ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

Банковская система является важнейшей составляющей национального хозяйства. Существует тесная взаимосвязь между развитием экономики и ее банковского сектора. Состояние национальной экономики определяет ресурсный потенциал банковской системы и возможности ее функциональной деятельности. В свою очередь, от эффективности функционирования банковской системы в значительной мере зависят масштабы и темпы экономического развития.

Банки как финансовые посредники выполняют специфическую миссию, заключающуюся в способности аккумулировать потоки денежных средств и осуществлять их рациональное перераспределение в территориальном и отраслевом аспектах посредством инвестиций и кредитов. Реализуя данную миссию, банки призваны способствовать устойчивому экономическому росту.

В условиях рыночных преобразований в экономике России в исторически краткие сроки была сформирована рыночно-ориентированная банковская система. Однако процесс переустройства экономических и финансовых отношений не сопровождался возрастанием роли банков в процессах общественного воспроизводства капитала, напротив, возник дисбаланс между реальным и финансовым секторами экономики. Сложившаяся модель банковской системы отличалась направленностью на краткосрочные финансовые операции и слабым участием банков в кредитовании реальных инвестиционных проектов. Данная стратегия, как показала практика, явилась одним из факторов системного экономического кризиса.

Процесс глобализации экономики, начавшийся в 20 веке и являющийся сейчас направляющей силой всего человеческого развития, определил необходимость ускорения мобилизации финансовых ресурсов, что привело к существенным трансформациям в кредитно-банковских системах развитых стран. Основные тенденции этих трансформаций выразились, в частности, в усилении концентрации и централизации кредитных институтов, росте групп банков-гигантов, действующих как трансконтинентальные образования и, как следствие, процессах универсализации банков. Тенденция к универсализации характерна для кредитных систем всех развитых стран. Усиление конкуренции между кредитными институтами и возникновение принципиально новых возможностей в условиях развития мощного финансового рынка привели многие банки к необходимости поиска иных способов повышения доходности своих операций. Одним из путей решений проблемы явилось резкое увеличение числа осуществляемых банками операций.

Вместе с тем анализ банковских систем различных стран свидетельствует о параллельном развитии тенденции к усилению специализации деятельности коммерческих банков. Так, в странах развитой рыночной экономики, в том числе и тех, которые имеют универсальную структуру кредитной системы, важное место (несмотря на некоторое снижение их числа) занимают специализированные банки.

Одной из целей стратегии развития банковского сектора РФ как раз является создание подобных банковских институтов с особыми задачами, связанными с реализацией национальных интересов. Наличие банков, которые бы функционировали в сферах деятельности, имеющих принципиальное значение для российской экономики, таких как долгосрочное инвестирование, - актуальная проблема теперешней России.

Однако, несмотря на некоторые положительные сдвиги, наметившиеся в деятельности банков в области кредитования реального сектора экономики в последние годы, уровень взаимодействия банков с реальным сектором экономики остается недостаточным, а инвестиционно-кредитная деятельность банков - крайне неудовлетворительной. Не случайно среди - концептуальных вопросов развития банковской системы России, определенных в совместной стратегии Правительства и Центрального банка Российской Федерации, особое внимание уделяется функциональным аспектам развития банковской деятельности, в том числе кредитованию инвестиционных проектов производственных предприятий. Именно в этой области положительные сдвиги наименее существенны.

Проблема привлечения банковского капитала в инвестирование производства является актуальной как в масштабе всей страны, так и ее регионов. Высокая социально-экономическая дифференциация российских
регионов, различия в уровне их инвестиционной привлекательности определяют существенную специфику в развитии банковского сектора и его возможностей по кредитованию реальных инвестиционных проектов. Это вызывает необходимость учета при анализе инвестиционно-кредитной деятельности банков региональных аспектов.

Низкая эффективность банковских механизмов трансформации сбережений в инвестиции является серьезным ограничителем экономического развития. Развитие инвестиционно-кредитной деятельности банков в России остается одной из наиболее острых экономических проблем, нуждающихся в серьезном и комплексном анализе.

В то же время даже в условиях значительных темпов роста капитала банков в том числе и за счет инвестиционных средств, его общий объем еще не отвечает уровню, который способен защитить банковскую систему в случае возникновения внешних или внутренних факторов дестабилизации.

Низкий уровень корпоративного управления в банках, в т.ч. и государственных, слабая организация в банках процедур управления рисками и тому подобное не отвечает интересам вкладчиков и кредиторов банков и является угрожающими фактором для банковской системы в целом.

Невзирая на то, что объемы кредитования в последние годы значительно увеличивались, потребности экономики в кредитах, особенно долгосрочных, остаются большей частью неудовлетворительными.

Одним из факторов, влияющим на стоимость кредитных средств, является формирование кредитных ресурсов банков за счет депозитов, привлеченных у физических лиц, которые являются дорогими и преимущественно не долгосрочными.

Методологические и теоретические аспекты роли кредитования в экономике широко освещены в работах Н.А.Бланка, В. Беренса, А.Б. Идрисова, Дж. Кейнса, Л.Дж. Гитмана, М.А. Лимитовского, И.В. Сергеева, Питера М. Хавранека, Р.Х. Холта и др.

Предмет данного дипломного исследования – изучение структуры и особенностей кредитных ресурсов развитых регионов.

Объект данного дипломного исследования – Ростовская область.

Цель дипломной работы – исследовать кредитные ресурсы Ростовской области.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

- изучить финансовый механизм инвестиционной деятельности в России;

- рассмотреть роль банков в современной рыночной экономике;

- дать определение банковского холдинга и показать его отличие от банковских групп;

- рассмотреть структуру современной банковской системы Российской Федерации;

- охарактеризовать структуру современного финансового рынка Ростовской области;

- провести анализ динамики и оценку эффективности использования кредитных ресурсов;

- рассмотреть кредитование национальных проектов в регионе;

Структурно работа состоит из 3 глав, введения, заключение, списка использованной литературы, приложений.




Содержание и функции государственного кредитования

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, то есть когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, последний не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита - и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении - от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство снижает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории: 1) очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Формой государственного кредитования, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной основе, является бюджетный кредит.

Заемщиками государственных средств на возвратной основе могут быть коммерческие и некоммерческие российские юридические лица, за исключением организаций с иностранными инвестициями. Порядок осуществления государственного кредитования предпринимательской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства.

