Сущность и цели кредитной политики волгоградского ОСБ № 8621
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что в настоящее время в процессе кредитования осуществляемого Поволжским Сбербанком России намечается увеличение в составе ресурсной базы долгосрочных ресурсов способствовавших расширению возможностей долгосрочного кредитования. Значительно выросли объемы и удельный вес кредитов, предоставленных физическим лицам.

Поволжский банк Сбербанка России сегодня - крупнейший, динамично развивающийся Банк региона. Филиальная сеть Банка представлена широко разветвленной структурой, что позволяет сделать его услуги доступными для каждого клиента.

По статистике, за последние пять лет объемы ипотечного кредитования в России выросли в 10 раз. Такая динамика заставила кредитные организации обратить на ипотеку самое пристальное внимание. Банки, предоставляющие ипотечные кредиты, можно разделить на организации, работающие по стандартам АИЖК, и тех, кто предлагает самостоятельные программы. Те, кто в первой группе, фактически продают закладные агентству или аккредитованным операторам (в Волгограде это областной фонд жилья и ипотеки). В этом случае банк ограничен процентными рамками: с 1 июля от 11,5 до 14,5%, но при этом ему гарантирован возврат (рефинансирование) заемных средств. К тому же сотрудничество с агентством очень часто ускоряет процесс работы с заемщиком.

В то же время нет уверенности, что позитивные тенденции, характерные в последнее время для российской экономики, сохранятся в будущем. Налоговое, валютное и таможенное законодательства Российской Федерации допускают возможность разных толковании и подверженности часто вносимым изменениям. Дополнительные трудности для банков в настоящее время заключаются в несовершенстве законодательной базы в отсутствии формализованных процедур регистрации и обращения взыскания на обеспечение по кредитам.

Цель работы - изучение и анализ процесса кредитования осуществляемого Волгоградским ОСБ № 8621.

Исходя, из выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи работы:

изучить нормативно - правовое регулирование банковской деятельности;

рассмотреть кредитную политику Волгоградского ОСБ на современном этапе;

предложить методы оценки кредитного риска;

проанализировать кредитный потенциал банка, рентабельности на основе дистанционного анализа;

дать рекомендации по улучшению кредитной политики.

Работа состоит из трех глав, введения и заключения.

Первая глава содержит характеристику и кредитную политику Волгоградского ОСБ № 8621. Вторая глава посвящена комплексному анализу кредитной деятельности Волгоградского ОСБ №8621, также в ней приводится анализ доходности и эффективности кредитного портфеля. Третья глава содержит выводы и рекомендации по повышению уровня процесса кредитования Волгоградского ОСБ № 8621, разработаны прогнозные данные на 01.01.2008 г.

При написании работы использованы нормативные и законодательные акты, периодические издания, теоретические источники российских и зарубежных авторов, а также справочно-правовая система Консультант Плюс.



Сущность и цели кредитной политики волгоградского ОСБ № 8621

 

Оценка кредитного потенциала Волгоградского ОСБ №8621

 

Дистанционный анализ

 

Одним из основных способов контроля кредитных рисков при проведении межбанковских операций является дистанционный анализ финансового состояния. Под дистанционным анализом финансового состояния банка понимается оценка финансовой устойчивости банка на основе изучения его открытой бухгалтерской отчетности, изучение особенностей ведения им бизнеса, а также собственно его бизнес - окружения (основные бизнес - проекты, партнеры, клиенты, заемщики, бенефициары и т.д.). Особенностью дистанционного анализа является опора прежде всего на открытые источники информации о банке - информационную базу, без которой он невозможен.

Профессиональная деятельность кредитной организации в силу специфики ее бизнеса связана с постоянным поиском источников средств и использованием огромного объема финансово-экономической и правовой информации.

Фактически основной целью такого анализа является достаточно быстрое и в то же время полное и объективное исследование финансовой и правовой деятельности банка, результатом которого будет обоснованное экспертное мнение о возможности принятия на банк финансового риска (что может выражаться в проведении с ним каких-либо сделок: межбанковский кредит, учет векселя, принятие гарантии и т.д.).

К особенностям дистанционного анализа относятся также существенные ограничения, накладываемые ситуацией на доступность источников информации. В ряде случаев банки, состояние которых необходимо проанализировать, не заинтересованы в таком анализе. Причины могут быть самые разные: желание скрыть от делового сообщества свое реальное финансовое состояние, нежелание раскрывать объемы предоставления различных видов услуг потенциальным или нынешним конкурентам, соображения сохранения коммерческой тайны и т.д. Таким образом, не имея возможности прийти в анализируемый банк (как это могут сделать аудиторы или уполномоченные представители Банка России) и не имея доступа к его внутренней отчетности, сильно ограничен в получении детальной и достоверной информации о банке.

Источники информации для дистанционного анализа.

С учетом изложенного источниками информации для дистанционного анализа являются:

официальная отчетность банка в соответствии с действующим законодательством, в том числе форма 101 (ежемесячная оборотно-сальдовая ведомость) и форма 102 (отчет о прибылях и убытках);

расшифровка движения средств по счетам лоро и ностро банка за месяц (как правило, на несколько отчетных дат);

расшифровка движения средств по счетам для учета межбанковских кредитов и депозитов (МБК) (как правило, на несколько отчетных дат);

расшифровка крупных кредитов, выданных банком заемщикам (включая вложения в векселя и облигации корпоративных эмитентов);

ежеквартальные отчеты о ценных бумагах, выпущенных банком, проспекты эмиссии облигаций (в случае, когда банк обязан готовить подобные документы);

любые доступные публикации о банке в СМИ (в том числе электронных);

материалы, предоставляемые службой безопасности банка или компании, заинтересованной в результатах анализа.

В соответствии с Положением Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" при анализе финансового состояния заемщика (в данном случае это другая кредитная организация) должны использоваться следующие источники информации (Приложение 10)

Приведенный выше перечень источников информации, которая используется при анализе финансового состояния банка, предназначен для подготовки аналитической информации по большой группе субъектов рынка, в том числе по банкам - контрагентам.

Отметим, что целями написания Положения ЦБ РФ N 254 - П прежде всего являлись:

1) установление порядка формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам (и приравненной к ним задолженности);

2) обеспечение нормативно-методической базы надзора Банком России за соблюдением кредитными организациями порядка формирования указанных резервов.

Это значит, что в рассматриваемом документе требования к объему анализируемой информации сформулированы для всего круга возможных заемщиков, в том числе физических лиц, различных видов юридических лиц, органов власти и т.д. С учетом этого требования к информационным источникам ниже будут рассматриваться только применительно к потребностям анализа кредитных организаций. При этом следует учитывать ряд факторов, которые способны сильно исказить реальную картину.

Недоступность значительной части перечисленной информации. Когда банк выдает ссуду заемщику, обычным его требованием является представление последним помимо официальной бухгалтерской отчетности еще и ряда документов, например справок о счетах в других кредитных организациях, оборотах и остатках на этих счетах, управленческой отчетности, отчетов о движении денежных средств, бюджетов и бизнес-планов. Подобные документы почти всегда могут дать представление о реальном состоянии бизнеса заемщика, а потому являются охраняемой коммерческой тайной. Представление этих документов, как правило, связано с наличием у заемщика прямой заинтересованности в получении от банка денег. Однако при проведении риск - менеджером банка дистанционного анализа финансового состояния банка-контрагента такая прямая заинтересованность нередко отсутствует и в этом случае указанные документы вероятнее всего представлены не будут.

Следует также принимать во внимание общую низкую культуру бизнес - сообщества России в части прозрачности ведения бизнеса и раскрытия информации. В частности, менеджмент ряда банков не заинтересован в раскрытии информации о своей организации прежде всего из соображений безопасности (вполне объяснимое желание избежать повышенного внимания криминальных структур и госорганов, особенно налоговых и правоохранительных).

