Глава I. Общая характеристика договора аренды транспортных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

Глава 1. Общая характеристика договора аренды транспортных средств

1.1 Понятие договора аренды транспортных средств

1.2 Элементы договора аренды транспортных средств

1.3 Содержание и прекращение договора аренды транспортных средств

Глава 2. Правовая характеристика отдельных видов договоров аренды транспортных средств

2.1 Аренда транспортных средств с экипажем: понятие, существенные условия

2.2 Аренда транспортных средств без экипажа: понятие, существенные условия

Заключение

Библиография

Приложение

 



Введение

 

Аренда транспортных средств представляет собой один из видов договора имущественного найма (аренды). Основанием для выделения этого вида аренды послужила надобность в принятии ряда специальных правовых норм, в которых учитывалась бы специфика временного предоставления за плату во владение и пользование определенного имущества, а именно - транспортного средства. Под транспортным средством понимается техническое устройство, способное к перемещению в пространстве и используемое для достижения целей, стоящих перед транспортом соответствующего вида. Предоставление транспортного средства может сопровождаться также оказанием услуг по управлению им и по его технической эксплуатации. В зависимости от этого аренда транспортных средств разделяется на две разновидности - аренда транспортного средства с экипажем и аренда транспортного средства без экипажа.

Как следует из формулировок статей 632, 642 Гражданского кодекса РФ[1] (далее –ГК РФ) договоры аренды транспортных средств являются реальными (в отличие от классической аренды). Однако, текст ст. 198, 211 Кодекса торгового мореплавания РФ[2] (далее - КТМ РФ) позволяет заключить, что тайм- чартер и бербоут – чартер являются консенсуальными договорами, что говорит о нечеткости законодательных формулировок и необходимости их совершенствования с целью единообразного толкования и применения.

Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена необходимостью совершенствования законодательства в сфере заключения и исполнения договоров различных видов аренды транспортных средств.

Цель дипломной работы – исследование теоретических и практических проблем при заключении и исполнении конкретных видов аренды транспортных средств.

Исходя из поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

- проанализировать понятие договора аренды транспортных средств;

- выявить основные элементы договора аренды транспортных средств;

- исследовать содержание и прекращение договора аренды транспортных средств;

- провести сравнительно-правовой анализ договора аренды транспортных средств с договорами перевозки, экспедиции, проката;

- выявить особенности предмета, существенных условий и иных отличительных признаков договора аренды транспортных средств с экипажем;

- проанализировать существенные условия и особенности заключения и исполнения договоров аренды транспортных средств без экипажа.

Объектом исследования являются общественные отношения, направленные на регулирование отношений по договорам различных видов аренды транспортных средств.

Предмет исследования – понятие и особенности отдельных видов транспортных средств.

В дипломной работе применялся диалектический, структурный и сравнительно-правовой методы, формально-юридический анализ и другие.

Хотелось бы отметить, что до сих пор не было произведено системного анализа проблем, возникающих при заключении и исполнении договоров аренды транспортных средств. Это указывает на недостаточную разработанность проблемы. Следовательно, назрела необходимость в проведении широких исследований в указанной сфере. Проводимые в дипломной работе исследования могут оказаться полезными для специалистов при разрешении изложенной проблемы.

Положения дипломной работы основаны на материалах судебной практики, а также на нормах следующих правовых актов: Гражданского Кодекса РФ[3], Кодекса торгового мореплавания РФ[4], Воздушного кодекса Российской Федерации[5], Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации[6], Транспортного устава железных дорог Российской Федерации[7], приказов Министерства транспорта «Об утверждении Правил государственной регистрации судов»[8] и «Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах»[9], Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой"[10] и других.

Научная новизна данной дипломной работы состоит в глубоком анализе теоретических проблем договора аренды транспортных средств, внесении конкретных предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере.

 



Содержание и прекращение договора аренды транспортных средств

 

Обязанности арендодателя по договору аренды транспортного средства с экипажем имеют следующую специфику.

