Разработка основных элементов стратегии управления снабжением на предприятии
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования стратегии управления снабжением на предприятии.
1.1. Организационно-экономические предпосылки возникновения стратегической логистики.
1.2. Особенности выбора стратегии предприятия в условиях конкуренции в экономике современной России.
1.3. Основные элементы и инструменты формирования рыночной стратегии предприятия.
1.4. Процесс планирования и реализации стратегии управления снабжением на предприятии.
Глава 2. Исследование и анализ процесса снабжения на предприятия ООО «Стройсервис».
2.1. Основная характеристика предприятия ООО «Стройсервис».
2.2. Анализ управления процессом снабжения на предприятии.
Глава 3. Разработка основных элементов стратегии управления снабжением на ООО «Стройсервис».
3.1. Разработка перспективной организационной структуры управления сбытовых подразделений предприятия на основе интегрированной логистики.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. Эффективность процесса управления снабжением и запасами может существенно повлиять на успех большинства современных компаний. Приобретение различного вида ресурсов, сырья и услуг соответствующего качества, в нужном количестве, по лучшей цене, в i нужное время и на основе долгосрочного сотрудничества давно привлекает внимание многих специалистов как государственного, так и частного секторов экономики. В настоящее время, как правило, внимание сосредоточено на общем процессе управления снабжением в контексте целей организации, а не на отдельных, связанных с закупками, операциями компании. Динамично меняющийся процесс снабжения с наличием циклов избытка и недопоставок, предложений и изменяющихся цен, ресурса времени и вопросами наличия ресурсов требует от компаний разработки стратегии и тактики для обеспечения необходимой величины прибыли. Новая система управления предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации материальных, финансовых, информационных и других потоков. В этих условиях стратегия управления снабжением и запасами становится высокоэффективным рыночным инструментом обеспечения конкурентоспособности предприятий и рассматривается как совокупность мероприятий по комплексному обеспечению функционирования предприятия в соответствии с имеющимися условиями рынка. Следует отметить, что необходимость в эффективном управлении снабжением и запасами возникает не только у предприятий и компаний, находящихся в неблагополучном состоянии. Значительный интерес проявляют руководители эффективно развивающихся субъектов хозяйствования.
Для экономики современной России большой интерес представляют исследования, анализ, разработка и реализация стратегий управления снабжением и запасами для компаний и фирм различных направлений деятельности.
На основании приобретенного опыта можно утверждать, что разработка и реализация программ управления стратегий управления снабжением и запасами предприятий и компаний может привести к перелому негативных тенденций в развитии организационных структур. К сожалению, этот опыт за малым исключением недостаточно обобщен и формализован, что препятствует его широкому распространению.
Основными направлениями и элементами систем снабжения, обеспечивающими конкурентоспособность, являются:
§ развитие организационно-структурных форм управления,
§ совершенствование финансово-экономической политики компании,
§ хозяйственный реинжиниринг,
§ система менеджмента качества,
§ управление персоналом,
§ информационное обеспечение.
В частности, к числу новых методов относятся: BPR, TQM, JIT, ABC, ABM, PM.
На наш взгляд, все процессы обеспечения конкурентоспособности компаний на основе формирования систем снабжения и запасов должны быть объединены сквозной методологией, которая может быть обеспечена использованием логистического подхода, позволяющего комплексно с системных позиций охватить все процессы как единое целое.
Актуальность темы объясняется еще и тем, что, несмотря на относительно большое число разработанных к настоящему времени теорий и концепций управления, имеющиеся модели позитивного изменения положения предприятий и компаний, их методологический и научно-методический инструментарий исследования имеют ограничения в применении по отношению к реальным экономическим процессам, происходящих в России. Эти вопросы представляют не просто научный интерес, но и имеют важный прикладной характер, так как правильные ответы на них могут стать важным вкладом в эффективное развитие отечественной экономики в целом и отдельных предприятий, входящих в производственный комплекс России. В частности, этот аспект и обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Отечественный и зарубежный опыт показал высокую эффективность принципов и методов логистики, как в сфере производства, так и в сфере обращения. Логистика является относительно молодой экономической наукой и, по существу, находится в стадии становления и развития, охватывая все новые области приложения. Перспективным является применение принципов и методов логистики к проблемам управления снабжением и запасами предприятий и компаний различной отраслевой принадлежности, в том числе нефтяных, в целях обеспечения их конкурентоспособности.