Фальсификация и подтасовка финансовой отчетности. Не секрет, что на текущий момент несовершенство законодательства, с одной стороны, и насущные потребности бизнес - единиц, с другой, дают предпринимателям много возможностей представлять свое финансовое состояние обществу и регулирующим органам значительно лучше или, наоборот, хуже, чем в действительности. Основными инструментами для подобных манипуляций с информацией являются подтасовка или фальсификация бухгалтерской отчетности. Среди специалистов для обозначения этого явления используется целый ряд жаргонных обозначений: "рисование", "надувание", "накачка", "window dressing", "схемы" и т.д.

В этом плане в отношении кредитных организаций можно утверждать следующее: способность риск-менеджера, анализирующего финансовое состояние банка, различать и идентифицировать фальсифицированные места в бухгалтерской отчетности контрагента - одно из наиболее важных требований к контролю финансовых рисков банка.

Банк России как регулятор банковской системы страны старается по возможности пресекать факты подобных злоупотреблений банков. Регулирование банковской деятельности ужесточается, проводится своеобразная санация банковской системы путем освобождения от нежизнеспособных "схемных" банков, вводится целый ряд новых стандартов международного уровня. Банк России провел достаточно эффективную всеобъемлющую проверку банков в рамках введения в действие системы страхования банковских вкладов физических лиц. Все эти обстоятельства существенно повышают требования к методикам анализа финансового состояния банков, которые применяются в реальной деловой практике.

Ограниченность времени и человеческих ресурсов. Данная проблема является одной из основных при дистанционном анализе банков-контрагентов. Объем информации, необходимой для оценки финансового состояния банка, очень значителен. Основываясь на личном профессиональном опыте автора и на информации других исследователей, можно утверждать, что на текущий момент лимитная ведомость достаточно крупного банка (первая сотня по размеру активов) может включать от нескольких десятков до двух сотен бланков. То есть один банк может устанавливать до 200 бланковых лимитов (лимитов, по которым банк-контрагент получает межбанковские кредиты/депозиты вообще без какого-либо обеспечения).

Как уже отмечалось, хорошая система контроля финансовых рисков требует не только первоначального ("входного") анализа, на основе результатов которого банк включается или не включается в лимитную ведомость, но и, что особенно важно, постоянного мониторинга финансового состояния банков, на которые уже установлены бланковые лимиты. Согласно требованиям Банка России (п.2.1 Положения N 254-П) такой мониторинг должен проводиться при возникновении оснований, предусмотренных в Положении N 254-П, но не реже одного раза в месяц на отчетную дату.

Время необходимое для более или менее качественного анализа финансового состояния одного банка, составляет до 5 часов рабочего времени, а для анализа изменений финансового состояния одного банка из лимитной ведомости, то есть уже ранее анализировавшегося, - до 3 часов. При этом даже в крупных банках число специалистов, занимающихся подобной работой, не превышает 3 - 4 человек, в большинстве же случаев это 1 или 2 человека.

Такая ситуация может быть в какой-то мере оправдана, если анализ проводится поверхностно, на формальной основе - только для выполнения требований Банка России и избежания претензий с его стороны, и банк при этом не ведет активного бизнеса с другими банками (что характерно, например, для небольших "карманных" кредитных организаций). В случае же, если банк активен на рынке межбанковского кредитования, вексельном рынке, FOREX, то такая ситуация неприемлема.

Как видно из вышесказанного, требуемый для анализа банка-контрагента объем информации специалисты Банка России разделили фактически на три больших блока:

1) официальная финансовая отчетность (которая с установленной периодичностью готовится банками и сдается в Банк России и налоговые органы);

2) дополнительная информация о бизнесе кредитной организации, ее менеджменте, перспективах развития (для обозначения подобной информации в ряде банков принят термин "внешняя аналитика");

3) отраслевая и макроэкономическая информация, позволяющая позиционировать объект анализа (в нашем случае - другую кредитную организацию) относительно других подобных субъектов.

Официальная финансовая отчетность. Этот блок фактически представлен тремя видами отчетности.

1. Годовая бухгалтерская отчетность в составе[7]:

годового бухгалтерского баланса на 1 января нового года по форме оборотной ведомости за отчетный год;

отчета о прибылях и убытках с учетом событий после отчетной даты;

сводной ведомости оборотов по отражению событий после отчетной даты;

аудиторского заключения по годовому бухгалтерскому отчету;

пояснительной записки.

При этом пояснительная записка должна содержать:

перечень основных операций, оказывающих наибольшее влияние на изменение финансового результата;

краткий обзор существенных изменений, произошедших в деятельности банка, и событий, оказавших или способных оказать влияние на финансовую устойчивость банка, его политику (стратегию) за отчетный год;

краткий обзор направлений (степени) концентрации рисков, связанных с различными банковскими операциями, характерными для данного банка;

перечень существенных изменений, внесенных кредитной организацией в ее учетную политику, влияющих на сопоставимость отдельных показателей деятельности кредитной организации;

сведения о дебиторской и кредиторской задолженности;

принципы и методы оценки и учета отдельных статей баланса;

описание событий, оказывающих существенное влияние на финансовое состояние, состояние активов и обязательств банка, в том числе: реорганизация, эмиссия ценных бумаг, существенное снижение рыночной стоимости инвестиций; крупная сделка, связанная с приобретением или выбытием основных средств и финансовых активов; существенное снижение стоимости основных средств, закрытие важных направлений бизнеса банка; форс-мажорные ситуации; действия органов государственной власти и др. [8]

Следует заметить, что несмотря на "богатое" номинальное содержание информации, которая в соответствии с требованиями Банка России отражается в пояснительной записке, ее реальное содержание особой ценности для целей анализа банка не представляет. Дело в том, что вышеперечисленные виды информации на деле являются одними из наиболее охраняемых ноу-хау кредитной организации, и потому их раскрытие грозит ей прямыми убытками и потерей конкурентного преимущества перед другими участниками рынка. С учетом этого в пояснительных записках обычно присутствуют только общие фразы.

2. Публикуемая ежегодная/ежеквартальная отчетность включает в себя [9]:

бухгалтерский баланс (публикуемая форма);

отчет о прибылях и убытках (публикуемая форма);

данные о движении денежных средств;

информация об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов;

информация о составе участников группы (для банковских групп), уровне достаточности капитала и величине сформированных группой резервов на возможные потери по ссудам и иным активам.

Изучив состав и структуру публикуемой ежегодной/ежеквартальной отчетности банка, можно сделать только самые общие выводы о финансовом состоянии банка. Для принятия квалифицированного решения о возможности вступить в деловые отношения с анализируемым банком содержащейся в этом виде отчетности информации недостаточно.

3. Текущая (ежемесячная) отчетность, которая, как правило, становится доступна для анализа при проводимой банками между собой ежемесячной ее рассылке. Главными частями текущей отчетности являются формы 101 и 102. Особенностью этих двух форм является то, что они фактически являются для проводящего анализ специалиста последними (по времени) доступными данными о банке, любая другая отчетность является на данный момент фактически устаревшей. Обе формы готовятся по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным. Подобная отчетность сдается в Банк России в течение первых нескольких дней месяца, следующего за отчетным, и реально попадает в банки-контрагенты в первой половине месяца. То есть представление о том, что происходило в анализируемом банке, например, в августе, специалист получает не ранее 10 - 15 сентября.

Таким образом, последняя реально доступная отчетная информация о банке отражает его финансовое состояние с задержкой примерно в один месяц (в случае наличия в лимитной ведомости большого числа банков срок задержки составляет до двух месяцев). Учитывая быстроту изменения состояния банковской системы в целом и в частности рынка межбанковского кредитования как одного из основных инструментов управления ликвидностью банка в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, подобная задержка представляется неприемлемой. То есть риск-менеджмент банка, построенный на анализе только текущей отчетности, не успеет отреагировать на резкое изменение ситуации в банковском секторе, и такой банк с высокой вероятностью понесет потери.

