Служба управления персоналом ООО «Ковчег» является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно Совету Директоров. Служба управления персоналом в равной степени с другими службами предприятия несет ответственность за решение задач по достижению экономических, технических и социальных целей предприятия и его работников. СУП как и другие структурные подразделения предприятия создается приказом директора завода. Структура и штаты службы управления персоналом утверждаются советом директоров в рамках утверждения организационной структуры и штатного расписания всего предприятия.
Структура службы управления персоналом представлена на рисунке 2.
В своей работе служба управления персоналом руководствуется:
- действующим законодательством Российской Федерации;
- Уставом ООО «Ковчег»;
- приказами и распоряжениями директора предприятия;
- локальными нормативными актами, действующими на предприятии;
- Положением о службе управления персоналом.
Рисунок 2 – Структура службы управления персоналом ООО «Ковчег»
Функции службы управления персоналом:
1. Определение потребности в кадрах в зависимости от стратегии развития производства, обеспечение регулярного притока квалифицированных кадров.
2. Оформление трудовых отношений.
3. Адаптация персонала – включение набранных работников в коллектив, в процесс производства.
4. Обеспечение развития персонала, организация обучения, переобучения, повышения квалификации.
5. Оценка трудовой деятельности каждого работника.
6. Определение структуры оплаты труда и структуры льгот, системы показателей труда, анализ рынка труда.
7. Выявление социальной напряженности в коллективе и снятие ее.
8. Создание резерва персонала, подбор в кандидаты, определение групп резерва, отбор персонала из группы резерва.
9. Обеспечение персонифицированного учета и отчетности в ПФР, оформление пенсий работникам, получившим право на льготное и по возрасту пенсионное обеспечение.
Свою деятельность служба управления персоналом строит на основе проведения активной кадровой политики, посредством создания эффективной системы управления кадрами и социальными процессами, обеспечением условий для инициативной и творческой деятельности работников с учетом их индивидуальных особенностей и профессиональных навыков, разработкой совместно с экономической службой материальных и нематериальных стимулов, тесно увязывая экономическую деятельность предприятия с вкладом каждого работника.
Служба управления персоналом постоянно совершенствует формы и методы управления персоналом на основе внедрения современных научно обоснованных, в том числе компьютерных технологий работы с персоналом, унификацией документации по делопроизводству.
На ООО «Ковчег» действуют следующие функциональные взаимосвязи и внутренний обмен информацией между службой управления персоналом и другими структурными подразделениями:
Таблица 6 – Функциональные взаимосвязи и внутренний обмен информацией между службой управления персоналом и другими структурными подразделениями ООО «Ковчег»
СУП предоставляет | Периодичность | СУП Получает | Периодичность |
1 | 2 | 3 | 4 |
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ООО «КОВЧЕГ» | |||
Проекты нормативных документов, проекты реорганизаций; план работ службы управления персоналом. | По необходимости | Стратегию развития предприятия; утвержденные нормативные документы; планы реорганизаций; утвержденный годовой план работ и бюджет службы управления | По необходимости |
ВСЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ OOO «КОВЧЕГ» | |||
Копии приказов, связанных с приемом, перемещением, предоставлением отпусков, поощрением, применением дисциплинарных взысканий и увольнением работников | Постоянно | Заявки на потребность в кадрах по специальности и квалификации, проекты графика отпусков | По требованию согласно штатному расписанию и в соответ ствии с объемами производства |
Методические указания по организации и проведению подготовки и повышению квалификации кадров | По необходимости | Заявки на обучение, повышение квалификации | Ежегодно |
Копии утвержденных Положений о подразделениях и должностных инструкций | При разработке и изменении | Проекты Положений о подразделениях и должностных инструкций | При разработке и изменении |
Сведения о нарушениях трудовой, исполнительской и технологической дисциплины | При нарушении дисциплины | Объяснительные записки от нарушителей | При нарушении дисциплины |
Предложения, мероприятия, копии приказов, распоряжений по вопросам работы с кадрами | Постоянно | ||
