Основные элементы и инструменты формирования рыночной стратегии предприятия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В условиях хозяйствования предприятие как основное звено национальной экономики представляет собой сложную систему, объединяющую в себе взаимосвязанные компоненты социально-экономической, технологической и природной среды. Коммерческие, производственные предприятия, аккумулируя в своей структуре элементы различного происхождения - общественного, материального, информационного, отражают по сути сложную структуру народного хозяйства в целом.

Определяя сущность современного предприятия с системных позиций стратегического управления как сложную, многоаспектную, теория управления рассматривает предприятие как саморазвивающуюся систему, которая может с определенной степенью гибкости реагировать на изменения внешней среды, адекватно изменять свою стратегию, цели, формальные структуры, организационную культуру и поведение персонала. Эффективность реагирования предприятия на изменения ее окружения зависит от степени открытости системы, адекватности механизма управления логике эволюции предприятия и окружения, равновесия в сочетании развития внутренней и внешней среды. Усложнение последней характеризуется ростом дифференциации внешних хозяйственных условий, высокими темпами смены хозяйственных приоритетов, влияющих, в свою очередь, на выбор стратегических целей предприятия, глобализацией экономических отношений, в которые вступает предприятие.

В развитой рыночной экономике можно выделить следующие составляющие функционирования предприятия.

1. Предприятие должно адекватно реагировать на изменение рыночной ситуации (в том числе изменение цен на продукцию и на факторы производства), формируя свою объемно-номенклатурную и ценовую политику. Следует стремиться к максимизации разницы между доходами и расходами. В афористической форме этот принцип может быть изложен так: "Не бывает слишком больших расходов, бывают слишком малые доходы" (неоклассическая модель)

2. Для устойчивого функционирования на рынке предприятие должно создавать условия для уменьшения внутрифирменных, трансакционных и внешних транспортных издержек, облегчая поиск внешних контрагентов. Вместе с тем - особенно в условиях России - необходимо уделять значительные усилия контрактной деятельности предприятия, имея в виду, что чрезмерная минимизация трансакционных издержек может привести к росту себестоимости и потерям доходов из-за низкого качества составления и реализации контрактов между предприятием и его контрагентами. Следует стремиться к оптимизации размера фирмы с учетом факторов управляемости, мотивации работников и синергических преимуществ (институциональная модель)

3. Система внутрифирменного принятия решений должна быть объектом самостоятельного исследования и совершенствования. Следует оптимально сочетать стабильность правил принятия стратегических решений с гибкостью принятия тактических решений. Одна из главных задач предприятия - создать гармоничные условия взаимоотношений предприятия с хозяйственной и административной средой, обеспечить соэволюцию предприятия и среды, противодействовать отставанию внутренних изменений от внешних.

4. Необходимым условием эффективной работы предприятия в свободной рыночной экономике является наличие позитивной целенаправленной мотивации его работников - от рабочих до менеджеров. Для значительного числа работников такая мотивация возможна только при создании возможностей реализации их предпринимательских качеств либо на самом предприятии, либо в «интеграционной зоне» предприятия. Весьма важной является проблема сближения интересов руководителя предприятия и коллектива, преодоление разрыва между поведением директора как физического лица и как представителя юридического лица (предпринимательская модель).

5. Взаимоотношения между менеджментом и собственниками предприятия должны быть скоординированы с интересами бизнеса как продолжающегося процесса. Весьма сложную и важную задачу представляет собой поиск оптимальных соотношений между материальной заинтересованностью и профессиональным развитием менеджера. Асимметрия информации в треугольнике «работник – менеджер - собственник» создает предпосылки для нежелательного снижения производительности труда работников и менеджеров и для падения эффективности использования средств собственника (агентская модель)[10].

В разных моделях в большей или меньшей степени содержание сущности предприятия затрагивается преимущественно по отношению к конкретным проблемным вопросам экономического функционирования и развития - изменениям характера общественного производства, процессам его концентрации и поиску соответствующих приоритетов эволюции, трансформациям отношений собственности и уменьшения разнонаправленности интересов управленцев и собственников предпринимательских предприятий.

Для выяснения общих для большинства экономических взглядов характеристик предприятия следует рассмотреть именно сущностные характеристики и современные особенности предприятий как сложных организационных систем.