Государственным и муниципальным унитарным предприятиям могут предоставляться процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в порядке лимитов, которые предусмотрены соответствующим бюджетом. Получатели обязаны вернуть бюджетный кредит, а также предоставить информацию и отчет о его использовании в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов.

Хозяйствующему субъекту, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях возвратности, срочности, возмездности и обеспеченности. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита, а также на проверку его целевого использования в любое время действия кредита. Кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, иные условия.

Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Операции и платежи за счет средств бюджетного кредита осуществляются заемщиком самостоятельно в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Возврат средств федерального бюджета, предоставленных предприятиям и организациям на возвратной основе, а также плата за пользование этими средствами приравниваются к платежам в федеральный бюджет.

Анализ законодательства и специальной литературы дает возможность выделить следующие особенности государственного кредитования:

- целевое предоставление средств;

- льготный характер, поскольку бюджетное законодательство предусматривает предоставление бюджетных кредитов с уплатой процентов за пользование ими в размере одной трети или одной четверти ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день вступления в силу соответствующего федерального закона о бюджете;

- выделение средств равными долями в течение финансового года;

- создание специальных фондов, аккумулирующих выделенные средства. Так, для создания необходимых условий для функционирования агропромышленного комплекса в составе Федерального бюджета в 2000 г. был создан специальный фонд для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях.

В целом следует отметить, что Правительству РФ поручается проводить реструктуризацию задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по начисленным пеням и штрафам за несвоевременный возврат средств, предоставленных из федерального бюджета на возвратной основе, и за просрочку уплаты процентов за пользование ими по состоянию на 1 января соответствующего года.

Иной порядок выделения государственных средств на возвратной, срочной и платной основе предусмотрен для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт. Можно выделить следующие особенности предоставления средств в данном случае:

- отбор претендентов для получения государственных средств осуществляется на конкурсной основе;

- бюджетные ссуды предоставляются под поручительство исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.

Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета.

В соответствии с Конституционным законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.

Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс РФ предусматривает разработку Правительством двух программ: 1) Программы государственных внешних заимствований (ст. 108 БК) и 2) Программы государственных внутренних заимствований. Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.

В процессе управления государственным кредитом решаются задачи:

1) минимизации стоимости долга для заемщика;

2) недопущения переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

3) эффективного использования мобилизованных средств и контроля за целевым использованием выделенных кредитов;

4) обеспечения своевременного возврата кредитов;

5) максимального решения задач, определенных финансовой политикой, в частности сохранение иностранных капиталов, в стране и переориентировка инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства.

Иностранные инвестиции в экономику. В целях направления дополнительных инвестиционных ресурсов в экономику РФ, включая финансирование развития инфраструктуры и экономики субъектов РФ, Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 1999 г. №1272 разрешено использование средств нерезидентов, находящихся на специальных счетах по учету операций с государственными ценными бумагами, для осуществления иностранных инвестиций в экономику РФ (счета типа «С»).

Постановлением утверждены «Основные условия осуществления инвестиций в экономику РФ с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа «С». Согласно этому документу иностранные инвестиции с этих счетов осуществляются в соответствии с планами, согласованными с Министерством экономического развития и торговли РФ, Минфином РФ, а также администрацией субъекта РФ, на территории которого реализуются иностранные инвестиции.

План принимается для рассмотрения при условии, что 1) доля средств со счетов «С», используемых в целях осуществления плана закупки оборудования, технических средств и материалов, произведенных на территории РФ, должна составлять не менее 70%; 2) иностранный инвестор берет на себя обязательство до истечения трех лет с даты использования средств со специального счета нерезидента типа «С» на осуществление прямых инвестиций или предоставление кредита перечислять денежные средства в рублях в размере не менее первоначально использованной суммы на счет «С» в случае уступки (продажи) прямых инвестиций за рубли или погашения кредита рублями,

Оперативное управление государственным кредитом осуществляют органы управления, финансовые и кредитные институты. Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства обычно осуществляют Министерство финансов или Казначейство совместно с Центральным банком. Так, в целях управления федеральным долгом в рамках Министерства финансов РФ созданы два департамента: Департамент управления государственным внутренним долгом и Департамент управления государственным внешним долгом.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого департаменты Минфина ведут Государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.

Министерство финансов выступают эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации и определяет конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ ЦБ РФ бесплатно осуществляет функции, генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга. При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты подлежат передаче Минфином на хранение и учет в депозитарий. Функции депозитария выполняет ЦБ РФ или иная организация, уполномоченная им. ЦБ РФ осуществляет по поручению Минфина и за счет средств федерального бюджета выплаты владельцам облигаций при погашении выпусков.

Регулирование рынка государственных ценных бумаг также осуществляется ЦБ РФ. Меры воздействия, применяемые ЦБ, можно условно разделить на две группы:

1) «пожарные» меры - поднятие ставки рефинансирования, ломбардных ставок, интервенции ЦБ на рынке ценных бумаг и валютном рынке. Эти меры, как показала практика, оказываются действенными лишь на короткий промежуток времени - два-три дня;

2) иностранные заимствования. Для воздействия на рынок достаточно даже не самих заимствований, а только психологичекой уверенности, что кредиты будут предоставлены.

Однако эффективное и долговременное противодействие стабилизации национального рынка ценных бумаг возможно только в том случае, если к монетарно-долговременным мерам избавятся те, что выходят за рамки финансового рынка, а именно: упорядочение налоговой системы и сбора налогов, а также рост экономики.

Специализированным банком по обслуживанию внешнего и внутреннего валютного долга является Внешэкономбанк. Распоряжением Правительства РФ от 24 июня 1998 г. № 857-р ему также переданы права ведения учета операций по обслуживанию и погашению государственных кредитов, предоставленных Правительством РФ правительствам государств-участников СНГ. Задолженность этих государств по ранее выданным им Правительством РФ кредитам передана на баланс Внешэкономбанка.

При управлении государственным долгом между кредиторами и заемщиком могут быть достигнуты соглашения о 1) новации - замене обязательств по долгу другими обязательствами; 2) унификации - объединении нескольких размещенных ранее долговых обязательств; 3) конверсии - изменении условии займов, касающихся их доходности; 4) консолидации - изменении условий обращения займов, касающихся их сроков.

 

Формы и виды кредита

Форма кредита отражает структуру кредитных отношений, их субъектов и основных свойств, сохраняющихся при различных внешних и внутренних изменениях. Как бы не менялись связи между кредитором и заемщиком по поводу ссуженой стоимости, форма кредита выражает его содержание как целого.

