Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека

Реферат выполнили: студенты II курса, 423-2 группы, Деревянных Б.А. и Бельская Е.А.

Министерство культуры и образования РФ

Восточно-Сибирская Государственная академия культуры и искусств

Факультет менеджмента информационных технологий

Кафедра управления информационными ресурсами и системами

Улан-Удэ

2004

Введение

Наша жизнь постоянно изменяется и наполняется новыми технологиями. Сейчас вы не найдете ни одного человека, который не использовал бы их для облегчения своей работы, развлечений, обучения и т.д. Но каждый человек, живущий в век информационных технологий должен владеть информационной культурой. Актуальность проблемы изучения информационного поведения пользователей определяется несколькими моментами.

Во-первых, в последние годы во всем мире произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. В широком социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как информационное общество, информатизация, информационное образование и др. Проблема формирования информационной культуры личности и изучение специфики информационного поведения, как отдельных людей, так и социальных групп, в этих условиях приобретает особое значение.

Во-вторых, понятие информационной культуры в настоящее время достаточно четко оформлено институционально. При Международной Академии Информатизации (МАИ) существует Отделение информационной культуры. Под эгидой этой организации с 1998 г. проводятся международные научные конференции по проблемам информационной культуры. Проблемы изучения информационного поведения личности освещаются в материалах Международной школы социологии науки и техники. В ряде университетов культуры (например, в Краснодарском) созданы кафедры информационной культуры. Существует также ряд учебных программ для средних и высших учебных заведений по курсу "Основы информационной культуры".

В-третьих, эту проблему можно назвать визитной карточкой информационных факультетов любого ВУЗа, поскольку практически на каждой кафедре есть специалисты, занимающиеся вопросами формирования информационной культуры различных категорий читателей (применительно к детскому чтению, досуговому чтению взрослых, профессиональному чтению специалистов и т.д.).

Все перечисленное дает основание считать рассматриваемое направление официально признанным.

Глава 1

Глава 2

Человек и инфосреда

Социальная инфосреда

Вряд ли можно найти в жизни общества такие участки, которые не были бы прямо или косвенно связаны с одним из трех этапов инфовзаимодействия — производством информации, ее передачей, ее потреблением (использованием). Чаще всего человек участвует одновременно во всех этих процессах, поскольку он выступает в роли как субъекта, так и объекта взаимодействия.

Передача социального опыта осуществляется постоянно, поскольку каждое новое поколение людей застает материальный результат, сумму производительных сил, исторически создавшееся отношение людей к природе и друг к другу. Каждое существующее поколение “стоит на плечах” не только предшествующего ему, но и всех ранее живших поколений. Каждая новая социальная система налаживает производство своей специфической социальной информации, соответствующей лишь данному общественному организму. В то же время в ее инфофонд и инфопоток органично входят блоки информации, выработанной в рамках предыдущих обществ. Такая историческая эстафета создает предпосылки для усвоения опыта предшествовавших поколений, обеспечивает историческую преемственность.

Информация, полученная в генетическом порядке от прошлого, также как и произведенная данным поколением, используется в повседневной жизни как общества в целом, так и каждого индивида в отдельности. Информация как бы скрепляет разные участки социальной среды, различные точки “социального времени”.

Использование социальной информации в обществе носит многоцелевой характер.

Можно выделить несколько основных целей, связанных с функционированием человека в условиях социальной среды: индивид и среда взаимодействуют разнообразными способами — личными и безличными, непосредственными и опосредованными, длительными и однократными контактами и т. д. Но все способы связи подчинены единой цели — получению социальной информации (для индивида) и передаче социальной информации (для среды).

Социальная среда — это то опосредующее звено, которое стоит между социальной информацией и индивидом. Именно через среду получает он исторически унаследованную данным обществом информацию, равно как и информацию, выработанную современным ему поколением.