Отдельно остановимся на отчетности банка, подготовленной в соответствии с МСФО. Именно на основе такой отчетности выставляют кредитные рейтинги наиболее известные иностранные рейтинговые агентства, и на ее основе заинтересованные нерезиденты принимают решения о возможности сотрудничества с компанией или банком, в том числе самые консервативные из них - институциональные инвесторы: страховые компании, пенсионные и паевые фонды.

Эта разновидность отчетности до недавнего времени не являлась обязательной для сдачи в Банк России. До 2004 г. отчетность по международным стандартам готовили в инициативном порядке только отдельные российские банки (как правило, крупные) в сотрудничестве с известными аудиторскими компаниями, относящимися к так называемой большой четверке. Впервые российские банки в обязательном порядке были обязаны подготовить отчетность по МСФО за 4 квартал 2004 г.

Подготовленная по стандартам МСФО отчетность банка - проверенный и достаточно достоверный источник информации о финансовом состоянии банка. Вместе с тем основное, что не позволяет финансовому аналитику основываться только на МСФО - отчетности, - это достаточно длительный процесс ее подготовки: опыт показывает, что такой процесс занимает не меньше месяца, а обычно несколько месяцев. Следовательно, содержащаяся в таком отчете информация успевает устаревать. Задержка в получении информации о финансовом состоянии банка не так критична на Западе, где экономика в целом отличается стабильностью, но в России, как показывает опыт последних лет, банк может потерять финансовую устойчивость за 1 - 2 недели (как произошло с банком в мае 2004 г).

Управленческая отчетность. Бюджет, бизнес - план. Это отчетность, подготовленная банком для собственных нужд: для подразделений внутреннего контроля, для менеджмента и участников банка. Но не секрет, что в текущих реалиях российского бизнеса управленческая отчетность может содержать некоторые сведения, оглашение которых может вызвать претензии со стороны регулирующих органов (сюда могут относиться, например, различные схемы обналичивания денег, минимизации налогов, корректировки значений обязательных нормативов и т.д.). Другими словами, управленческая отчетность банка - одна из самых охраняемых его тайн, в силу чего она, как правило, для экспертов другого банка недоступна, а значит, не может рассматриваться как источник постоянного получения информации о банке.

Сказанное об управленческой отчетности может быть отнесено и к бюджету кредитной организации, а также к бизнес - плану ее развития. Эти два документа отдельные банки иногда готовят и раскрывают в интересах повышения своей инвестиционной привлекательности: например, при выпуске облигаций и их размещении на западных рынках капитала. Однако подготовленные таким образом документы в большинстве случаев носят декларативный, формальный характер.

Ежеквартальный отчет.д.окумент содержит ряд полезных для анализа данных о банке: структуру собственности, данные об акционерах, перечень основных клиентов, состав правления и совета директоров и т.д. То есть это один из тех документов, которые активно используются при подготовке "внешней аналитики". Однако финансовая часть отчета малоприменима на практике из-за того, что она, как правило, является устаревшей на момент публикации отчета, а также при наличии более качественных источников информации.

В такой ситуации особенную важность приобретает текущая отчетность банка, формируемая им на основе показателей синтетического и аналитического учета, которые содержатся в регистрах бухгалтерского учета (лицевых счетах, бухгалтерском журнале, ежедневной оборотной ведомости, ежедневном балансе и др.).

Состав показателей, подлежащих системному учету (на балансовых, внебалансовых счетах, счетах доверительного управления, счетах депо), определяется в Плане счетов и других правилах бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ (Приложения к Положению ЦБ РФ от 05.12.2002 N 205-П).

Как известно, для разных целей есть различные формы отчетности: статистическая, бухгалтерская, финансовая, публикуемая и др. Выше уже отмечалось, что основой формирования финансовой части информационной базы, необходимой для дистанционного анализа банка-контрагента, является прежде всего статистическая и публикуемая финансовая отчетность такого банка. Важность места бухгалтерской отчетности в дистанционном финансовом анализе банка подчеркивается тем, что в большинстве случаев информационная база такого анализа - это фактически отчетность анализируемого банка. При этом необходимо отметить существование огромного объема публикаций, посвященных описанию и комментированию отчетности российских банков, что освобождает от необходимости подробно останавливаться на этом аспекте. С более полным списком форм отчетности, необходимым для проведения дистанционного анализа банка, можно ознакомиться в тексте ныне действующего Указания ЦБ РФ от 16.01.2004 N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ".

Структура и принципы формирования агрегированного баланса банка

Как уже было выяснено, существующий на текущий момент стандарт представления информации об активах и пассивах банка - его бухгалтерского баланса (форма 101) - имеет серьезный недостаток, сильно затрудняющий анализ. Речь идет о недостаточной наглядности представления информации. В отличие от бухгалтерского учета предприятий в банковском бухгалтерском учете в России не имеется качественной формы, официально сдаваемой в контролирующие органы, - аналога формы 1 (баланс предприятия) [10]. Баланс банка - форма 101 - представляет собой перечень всех счетов из Плана счетов банковского бухгалтерского учета, по которым имеются входящие или исходящие остатки или обороты, проведенные по счету в течение месяца (с разделением оборотов на рублевые и валютные).

Основная проблема, связанная с формой 101, - сложность запоминания того, что именно означает каждая из многочисленных цифр баланса; в идеале аналитик должен постоянно держать в памяти все счета бухгалтерского учета банков и особенности их использования при отражении различных финансовых операций. Связанная с этим другая трудность - необходимость постоянного обращения к различным нормативным актам, где даны описания счетов и правила их использования (помимо Приложений к Положению ЦБ РФ N 205-П это еще десятки других документов). Сделать то и другое очень нелегко, и в результате в ходе анализа могут быть упущены важные для его конечных результатов моменты.

Для минимизации указанной опасности в методике проведения финансового анализа банка необходимо предусмотреть инструмент, который бы "отвечал" за наглядность представления отчетности банка. Есть основания считать, что фактически таким инструментом может являться автоматическое преобразование формы 101 в агрегированный (сводный) баланс банка, внешне похожий на баланс предприятия (форму 1).

При этом автоматизация процесса является необходимым условием коммерческого использования методики анализа и реализуется путем составления соответствующей компьютерной программы. По сути, такая программа должна представлять собой часть программного комплекса анализа финансового состояния банка.

Итак, задача на данном этапе сводится к построению агрегированного баланса банка. Для начала сформулирую принципы формирования такого баланса.

1. Принцип активных и пассивных счетов. Является продолжением одной из классических основ бухгалтерского учета - принципа двойной записи. В соответствии с ним и по аналогии с некоторыми формами отчетности (например, Приложение 9 к Положению N 205-П и Приложение 1 к Указанию ЦБ РФ от 14.04.2003 N 1270-У) баланс банка будет разделен на 2 части: активы (остатки на активных счетах) и пассивы (остатки на пассивных счетах).

2. Принцип агрегирования (агрегата). Агрегат - это объединение ряда однотипных счетов бухгалтерского учета банка (остатков и/или оборотов по этим счетам) для представления в укрупненной форме. Агрегат может иметь несколько уровней.

Например, агрегат 1-го (самого высокого уровня) называется "Пассив" и состоит, в свою очередь, из нескольких агрегатов 2-го уровня:

собственный капитал;

средства банков;

средства клиентов;

срочные пассивы.

Агрегат низшего уровня, соответственно, состоит из счетов 1-го порядка из формы 101. Описание структуры используемых при построении баланса агрегатов и их состава приведено ниже.

