Нет смысла рассуждать о том, какое значение в жизни общества и человека имеет культура. Именно культура является качественной характеристикой той или иной ступени развития общества. Именно культурой человек восполняет свою природную незавершенность и если природа делает человека индивидом, а общество наделяет человека социальными качествами и формирует его как личность, то культура наделяет человека уникальной индивидуальностью. Не случайно проблемы развития культуры и воздействие на это развитие различных факторов - природы, техники, политики и др. является одной из вечных проблем философской рефлексии. Ныне на первый план выдвигается проблема взаимоотношения культуры с бурно развивающимся научно-техническим прогрессом.
Отмечая органическое единство культуры и техники нельзя не видеть и сложные взаимоотношения между ними, которые не имеют однозначной трактовки. Сложность этих взаимоотношений и различия в понимании проблемы объясняется, с одной стороны, тем, культура – многогранный социальный феномен, включающей в себя разнообразные элементы – от материального производства до таких элитарных сфер, как искусство, философия и другие духовные области. Безусловно одинакового механизма взаимоотношения техники с этими столь отличными составляющими культуры быть не может. С другой стороны, самой технике тоже не занимать сложности, она включает в себя самые разнокачественные артефакты – от молотка до компьютера. Здесь тоже нет места стандартному взаимоотношению различных видов технических устройств с культурой. Наконец, следует учесть и то обстоятельство, что в процесс взаимовлияния культуры и техники почти всегда вплетаются социальные, политические, философские, моральные и иные обстоятельства.
Вопрос о воздействии техники на культуру приобрел особую актуальность в условиях формирования информационного общества, когда радио и телефоны, телевизоры и магнитофоны, принтеры и сканеры, калькуляторы и компьютеры, международная информационная система Интернет и специализированные Сети оказывают все возрастающее и сложное воздействие не только на сферу материального производства, социально-политическую жизнь общества, но и на ее духовную жизнь. Д.Белл, выделив три сферы современного общества – общественные структуры, политические организации и культурные ориентации, стал утверждать, что культурный сектор общества начинает находится во все более напряженных отношениях с экономикой, которая подвергается действию технократически регулируемых социальных структур. Культура становится сама по себе враждебной существующим социальным институтам и законам, она обращена против всевластия и стандартизации политических и технико-экономических тенденций общественного развития. Придерживаясь отрицательного воздействия техники на культуру Х. Ортега-и-Гассет отмечает, что «сама техника, являясь человеку, с одной стороны, в качестве некой, в принципе безграничной, способности, с другой – приводит к небывалому опустошению человеческой жизни, заставляя каждого жить исключительно верой в технику, и только в нее… Вот почему наше время – как никогда техническое – оказалось на редкость бессодержательным и пустым»[1].
Оригинальную точку зрения на будущее современной культуры под воздействием научно-технического прогресса высказывает известный писатель фантаст С. Лем в своей статье «Культура как ошибка». Он считает культуру средством адаптации человека к случайностям, системой условностей, которые помогают нам примириться с неприемлемыми для нас явлениями. Она не переделывает человека, а лишь предохраняет от всех возражений, которые человек мог бы предъявить естественной эволюции, оправдывает все случайные явления и процессы на этом пути, приспосабливая человека к сиюминутным нуждам. Поэтому культура - это ошибка, своеобразные протезы человечества на пути его эволюции. Техническая цивилизация заменяет мнимые ценности новыми и в этом смысле уничтожает прежнюю культуру, сносит весь этот ненужный хлам в музей прошлого, провозглашает возможность свободных действий человека, где раньше слепой случай был обвенчан с необходимостью. Однако, загипнотизированный культурными прошлыми ценностями, человек сопротивляется избавлению от них, отворачивается от своего технического спасителя. Но жизнь требует, что «культуру, эту систему протезов, надлежит отвергнуть, чтобы отдаться под опеку знания, которые переделывают нас, доводя до совершенства... Культуре следует удалиться прочь... Технический прогресс уничтожает культуру? Дает свободу там, где ранее царил деспотизм биологии? Именно так! ... Все, что говорится об угрозе, которую несет традиционной культуре новая технология - правда»[2]. Конечно, продолжает С. Лем, культура останется исторической ценностью как тот инкубатор, теплица, материнское лоно, в котором расплодились изобретения, в муках породившие науку, но техника поглощает, переваривает и претворяет в собственную плоть культуру, которая «будет размыта, раздроблена и направлена согласно тем переменам, которым подвергается человек»
Не трудно заметить в этих радикальных рассуждениях необоснованное отрицание всей прошлой культуры, благодаря которой совершалась социальная эволюция человека, все его достижения, в том числе и научно-технические. В действительности, речь должна идти о диалектическом снятии из прошлой культуры всего ценного и построении на этом богатом фундаменте новой культуры, соответствующей реалиям сегодняшнего развития человека. В процессе этой преемственности большая роль принадлежит технике. Техника является материальным носителем социальной наследственности. В истории человеческого общества связь поколений осуществляется через технику. Покоряя при помощи техники природу, человек создает вокруг себя искусственную среду, по выражению Ю.А. Жданова вторую форму объективной реальности, создает новые культурные ценности, формирует новые культурные идеалы. Тем самым техника входит в плоть и кровь современной культуры, жизни, быта, обычая, чувств и настроений современного человека . Не случайно Дж.Грант писал, что «технология пронизывает собой наши мысли о мире и о нас самих. Пришествие технологии потребовало изменений в наших представлениях о том. что хорошо, что такое хорошо, как надо понимать здравомыслие и безумие, справедливость и несправедливость, рациональность и иррациональность, красоту и безобразие[3]. Техника косвенно оказывает влияние на тот способ, каким мы понимаем мир и самих себя. Она открывает перед нами красоту технических изделий, создает огромные возможности для расширения восприятия мира – от микро- до макро- и мегамира. В свою очередь культура облегчает видение новой техники и ее признание обществом и становится критерием общественного развития. Таким образом, техника никоим образом не противостоит культуре. Напротив, она является её элементом, результатом культурного развития, воздействующим на все стороны культурного потенциала общества.