Социальная среда стремится путем передачи направленных инфоблоков воспитать человека нужным ей образом, привить ему необходимые для оптимального функционирования в данном обществе, данном классе, данном слое, данной социальной группе, качества и свойства. Этим целям служит система постоянно действующих каналов передачи информации, среди которых можно выделить как формальные, получившие институциализированный статус (средства массовой коммуникации, литература, различные формы обучения), так и неформальные.

Поступив к индивидуальному адресату, социальная информация включается в чрезвычайно сложный и противоречивый процесс формирования взглядов и мнений, в процесс формирования установок по отношению к тем или иным социальным ценностям. Будучи полученной по индивидуальному адресу, информация изменяет в определенном смысле те или иные элементы сознания индивида и затем через него — элементы общественного сознания. Причем на первых порах это взаимодействие может быть практически неощутимым, процесс идет путем количественного накопления. Но затем — и в этом и заключается механизм воздействия социальной информации — постоянное производство и потребление ее приводит к тому, что количественное накопление уступает место качественным изменениям.

Индивид же, выступая в роли активного участника инфовзаимодействия, не столько производит социальную информацию (хотя он неизбежно участвует и в этом процессе), сколько потребляет и передает. Люди вступают в многоплановые отношения, обусловленные характером их труда, местом в обществе, этносе, классе, социальной группе, их полом, возрастом, размером и типом пункта проживания, уровнем образования, географией проживания и другими факторами. Осуществление этих отношений неизбежно связано с выработкой и реализацией системы ценностных ориентации по отношению к тем или иным сторонам социальной среды, ее свойствам, бытующим в ней мнениям, установкам и т. д.

Проблема инфобарьеров

Классификация барьеров, мешающих оптимальному протеканию инфопроцессов, предлагается О. В. Елчаниновой. Согласно этому автору, отдельные люди и социальные структуры, участвующие в производстве, передаче и потреблении информации, сталкиваются со следующими барьерами.

1. Географические. Полнота и достоверность информации обратно пропорциональны расстоянию, разделяющему субъекта и объекта взаимодействия.

2. Исторические. Полнота и достоверность информации также обратно пропорциональны временному интервалу, разделяющему то или иное событие и сообщение о нем.

3. Государственно-политические, режимные. Широкому потребителю недоступна определенная часть информации, ибо она является собственностью определенных государственных органов и не подлежит движению по общедоступным каналам.

4. Ведомственные. Известная часть информации без всяких на то оснований задерживается нерадивыми работниками некоторых ведомств и организаций, что не может не мешать развитию науки и техники, распространению передового опыта.

5. Экономические. Имеются в виду те случаи, когда отсутствие финансовых средств мешает производству и широкому распространению информации, а также подготовке кадров, способных успешно работать в сфере производства, передачи и потребления информации.

6. Технические. Отсутствие техники, способной ускорить и оптимизировать течение инфопроцессов.

7. Терминологические. Слишком много в настоящее время терминов, которые порой понимаются по-разному и к тому же не всегда доступны широкому кругу потребителей информации.

8. Языковые. Обмену информацией активнейшим образом препятствует слабое знание языков.

9. Психологические. Здесь имеются в виду особенности восприятия, памяти, убеждений и иных сторон человеческой психологии.

10. Резонансные. Информация не всегда соответствует потребностям индивида, не всегда “резонирует” с ними.

Если пристально присмотреться к инфовзаимодействию, можно обнаружить не только перечисленные выше барьеры, но и еще огромное количество источников, откуда следует ожидать появления других, выражаясь языком кибернетики, “шумов”. Тут можно назвать хотя бы такой источник, как сознательное желание субъекта взаимодействия исказить реальное положение дел, создать о нем неправильное представление, иначе говоря, дезинформировать получающего информацию. В течение инфопотоков вмешиваются субъективные факторы, ведь информацию собирают и передают люди, обладающие определенными интересами и эмоциями.