3. Принцип убывающей ликвидности активов. Для удобства анализа все имеющиеся активы банка будут агрегированы в порядке убывания их ликвидности с целью наглядного отражения степени ликвидности и устойчивости банка. Соответственно, в верхнем разделе активной части баланса должны быть указаны наиболее ликвидные активы банка: остаток на корреспондентском счете банка в Банке России, денежные средства (деньги в кассе и деньги в пути), средства на биржевых счетах.

4. Принцип изменения срочности пассивов. В пассивной части баланса все пассивы (источники финансирования) банка классифицируются (и агрегируются) в соответствии со сроками, в течение которых банк располагает этими пассивами. Иными словами, они будут разделены на 3 основные группы:

собственный капитал банка (средства, которыми банк располагает "вечно");

срочные пассивы (привлеченные на определенный известный срок);

средства, привлеченные до востребования.

Сальдированный агрегированный баланс банка представляет собой форму отчетности, автоматически формируемую программным комплексом на основе исходящих остатков на балансовых счетах банка, приведенных в форме 101. Таким образом, агрегированный баланс формируется по состоянию на отчетную дату - день, следующий за отчетным периодом (1-е число месяца, следующего за отчетным), - и показывает статичную картину состояния активов и пассивов банка.

Агрегированный баланс должен включать в себя следующие составляющие.

1. "Шапка". Представляет собой форму заголовка, в котором отражаются следующие сведения: номер лицензии банка, полученной от Банка России; название банка; отчетная дата, по состоянию на которую составлен баланс; абсолютное значение валюты баланса брутто и нетто ("очищенная" от внутренних расчетов); единица измерения (тыс. руб).

2. Активная и пассивная части баланса. Как следует из названия, в этом разделе должны быть представлены все элементы (агрегаты) активов банка в порядке убывания их ликвидности. Речь идет об остаточных (на отчетную дату) показателях каждого агрегата, как активного, так и пассивного. Проще говоря, это "ведомость остатков", позволяющая оценить структуру активов и пассивов на конец отчетного периода, а также ее изменение в динамике.

3. Оборотная ведомость активов и пассивов банка. Представляет собой развернутый агрегированный баланс банка (ведомость остатков), но с указанием оборотов и оборачиваемости средств по каждому из агрегатов за отчетный период.

4. Ведомость срочности активов и пассивов банка. Как уже подчеркивалось ранее, срочность активов и пассивов банка является одним из важнейших показателей финансового состояния банка. Специфика банковского бизнеса подразумевает наличие постоянной готовности банка к погашению значительной части своих обязательств перед клиентами. Таким образом, эта часть определяется условиями привлечения пассивов банка, в том числе одним из важнейших - срочностью.

Очевидно, что в своей операционной деятельности банк, как правило, использует множество источников финансирования (пассивов): вклады, векселя, межбанковские кредиты и т.д. Все эти виды пассивов имеют различные показатели срочности. Это обстоятельство требует создания такой ведомости срочности активов и пассивов банка, которая бы давала пользователю возможность адекватно воспринимать реальную картину распределения активов и пассивов банка по срокам. Данная ведомость строится на основе баланса банка и представляет собой таблицу, в качестве столбцов которой используются указанные выше группы срочности активов и пассивов, а в качестве строк - названия агрегатов (статей) активов и пассивов, используемые как базовые.

Использование скоринговых систем для принятия решений о работе с банком.

Очевидно, что специфика построения информационной базы дистанционного анализа банков-контрагентов накладывает свой отпечаток на возможность использования тех или иных методов/методик для управления кредитными рисками межбанковской деятельности. Одним из наиболее распространенных на текущий момент способов управления кредитными рисками при кредитовании большой массы заемщиков являются скоринговые системы принятия решений. Возможно ли использование таких систем для принятия решений о работе с тем или иным банком-контрагентом (и, соответственно, решений о принятии на данный банк кредитного риска)? Попробуем рассмотреть данный вопрос на реальных примерах.

При использовании скоринговых[11] систем при контроле кредитных рисков банка (для принятия решений о возможности/невозможности кредитования заемщика) необходимо решить две основные проблемы: лимитирование выдаваемых сумм в зависимости от результатов анализа и разработка критериев для этого анализа. Первая проблема решается с учетом кредитной политики банка, наличия свободных денег (источников их получения). Каждой группе заемщиков присваивается некий максимальный кредитный лимит, размер которого "увязан" с имеющейся в банке статистикой невозвратов кредитов представителями этой группы и ее долевой составляющей в общем кредитном портфеле (в идеале размер лимита, умноженный на число предполагаемых невозвратов, не должен превышать доходность кредитного портфеля этой группы заемщиков).

Вторая проблема - ключевая, ее решение основано на изучении характеристик добросовестных и недобросовестных заемщиков. Так, заемщик, обладающий постоянной высокооплачиваемой работой, гораздо реже допускает просрочку по кредиту, чем заемщик, не имеющий работы. Факторами, снижающими вероятность невозврата и говорящими о приемлемой дисциплинированности заемщика, также могут быть наличие у него в собственности жилья, автомобиля, другого дорогостоящего имущества, семьи, престижного образования и т.д.

Каждая скоринговая система оценки кредитоспособности имеет в своей основе большой набор критериев заемщика с четко формализованными показателями каждого из этих критериев (машина - есть/нет, ежемесячный доход - больше/меньше 1 тыс. долл.). Каждому критерию и входящему в него набору возможных оценок присваивается определенная сумма баллов, находящаяся в некотором числовом диапазоне.

Применяются также весовые коэффициенты, при помощи которых полученную оценку взвешивают (умножают) с целью регулирования каждой оценки на конечный результат. Эти коэффициенты должны учитывать важность каждого оцениваемого фактора с точки зрения конечного результата - погашения кредита с процентами. Так, можно условиться, что наличие постоянного дохода обеспечивает 60% вероятности возврата, высшего образования - 10%, семьи - 15%, дорогостоящего имущества - 25%.

По результатам полученной обработки данных о заемщике с использованием системы оценок и весовых коэффициентов выводится своеобразный кредитный рейтинг заемщика (например, от 1 до 100 условных пунктов). При этом шкала рейтинга делится на несколько диапазонов, каждому из которых присваивается максимально возможный размер кредита (кредитный лимит). Частный случай такого лимита - нулевой, что будет означать запрет на выдачу кредита.

Применяемые тем или иным банком весовые коэффициенты - наиболее охраняемая и трудоемкая часть скоринговой системы, что объясняется спецификой выведения этих коэффициентов. Дело в том, что их нельзя устанавливать экспертным путем, конкретные значения коэффициентов выводятся из анализа большого объема данных о множестве кредитов, выданных в течение длительного времени, причем характеристики кредитов и условия работы в отрасли должны быть сходны с той средой, где предполагается использовать скоринговую систему. Последнее означает, что статистика возвратности кредитов, выданных представителям среднего класса, например, в Швейцарии, не подойдет при разработке скоринговой системы для оценки кредитоспособности населения в сельской местности РФ или представителей маргинальной части афроамериканцев в США.

Рассмотрим современные примеры наборов исходной информации для скоринговых систем и кредитных продуктов, при продажах которых применяются такие системы. Имеется в виду не сравнение кредитных продуктов разных банков, а прослеживание тенденции возрастания информационных потребностей скоринговой системы при смягчении условий кредитования.

