СЗ-1 . Исторический путь развития психологии как науки (2ч)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подготовка к практическим и семинарским занятиям

№ недели Вид занятия Тема
1 Практическое занятие Психология общение 4 часа
2 Семинарское занятие Историческое развитие психологии как науки 4 часа
3 Практическое занятие Восприятия и его особенности. Исследование восприятия 2 часа
4 Семинар Человеческая психика как процесс, результат и условия бытия человека. Сознание и бессознательное 2 часа
5  Практическое занятие Изучение особенностей памяти 2 часа
6 Практическое занятие Воображение и творчество. Исследование процесса воображения 2 часа
7 Семинарское занятие Речь и ее функции 2 часа  
9 Семинарское занятие Теории личности в отечественной и зарубежной психологии 4 часа
10 Итоговая контрольная работа 2 часа
  Всего 24 часа

Подготовка к семинарским занятиям

Студенты могут рассматривать вопросы семинарских занятий, разбиваясь на микро- группы. К обсуждению вопросов семинарских занятий готовят доклады и презентации.

К указанным практическим занятиям в межсессионный период готовиться не нужно, задание по актуализации знаний будут даваться на самой сессии.

СЗ-1 . Исторический путь развития психологии как науки (2ч)

Цель: Закрепить знания о периодах исторического развития психологии как науки. Формировать умения осмысливать учебный материал и выстраивать его в хронологическом порядке.

1. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (4 – 5 вв. до н. э. – 60 – е гг. 19 в.).

1.1. Психология как наука о душе (5 в. до н. э. – 17 в.н.э.).

1.2. Философская теория познания, учение об опыте и о сознании (середина 17в. – середина 19 в.).

2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60 – е гг. 19 в. – настоящее время).

     2.1. Этап формирования новых парадигм (60 – гг.19 в. – 10 – е гг.20 в.).

      а. В. Вунд, как основатель психологии как науки (его открытия и работы.).

      б. Работы З.Фрейда о бессознательном.

      в. Дж.Б. Уотсон – идеи бихевиоризма.

      г. Понятие гештальтпсихологии.

     2.2. Кризис психологии (10 – 30 – е гг. 20 в.)

     2.3. Современное состояние психологии (гуманистические, когнитивные направления науки. Развитие отечественной психологии науки: Л. Выготский, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, Д. Узнадзе). Связь психологии с другими науками.

     3. Психологическая наука и психологическая практика.

Литература:

1. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под. общ. ред. В.Н.Дружинина.. –         СПб.: Питер, 2007.- С.28-44.

СЗ-2. Человеческая психика как процесс, результат и условия бытия человека. Сознательное и бессознательное.

Цель: Закрепить знания студентов о природе возникновения и развития психики животного и человека.

Вопросы для обсуждения:

1.Материалистическое и идеалистическое понимание сущности, происхождения и развитие психики.

2.Элементарные и высшие психические функции у человека.

3.Основные источники и условия развития высших психических функций (Культурно-историческая теория возникновения и развития высших психических функций Л.С. Выготского).

4.Биосоциальная природа психики и поведения человека (Эволюционная теория происхождения и развития психики (Концепция А.Н. Леонтьева – К.Э.Фабри).

5.Роль знаковых систем, предметов материальной и духовной культуры в развитии высших психических функций.

6. Определение и психологическая характеристика сознания человека.

7. Основные направления фило - и онтогенетического развития сознания.

8. Понятия и виды бессознательного. Проявление бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека.

9. Соотношение между сознанием и бессознательным.

Л и т е р а т у р а

1. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М., 2004. -С.208-245,298-375,1072-1082, 1089-1096.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1988 (Происхождение и развитие психики в филогенезе: С. 162-189).

3. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб., 2004. - С.44-61

4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб,2000.

5. Немов Р.С. Психология: в 3 кн.— кн.1.—М.,1997.-С.110-129.

6.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб., 1999. - С.90-127.

7. Фрейд З. Психология бессознательного /Сост. М.Г.Ярошевский. - М., 1989. - С.310-343, 382-424.

8. .Фрейд З. Толкование сновидений. - К., 1991. – С. 29-79

 

Тема: Законы восприятия

Вопросы и задания:

1.Письменно ответить на вопросы:

1)В чем роль гештальта в развитии восприятия? В чем сущность понятия «психологического поля»?

2)Какие законы восприятия были открыты в гештальтпсихологии?

3)Что такое феномен?

2.Составить опорные конспекты по темам:

1)Психофизиологические механизмы формирования ощущений и восприятий.

2)Законы восприятия.

3) Восприятие пространства, времени и движения.

4)Зрительные иллюзии.