Рассматривая понятие предприятие как основное с точки зрения хозяйственной практики для обозначения формальных правовых и экономических образований, включенных в процессы конкретных трансакций, для задач теоретического анализа остановимся на понятии предприятия.

Возможность реализации предприятиями хозяйственной деятельности в экономической системе связана с единством существования структурного и функционального, организационно-управленческими отношениями, составляющими природу хозяйственного образования. Именно рассматривая организацию как причину и форму возникновения социально-экономической системы любой размерности, в том числе коммерческого предприятия, можно проследить логику системного представления последнего.

Современные коммерческие предприятия - сложные организационные системы, в которых взаимодействуют предприятие в ее функциональном смысле, формирующая и изменяющая структуру системы, и управление, воздействующее на процессы внутри организации (в структурном смысле понятия организация). Понятия предприятие и управление имеют дело с целенаправленной трудовой деятельностью людей. Взаимосвязь предприятия и управления приводит к формированию у хозяйственных систем определенных свойств, отличающих ее от систем другой природы. Возникают такие типы поведения и такие структуры, которые описывают сущность системных явлений самоорганизации.

Социально-экономическая система обладает рядом важнейших особенностей, к числу которых можно отнести:

§ изменчивость отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;

§ наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;

§ способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;

§ способность противостоять энтропийным тенденциям;

§ способность адаптироваться к изменяющимся условиям.

Возникновение той или иной производственной системы обусловлено возникновением или формированием на рынке спроса на продукцию, способную удовлетворить требования покупателей. Следовательно, система должна быть приспособлена к длительному удовлетворению покупательского спроса.

В условиях рыночной экономики возрастает значение трех основных направлений организаций (функциональном смысле) хозяйства:

- организация производства, которая имеет целью создание оптимальной технико-технологической системы на предприятии (система надежно и эффективно функционирующего оборудования и технологии, упорядоченных технико-организационных взаимосвязей работников);

- организация труда, которая имеет целью построение здоровых, нормальных от ношений в коллективе (система мер по созданию условий для высокопроизводительного и эффективного творческого труда);

- организация управления, которая имеет целью взаимодействие материальной и социальной подсистем предприятия в целях достижения наилучшего морально-психологического и экономико-технологического эффекта (система технических, экономических и гуманитарных средств, обеспечивающих целенаправленность воздействия на все подсистемы предприятия)[11].

Наиболее сложной проблемой, возникающей при определении эффективности предприятия как объекта стратегического управления, является проблема вычленения подсистем и элементов. Их совокупность и взаимодействие создают объективные предпосылки для целеполагания, с одной стороны, и для оценки готовности предприятия к их достижению, с другой стороны.

Поэтому в составе социально-экономической системы выделяют следующие подсистемы (с последующим разложением на элементы):

§ технические ресурсы;

§ технологические ресурсы;

§ кадровые ресурсы;

§ пространственные ресурсы;

§ ресурсы системы управления;

§ информационные ресурсы;

§ финансовые ресурсы.

Все виды ресурсов представляют собой в совокупности возможность достижения целей системы. Это означает, что имея в своем распоряжении те или иные средства производства (станки, вспомогательное оборудование, сырье и материалы, инструменты и инвентарь и т. п.), кадры (рабочие соответствующих разрядов, ИТР соответствующей квалификации, научные работники), производственные помещения с определенными характеристиками, дороги, сооружения и прочие ресурсы, производственная система способна в той или иной степени удовлетворять изменяющиеся нужды, потребности и запросы потенциальных покупателей,

Из целостности систем следует, что в результате взаимодействия всех составляющих систему ресурсов получаются новые свойства, которыми каждый отдельный вид ресурса не обладает. Нельзя своевременно вывести на нужный сегмент рынка товар, отвечающий его требованиям, не располагая соответствующими ресурсами всех видов: возможностями применяемого оборудования, возможностями используемой технологии, квалификационными возможностями кадров и т.д. И, наоборот, каждый отдельный ресурс не может раскрыться полностью вне связи с другими ресурсами: возможности, которыми располагают станки, не могут быть реализованы без соответствующей квалификации работников, без применения соответствующих основных и вспомогательных материалов, без требуемых характеристик производственных помещений.