Во-первых, арендодатель обязан предоставить арендатору транспортное средство в состоянии, пригодном для его немедленной эксплуатации по назначению в соответствии с условиями договора, и укомплектовать транспортное средство экипажем. В частности, в п. 1 ст. 203 КТМ установлено, что судовладелец обязан вести судно в мореходное состояние к моменту подачи его фрахтователю, т. е. принять меры по обеспечению годности (его корпуса, двигателя и оборудования), по его укомплектованию экипажем и надлежащему снаряжению[34]. Состав экипажа и его квалификация должны отвечать необходимым законам (например, правилам гл. V КВВТ — для экипажа внутреннего водного транспорта[35]), стандартам и (или) условиям договора, а также требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.

Эта обязанность должна быть исполнена в срок, установленный договором, либо в разумный срок. При ее неисполнении арендатор вправе истребовать от арендодателя данное транспортное средство и возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо возмещения убытков, причиненных его неисполнением (п. 3 ст. 611 ГК РФ).

Во-вторых, в течение всего срока аренды арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние транспортного средства, предоставляя все необходимые материалы и принадлежности и заменяя изношенные части и механизмы, проводя текущий и капитальный ремонт (ст. 634 ГК РФ).

Текущий ремонт - это работы по систематическому и своевременному предохранению имущества от преждевременного износа и поддержанию его в рабочем состоянии.

Капитальный ремонт - это работы, при которых производится полная разборка агрегата (автотранспортного средства), ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление изношенных деталей и узлов на новые, сборка, регулирование и испытание агрегатов.

Данная обязанность, кстати, императивно закрепленная в законе, соответствует сущности самого договора, ведь арендодатель принимает на себя заботу по технической эксплуатации транспортного средства. В объем обязанности по поддержанию надлежащего состояния транспортного средства с некоторой долей условности можно также включить осуществление необходимых разрешительных процедур в контролирующих органах. При неисполнении рассматриваемой обязанности арендатор имеет право по своему выбору произвести ремонт и взыскать с арендодателя его стоимость или зачесть ее в счет арендной платы, или потребовать соответственно уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков.

В-третьих, арендодатель обязан оказать арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, которые должны обеспечить его нормальное и безопасное использование (ст. 636 ГК РФ). При этом члены экипажа являются работниками арендодателя и в любом случае подчиняются его распоряжениям, даваемым во исполнение данной обязанности (на это указано, например, в ст. 206 КТМ). Расходы на содержание экипажа (заработная плата, провиант, питьевая вода, спецодежда, консульские сборы) соответственно также лежат на арендодателе, если иное не предусмотрено договором.

В-четвертых, арендодатель обязан следовать указаниям арендатора, даваемым в целях коммерческой эксплуатации транспортного средства. При аренде транспортных средств обязанности и расходы, связанные с их ремонтом, стороны договора не могут произвольно распределять между собой. В этом вопросе они должны руководствоваться нормами ГК РФ.

Операции, связанные с технической и коммерческой эксплуатацией транспортных средств, их управлением, текущим и капитальным ремонтом, подлежат отражению в бухгалтерском и налоговом учете у той стороны, у которой в соответствии с законом или договором возникает обязанность по их оплате.

Техническая эксплуатация - это комплекс работ по техническому обслуживанию транспортных средств. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" техническое обслуживание и ремонт транспортных средств производятся в целях их содержания в исправном состоянии и должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Нормы и правила технического обслуживания транспортных средств определяются заводами-изготовителями. К услугам по техническому обслуживанию, в частности, могут быть отнесены работы по регулировке фар, тормозной системы, рулевого управления, системы зажигания, сцепления автотранспортного средства, электротехнические, контрольно-диагностические работы и др.

Коммерческая эксплуатация — это деятельность, прямо или косвенно направленная на получение арендатором доходов путем использования транспортного средства и не обремененная при этом заботами об обеспечении его технической исправности.

В литературе справедливо отмечается, что коммерческую эксплуатацию транспортного средства следует отличать от предпринимательской деятельности в смысле ст. 2 ГК РФ. То, что арендатор решает вопросы коммерческой эксплуатации транспортного средства, не означает, что он должен иметь статус предпринимателя. Вполне возможна аренда транспортного средства в научно-исследовательских целях, регулируемая при этом правилами § 3 гл. 34 ГК РФ[36].