В настоящее время ведутся интенсивные исследования в области логистики, что нашло отражение в трудах ряда ученых: А.У. Альбекова, Б.А. Аникина, Н.В. Афанасьевой, Г.Л. Багиева, A.M. Гаджинского, Е.А. Голикова, М.П. Гордона, В.Н. Дегтяренко, В.В. Дыбской, М.Е. Залмановой, А.В. Зырянова, К.В. Инютиной, С.Б. Карнаухова, В.Н. Клочкова, Д.Д. Костоглодова, В.С. Лукинского, В.Н. Менжереса, Л.Б. Миротина, Ю.М. Неруша, Д.Т. Новикова, О.А. Новикова, Б.К. Плоткина, О.Д. Проценко, А.Н. Родникова, В.Г. Санкова, А.И. Семененко, В.И. Сергеева, А.А. Смехова, Л.А. Сосуновой, В.Н. Стаханова, М.М. Третьякова, С.А. Уварова, Н.Д. Фасоляка, В.П. Федько, В.В. Щербакова, Д.Д. Бауэсокса, К. Ф. Диганзо, Д.Д. Клосса, Ф.Р. Дорниера, М.Р. Линдерса, М.Е. Фирона и др. В них показана роль логистики в производственной, предпринимательской, коммерческой и некоторых других видах функциональной деятельности, разработан научно-практический инструментарий логистики. Однако деятельность промышленных предприятий и компаний по обеспечению их конкурентоспособности на основе разработки и реализации логистической стратегии управления снабжением и запасами продолжает быть не до конца разработанной.
Проблемам логистики в последнее время отводилось достаточное внимание российскими учеными. В работах таких авторов, как М. Б. Карнаухов, Д. Д. Костоглазов, Л. Б. Миротин, О. А. Новиков, Б. Д. Промыслов, В. М. Пурлик, Л. Ю. Русалева, В. Г. Санков, А. И. Семененко, А. А. Смехов, Ы. Э. Тышбаев, С. А. Уваров, А. И. Харисова, получили развитие вопросы движения материальных ресурсов, готовой продукции, а также информационного сопровождения этих процессов, в основном, в рамках промышленных предприятий. Данные исследования носят теоретический характер и направлены, преимущественно, на оперативный уровень управления предприятием, вследствие чего возник разрыв между теоретическими положениями процесса планирования логистической стратегии и ее практическим осуществлением.
Данное обстоятельство определяет актуальность проблемы использования логистики и обусловливает выбор темы дипломной работы.
Целью дипломной работы является разработка основных теоретических, методических положений и соответствующих практических рекомендаций по формированию стратегии управления снабжением и запасами сбытовых подразделений компании на основе интегрированной логистики в рыночной среде.
Для достижения указанной цели в соответствии с предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
— выявить особенности развития и предпосылки возникновения стратегической логистики;
— уточнить отдельные теоретические положения использования методологии логистики с позиций ее возможного использования в сбытовых подразделениях компаний в конкурентной среде;
— исследовать систему методов, используемых при разработке стратегии управления снабжением и запасами компании, обеспечивающих их конкурентоспособность;
— обосновать и разработать основные положения и направления формирования перспективной организационной структуры управления сбытовыми подразделениями компании на основе интегрированной логистики;
— разработать методические положения оценки стратегии управления снабжением и запасами компании в рыночной среде.
Предметом дипломного исследования являются процессы формирования логистической стратегии управления снабжением и запасами сбытовых подразделений компании, функционирующей в рыночной среде.