Литература

1.Немов Р.С.Психология.кн.1-М.,2001. – С. 181-197

2.Познавательные психические процессы. Хрестоматия./Под ред.А.Г.Маклакова.-СПб., 2001. – С. 51-123

3.Шиффман Х. Ощущения и восприятия.-СПб., 2003. – С. 389-437

Тема: Мотив и мотивация

1.Структура и основные параметры мотивационной сферы человека.

2.Главные диспозиционные переменные: мотив, потребность, цель.

3.Основные теории мотивации:

ü теория инстинктов у человека;

ü теория потребностей;

ü когнитивные теории мотивации.

4.Мотивация достижения успехов и избегания неудач.

5.Самооценка и уровень притязаний как фактор мотивации.

6.Мотивация агрессивности и фрустрация.

7.Поведение людей с разными мотивами в различных социальных ситуациях.

Л и т е р а т у р а

1.Балл Г.А. «Мотив»:уточнение понятия.// Психологический журнал.-2004.-№4.-С. 56-65.

2.Ильин Е.П Мотивы человека: теория и методы изучения.- К., 1998.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб,-2000.

4. Немов Р.С. Психология: в 3 кн.— кн.1.—М.,-1997.-С.462-496.

5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб., 1999. - С.518-534.

6.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. -СПб., 2001.

Тема: Теории эмоций

  1. Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина
  2. «Ассоциативная» теория В. Вундта
  3. «Периферическая» теория У. Джеймса - Г. Ланге
  4. Теория У.Кеннона – П. Барда
  5. Психоаналитическая теория эмоций
  6. Биологическая теория эмоций П. К. Анохина
  7. Когнитивистские теории эмоции
  8. Информационная теория эмоций П. В. Симонова
  9. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда
  10. Фрустрационные теории эмоций

Литература

1.Вилюнас В. Психология эмоций. - СПб., 2004.-С.61-77, 82-116.

2.Изард К. Психология эмоций. - СПб., 2003. С.-92-116, 210-243, 251-289,313-338.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.-СПб.,2001 -С.66-99

4.Немов Р.С. Психология: в 3 кн.— кн.1.—М.,-1997.-С.436-455.

 

Вопросы к экзамену по курсу «Психология»

1. Эволюция представлений о предмете обшей психологии. Феноменология психических явлений.

2. Место психологии среди наук. Специфика психологического знания.

3. Проблема предмета психологии. История научного познания и развитие представлений о предмете психологии.

4. Методологические основы психологии: принципы и подходы, объект и предмет изучения.

5. Предмет и категории психологии. Структура современной психологии.

6. Отрасли современной психологии и её задачи.

7. Классификация психологических методов.

8. Общее понятие о психике, ее свойствах, сущности и природе.

9. Функции, свойства психики и ее структура.

10. Эволюционная теория происхождения и развития психики (Концепция А.Н. Леонтьева – К.Э.Фабри).

11. Общественно-историческая природа человеческой психики и сознания.

12. Культурно-историческая теория возникновения и развития высших психических функций Л.С. Выготского.

13. Психология деятельности. Виды человеческой деятельности, ее внешняя и внутренняя структура.

14. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.

15. Сущность сознания и его психологические характеристики.

16. Сознание и бессознательное, их взаимодействие. Виды неосознаваемых явлений.

17. Понятие о личности. Свойства, структура личности (К.К. Платонова).

18. Социализация как ведущий механизм формирования личности. Проблемы развития личности.

19. Анализ зарубежных теорий личности.

20. Теории личности в отечественной психологии.

21. Мотивация и направленность личности.

22. Потребности, мотивы, установки личности.

23. Понятие направленности личности в психологии.

24. Темперамент и его свойства. Типологии и типы темперамента. Теории темперамента.

25. Характер, его основания и структуры. Типологии характеров.                                            

26. Способности: сущность, виды, природа и развитие.

27. Определение и функции эмоций. Классификации эмоциональных состояний.

28. Теории эмоций.

29. Чувства и эмоции. Эмоциональные свойства личности.

30. Понятие о воле. Теория воли. Структура волевого действия.

31. Воля в жизнедеятельности человека. Волевые качества личности.

32. Интеллектуальные процессы и свойства личности.

34. Ощущения. Значение, свойства, виды, характеристики.

35. Количественные характеристики ощущений. Пороги ощущений.

36. Измерение чувствительности анализатора. Изменения ощущений. Синестезия. Сенсибилизация.

37. Процесс восприятия и его природа. Свойства перцептивного образа.

38. Виды восприятий. Восприятие пространства, времени и движения. Восприятие человека человеком.

39. Мышление: его сущность, виды и формы.