Есть барьеры, которые можно назвать тотально-ключевыми, ибо они сохраняют свое негативное значение при любом виде инфовзаимодействия. Система их такова:

В первую очередь следует назвать знаковый (языковый) барьер. Если субъект, предлагающий информацию объекту, облек ее в форму, которая не доступна объекту, последний не может извлечь содержание из знаковой оболочки, поскольку не в состоянии “вскрыть” ее. Для преодоления знакового барьера необходимо прибегнуть к помощи посредника, способного перевести содержание информации из незнакомой (закрытой) знаковой формы в знакомую и поэтому открытую.

Второй тотально-ключевой барьер — тезаурусный. Представим себе, что знаковая оболочка вскрыта, содержание стало доступным. Всегда ли теперь информация может быть использована объектом инфопроцесса? Увы! Не исключена ситуация, когда все (или почти все) слова знакомы и понятны, понятны и соединения слов, синтагмы, в целом же смысл остался неясным, ибо в информации идет речь о вещах, для понимания которых необходим определенный запас предварительных сведений знаний, т. е. тезаурус.

Третий тотально-ключевой барьер — контрасуггестивный. Это тот случай, когда знаковая оболочка вскрыта, информация соответствует критическому объему тезауруса и, тем не менее, не потреблена, не использована объектом, ибо он не согласен с тем, что предлагается в информации, что пытается внушить ему через передаваемую информацию субъект процесса.

Преодоление контрасуггестивного барьера относится к числу наиболее сложных задач, возникающих в связи с перспективой оптимизации инфопроцессов в обществе. Преодолеть данный барьер можно лишь при помощи таких специфических средств, которые способны победить предубеждение объекта и конвергировать, повернуть его симпатии на 180 градусов.

Четвертый тотально-ключевой барьер — ситуативный. Ситуация может оказаться такой, что она не позволит объекту использовать полученную им информацию.

Пример действия ситуативного барьера — несоответствие между количеством передаваемой информации и временем, которым располагают участники инфовзаимодействия.

Ситуативный барьер не непреодолим, — есть и на этот случай соответствующие средства, и в первую очередь анализ ситуации с целью последующего активного использования ее особенностей.

2.1.3. Инфопотребности

Многосложный мир социальной деятельности порождает причудливое переплетение самых различных инфопотребностей, каждая из которых строго детерминирована конкретными реалиями. Поэтому каждая из инфопотребностей может быть рассмотрена как репрезентация, во-первых, тех или иных социальных целей, во-вторых, путей и средств их достижения. Удовлетворением инфопотребности является обретение не просто любой информации, а информации, отвечающей на возникающие в ходе деятельности вопросы и, следовательно, способной “покрыть” все точки неопределенности в процессе ее редукции.

Заключение

Информационная культура - это совокупность системных сведений об: а) основных методах представления и добывания знаний; б)умениях и навыках применять их на практике. Эти пункты реализуются с использованием современных информационных технологий (прежде всего, Интернета) для решения и постановке содержательных задач. Иными словами информационная культура - это культура обращения со знаниями, данными и информацией, которые сосредоточены на компьютерах сети Интернет.

Составной частью информационной культуры является компьютерная грамотность, теоретические знания и навыки работы (прежде всего, навигации при поиске информационных ресурсов в Интернете). Высокая информационная культура, как уже отмечалось, предполагает два основных качества: умение адекватно формализовать имеющие у человека знания и умения адекватно интерпретировать формализованные описания.

В конечном счете, информационная культура - есть умение соблюдать должное равновесие между формализуемой и не формализуемой составляющими человеческого знания. Отсутствие информационной культуры может послужить причиной нарушения и даже разрушения подобного равновесия, что, в конечном счете, чревато деформациями как индивидуального так общественного сознания. Мы определили предмет и содержание информационной культуры.

С учетом рассмотренного определения необходимо разработать определены системные требования к подготовке специалистов практически всех отраслей социально-культурной сферы (библиотекарей, музееведов, социальных и информационных работников и др.). На наш взгляд, компьютерное обучение в комплексе с культурологическими и другими дисциплинами дает возможность указанным специалистам выступать в качестве проводников национальной культуры вообще и компьютерной культуры в частности.