Другими словами, вопросы рентабельности эксплуатации транспортного средства ложатся на арендатора, а вопросы технического использования — на арендодателя. И не имеет значения, как арендуется транспортное средство - с экипажем или без экипажа (ст. ст. 636 и 646 ГК РФ).

К коммерческой эксплуатации относятся, например, рассмотрение и одобрение способа размещения груза, его загрузки и выгрузки, контроль за рациональным использованием времени при этом, выбор оптимального маршрута следования транспортного средства, времени и места выезда и стоянки, переговоры с контрагентами, портовыми, таможенными, службами. Возможность давать подобные указания арендатором является одним из отличий договора аренды транспортного средства с экипажем от договора перевозки, в рамках которого перевозчик сам осуществляет коммерческую эксплуатацию транспортного средства. Если указания арендатора невозможно исполнить вследствие требований безопасной эксплуатации транспортного средства, работники арендодателя вправе их не выполнять.

В-пятых, арендодатель обязан нести ответственность за вред, причиненный третьим лицам, арендованным транспортным средством, его механизмами, оборудованием. Возложение такой обязанности, кстати, императивной по своему характеру, на арендодателя обосновывается тем, что именно он управляет транспортным средством. Освобождение от ответственности либо уменьшение ее размера возможно лишь при возникновении вреда вследствие непреодолимой силы или умысла либо грубой неосторожности потерпевшего. Следовательно, даже если вред возник по вине арендатора, ответственность несет арендодатель. В то же время арендодатель вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возврате сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред причинен по вине арендатора (ст. 640 ГК РФ). В данном случае закон устанавливает исключение из общего правила п.2 ст. 1064 ГК РФ, согласно которому вина причинителя вреда презюмируется.

В-шестых, именно арендодатель, если иное не предусмотрено договором, обязан за свой счет страховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен в связи с его эксплуатацией в случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона (например, в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)[37] или договора (ст. 637 ГК РФ).

При аренде транспортного средства с экипажем расходы, связанные со страхованием, несет арендодатель (ст. 637 ГК РФ), а при аренде без экипажа - арендатор (ст. 646 ГК РФ). Однако стороны вправе установить в договоре иные условия при распределении расходов на страхование.

Например, если организация берет напрокат имущество у специализированной организации, которая в качестве постоянной предпринимательской деятельности сдает в аренду имущество, то в договоре должно быть предусмотрено, что арендатор использует имущество в предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 626 ГК РФ). Капитальный и текущий ремонт имущества, арендованного по договору проката, является согласно п. 1 ст. 631 ГК РФ обязанностью арендодателя.

Обязанности арендатора по договору аренды транспортного средства с экипажем характеризуются следующими чертами. Арендатор обязан:

- использовать транспортное средство в соответствии с условиями договора и назначением транспортного средства;

- временно вносить арендную плату (фрахт). Осуществление этой обязанности не поставлено в зависимость от эффективности использования транспортного средства более того, даже когда пригодное транспортное средство непроизводительно простаивает, арендатор обязан вносить арендную плату. Причем при просрочке уплаты арендной платы свыше 14 дней в торговом мореплавании и 15 дней - во внутреннем водном плавании арендодатель имеет право в одностороннем порядке отказаться от договора без предварительного предупреждения арендатора, изъять судно и взыскать с арендатора убытки, причиненные просрочкой (ст. 208 КТМ[38], ст. 65 КВВТ[39]). Это является исключением из общего правила ст. 619 ГК РФ о том, что арендодатель должен предварительно предупредить арендатора о намерении расторгнуть договор, которое будет производиться только при невнесении арендной платы более двух раз подряд и только в судебном порядке;

- нести pacxoды, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов, если иное не предусмотрено договором (ст.636 ГК РФ). Нередко организации заключают с работниками договоры по аренде принадлежащих им транспортных средств (с экипажем или без экипажа). Данную ситуацию следует отличать от той, когда сотрудник в рамках трудовых обязанностей использует личный автотранспорт для служебных поездок. В аналогичном порядке организация имеет право использовать и иное имущество работников: компьютеры, принтеры, технические средства и материалы (ст. 188 ТК РФ). В данном случае отношения организации-работодателя и работника, связанные с эксплуатацией его имущества, регулируются не договором аренды, а трудовым договором и (или) отдельным соглашением. На основании ст. 188 ТК РФ работодатель выплачивает работнику компенсацию за использование и износ его имущества, а также возмещает расходы, связанные с эксплуатацией этого имущества;

