Подготовка к практическим и семинарским занятиям
№ недели | Вид занятия | Тема |
1 | Практическое занятие | Психология общение 4 часа |
2 | Семинарское занятие | Историческое развитие психологии как науки 4 часа |
3 | Практическое занятие | Восприятия и его особенности. Исследование восприятия 2 часа |
4 | Семинар | Человеческая психика как процесс, результат и условия бытия человека. Сознание и бессознательное 2 часа |
5 | Практическое занятие | Изучение особенностей памяти 2 часа |
6 | Практическое занятие | Воображение и творчество. Исследование процесса воображения 2 часа |
7 | Семинарское занятие | Речь и ее функции 2 часа |
9 | Семинарское занятие | Теории личности в отечественной и зарубежной психологии 4 часа |
10 | Итоговая контрольная работа | 2 часа |
Всего | 24 часа |
Подготовка к семинарским занятиям
Студенты могут рассматривать вопросы семинарских занятий, разбиваясь на микро- группы. К обсуждению вопросов семинарских занятий готовят доклады и презентации.
К указанным практическим занятиям в межсессионный период готовиться не нужно, задание по актуализации знаний будут даваться на самой сессии.
СЗ-1 . Исторический путь развития психологии как науки (2ч)
Цель: Закрепить знания о периодах исторического развития психологии как науки. Формировать умения осмысливать учебный материал и выстраивать его в хронологическом порядке.
1. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (4 – 5 вв. до н. э. – 60 – е гг. 19 в.).
1.1. Психология как наука о душе (5 в. до н. э. – 17 в.н.э.).
1.2. Философская теория познания, учение об опыте и о сознании (середина 17в. – середина 19 в.).
2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60 – е гг. 19 в. – настоящее время).
2.1. Этап формирования новых парадигм (60 – гг.19 в. – 10 – е гг.20 в.).
а. В. Вунд, как основатель психологии как науки (его открытия и работы.).
б. Работы З.Фрейда о бессознательном.
в. Дж.Б. Уотсон – идеи бихевиоризма.
г. Понятие гештальтпсихологии.
2.2. Кризис психологии (10 – 30 – е гг. 20 в.)
2.3. Современное состояние психологии (гуманистические, когнитивные направления науки. Развитие отечественной психологии науки: Л. Выготский, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, Д. Узнадзе). Связь психологии с другими науками.
3. Психологическая наука и психологическая практика.
Литература:
1. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под. общ. ред. В.Н.Дружинина.. – СПб.: Питер, 2007.- С.28-44.
СЗ-2. Человеческая психика как процесс, результат и условия бытия человека. Сознательное и бессознательное.
Цель: Закрепить знания студентов о природе возникновения и развития психики животного и человека.
Вопросы для обсуждения:
1.Материалистическое и идеалистическое понимание сущности, происхождения и развитие психики.
2.Элементарные и высшие психические функции у человека.
3.Основные источники и условия развития высших психических функций (Культурно-историческая теория возникновения и развития высших психических функций Л.С. Выготского).
4.Биосоциальная природа психики и поведения человека (Эволюционная теория происхождения и развития психики (Концепция А.Н. Леонтьева – К.Э.Фабри).
5.Роль знаковых систем, предметов материальной и духовной культуры в развитии высших психических функций.
6. Определение и психологическая характеристика сознания человека.
7. Основные направления фило - и онтогенетического развития сознания.
8. Понятия и виды бессознательного. Проявление бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека.
9. Соотношение между сознанием и бессознательным.
Л и т е р а т у р а
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М., 2004. -С.208-245,298-375,1072-1082, 1089-1096.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1988 (Происхождение и развитие психики в филогенезе: С. 162-189).
3. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб., 2004. - С.44-61
4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб,2000.
5. Немов Р.С. Психология: в 3 кн.— кн.1.—М.,1997.-С.110-129.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб., 1999. - С.90-127.
7. Фрейд З. Психология бессознательного /Сост. М.Г.Ярошевский. - М., 1989. - С.310-343, 382-424.
8. .Фрейд З. Толкование сновидений. - К., 1991. – С. 29-79
Тема: Законы восприятия
Вопросы и задания:
1.Письменно ответить на вопросы:
1)В чем роль гештальта в развитии восприятия? В чем сущность понятия «психологического поля»?
2)Какие законы восприятия были открыты в гештальтпсихологии?
3)Что такое феномен?
2.Составить опорные конспекты по темам:
1)Психофизиологические механизмы формирования ощущений и восприятий.
2)Законы восприятия.
3) Восприятие пространства, времени и движения.