Любой пользователь, не имеющий опыта работы с современными информационными технологиями Интернета, испытывает определенные трудности при добывании знаний с их помощью.

Поэтому возникает необходимость в наличии профессионально подготовленных информационных посредников, выполняющих в информационных системах функций, во многом аналогичных функциям библиографов-консультантов при библиотечных каталогах и других традиционных способах поиска информации в библиотечных, музейных, архивных и других документоведческих структурах. Кроме выше названных традиционных методов поиска, эти посредники должны уметь работать с информацией, размещенной на Web-серверах Интернета. Информационная культура принадлежит национальной культуре и одновременно является приобретением международного опыта. Поэтому, информационная культура - это самостоятельный элемент национальной культуры. Она развивается по своим законам и требует соответствующего финансирования и государственной поддержки.

Только люди с высокой информационной культурой способны осуществить точный учет природных, людских, экологических и других ресурсов, что позволяет повысить оперативность и эффективность управленческих решений во всех сферах жизнедеятельности нашей страны. Наряду с другими факторами это способствует процветанию России.

Список литературы

Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998

Антонова С. Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования. // Высшее образование в России – 1994 - №1 – с. 82 -87.

Арестова О. Н., Глухарева А. В. Индивидуальные особенности поведения в ситуации хронического неуспеха при работе с компьютером. // Вестник Московского университета - 1996 – серия 14 Психология - №1.

Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Взаимодействие человека с компьютером. //Психологический журнал – том 19 - №1 – 1998 – с. 89-100.

Батурин Ю.М. Право и политика в компьютерном круге. М.,1987

Богачев И. С.Основы работы в Internet- // ИИСС-Курсовая работа по производственной практике -. Красноярск-1998г.

Бодкер С. Взаимодействие с компьютером с позиции теории деятельности. // Психологический журнал – том 14 - №4 – 1993 – с. 71-81.

Бодров В. А., Обознов А. А., Турзин П. С. Информационный стресс в операторской деятельности. //Психологический журнал – 1998 – том19 - №5 – с. 38-54.

Вопр. философии,1997, № 5

Герасименко В. А. Обеспечение информационной безопасности как составная часть информационных проблем современного общества. //Безопасность информационных технологий. – 1998 - №2 – с. 41-50.

Заболотский В. Л., Юсупов Р. М. Проблемы информатизации общества. // Проблемы информатизации – 1994 – №1/2 – с. 23-33.

Информатика и культура: сборник научных трудов. / Отв. Ред. И. С. Ладенко – Новосибирск “Наука” - 1990 – 232с.

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997

Культурология: Учебник для студентов технических вузов. – М.: Высшая школа, 1998 – 511 с.

Лем С. Собр. соч. М., 1995, т.10

Ленке Х. Размышления о современной технике. М., 1996

Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. Ростов-на-Дону-1999.

Ортега-и-Гассет. Избр. труды. М., 1997

Петрунин. Ю. Ю. Искусственный интеллект как феномен современной культуры. //вестник московского университета – 1994 – серия 7 философия – 32 – с. 28-34.

Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985

Пиччеи А. Человеческие качества. М., 1985

Раздумья о будущем. М., 1987

Решеткина С. Ю. Человеческие факторы в поисках информатизации. //Проблемы информатизации. – 1991 - №4 – с. 32-39.

Симоненко В. Б. От индустриального – к информационному обществу. //Социально-психологический журнал – 1995 - №4 - с. 208-218.

Суханов А. П. Информация и прогресс. – Новосибирск: наука, 1988 – (серия “Наука и технический прогресс”).

Сухина В. Ф. Человек в мире информатики – М.: радио и связь, 1992 – 112 с.

Тихомиров О. К. информационный век и теория Л. С. Выготского. //психологический журнал – 1993 – том 14 - №1.

