земли и уход за ней и за животными, т.е. занятие сельским хозяйством. Позднее в термин «культура» начали вкладывать смысл «воспитание», «обучение», «образование», т.е. взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека. Культурный человек – это воспитанный и образованный человек.
Лингвисты отмечают, что до XVII века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «cultura juries» – выработка правил поведения, «cultura lingual» – совершенствование языка и т.д.
Более четкое значение термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному. В XVIII веке перед идеологами Просвещения остро стала проблема объяснения специфики образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Для этой цели стали активно использовать термин culture, противопоставляя его слову naturate – природа.
Таким образом, продолжая античную традицию, идеологи Просвещения с помощью термина «культура» выражали идеи культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. В идеологии Просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Кроме того, очень важным обстоятельством является и то, что в идеологии Просвещения термин «культура» приобрел нравственно-оценочный характер. С точки зрения идеологов Просвещения, культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство человека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры.
Но с другой стороны, культура рассматривалась и как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования.
Приходится констатировать, что развитие культуры всегда было связано с просвещением и воспитанием подрастающего поколения.
В современном понимании данного понятия «…культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия».[1] Она включает в себя не только результат духовной деятельности, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т.д.
Таким образом, культура включает в себя, по сути дела, все, что создано человеком и характеризует его жизнь в определенных исторических условиях. Такое расширительное содержание понятия культуры делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе.
Очевидно, что, соблюдая логику избранной темы исследования, необходимо принять более узкое понимание истолкования содержания понятия «культура». Исходным пунктом такого подхода к культуре является положение, что в культуре воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности.
Музыка является результатом человеческой деятельности. «Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»,[2] – сказал немецкий поэт Л. Тик. Кроме того, культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые он производит в самом себе, в своей душе, т.е. в собственном физическом и духовном облике.
И в самом деле, музыка образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растет, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик. Музыка, особенно для подрастающего человека, является дверью в некую новую реальность, путь в неизвестное; она бывает веселой, шуточной, а бывает волшебной, таинственной, как бы приоткрывающей завесу над чудесами жизни, в которые так хочется верить.
Таким образом, содержание понятия культуры раскрывается через ее многочисленные проявления. Изучение этих проявлений позволяет знакомится с явлениями культуры, одним из которых является музыка. Однако для более глубокого познания мира культуры необходимо разобраться в том, что составляет специфику или сущность культуры. В современной культурологии сложился ряд походов к пониманию сущности культуры. Насчитывается более двадцати концепций, среди которых предметно-ценностный, деятельностный, ценностно-смысловой и информационно-знаковый подходы приняты подавляющим количеством исследователей.
В основу предметно-ценностного подхода заложено понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человеком. При таком понимании возможна трактовка культуры как «склада» или музея, в котором присутствуют ценности, созданные человеком. В интерпретации некоторых ученых (М.С. Коган и др.) данный подход к определению культуры определен как суммативная концепция. Культура в данном случае трактуется как сумма продуктов деятельности и общения людей, наследие, оставленное предшествующими поколениями и обеспечивающее прогресс человечества. Слабой стороной данной концепции является то, что сам человек при этом как бы «выпадает» из культуры.
Сторонники деятельностного подхода стремятся преодолеть этот недостаток и акцентируют внимание на человеческом факторе культуры и трактуют ее как способ жизнедеятельности человека. Определенная часть сторонников деятельностного подхода интерпретируют культуру как определение человека, взятого с точки зрения его всеобщности, как важнейшая сторона воспроизводственной деятельности общества, человеческой истории. При этом культура выступает как концентрированный организованный опыт человека, как основа понимания, осмысления, принятия решений, «как напряженный поиск человеком самого себя и своего места в мире» (А.С. Ахиезер).[3] С этим подходом в известной мере солидаризируется Е.А. Орлова, которая определяет культуру как «…процесс, результат и поле реализации человеческих потенций».[4]
С точки зрения деятельностного подхода, специфика культуры и ее содержание определяются сущностью человека, его характерными чертами и потенциями в динамике их осуществления.
Культура в такой интерпретации выступает как оценочное понятие и трактуется как показатель очеловеченности, человечности общества, всего, что в него входит, что оно создает. Иными словами, культура – это человечески содержательный аспект и параметр общественного бытия, гуманистическая сторона общественных отношений.