Принимая во внимание существование в любой организации совокупности разнородных ресурсов, образующих вместе ее потенциал, а также включенность социально-экономической предприятия в социально-экономическую систему большего масштаба, нужно отметить, что взаимодействие отдельных видов ресурсов носит не автономный характер и не является самоцелью, а обусловлен набором согласованных ожиданий-интересов, которые были указаны в описании интеграционной концепции.

В реальном хозяйственном механизме одни виды ресурсов выступают узловыми элементами в структуре организационных взаимодействий (кадры как социальная составляющая и технические ресурсы как материально-вещественная составляющая социотехнической организации), другие виды ресурсов опосредуют потоки событий. На рис. 6.3, где показывается структура связей организационных ресурсов, информационные ресурсы намеренно не обозначены отдельным блоком, они скорее отражены стрелками - взаимонаправленными по отношению к ключевым составляющим потенциала. В своем роде такие виды ресурсов, как технологические, финансовые, пространственные выполняют роль промежуточных, связующих узлов, так Как они характеризуют способ соединения конкретных социальной и технической подсистем предприятия.

На рис. 6.3. не показаны связи, потоки между организационным потенциалом и внешней средой - множеством агентов, вступающих с организацией в "отношенческие" взаимосвязи. Характер этих связей основан на понимании особой экономической природы в деятельности организационных систем в крупных социально-экономических системах, которая будет определять сущность оценок стратегического потенциала.

 

Рис. 6.3. Взаимосвязь ресурсов, составляющих потенциал предприятия.

 

В качестве признаков, по которым вычленяются элементы организационной системы (динамическое выражение ее ресурсных составляющих) для стратегического управления, должны выступать классические: орудия труда, предметы труда, собственно труд. Необходимы признаки, позволяющие дифференцировать производственную систему на элементы, совокупность и взаимодействие которых раскрывают возможности выдвижения и достижения стратегических целей.

Последнее положение требует подчеркнуть формулирование и стремление к достижению целей предприятия - кратко- и долгосрочных - как важное системообразующее свойство, которое "цементирует" отмеченные выше признаки предприятия как организационной системы - упорядоченность. Целевая ориентация предприятия задает, таким образом, как содержание системы, которую, как мы показали, можно выразить совокупностью ресурсов, так и функции предприятия и ее составляющих, а на этой основе и форму их построения. Упорядоченность в таком случае следует понимать как заданную определенным образом направленность функциональных и структурных характеристик предприятия относительно сформулированных целей развития предприятия.

В решении вопроса о субъекте, задающем требование упорядоченности ранее не связанных ресурсных возможностей (в таком своем состоянии ресурсы в неактуализированном виде следует понимать как возможности чего-либо), возникает стремление выделить прежде всего надорганизационную инстанцию, которая, имея свои интересы и цели, структурирует ресурсы в единое организованное целое и наделяет его функциями и целью. Вместе с этим возникновение организующей активности может произойти и внутри самой системы в ответ на объективные предпосылки такой предприятия.

Вообще выделяются два случая, определяющих причинность происхождения системы:

а) система развивается самостоятельно, тогда в качестве причины ее эволюции выступает стремление обеспечить гомеостаз входящих в нее элементов, а средством этого служат экстенсивные и интенсивные тенденции развития;

б) система конструируется субъектом для удовлетворения его нужд. Применительно к экономическим по природе системам можно сказать, что первооснова их возникновения - это среда, часть которой (часть может иметь и материальный, и социальный характер) концентрируется в определенных экономически выгодных границах, в которых размещение ресурсов и их целевое использование может осуществляться с большей эффективностью, чем за пределами полученной организационной системы. Тогда положение субъекта, формирующего организацию, оказывается относительно нее либо включенным в саму предприятия, либо в среду, оставшуюся за границами структурировавшихся экономических и социальных ресурсов. Ситуацию с формированием организационной системы иллюстрирует рис. 6.4.

Управление выступает в виде совокупности сознательных актов над- или внутрисистемного субъекта по формулированию цели ее реализации. Так как возможность организационного единства связана с долгосрочным воздействием субъекта на объект (организацию и ее ресурсы), то его направленность будет зависеть от эффективности соединения организационных ресурсов.

 

Рис. 6.4. Внешняя среда и процесс предприятия системы.