Противоречивые мнения о роли техники в развитии культуры лишь отражают противоречивые реальные тенденции, которые ярко проявляются сегодня в развитии информационной технике, когда она, бурно развиваясь, проникает буквально во все, даже самые затаенные области человеческого бытия. «Итак, - пишет А.А.Воронин,- техника- это цивилизованный вирус, поражающий культуру, сублимация агрессии, безответственная алчность, техника - это бездушная тварь, пожирающая людей, с одной стороны. С другой - даже передать эти мысли без техники невозможно, техника - это уже человеческая природа, воздух культуры и надежда на будущее[4].
Основатель Римского клуба А. Пиччеи в своей замечательной книге «Человеческие качества», отмечая несоответствие этих качеств нынешним достижениям научно-технического прогресса, пишет, что созданная человеком техническая среда ослабила его физически, притупив биологическую активность. В результате чем более «цивилизованным» становился человек, тем меньше он оказывался способным противостоять трудностям суровой внешней среды и тем больше нуждался в медикоменозной защите организма. Вместе с тем, отмечает А. Печчеи, шло развитие интеллектуальных способностей человека. Однако если раньше эти способности приводились в соответствие со сложным искусственным миром, сотворенным человеком, то в последнее время равновесие между научно-техническим и культурным прогрессом, между прогрессом и биофизическими способностями человека оказалось серьезно нарушено. В результате на карту поставлена судьба человека как вида. Сегодняшняя проблема человеческого вида состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Никто из нас еще до конца не приспособился ни психологически, ни функционально к изменившемуся миру и новому положению в нем человека. «Суть проблемы как раз и заключается в несоответствии между созданной человеком действительностью и тем, как он ее воспринимает и как учитывает в своем поведении» – пишет А.Печчеи.[5]. Выход из создавшейся ситуации А.Пиччеи видит в культурной эволюции как важнейшей цели и основы человеческого развития, в изменении человеческих качеств в процессе революции в самом человеке. «Если мы хотим обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, - заключает А. Пиччеи, - то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке»[6] .
Культура – сложный социальный феномен, включающий в себя совокупность ряда общественных явлений. Вполне естественно, что тот или иной культурный климат воздействует на эти явления. Не менее значимым является воздействие науки на эту культуру. Так, большую значимость для новой культуры приобрело появление безбумажной информатики. Ныне растет новое компьютерное поколение. Молодежь, умеющая работать на компьютере, обладает возможностью прочитывать в день по 8 книг объемом в 300 страниц каждая за счет представления компьютером информации в удобной для восприятия графической или звуковой форме, скорости чтения, выбора и «сервирования» информации. В первую очередь безбумажная технология находит себе применение в обработке оперативного получения информации, содержание которой быстро меняется и устаревает, что делает просто ненужной ее длительное хранение. Многие предсказывают замену ежедневной газеты круглосуточным выпуском телевизионных новостей. Электронные издательства переживают настоящий бум. Архивные материалы, редкие книги, перенесенные на лазерные диски с помощью каналов спутниковой связи, Интернет, телефаксов становятся общедоступными. Наука, и как специфическая форма деятельности людей, и как система используемых в ходе общественной практики знаний, являясь феноменом культуры оказывает на ней огромное воздействие. Однако заметим, что это воздействие не всегда позитивно. Негативные воздействия на культуру, к примеру, оказывают кризисные явления в современной науке, связанные с определенным разочарованием и неверием в силу научной мысли, вытеснением традиционных научных методов иррациональными методами и средствами познания. Не случайно возникновение антинаучных движений, пренебрежительное отношение к ученым, засилье в науке дельцов и людей далеких от нее, появление различного рода «модных» теоретических воззрений и течений.
Воздействие современной информационной технологии на искусство идет в двух направлениях. С одной стороны, эта технология используется в творческой работе художников и скульпторов, артистов и композиторов. С другой, современные информационные средства делают высокую культуру общедоступной.
Большинство попыток использовать вычислительную технику в искусстве связано с живописью и рисунком. Наметилось два подхода к использованию компьютеров в этой области, В одном случае компьютер играет роль простого инструмента, в другом художник задает машине программу, не зная что из этого получится и компьютер «творит» сам произведение искусства иногда удачно, иногда нет. Графические компьютерные программы создают новые образцы большого эмоционального воздействия. В процессе ваяния процессор присоединяется к специальному станку, который режет заготовку из металла или какого-то другого материала.
Компьютерная техника широко применяется в киноискусстве при монтаже различных учебных фильмов с большими возможностями демонстрации материала в динамике. Так, первый выполненный в технологии мультимедиа СD – ROM фильм «Сокровища России», посвященный русскому искусству Х – начала ХХ веков, содержит карты Российского государства в динамике его развития и так называемую «временную линию», позволяющую вести анализ развития русского искусства во времени и пространстве. На основе компьютерной графики создаются телевизионные фильмы, которые используются не только в рекламных и развлекательных целях, но и при создании сложных электронных тренажеров.