Объектом дипломной работы являются материальные, финансовые, информационные потоки, формирующие конкурентоспособность сбытовых подразделений предприятия на примере компании ООО «Стройсервис».
Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики предприятия, логистики и маркетинга, менеджмента, стратегического планирования, конкурентоспособности предприятия.
При обосновании положений и рекомендаций учитывались требования действующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации, субъектов РФ, отраслевых министерств и ведомств.
Информационную базу исследования составили данные статистической отчетности, представленные материалами Госкомстата Российской Федерации, отдельных промышленных предприятий, данные по ООО «Стройсервис», результаты экспертных опросов, а также данные, представленные в научной печати.
Исследование проводилось с использованием принципов системного подхода, методов формальной логики и логического анализа, сравнительной и экспертной оценки, сравнительного и факторного, регрессионного и корреляционного анализа, логистического моделирования экономических потоков в рыночной среде.
Цели, задачи и методические особенности исследования определили структуру работы. Структура дипломной работы обусловлена содержанием поставленных научных и практических задач. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во «Введении» обосновывается актуальность темы, анализируется степень научной разработанности, уточняются проблемные аспекты исследуемых вопросов, формулируется объект и предмет, цели и задачи дипломной работы, а также теоретическая и информационная база исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования стратегии управления снабжением на предприятии» определены организационно-экономические предпосылки возникновения стратегичсекой логистики, приведены и обоснованы особенности выбора стратегии предприятия в условиях конкуренции в экономике современной Российской Федерации. Изучены основные элементы и инструменты формирования рыночной стратегии предприятия, а также разработан процесс планирования и реализации стратегии управления снабжением на предприятии.
Во второй главе «Исследование и анализ процесса снабжения на предприятии ООО «Стройсервис»» приведена основная характеристика предприятия ООО «Стройсервис» и проведен анализ управления процессом снабжения на предприятии.
В третьей главе «Разработка основных элементов стратегии управления снабжением на ООО «Стройсервис»» обоснована разработка перспективной организационной структуры управления сбытовых подразделений предприятия на основе интегрированной логистики, а также дана оценка стратегии управления снабжением на предприятии ООО «Стройсервис».
В «Заключении» содержится основные выводы и рекомендации автора по теме исследования.
Заключение
Снабжение является формой распределения средств производства на основе организационных связей и договоров между поставщиками и потребителями непосредственно или через посредника. Материально-техническое снабжение предопределяет результативность строительного производства оказывая непосредственное воздействие на использование производственных фондов, ритмичности производства строительно-монтажных работ, себестоимость, производительность труда, продолжительность строительства и другие показатели.
С переходом к рыночной экономике произошли существенные изменения на рынке строительных материалов, утратились функции государственного распределения материальных ресурсов. Появилось множество посреднических структур, которые, хотя и функционируют в ограниченных секторах этого рынка (непроизводственное строительство, ремонт, частное строительство жилья), берут на себя определенную часть ресурсов и уже этим составляют конкуренцию не только подобным, но и крупным посредникам. Сейчас оборот продукции производственно-технического назначения основывается на рыночном отношении платежеспособного спроса и предложения, приобретая черты рыночного распределения.
Проблема дефицита материальных ресурсов для отрасли строительства с переходом к новой системе хозяйствования отошла в прошлое.
Оценивая в целом ситуацию на товарном рынке строительных материалов, можно констатировать, что предприятия и организации работают в условиях, характеризующихся достаточной свободой предпринимательской деятельности, которая зафиксирована самостоятельно: они обладают необходимой хозяйственной самостоятельностью по отношению к управленческим и властным государственным структурам; имеют доступ практически ко всем ресурсам; свободны в выборе контрагентов и совершении торгово-закупочных и хозяйственных операций; самостоятельно (исходя из своих интересов) распоряжаются получаемым доходом, выбирают направления развития своей деятельности руководствуясь целями получения максимальной прибыли.