Кредит классифицируется по различным базовым признакам. В зависимости от того, какая представляется ссуда при кредитной сделке и кто является кредитором, различают пять самостоятельных форм кредита.

 

Источники ссудного капитала

     
 


                                          1          2

         
   

 


Формы кредита

коммерческий банковский потребительский государственный международный

Виды кредита по организационно-экономическим признакам

 

 


Рис. 2.1. Схема форм и видов кредита


Где: заемщики

1 - на расчетном счете,

2 - на депозитном)

Коммерческий кредит. Одна из ранних форм кредитных отношений. В его основе лежит отсрочка предприятием-продавцом оплаты товара и предоставление предприятием-покупателем векселя как его долгового обязательства оплатить стоимость покупки по истечении определенного срока. Наиболее распространены два вида векселя: простой, содержащий обязательства заемщика выплатить определенную сумму непосредственно кредитору, и переводный {тратта), предусматривающий письменный приказ кредитора заемщику о выплате установленной суммы третьему лицу либо предъявителю векселя.

Необходимость коммерческого кредита вытекает из самого процесса воспроизводства: несовпадение сроков производства и реализации. В результате одни производители вышли на рынок с товарами, а у других возникла потребность купить товар. Однако, не реализовав свою продукцию, они не располагают средствами, и поэтому торговая сделка состоится лишь при продаже с рассрочкой платежа. Отсюда цель этой формы - ускорить реализацию товаров и весь процесс кругооборота капитала и извлечь дополнительную прибыль.

Коммерческий кредит имеет определенные недостатки:

- ограничен размерами резервного капитала кредита. Продажа с рассрочкой платежа возможна при наличии у предпринимателя излишка капитала;

- зависит от условия его обратного притока. При спаде производства ссуды не возвращаются и цепочка кредитных связей нарушается, а его размеры сокращаются;

- имеет строго определенное направление, т.е. предоставляется одним предприятием другому, связанному с первым технологической цепочкой (например, завод по производству кожи оказывает коммерческий кредит фабрике по пошиву обуви). В обратном направлении коммерческий кредит невозможен.

В России коммерческий кредит до последнего времени имел ограниченную сферу применения. Расширению его применения препятствуют инфляция, кризис неплатежей, ненадежность партнерских связей.

На практике применяются следующие разновидности коммерческого кредита:

1) с фиксированным сроком погашения;

2) с возвратом после фактической реализации полученных в кредит товаров;

3) по открытому счету, когда вторичная поставка товара на условиях коммерческого кредита осуществляется по погашению задолженности по предыдущей поставке.

Итак, коммерческий кредит - кредит, предоставляемый функционирующими, хозяйствующими субъектами друг другу при продаже товаров с рассрочкой платежа.

Банковский кредит. Это наиболее распространенная форма кредитных отношений в экономике. Именно банки чаще всего предоставляют ссуды хозяйствующим субъектам, которые временно нуждаются в финансовой помощи.

В качестве кредиторов обычно выступают специализированные кредитно-финансовые организации, имеющие лицензии центрального банка на осуществление подобных операций. Заемщиками являются, как правило, юридические лица. Инструментом кредитных отношений служит кредитный договор (соглашение). Доход - ссудный (банковский) процент, ставка которого определяется соглашением сторон с учетом ее средней нормы на данный период. Банковский кредит имеет свои особенности:

- его источником являются, как правило, привлеченный капитал, т.е. полученный за счет средств банковских клиентов;

- банк ссужает стоимость, т.е. временно свободные денежные средства хозяйствующих субъектов, помещенные на счетах в банке;

- банк предоставляет не просто денежные средства, а денежный капитал, который, проделав кругообращение в процессе производства, возвращается с приращением.

Банковский кредит классифицируется по разным признакам:

1) по срокам погашения:

- краткосрочные - обычно до шести месяцев на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств;

- среднесрочные - сроком от шести месяцев до одного года;

- долгосрочные - свыше года (в некоторых странах - свыше трех-пяти лет).

2) по способу погашения.

- ссуда, погашаемая заемщиком единовременным платежом;

- ссуда, погашаемая в рассрочку в течение всего срока действия кредитного договора.

3) по обеспеченности:

- доверительные ссуды, единственной формой обеспечения является кредитный договор;

- обеспеченные ссуды, которые защищены имуществом заемщика (недвижимостью, ценными бумагами);

- ссуда под финансовую гарантию третьих лиц;

4) по категориям плательщиков

- аграрные ссуды, обычно имеющие сезонный характер, предоставляются для сельскохозяйственного производства;

- коммерческие ссуды функционирующим субъектам в сфере торговли и услуг;

- ипотечные ссуды под обеспечение недвижимостью; межбанковские ссуды предоставляются кредитными учреждениями друг другу.


Таблица 2.1

Отличие банковского кредита от коммерческого

Признаки отличия кредита Банковский кредит Коммерческий кредит
Объект кредитных отношений Ссудный капитал, обособленный от промышленного торгового Товар, капитал в товарной форме (ссудный капитал ещё слит с промышленным (торговым) и находится на одной стадии его кругооборота)
Субъект кредитных отношений Кредитор – ссудный капитал (преимущественно банкир), заемщик, - функционирующий предприниматель И кредитор и заемщик – функционирующие предприниматели
Объем кредита Значительно больше коммерческого – банкир использует собственный капитал, совершая многократный кругооборот денежных средств на возвратной основе Предоставляется функционирующим предпринимателям за счет собственного временно высвобожденного капитала
Динамика в период производственного цикла Может следовать за промышленным и торговым капиталом и увеличиваться или сокращаться параллельно с ним. В период спада производства может увеличиваться, поглощая большую часть занятого раньше в производстве и торговле Изменяется в том же направлении, что и промышленный и торговый капитал, в период производственного цикла следует за промышленным производством
Стоимость кредита

Средняя ставка банковского процента, как правило, включается в цену товара и всегда выше средней стоимости – коммерческого кредита

 

Итак, банковский кредит - это кредит, предоставляемый банками и другими денежными субъектами заемщикам в виде денежных ссуд. Потребительский кредит. Действует при целевом кредитовании физических лиц в товарной или денежной формах. Кредитором выступают предприниматели при розничной продаже товаров в рассрочку, как правило, товаров длительного пользования (мебели, легковых и грузовых машин, холодильников и т.п.) и кредитные организации, предоставляющие денежные ссуды населению для приобретения земли и другой недвижимости (квартир, домиков), оплаты дорогостоящего медицинского обслуживания и т.п.