 

Результат организационного опосредования субъект-объектных процессов использования ресурсов выражает степень сообразной выдвинутой цели упорядоченности системы, фиксирует, таким образом, уровень организационно-технологических процессов, их информационное обеспечение, которое, в свою очередь, выступает объектом стратегических оценок субъектом управления[12].

Ресурсный характер информации целесообразно учитывать при рассмотрении информации непосредственно управления (сведения, влияющие на решение производственных задач) и информации развития, которая призвана содействовать решению следующих задач:

- накоплению данных различного характера для выбора оптимального решения;

- подготовке к созданию информации для оценки технико-экономического уровня;

- анализу и синтезу данных о современном уровне техники, технологии и конкурентоспособности продукции.

При этом управляющие воздействия будут плодотворными только, если управление информационными потоками будет организовано на системной основе и позволит обеспечить:

§ выявление основных тенденций развития предприятия;

§ продуктивный поиск готовых технических решений;

§ применение и оценку прогрессивных методов предприятия;

§ освоение отечественного и зарубежного опыта маркетинга;

§ сопоставление технико-экономических и потребительских характеристик продукции с данными конъюнктурных исследований;

§ определение технико-экономического и информационного уровня завершенных НИОКР.

Качество информационного обеспечения процессов в предприятия и ее связей со средой будет определять и качество оценок множества объектов производства и управления (понимаемого здесь как одного из ресурсов предприятия).

Характеристика сущности предприятия как сложной организационной системы позволяет перейти к выделению современных особенностей хозяйственных предприятий, а также освещению динамических моментов их организационной природы. Динамическое описание в дополнение к их сущностному анализу дает целостное пространственно-временное представление об организационных системах.

Хозяйственные предприятия следует понимать как открытые динамические самоорганизующиеся (самонастраивающиеся) системы. Открытость системы означает, что она обменивается веществом, энергией, информацией с внешней средой. Соотношение внешней и внутренней среды обеспечивается наличием структурных взаимосвязей в предприятия, выражающихся информационными потоками в организационной схеме. Тем самым происходит процесс типа «действие-реакция», создающий эволюционную предпосылку для осуществления адаптационного управления, который, в свою очередь, является следствием развития способности системы к самообучению.

Кроме того, мы рассматриваем системы или их окружение как статичное или динамичное в зависимости от скорости изменения их характеристик во времени. Адаптивная система может реагировать на изменения среды способом, соответствующим ее обычным действиям. Таким образом, мы говорим о релевантной среде, т. е. о событиях или объектах, не связанных с тем, что происходит внутри системы. Иногда употребляют термин "проблемное окружение". Этот термин уже, чем релевантная окружающая среда, так как охватывает только деятельность покупателей, поставщиков, конкурентов и регламентирующих групп, например, правительства.

Усиление адаптационной способности предприятия делает возможным ее переход на более высокие уровни поведения — самоорганизацию и самонастройку. В первом случае организационная система способна оптимизировать свое состояние, выходить на равновесие с внешней средой посредством адекватных изменений структуры и функций. Во втором случае существует возможность изменять внешнюю среду, ее структуру и условия хозяйствования.

Как говорилось выше, структурная и функциональная упорядоченность системы - собственно ее предприятие- характеризуются целенаправленностью функционирования и развития. Поступательное и долгосрочное развитие (системная эволюция) предприятия возможно посредством действия системы стратегического управления. Целенаправленность предприятия обеспечивается процессами анализа внешней и внутренней среды, определения миссии и целей предприятия, выбора и непосредственно выполнения стратегии. Цикл взаимосвязанных управленческих процессов, составляющих содержание стратегического управления, приведен на рис. 6.5.

Анализ среды (макроокружения, непосредственного окружения, внутренней среды) является тем процессом, который представляет организацию в системе большей размерности и обеспечивает процесс целеполагания. Так, задание генеральной цели организационной системы и ее декомпозиция на подцели осуществляется на пространстве взаимосвязанных сред (систем), в том числе исследуемой предприятия. Далее осуществляется декомпозиция целей по основным элементам (составу) организационной системы, что выражается в определении оптимальных параметров состояния и функционирования предприятия.

Выделение и структуризация ресурсного потенциала организационной системы позволяет получить объектную характеристику стратегических ориентации. Выбор стратегии, осуществляемый в основных значимых для предприятия областях, определяет основную линию поведения для достижения поставленной цели. Выбранные формы долгосрочных отношений предприятия с окружением, а также формы внутриорганизационных отношений конкретизируют требования к состоянию объекта стратегического управления.