Музыкальные синтезаторы воспроизводят инструменты оркестра и обогащают звуковую гамму. В ряде случаев компьютеры использовались для сочинения музыки, состоящей из обычных музыкальных тонов, воспроизводимых синтезатором под управлением программы. Компьютерная музыка имитирует звучание различных музыкальных инструментов, синтезирует новые звуки и позволяет существенно упростить оркестровку мелодии. Подсоединенный к компьютеру динамик в соответствии с заданной программистом «партитурой» может выдавать самые разнообразные сочетания звуков. Электроакустическая и компьютерная музыка используется при создании виртуальных реальностей Долгое время популярностью пользовалось создание стихов при помощи компьютера, когда последнему пользователь задавал словарь слов и фраз, которым может пользоваться компьютер, а также форму, в которую он облекает свое «творение» в соответствии с некоторой процедурой.
Можно было бы привести еще не мало фактов использования компьютеров в художественном творчестве. Не будем однако переоценивать возможность компьютеров в этом творчестве, поскольку их функционирование зависит от тех программ, которые вложил в них пользователь и компьютер может быть лишь помощником человека в этом роде высоко интеллектуальной деятельности. Однако нельзя игнорировать опасных тенденций превращения информационных средств из послушных умножителей духовных благ в производителей культурной дешевки.
Гораздо большую роль играет информационная техника в процессе приобщения людей к произведениям искусства благодаря чему высокая культура становится общедоступной. Именно она сделала массовым достоянием уникальные достижения мировой культуры. Чтобы увидеть Сикстинскую мадонну теперь не нужно посещать Дрезденскую картинную галерею, любоваться полотнами Рубенса и Крамского, операми Большого театра можно дома через телевизор. Посетить Лувр или Эрмитаж, побывать в театре или посмотреть балет, прослушать симфонии Бетховена, фуги Баха или лучших вокалистов мира можно включив видеоплеер или мультимедийный компьютер через систему Интернет. Возникает новая массовая культура. Вместе с тем, индивидуальная информационная система становится основой демасификации культуры, ее индивидуализации. Массификация и демассификация – две реальные тенденции в развитии современной культуры.«Фантазия очень быстро воплощается в жизнь; - пишет В.Краус, - сегодня имеет место не столько метафорическое обыгрывание звездной темы, сколько ее инженерное решение, не столько стихи о Луне, сколько возможность реального запуска ракеты. В нынешней литературе мечта идет гораздо дальше, чем в «Тысяче и одной ночи»: это не грезы о ковре-самолете, а описание полета, то есть реализация мечты. Не эпос, не холст, не храмы, не дворцы, а телевидение, телефон, самолет, ракета и компьютер составляют современные результаты нашего творчества и осуществления самих дерзких мечтаний. Образы из нашей поэзии, музыки и живописи были воплощены в реальность благодаря физике и технике»[7].
От письменной культуры человечество переходит к новой - экранной - культуре. Она складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Возникает новое - экранное - мышление для которого характерно «сращение» логического и образного, понятийного и чувственно-наглядного. Основой новой культуры становится «экранная страница», которая является общечеловеческой и создает невиданные возможности общения людей. Одновременно информационная технология резко снижает возможности культурного монополизма, создавая относительно независимое множество субкультур которыми невозможно управлять из одного центра. Однако децентрализующие технические средства (книга, кассетная запись, компьютер) сопровождаются функционированием централизующих средств (газета, радио, телевидение). Это свидетельствует о противоречивом характере воздействия информационных средств на культуру и вызывает необходимость продуманного решения целого ряда вопросов этического характера.
Поэтому не удивительно, что одним из элементов новой компьютерной культуры является «компьютерная этика» - совокупность моральных принципов и норм, регулирующих отношения между людьми, сложившихся на основе их работы с компьютерами. Человек программирует компьютеры, а те в огромной степени «программируют» его мышление. Смена моральных норм под влиянием информационной технологии признается ныне многими исследователями. Более того, существуют попытки сформулировать определенные правила поведения при работе с компьютером. Так, к примеру, сформулировано требование: «Не делайте с помощью компьютера то, что вы сочли бы аморальными без него. Никакое действие не становится более моральным из-за того, что для его облегчения использован компьютер». Возможность такой этики обусловлена следующими обстоятельствами. Мораль предписывает какие действия следует совершать в конкретных ситуациях. Поскольку в различных областях человеческой деятельности возникают специфические и типичные для этих областей ситуации, возникает необходимость специфических норм поведения людей, что и является основанием для возникновения прикладных этик, в том числе и компьютерной. Можно согласиться с Э. Аггацци, который отмечает, что «если мораль должна регулировать человеческую деятельность в различных ситуациях, то она не может игнорировать новые и беспрецедентные ситуации, которые создаются развитием науки и технологии и очень часто имеют иную природу, нежели ситуации, регулируемые уже существующими моральными нормами»[8].
Что касается необходимости создания компьютерной этики, то эта необходимость вызвана в общем плане тем, что создаваемые компьютерной техникой новые ситуации часто делают морально значимым явления, которые раньше были вне поля моральных кодексов и определялись естественными закономерностями. Теперь же они, например, возможности компьютера разрешить определенные конфликтные ситуации, предугадать стихийные природные явления и др., попали в орбиту моральных оценок. Все, что связано с деятельностью компьютеров, должно находиться под строгим контролем человеческой этики. Возникает компьютерная этика, в которой внеэкономические цели часто вытесняют экономические.