- возместить арендодателю убытки, вызванные гибелью или повреждением транспортного средства, если арендодатель докажет, что он произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды. В тоже время риск случайной гибели или повреждения транспортного средства лежит на арендодателе, если иное не предусмотрено договором (ст. 639 ГК РФ).

- по истечении обусловленного срока вернуть транспортное средство. Для некоторых видов транспорта, учитывая их особенности, в практике делового оборота устанавливается дополнительное, льготное время для возврата. Например, в связи с трудностями возврата судна в последний день из-за возможных задержек в последнем рейсе к основному сроку возврата судна добавляется дополнительное время (марджин). Оплата пользования судном в этот период производится по рыночной ставке фрахта, если она больше размера арендной платы (ст. 204 КТМ). Кроме того, в этом случае арендодатель вправе потребовать возмещения убытков.

Что касается содержания договора аренды транспортного средства экипажа, то основные обязанности арендодателя, перечисленные выше, применительно к договору аренды транспортного средства с экипажем переложены на арендатора.

Прекращение договора аренды транспортного средства в целом подчиняется общим правилам о договоре аренды.

 



Заключение

 

В заключении проведенного исследования целесообразно сделать следующие выводы. Правовое регулирование договоров аренды транспортных средств имеет определенную специфику, которая заключается в том, что Гражданский кодекс закрепляет правомочие на установление иных, помимо указанных в ГК РФ особенностей аренды отдельных видов транспортных средств в транспортных уставах и кодексах.

Предметом договора аренды транспортного средства являются технические устройства, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и перемещающиеся в пространстве вместе с грузом или буксируемым объектом. Поэтому необходимо отметить, что аренда трубопроводного транспорта, также предназначенного для перемещения грузов в пространстве, считается арендой сооружения (недвижимого имущества, связанного с земельным участком), так как трубопроводный транспорт выполняет свои функции без перемещения в пространстве.

Следовательно, аренда железнодорожных транспортных средств вызывает обоснованные сомнения. Ведь во всех статьях, в которых идет речь об аренде вагонов, к ним применяются те же правила, что и к контейнерам, т. е. объектам, которые вообще нельзя отнести к числу транспортных средств. Смысл аренды транспортных средств (как с экипажем, так и без него) состоит в том, что ими управляет или арендодатель, или арендатор. Применительно к железнодорожным вагонам, в отличие от морских судов, такое управление технически неосуществимо. С учетом государственной монополии на железнодорожные перевозки представляется возможным сделать вывод о том, что договор аренды транспортных средств на железных дорогах невозможен.

Как следует из формулировок статей 632, 642 ГК РФ договоры аренды транспортных средств являются реальными (в отличие от классической аренды). Однако, текст ст. 198, 211 Кодекса торгового мореплавания РФ позволяет заключить, что тайм- чартер и бербоут – чартер являются консенсуальными договорами, что говорит о некотором противоречии законодательных формулировок и необходимости их совершенствования с целью единообразного толкования и применения.

При сопоставлении норм ст. 640 и 648 ГК, регламентирующих ответственность за вред, причиненный транспортным средством, взятым в аренду с экипажем или без экипажа, можно обнаружить, что принципы, заложенные в указанных нормах, совпадают с принципами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, закрепленными в ст. 1079 ГК. Вследствие этого аренда конной повозки должна относиться к обычной аренде движимой вещи, а не к аренде транспортного средства. По аналогичной причине нельзя признать предметом договора аренды транспортных средств, например, велосипед.