За рубежом эта форма кредита получила очень широкое распространение и используется всеми слоями населения через систему кредитных карточек. В России потребительский кредит только начал развиваться в виде кредитования граждан под залог недвижимости или продажи некоторых товаров в рассрочку (например, квартир).

Государственный кредит. Отличительная его особенность - участие в кредитных отношениях государства в лице его органов власти различных уровней в качестве кредитора или заемщика. Выступая кредитором, государство через центральный банк или казначейскую систему производит кредитование:

- приоритетных отраслей, региональных или местных органов, испытывающих необходимость в финансовых ресурсах при невозможности бюджетного финансирования со стороны коммерческих банков из-за факторов конъюнктурного характера;

- коммерческих банков и других кредитных учреждений в процессе прямой или аукционной продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов. Как заемщик государство размещает государственные займы через банки или на рынке государственных краткосрочных ценных бумаг. Причина роста такого кредита - дефицит бюджетов, связанный главным образом с непроизводительными военными и управленческими расходами. Это основная форма государственного кредита. Его расширение, связанное с хроническим дефицитом бюджета, вызывает необходимость увеличения роста расходов на обслуживание займов - их погашение и оплату процентов, что в конечном итоге приводит к огромному государственному долгу. В результате государственный кредит становится регенератором дальнейшего своего роста.

В мировой практике государственный кредит используется не только в качестве привлечения финансовых ресурсов, но и как эффективный инструмент централизованного кредитного регулирования.

Международный кредит. Это наиболее поздняя форма развития, когда экономические отношения вышли за национальные рамки. Он функционирует на международном уровне, участниками которого могут выступать отдельные юридические лица, правительства соответствующих государств, а также международные финансово-кредитные институты (Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк и др.). Этот кредит классифицируется по нескольким базовым признакам:

- по видам - товарные, предоставленные экспортерами при отсрочке платежа за товары или услуги, и валютные в денежной форме;

- по назначению - коммерческие, связанные с внешней торговлей, финансовые - прямые капиталовложения, погашение внешней задолженности, валютные интервенции;

- по валюте займа - в валюте страны-должника, страны-кредитора, третьей страны и в международной счетной денежной единице (СДР, евро);

- по обеспеченности - защищенные (товарными документами, недвижимостью, ценными бумагами и др.) и бланковые - под обязательства должника (соловексель с одной подписью).

Международный кредит играет двоякую роль в экономике страны. Положительную - стимулируя ускорение развития производительных сил, расширение процесса производства, внешнеэкономическую деятельность, и отрицательную - обостряя противоречия рыночной экономики, форсируя перепроизводство товаров, усиливая диспропорции общественного воспроизводства и конкурентной борьбы за рынки сбыта, сферы приложения капитала и источники сырья.

Особой формой кредита является ростовщический кредит, имевший в прошлом большое значение наряду с коммерческим кредитом. В настоящее время с расширением кредитной системы он почти исчез с рынка ссудных капиталов. Его отличительными чертами являются:

- сверхвысокие ставки ссудного процента;

- кредиторами выступают физические лица или хозяйствующие субъекты, не имеющие лицензии на коммерческую деятельность;

- криминальные методы взыскания заемных сумм с неплательщика.

В большинстве зарубежных стран ростовщический кредит законодательно запрещен. В России он получил ограниченное распространение.

Виды кредита. Это более детальная характеристика по организационно-экономическим признакам классификации кредита. Единых мировых стандартов видов нет. Каждая страна в зависимости от особенностей кредитных отношений виды кредита устанавливает по-своему.

В России виды кредита зависят от:

1) срока оплаты ссуды (краткосрочные - до шести месяцев, среднесрочные - от шести месяцев до одного года, долгосрочные - свыше одного года);

2) объекта кредитования (приобретение сырья, топлива, материалов в промышленности, приобретение разнообразных товаров в торговле; затрат по растениеводству и животноводству в сельском хозяйстве);

3) отраслевой направленности (в промышленность, строительство, на транспорт, в торговлю и т.д.);

4) обеспеченности (прямые - ссуды выдают под конкретные товарно-материальные ценности; косвенные - предоставляются на покрытие кассового разрыва в платежном обороте; необеспеченные);

5) платности за использование (платные - заемщик платит процент, бесплатные - заемщик лишь возвращает долг без оплаты процента).

Делят кредит на дешевый с низким процентом и дорогой, когда процент достигает высокого уровня.

В мировой практике используются и другие критерии классификации видов кредита, например, кредит для юридических лиц и физических лиц.








Кредитный мониторинг

Кредитный мониторинг (англ. credit monitoring) - система наблюдений за состоянием кредитного портфеля кредитной организации, включающая анализ, оценку и прогноз выполнения условий кредита, обусловленных договорами. Кредитный портфель банка служит главным источником его доходов и одновременно - главным источником риска при размещении активов. От структуры и качества кредитного портфеля в значительной степени зависит устойчивость банка, его репутация, финансовые результаты. Кредитные работники и высшие служащие внимательно анализируют состав портфеля с целью выявления чрезмерной концентрации кредитов в определенных отраслях или у отдельных заемщиков, а также проблемных ссуд, требующих вмешательства со стороны банка.

Поэтому все банки, отвечающие современным требованиям или стремящиеся им соответствовать, осуществляют кредитный мониторинг - наблюдение за погашением кредитов, разработка и принятие мер, обеспечивающих решение этой задачи.

Необходимость его проведения обусловлена той особой ролью посредника на денежно-кредитном рынке и наличием большого числа серьезных и разноплановых рисков банковской деятельности, потенциально способных в кратчайшие сроки вывести из состояния равновесия рынок и его отдельных участников

Мониторинг используется в различных сферах человеческой деятельности и с различными целями, но при этом обладает общими характеристиками и свойствами. Кредитный мониторинг состоит в контроле за ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней, то есть в периодическом анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка, оценке состояния ссуд и проведении аудиторских проверок. Его составными элементами являются: систематическая оценка качества заемщика, анализ достаточности обеспечения, осуществление контроля за соблюдением условий кредитного договора, проведение корректирующих мероприятий.