Означает ли это, что компьютерные системы надо наделять моральными нормами? Можно ли на этом основании утверждать, что «компьютеры становятся явлением социально-нравственным»?[9]. Ответ на этот вопрос пытаются найти многие представители современной технической и гуманитарной мысли. Большинство из них склоняется к отрицательному ответу: моральные нормы применимы лишь к поведению людей, которые вступают между собой в определенные общественные, в том числе и моральные, отношения. Вне сферы общественных отношений, какими, к примеру, являются технические связи и функционирование искусственных систем, они не действуют. Для компьютера безразлично какие задачи – гуманные или антигуманные – он решает. Это оценивает человек, его общественная практика, его цели и стремления, его нравственные нормы и идеалы.
Современный немецкий философ Х. Ленк, размышляя об этой проблеме, пишет, что в будущем информационном обществе информационные системы станут принимать решения во все большем объеме по жизненно важным социальным и даже индивидуальным проблемам, а тем более по проблемам, которые будут возникать в случае чрезвычайных ситуаций. В таком случае решения принимаются без «ответственного лица»,т.е. без человека или группы людей. Кто же в таком случае может нести ответственность? Могут ли информационные системы быть морально ответственными? Компьютеры, отвечает Х.Ленк, не являются моральными, социальными сущностями, они не осуществляют каких-либо сознательных процессов и поэтому информационные системы не могут брать на себя моральную ответственность. Попытка наделить моральной ответственностью за принятые решения компьютер является стремлением тех или иных людей или их групп уйти от ответственности. «Стремление преднамеренно и слишком поспешно превращать компьютер в моральное существо, - пишет Х. Ленк, - означало бы открывать слишком легкие пути для выхода из дилеммы ответственности, выбирать стратегию уклонения от решения проблемы, которая может привести к уходу от собственной моральной ответственности. И тогда компьютер оказался бы в роли козла отпущения. Если нельзя привлекать к ответственности личность, то крайне легко сваливать ответственность на компьютер или вообще от нее отказаться»[10]. От моральной ответственности невозможно уходить, её нельзя «передавать» машине.
Иногда японцы называют себя «компьютерной нацией». Но эта их внешняя «компьютерность», проявляемая в дисциплине, точности, корректности японцев, сочетается с определенной духовностью, нравственностью, в силу чего они чаще предпочитают называть себя «думающей нацией», соединяющей в себя компьютерную точность с высокой требовательностью к себе, в том числе и нравственной требовательностью. Это очень хорошо показал Дайсаку Икэда, автор романа «Человеческая революция».
Такая человеческая нравственная революция становится особенно необходима в условиях, когда происходит возвращение к антинаучным мистическим представлениям, сопровождающееся мощной волной ностальгии, психологическим стремлением к более простому, менее тревожному прошлому. Все больше призывов направлены против планирования, рационализма. Мир не свободен от опасности войн, в которой свою лепту вносит компьютерная технология. По оценке ЦРУ более десятка стран направлено готовятся к будущим войнам в киберпространстве. Создаются и до поры до времени хранятся компьютерные вирусы невиданной до сих пор разрушительной силы. Они готовы «сбросить» на сети противника логические бомбы - программы, которые могут до времени мирно дремать в вашем компьютере, а затем по сигналу или в условленное время проснуться и приступить к разрушению информации. 650 спутников на земной орбите и 150 миллионов компьютеров в офисах и домах составляют необъятное поле для киберпространства ближайшего будущего. Современные технологии все больше вытесняют людей из армии. Сокращение войск толкает военных изобретателей к созданию новых видов вооружений: беспилотных самолетов, наземных роботов, космических спутников-разведчиков, систем по обнаружению и опознаванию движущихся и неподвижных целей. Информационная техника является сердцевиной всех новейших образцов военной техники.
Все эти обстоятельства обостряют этические проблемы создания и использования информационной техники, определения путей выхода из поистине морального кризиса. П. Сорокин видел выход в создании альтернативной, гуманистической этики, проповедовал распространение бескорыстной любви среди людей. А. Пиччеи проповедовал необходимость революционного установления Нового Гуманизма, который должен заменить кажущиеся ныне незыблемыми принципы и нормы новыми, которые должны соответствовать требованиям эпохи становления информационного общества, что должно кардинально изменить сегодняшние взгляды и поведение людей. «Революционный характер становится, таким образом, главной отличительной чертой этого целительного гуманизма, - писал А. Пиччеи, - ибо только при таком условии он сможет выполнить свои функции – восстановить культурную гармонию человека, а через нее равновесие и здоровье всей человеческой системы. Эта трансформация человеческого существа и составит Человеческую революцию, благодаря которой наконец обретут цели и смысл, достигнут своей кульминации остальные революционные процессы»[11].
Некоторые инженеры видят средство морального оздоровления общества в компьютерной технике. Так, исследовательская группа Р. Пикар намерена обучить компьютеры реагировать на человеческие чувства. Создан ряд устройств, которые можно носить, не привлекая внимание окружающих. Эти устройства отслеживают все эмоциональные показатели. Уже сегодня компьютеры исследовательской группы способны распознавать более пяти человеческих эмоций. Эта программа основывается на изучении изменений положения мышц лица.
