В определении договора аренды транспортного средства нет специальных указаний на статус сторон. Таким образом, по общему правилу, как арендодателем, так и арендатором могут быть все субъекты гражданского права. Ими могут выступать юридические и физические лица, в том числе не зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица.
Однако нельзя забывать, что транспортное средство, а в ряде случаев и осуществляемая с его эксплуатацией деятельность (например, перевозка токсичного топлива) характеризуются повышенной опасностью. В таких случаях стороны по договору управления транспортным средством и технически эксплуатирующие его, должны отвечать ряду публично- правовых требований (в части лицензирования, сертификации и аттестации, статуса эксплуатанта), содержащихся в специальном законодательстве. Если иное не предусмотрено договором, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (ст. 638, 647 ГК РФ, ст. 202, 215 КТМ). Как видим, эта норма является исключением из общего правила о необходимости согласия арендодателя на сдачу имущества в субаренду (п.2 ст.615 ГК РФ)[27].
Условия субаренды транспортного средства предопределены договором его аренды. В частности, срок субаренды не должен превышать срока аренды. Пользование арендованным транспортным средством должно осуществляться только в соответствии с его назначением, определенным в договоре аренды. Если использование транспортного средства по договору аренды ограничено географически определенным регионом, то субарендатор не вправе вывести транспортное средство за пределы этого региона. Наконец, договор субаренды должен повторять договор аренды в таком вопросе, как наличие (отсутствие) экипажа.
Предмет договора – транспортное средство любого вида транспорта (гужевого, железнодорожного, автомобильного, воздушного, внутреннего водного, морского и космического), способное к перемещению в пространстве. Сюда относятся автомобили (грузовые, легковые, автобусы и т.д.), локомотивы, морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания, лодки, яхты, катера, паромы, гужевой транспорт.
В литературе иногда указывается, что велосипед или конная повозка не могут быть предметом договора аренды транспортного средства вследствие того, что принципы, заложенные в ст.640 и 648 ГК РФ об ответственности за вред, причиненный транспортным средством, совпадают с принципами за вред, причиненный источником повышенной опасности, закрепленными в ст.1079 ГК РФ. Однако, по мнению А.П.Сергеева, во-первых, в названных ст.640 и 648 ГК РФ идет ссылка в целом на гл.59 ГК РФ, а не только к ст. 1079 ГК РФ. Во-вторых, в приведенном рассуждении, на его взгляд, факультативный признак превращен в необходимый. Не транспортное средство может быть предметом договора аренды транспортного средства в силу того, что является источником повышенной опасности, а источник повышенной опасности может быть предметом договора аренды транспортного средства, если представляет собой транспортное средство, - считает Сергеев А.П.[28]
Трубопроводный транспорт не может быть предметом аренды транспортного средства, так как в пространстве перемещается не он, а груз. Его аренда считается арендой сооружения. Транспортное средство не обязательно должно быть самоходным, но в любом случае должно быть способно управляться людьми. Так, буксируемое морское судно (ст.7 КТМ РФ[29]) не теряет способности быть предметом договора аренды по правилам §3 гл.34 ГК РФ.
В предмет договора аренды транспортного средства с экипажем, помимо самого транспортного средства, входят услуги по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. К ним относятся такие действия, как вождение, пилотирование, навигационные услуги связи, замена деталей, регулировка механизмов, контроль за прибором, иные регламентные работы, управление работниками и машинами в целях выполнения указаний арендатора. Конкретный перечень услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации зависит от вида и состояния транспортного средства. Естественно, формулировка «аренда транспортного средства с экипажем» не позволяет включить экипаж в предмет аренды. В данном случае термин «аренда с экипажем» должен рассматриваться не более как синоним понятию «аренда с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации». Индивидуализация предмета аренды происходит путем указания на его марку, тип, модель, регистрационный номер, в некоторых случаях – еще на собственное имя и флаг (обычно для судов).
Арендная плата (фрахт) обычно исчисляется из какой-либо периодической (суточной, месячной и т. д.) ставки за соответствующее транспортное средство. Уровень ставки арендной платы определяется, как правило, с учетом конъюнктуры на рынке, района и продолжительности эксплуатации транспортного средства. Эффективность и прибыльность эксплуатации (например, по количеству перевезенного груза) обычно не отражается на размере арендной платы, хотя иное может быть указано в соглашении сторон, исходя из принципа свободы договора и общих норм о договоре аренды (ст.421, 614 ГК РФ)[30].