Следовательно, предметом договора аренды транспортных средств являются технические устройства:

а) использование которых возможно только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации профессионально подготовленным экипажем;

б) предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и способные к перемещению в пространстве вместе с ними;

в) обладающие свойствами источника повышенной опасности.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором, и в большинстве случаев арендная плата устанавливается в виде определенных в твердой сумме платежей, которые вносятся единовременно или периодически. Однако следует отметить: договором аренды может быть установлено, что в счет арендной платы арендатор передает арендодателю продукцию, товары, выполняет какие-либо работы или оказывает услуги. Стоимость продукции, работ и услуг засчитывается в счет арендной платы. Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, определенные договором, но не чаще одного раза в год. На это следует обратить особое внимание, так как практика свидетельствует о том, что норма, установленная законом, довольно часто нарушается. Следовательно, представляется необходимым установить ответственность за несоблюдение порядка изменения размера арендной платы с целью его предотвращения.

Кроме того, необходимо легально закрепить следующее положение с целью защиты прав арендатора: «В случае, если арендодатель передал имущество арендатору без документов, отсутствие которых исключает эксплуатацию объекта аренды, арендная плата взысканию не подлежит».

Закон регламентирует две разновидности договора аренды транспортного средства:

- аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации [договор аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на время)];

- аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (договор аренды транспортного средства без экипажа).

При аренде транспортного средства с экипажем расходы, связанные со страхованием, несет арендодатель (ст. 637 ГК РФ), а при аренде без экипажа - арендатор (ст. 646 ГК РФ). Однако стороны вправе установить в договоре иные условия при распределении расходов на страхование[55].

Нередко организации арендуют автомобили у физических лиц, причем в большинстве случаев эти физические лица являются работниками организации-арендатора. При заключении договора аренды транспортного средства работник передает принадлежащее ему транспортное средство своей организации во временное владение на платной основе и сам его не использует в течение срока аренды. Организация имеет право допустить к управлению арендованным транспортным средством как собственника, то есть арендодателя, так и любое другое лицо, имеющее необходимую квалификацию.

Арендатор в ходе использования арендованного имущества может производить отделимые улучшения, например установка сигнализации на автомобиль, которые в соответствии с п. 1 ст. 623 ГК РФ являются его собственностью, если в договоре аренды не предусмотрено иное. По окончании договора аренды транспортное средство передается арендодателю, а сигнализационное оборудование остается у арендатора. Между арендодателем и арендатором может быть заключено соглашение, предусматривающее передачу сигнализационного оборудования арендодателю с возмещением или без возмещения его стоимости арендатору. Арендатор также может оставить его у себя либо реализовать.

Неотделимыми считаются улучшения, которые не отделимы от транспортного средства без причинения ему ущерба, они прочно связаны с объектом аренды и после окончания договора аренды подлежат передаче арендодателю вместе с арендуемым имуществом. Улучшение арендованного транспортного средства может быть произведено как с согласия, так и без согласия арендодателя[56].

В том случае, если улучшение арендованного транспорта произведено с согласия арендодателя, на основании п. 2 ст. 623 ГК РФ арендатор имеет право требовать от арендодателя возмещения стоимости неотделимых улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды. Чтобы избежать спорных ситуаций, лучше получить согласие арендодателя в письменной форме.

В соответствии со ст. 622 ГК РФ по истечении срока договора аренды арендатор обязан возвратить имущество арендодателю в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Таким образом, арендодатель, не давший своего согласия на осуществление улучшений, может либо принять эти улучшения без возмещения их стоимости арендатору, либо не принять улучшений и потребовать от арендатора привести имущество в то состояние, в котором оно было ему передано.

В итоге проведенного исследования необходимо указать на целесообразность комплексного исследования проблем, связанных с заключением и исполнением договоров аренды транспортных средств, уделяя особенное внимание сложившейся правоприменительной практике.

 



Библиография

Нормативные правовые акты

1. . Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 года : [с учетом поправок от 30.12.2008 №6-ФКЗ, №7- ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2009. - №4. – Ст.445.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ: принят Гос. Думой 22 дек. 1995г. : [с послед. изм. и доп.; ред. от 09.04.2009] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5.– Ст. 410;… 2009. - № 9. – Ст.948

3. Воздушный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой 19.02.1997 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 24.03.1997. – № 12. – Ст.1383.

4. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации: федеральный закон от 07.03.2001 г. № 24- ФЗ : принят Гос. Думой 07.02.2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 13.03.2001. – №11. – Ст. 1001.