Все эти факты свидетельствуют о том, что проблемы компьютерной этики в условиях становления информационного общества являются предметом серьезных обсуждений и действий. Новая культура с новой, компьютерной этикой рождается в тяжелых муках. Тем не менее теоретическая разработка новых этических норм и их внедрение в ткань общественной жизни реализуется и можно только по разному оценивать темпы протекания этого процесса, их результативность и перспективы.
К сожалению, при обучении компьютерщиков очень редко можно услышать слово «этика». Основное внимание уделяется математическому образованию, взаимодействию с компьютером как средством решения тех или иных задач. При этом игнорируется то обстоятельство, что взаимоотношение человека с компьютером происходит в определенной культурной среде. Лишенный нравственных ориентиров, человек начинает и себя воспринимать как умную машину, переносит техническое обращение с компьютером на отношения между людьми, что ведет к далеко идущим последствиям – антигуманной деформации всей культуры информационного общества. Не случайно Р. Уиден в своем выступлении перед конгрессменами США заявил, что «некоторые из вполне достойных молодых людей оказываются неспособными оценить этические и моральные последствия своих действий. Я убежден, например, что очень многие, если не все молодые хакеры в нашей стране даже помыслить не могут о том, чтобы на улице силой отнять деньги у старой женщины. Но, с другой стороны, весьма реально, что простым нажатием нескольких клавиш компьютера они легко лишат ее всех сбережений»[12]. Действительно, хакеры имеют свои собственные нравственные представления. Кто же такие эти «хакеры» о которых ныне говорят все больше ?
Слово «хакер» происходит от английского глагола «to hack» – взламывать. Это слово первоначально обозначало человека неопытного, неумелого в спорте, калечащего других неуклюжими ударами Журнал «Подслушивание» использовал этот термин для обозначения человека, пытающегося беспорядочно набирая телефонные номера, подключиться к чьему-либо разговору. В дальнейшем хакерами стали называть «любознательных» хулиганов, с помощью компьютерных сетей забирающихся в базы данных различных солидных учреждений и ворующих оттуда все, что плохо лежит. Ныне хакеры представляют собой целое закрытое сословие со своей моралью, рейтингами и классификацией. Выделяются четыре основных типа хакеров – этих компьютерных пиратов. Романтики – это одиночки, взламывающие базы данных из любопытства. Прагматики или классики воруют игры, программы, базы данных, электронные издания. Так, система «Windows – 95», на создание которой фирма «Микрософт» затратила 300 млн. долларов, была «скачена» московскими хакерами в результате чего было налажено её пиратское производство. Хакеры – разведчики взламывают сети и базы данных конкурентов для получения конфедициальной информации, Так из сервера Петровки, 38 была выкрадена телефонная база данных по всей Москве, которую умельцы уложили в обычный компакт-диск для продаже. Наконец, кибергангстеры представляют собой профессиональных компьютерных бандитов, находящихся на службе определенных мафиозных группировок и разрушающих сети разных «неугодных» фирм а также ворующих деньги с банковских счетов.
Причины появления хакеров нужно искать не только в преступных устремлениях, у первоначальных хакеров их не было. Дело в самом характере труда информатизированного общества. Информатизация и автоматизация труда, потребовав «узкого специалиста», могут оказать на работника дегуманизирующее воздействие, породить привязанность человека к компьютеру. Более того, работник может оказаться в зависимости от специалистов-информатчиков. Последние могут объединяться в определенные кланы и манипулировать другими людьми.
Компьютеризация общества привела к появлению серьезных злоупотреблений информацией, компьютерной преступности - искажению данных компьютерной памяти, воровству с помощью компьютеров, к появлению опасности монополизации просветительства и средств массовой информации, монопулировании общественным мнением, компьютерному пиратству.
Проблема компьютерного пиратства в России является излюбленной темой различных компьютерных журналах и связана как с нравственными вопросами, так и с платежеспособностью населения. Ликвидация компьютерного пиратства невозможна без изменения общей культуры людей и повышения платежеспособности населения, снижения слишком высоких цен на фирменные программы.
Количество компьютерных преступлений быстро растет, способы их совершения умножаются. Проблема «компьютерной преступности» появилась одновременно с появлением первых компьютеров и актуализировалась ныне с развитием компьютерных сетей. Компьютерные преступники в одних случаях вмешиваются в работу компьютеров, в других – используют компьютеры как необходимые технические средства. К основным видам компьютерных преступлений относятся несанкционированный доступ к информации, который осуществляется нахождением слабых мест в защите системы; ввод в программное обеспечение «логических бомб», которые срабатывают при выполнении определенных условий и выводят из строя компьютерную систему; разработка и распространение компьютерных вирусов, которые уничтожают информацию на зараженном компьютере; преступная небрежность в разработке, изготовлении и эксплуатации программно-вычислительных комплексов, приводящая к тяжким последствиям, подделка компьютерной информации и ее хищение.
Цель компьютерной преступности самая разнообразная: поделка счетов и платежных ведомостей, приписка сверхурочных часов работы, фальсификация платежных документов, хищение денежных фондов, вторичное получение выплат, фальшивое продвижение по службе, получение фальшивых дипломов, перечисление денег на фальшивые счета, совершение покупок с фиктивно оплатой и др. Так, на одной американской железной дороге при помощи манипуляции данными компьютера было отправлено в неизвестном направлении 352 вагона, которые бесследно исчезли, нанеся ущерб более чем в миллион долларов. В Ростове хакеры не так давно внеся коррективы в программу перевода денег некой торговой фирмы из одного банка в другой изъяли 150 миллионов не депонированных рублей.