40. Процесс и закономерности мышления. Операции мышления.

41. Воображение, его значение и специфика.

42. Виды и свойства воображения. Воображение и творчество.

43. Физиологическая основа воображения, приемы создания образов воображения.

44. Сущность, значение и свойства внимания. Физиологические основы внимания.

45. Виды внимания. Характеристики внимания.

46. Развитие внимания. Индивидуальные особенности внимания.

47. Понятие о памяти. Физиологические и психологические механизмы памяти. Процессы памяти.

48. Виды и типы памяти. Развитие и индивидуальные различия памяти.

50. Сущность и природа речи. Речь и язык. Виды речи, их функции и взаимодействие.

51. Понятие эгоцентрической речи. Дискуссия Л.С.Выготского и Ж.Пиаже о происхождение и сущности эгоцентрической речи.

52. Роль общения в формировании психики человека.

54. Краткий обзор учений о темпераменте.

56. Теории внимания

Рекомендованная литература

Основная литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций/ Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо; М.: Юрайт, 2001. - 336 с.

2. Маклаков А.Г. Общая психология/ А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2002; СПб.: Питер, 2006; СПб.: Питер, 2000. - 592 с.: ил; 583 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века").

3. Немов Р.С. Психология. В 3 тт. Т. 1. - М.: Владос, 1998 – 560с.

4.  Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под. общ.ред. В.Н. Дружинина. –           СПб.: Питер, 2007.-.С.295 -318. 

 

Дополнительная литература

1.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психолог.труды. Изд. 3-е / Под ред. Д.И.Фльштейна. - М.-Воронеж, 2001.

2.Вилюнас В. Психология эмоций. - СПб., 2004.

3.Выготский Л.С. Психология развития человека. - М., 2004.

4. Гиппенрейтер Ю.М. Психология памяти. - М., 2002.

5. Глейтман Г. Основы психологии. - СПб., 2001.

6.Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей.-М., 1996.

7.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М., 1994.

8.Изард К. Психология эмоций. - СПб., 2003.

9.Ильин Е.П Мотивы человека: теория и методы изучения.- К., 1998.

10.Ильин Е.И Эмоции и чувства. - СПб., 2001.

11. Климов Е.А. Основы психологии.- М., 1997.

12Леви В. Нестандартный ребенок.-СПб.,1993.

13.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб., 2004.

14.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М., 1994.

15.Мадди Сальваторе Р. Теории личности. - СПб., 2002.

16.Матюгин И.Ю. Обонятельная память. -К., 1994.

17.Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической деятельности.-М.,-1993.

18.Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления.-М.,-2000.

19. Немов Р.С. Психология: в 3 кн.— кн.1.—М.,1997.

20. Познавательные психические процессы / Сост. А.Г.Маклаков.-СПб., 2001.

21.Психология личности в трудах отечественных психологов /Под ред. Л.В.Куликова. - М.-Харьков-Минск, 2000.

22.Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия в 2-х т.- Самара, 2004.

23.Реан А.А. Психология личности в трудах зарубежных психологов. – М., 2000.

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб., 1999.

25.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе.- М., 2000.

26.Семиченко В.А. Психология темперамента. - К., 2001.

27.Солсо Р.Когнитивная психология. - СПб., 2002.

28.Теории личности в западно-европейской и американской психологии. / Под ред. Д.Я.Райгородского. - Самара- 1996.

29.Фрейд З. Психология бессознательного /Сост. М.Г.Ярошевский. - М., 1989.

30.Фрейд З. Толкование сновидений. - К., 1991.

31.Фрейд З. Психоанализ. СПб., 2000.

32.Хаелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1999.

33.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. -СПб., 2001.

34.Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - СПб., 2002.

35.ШадриковВ.Д. Развитие познавательных способностей.// Одаренный ребенок.-2004.-№5.-с.6-13.

36.Шиффман Х. Ощущения и восприятие. - М., 2003.

Информационные ресурсы

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Наименование и полное библиографическое описание КОЛ-ВО ЭКЗ. доступ без ограничений для авторизованных пользователей

Основная литература

1

   1. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том i. Введение в психологию : учебник и практикум для академического бакалавриата / Р. С. Немов. — 6-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 726 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3049-8. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/48D0AE09-F726-4BB4-AE08-33EB52988B42    

2

2. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том iii. Психология личности : учебник и практикум для академического бакалавриата / Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 739 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-1510-5. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/E5E27E25-E910-4C89-9D58-ED7E11E2B56B    

3

  3. Еромасова, А. А. Общая психология. Методы активного обучения : учебное пособие для вузов / А. А. Еромасова. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 183 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-03689-3. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/03A0F11D-AF39-43F3-9169-CD6D0359323B    