К службам материально-технического обеспечения относятся:
§ материально-техническое снабжение;
§ складирование и хранение материалов;
§ производственно-технологическая комплектация готовой продукции;
§ инструментальное хозяйство и служба технологической оснастки;
§ ремонтно-механические цехи и службы;
§ транспортное хозяйство.
Основными функциями материально-технического обеспечения строительного производства являются: обеспечение строительных потоков необходимым сырьем, полуфабрикатами и деталями; хранение, обработка и подача сырья по заявкам потребителей – СМО; обеспечение инструментами, приспособлениями и ремонт технологического, энергетического, транспортного и другого оборудования, уход и надзор за ними, постоянное поддержание оборудования в рабочем состоянии; обеспечение предприятия электрической и тепловой энергией, сжатым воздухом и водой; перемещение грузов внутри площадки и вне ее; проведение всех погрузочно-разгрузочных работ.
Основной задачей системы обеспечения процесса снабжения строительной генподрядной фирмы в современных условиях хозяйствования является организация своевременного обеспечения строительства всей требуемой номенклатурой материальных ресурсов при минимальных затратах (издержках производства).
Систему органов материально-технического снабжения составляют: хозрасчетные фирмы, территориально-посреднические предприятия (опторги); торговые дома, биржи; частные посреднические фирмы, предприятия. Существует два типа материальных потоков: вертикальный и горизонтальный. Горизонтальные потоки в свою очередь бывают: нулевого уровня, одноуровневый канал, двухуровневый канал и трехуровневый.
Эффективным решением проблем материально-технического снабжения является применение интегрированной логистической системы снабжения.
Интегрированной логистике свойственны черты движения экономических ресурсов, которые обеспечивают функционирование любого делового предприятия.
Интегрированная логистика позволяет наиболее эффективно реализовать цели бизнеса и государства. На максимизацию прибыли будут влиять такие факторы, как конкурентная позиция (позиционирование), конкурентная цена, низкие издержки и структура отрасли. Интегральная ответственность за уровень издержек связана в этом случае не то только внутрифирменными затратами. Она также включает в себя ответственность за эффективность и своевременность поставок, выбор между производством продукции и ее приобретением у поставщиков. Управление базируется на методе вовлечения отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс (интегрированную логистику) с целью предотвращения нерациональных потерь материальных и других ресурсов. Однако, большинство российских предприятий управляется на основе традиционных методов и не приспособлено к извлечению дополнительного эффекта от логистики. Таким образом, логистику предприятия можно рассматривать как интегрированный процесс по обеспечению создания потребительной стоимости с наименьшими затратами. До недавнего времени основным фактором успеха считалась исключительно рыночная ориентация. Однако, для обеспечения стабильной рентабельности предприятия должны правильно выбирать и комбинировать ресурсы.
Список использованной литературы
1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 121 с.
2. Алесинская Т.В., Дейнека Л.Н., Проклин А.Н., Фоменко Л.В., Татарова А.В. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие/ Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 304 с.
3. Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
4. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник. – М.: Экономика, 2001.
5. Баринов В.А. «Антикризисное управление». – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
6. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика. Интегрированный процесс снабжения и сбыта / Пер. с англ. 3-е переработанное и дополненное изд-ие. М.: Олимп-бизнесс, 2000. 675 с.
7. Большаков А.С. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2000.
8. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг. Учебное пособие. – М.: Изд-во ПРИОР, 2001.
9. Василенко В.А., Мельник И.Е. Операционное и ситуационное управление в системе менеджмента: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2002. – 530 с.
10. Веснин В. Р. Основы менеджмента. – М.: Триада, ЛТД, 2001.
11. Вершигора Е.Е. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2000.
12. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. – М.: Фирма Гардарики, 2000.
13. Виханский О. С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». – М.: Гардарики, 2002.
14. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы) – М.: ИНФРА-М, 2003. - 601с.
15. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных заведений. – М.: Дашков и К°, 2004.
16. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. М.: «Дашков и Ко», 2000. – 396 с.
17. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Учебное пособие. 2-е изд. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
18. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
19. Гордон М.П., Логистика товародвижения. - М.: Центр экономики и маркетинга. 2002. – 168 с.
20. Гэлловей Лес. Операционный менеджмент. – СПб: Питер, 2001. – 320 с.
21. Джоналд Дж. Бауэрсокс, Дейвид Дж. Клосс. Логистика: Интегрированая цепь поставок. Пер. с англ. – М.: «Олимп – Бизнес», 2001. – 640 с.
22. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 336 с.
23. Интегрированная логистика накопительно-распределительных комплексов (склады, транспортные узлы, терминалы)./Под общ. ред. Л.Б. Миротина. – М.: Экзамен, 2003.
24. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.; СПб.; К.; Издательский дом «Вильямс», 2001. – 944 с.
25. Кремер Н.Ш. Исследование операций в экономике, М.: Юнити, 2002. - 407 c.
26. Линдерс Р. Майкл, Фирон Е. Харольд Управление снабжением и запасами. Логистика / Пер. с англ. СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2002. – 768 с.
27. Логистика: Учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности “Менеджмент”/Б.А. Аникин, Л.С. Фёдоров и др. М.: ИНФРА, 2003. – 347 с.
28. Мате Э., Тиксье Д. Логистика. – СПб.: Нева; – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003.
29. Мельник М.М. Экономико-математические методы и модели в планировании и управлении материально-техническим снабжением./ Уч. Для ВУЗов.- М.: Высшая школа, 2001. – 208 с.
30. Мескон М., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. /Пер. с англ. – М: Дело ЛТД, 2000.
31. Минаев Э.С., Агеева И.Г., Аббата Дага А. Управление производством и операциями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 15. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 256 с.
32. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. — СПб.: Питер, 2000.
33. Миротин Л.Б., Тышбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя. – М.: ИНФРА-М, 2004.
34. Миротин Л.Б., Тышбаев Ы.Э. Системный анализ в логистике. – М.: Экзамен, 2002.
35. Миротин А. и др. Логистическое администрирование: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Экзамен, 2003. – 478 с.
36. Неруш Ю.М. Логистика. – М.: ЮНИТИ, 2003.
37. Погостинский Ю.А. Системный анализ функций стратегического управления. СПб.: СПбГАУ, 2005. 248 с.
38. Предпринимательство / Под ред. Горфенкеля В.Я. и др. - М.: ЮНИТИ, 2000.
39. Производственный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, А.В. Бандурин, Г.Я. Горбовцев и др. Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 583 с.
40. Родников А.Н. Логистика: терминологический словарь. 2-е издание перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 458 с.
41. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории. – СПб.: Союз, 2001.
42. Сербин В.Д. Основые логистики: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
43. Сергеев В. Логистика в бизнесе. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 672 с.
44. Современная логистика: Пер с анг. / Джеймс С. и др. М.: Вильямс, 2002. - 615 с.
45. Стаханов В.Н., Украинцев В.Б. Теоретические основы логистики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
46. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 503 с.
47. Харебава Р.П. Предпосылки становления российского предпринимательства. - Волгоград, ВолГУ, 2000. – 315 с.
48. Чечевицина Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности; Ростов на дону, Феникс, 2005.
49. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: Учебное и практическое пособие- М., ИНФРА-М, 2003.
50. "Экономикс" - К.Р. Макконел, С.Л. Брю; Москва, 2001.
51. Экономика: Учебник /Под ред. А.С. Булатова. - М.: БЕК, 2000. – 302 с.
52. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ Под ред.проф. О.И.Волкова и доц.О.В.Девяткина.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2003. - 601с.
53. Экономика предприятия: учебник / под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер.- М.: ИНФРА-М, 2001. - 432 с.
54. Экономика предприятия: Учебник/ под ред. Проф. Н.А. Сафронова. -М.: «Юристъ», 2002. – 584 с.
