Цель: расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными терминами.
Оборудование: иллюстрации помещений театра, театральная афиша, театральные билеты, театральные программки, слайды с видами различных театров, фотографии актеров, фрагментами различных спектаклей, дидактическая игра «Театральные профессии», муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы, атрибуты к игре «Парикмахерская».
Воспитатель: Знаете ли вы, что такое театр, что значит «театральное искусство», люди каких профессий работают в театре?(ответы детей).
Театр – искусство сцены – родилось в глубокой древности. Слово ТЕАТР пришло к нам из греческого языка и означает «место для зрелищ, зрелище». Но театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли.
Хотите отправиться на экскурсию по театру? (Выставляются иллюстрации разных зданий театров).
Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра. Смотрите, перед ним – красочный яркий плакат – театральная афиша, на которой с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях в театре (автор спектакля, режиссер, актеры, которые играют главные роли, название, дата и время спектакля). Давайте зайдем в этот красивый дом. Куда мы с вами попали? Смотрите, мы видим небольшое окошечко, на котором написано «Театральная касса».
Ты к окошку подойди,
Ему деньги протяни.
И окошечко в ответ
Отдает тебе билет.
Театральная касса – место, где продают билеты на спектакли театра. В них напечатано название театра, название спектакля, его автор, дата и начало спектакля, а также место и ряд в зрительном зале. Продает билеты в театральной кассе кассир. При входе в театр у зрителей проверяет билеты билетер. Спектакль в театре идет обычно долго, больше часа. В верхней одежде зрителям неудобно будет сидеть. Как быть? Куда должны пойти зрители сначала? (Ответы детей). В театре раздевалка называется гардероб, а профессия человека, который принимает верхнюю одежду зрителей – гардеробщик. Гардеробщик выдает вам номерок, вы приводите себя в порядок и отправляетесь дальше.
Вам интересно узнать, о чем будет сегодняшний спектакль, какие актеры в нем будут играть? Тогда нам с вами просто необходимо приобрести у театрального служащего, капельдинера, театральную программку. Смотрите, в ней указаны действующие лица (герои) спектакля, а также фамилии и имена актеров, которые исполняют роли этих героев. Также в программке может быть краткое описание действия спектакля.
Итак, мы с вами – зрители. Спектакль скоро начнется и нам пора отправляться в зрительный зал. Но что это? Кто из вас самый внимательный и услышал необычный звук? Это театральный звонок. Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. Третий звонок свидетельствует о том, что спектакль начинается. После третьего звонка в зале гаснет свет. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично. Пока не подали третий звонок, давайте рассмотрим поподробнее зрительный зал. Это самое большое помещение театра. Оглянитесь повнимательнее, нравится он вам? Что делает зрительный зал красивым? (Стены, светильники, в центре потолка – огромная люстра). У вас дома есть люстры? Они такие же, как эта? (Ответы детей). Эта люстра очень большая, так как огромен и сам зрительный зал. Когда начнется спектакль, эта люстра погаснет, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать специальные прожектора – софиты. Софиты – специальные светильники в зрительном зале, освещающие сцену спереди и сверху. С помощью софитов осветители могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звездное небо и многое другое.
Давайте займем наши места в зрительном зале. Как это сделать? (Посмотреть, что указано в билете). Место, на котором следует сидеть, указано в театральном билете. Партер – первые, нижние ряды, амфитеатр – верхние, задние. Если вы сидите далеко от сцены, вам понадобится театральный бинокль, который можно принести с собой или приобрести в гардеробе.
Давайте рассмотрим наш зрительный зал. Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Саму сцену пока не видно. Она еще закрыта занавесом. Театральный занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, собираются в складки и украшаются эмблемами театра или широкой бахромой, пришитой к низу занавеса. Спектакль начнется, как только занавес поднимется или раздвинется, так как они бывают раздвижные или поднимающиеся.
Многие спектакли в театрах сопровождаются музыкой. Как вы думаете, где сидят музыканты, неужели на сцене? (Ответы детей). Оркестровая яма – специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой.
Прежде чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий. Давайте их перечислим, постараемся никого не забыть! (Театральные профессии)
• Декорации для спектакля изготавливаются в живописно-декорационном цехе по эскизам художников-декораторов.
• Бутафория – поддельные, специально изготовляемые предметы скульптуры, мебели, посуды, употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Работник театра, изготовляющий предметы бутафории, называетсябутафором.
(Воспитатель показывает детям для примера бутафорские вещи: муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы и др.).
• Звук к спектаклю - фонограмму - готовит звукооператор. Во время спектакля он может включить любую фонограмму: шум дождя или рокот волн, гул толпы или свист ветра.
• Актерам для спектакля могут понадобиться самые разные костюмы: старинные и современные, сказочные и обычные. Профессия человека, который шьет и изготавливает костюмы, называется "костюмер".