4)Зрительные иллюзии.
Литература
1.Немов Р.С.Психология.кн.1-М.,2001. – С. 181-197
2.Познавательные психические процессы. Хрестоматия./Под ред.А.Г.Маклакова.-СПб., 2001. – С. 51-123
3.Шиффман Х. Ощущения и восприятия.-СПб., 2003. – С. 389-437
Тема: Мотив и мотивация
1.Структура и основные параметры мотивационной сферы человека.
2.Главные диспозиционные переменные: мотив, потребность, цель.
3.Основные теории мотивации:
ü теория инстинктов у человека;
ü теория потребностей;
ü когнитивные теории мотивации.
4.Мотивация достижения успехов и избегания неудач.
5.Самооценка и уровень притязаний как фактор мотивации.
6.Мотивация агрессивности и фрустрация.
7.Поведение людей с разными мотивами в различных социальных ситуациях.
Л и т е р а т у р а
1.Балл Г.А. «Мотив»:уточнение понятия.// Психологический журнал.-2004.-№4.-С. 56-65.
2.Ильин Е.П Мотивы человека: теория и методы изучения.- К., 1998.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб,-2000.
4. Немов Р.С. Психология: в 3 кн.— кн.1.—М.,-1997.-С.462-496.
5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб., 1999. - С.518-534.
6.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. -СПб., 2001.
Тема: Теории эмоций
Литература
1.Вилюнас В. Психология эмоций. - СПб., 2004.-С.61-77, 82-116.
2.Изард К. Психология эмоций. - СПб., 2003. С.-92-116, 210-243, 251-289,313-338.
3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.-СПб.,2001 -С.66-99
4.Немов Р.С. Психология: в 3 кн.— кн.1.—М.,-1997.-С.436-455.
Вопросы к экзамену по курсу «Психология»
1. Эволюция представлений о предмете обшей психологии. Феноменология психических явлений.
2. Место психологии среди наук. Специфика психологического знания.
3. Проблема предмета психологии. История научного познания и развитие представлений о предмете психологии.
4. Методологические основы психологии: принципы и подходы, объект и предмет изучения.
5. Предмет и категории психологии. Структура современной психологии.
6. Отрасли современной психологии и её задачи.
7. Классификация психологических методов.
8. Общее понятие о психике, ее свойствах, сущности и природе.
9. Функции, свойства психики и ее структура.
10. Эволюционная теория происхождения и развития психики (Концепция А.Н. Леонтьева – К.Э.Фабри).
11. Общественно-историческая природа человеческой психики и сознания.
12. Культурно-историческая теория возникновения и развития высших психических функций Л.С. Выготского.
13. Психология деятельности. Виды человеческой деятельности, ее внешняя и внутренняя структура.
14. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.
15. Сущность сознания и его психологические характеристики.
16. Сознание и бессознательное, их взаимодействие. Виды неосознаваемых явлений.
17. Понятие о личности. Свойства, структура личности (К.К. Платонова).
18. Социализация как ведущий механизм формирования личности. Проблемы развития личности.
19. Анализ зарубежных теорий личности.
20. Теории личности в отечественной психологии.
21. Мотивация и направленность личности.
22. Потребности, мотивы, установки личности.
23. Понятие направленности личности в психологии.
24. Темперамент и его свойства. Типологии и типы темперамента. Теории темперамента.
25. Характер, его основания и структуры. Типологии характеров.
26. Способности: сущность, виды, природа и развитие.
27. Определение и функции эмоций. Классификации эмоциональных состояний.
28. Теории эмоций.
29. Чувства и эмоции. Эмоциональные свойства личности.
30. Понятие о воле. Теория воли. Структура волевого действия.
31. Воля в жизнедеятельности человека. Волевые качества личности.
32. Интеллектуальные процессы и свойства личности.
34. Ощущения. Значение, свойства, виды, характеристики.
35. Количественные характеристики ощущений. Пороги ощущений.
36. Измерение чувствительности анализатора. Изменения ощущений. Синестезия. Сенсибилизация.
37. Процесс восприятия и его природа. Свойства перцептивного образа.
38. Виды восприятий. Восприятие пространства, времени и движения. Восприятие человека человеком.
39. Мышление: его сущность, виды и формы.
40. Процесс и закономерности мышления. Операции мышления.
41. Воображение, его значение и специфика.
42. Виды и свойства воображения. Воображение и творчество.
43. Физиологическая основа воображения, приемы создания образов воображения.
44. Сущность, значение и свойства внимания. Физиологические основы внимания.
45. Виды внимания. Характеристики внимания.