4

4. Еромасова, А. А. Общая психология. Практикум для самостоятельной работы студента : учебное пособие для вузов / А. А. Еромасова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 143 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-03747-0. – https://biblio-online.ru/book/BF3B0329-B025-42EA-9772-691250D876BF    

Дополнительная литература

1

1. Столяренко, Л. Д. Общая психология : учебник для академического бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 355 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00094-8 – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/DD8AF70A-93A8-4BEF-AB94-CD25D5840550

 

4

2. Константинов, В. В. Развитие психики и сознания : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Константинов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 158 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Модуль.). — ISBN 978-5-534-04222-1. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/A69F1DDE-C51A-4038-9A5B-2524AAE9523D    

5

3. Нуркова, В. В. Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 524 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02583-5. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/58F4CDB4-3267-4F9F-B884-046B31F8EFC3    
       

 

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 6.1 – Описание информационных ресурсов необходимых для освоения дисциплины Ресурсы интернета по психологии.

Поисковые системы

Адрес в сети Интернет https://e.lanbook.com/   1. Электронно- библиотечная система «Издательство «Лань»  
Адрес в сети Интернет http://znanium.com/   2.Электронно- библиотечная система ZNANIUM . COM   
Адрес в сети Интернет https://www.biblio-online.ru/    3. Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ»   
       База данных Polpred.com
www.Rambler.ru Российская поисковая система
www.Nigma.ru Российская поисковая система
www.Yandex.ru Российская поисковая система

Институты, университеты

http://www.ipras.ru/ Институт психологии РАН
www.psy.msu.ru/ Факультет психологии МГУ
http://flogiston.ru/ Факультет психологии МГУ (неофициальный)
http://www.informika.ru/ Институт информационных технологий и коммуникаций
www.smuh.edu.ua/ Севастопольский городской гуманитарный университет

Психологические сайты

www.psychology.ru/ сайт Дмитрия Сатина
www.psynavigator.ru/ Психологический навигатор
http://seriweb.com/ Специальные обучающие ресурсы Интернета (англ).

Электронные библиотеки

www.allbest.ru  
www.koob.ru  
www.myword.ru  
http://www.psylib.org.ua/  

 

 

Подготовка к практическим и семинарским занятиям

№ недели Вид занятия Тема
1 Практическое занятие Психология общение 4 часа
2 Семинарское занятие Историческое развитие психологии как науки 4 часа
3 Практическое занятие Восприятия и его особенности. Исследование восприятия 2 часа
4 Семинар Человеческая психика как процесс, результат и условия бытия человека. Сознание и бессознательное 2 часа
5  Практическое занятие Изучение особенностей памяти 2 часа
6 Практическое занятие Воображение и творчество. Исследование процесса воображения 2 часа
7 Семинарское занятие Речь и ее функции 2 часа  
9 Семинарское занятие Теории личности в отечественной и зарубежной психологии 4 часа
10 Итоговая контрольная работа 2 часа
  Всего 24 часа

Подготовка к семинарским занятиям

Студенты могут рассматривать вопросы семинарских занятий, разбиваясь на микро- группы. К обсуждению вопросов семинарских занятий готовят доклады и презентации.

К указанным практическим занятиям в межсессионный период готовиться не нужно, задание по актуализации знаний будут даваться на самой сессии.

СЗ-1 . Исторический путь развития психологии как науки (2ч)

Цель: Закрепить знания о периодах исторического развития психологии как науки. Формировать умения осмысливать учебный материал и выстраивать его в хронологическом порядке.

1. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (4 – 5 вв. до н. э. – 60 – е гг. 19 в.).

1.1. Психология как наука о душе (5 в. до н. э. – 17 в.н.э.).

1.2. Философская теория познания, учение об опыте и о сознании (середина 17в. – середина 19 в.).

2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60 – е гг. 19 в. – настоящее время).

     2.1. Этап формирования новых парадигм (60 – гг.19 в. – 10 – е гг.20 в.).

      а. В. Вунд, как основатель психологии как науки (его открытия и работы.).

      б. Работы З.Фрейда о бессознательном.

      в. Дж.Б. Уотсон – идеи бихевиоризма.

      г. Понятие гештальтпсихологии.

     2.2. Кризис психологии (10 – 30 – е гг. 20 в.)

     2.3. Современное состояние психологии (гуманистические, когнитивные направления науки. Развитие отечественной психологии науки: Л. Выготский, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, Д. Узнадзе). Связь психологии с другими науками.

     3. Психологическая наука и психологическая практика.

Литература:

1. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под. общ. ред. В.Н.Дружинина.. –         СПб.: Питер, 2007.- С.28-44.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 190.