Они формируют целереализующий комплекс, состоящий из фиксированных на предыдущих этапах ресурсных элементов системы и включенный в производственную структуру предприятия. Последняя определяет вид и содержание организационной структуры аппарата управления, схему управленческих связей. Следует указать, что с выделением составляющих ресурсного потенциала предприятия становится возможным формирование и осуществление объектной стратегии, даже если трудно формализовать требования к состоянию параметров определенных видов ресурсных элементов.

 

Рис. 6.5. Циклы стратегического управления организацией.

 

Выполнение стратегии направлено на решение следующих задач. Во-первых, это установление приоритетности среди управленческих задач, касающихся распределения ресурсов, установления организационных отношений и др. Во-вторых, это установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами, направление деятельности предприятия на осуществление выбранной стратегии. В-третьих, это выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией всех подходов к управлению организацией.

В условиях самонастройки в поведении предприятия процесс ее выхода на равновесное со средой состояние реализуется в системе стратегического управления через механизм обратной связи. Осуществляя контроль и оценку выполнения стратегии, система управления может изменять свою целевую функцию, при этом внутренняя среда (структура) коэволюционирует с внешней. Стратегический контроль сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем реализовать принятые стратегии и приведет ли их реализация к достижению поставленных целей. Процедуры контроля и оценки опосредуют реакцию управляющей системы на состояние и изменения внутренней структуры управляемой предприятия, обеспечивают соответствующую корректировку выхода системы. Это требует показателей качественного состояния предприятия, характеризующих ее потенциал, в оценке ее эффективности в процессе стратегического управления, которые выбираются как наиболее значимые для фиксации состояний всех основных системных компонентов предприятия.

Оцененное и измеренное состояние предприятия служит основой для выработки решений и рекомендаций по совершенствованию целевой функции, выбору стратегии ее реализации, целевых параметров объектов управления, структуры управления. Кроме того, рекомендации могут касаться коррекции выбранных методов стратегического контроля и оценки параметров предприятия.

1.4. Процесс планирования и реализации стратегии управления снабжением на предприятии.

 

Планирование является общей функцией управления, входящей в кольцо управления (рис.7). Планирование логистической деятельности – это систематический процесс поиска возможностей действовать, прогнозирования последствий этих действий, разработки логистического проекта, формирования управленческих решений, конкретных мероприятий и сроков их выполнения для достижения поставленных целей в будущем.

 

Рис. 7. Кольцо управления.

 

На рис. 7.1. представлена классификация видов планирования по некоторым из возможных признаков. Каждый из видов планирования по срокам и по детализации конкретизирует и создает предпосылки для выполнения планов более высокого уровня.

Для организации эффективного планирования на предприятии должна существовать система планирования, т.е. упорядоченная структура отдельных видов планирования. Основными требованиями к такой системе являются:

§ документальное обеспечение. Для согласования плановых расчетов и контроля выполнения планов важно, чтобы их основные части были документированы.

§ стандартизация. Составление документации должно производиться в соответствии с некими стандартами.

§ организованность. Необходим организационный режим, который с одной стороны упорядочивал бы деятельность по разработке планов, а с другой стороны, обеспечивал гибкость системы планирования, возможности проявления импровизации и адаптации к изменяющимся условиям;

§ точность. Необходимо четко и обоснованно определять точность измерения характеристик объектов планирования;

§ согласованность. Все частные планы системы планирования должны согласовываться как между различными уровнями планирования (интеграция планов), так и в рамках одного уровня (координация планов). Необходимо согласовывать цели, прогнозы, мероприятия, средства, действия ответственных лиц, степень необходимости, срочности, иерархию, последовательность, гибкость и т.д.;

§ непрерывность, гибкость и цикличность. Непрерывность заключается в том, что когда одни планы уже разработаны и реализуются, начинают разрабатываться или уточнятся другие, некоторые планы разрабатываются параллельно. Гибкость заключается в том, что учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра планов с их учетом. Цикличность заключается в систематическом пересмотре, уточнении, корректировке с учетом изменившихся обстоятельств целей, задач, мероприятий одних и тех же планов по мере приближения к временным периодам их реализации;

§ полнота, т.е. охват всех сторон деятельности предприятия, в том числе логистической деятельности[13].