5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: федеральный закон от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ : принят Гос. Думой 31.03.1999 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – №18. – Ст. 2207.

6. Транспортный устав железных дорог Российской Федерации : федеральный закон от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ : принят Гос. Думой 24.12.2002 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – №2. – Ст.170.

7. Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах : приказ Минтранса Российской Федерации от 21.07.2006 г. № 87 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 07.08.2006. – № 32

8. Об утверждении Правил государственной регистрации судов : приказ Минтранса РФ от 26.09.2001 г. № 144 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 03.12.2001. – № 49

Материалы судебной практики

10. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2001 г. N КГ-А40/6007-01 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная практика. – Режим доступа : http://www. consultant.ru

11. Постановление от 13 мая 2003 г. N КГ-А40/2517-03 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная практика. – Режим доступа : http://www. consultant.ru.

12. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.11.2008 N А33-1276/08-Ф02-5364/08 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная практика. – Режим доступа : http://www. consultant.ru.

13. ФАС Поволжского округа в Постановлении от 10.11.2008 N А06-7231/2007-18 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная практика. – Режим доступа : http://www. consultant.ru.

14. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.04.2008 N КГ-А41/2566-08 по делу N А41-К1-2854/07 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная практика. – Режим доступа : http://www. consultant.ru.

Специальная и научная литература

15. Брагинский М.И. Договорное право / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. – 3-е изд., стереотип. – М. : Статут, 2003.– 848 с.

16. Вавилин Е. В. Аренда транспортных средств / Е. В. Вавилин. – Саратов : Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2001. - 116 с.

17. Гражданское право : в 2 т. : учеб. / отв. ред. Е.А. Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Волтерс Клувер, 2009. – Т. II. Полутом 2. – 847 с.

18. Гражданское право : учеб.: в 3 т. / под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2008. – Т. 3. – 883с.

19. Гражданское право : учебник / под общ. ред. С.С. Алексеева. – М. : Проспект, 2009. – 528с.

20. Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. – М.: Юристъ, 2004. – 845 с.

21. Калпин А.Г. Договор аренды транспортных средств / А.Г. Калпин // Гражданское право. – 2006. - N 2. – С.16-18.

22. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / под ред. О.Н. Садикова - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005. -983с.

23. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: Постатейный с прилож. форм документов / Отв. ред. А. Н. Ткач. Часть третья. - М.: Дашков и К, 2003. - 624 с.

24. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.Г.Иванова. – М.: Издательство «Спарк», 2000. – 452с.

25. Липавский В.Б. Тайм-чартер в системе договоров фрахтования / В.Б. Липавский // Транспортное право. – 2005. – № 3.

26. Обзор отдельных постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по спорам, связанным с заключением, расторжением и признанием недействительными договоров аренды // Хозяйство и право. - 2008. - № 4. - С. 122 - 128.

27. Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации / Гуев А.Н. – М.: Проспект, 2009. – 1024 с.

28. Сарнаков И.В. Договор аренды: понятие, признаки, характерные черты, место в системе договорных отношений и основные его положения / И.В. Сарнаков // Юрист. – 2006. – № 4.



Приложение. Форма договора аренды транспортного средства без экипажа

Предмет договора

1.1. Арендодатель обязуется передать Арендатору во временное владение и пользование транспортное средство: _________________________________________________________________

(наименование и характеристики транспортного средства, в т.ч. модель, государственные номерные знаки, год выпуска и др.)

для _________________________________________________________

(указать способы или направления использования транспортного средства, например, для перевозки грузов, пассажиров, багажа и др.).

1.2. Указанное в п.1.1 договора транспортное средство с экипажем должно быть передано Арендатору в течение ______ дней со дня подписания настоящего договора.

1.3. На момент предоставления Арендатору транспортного средства его техническое состояние определяется в соответствии с ___________________

(наименование, номер, серия, дата выдачи и др. сведения о документе, выданном органом, управомоченным осуществлять контроль или надзор с эксплуатацией соответствующего вида транспортных средств), копия которого является приложением к настоящему договору (приложение N 1).