Приложение 1
Приложение 2
1. [1] Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. М.: «Дашков и Ко», 2000. – 396 с.
2. [2] Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 121 с.
3. [3] Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных заведений. – М.: Дашков и К°, 2004.
4. [4] Миротин Л.Б., Тышбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя. – М.: ИНФРА-М, 2004.
5. [5] Миротин А. и др. Логистическое администрирование: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Экзамен, 2003. – 478 с.
6. [6] Производственный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, А.В. Бандурин, Г.Я. Горбовцев и др. Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 583 с.
7. [7] Мескон М., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. /Пер. с англ. – М: Дело ЛТД, 2000.
8. [8] Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 336 с.
9. [9] Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
10. [10] Василенко В.А., Мельник И.Е. Операционное и ситуационное управление в системе менеджмента: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2002. – 530 с.
11. [11] Производственный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, А.В. Бандурин, Г.Я. Горбовцев и др. Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 583 с.
12. [12] Современная логистика: Пер с анг./ Джеймс С. и др. М.: Вильямс, 2002. - 615 с.
13.
14. [13] Алесинская Т.В., Дейнека Л.Н., Проклин А.Н., Фоменко Л.В., Татарова А.В. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие/ Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 304 с.
15. [14] Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 121 с.
16. [15] Мельник М.М. Экономико-математические методы и модели в планировании и управлении материально-техническим снабжением./ Уч. Для ВУЗов.- М.: Высшая школа, 2001. – 208 с.
17. [16] Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика. Интегрированный процесс снабжения и сбыта / Пер. с англ. 3-е переработанное и дополненное изд-ие. М.: Олимп-бизнесс, 2000. 675 с.
Разработка основных элементов стратегии управления снабжением на предприятии
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования стратегии управления снабжением на предприятии.
1.1. Организационно-экономические предпосылки возникновения стратегической логистики.
1.2. Особенности выбора стратегии предприятия в условиях конкуренции в экономике современной России.
1.3. Основные элементы и инструменты формирования рыночной стратегии предприятия.
1.4. Процесс планирования и реализации стратегии управления снабжением на предприятии.
Глава 2. Исследование и анализ процесса снабжения на предприятия ООО «Стройсервис».
2.1. Основная характеристика предприятия ООО «Стройсервис».
2.2. Анализ управления процессом снабжения на предприятии.
Глава 3. Разработка основных элементов стратегии управления снабжением на ООО «Стройсервис».
3.1. Разработка перспективной организационной структуры управления сбытовых подразделений предприятия на основе интегрированной логистики.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. Эффективность процесса управления снабжением и запасами может существенно повлиять на успех большинства современных компаний. Приобретение различного вида ресурсов, сырья и услуг соответствующего качества, в нужном количестве, по лучшей цене, в i нужное время и на основе долгосрочного сотрудничества давно привлекает внимание многих специалистов как государственного, так и частного секторов экономики. В настоящее время, как правило, внимание сосредоточено на общем процессе управления снабжением в контексте целей организации, а не на отдельных, связанных с закупками, операциями компании. Динамично меняющийся процесс снабжения с наличием циклов избытка и недопоставок, предложений и изменяющихся цен, ресурса времени и вопросами наличия ресурсов требует от компаний разработки стратегии и тактики для обеспечения необходимой величины прибыли. Новая система управления предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации материальных, финансовых, информационных и других потоков. В этих условиях стратегия управления снабжением и запасами становится высокоэффективным рыночным инструментом обеспечения конкурентоспособности предприятий и рассматривается как совокупность мероприятий по комплексному обеспечению функционирования предприятия в соответствии с имеющимися условиями рынка. Следует отметить, что необходимость в эффективном управлении снабжением и запасами возникает не только у предприятий и компаний, находящихся в неблагополучном состоянии. Значительный интерес проявляют руководители эффективно развивающихся субъектов хозяйствования.