• Перед спектаклем гример накладывает актерам грим. Опытный гример может изменить лицо актера до неузнаваемости.
• Выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, организует и проводит репетиции и все, что происходит на сцене –режиссер.
• Актер – человек, который играет в спектакле какую-либо роль.
• Человек, который следит за ходом спектакля, игрой актеров, и может в случае необходимости подсказать слова роли актерам – суфлер.
• Человек, который руководит (дирижирует) оркестром музыкантов, называется дирижер.
Проводится дидактическая игра «Театральные профессии»
Наш спектакль сегодня идет на сцене первый раз, поэтому сегодня – премьера этого спектакля. Итак, первое действие (часть) спектакля началось.
(Детям предлагается рассмотреть иллюстрации любого детского спектакля или посмотреть видео).
Не устали, нравится наш спектакль? Актеры играют замечательно! А как вы думаете, им надо отдохнуть, подготовиться к продолжению спектакля?
(Ответы детей).
Перерыв между действиями спектакля называется антрактом. В антракте обычно все зрители выходят в фойе театра. В это время можно сходить в буфет, привести себя в порядок в туалетной комнате, а также познакомиться с различными фотографиями артистов театра, которые развешаны по стенам фойе.
(Дети рассматривают фотографии артистов пермских театров и отрывки из спектаклей, в которых они играли).
Вот наш спектакль подошел к концу. Понравился он вам? А как мы сможем выразить это без слов? Поблагодарить актеров за их замечательную игру? Правильно, аплодисментами! Аплодисменты – форма выражения благодарности артистам. Если вам понравилась игра актеров – поаплодируйте! Вы также можете подарить им цветы.
Воспитатель: Много интересного мы узнали сегодня о театре. Но есть в нем особое место, которое называется таинственным словом «закулисье» - то, что находится за сценой. Сегодня нам разрешили с вами побывать и там. Здесь можно много найти интересного. Этого пространства зрители не видят. У актеров и служащих в театре свой вход с улицы, ведущий прямо на сцену. Давайте познакомимся с помещениями «закулисного царства».
(Воспитатель перечисляет эти помещения и объясняет их предназначение: мастерская декоратора и бутафора, костюмерная, гримуборная актеров).
Воспитатель: давайте мы с вами зайдем в одно из этих помещений. Смотрите, столик! На нем зеркало, краски, пудра, грим, парики? Что это за помещение? (Ответы детей). Правильно, это гримуборная актеров. Давайте сейчас с вами поиграем в актеров и гримеров, сделаем из девочек принцесс, а из мальчиков – дедушек.
(Дети распределяют между собой роли гримеров и актеров и на глазах у всех начинаются перевоплощения)
Затем дети «возвращаются» обратно в детский сад.
Подведение итогов:
Воспитатель: Что нового узнали? Что больше всего поразило? Что запомнили? С какими новыми словами познакомились и т.д.
Приложение 3
Перспективное планирование по театрализованной деятельности
Пояснительная записка
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста старшей группы. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Цель – развитие способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи обучения
1. Развивать творческие способности у детей (исполнительское творчество; умение свободно и раскрепощённо держаться при выступлении; импровизировать).
2. Формировать способность к художественному образованию и воспитанию детей.
3. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
4. Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.
Продолжительность занятия – 30 минут.
Диагностика проводится 2 раза в год – в сентябре, мае.
Интеграция образовательных областей
«Художественно эстетическое развитие» - знакомство с иллюстрациями близкими по содержанию сюжета спектакля. Рисование разными способами по сюжету спектакля или его персонажей. Знакомство с музыкальными произведениями к очередному спектаклю, определение характера музыки, способствующие более полной передачи образов героев. Знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, НОД, праздников и самостоятельной театральной деятельности.
«Познавательное развитие» - знакомство с предметами ближайшего окружения, народным творчеством, культурой, повадками животных, природными явлениями, бытом и традициями народов, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
«Развитие речи» - использование скороговорок, чистоговорок, потешек, развитие четкой дикции.
«Физическое развитие» - использование подвижно – сюжетных игр.
«Социально коммуникативное развитие» - использование дидактических и сюжетных и театрализованных игр.
Здоровье сберегающие технологии
· дыхательная гимнастика;
· артикуляционная гимнастика;
· пальчиковые игры со словами;
· гимнастика для глаз;
· физкультминутки, динамические паузы.
Формы работы с детьми
· игра;
· импровизация;
· инсценировки и драматизация;
· объяснение;
· рассказ воспитателя, рассказы детей;
· чтение воспитателя;
· показ;
· личный пример;
· беседы;
· просмотр видеофильмов;
· разучивание произведений успешного народного творчества;
· обсуждение;
· наблюдение;
· словесные, настольные и подвижные игры;
· пантомимические этюды и упражнения.