1.4. На момент предоставления Арендатору транспортного средства его балансовая стоимость с учетом износа составляет ____________________________ рублей.

Степень износа: ___________ %.

1.5. Передача транспортного средства оформляется передаточным актом, подписываемым сторонами договора (их представителями), в котором должны быть указаны сведения, характеризующие: техническое состояние транспортного средства; комплектность транспортного средства; сведения о документации на транспортное средств; другие сведения, которые стороны сочтут необходимым отразить в передаточном акте.

Передаточный акт является приложением к настоящему договору (приложение N 2).

Права и обязанности сторон

2.1. Арендодатель вправе:

- осуществлять контроль за целевым использованием предоставленного Арендатору транспортного средства и обеспечением его сохранности;

- досрочно расторгнуть настоящий договор в случае просрочки внесения Арендатором арендной платы в течение _____________ со дня наступления срока платежа.

2.2. Арендодатель обязан:

- своевременно передать Арендатору указанное в разделе 1 договора транспортное средство в состоянии, отвечающем условиям договора и предоставить необходимые для его эксплуатации документы;

- обеспечивать транспортное средство необходимыми запасными частями и принадлежностями в течение срока действия договора;

- оказывать __________ (консультативную, информационную, иную) помощь в целях наиболее эффективного использования арендованного транспортного средства.

2.3. Арендатор вправе:

- осуществлять любые правомерные действия по эксплуатации транспортного средства в соответствии с целями Арендатора и назначением транспортного средства;

- заключать с третьими лицами гражданско-правовые договоры об использовании транспортного средства в соответствии с целями Арендатора при условии, что исполнение обязательств, вытекающих из этих договоров, не будет противоречить назначению транспортного средства и целям его использования.

2.4. Арендатор обязан:

- принять транспортное средство и использовать его в соответствии с условиями договора и назначением транспортного средства;

- обеспечивать управление транспортным средством и его техническую эксплуатацию своими силами и за свой счет;

- обеспечивать сохранность и комплектность транспортного средства;

- поддерживать транспортное средство в техническом состоянии, обеспечивающем его безопасную эксплуатацию, осуществлять его текущий и капитальный ремонт;

- нести расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства, его страхованием, включая страхование своей ответственности;

- в установленные договором сроки вносить арендную плату;

- возвратить транспортное средство в течение ________ (срок) после прекращения договора Арендодателю комплектным и в состоянии, пригодном для дальнейшего использования без дополнительных финансовых затрат Арендодателя, но с учетом нормального износа.

Ответственность сторон

4.1. Стороны несут имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора в соответствии с законодательством и правилами, установленными в настоящем разделе.

4.2. За неуплату Арендатором арендной платы в сроки, установленные договором, начисляется пеня в размере ___% от просроченной суммы за каждый день просрочки.

4.3. За нарушение срока возврата транспортного средства Арендатор уплачивает Арендодателю пеню в размере ____% месячной арендной платы за каждый день просрочки.

4.4. При отказе Арендатора возвратить транспортное средство в течение _____________ (срок) по истечении срока действия договора он обязан возместить Арендодателю стоимость транспортного средства в _____ -кратном размере.

4.5. В случае виновных действий Арендатора или лиц, за действия которых от несет ответственность в соответствии с законом или договором, произойдет гибель или повреждение транспортного средства, Арендатор обязан возместить Арендодателю причиненные этим убытки.

4.6. Арендатор обязан возместить ущерб, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами и оборудованием.

4.7. Уплата неустойки (штрафа, пени) и возмещение убытков не освобождают стороны от выполнения их обязательств и принятия мер, направленных на устранение нарушений.

  5. Срок действия договора

5.1. Срок действия договора устанавливается: с "___" _________ 20__ г. по "___" __________ 20__ г.

5.2. Досрочное расторжение договора может иметь место по соглашению сторон либо по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации или настоящим договором.

5.3. Настоящий договор вступает в силу в день его подписания

сторонами.

 6. Дополнительные условия

6.1. _________________________________________________________

(в дополнительных условиях указываются специфические особенности аренды конкретных видов транспортных средств, связанные с ними дополнительные права и обязанности сторон договора).