Для экономики современной России большой интерес представляют исследования, анализ, разработка и реализация стратегий управления снабжением и запасами для компаний и фирм различных направлений деятельности.
На основании приобретенного опыта можно утверждать, что разработка и реализация программ управления стратегий управления снабжением и запасами предприятий и компаний может привести к перелому негативных тенденций в развитии организационных структур. К сожалению, этот опыт за малым исключением недостаточно обобщен и формализован, что препятствует его широкому распространению.
Основными направлениями и элементами систем снабжения, обеспечивающими конкурентоспособность, являются:
§ развитие организационно-структурных форм управления,
§ совершенствование финансово-экономической политики компании,
§ хозяйственный реинжиниринг,
§ система менеджмента качества,
§ управление персоналом,
§ информационное обеспечение.
В частности, к числу новых методов относятся: BPR, TQM, JIT, ABC, ABM, PM.
На наш взгляд, все процессы обеспечения конкурентоспособности компаний на основе формирования систем снабжения и запасов должны быть объединены сквозной методологией, которая может быть обеспечена использованием логистического подхода, позволяющего комплексно с системных позиций охватить все процессы как единое целое.
Актуальность темы объясняется еще и тем, что, несмотря на относительно большое число разработанных к настоящему времени теорий и концепций управления, имеющиеся модели позитивного изменения положения предприятий и компаний, их методологический и научно-методический инструментарий исследования имеют ограничения в применении по отношению к реальным экономическим процессам, происходящих в России. Эти вопросы представляют не просто научный интерес, но и имеют важный прикладной характер, так как правильные ответы на них могут стать важным вкладом в эффективное развитие отечественной экономики в целом и отдельных предприятий, входящих в производственный комплекс России. В частности, этот аспект и обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Отечественный и зарубежный опыт показал высокую эффективность принципов и методов логистики, как в сфере производства, так и в сфере обращения. Логистика является относительно молодой экономической наукой и, по существу, находится в стадии становления и развития, охватывая все новые области приложения. Перспективным является применение принципов и методов логистики к проблемам управления снабжением и запасами предприятий и компаний различной отраслевой принадлежности, в том числе нефтяных, в целях обеспечения их конкурентоспособности.
В настоящее время ведутся интенсивные исследования в области логистики, что нашло отражение в трудах ряда ученых: А.У. Альбекова, Б.А. Аникина, Н.В. Афанасьевой, Г.Л. Багиева, A.M. Гаджинского, Е.А. Голикова, М.П. Гордона, В.Н. Дегтяренко, В.В. Дыбской, М.Е. Залмановой, А.В. Зырянова, К.В. Инютиной, С.Б. Карнаухова, В.Н. Клочкова, Д.Д. Костоглодова, В.С. Лукинского, В.Н. Менжереса, Л.Б. Миротина, Ю.М. Неруша, Д.Т. Новикова, О.А. Новикова, Б.К. Плоткина, О.Д. Проценко, А.Н. Родникова, В.Г. Санкова, А.И. Семененко, В.И. Сергеева, А.А. Смехова, Л.А. Сосуновой, В.Н. Стаханова, М.М. Третьякова, С.А. Уварова, Н.Д. Фасоляка, В.П. Федько, В.В. Щербакова, Д.Д. Бауэсокса, К. Ф. Диганзо, Д.Д. Клосса, Ф.Р. Дорниера, М.Р. Линдерса, М.Е. Фирона и др. В них показана роль логистики в производственной, предпринимательской, коммерческой и некоторых других видах функциональной деятельности, разработан научно-практический инструментарий логистики. Однако деятельность промышленных предприятий и компаний по обеспечению их конкурентоспособности на основе разработки и реализации логистической стратегии управления снабжением и запасами продолжает быть не до конца разработанной.