Сбербанк занимает 2-е место по объему выданных потребительских кредитов в РФ (Таблица 2.1). Потенциальный заемщик банка должен заполнить анкету, в которой необходимо сообщить следующие данные для скоринговой программы: персональные данные: Ф.И.О., пол, гражданство; паспортные данные: номер, серия, кем, когда и где выдан; ИНН; адрес фактического проживания/регистрации по месту жительства; семейное положение (женат/холост, гражданский брак, развод, вдовец); наличие/число детей; образование: неполное среднее, среднее/специальное, неполное, высшее, два и более высших, ученая степень; данные о доходе: сумма в месяц после налогообложения (без документального подтверждения); данные о приобретаемом товаре (то есть о залоге): наименование, марка, модель, стоимость; данные об имеющемся имуществе: недвижимость (коттедж, квартира в многоквартирном доме, земельный участок со строением/без строения, гараж), автомобиль (иномарка/отечественный, год выпуска); имеющиеся денежные обязательства: непогашенные кредиты, поручительства, овердрафты, кредитные карты, кредиты, взятые родственниками, алименты (сумма, валюта, остаток задолженности, сроки погашения); данные о месте работы: название организации, месторасположение и адрес, контактный телефон, Ф. И.О. руководителя организации, форма собственности, участие государства или иностранного капитала, подразделение работы, отраслевая принадлежность, род деятельности организации, занимаемая должность; время работы в организации и выбранном направлении деятельности; участие в предлагаемой банком программе страхования: да/нет (фактически еще одно обстоятельство, способное увеличить эффективную ставку кредита).

Таблица 2.1

Характеристика базовых условий потребительского кредита (исходные данные)

Цели Покупка в торговых сетях в кредит товаров длительного пользования, в том числе бытовой техники
Сумма До нескольких тысяч долларов (в рублях по курсу пересчета), максимальный кредитный лимит банк не декларирует
Срок От 6 месяцев до 3 лет
Валюта Рубли РФ
Обеспечение Формальное (залог приобретаемого товара)
Первый взнос От 20% стоимости товара
Погашение Равными ежемесячными аннуитетными платежами
Ставка декларируемая Прямо не декларируется
Комиссии За расчетно-кассовое обслуживание (ежемесячно,% от суммы кредита), за погашение кредита через кассы банка, штрафы за досрочное погашение
Ставка эффективная Не декларируется, расчет максимально затруднен, зависит от сроков и способов погашения кредита, составляет от 33,9% годовых в рублях
Время рассмотрения заявки 30 мин.

Таблица 2.2

Потребительский кредит (оценка)

Критерий Оценка
Срок и сумма Кратко-/среднесрочный, сумма небольшая
Документальное подтверждение данных Слабое, подтверждение неполное или вообще отсутствует; пакет документов ограничен паспортом и анкетой заемщика
Обеспечение кредита Формальное
Степень прозрачности продукта Низкая, замалчивается полная стоимость продукта, расчет на плохо подготовленного заемщика
Ставка по кредиту, наличие дополнительных обременений Эффективная ставка не объявляется в явном виде, в реальности является крайне высокой (от 38% годовых в рублях за 6-месячные ресурсы), большое число комиссий и других обременений
Маржа банка Высокая
Степень рискованности Высокая
Приблизительное число скоринговых параметров заемщика (авторская экспертная оценка) Минимум 24 параметра в 10 группах

 

Анкета потенциального заемщика банка, запрашивающего автокредит, включает в себя больше позиций: данные об отношении к жилью: социальный наем, приватизировано/получено по наследству, приобретено в собственность, проживание у родственников/у родителей, инвестиционный договор, коммерческий наем; семейное положение, число детей, проживающих совместно и отдельно; наличие/отсутствие судимостей; образование: законченные учебные заведения и даты обучения; данные о доходе: должны подтверждаться справкой в свободной форме или справкой по форме 2-НДФЛ (по месту работы); данные (развернутые) о месте работы и доходах супруга (если есть); данные о приобретаемом товаре (автомобиле): марка, стоимость, автодилер; данные о месте работы: число сотрудников в организации; данные о наличии собственного бизнеса (если есть): отраслевая принадлежность, наличие офиса, торговых мест, производственных или складских помещений (аренда, собственность); согласие на представление данных о заемщике кредитному бюро.

Таблица 2.3. "Автокредит" (исходные данные)

Цели Покупка в кредит нового автомобиля иностранного производства
Сумма до 80 тыс. долл.
Срок 1 - 5 лет
Валюта Доллары США
Обеспечение Залог приобретаемого автомобиля, страховка (угон + ущерб), поручительства супруга
Первый взнос От 20% стоимости автомобиля
Погашение Равными ежемесячными аннуитетными платежами (в первый месяц - только проценты)
Ставка декларируемая Указана в явной форме (9 - 10% в валюте)
Комиссии За выдачу кредита - 200 долл., за первый месяц пользования кредитом - только проценты (основной долг не уменьшается, что повышает эффективную ставку кредита), штрафы за досрочное погашение
Ставка эффективная Мало отличается от декларируемой (примерно 9%), средняя ставка с учетом аннуитетных платежей за 3 года со снижением остатка задолженности - около 6% годовых
Время рассмотрения заявки 2 - 3 рабочих дня

 

Таблица 2.4. "Автокредит" (выводы)

Критерий Оценка
Срок и сумма Средне-/долгосрочный, сумма значительная
Документальное подтверждение данных В значительной мере присутствует, пакет документов насчитывает 6 - 10 наименований, есть возможность подтверждения доходов в свободной форме
Обеспечение кредита Реальное - залог приобретаемого автомобиля, поручительство супруга (с подтверждением его доходов); страхование залога
Степень прозрачности продукта Низкая, замалчивается полная стоимость продукта, расчет на плохо подготовленного заемщика
Ставка по кредиту, наличие дополнительных обременений Эффективная ставка не объявляется, но по сути мало отличается от декларируемой номинальной ставки (9 - 10% годовых в долларах США, что близко к рыночному минимуму на текущий момент), уровень комиссий невысок и фиксирован
Маржа банка Средняя
Степень рискованности Низкая
Приблизительное число скоринговых параметров заемщика (авторская экспертная оценка) Минимум 36 параметров в 12 группах

 


Таблица 2.5. Ипотечный кредит (исходные данные)

Цели Приобретение квартиры в многоквартирном доме в Волгограде и Волгоградской обл. с целью основного проживания, как дополнительное жилье или для сдачи в аренду: а) на вторичном рынке - готовое жилье с зарегистрированным правом собственности; б) на первичном рынке (на этапе строительства) - под залог уже имеющейся в собственности квартиры
Сумма От 20 тыс. долл. до сотен тысяч долларов, верхний предел не декларируется
Срок 7 - 15 лет
Валюта Доллары США
Обеспечение Залог приобретаемого жилья, залог имеющегося жилья, страхование залога (жилья), страхование права собственности на жилье (титула сделки), страхование жизни и трудоспособности заемщика
Первый взнос От 20% стоимости квартиры (от 10% при залоге имеющегося жилья)
Погашение Равными ежемесячными аннуитетными платежами
Ставка декларируемая Указана в явной форме (9,7 - 12% в валюте)
Комиссии В явном виде не декларируются, существует практика зачисления платежей по кредиту в долларах по внутреннему курсу банка, что с учетом больших сумм повышает эффективную стоимость кредита, существуют также значительные затраты, связанные с поиском и оформлением жилья, однако они формально не относятся к кредитному продукту
Ставка эффективная Мало отличается от декларируемой (примерно 11% годовых), средняя ставка с учетом аннуитетных платежей за 15 лет со снижением остатка задолженности - около 7% годовых
Время рассмотрения заявки 1 рабочий день

Таблица 2.6. Ипотечный кредит (выводы)