46. Развитие внимания. Индивидуальные особенности внимания.
47. Понятие о памяти. Физиологические и психологические механизмы памяти. Процессы памяти.
48. Виды и типы памяти. Развитие и индивидуальные различия памяти.
50. Сущность и природа речи. Речь и язык. Виды речи, их функции и взаимодействие.
51. Понятие эгоцентрической речи. Дискуссия Л.С.Выготского и Ж.Пиаже о происхождение и сущности эгоцентрической речи.
52. Роль общения в формировании психики человека.
54. Краткий обзор учений о темпераменте.
56. Теории внимания
Рекомендованная литература
Основная литература
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций/ Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо; М.: Юрайт, 2001. - 336 с.
2. Маклаков А.Г. Общая психология/ А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2002; СПб.: Питер, 2006; СПб.: Питер, 2000. - 592 с.: ил; 583 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века").
3. Немов Р.С. Психология. В 3 тт. Т. 1. - М.: Владос, 1998 – 560с.
4. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под. общ.ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2007.-.С.295 -318.
Дополнительная литература
1.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психолог.труды. Изд. 3-е / Под ред. Д.И.Фльштейна. - М.-Воронеж, 2001.
2.Вилюнас В. Психология эмоций. - СПб., 2004.
3.Выготский Л.С. Психология развития человека. - М., 2004.
4. Гиппенрейтер Ю.М. Психология памяти. - М., 2002.
5. Глейтман Г. Основы психологии. - СПб., 2001.
6.Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей.-М., 1996.
7.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М., 1994.
8.Изард К. Психология эмоций. - СПб., 2003.
9.Ильин Е.П Мотивы человека: теория и методы изучения.- К., 1998.
10.Ильин Е.И Эмоции и чувства. - СПб., 2001.
11. Климов Е.А. Основы психологии.- М., 1997.
12Леви В. Нестандартный ребенок.-СПб.,1993.
13.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб., 2004.
14.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М., 1994.
15.Мадди Сальваторе Р. Теории личности. - СПб., 2002.
16.Матюгин И.Ю. Обонятельная память. -К., 1994.
17.Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической деятельности.-М.,-1993.
18.Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления.-М.,-2000.
19. Немов Р.С. Психология: в 3 кн.— кн.1.—М.,1997.
20. Познавательные психические процессы / Сост. А.Г.Маклаков.-СПб., 2001.
21.Психология личности в трудах отечественных психологов /Под ред. Л.В.Куликова. - М.-Харьков-Минск, 2000.
22.Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия в 2-х т.- Самара, 2004.
23.Реан А.А. Психология личности в трудах зарубежных психологов. – М., 2000.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб., 1999.
25.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе.- М., 2000.
26.Семиченко В.А. Психология темперамента. - К., 2001.
27.Солсо Р.Когнитивная психология. - СПб., 2002.
28.Теории личности в западно-европейской и американской психологии. / Под ред. Д.Я.Райгородского. - Самара- 1996.
29.Фрейд З. Психология бессознательного /Сост. М.Г.Ярошевский. - М., 1989.
30.Фрейд З. Толкование сновидений. - К., 1991.
31.Фрейд З. Психоанализ. СПб., 2000.
32.Хаелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1999.
33.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. -СПб., 2001.
34.Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - СПб., 2002.
35.ШадриковВ.Д. Развитие познавательных способностей.// Одаренный ребенок.-2004.-№5.-с.6-13.
36.Шиффман Х. Ощущения и восприятие. - М., 2003.
Информационные ресурсы
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
№ | Наименование и полное библиографическое описание | КОЛ-ВО ЭКЗ. доступ без ограничений для авторизованных пользователей | |
Основная литература | |||
1 | 1. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том i. Введение в психологию : учебник и практикум для академического бакалавриата / Р. С. Немов. — 6-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 726 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3049-8. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/48D0AE09-F726-4BB4-AE08-33EB52988B42 | ||
2 | 2. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том iii. Психология личности : учебник и практикум для академического бакалавриата / Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 739 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-1510-5. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/E5E27E25-E910-4C89-9D58-ED7E11E2B56B | ||
3 | 3. Еромасова, А. А. Общая психология. Методы активного обучения : учебное пособие для вузов / А. А. Еромасова. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 183 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-03689-3. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/03A0F11D-AF39-43F3-9169-CD6D0359323B | ||
4 | 4. Еромасова, А. А. Общая психология. Практикум для самостоятельной работы студента : учебное пособие для вузов / А. А. Еромасова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 143 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-03747-0. – https://biblio-online.ru/book/BF3B0329-B025-42EA-9772-691250D876BF | ||
Дополнительная литература | |||
1 | 1. Столяренко, Л. Д. Общая психология : учебник для академического бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 355 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00094-8 – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/DD8AF70A-93A8-4BEF-AB94-CD25D5840550 | ||
4 | 2. Константинов, В. В. Развитие психики и сознания : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Константинов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 158 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Модуль.). — ISBN 978-5-534-04222-1. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/A69F1DDE-C51A-4038-9A5B-2524AAE9523D | ||
5 | 3. Нуркова, В. В. Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 524 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02583-5. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/58F4CDB4-3267-4F9F-B884-046B31F8EFC3 | ||
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 6.1 – Описание информационных ресурсов необходимых для освоения дисциплины Ресурсы интернета по психологии.