Перед началом планирования необходимо четко определить:

1. объект планирования (что планируется);

2. субъект планирования (кто планирует);

3. горизонт планирования (на какой срок);

4. средства планирования (с помощью чего планировать: финансовые средства, вычислительная техника);

5. методику планирования (как планировать);

6. согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

 

Рис. 7.1. Классификация видов планирования в логистике.

 

К наиболее общим методам, применяемым для разработки планов, относятся следующие: переговоры, корректировка предыдущих планов, различные интуитивные методы, графические методы, вычисление с помощью электронных таблиц, имитационное моделирование, экспертные системы, математические модели (математическое программирование, сетевое планирование и др.).

Результаты выполнения планов должны контролироваться. Логистический контроль – это упорядоченный и в идеале непрерывный процесс обработки логистических данных для выявления расхождений между плановыми и фактическими значениями логистических показателей, а также анализ этих расхождений с целью выявления их причин. Все решения в зависимости от степени их значимости для организации делятся на три типа:

1. Стратегические решения – наиболее важные, задающие общее направление деятельности организации, оказывают долгосрочное влияние, требуют больших ресурсов и считаются наиболее рискованными;

2. Тактические решения связаны с реализацией стратегии в среднесрочном плане, прорабатываются на более детальном уровне, требуют меньших ресурсов и сопряжены с определенным риском;

3. Операционные решения наиболее проработаны и касаются видов деятельности на ближайшее время; для их выполнения требуются достаточно ограниченные ресурсы, а риск небольшой.

К наиболее общим логистическим стратегиям относят «тощую» стратегию, динамичную стратегию и стратегию, основанную на стратегических союзах. Рассмотрим их подробнее.

«Тощая» стратегия базируется на принципе управления затратами, т. е. производстве тех же или сопоставимых продуктов, что и у конкурентов, но более дешево. Цель «тощей» логистики – выполнять каждую операцию, используя меньше каждого вида ресурсов: людей, пространства, запасов, оборудования, времени и т.д. Для этого «тощая» стратегия старается отыскать способы устранения непроизводительных расходов ресурсов.

Первые попытки осуществления «тощих» операций были произведены в производственной сфере по инициативе Toyota. Использованные для этого методы привели к таким высоким результатам, что их начали использовать и в других областях деятельности предприятия и в конечном итоге возникла идея «тощего» предприятия. Известный специалист в области менеджмента Роберт Таунсенд утверждает, что «во всех организациях по крайней мере 50% ресурсов (людей, усилий, места, времени) тратится впустую». Компания Toyota выявила следующие участки в ЛЦ, где, скорее всего, могут впустую теряться ресурсы.

§ Качество поставляемых ресурсов (сырья, материалов, комплектующих, деталей и т.д.) и ГП может быть слишком низким, чтобы удовлетворить запросы потребителей.

§ Неправильный уровень производства или мощностей. Имеет место производство продукции или мощности, которые в настоящее время не нужны.

§ Плохо отлаженный процесс. Наличие ненужных операций, слишком сложных или потребляющих слишком много времени.

§ Ожидание. Операциям приходится ожидать начала или завершения, материалам – поступления; оборудованию – производства ремонтных работ.

§ Перемещение. Продуктам во время операций приходится совершать ненужные, слишком длинные или неудобные перемещения.

§ Запас. Наличие слишком большого запаса приводит к излишним сложностям и к повышению затрат[14].

Типичным подходом к реализации «тощей» стратегии является: подробный анализ текущих операций и последующий отказ от операций, не добавляющих ценности; устранение остановок, упрощение перемещений; использование более совершенной технологии для повышения эффективности; размещение мощностей ближе к потребителям с целью сократить транспортные расходы; поиск возможностей получить экономию на масштабах; устранение из цепи поставок ненужных звеньев.

Следует учитывать, что «тощие» операции могут не работать в слишком динамичных или неопределенных условиях. В этих случаях можно воспользоваться более гибкой стратегией, основанной на динамичности.