Правилами о договоре аренды транспортного средства предусмотрено предоставление имущества и услуг экипажа (или только имущества) на определенный срок. Срок договора аренды транспортного средства не является его существенным условием, если иное не указано в транспортных уставах и кодексах (например, согласно ст.200 КТМ срок подлежит обязательному указанию в тайм-чартере[31]). Предельные сроки для данного договора законом не установлены. Период времени обычно обозначается в виде календарного промежутка или времени, необходимого для достижения арендатором определенной цели (например, производство поисковых и спасательных работ в акватории). Согласно ст.632, 642 ГК РФ правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок при отсутствии возражений арендодателя, а также преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок к аренде данного имущества не применяются. Для сохранения арендных отношений арендатор всякий раз должен будет заключать новые договоры аренды на общих основаниях. Данное исключение из общего правила ст.621 ГК РФ вызвано, пожалуй, тем, что обычно в роли арендодателя транспортных средств выступают коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, для которых важна не столько стабильность отношений с конкретным арендатором, сколько исследование изменяющейся конъюнктуре цен на рынке и сезонному спросу на транспортные средства. По-видимому, данный интерес признан законодателем вполне резонным.
Для договоров данного вида имущества предусмотрена письменная форма независимо от срока их действия и субъектного состава (Приложение №1). Видимо, это связано с обычно высокой технической сложностью и повышенной стоимостью транспортных средств. Виды такой письменной формы в ст.633, 643 ГК РФ не ограничены. Следовательно, он может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Для заключения договора аренды на морском, внутреннем, водном и воздушном транспорте, как правило, хотя и не обязательно, используются стандартные топографически отпечатанные проформы («Беркон – 2001», «Балтайм» и проч.)[32]
Письменная форма считается также соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ, т.е. если арендодатель, получив в срок, установленный для ее акцепта, предоставит транспортное средство — совершит акцепт путем конклюдентных действий. При этом оферта должна быть совершена в письменной форме и содержать все существенные условия договора.
Статьи 633, 643 ГК РФ не содержат указания на такое последствие несоблюдения письменной формы, как признание его недействительным. Таким образом, несоблюдение письменной формы влечет последствия, предусмотренные ст. 162 ГК РФ[33], т. е. лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
Несмотря на то что такие объекты аренды, как воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, относятся согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам, законодатель не связывает стороны с обязанностью зарегистрировать этот договор в органах государственной власти. Более того, к такому договору не применяются правила о регистрации договора аренды, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК РФ, что связано, по-видимому, с повышенной мобильностью этих объектов и, как следствие, отсутствием возможности защищать права собственников путем регистрации договора.
Содержание и прекращение договора аренды транспортных средств
Обязанности арендодателя по договору аренды транспортного средства с экипажем имеют следующую специфику.
Во-первых, арендодатель обязан предоставить арендатору транспортное средство в состоянии, пригодном для его немедленной эксплуатации по назначению в соответствии с условиями договора, и укомплектовать транспортное средство экипажем. В частности, в п. 1 ст. 203 КТМ установлено, что судовладелец обязан вести судно в мореходное состояние к моменту подачи его фрахтователю, т. е. принять меры по обеспечению годности (его корпуса, двигателя и оборудования), по его укомплектованию экипажем и надлежащему снаряжению[34]. Состав экипажа и его квалификация должны отвечать необходимым законам (например, правилам гл. V КВВТ — для экипажа внутреннего водного транспорта[35]), стандартам и (или) условиям договора, а также требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.
Эта обязанность должна быть исполнена в срок, установленный договором, либо в разумный срок. При ее неисполнении арендатор вправе истребовать от арендодателя данное транспортное средство и возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо возмещения убытков, причиненных его неисполнением (п. 3 ст. 611 ГК РФ).
Во-вторых, в течение всего срока аренды арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние транспортного средства, предоставляя все необходимые материалы и принадлежности и заменяя изношенные части и механизмы, проводя текущий и капитальный ремонт (ст. 634 ГК РФ).
Текущий ремонт - это работы по систематическому и своевременному предохранению имущества от преждевременного износа и поддержанию его в рабочем состоянии.