Критерий Оценка
1 2
Срок и сумма Средне-/долгосрочный, сумма значительная
Документальное подтверждение данных В значительной мере присутствует, пакет документов насчитывает 6 - 10 наименований, есть возможность подтверждения доходов в свободной форме
Обеспечение кредита Реальное - залог приобретаемого или имеющегося жилья, страхование залога (жилья), страхование права собственности на жилье (титула сделки), страхование жизни и трудоспособности заемщика
Степень прозрачности продукта Низкая, замалчивается полная стоимость продукта, расчет идет на кажущуюся легкость получения ипотечного кредита, а потом заемщику постепенно раскрывают реальную стоимость сделки (когда уже трудно отступить, а заемщик понес первые расходы по сделке)
Ставка по кредиту, наличие дополнительных обременений Эффективная ставка не декларируется, однако по сути мало отличается от декларируемой номинальной ставки (9,7 - 12% годовых в долларах США, что близко к рыночному минимуму на текущий момент), уровень комиссий невысок и фиксирован
Маржа банка Средняя
Степень рискованности Низкая
Приблизительное число скоринговых параметров заемщика (авторская экспертная оценка) Минимум 38 параметров в 12 группах (по аналогичной шкале оценивается и созаемщик/поручитель)

 

Преимущества скоринговых систем оценки:

сравнительно низкие квалификационные требования к кредитному инспектору - оператору системы (экономия на зарплате): исходные данные для анализа получаются от потенциального заемщика при заполнении им обширной анкеты с вопросами, затем проверяется правильность представления информации и ее достоверность, после чего оператор вводит данные в систему, на выходе он получает ответ компьютера о возможности выдачи кредита и возможный кредитный лимит;

возможность очень быстрого получения ответа - от нескольких минут до 1 - 2 дней;

возможность быстрого и дешевого увеличения числа рабочих мест системы (рост сети продаж кредитов), что затруднено в классическом кредитовании;

повышение качества, прозрачности и уровня диверсификации кредитного портфеля (если скоринговая система качественная), что облегчает его возможную продажу и рефинансирование средств;

многократное увеличение числа выдаваемых одновременно ссуд;

Недостатки скоринговых систем:

сложность создания и настройки системы, дороговизна статистической информации для анализа (особенно при отсутствии реально работающей системы кредитных бюро применительно к России);

вероятность изначально некачественной постановки процедур оценки кредитоспособности, что может крайне негативно отразиться на качестве кредитного портфеля при росте его объема;

наличие значительных погрешностей в результатах автоматизированной оценки, что, как правило, компенсируется большим числом выданных ссуд и более высокими процентами по ним.

Особенностью почти всех кредитных продуктов, при продаже которых применяются скоринговые системы, являются, как правило, небольшие суммы кредитных лимитов, повышенная эффективная ставка процента. Обычно такая ставка еще дополняется различными дополнительными сборами и комиссионными - за ведение ссудного счета, предоставление кредита, выдачу наличных, страхование залога (через аффилированную страховую компанию) и т.д. При помощи высоких ставок кредитования компенсируется повышенная рискованность применения скоринговых систем в процессе розничного кредитования.

При проведении кредитных сделок с банками (на рынке МБК, форекс и др.) скоринговые системы в классическом виде почти не применяются (в силу неприменимости названных выше способов компенсации недостатков скоринговых методов при работе на межбанковских рынках). Вместе с тем некоторые элементы построения скоринговых схем используются при разработке методик управления кредитным риском банка на соответствующих рынках и неразрывно связанных с ними методик анализа финансового состояния банков-контрагентов (речь идет, прежде всего, о дистанционном анализе, т.е. анализе банка "извне"). В числе таких элементов можно упомянуть систему весов и рейтингование, сегментацию массы заемщиков на отдельные группы.

Для более развернутого обоснования финансового состояния приведен анализ кредитного потенциала с использованием сводного бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках Волгоградского ОСБ № 8621.

 


Рекомендации по улучшению кредитной деятельности банка

 

Необходимым условием решения задач, стоящих перед Банком в сфере развития бизнеса, станет проведение комплексной технологической модернизации, которая позволит оптимизировать систему управления и повысить эффективность работы сбытовой сети, обеспечит рост производительности труда и оптимизацию издержек за счет реинжиниринга бизнес - процессов, выхода на качественно новый уровень автоматизации.

В условиях углубления дифференциации потребностей клиентов и усиления конкуренции на финансовом рынке в качестве первоочередных перед Банком стоят задачи оптимизации организационной структуры и управленческих механизмов, развития кадрового потенциала и системы управления знаниями.

Ключевым фактором успеха в решении этих задач станет формирование современной, эффективной, адекватной масштабам бизнеса Банка организационно - управленческой системы, позволяющей сконцентрировать усилия на специализированном обслуживании различных клиентских групп и создать условия и мотивацию для расширения возможностей инновационного развития Банка.

Основой для дальнейшего поступательного развития Сбербанка России, источником увеличения его конкурентоспособности станет внедрение клиентоориентированной модели работы Банка, предполагающей структурную перестройку бизнес - процессов, организационной структуры и взаимоотношений между подразделениями, качественно новый уровень управления и оптимизации издержек.

В целях формирования единого взгляда на потребности клиента, реализации комплексного подхода и повышения качества обслуживания существующая организационная структура Банка, в большей степени ориентированная на развитие продуктового ряда, будет трансформирована в соответствии с потребностями основных клиентских групп. Из подразделений, непосредственно занятых в обслуживании клиентов, будут сформированы три бизнес - блока - корпоративный, розничный и управления активами.

Новая модель построения организационной структуры позволит повысить качество и оперативность управления как за счет более четкой вертикальной интеграции подразделений на всех уровнях банковской иерархии, так и за счет внедрения единого руководящего органа в блоках и расширения полномочий нижестоящих подразделений.

Для повышения уровня лояльности и степени удовлетворенности клиентов в Банке будет создана интегрированная, основанная на выделенных бизнес - блоках, система маркетинга. Система будет нацелена на проведение сегментации, мониторинга и анализа потребностей клиентов, совершенствование моделей обслуживания различных клиентских групп, управление жизненным циклом продуктов, а также решение задач брендинга, общественных коммуникаций, проведение имиджевых и рекламных акций.

Такая система маркетинга позволит оперативно отслеживать появление новых рынков, изменение потребительского спроса и конкурентной среды, скоординирует разработку и реализацию новых продуктов, стандартных пакетов и банковских услуг.

В целях повышения экономической эффективности необходимо продолжить совершенствование системы мотивации персонала, сделав ее более гибкой, основанной на зависимости вознаграждения сотрудников от вклада в конечный результат, стимулирующей продажу продуктов и услуг целевым группам клиентов.

Оптимизация филиальной сети и развитие альтернативных каналов обслуживания клиентов будут направлены на увеличение объема и количества совершаемых операций, повышение доступности банковских услуг. Расширение сбытовой сети Банка позволит обеспечить достижение целевого ориентира по показателю числа жителей на одну точку сбыта.

Будут открыты новые операционные подразделения, прежде всего, на территории крупных городов, целый ряд подразделений улучшит свое расположение относительно мест концентрации спроса на банковские продукты и услуги. С учетом потребностей клиентов продолжится работа по комплексной оптимизации действующих операционных подразделений, будут внедрены стандарты их организации и функционирования, созданы условия для дифференцированного обслуживания в подразделениях Банка различных категорий (сегментов) клиентов.

Одновременно Банк сосредоточит усилия на увеличении сети устройств самообслуживания и расширении их функциональности, а также развитии других альтернативных каналов сбыта, в том числе на предоставлении клиентам возможности обслуживания в режиме .

В целях повышения эффективности работы сбытовой сети Банк усилит влияние бизнес-подразделений на ее дальнейшее развитие и укрепление материально-технической базы, а также продолжит работу по совершенствованию системы управления филиальной сетью.

Важным условием развития бизнеса и повышения конкурентоспособности Банка является технологическое совершенствование расчетного обслуживания клиентов, направленное на ускорение и удешевление бизнес - процессов.

Проведение модернизации управленческих и технологических процессов в соответствии с требованиями бизнеса диктует различные подходы к технологическому обеспечению работы с населением и представителями малого бизнеса на массовых розничных рынках и к организации индивидуального обслуживания клиентов.