6.2. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором,

стороны руководствуются действующим на территории Российской Федерации гражданским законодательством.

7. Разрешение споров

7.1. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров между сторонами.

7.2. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров стороны передают их на рассмотрение в                                                                  (указать место нахождения арбитражного суда).

Содержание

 

Введение

Глава 1. Общая характеристика договора аренды транспортных средств

1.1 Понятие договора аренды транспортных средств

1.2 Элементы договора аренды транспортных средств

1.3 Содержание и прекращение договора аренды транспортных средств

Глава 2. Правовая характеристика отдельных видов договоров аренды транспортных средств

2.1 Аренда транспортных средств с экипажем: понятие, существенные условия

2.2 Аренда транспортных средств без экипажа: понятие, существенные условия

Заключение

Библиография

Приложение

 



Введение

 

Аренда транспортных средств представляет собой один из видов договора имущественного найма (аренды). Основанием для выделения этого вида аренды послужила надобность в принятии ряда специальных правовых норм, в которых учитывалась бы специфика временного предоставления за плату во владение и пользование определенного имущества, а именно - транспортного средства. Под транспортным средством понимается техническое устройство, способное к перемещению в пространстве и используемое для достижения целей, стоящих перед транспортом соответствующего вида. Предоставление транспортного средства может сопровождаться также оказанием услуг по управлению им и по его технической эксплуатации. В зависимости от этого аренда транспортных средств разделяется на две разновидности - аренда транспортного средства с экипажем и аренда транспортного средства без экипажа.

Как следует из формулировок статей 632, 642 Гражданского кодекса РФ[1] (далее –ГК РФ) договоры аренды транспортных средств являются реальными (в отличие от классической аренды). Однако, текст ст. 198, 211 Кодекса торгового мореплавания РФ[2] (далее - КТМ РФ) позволяет заключить, что тайм- чартер и бербоут – чартер являются консенсуальными договорами, что говорит о нечеткости законодательных формулировок и необходимости их совершенствования с целью единообразного толкования и применения.

Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена необходимостью совершенствования законодательства в сфере заключения и исполнения договоров различных видов аренды транспортных средств.

Цель дипломной работы – исследование теоретических и практических проблем при заключении и исполнении конкретных видов аренды транспортных средств.

Исходя из поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

- проанализировать понятие договора аренды транспортных средств;

- выявить основные элементы договора аренды транспортных средств;

- исследовать содержание и прекращение договора аренды транспортных средств;

- провести сравнительно-правовой анализ договора аренды транспортных средств с договорами перевозки, экспедиции, проката;

- выявить особенности предмета, существенных условий и иных отличительных признаков договора аренды транспортных средств с экипажем;

- проанализировать существенные условия и особенности заключения и исполнения договоров аренды транспортных средств без экипажа.

Объектом исследования являются общественные отношения, направленные на регулирование отношений по договорам различных видов аренды транспортных средств.

Предмет исследования – понятие и особенности отдельных видов транспортных средств.

В дипломной работе применялся диалектический, структурный и сравнительно-правовой методы, формально-юридический анализ и другие.

Хотелось бы отметить, что до сих пор не было произведено системного анализа проблем, возникающих при заключении и исполнении договоров аренды транспортных средств. Это указывает на недостаточную разработанность проблемы. Следовательно, назрела необходимость в проведении широких исследований в указанной сфере. Проводимые в дипломной работе исследования могут оказаться полезными для специалистов при разрешении изложенной проблемы.

Положения дипломной работы основаны на материалах судебной практики, а также на нормах следующих правовых актов: Гражданского Кодекса РФ[3], Кодекса торгового мореплавания РФ[4], Воздушного кодекса Российской Федерации[5], Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации[6], Транспортного устава железных дорог Российской Федерации[7], приказов Министерства транспорта «Об утверждении Правил государственной регистрации судов»[8] и «Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах»[9], Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой"[10] и других.

Научная новизна данной дипломной работы состоит в глубоком анализе теоретических проблем договора аренды транспортных средств, внесении конкретных предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере.

 



Глава I. Общая характеристика договора аренды транспортных средств

Дата: 2019-07-30, просмотров: 152.