Цель динамичной стратегии – обеспечить высокое качество обслуживания потребителей, оперативно реагируя на появление новых или изменение прежних условий. Выделяют два аспекта динамичности:

§ скорость реагирования на внешние условия: динамичные организации внимательно и постоянно отслеживают запросы потребителей и оперативно на них реагируют;

§ способность корректировать логистические характеристики с учетом запросов отдельных потребителей.

Организации, использующие динамичную стратегию, сфокусированы на потребителях, т.е.:

§ стремятся добиться полного удовлетворения запросов потребителей;

§ создают удобный доступ потребителей к своей организации;

§ гибко и оперативно реагируют на изменяющиеся запросы;

§ проектируют логистику так, чтобы она удовлетворяла запросы потребителей и даже превышала их;

§ совершают послепродажные проверки, чтобы убедиться, что потребители остались удовлетворенными и после совершения покупки;

§ заботятся о подготовке будущих сделок, всегда сохраняя контакты со своими потребителями, потенциальными покупателями и т.д.

Организации, имеющие удовлетворенных потребителей, получают важные преимущества – повторные сделки и положительные рекомендации о себе другим людям и организациям.

Стратегия описывает принципиальный образ действий, выбранный для того, чтобы достичь установленных целей. При проектировании логистической стратегии исходной точкой становится всесторонний анализ стратегии более высокого уровня (см. рис. 7.2), позволяющие понять, каким образом логистика может внести свой вклад в ее реализацию.

Кроме того, необходимо учитывать среду, в которой ведется бизнес, включающую факторы, влияющие на логистику, но которыми логистика управлять не может; особую компетенцию организации, определяемую факторами, которыми организация может управлять и которые она использует, чтобы отличиться от других (рис. 7.3). Среда, в которой ведется бизнес, и особые компетенции показывают, какое положение организация занимает в настоящее время, а стратегия более высокого уровня – какое она хочет занимать в будущем. Тогда логистическая стратегия показывает, как организация будет переходить от нынешнего положения к будущему.

 

Рис 7.2. Типы стратегических решений.

 

Для получения информации о среде ведения бизнеса и об особых компетенциях применяют так называемый логистический аудит. Его цель состоит в сборе значимой информации о существующих приемах, показателях и условиях проведения логистической деятельности. В соответствии с двумя указанными направлениями поиска информации логистический аудит делится на внешний, который занимается средой действия логистики, и внутренний, анализирующий способ выполнения операций внутри организации и выявляющий участки, требующие усовершенствования. Этот подход аналогичен анализу SWOT, в ходе которого изучаются:

§ сильные и слабые стороны организации, т.е. ее внутренние операции и особые компетенции;

§ возможности и угрозы, проявляющиеся в среде, в которой ведется бизнес.

Ключевым фактором среды, в которой ведется бизнес, является тип спроса, который обуславливает выбор «тощей» или «динамичной» стратегий. Так, «тощая» стратегия работает лучше всего в условиях, когда спрос стабилен или, по крайней мере, предсказуем. Динамичная стратегия лучше работает в ситуациях широкого ассортимента продукции, когда сложно точно спрогнозировать спрос, когда он резко меняется, когда операции выполняются на заказ, например, массовое выполнение заказов на модную продукцию и т.п.

 

Рис. 7.3. Факторы, учитываемые при разработке логистической стратегии.

 

Еще одним фактором проектирования логистической стратегии является системность подготовки стратегических решений, т. е. не только на уровне высшего руководства, но с привлечением специалистов, которые будут непосредственно заниматься реализацией стратегии. В течение всего процесса разработки стратегии должны рассматриваться практические последствия и практическая возможность реализации любого из принимаемых решений. Единого, универсального метода разработки логистической стратегии не существует. Логистическая стратегия состоит из ряда целей, процедур, структур, элементов, систем и т. д., которые представляются в виде стратегического логистического плана, содержащего следующие разделы:

1. Общее резюме, в котором демонстрируется суть логистической стратегии и показывается ее связь с другими частями организации.

2. Цель логистики в организации, требуемые показатели деятельности и способы ее измерения.

3. Описание способа, при помощи которого логистика в целом может добиться поставленных целей, изменений, которые для этого будут осуществлены, и того, как будет осуществляться управление ими.

4. Описание того, как отдельные функции логистики (снабжение, транспорт, контроль над запасами, грузопереработка и т. д.) будут вносить свой вклад в выполнение плана, связанные с этим изменения и процесс интегрирования всех операций.