Капитальный ремонт - это работы, при которых производится полная разборка агрегата (автотранспортного средства), ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление изношенных деталей и узлов на новые, сборка, регулирование и испытание агрегатов.
Данная обязанность, кстати, императивно закрепленная в законе, соответствует сущности самого договора, ведь арендодатель принимает на себя заботу по технической эксплуатации транспортного средства. В объем обязанности по поддержанию надлежащего состояния транспортного средства с некоторой долей условности можно также включить осуществление необходимых разрешительных процедур в контролирующих органах. При неисполнении рассматриваемой обязанности арендатор имеет право по своему выбору произвести ремонт и взыскать с арендодателя его стоимость или зачесть ее в счет арендной платы, или потребовать соответственно уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков.
В-третьих, арендодатель обязан оказать арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, которые должны обеспечить его нормальное и безопасное использование (ст. 636 ГК РФ). При этом члены экипажа являются работниками арендодателя и в любом случае подчиняются его распоряжениям, даваемым во исполнение данной обязанности (на это указано, например, в ст. 206 КТМ). Расходы на содержание экипажа (заработная плата, провиант, питьевая вода, спецодежда, консульские сборы) соответственно также лежат на арендодателе, если иное не предусмотрено договором.
В-четвертых, арендодатель обязан следовать указаниям арендатора, даваемым в целях коммерческой эксплуатации транспортного средства. При аренде транспортных средств обязанности и расходы, связанные с их ремонтом, стороны договора не могут произвольно распределять между собой. В этом вопросе они должны руководствоваться нормами ГК РФ.
Операции, связанные с технической и коммерческой эксплуатацией транспортных средств, их управлением, текущим и капитальным ремонтом, подлежат отражению в бухгалтерском и налоговом учете у той стороны, у которой в соответствии с законом или договором возникает обязанность по их оплате.
Техническая эксплуатация - это комплекс работ по техническому обслуживанию транспортных средств. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" техническое обслуживание и ремонт транспортных средств производятся в целях их содержания в исправном состоянии и должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Нормы и правила технического обслуживания транспортных средств определяются заводами-изготовителями. К услугам по техническому обслуживанию, в частности, могут быть отнесены работы по регулировке фар, тормозной системы, рулевого управления, системы зажигания, сцепления автотранспортного средства, электротехнические, контрольно-диагностические работы и др.
Коммерческая эксплуатация — это деятельность, прямо или косвенно направленная на получение арендатором доходов путем использования транспортного средства и не обремененная при этом заботами об обеспечении его технической исправности.
В литературе справедливо отмечается, что коммерческую эксплуатацию транспортного средства следует отличать от предпринимательской деятельности в смысле ст. 2 ГК РФ. То, что арендатор решает вопросы коммерческой эксплуатации транспортного средства, не означает, что он должен иметь статус предпринимателя. Вполне возможна аренда транспортного средства в научно-исследовательских целях, регулируемая при этом правилами § 3 гл. 34 ГК РФ[36].
Другими словами, вопросы рентабельности эксплуатации транспортного средства ложатся на арендатора, а вопросы технического использования — на арендодателя. И не имеет значения, как арендуется транспортное средство - с экипажем или без экипажа (ст. ст. 636 и 646 ГК РФ).
К коммерческой эксплуатации относятся, например, рассмотрение и одобрение способа размещения груза, его загрузки и выгрузки, контроль за рациональным использованием времени при этом, выбор оптимального маршрута следования транспортного средства, времени и места выезда и стоянки, переговоры с контрагентами, портовыми, таможенными, службами. Возможность давать подобные указания арендатором является одним из отличий договора аренды транспортного средства с экипажем от договора перевозки, в рамках которого перевозчик сам осуществляет коммерческую эксплуатацию транспортного средства. Если указания арендатора невозможно исполнить вследствие требований безопасной эксплуатации транспортного средства, работники арендодателя вправе их не выполнять.