Если главной задачей на массовом рынке станет обеспечение роста производительности труда и снижение себестоимости операций путем стандартизации продуктового ряда, минимизации использования трудовых ресурсов и углубления автоматизации, то индивидуальное обслуживание требует оперативного принятия решений, гибкости условий обслуживания, расширения системы делегирования полномочий, дифференциации с учетом масштаба бизнеса клиентов и принципа экономической целесообразности.



Заключение

 

Основные выводы, к которым можно прийти таковы: для решения вопроса о повышении роли банка в экономическом развитии страны необходимы срочные комплексные меры по наращиванию капитала банковской системы.

Меры способствующих повышению роли Сбербанка в экономическом развитии страны:

1. Максимальная вовлеченность в экономику имеющихся денежных ресурсов (в том числе находящихся за границей средств, которые необходимо привлечь через механизмы амнистии или часть пенсионных накоплений, владельцы которых не дали указаний относительно частного управления); расширение возможности покупки банковских акций юридическими и физическими лицами, в частности за счет использования кредитных ресурсов; упрощение процесса эмиссии банковских акций; принятие правовых, экономических и административных мер по увеличению денежных потоков через частные коммерческие банки.

2. Снижение норм резервирования, введение налоговых льгот на прибыль банков, а также на прибыль их акционеров и иных инвесторов, которая будет направляться на увеличение капитала.

3. Более полно использовать потенциал, заключенный в системе государственных банков, способствовать направлению части их ресурсов на образование системообразующих основ фондового и денежного рынков (ипотека, секьюритизация, долгосрочные субординированные кредиты); часть государственных банков превратить в универсальные и специализированные коммерческие банки, предусмотрев в определенных случаях возможности их последующей трансформации в частные банки.

4. В связи с развитием IPO для поддержания на первоначальном этапе этого сегмента рынка целесообразно рассмотреть возможность подключения банков, оперирующих государственными средствами, в том числе специальных и государственных банков, в качестве покупателей ценных бумаг.

5. Ввести в действие механизм покупки акций коммерческих банков банками с государственным участием. Учитывая, что данная мера может привести к увеличению доли государства в банковской системе, необходимо предусмотреть в дальнейшем возможность уменьшения этой доли. Это может быть осуществлено путем последующих реализаций банковских акций государством, которые, вероятно, будут на более высоком ценовом уровне, что сделает данную операцию еще более экономически целесообразной.

6. Упростить процесс регистрации Банком России эмиссии банковских акций.

7. Шире применять практику рефинансирования коммерческих банков; превратить механизм рефинансирования в реально действующий инструмент экономической политики.

8. Сократить объем вмененных непрофильных банковских операций и связанных с этим накладных расходов; минимизировать отчетность региональных подразделений (т.к. она дублируется в консолидированной отчетности, составляемой головным офисом).

Решение перечисленных задач обеспечит формирование необходимого уровня рентабельности капитала, позволит оптимизировать банковские издержки и выполнить ограничение по отношению операционных расходов к чистому операционному доходу (Cost/Income), увеличить долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе и повысить стабильность и предсказуемость финансового результата.

В целях снижения принимаемых рисков Банк будет стремиться к диверсификации клиентской базы, формированию сбалансированной по срокам структуры активов и пассивов как с позиций соблюдения требований ликвидности, так и с точки зрения управления процентным спрэдом.

Следуя принципу умеренного консерватизма, Банк не планирует осуществлять вложения с повышенной степенью риска. Банк будет поддерживать существенную долю ссуд корпоративным заемщикам и физическим лицам в портфеле активных операций, как инструмент сдерживания падения доходности работающих активов в условиях снижения процентных ставок по финансовым инструментам. При этом Банк усилит контроль за качеством управления кредитным риском за счет применения современных методов идентификации и контроля рисков, основанных на лучшей международной практике и рекомендациях будет усовершенствована действующая система присвоения индивидуальных рейтингов корпоративным клиентам и усилено внимание к контролю за качеством розничных кредитов. Продолжится снижение риска концентрации ссудной задолженности за счет расширения кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. Также получат распространение такие инструменты активного управления кредитным риском, как секьюритизация и организация синдицированного кредитования.

Данные меры позволят Банку управлять уровнем просроченной задолженности, не допустить существенного роста отношения расходов на формирование резервов по отношению к объему кредитного портфеля корпоративных клиентов и населения. Повышенный спрос на долгосрочные кредиты и их значительная доля в портфеле банка потребуют специальной политики в отношении их фондирования, позволяющей избегать неоправданных потерь, связанных с процентным риском и риском ликвидности. В этих целях Банк планирует сохранить стабильный состав пассивов по источникам привлечения, включающий население, корпоративных клиентов и международных инвесторов и увеличить долю долгосрочных пассивов в привлеченных средствах. При этом применение гибкой продуктовой, процентной и тарифной политики позволит сдерживать сужение спрэдов по активно - пассивным операциям, связанное как с макроэкономическими тенденциями, так и с процессами удлинения сроков привлечения ресурсов. Увеличение количества и объема операций потребует от Банка дополнительных мер по повышению эффективности контроля за уровнем операционного риска.

С учетом экономической отдачи от планируемых мероприятий Банк рассмотрит целесообразность осуществления затрат на развитие автоматизированных систем, позволяющих определять потенциальные источники возникновения рисков и нацеленных на повышение полноты и точности поступающей контрольной информации.

Активное развитие операций, в том числе розничных, необходимость совершенствования технологий и систем автоматизации, техническая модернизация Банка потребуют в течение периода действия Концепции значительного объема инвестиций, которые могут повлиять на увеличение доли административно-хозяйственных затрат в общих расходах Банка.

Повышение производительности труда, оптимизация штатной численности и сокращение неавтоматизированных операций на всех направлениях деятельности Банка позволят снизить долю оплаты труда в расходах. Банк будет устанавливать уровень материального вознаграждения сотрудников с учетом финансовых результатов деятельности и стремиться к поддержанию заработной платы на конкурентоспособном уровне.

Стабильно высокая эффективность банковской деятельности, оптимизация структуры и поступательный рост абсолютной величины финансового результата, эффективное управление административно - хозяйственными издержками, высокая лояльность клиентов окажут позитивное влияние на инвестиционную привлекательность Банка в глазах акционеров и потенциальных инвесторов, укрепят его репутацию самого надежного кредитного учреждения страны.



Список использованной литературы

 

1. Налоговый кодекс РФ (части первая [31 июля 1998 г.] и вторая [5 августа 2000 г.]: офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

Российская Федерация. Законы. "О банках и банковской деятельности". № 395-1 [Федер. Закон: принят ГД 2 декабря 1990г.]: офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

Российская федерация. Законы. "О Центральном Банке Российской Федерации". № 86-ФЗ [Федер. Закон: принят ГД ФС РФ 27 июня 2002г.]: офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

4. Положение Банка России [от 3 октября 2000 года] № 122-П "О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами" офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

5. Положение Банка России [от 4 августа 2003 года] № 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг" офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

6. Положение Банка России [от 14 июля 2005 года] № 273-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций" офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики - раздел IV.3 "Инструменты денежно-кредитной политики и их использование" офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

8. Годовой отчет ОАО Сбербанка России банка Российской Федерации - раздел II "Деятельность Банка России", пункт II.1 "Денежно-кредитная политика" офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

9. Инструкция № 17 ОАО Сбербанка России [от 1.10 97.] "О составлении финансовой отчетности" офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

10. Инструкция Банка России "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" №75-И [от 23.07.98] офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

11. Методические рекомендации по оценке кредитного риска кредитных организаций при проведении инспекционной проверки. Приложение к письму Банка России [от 16.12.98.] №363-Т офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