Томсон Дж. Предвидимое будущее.

Чернокозов А. И. История мировой культуры. (краткий курс) Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1997 – с. 260-278.

http://ihtik.lib.ru/philsoph/ihtik_2650.dochttp://pharmony.samara.ru/

http://v-zhilkin.narod.ru/articles/1.htmlhttp://www.ala.org/aasl/ip_nine.html

http://www.avpu.ru/proect/sbornik2004/sod.htm

http://www.edc.samara.ru/

http://www.edc.samara.ru/~infcult/infcult.htmhttp://www.fact.ru/

http://www.iatp.kharkov.ua/sites/ac/ru1_th.htm·

http://www.mgopu.ru/PVU/journals/pi/2000-2.dochttp://www.nlr.ru/

http://www.tstu.ru/pdf/eleclib/2002/informat/abaluev.pdfhttp://www.uic.ssu.samara.ru/

http://www.uic.ssu.samara.ru/~infcult/

 


[1] Ортега-и-Гассет. Избр. труды. М., 1997

[2] Лем С. Собр. соч. М., 1995, т.10

[3] Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. Ростов-на-Дону-1999.

 

[4] Вопр. философии,1997, № 5

[5] Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985

[6] Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985

[7] Вопр. философии, 1997,№ 5

[8] Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998

[9] Раздумья о будущем. М., 1987

[10] Ленке Х. Размышления о современной технике. М., 1996

[11] Пиччеи А. Человеческие качества. М., 1985

[12] Батурин Ю.М. Право и политика в компьютерном круге. М.,1987

[13] Томсон Дж. Предвидимое будущее ..

[14] Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997

[15] http://www.uic.ssu.samara.ru/~infcult/

[16] http://www.uic.ssu.samara.ru/

[17] http://pharmony.samara.ru/

[18] http://www.edc.samara.ru/

[19] http://www.ala.org/aasl/ip_nine.html


Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека

Реферат выполнили: студенты II курса, 423-2 группы, Деревянных Б.А. и Бельская Е.А.

Министерство культуры и образования РФ

Восточно-Сибирская Государственная академия культуры и искусств

Факультет менеджмента информационных технологий

Кафедра управления информационными ресурсами и системами

Улан-Удэ

2004

Введение

Наша жизнь постоянно изменяется и наполняется новыми технологиями. Сейчас вы не найдете ни одного человека, который не использовал бы их для облегчения своей работы, развлечений, обучения и т.д. Но каждый человек, живущий в век информационных технологий должен владеть информационной культурой. Актуальность проблемы изучения информационного поведения пользователей определяется несколькими моментами.

Во-первых, в последние годы во всем мире произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. В широком социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как информационное общество, информатизация, информационное образование и др. Проблема формирования информационной культуры личности и изучение специфики информационного поведения, как отдельных людей, так и социальных групп, в этих условиях приобретает особое значение.

Во-вторых, понятие информационной культуры в настоящее время достаточно четко оформлено институционально. При Международной Академии Информатизации (МАИ) существует Отделение информационной культуры. Под эгидой этой организации с 1998 г. проводятся международные научные конференции по проблемам информационной культуры. Проблемы изучения информационного поведения личности освещаются в материалах Международной школы социологии науки и техники. В ряде университетов культуры (например, в Краснодарском) созданы кафедры информационной культуры. Существует также ряд учебных программ для средних и высших учебных заведений по курсу "Основы информационной культуры".

В-третьих, эту проблему можно назвать визитной карточкой информационных факультетов любого ВУЗа, поскольку практически на каждой кафедре есть специалисты, занимающиеся вопросами формирования информационной культуры различных категорий читателей (применительно к детскому чтению, досуговому чтению взрослых, профессиональному чтению специалистов и т.д.).

Все перечисленное дает основание считать рассматриваемое направление официально признанным.

Глава 1

Дата: 2019-07-30, просмотров: 158.