В-пятых, арендодатель обязан нести ответственность за вред, причиненный третьим лицам, арендованным транспортным средством, его механизмами, оборудованием. Возложение такой обязанности, кстати, императивной по своему характеру, на арендодателя обосновывается тем, что именно он управляет транспортным средством. Освобождение от ответственности либо уменьшение ее размера возможно лишь при возникновении вреда вследствие непреодолимой силы или умысла либо грубой неосторожности потерпевшего. Следовательно, даже если вред возник по вине арендатора, ответственность несет арендодатель. В то же время арендодатель вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возврате сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред причинен по вине арендатора (ст. 640 ГК РФ). В данном случае закон устанавливает исключение из общего правила п.2 ст. 1064 ГК РФ, согласно которому вина причинителя вреда презюмируется.
В-шестых, именно арендодатель, если иное не предусмотрено договором, обязан за свой счет страховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен в связи с его эксплуатацией в случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона (например, в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)[37] или договора (ст. 637 ГК РФ).
При аренде транспортного средства с экипажем расходы, связанные со страхованием, несет арендодатель (ст. 637 ГК РФ), а при аренде без экипажа - арендатор (ст. 646 ГК РФ). Однако стороны вправе установить в договоре иные условия при распределении расходов на страхование.
Например, если организация берет напрокат имущество у специализированной организации, которая в качестве постоянной предпринимательской деятельности сдает в аренду имущество, то в договоре должно быть предусмотрено, что арендатор использует имущество в предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 626 ГК РФ). Капитальный и текущий ремонт имущества, арендованного по договору проката, является согласно п. 1 ст. 631 ГК РФ обязанностью арендодателя.
Обязанности арендатора по договору аренды транспортного средства с экипажем характеризуются следующими чертами. Арендатор обязан:
- использовать транспортное средство в соответствии с условиями договора и назначением транспортного средства;
- временно вносить арендную плату (фрахт). Осуществление этой обязанности не поставлено в зависимость от эффективности использования транспортного средства более того, даже когда пригодное транспортное средство непроизводительно простаивает, арендатор обязан вносить арендную плату. Причем при просрочке уплаты арендной платы свыше 14 дней в торговом мореплавании и 15 дней - во внутреннем водном плавании арендодатель имеет право в одностороннем порядке отказаться от договора без предварительного предупреждения арендатора, изъять судно и взыскать с арендатора убытки, причиненные просрочкой (ст. 208 КТМ[38], ст. 65 КВВТ[39]). Это является исключением из общего правила ст. 619 ГК РФ о том, что арендодатель должен предварительно предупредить арендатора о намерении расторгнуть договор, которое будет производиться только при невнесении арендной платы более двух раз подряд и только в судебном порядке;
- нести pacxoды, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов, если иное не предусмотрено договором (ст.636 ГК РФ). Нередко организации заключают с работниками договоры по аренде принадлежащих им транспортных средств (с экипажем или без экипажа). Данную ситуацию следует отличать от той, когда сотрудник в рамках трудовых обязанностей использует личный автотранспорт для служебных поездок. В аналогичном порядке организация имеет право использовать и иное имущество работников: компьютеры, принтеры, технические средства и материалы (ст. 188 ТК РФ). В данном случае отношения организации-работодателя и работника, связанные с эксплуатацией его имущества, регулируются не договором аренды, а трудовым договором и (или) отдельным соглашением. На основании ст. 188 ТК РФ работодатель выплачивает работнику компенсацию за использование и износ его имущества, а также возмещает расходы, связанные с эксплуатацией этого имущества;
- возместить арендодателю убытки, вызванные гибелью или повреждением транспортного средства, если арендодатель докажет, что он произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды. В тоже время риск случайной гибели или повреждения транспортного средства лежит на арендодателе, если иное не предусмотрено договором (ст. 639 ГК РФ).
- по истечении обусловленного срока вернуть транспортное средство. Для некоторых видов транспорта, учитывая их особенности, в практике делового оборота устанавливается дополнительное, льготное время для возврата. Например, в связи с трудностями возврата судна в последний день из-за возможных задержек в последнем рейсе к основному сроку возврата судна добавляется дополнительное время (марджин). Оплата пользования судном в этот период производится по рыночной ставке фрахта, если она больше размера арендной платы (ст. 204 КТМ). Кроме того, в этом случае арендодатель вправе потребовать возмещения убытков.
Что касается содержания договора аренды транспортного средства экипажа, то основные обязанности арендодателя, перечисленные выше, применительно к договору аренды транспортного средства с экипажем переложены на арендатора.
Прекращение договора аренды транспортного средства в целом подчиняется общим правилам о договоре аренды.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 182.