12. Письмо ОАО Сбербанка России "О критериях определения финансового состояния банков" [от 28.05.97] № 457 офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

13. Положение Банка России "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета" [от 26 июня 1998.] №39-П офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

14. Положение Банка России "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)". [От 31.08.98]. № 54-П офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

15. Положение Банка России "Об организации внутреннего контроля в банках" №509 [от 28.08.97] офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

16. Положение Банка России "О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций". №31 - П [от 1.06.98] офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

17. Положение Банка России "О раскрытии информации Банком России и кредитными организациями-участниками финансовых рынков" № 43-П [от 2.07.98] офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

18. Проект Федерального закона "О гарантировании вкладов граждан в коммерческих банках" офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

19. Указание ЦБ РФ "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию БР №1 [от 1.10 97.] "О порядке регулирования деятельности банков"" №368-У [от 30.09.98] офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

20. Указание ЦБ РФ "О внесении изменений и дополнений в Положение БР "О порядке предоставления Банком России кредитов кредитной организации, осуществляющей мероприятия по санации проблемной кредитной организации"" [от 25.06.98] № 38-ГГ №334 [от 31.08.98] офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

21. Инструкция БР [от 30.06.97]. №62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

22. Указание ЦБ РФ "О внесении изменений и дополнений в Положение БР "О консолидированной отчетности кредитных организаций [от 2.05.98]. №29-П"" № 309-У [от 30.07.98] офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

23. Указание ЦБ РФ "О внесении изменений и дополнений в Указание БР [от 27.03.98.] № 192-У "О дополнительных мерах по защите интересов вкладчиков банков" №274-У [от 29.07.98] офиц. текст в ред. последних изменений. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон, дан. и прогр. - М., 2007.

24. Аврин С. На второй всероссийской конференции "Банковская безопасность" [Текст]. // Банковские технологии. 2006. №2-3.

25. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. [Текст] /М.: Финансы и статистика. 2002.

26. Аленичев В.В. Страхование валютных рисков, банковских и экспортных коммерческих кредитов [Текст]. / - М,: 2006.

27. Анализ деятельности коммерческого банка [Текст] / Под общей редакцией СИ. Кулик - АОЗТ "Вече" 2002.

28. Артеменко. Д.А. Учетно-финансовый анализ оценки банковской безопасности в регионе [Текст] // Ученые записки РГЭА. № 2. Ростов-н/Д., 2004.

29. Банки и банковские операции [Текст] Учебник. / Под редакцией Жукова Е.Ф. М.: ЮНИТИ. 2006.

30. Василишен Э.Н. Регулирование банковской ликвидностью посредством экономических нормативов [Текст] // Российский экономический журнал. 2005. №8.

31. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы. [Текст] / С.В. Галицкая. М.: Экзамен, 2002г.

32. ЛаврушинаО.И. Деньги, кредит, банки [Текст]: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003 г.

33. Тавасиев А.М., Эриашвили Н.Д. Банковское дело [Текст]: Учебник для средних профессиональных учебных заведений / Под ред. проф. А.М. Тавасиева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002г.

34. Интервью и выступления - http://www.pvsbrf.ru


[1] Слуцкий А. А., Слуцкий А. А. Операционный риск процессов кредитования населения и малого и среднего бизнеса: идентификация и модель для оценки // Банковское кредитование. 2007. N 3(13)

[2] Кабушкин С.Н. Управление банковским кредитным риском: Учебное пособие. - М.: Новое знание, 2004. С. 65 - 68.

[3] Здесь и далее используется терминология вышеупомянутой статьи «Операционный риск процессов кредитования населения и малого и среднего бизнеса: идентификация и модель для оценки».

[4] Соглашение Basel II в России 2006: операционные риски - основная проблема банков / http://www.press-release.ru/branches/security/447ecc127207c/

Доля А. Операционные риски - основная проблема российских банков / http://www.pcweek.ru/?ID=612514, 4 августа 2006 г.

[5] Analityk hierarchy process – разработан в начале 70-х годов XX века американским математиком Томасом Саати как процедура поддержки принятия решений. В русском переводе метод получил название «Метод анализа иерархий» (см. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. – М.: Радио и связь, 2003).

[6] Оценочные значения приведены условно и не привязаны к приведенным выше вариантам кредитования.

[7] Указание ЦБ РФ от 17.12.2004 N 1530–У «О порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета».

[8] Указание ЦБ РФ от 17.12.2004 N 1530-У «О порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета».

[9] Указание ЦБ РФ от 14.04.2003 N 1270–У «О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп».

[10] Наиболее близкой по смыслу формой отчетности является форма из Приложения 9 к Положению ЦБ РФ N 205-П.

[11] Скоринговые системы оценки кредитоспособности (от англ. score - очки, баллы) представляют собой методики оценки, основанные на проставлении баллов по каждому из параметров, по которым оценивается заемщик. Техника кредитного скоринга была впервые предложена американским экономистом Д. Дюраном в начале 1940-х годов для отбора претендентов на потребительские кредиты.


Введение

 

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что в настоящее время в процессе кредитования осуществляемого Поволжским Сбербанком России намечается увеличение в составе ресурсной базы долгосрочных ресурсов способствовавших расширению возможностей долгосрочного кредитования. Значительно выросли объемы и удельный вес кредитов, предоставленных физическим лицам.

Поволжский банк Сбербанка России сегодня - крупнейший, динамично развивающийся Банк региона. Филиальная сеть Банка представлена широко разветвленной структурой, что позволяет сделать его услуги доступными для каждого клиента.

По статистике, за последние пять лет объемы ипотечного кредитования в России выросли в 10 раз. Такая динамика заставила кредитные организации обратить на ипотеку самое пристальное внимание. Банки, предоставляющие ипотечные кредиты, можно разделить на организации, работающие по стандартам АИЖК, и тех, кто предлагает самостоятельные программы. Те, кто в первой группе, фактически продают закладные агентству или аккредитованным операторам (в Волгограде это областной фонд жилья и ипотеки). В этом случае банк ограничен процентными рамками: с 1 июля от 11,5 до 14,5%, но при этом ему гарантирован возврат (рефинансирование) заемных средств. К тому же сотрудничество с агентством очень часто ускоряет процесс работы с заемщиком.

В то же время нет уверенности, что позитивные тенденции, характерные в последнее время для российской экономики, сохранятся в будущем. Налоговое, валютное и таможенное законодательства Российской Федерации допускают возможность разных толковании и подверженности часто вносимым изменениям. Дополнительные трудности для банков в настоящее время заключаются в несовершенстве законодательной базы в отсутствии формализованных процедур регистрации и обращения взыскания на обеспечение по кредитам.

Цель работы - изучение и анализ процесса кредитования осуществляемого Волгоградским ОСБ № 8621.

Исходя, из выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи работы:

изучить нормативно - правовое регулирование банковской деятельности;

рассмотреть кредитную политику Волгоградского ОСБ на современном этапе;

предложить методы оценки кредитного риска;

проанализировать кредитный потенциал банка, рентабельности на основе дистанционного анализа;

дать рекомендации по улучшению кредитной политики.

Работа состоит из трех глав, введения и заключения.

Первая глава содержит характеристику и кредитную политику Волгоградского ОСБ № 8621. Вторая глава посвящена комплексному анализу кредитной деятельности Волгоградского ОСБ №8621, также в ней приводится анализ доходности и эффективности кредитного портфеля. Третья глава содержит выводы и рекомендации по повышению уровня процесса кредитования Волгоградского ОСБ № 8621, разработаны прогнозные данные на 01.01.2008 г.

При написании работы использованы нормативные и законодательные акты, периодические издания, теоретические источники российских и зарубежных авторов, а также справочно-правовая система Консультант Плюс.



Сущность и цели кредитной политики волгоградского ОСБ № 8621

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 163.