Цель кредитного мониторинга - обеспечить погашение в срок основного долга и уплату процента по ссуде. Основные направления кредитного мониторинга: текущее финансовое состояние заемщика в статике и динамике; своевременность и полнота выполнения им обязательств, вытекающих из условий кредитного договора; качество обеспечения кредита; размеры риска кредитора и правильность формирования резервов по кредиту; соотношение условий кредитного договора с текущими рыночными тенденциями; правильность отражения в бух. учете кредитора движений, связанных с выполнением условий кредитного договора. Для проверки кредитоспособности заемщика и ранней диагностики кредитного риска применяют математико-статистические методы. Кредитный мониторинг осуществляется в полном объеме или частично сотрудниками службы внутреннего контроля или др. специалистами в соответствии с распоряжением кредитного комитета кредитной организации.

Несмотря на то, что сегодня в банковской практике используются различные способы кредитного мониторинга, все они основаны на нескольких главных принципах:

1. Периодическая проверка всех видов кредитов. Каждые 30, 60 или 90 дней проверяются все крупные кредиты и выборочно - более мелкие.

2. Тщательная разработка этапов кредитного контроля с тем, чтобы обеспечить проверку всех важнейших условий по каждому кредиту, в том числе:

- соответствие фактических платежей по кредиту рассчитанным данным;

- качество и состояние обеспечения по кредиту;

- полнота соответствующей документации, возможность получить в свое распоряжение обеспечение и юридическое право предпринимать при необходимости судебные действия в отношении заемщика;

-оценка изменений финансового положения и прогнозы относительно увеличения или сокращения потребностей заемщика в банковском кредите;

- оценка соответствия выданной ссуды кредитной политике банка и стандартам, разработанным контролерами со стороны регулирующих органов в отношении его кредитного портфеля.

3. Наиболее частая проверка проблемных ссуд, увеличение частоты проверок по мере роста проблем, связанных с конкретным кредитом.

4. Более частые проверки кредитов в условиях экономического спада или появления значительных проблем в тех отраслях, в которые банк вложил значительную часть своих ресурсов (например, существенное изменение налогового или экспортно-импортного законодательства, появление новых конкурентов или изменение технологий, требующие использования новых методов производства и реализации продукции).

Методика комплексного анализа при кредитном мониторинге включает 5 блоков:

- оценка технико-организационного уровня;

- анализ эффективности использования ресурсов;

- оценка структуры и динамики кредитных операций коммерческого банка;

- анализ величины кредитных рисков;

- анализ доходности операций по кредитованию клиентов.

В процессе индивидуального контроля работник банка должен оценить:

- качество кредита - изменение финансового положения клиента и его способности погасить кредит;

- соблюдение условий кредитного договора - выполняет ли клиент кредитные обязательства в соответствии с изначальными условиями сделки;

- состояние залога (гарантий, поручительств) - изменились ли условия, влияющие на стоимость залога или на возможность поручителя (гаранта) выполнить взятые на себя обязательства;

- прибыльность - продолжает ли кредитная операция давать достаточную прибыль.

В результате контроля должны выявляться так называемые проблемные кредиты, т.е. кредиты, по которым вероятно возникновение проблем с выплатой процентов и основной суммы долга.

Контроль за кредитным портфелем направлен на минимизацию кредитного риска и повышение прибыли от ссудных операций в целом.

Погашение кредитов в рублях и иностранной валюте должно проводиться в порядке, аналогичном их выдаче, т.е. все валютные кредиты погашаются за счет средств заемщиков на их текущих счетах в иностранной валюте, а все рублевые кредиты - с расчетных (текущих) счетов заемщиков, ведущихся в валюте РФ. При этом не исключается погашение рублевых кредитов с расчетных счетов заемщика, открытых в других банках, самим заемщиком (на основании его платежного поручения) или этими банками по требованию банка-кредитора. В данном случае банк-кредитор выставляет к счетам заемщика, открытым в других банках, свои платежные требования на взыскание суммы кредита (а также процентов по нему) в безакцептном порядке, но при условии, что заемщик предварительно (до получения ссуды) оформил в этих банках в порядке, установленном ст. 847 Гражданского кодекса РФ, дополнительные соглашения к договорам банковского счета о безакцептном списании средств по требованию конкретного банка-кредитора.

Есть и другие способы погашения кредитов - прекращение обязательств заемщика, которое предусмотрено Гражданского кодекса РФ и должно быть оговорено в кредитном договоре между банком и заемщиком (например, отступное, взаимозачет обязательств, новация, переуступка требований). И, наконец, погашение кредитов может осуществляться за счет обеспечения по ним, оформленного в соответствующем порядке договорами, залога имущества (прав), договорами поручительства третьих лиц или банковской гарантией.

Непогашенные за счет перечисленных источников суммы кредитов признаются безнадежными ко взысканию и по истечении срока исковой давности списываются за счет резерва на возможные потери по ссудам или собственных средств банка (его прибыли) за баланс. Списанные кредиты учитываются на внебалансовых счетах в течение не менее пяти лет для наблюдения банком-кредитором за возможностью взыскания суммы долга с заемщика.

Оценка эффективности существующей системы кредитного мониторинга в коммерческом банке «А» позволила выявить, что в нем был создан Отдел мониторинга, ранее сопровождение кредитов выполнял Сектор методологии и структурного финансирования. К сожалению, в банке не разработаны инструкции, регулирующие процесс мониторинга и определяющие функциональные обязанности специалистов, которые руководствуются Положением «О порядке организации кредитного процесса по программе «Кредитование малого и среднего бизнеса». В связи с этим, функции по мониторингу возложены в наибольшей степени на экономистов кредитного отдела. Следовательно, эффективность существующей системы кредитного мониторинга низкая, данный факт подтверждают растущие объемы просроченной кредитной задолженности в банке. Среди выданных банком кредитов наибольшую долю занимают кредиты, предоставленные негосударственным коммерческим организациям. С каждым годом кредитный портфель в отношении данной группы клиентов увеличивается.

В целях совершенствования кредитного мониторинга и эффективности деятельности коммерческих банков целесообразно применение комплекса мер.

1. Внедрение системы управления кредитным риском - имеет целью организацию эффективной системы контроля за кредитным риском; мониторинг реализуется через систему должностных отчетов, контроля риска всего кредитного портфеля и системы внутреннего (кредитного) аудита.

2. Использование систем кредитного скоринга - позволяет оценить возможность и вероятность погашения ссудных обязательств конкретным заемщиком в срок; способствует выявлению оптимального сочетания доходности операции и риском, ее сопровождающим. Скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик. Чем выше интегральный показатель, тем выше надежность клиента, в связи с чем банк может упорядочить своих клиентов по степени возрастания кредитоспособности.