5. Планы, показывающие ресурсы, необходимые для выполнения стратегии.

6. Планы по затратам и выбранные финансовые показатели.

7. Описание того, как стратегия повлияет на бизнес в целом, особенно с точки зрения целевых показателей этого бизнеса, вклада стратегии в получение ценности для потребителей и удовлетворение их запросов[15].

Любые стратегии становятся эффективными только тогда, когда они реализованы. Для успешной реализации стратегии надо при ее разработке учитывать, что существуют два типа стратегических решений: первый задает правила и цели, которые надо выполнить, а второй показывает, как надо добиваться выполнения этих правил на практике. Например, стратегическое решение компании о расширении объемов сбыта – это правило, а внедрение дополнительного канала продаж продукции через Интернет – это конкретное средство выполнения правила. Таким образом, общие цели стратегии должны быть подкреплены решениями, связанными с реализацией, которые затем преобразуются в более подробные тактические и операционные решения, в конкретные действия, принимаемые и реализуемые на низших уровнях (рис. 7.4).

Так стратегическое решение второго типа о внедрении дополнительного канала продаж продукции через Интернет приводит к принятию среднесрочных тактических решений по найму и подготовке персонала, по созданию и функционированию электронной страницы, по организации доставки продукции потребителям, по организации электронных платежей; по использованию дополнительных складов и т. д. Эти тактические решения в свою очередь определяют решения операционного уровня, связанные с покупкой соответствующего оборудования, контролем запасов, экспедированием, маршрутами транспорта и т. д.

 

Рис. 7.4. Уровни решений в логистике.

 

В общем случае анализ логистической стратегии приводит к постановке и решению на нижних уровнях управления следующих возможных вопросов:

Следует ли нам изменить складские и транспортные операции?

Изменится ли наш подход к планированию и составлению графиков работы?

Имеются ли у нас необходимые ресурсы, если нет – можем ли мы их получить?

Имеется ли у нас подготовленный персонал, и сможем ли мы в случае необходимости подготовить его?

Как выбранная стратегия повлияет на нынешних и потенциальных потребителей?

Какое влияние она окажет на персонал, сооружения, организацию деятельности, технологию и т. д.?

При переходе к реализации стратегии необходимо рассматривать решения по каждой логистической функции, от снабжения до поставки. Но различные авторы выделяют следующие наиболее важные области, в которых, в первую очередь, надо принимать решения.

1. Структура ЛЦ. С точки зрения организации, цепь поставок состоит, во-первых, из нескольких уровней поставщиков, в которые входят источники сырья, промежуточные производители, посредники, а во-вторых, из нескольких уровней потребителей, перемещающих ГП до конечных пользователей. Различные стратегии приводят к разным типам цепей поставок, отличающиеся длиной (количеством уровней), шириной (количеством параллельных маршрутов), пропускной способностью, типом посредников, степенью контроля над логистикой, качеством услуг и затратами.

2. Размещение элементов инфраструктуры. После выбора структуры ЛЦ необходимо выяснить, где лучше всего разместить некоторые элементы ЛЦ, такие как промышленные предприятия, оптовые предприятия, склады, логистические центры и т.д. Вопрос размещения следует рассматривать очень тщательно, т. к. это решение оказывает значительное и долгосрочное влияние на многие показатели будущей работы. Кроме того, после того как сооружение начало действовать, его, как правило, трудно и очень дорого закрыть или переместить в другое место.

3. Стратегические взаимоотношения. Иногда лучше заниматься логистикой самостоятельно, в других случаях целесообразно воспользоваться услугами специализированных структур. Такой вид деятельности называют аутсорсингом, привлечением третьей стороны или контрактной логистикой.

4. Организация вспомогательных процессов, т. е. таких видов деятельности, которые способствуют эффективной работе ЛЦ. К ним относятся организация технического обслуживания оборудования, информационные технологии обработки информации, электронный обмен данными, использование возможностей Интернета, различные системы управления МП, например, «точно в срок» и т. д. Идея усовершенствования вспомогательных процессов становится крайне важной в тех случаях, когда конкурирующие организации по объективным причинам имеют одинаково эффективные структуры цепей поставок. В этом случае конкурентные преимущества могут заключаться в лучшей организации вспомогательных процессов.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 191.