Копии приказов по вопросам трудовой дисциплины, изменения Правил внутреннего трудового распорядка, копии действующих на предприятии локальных нормативных актов | Постоянно | Характеристики на работников, представляемых к поощрению и награждению, к получению других корпоративных льгот | Постоянно |
Документы о повышении квалификации и профессиональной переподготовке работников предприятия | Постоянно | ||
ЮРИДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ | |||
Приказы, распоряжения на визирование | Постоянно | Информацию об изменении нормативных документов, трудового, гражданского законодательства | Постоянно |
График отпусков | Ежемесячно | ||
Сведения о приеме, перемещении и увольнении работников | Постоянно | ||
БУХГАЛТЕРИЯ | |||
Сведения о приеме, увольнении, очередных отпусков работников ОАО | Постоянно | Справки о заработной плате для оформления пенсии по возрасту, вредности и инвалидности | Постоянно |
Табель учета рабочего времени | В конце отчетного периода | Материалы для выдачи справок работникам о работе на предприятии, занимаемой должности и размере заработной платы | Постоянно |
Листки временной нетрудоспособности к оплате | Постоянно | ||
АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ | |||
Организационно-распорядительную документацию для исполнения | Постоянно | Организационно-распорядительную документацию, письма, факсы и т.д. | По необходимости |
Заявки на приобретение канцтоваров и др. МБП | По необходимости | Печатные издания | По необходимости |
Номенклатуру дел | Ежегодно | ||
Документацию на архивное хранение | Ежегодно | ||
МЕНЕДЖЕРЫ ПО ПРОДАЖАМ | |||
Предложения по разработке Политики в области качества | 1 раз в год | Политику в области качества, Цели завода в области качества | 1 раз в год |
Цели подразделений и мероприятия по реализации Целей подразделений | 1 раз в год | Документы СМК | По мере разработки |
Отчеты по СМК: – отчеты по результативности процессов и корректирующие действия – отчет о выполнении Целей подразделений и мероприятий по реализации Целей подразделений | По полугодиям Ежеквартально | ||
Проекты документов СМК | По необходимости | ||
Корректирующие и предупреждающие действия по деятельности в рамках СМК | По необходимости |
Штатное расписание на предприятии разрабатывает служба управления персоналом. Структура и штатная численность определяется на основе планирования объемов производства, норм обслуживания, а также в соответствии с функциями управления и учетом норм управляемости. Персонал предприятия разбит на следующие категории:
- руководители;
- специалисты и другие служащие;
- основные производственные рабочие;
- вспомогательные рабочие;
- непромышленный персонал.
Динамика численного состава, процент текучести за период 2008–2010 гг. по ООО «Ковчег» показан в таблице 7.
Таблица 7 – Динамика численного состава и процент текучести кадров ООО «Ковчег»
Категория персонала | Среднесписочная численность, чел. | Текучесть кадров, % | ||||
2008 год | 2009 год | 2010 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Всего персонала | 530 | 532 | 536 | 37,7 | 30,5 | 29,7 |
В т.ч.: ППП | 520 | 523 | 527 | 38,3 | 31,0 | 30,2 |
из него: | ||||||
Основные производственные рабочие | 175 | 178 | 192 | 57,7 | 46,1 | 44,8 |
вспомогательные рабочие | 219 | 223 | 203 | 40,2 | 31,4 | 30,0 |
Служащие | 126 | 122 | 132 | 7,9 | 8,2 | 9,1 |
в т.ч. | ||||||
Руководители | 28 | 26 | 30 | 14,3 | 15,4 | 13,3 |
Специалисты | 94 | 92 | 99 | 6,4 | 6,5 | 7,1 |
др. служащие | 4 | 4 | 3 | - | - | 25 |
Непромышленный персонал | 10 | 9 | 9 | 10 | - | - |
Из таблицы видно, что на предприятии наблюдается небольшой рост среднесписочной численности персонала. В 2009 году этот рост составил 2 человека или 0,4%, а в 2010 году – 4 человека или 0,75%. Рост численности персонала ООО «Ковчег» идет, в основном, за счет ППП, а именно основных производственных рабочих, численность же вспомогательного персонала снижается. Изменение численности в составе основных производственных рабочих завода в 2009 году составило 3 человека, 3,7%, а в 2010 году – 14 человек или 7,9%.
При анализе текучести кадров важно оценить, какие по «качеству» сотрудники уходят, а какие остаются в организации, совпадает ли тенденция изменения качества персонала со стратегическими целями компании. Это дает понять – является ли существующий уровень текучести положительным или отрицательным явлением:
- Если уходят именно те кадры, от которых уже давно надо было избавиться, значит, организация на верном пути;
- Если же она теряет лучших сотрудников, то вопросом текучести необходимо серьезно заняться.