3. Совершенствование мониторинга инвестиционных проектов - осуществляется на всех стадиях реализации инвестиционного проекта. Для своевременного выявления и минимизации возникающих рисков в банке должна внедряться система раннего предупреждения, которая позволяет своевременно выявить финансовые и нефинансовые сигналы, направленные на прогнозирование вероятности невыполнения условий кредитного договора. Заемщикам следует периодически предоставлять банку отчеты по инвестиционной и эксплуатационной деятельности.

4. Организация ипотечного механизма – необходимо обеспечить эффективный контроль за целевым использованием кредита, путем проверки документов, подтверждающих соответствие израсходованных средств кредитному договору, либо с помощью проверок на местах. Также предусматривается порядок взыскания просроченной задолженности за счет заложенного имущества.

5. Предоставление контокоррентного кредита - в процессе мониторинга особое внимание должно быть уделено контролю за состоянием кредитоспособности заемщика. Определяется лимит превышения кредитной линии. Рекомендуется ежемесячно проверять балансы оборотных средств и, при необходимости, корректировать кредитную линию. Поскольку контокоррентный кредит предоставляется на разрыв в платежном обороте клиента, когда его текущие финансовые потребности превышают имеющиеся у него собственные ресурсы и представляет собой единый активно – пассивный счет, то при превышении заемщиком установленного лимита кредитования, то эффективным является применение штрафных надбавок к установленной процентной ставке.

6. Использование лизинга - является действенным инструментом повышения доходности деятельности коммерческого банка по сравнению с долгосрочным кредитованием. Его применение также способствует росту эффективность кредитного мониторинга, поскольку объектом кредитования является имущество, а не денежные средства.

Таким образом, реализация комплекса мероприятий по совершенствованию кредитного мониторинга в коммерческом банке направлена на развитие и улучшение его деятельности в будущем, а также способствует снижению совокупных рисков кредитных организаций и всего финансового сектора российской экономики.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из проведенного выше исследования можно сделать следующие выводы:

Банковская система сегодня – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, вступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства. Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и представляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале.

Сегодня «деятельность банковских учреждений так многообразна, что их истинная сущность оказывается действительно неопределенной». В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Сегодня кредитование населения входит в число наиболее быстро развивающихся направлений банковской деятельности в России. За последние три года задолженность по ссудам, предоставленным физическим лицам, увеличилась в 8,3 раза, достигнув к 1 января 2007 года уровня 1157,2 млрд. руб. Короткого промежутка времени было достаточно для того, чтобы сегмент розничного кредитования стал важным источником доходов для многих российских банков. Так, розничные ссуды, вклад которых в структуру кредитного портфеля российского банковского сектора составляет уже 17%, обеспечивают примерно четверть всех поступлений от кредитных операций.

В настоящее время в Ростове-на-Дону работают 87 банков, а также филиалов и представительств крупных и средних российских финансовых учреждений из других регионов. По экспертным оценкам, на сегодняшний день кредитный портфель банков достаточен для покрытия потребности субъектов малого предпринимательства в кредитных ресурсах.

В 2006 году работающие на Дону банки в 2,5 раза увеличили объем кредитных вложений в экономику Ростовской области. За 2003-2006 гг. совокупный размер банковских кредитов, выданных малым предприятиям Ростовской области, вырос в 4 раза. Число заемщиков увеличилось втрое. Число зарегистрированных на территории области филиалов иногородних кредитных организаций, в первую очередь московских, увеличивается постоянно. Только за 2006 год в области зарегистрировано 6 новых филиалов. Сейчас на Дону действует 42 филиала иногородних кредитных организаций, а также Юго-Западный территориальный банк Сбербанка с 20 отделениями. При этом среди филиалов 18 принадлежат банкам, входящим в число 30 крупнейших российских банков.

Потребность в банковских услугах со стороны предприятий и населения растет. И ее удовлетворение было бы невозможно без конкуренции на рынке банковских услуг. Конкуренция продолжает усиливаться и, как следствие, стимулирует удешевление банковских услуг, улучшение их качества, укрепление доверия клиентов и вкладчиков, подталкивает менеджмент осуществлять поиск новых направлений деятельности. Именно эти факторы существенно влияют на спрос и условия предоставления услуг.

В числе событий, негативным образом отразившихся на деятельности банков, многие отметили снижение ставки ЦБ и рост цен. Ответной реакцией банков на эти изменения стало небольшое увеличение доли краткосрочных кредитов. Если в начале прошлого года доля кредитов, размещенных на срок до 1 года, в кредитных портфелях местных банков составляла 72%, то по итогам 2006 года она достигла 82%. Таким образом, банки пытаются компенсировать потери, вызванные снижением кредитных ставок. Тем более что рост цен на многие товары и услуги позволяет коммерческим предприятиям более охотно обращаться к банкам за помощью. В 2006 году кредитные вложения банков в донскую экономику увеличились в 2,5 раза.

Наибольший вклад в этот прирост внесли Сбербанк и филиалы крупных российских банков. Более чем в два раза увеличил свой кредитный портфель в Ростовской области Сбербанк, за счет, видимо, работы с крупными предприятиями. И в 4,5 раза нарастили объем выданных кредитов филиалы. Гораздо скромнее были темпы роста кредитных вложений у местных банков, но их отправные цифры год назад были гораздо более внушительные, чем у филиалов и Сбербанка.

В 2003 г. рейтинговый консорциум «Эксперт РА-АК&M» присвоил Ростовской области рейтинг кредитоспособности «А+» по национальной рейтинговой шкале, означающий высокий уровень надежности с незначительным риском несвоевременного выполнения обязательств и позитивными перспективами.

Рейтинг «А+» со стабильными перспективами означает, что Ростовская область относится к категории заемщиков, имеющих высокий уровень надежности. Высокий рейтинг Ростовской области определяется значительным экономическим и инвестиционным потенциалом, благоприятным предпринимательским климатом, профицитностью бюджета, высоким качеством управления, низким уровнем долговой нагрузки, хорошей кредитной историей, информационной открытостью. Факторами риска являются: зависимость от федерального бюджета, высокая доля сельхозпроизводства, низкий уровень диверсификации налоговой базы, невысокий уровень капитальных расходов бюджета.

Ростовская область обладает значительным экономическим потенциалом, определяемым благоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом, выгодным географическим положением, развитым финансовым и страховым секторами, мощной транспортной инфраструктурой, наличием квалифицированного научно-технического персонала. Ростовская область характеризуется высоким инвестиционным потенциалом и благоприятным предпринимательским климатом, что, в частности, находит отражение в позитивной динамике иностранных инвестиций, сопровождающейся ростом их доли в общероссийском объеме. Объем иностранных инвестиций в Ростовской области в 2006 году составил $263 млн., что на 16,7% больше, чем в предыдущем году. Доля инвестиций в основной капитал в ВРП по итогам 2006 года составляет 18,8% (по РФ в ВВП – 16,2%).