Мотивы преступлений хакеров могут заключаться в корыстных целях, политических интригах, в чистом интересе, из хулиганства и озорства, наконец, из мести. Так, тридцатилетний американский программист Т. Ллойд перед ожидаемым увольнением из корпорации запустил в сеть родной фирмы вирусную «бомбу», которая взорвалась спустя несколько недель после окончания его контракта. Это вызвало уничтожение всей информации системы фирмы и компания понесла ущерб в размере 10 миллионов долларов. Программист ВАЗа в 1983 году ради привлечения к себе внимания ввел в компьютер, управлявшей автоматической линией предприятия, программную закладку и заблокировал главный конвейер завода на шесть часов.
Компьютерные преступления совершаются и по политическим мотивам. Пример тому – компьютерная активность экстремистских и террористических организаций, которые в основном занимаются физическим разрушением компьютеров или массивов хранимых данных. Компьютеры широко используются в деятельности различных мафий, которые включены в крупномасштабный бизнес и в компьютерах видит средство удобного изымания денег и предотвращения слежки правоохранительных органов.
Персонами хакерной преступности обычно бывают операторы компьютеров, программисты, инженеры-системщики и связисты, клерки, менеджеры, преступники. Так, несколько лет назад в Петербурге В.Левин сумел в несколько приемов перекачать через свой компьютер в Израиль около трех миллионов долларов из американского банка «Сити банка», входящего в десятку крупнейших банков мира. Встречаются хакеры и среди студентов, особенно высших технических учебных заведений. Кстати, хакеризм впервые появился в университетах и технических колледжах, а затем стремительно распространился во всем обществе.
Способами компьютерной преступности являются подключение к линии принтеров или к телефонному каналу, клоп, несанкционированный доступ, самозванство («маскарад»), неспешный выбор нахождением слабых мест в защите системы, подмена данных, ввод в программу набора команд («логическая бомба») и др.
Параллельно совершенствуются способы борьбы с компьютерной преступностью, как и способы борьбы с традиционной преступностью. Информационные системы становятся одним из эффективных средств в руках правоохранительных органов. Появились киберсыщики, создаются подразделения по борьбе с компьютерными хищениями.
Таким образом, отношения человека с информационной технологией отличаются не только сложностью, но и противоречивостью. Информационная техника таит в себе не только гуманистические возможности, но и может оказывать негуманистическое воздействие на личность и общество в целом. Являясь в руках человека мощным орудием постижения мира, его пособником и средством создания условий для творческой деятельности, информационная технология вместе с тем заменяет традиционный вербальный способ постижения мира аудиовизуальным познанием, создает у человека иллюзию погружения в искусственный мир, мир чистого воображения, который воспринимается как реально существующий мир.
Компьютеры находят все большее применение в различных сферах культуры формирующегося информационного общества. Карманные компьютеры включают в себя средства телефонных и адресных справочников, различные расписания, автоматически связываются со стационарными компьютерами и обновляют данные. Выпущены программы распознавания голоса.
Особенно широко применяются компьютеры в культуре здравоохранения, в медицине. Здесь они используются для диспансеризации населения, автоматизации медицинского осмотра, обработке флюрографических и рентгеновских снимков, диагностике и лечения. Например, возникла компьютерная топография, позволяющая видеть «срезы» любого участка тела на любой заданной глубине. Компьютер находит применение в различных направлениях микрохирургии, и в частности в глазной хирургии. созданы роботы-хирурги в нейрохирургии где требуется большая точность действий при операционном вмешательстве. Создаются электронные манекены, имитирующие тело человека для изучения его строения и функционирования, определения методов и хода проведения хирургических операций. В хирурги имеются устройства, позволяющие видеть отдельные полостные части человеческого тела. В будущем хирург с помощью стереоскопических камер, укрепленных на оптико-волоконных зондах, сможет получить на своем головном дисплее трехмерное изображение внутренних органов человека. Использование же микророботов, величиной немногим более человеческой клетки, даст возможность совершать операции необычайно высокой точности. Сейчас в мире ежегодно совершаются около 4 миллионов операций по трансплантации различных органов и вживлению электронных устройств наподобие стимуляторов сердца и других органов. Компьютер все чаще применяется для помощи инвалидам, в частности людям, лишенным подвижности в результате серьезных заболеваний позвоночника. Так. разработана система, позволяющая парализованным оторваться от инвалидного кресла: компьютер заменяет те нервные импульсы, благодаря которым наши мышцы сокращаются, когда мы движемся. Разрабатываются различные электронные приспособления для пользования компьютером слепым, глухим, людям с другими физическими недостатками. Это имеет немаловажное социальное значение: многие тысячи людей смогут вернуться к трудовой деятельности, расширить свои социальные контакты и тем самым хотя бы частично преодолеть последствия тяжелого физического недуга. Особенно важное социально-экономическое значение имеет применение компьютеров для расширения возможностей диагностической аппаратуры, при исследовании и прогнозировании распространения эпидемических заболеваний. Большинство новейших методов диагностики самым прямым образом опираются на возможности компьютеров. Показательно в этом отношении появление компьютерной томографии. Которая позволяет «видеть» срезы любого участка тела на любой заданной величине. Врач приближается к заветной мечте – точно видеть, что происходит внутри живого человеческого организма. Компьютер на службе медицине - это очень важная и ответственная часть того союза медицины с наукой и техникой, который стал сегодня настоятельной потребностью дальнейшего развития культуры здравоохранения.