Проблемам логистики в последнее время отводилось достаточное внимание российскими учеными. В работах таких авторов, как М. Б. Карнаухов, Д. Д. Костоглазов, Л. Б. Миротин, О. А. Новиков, Б. Д. Промыслов, В. М. Пурлик, Л. Ю. Русалева, В. Г. Санков, А. И. Семененко, А. А. Смехов, Ы. Э. Тышбаев, С. А. Уваров, А. И. Харисова, получили развитие вопросы движения материальных ресурсов, готовой продукции, а также информационного сопровождения этих процессов, в основном, в рамках промышленных предприятий. Данные исследования носят теоретический характер и направлены, преимущественно, на оперативный уровень управления предприятием, вследствие чего возник разрыв между теоретическими положениями процесса планирования логистической стратегии и ее практическим осуществлением.
Данное обстоятельство определяет актуальность проблемы использования логистики и обусловливает выбор темы дипломной работы.
Целью дипломной работы является разработка основных теоретических, методических положений и соответствующих практических рекомендаций по формированию стратегии управления снабжением и запасами сбытовых подразделений компании на основе интегрированной логистики в рыночной среде.
Для достижения указанной цели в соответствии с предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
— выявить особенности развития и предпосылки возникновения стратегической логистики;
— уточнить отдельные теоретические положения использования методологии логистики с позиций ее возможного использования в сбытовых подразделениях компаний в конкурентной среде;
— исследовать систему методов, используемых при разработке стратегии управления снабжением и запасами компании, обеспечивающих их конкурентоспособность;
— обосновать и разработать основные положения и направления формирования перспективной организационной структуры управления сбытовыми подразделениями компании на основе интегрированной логистики;
— разработать методические положения оценки стратегии управления снабжением и запасами компании в рыночной среде.
Предметом дипломного исследования являются процессы формирования логистической стратегии управления снабжением и запасами сбытовых подразделений компании, функционирующей в рыночной среде.
Объектом дипломной работы являются материальные, финансовые, информационные потоки, формирующие конкурентоспособность сбытовых подразделений предприятия на примере компании ООО «Стройсервис».
Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики предприятия, логистики и маркетинга, менеджмента, стратегического планирования, конкурентоспособности предприятия.
При обосновании положений и рекомендаций учитывались требования действующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации, субъектов РФ, отраслевых министерств и ведомств.
Информационную базу исследования составили данные статистической отчетности, представленные материалами Госкомстата Российской Федерации, отдельных промышленных предприятий, данные по ООО «Стройсервис», результаты экспертных опросов, а также данные, представленные в научной печати.
Исследование проводилось с использованием принципов системного подхода, методов формальной логики и логического анализа, сравнительной и экспертной оценки, сравнительного и факторного, регрессионного и корреляционного анализа, логистического моделирования экономических потоков в рыночной среде.
Цели, задачи и методические особенности исследования определили структуру работы. Структура дипломной работы обусловлена содержанием поставленных научных и практических задач. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во «Введении» обосновывается актуальность темы, анализируется степень научной разработанности, уточняются проблемные аспекты исследуемых вопросов, формулируется объект и предмет, цели и задачи дипломной работы, а также теоретическая и информационная база исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования стратегии управления снабжением на предприятии» определены организационно-экономические предпосылки возникновения стратегичсекой логистики, приведены и обоснованы особенности выбора стратегии предприятия в условиях конкуренции в экономике современной Российской Федерации. Изучены основные элементы и инструменты формирования рыночной стратегии предприятия, а также разработан процесс планирования и реализации стратегии управления снабжением на предприятии.
Во второй главе «Исследование и анализ процесса снабжения на предприятии ООО «Стройсервис»» приведена основная характеристика предприятия ООО «Стройсервис» и проведен анализ управления процессом снабжения на предприятии.
В третьей главе «Разработка основных элементов стратегии управления снабжением на ООО «Стройсервис»» обоснована разработка перспективной организационной структуры управления сбытовых подразделений предприятия на основе интегрированной логистики, а также дана оценка стратегии управления снабжением на предприятии ООО «Стройсервис».
В «Заключении» содержится основные выводы и рекомендации автора по теме исследования.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 227.