Таким образом, деятельностная концепция видит в культуре проявление активной, креативной и разумной природы человека. Для нее культура – совокупность способов человеческой деятельности, а также высший уровень овладения какой-либо областью деятельности (культура умственного труда, культура речи и пр.)
Несколько иную трактовку сущности культуры дает смысло-ценностный подход. Культура в этом подходе трактуется как мир ценностей – смыслов и идеалов.
Сторонники этого подхода не отрицают деятельностного подхода к культуре. Однако они подчеркивают, что отличительная особенность человеческой деятельности является сознательная постановка цели, свободное целеполагание и реализация потребности человека на основе этого целеполагания.
«Человечным» явление культуры становится потому, что в нем воплощено то, что называется «смыслом». Смыслы образуются в сознании человека, когда он в соответствии со своими потребностями оценивает и регулирует происходящее вокруг него в самом явления и процессы. Общее отношение человека к миру определяется смыслом. По мнению М. Бубера, «культура есть универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в мир человеческого (смыслового) бытия».[5]
Таким образом, весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры. Таким образом, смысло-ценностный подход (аксеологическая концепция культуры) – это явление, отражающее духовную природу человека, это выражение духовных ценностей и нравственных норм человечества. На основании данного подхода культура определяется как «…универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего» (С.Н. Жаров).[6]
Со смыслоценностным подходом в значительной мере солидаризуется информационно-символическая интерпретация культуры. Несмотря на различную интерпретацию ряда важных понятий, общим для этих подходов является то, что в их рамках культура или постигается через изучение области символического, или сводится к ней. Символ является тем средством реализации ценностей и смыслов культуры, которое доступно для непосредственного изучения.
Вместе с тем сторонники информационно-символического подхода к культуре делают акцент на знаково-символической стороне культуры. С точки зрения этого подхода, выступая в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся носителями информации – знаками.
Знак есть предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, обработки и трансляции.
Человек живет не только в мире вещей, но и в мире знаков. Явления культур – это знаки и совокупности знаков (тексты), в которых «зашифрована» социальная информация, т.е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл. Именно постольку, поскольку явления выступают в качестве знака, символа, «текста», который нужно не только наблюдать, но и осмысливать, они становятся фактом культуры.
С информационно-семиотической точки зрения (семиотическая концепция), определение культуры звучит следующим образом: «культура – это социальная информация, которая хранится и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств» (А. Кармин).[7]
Помимо перечисленных, личностная (поведенческая) концепция представляет культуру как актуализацию социальной природы человека: как способ движения личности в социальном пространстве и времени; как систему ее качеств и характеристик, важных для реализации отношений человека к природе, обществу, своим телесным и духовным потребностям, для процесса его социализации.
Безусловно, данная концепция наиболее близка традиционной педагогике с ее заботой преимущественно о культуре поведения ребенка.
Социологизаторская концепция характеризует через понятие «культура» определенную историческую эпоху, ступень развития конкретного народа, социума. Эвристическая концепция сводит культуру к креативной деятельности человека по совершенствованию того, что дается ему в природе, обществе, себе самом как космопланетарном, биосоциальном, культурно – историческом существе.
Стоит отметить, что каждая из концепция культуры по-своему интересна, каждая имеет право на существование. Однако культура, конечно, не исчерпывается одним, каким бы то ни было аспектом, она представляет собой сложное системное образование. Именно поэтому возможно существование различных, иногда противоречащих друг другу концепций культуры, и выделение культурологических аспектов а различных отраслях знания. Именно этим объясняется и терминологическая путаница, и возникновение специальной науки о культуре – культурологии.
Оригинальной позиции придерживался Д.С. Лихачев. Он рассматривал человека и природу как две различные культуры, которые не могут существовать друг без друга. Каждая из них – плод исторического развития, и если природа издавна и повсеместно влияет на человека и культуру, то человек влияет на природу – лишь недавно и не всюду.
Таким образом, обобщая и резюмируя сказанное выше, можно отметить, что разнообразные культуроведческие концепции сходятся в следующем:
• культура отличает человека от других живых существ;
• через культуру происходит социальное наследование, связь поколений, сохранение и развитие этноса, человечества;
• культура позволяет разным индивидам более или менее одинаково понимать мир, совершать понятные другим поступки.
В этой связи особый интерес представляет музыкальная культура личности как одна из составляющих понятия «художественная культура».
Дата: 2019-07-30, просмотров: 275.