В 2004 году, банками было предоставлено более 5 тысяч кредитов малому бизнесу на общую сумму более 11,7 млрд. рублей. В 2005 году было уже почти 9 тысяч кредитов почти на 18 млрд. рублей. В прошлом году - более 10 тысяч заемщиков взяли в банках более 24 млрд. рублей. К концу 2006 года, по прогнозам, общий объем кредитов малому бизнесу может достичь 40 млрд. рублей.

Наиболее активными кредиторами выступают такие банки, как Юго-Западный банк СБ РФ, «Центр-инвест», «КМБ-Банк», Донской народный банк. Реализация национального проекта «Развитие АПК» стимулирует финансистов активно работать с такими заемщиками, как коллективные фермерские и личные подсобные хозяйства. За четыре месяца нынешнего года они взяли почти в 2 раза больше кредитов, чем за 2006 год. Заключено более 5000 кредитных договоров (891 с фермерами и более 4 тысяч с владельцами личных хозяйств) на сумму более 1,2 млрд. рублей.

На сегодняшний день Ростовская область занимается кредитованием четырех особо крупных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье.

1) «Развитие АПК»

Национальный проект в сфере агропромышленного комплекса - это создание системы земельно-ипотечного кредитования, развитие животноводства и кредитной кооперации на селе, а также субсидирование процентной ставки по кредитам.

2) «Доступное и комфортное жилье».

Цель проекта - добиться того, чтобы большинство населения могло приобретать и строить качественное жилье не только за счёт своих собственных сбережений, но и с помощью долгосрочных кредитов. Проект должен сформировать работающую модель по улучшению жилищных условий граждан.

3) «Здоровье».

Приоритетные направления проекта:

- денежные выплаты врачам общей практики, участковым терапевтам, педиатрам и медицинским сестрам первичного звена, а также медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов и скорой помощи;

- закупка диагностического оборудования для организации первичной медико-санитарной помощи в муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждениях;

- диспансеризация населения;

- мероприятия по вакцинопрофилактике;

- решение кадровой проблемы;

- подпрограмма «Родовой сертификат»;

- оказание высокотехнологичной медицинской помощи;

4) «Образование».

Национальный проект «Образование» является логическим развитием применяемой на Дону практики. С 2003 года проводятся конкурсы общеобразовательных учреждений, участвующих в реализации инновационных проектов и являющихся экспериментальными площадками. За это время 27 школ удостоены грантов из областного бюджета для реализации проектов по актуальным направлениям модернизации образования (профилизация, информатизация, реструктуризация).

Основные направления реализации национального проекта «Образование»:

- дополнительное вознаграждение за классное руководство;

- стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

- поощрение лучших учителей;

- поддержка общеобразовательных учреждений - пользователей информационных технологий;

- поддержка талантливой молодежи;

- создание университета в Южном федеральном округ;

- приобретение школьных автобусов;

- оснащение школ учебными и учебно-наглядными пособиями и оборудованием.

Именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приложение к заявлению Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации «О совместной стратегии Банка России и Правительства Российской Федерации о развитии банковского сектора» от 30 декабря 2001 года.

2. Астапов К.Л. Законодательное регулирование инвестиций в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях // Законодательство и экономика. – 2007. - № 5. – с. 17-22.

3. Бабичева Ю.А. Банковское дело. М., Экономика 2004г.

4. Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы// Деньги и кредит 2005.-№6.

5. Букато В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. 2-е изд., перераб и доп.- М.: Финансы и статистика, 2006 г.

6. Грохолинский А., Региональный аспект инвестиционных процессов // Общество и экономика, 2006, №6,с 131-141.

7. Гузнов А.Г. Ближайшие перспективы развития российского банковского законодательства // Законодательство. – 2005. - № 2.

8. Егоров А.Е. Проблемы деятельности коммерческих банков на современном этапе развития экономики// Деньги и кредит 2005.-№4.

9. Есипов В.Е. Инвестиционный анализ: Учебное пособие. – СПб., 2006.

10.Ермаков С.Л. Работа коммерческого банка по кредитованию заёмщиков. – М.: Компания «Алес», 2005.

11.Жуков Е.Ф., Максимова Л.М., Печникова А.В. и др. Деньги, кредит, банки: –М.: ЮНИТИ, 2007.

12.Игонина Л.Л. Опыт банков развитых стран в области инвестиционной деятельности и возможности его реализации в российской экономике – 2005 г.

13.Караваев В. Региональная инвестиционная политика. // Инвестиции в Россию, № 2, 2005, с.12-15.

14.Климова, Н. И. Инвестиционный потенциал региона / Н. И. Климова. – Екатеринбург : УрО РАН, 2007.

15.Лаврушин О.И.Деньги, кредит, банки М.Финансы и статистика, 2007 г.

16.Лаврушин О.И. Перспективы развития банковского законодательства / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ. - 2005 .

17.Лавров А., Кузнецова О. Оценка бюджетного потенциала регионов России. // Рынок ценных бумаг, № 5, 2004, с.38-54.

18.Марченко Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты. // Вопросы экономики, № 9, 2004, с.69-79.

19.Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. – Технологический уклад кредитования. – М.: Перспектива, 2006.

20.Миркин Я.М. Банковские операции. – М.: Инфра-М, 2003.

21.Пастухова Н. 12 первоочередных шагов по реструктуризации банковской системы / РЦБ. - 2007. - № 2.

22.Региональная инвестиционная политика: Investing Promotion - Ростов н/Д - 2007 г.

23.Ройзман И. Современная и перспективная типология инвестиционного климата российских регионов // Инвестиции в России. 2006,№3

24. Семенюта О.Г. Деньги, кредит, банки в РФ: Учебное пособие. – М.: Контур, 2007.

25.Соколинская Н.Э. Учёт и анализ краткосрочных и долгосрочных кредитов. – М.: АО « Консалт-Банкир», 2005.

26.Сухов П.А. Некоторые аспекты устойчивости банковской системы// Деньги и кредит 2005.-№11.

27.Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе – М.: Буквица, 2007.

28.Ускин В.М. Современный Коммерческий банк: управление и операции. - М., ИПЦ «ВАЗАР-Ферро» 2006 г.