Поисковые системы | |
Адрес в сети Интернет https://e.lanbook.com/ | 1. Электронно- библиотечная система «Издательство «Лань» |
Адрес в сети Интернет http://znanium.com/ | 2.Электронно- библиотечная система ZNANIUM . COM |
Адрес в сети Интернет https://www.biblio-online.ru/ | 3. Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ» |
База данных Polpred.com | |
www.Rambler.ru | Российская поисковая система |
www.Nigma.ru | Российская поисковая система |
www.Yandex.ru | Российская поисковая система |
Институты, университеты | |
http://www.ipras.ru/ | Институт психологии РАН |
www.psy.msu.ru/ | Факультет психологии МГУ |
http://flogiston.ru/ | Факультет психологии МГУ (неофициальный) |
http://www.informika.ru/ | Институт информационных технологий и коммуникаций |
www.smuh.edu.ua/ | Севастопольский городской гуманитарный университет |
Психологические сайты | |
www.psychology.ru/ | сайт Дмитрия Сатина |
www.psynavigator.ru/ | Психологический навигатор |
http://seriweb.com/ | Специальные обучающие ресурсы Интернета (англ). |
Электронные библиотеки | |
www.allbest.ru | |
www.koob.ru | |
www.myword.ru | |
http://www.psylib.org.ua/ |
Подготовка к практическим и семинарским занятиям
№ недели | Вид занятия | Тема |
1 | Практическое занятие | Психология общение 4 часа |
2 | Семинарское занятие | Историческое развитие психологии как науки 4 часа |
3 | Практическое занятие | Восприятия и его особенности. Исследование восприятия 2 часа |
4 | Семинар | Человеческая психика как процесс, результат и условия бытия человека. Сознание и бессознательное 2 часа |
5 | Практическое занятие | Изучение особенностей памяти 2 часа |
6 | Практическое занятие | Воображение и творчество. Исследование процесса воображения 2 часа |
7 | Семинарское занятие | Речь и ее функции 2 часа |
9 | Семинарское занятие | Теории личности в отечественной и зарубежной психологии 4 часа |
10 | Итоговая контрольная работа | 2 часа |
Всего | 24 часа |
Подготовка к семинарским занятиям
Студенты могут рассматривать вопросы семинарских занятий, разбиваясь на микро- группы. К обсуждению вопросов семинарских занятий готовят доклады и презентации.
К указанным практическим занятиям в межсессионный период готовиться не нужно, задание по актуализации знаний будут даваться на самой сессии.
СЗ-1 . Исторический путь развития психологии как науки (2ч)
Цель: Закрепить знания о периодах исторического развития психологии как науки. Формировать умения осмысливать учебный материал и выстраивать его в хронологическом порядке.
1. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (4 – 5 вв. до н. э. – 60 – е гг. 19 в.).
1.1. Психология как наука о душе (5 в. до н. э. – 17 в.н.э.).
1.2. Философская теория познания, учение об опыте и о сознании (середина 17в. – середина 19 в.).
2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60 – е гг. 19 в. – настоящее время).
2.1. Этап формирования новых парадигм (60 – гг.19 в. – 10 – е гг.20 в.).
а. В. Вунд, как основатель психологии как науки (его открытия и работы.).
б. Работы З.Фрейда о бессознательном.
в. Дж.Б. Уотсон – идеи бихевиоризма.
г. Понятие гештальтпсихологии.
2.2. Кризис психологии (10 – 30 – е гг. 20 в.)
2.3. Современное состояние психологии (гуманистические, когнитивные направления науки. Развитие отечественной психологии науки: Л. Выготский, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, Д. Узнадзе). Связь психологии с другими науками.
3. Психологическая наука и психологическая практика.
Литература:
1. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под. общ. ред. В.Н.Дружинина.. – СПб.: Питер, 2007.- С.28-44.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 227.