В динамике численности руководителей и специалистов наблюдается падение в 2009 году и рост в 2010 году. В 2010 году по сравнению с 2008 годом прирост численности по руководителям составил 2 человека или 7,1%, по специалистам – 5 человек, 5,3%. Изменения в численности непромышленного персонала следующие: в 2009 году снижение на 1 человека или 10,0%.
Таблица 8 – Динамика численности руководителей и специалистов ООО «Ковчег»
Категория персонала | Списочная численность на 01.01 | Принято, чел. | Уволено, чел. | ||||||
2008 года | 2009 года | 2010 года | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Всего персонала | 528 | 533 | 535 | 205 | 164 | 162 | 200 | 162 | 159 |
В т.ч.: ППП | 518 | 524 | 526 | 205 | 16 | 162 | 199 | 162 | 159 |
из него: | |||||||||
Основные производственные рабочие | 174 | 179 | 191 | 106 | 94 | 92 | 101 | 82 | 86 |
вспомогательные рабочие | 218 | 223 | 203 | 93 | 50 | 60 | 88 | 70 | 61 |
Служащие | 126 | 122 | 132 | 6 | 20 | 10 | 10 | 10 | 12 |
в т.ч. | |||||||||
Руководители | 28 | 26 | 30 | 2 | 8 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Специалисты | 94 | 92 | 99 | 4 | 13 | 6 | 6 | 6 | 7 |
др. служащие | 4 | 4 | 3 | - | - | - | - | - | 1 |
Непромышленный персонал | 10 | 9 | 9 | - | - | - | 1 | - | - |
Из таблицы видно, что списочная численность на начало каждого отчетного периода растет, возрастает численность промышленно-производственного персонала, наблюдается рост численности и основных производственных рабочих, что свидетельствует о росте объемов выпуска товарной продукции, уменьшение роста вспомогательных рабочих свидетельствует о приведении численности всего персонала в соответствие.
Увольнение работников по соответствующим основаниям за период 2008–2010 годы показано в таблице 9.
Таблица 9 – Основания увольнения работников ООО «Ковчег»
Основание | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
Кол-во, чел. | Уд. Вес, % | Кол-во, чел. | Уд. вес, % | Кол-во, чел. | Уд. вес, % | |
Всего | 200 | 100 | 162 | 100 | 159 | 100 |
В том числе: | ||||||
Собственное желание | 184 | 92 | 147 | 90,7 | 143 | 89,9 |
По состоянию здоровья | 1 | 0,5 | 2 | 1,2 | - | |
В порядке перевода | 5 | 2,5 | 3 | 1,9 | 3 | 1,9 |
Соглашение сторон | 3 | 1,5 | 2 | 1,2 | - | |
Однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей | 2 | 1 | 1 | 0,6 | 7 | 4,4 |
В связи со смертью | - | 1 | 0,6 | - | ||
Истечение срок а трудового договора | 5 | 2,5 | 6 | 3,8 | 6 | 3,8 |
Из таблицы видно, что самый большой удельный вес составляет увольнение по собственному желанию, который колеблется от 90 до 92%. В 2010 году увеличилось количество уволенных за однократное грубое нарушение работником своих трудовых обязанностей, если в 2008 и в 2009 году по пп. а, б, п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ было уволено 2 и 1 человек соответственно, то в 2010 году по данному основанию было уволено 7 работников, что свидетельствует об усилении требований соблюдения работниками трудовой дисциплины. Общая численность уволившихся по собственному желанию за этот период снизилась с 184 человек в 2008 г. до 143 человек в 2010 г., т.е. на 22,3%. Особенно заметным является сокращение численности уволившихся из-за неудовлетворенности заработной платой. По этой причине 2008 г. уволилось 66 человек или 35,9% общего числа уволившихся по собственному желанию, в 2010 г. только 31 человек или 21,7%. Также следует отметить, что увольнение в связи с тяжелыми и вредными условиями труда уменьшается с 31 чел., т.е. 16,8% в 2008 г. до 20, что соответствует 14% в 2010 г. В ООО «Ковчег» количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда составляет 176 единиц. Работники, занимающие данные рабочие места имеют право на досрочное пенсионное обеспечение.
С другой стороны за исследуемый период наблюдается значительное увеличение случаев увольнения по следующим причинам: отдаленность места проживания; переход на другую работу;
Все вышесказанное свидетельствует о незначительных изменениях в структуре мотивов увольнения по собственному желанию в ООО «Ковчег», произошедших за последние три года.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 224.