Компьютерная техника, автоматика и мехатроника, повышая эффективность труда, сокращают рабочее время и одновременно увеличивают свободное время человека. С связи с этим возникает проблема разумного использования свободного времени, которое можно употребить как на бездеятельность и праздность в самом худшем смысле этого слова, так и для развития интеллекта личности. «Разумно предположить, - пишет Дж.Томсон,- что свободного времени в распоряжении человека будет оставаться все больше. Но как он будет тратить это время? Для тех, кому посчастливится питать явное влечение к музыке или искусству, это не составит трудности. То же самое можно утверждать и о тех, кто наделен ярко выраженными интеллектуальными склонностями, для тех, для кого «мир так полон множества вещей» и кто и в зрелом возрасте сохраняет детскую свежесть интересов. Но в нашем обществе такие люди остаются в меньшинстве... Будут ли они обречены делить свой досуг между супертелевидением, кино и футбольными матчами?»[13]. Он пишет о таких с его точки зрения желательных формах использования свободного времени, как садоводство, путешествия в том числе космические, спорт.
В культуре формирующегося нового общества под воздействием его информатизации происходят сложные процессы, связанные с ее гуманизацией, переходом культуры массового потребления к взыскательному в культурном отношении индивидуальному пользованию, смещения престижа с материальных оценок потребляемых ценностей в сторону символических культурных качеств и другие. Качественные изменения в культуре информационного мира повышают её роль в развитии и функционировании общества. Человечество сквозь дремучие заросли социальных противоречий, национальных порабощений, кровавых революций, войн , экономического, политического и культурного угнетения через, информационное общество пробирается к антропогенной цивилизации, где культура гуманизма будет иметь преобладающее значение над политикой, экономикой , наукой и техникой. Такая ведущая роль культуры зарождается уже сегодня. «Культура рекомендуется сегодня как ключ к инновациям и общественному развитию, - пишет П.Козловски, - она облегчает введение новой техники и её общественное «признание», способствует международному обмену и взаимопониманию. Культура, как говорится, должна быть через посредство всех социальных индикаторов и показателей роста последним критерием общественного прогресса»[14]. Эту свою историческую миссию культура может выполнить только если она будет использовать те возможности, которые ей предоставляет информационная, и в частности, компьютерная технология. Именно союз культуры и информатики позволяет играть последней огромную роль не только в жизни своих стран, но и на международной арене в условиях начавшейся быстрыми темпами глобализации человеческой жизнедеятельности.
Глава 2
Человек и инфосреда
Социальная инфосреда
Вряд ли можно найти в жизни общества такие участки, которые не были бы прямо или косвенно связаны с одним из трех этапов инфовзаимодействия — производством информации, ее передачей, ее потреблением (использованием). Чаще всего человек участвует одновременно во всех этих процессах, поскольку он выступает в роли как субъекта, так и объекта взаимодействия.
Передача социального опыта осуществляется постоянно, поскольку каждое новое поколение людей застает материальный результат, сумму производительных сил, исторически создавшееся отношение людей к природе и друг к другу. Каждое существующее поколение “стоит на плечах” не только предшествующего ему, но и всех ранее живших поколений. Каждая новая социальная система налаживает производство своей специфической социальной информации, соответствующей лишь данному общественному организму. В то же время в ее инфофонд и инфопоток органично входят блоки информации, выработанной в рамках предыдущих обществ. Такая историческая эстафета создает предпосылки для усвоения опыта предшествовавших поколений, обеспечивает историческую преемственность.
Информация, полученная в генетическом порядке от прошлого, также как и произведенная данным поколением, используется в повседневной жизни как общества в целом, так и каждого индивида в отдельности. Информация как бы скрепляет разные участки социальной среды, различные точки “социального времени”.
Использование социальной информации в обществе носит многоцелевой характер.
Можно выделить несколько основных целей, связанных с функционированием человека в условиях социальной среды: индивид и среда взаимодействуют разнообразными способами — личными и безличными, непосредственными и опосредованными, длительными и однократными контактами и т. д. Но все способы связи подчинены единой цели — получению социальной информации (для индивида) и передаче социальной информации (для среды).
Социальная среда — это то опосредующее звено, которое стоит между социальной информацией и индивидом. Именно через среду получает он исторически унаследованную данным обществом информацию, равно как и информацию, выработанную современным ему поколением.
Социальная среда стремится путем передачи направленных инфоблоков воспитать человека нужным ей образом, привить ему необходимые для оптимального функционирования в данном обществе, данном классе, данном слое, данной социальной группе, качества и свойства. Этим целям служит система постоянно действующих каналов передачи информации, среди которых можно выделить как формальные, получившие институциализированный статус (средства массовой коммуникации, литература, различные формы обучения), так и неформальные.
Поступив к индивидуальному адресату, социальная информация включается в чрезвычайно сложный и противоречивый процесс формирования взглядов и мнений, в процесс формирования установок по отношению к тем или иным социальным ценностям. Будучи полученной по индивидуальному адресу, информация изменяет в определенном смысле те или иные элементы сознания индивида и затем через него — элементы общественного сознания. Причем на первых порах это взаимодействие может быть практически неощутимым, процесс идет путем количественного накопления. Но затем — и в этом и заключается механизм воздействия социальной информации — постоянное производство и потребление ее приводит к тому, что количественное накопление уступает место качественным изменениям.