29.Фетисов Г.Г. Устойчивость, стабильность, равновесие и надежность банковской системы: понятия и критерии оценки // Законодательство и экономика. – № 8. - август 2006 г.

30.10-й рейтинг рейтингового агентства «Эксперт РА»

31.www.raexpert.ru

32.www.donland.ru

33.www.old.expert.ru


[1] Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе /– М. : Буквица, 2004.

[2] Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе /– М. : Буквица, 2004.


ВВЕДЕНИЕ

Банковская система является важнейшей составляющей национального хозяйства. Существует тесная взаимосвязь между развитием экономики и ее банковского сектора. Состояние национальной экономики определяет ресурсный потенциал банковской системы и возможности ее функциональной деятельности. В свою очередь, от эффективности функционирования банковской системы в значительной мере зависят масштабы и темпы экономического развития.

Банки как финансовые посредники выполняют специфическую миссию, заключающуюся в способности аккумулировать потоки денежных средств и осуществлять их рациональное перераспределение в территориальном и отраслевом аспектах посредством инвестиций и кредитов. Реализуя данную миссию, банки призваны способствовать устойчивому экономическому росту.

В условиях рыночных преобразований в экономике России в исторически краткие сроки была сформирована рыночно-ориентированная банковская система. Однако процесс переустройства экономических и финансовых отношений не сопровождался возрастанием роли банков в процессах общественного воспроизводства капитала, напротив, возник дисбаланс между реальным и финансовым секторами экономики. Сложившаяся модель банковской системы отличалась направленностью на краткосрочные финансовые операции и слабым участием банков в кредитовании реальных инвестиционных проектов. Данная стратегия, как показала практика, явилась одним из факторов системного экономического кризиса.

Процесс глобализации экономики, начавшийся в 20 веке и являющийся сейчас направляющей силой всего человеческого развития, определил необходимость ускорения мобилизации финансовых ресурсов, что привело к существенным трансформациям в кредитно-банковских системах развитых стран. Основные тенденции этих трансформаций выразились, в частности, в усилении концентрации и централизации кредитных институтов, росте групп банков-гигантов, действующих как трансконтинентальные образования и, как следствие, процессах универсализации банков. Тенденция к универсализации характерна для кредитных систем всех развитых стран. Усиление конкуренции между кредитными институтами и возникновение принципиально новых возможностей в условиях развития мощного финансового рынка привели многие банки к необходимости поиска иных способов повышения доходности своих операций. Одним из путей решений проблемы явилось резкое увеличение числа осуществляемых банками операций.

Вместе с тем анализ банковских систем различных стран свидетельствует о параллельном развитии тенденции к усилению специализации деятельности коммерческих банков. Так, в странах развитой рыночной экономики, в том числе и тех, которые имеют универсальную структуру кредитной системы, важное место (несмотря на некоторое снижение их числа) занимают специализированные банки.

Одной из целей стратегии развития банковского сектора РФ как раз является создание подобных банковских институтов с особыми задачами, связанными с реализацией национальных интересов. Наличие банков, которые бы функционировали в сферах деятельности, имеющих принципиальное значение для российской экономики, таких как долгосрочное инвестирование, - актуальная проблема теперешней России.

Однако, несмотря на некоторые положительные сдвиги, наметившиеся в деятельности банков в области кредитования реального сектора экономики в последние годы, уровень взаимодействия банков с реальным сектором экономики остается недостаточным, а инвестиционно-кредитная деятельность банков - крайне неудовлетворительной. Не случайно среди - концептуальных вопросов развития банковской системы России, определенных в совместной стратегии Правительства и Центрального банка Российской Федерации, особое внимание уделяется функциональным аспектам развития банковской деятельности, в том числе кредитованию инвестиционных проектов производственных предприятий. Именно в этой области положительные сдвиги наименее существенны.

Проблема привлечения банковского капитала в инвестирование производства является актуальной как в масштабе всей страны, так и ее регионов. Высокая социально-экономическая дифференциация российских
регионов, различия в уровне их инвестиционной привлекательности определяют существенную специфику в развитии банковского сектора и его возможностей по кредитованию реальных инвестиционных проектов. Это вызывает необходимость учета при анализе инвестиционно-кредитной деятельности банков региональных аспектов.

Низкая эффективность банковских механизмов трансформации сбережений в инвестиции является серьезным ограничителем экономического развития. Развитие инвестиционно-кредитной деятельности банков в России остается одной из наиболее острых экономических проблем, нуждающихся в серьезном и комплексном анализе.

В то же время даже в условиях значительных темпов роста капитала банков в том числе и за счет инвестиционных средств, его общий объем еще не отвечает уровню, который способен защитить банковскую систему в случае возникновения внешних или внутренних факторов дестабилизации.

Низкий уровень корпоративного управления в банках, в т.ч. и государственных, слабая организация в банках процедур управления рисками и тому подобное не отвечает интересам вкладчиков и кредиторов банков и является угрожающими фактором для банковской системы в целом.

Невзирая на то, что объемы кредитования в последние годы значительно увеличивались, потребности экономики в кредитах, особенно долгосрочных, остаются большей частью неудовлетворительными.

Одним из факторов, влияющим на стоимость кредитных средств, является формирование кредитных ресурсов банков за счет депозитов, привлеченных у физических лиц, которые являются дорогими и преимущественно не долгосрочными.

Методологические и теоретические аспекты роли кредитования в экономике широко освещены в работах Н.А.Бланка, В. Беренса, А.Б. Идрисова, Дж. Кейнса, Л.Дж. Гитмана, М.А. Лимитовского, И.В. Сергеева, Питера М. Хавранека, Р.Х. Холта и др.

Предмет данного дипломного исследования – изучение структуры и особенностей кредитных ресурсов развитых регионов.

Объект данного дипломного исследования – Ростовская область.

Цель дипломной работы – исследовать кредитные ресурсы Ростовской области.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

- изучить финансовый механизм инвестиционной деятельности в России;

- рассмотреть роль банков в современной рыночной экономике;

- дать определение банковского холдинга и показать его отличие от банковских групп;

- рассмотреть структуру современной банковской системы Российской Федерации;

- охарактеризовать структуру современного финансового рынка Ростовской области;

- провести анализ динамики и оценку эффективности использования кредитных ресурсов;

- рассмотреть кредитование национальных проектов в регионе;

Структурно работа состоит из 3 глав, введения, заключение, списка использованной литературы, приложений.




ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Дата: 2019-07-30, просмотров: 164.