Индивид же, выступая в роли активного участника инфовзаимодействия, не столько производит социальную информацию (хотя он неизбежно участвует и в этом процессе), сколько потребляет и передает. Люди вступают в многоплановые отношения, обусловленные характером их труда, местом в обществе, этносе, классе, социальной группе, их полом, возрастом, размером и типом пункта проживания, уровнем образования, географией проживания и другими факторами. Осуществление этих отношений неизбежно связано с выработкой и реализацией системы ценностных ориентации по отношению к тем или иным сторонам социальной среды, ее свойствам, бытующим в ней мнениям, установкам и т. д.
Проблема инфобарьеров
Классификация барьеров, мешающих оптимальному протеканию инфопроцессов, предлагается О. В. Елчаниновой. Согласно этому автору, отдельные люди и социальные структуры, участвующие в производстве, передаче и потреблении информации, сталкиваются со следующими барьерами.
1. Географические. Полнота и достоверность информации обратно пропорциональны расстоянию, разделяющему субъекта и объекта взаимодействия.
2. Исторические. Полнота и достоверность информации также обратно пропорциональны временному интервалу, разделяющему то или иное событие и сообщение о нем.
3. Государственно-политические, режимные. Широкому потребителю недоступна определенная часть информации, ибо она является собственностью определенных государственных органов и не подлежит движению по общедоступным каналам.
4. Ведомственные. Известная часть информации без всяких на то оснований задерживается нерадивыми работниками некоторых ведомств и организаций, что не может не мешать развитию науки и техники, распространению передового опыта.
5. Экономические. Имеются в виду те случаи, когда отсутствие финансовых средств мешает производству и широкому распространению информации, а также подготовке кадров, способных успешно работать в сфере производства, передачи и потребления информации.
6. Технические. Отсутствие техники, способной ускорить и оптимизировать течение инфопроцессов.
7. Терминологические. Слишком много в настоящее время терминов, которые порой понимаются по-разному и к тому же не всегда доступны широкому кругу потребителей информации.
8. Языковые. Обмену информацией активнейшим образом препятствует слабое знание языков.
9. Психологические. Здесь имеются в виду особенности восприятия, памяти, убеждений и иных сторон человеческой психологии.
10. Резонансные. Информация не всегда соответствует потребностям индивида, не всегда “резонирует” с ними.
Если пристально присмотреться к инфовзаимодействию, можно обнаружить не только перечисленные выше барьеры, но и еще огромное количество источников, откуда следует ожидать появления других, выражаясь языком кибернетики, “шумов”. Тут можно назвать хотя бы такой источник, как сознательное желание субъекта взаимодействия исказить реальное положение дел, создать о нем неправильное представление, иначе говоря, дезинформировать получающего информацию. В течение инфопотоков вмешиваются субъективные факторы, ведь информацию собирают и передают люди, обладающие определенными интересами и эмоциями.
Есть барьеры, которые можно назвать тотально-ключевыми, ибо они сохраняют свое негативное значение при любом виде инфовзаимодействия. Система их такова:
В первую очередь следует назвать знаковый (языковый) барьер. Если субъект, предлагающий информацию объекту, облек ее в форму, которая не доступна объекту, последний не может извлечь содержание из знаковой оболочки, поскольку не в состоянии “вскрыть” ее. Для преодоления знакового барьера необходимо прибегнуть к помощи посредника, способного перевести содержание информации из незнакомой (закрытой) знаковой формы в знакомую и поэтому открытую.
Второй тотально-ключевой барьер — тезаурусный. Представим себе, что знаковая оболочка вскрыта, содержание стало доступным. Всегда ли теперь информация может быть использована объектом инфопроцесса? Увы! Не исключена ситуация, когда все (или почти все) слова знакомы и понятны, понятны и соединения слов, синтагмы, в целом же смысл остался неясным, ибо в информации идет речь о вещах, для понимания которых необходим определенный запас предварительных сведений знаний, т. е. тезаурус.
Третий тотально-ключевой барьер — контрасуггестивный. Это тот случай, когда знаковая оболочка вскрыта, информация соответствует критическому объему тезауруса и, тем не менее, не потреблена, не использована объектом, ибо он не согласен с тем, что предлагается в информации, что пытается внушить ему через передаваемую информацию субъект процесса.
Преодоление контрасуггестивного барьера относится к числу наиболее сложных задач, возникающих в связи с перспективой оптимизации инфопроцессов в обществе. Преодолеть данный барьер можно лишь при помощи таких специфических средств, которые способны победить предубеждение объекта и конвергировать, повернуть его симпатии на 180 градусов.
Четвертый тотально-ключевой барьер — ситуативный. Ситуация может оказаться такой, что она не позволит объекту использовать полученную им информацию.
Пример действия ситуативного барьера — несоответствие между количеством передаваемой информации и временем, которым располагают участники инфовзаимодействия.
Ситуативный барьер не непреодолим, — есть и на этот случай соответствующие средства, и в первую очередь анализ ситуации с целью последующего активного использования ее особенностей.
2.1.3. Инфопотребности
Многосложный мир социальной деятельности порождает причудливое переплетение самых различных инфопотребностей, каждая из которых строго детерминирована конкретными реалиями. Поэтому каждая из инфопотребностей может быть рассмотрена как репрезентация, во-первых, тех или иных социальных целей, во-вторых, путей и средств их достижения. Удовлетворением инфопотребности является обретение не просто любой информации, а информации, отвечающей на возникающие в ходе деятельности вопросы и, следовательно, способной “покрыть” все точки неопределенности в процессе ее редукции.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 177.