Перспективный план
Месяц | Вид театра | Содержание театрализованной деятельности | Развитие речи | Индивидуаль ная работа | Работа с родителями |
СЕНТЯБРЬ | - Вступительная беседа - Рассказ-беседа о театрах (представление видов театра; ознакомление с декорацией, с костюмами, атрибутами) - Показ спектакля «Вежливые слова» - Показ настольного театра «Репка», «Колобок» - Игра «Познакомимся», «Здравствуй, дружок» | - Игры и упражнения на развитие речевого дыхания и артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» - Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики» | - Закрепление знаний о видах театра - Рассматривание атрибутов | - Анкетирование - Беседа | |
ОКТЯБРЬ | Настольный театр (театр игрушки) | «Колосок» - Чтение сказки - Рассматривание иллюстраций - Беседа по содержанию сказки - Речевое творчество по сказке (изменение конца сказки) - Рисование персонажей, сюжета по сказке - Изготовление декораций (стульев, стола, домика) - Этюды и упражнения на развитие эмоций - Знакомство с пиктограммами - Знакомство с основами кукловождения - Песенка-игра «Колоски» | - Игры на развитие слухового внимания «Яблоки», «Ежик и яблоки» - Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности «Три медведя», «Щенок и котенок» - Игра «Подскажи словечко» -Упражнения на развитие силы голоса и речевого дыхания «Эхо», «Горячий чай». | - Беседа - Пересказ сказки с использованием атрибутов (пальчиковый театр, театр картинок) - Работа над моторикой руки, в сочетании с речью - Упражнения на развитие выразительной мимики, жеста - Пластические упражнения - Работа над четкостью дикции, разучивание потешек, стихотворений | - Привлечь родителей связать кукол для пальчикового театра Домашнее задание: придумать сказку с другим концом |
ДЕКБРЬ - НОЯБРЬ | Театр на руке (варежковый) | «Теремок» - Рассказывание сказки - Пересказ сказки - Прослушивание звукозаписи сказки, исполни темп - Речевое творчество по сказке (дополнение персонажей) - Чтение сказки по ролям - Рисование героев - Нравственный урок «В тесноте, да не в обиде» - Изготовление персонажей из коробок - Этюды и упражнения на развитие эмоций - Игра на имитацию движений - Игра разминка для голоса «Кто как кричит» - Этюды на выражение эмоций - Х/игра «Мыши на лугу» | - Игры на развитие речевого дыхания, силы голоса «Ветер», «Сосчитай игрушки» - Игры и упражнения на развитие мелкой моторики и чувства ритма - Упражнение на опору дыхания «Птичий двор» - Творческие игры со словами «Вкусные слова» -Упражнения на развитие артикуляции. | - Пересказ по картинкам - Рисование героев - Игры на развитие мелкой моторики (перчаточный театр) - Разыгрывание мини-сценки по ролям - Игра «Изобрази героя – голосом, движением» | Привлечь родителей к созданию персонажей для варежкого театра к сказке «теремок» Помощь родителей в усовершенствовании ширмы |
ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ | Верховые куклы (куклы ложки) | «Снегурочка» - Чтение сказки - Пересказ текста с использованием театра на фланелеграфе - Рисование героев, атрибуты к сказке - Игры и упражнения на подражание - Д/игры «Разрывные картинки», загадки - Игры и упражнения на развитие социально-эмоциональной сферы - Этюды на выразительность эмоций и пластики - П/игра «Найди свою пару» - Упражнения на развитие моторики рук, необходимой для свободного кукловождения | - Игры и упражнение на развитие речевого выдоха «Сосчитай ступеньки», «продолжи предложение» - Развитие мелкой моторики и чувства ритма «Зима» - Строим диалог «Вопрос – ответ» - Чистоговорки и скороговорки на развитие дикции | - Пересказ текста по серии сюжетных картинок - Театр игрушек - Разыгрывание мини-сценки по ролям - Игры на развитие эмоций - Упражнение на развитие моторики «Цыпленок и утенок» - Работа со штоковыми куклами | Помощь в изготовление декораций к сказке «Снегурочка» Домашнее задание: сходить с детьми на кукольный спектакль, записать впечатление о посещение театра |
МАРТ - АПРЕЛЬ | Игра - драматизация | «Кошкин дом» - Рассказывание сказки «Кошкин дом» - Просмотр мультфильма - Пересказ сказки с использованием атрибутов (театр на фланелеграфе) - Слушание кассеты «Театральные шумы» - Рисование животных - герои сказки - Этюды на развитие эмоций «Встреча с другом», «Любопытный» - Создание декораций, изготовление пригласительных билетов и афиш. | - Развитие речевого дыхания :упражнение «Шар», «Насос» - Упражнение на развитие умения изменять силу голоса «Тихо-громко» - Игры на развитие слухового внимания (инструменты шумового театра) - Творческие игры со словами «Вопрос-ответ», «Придумай диалог» - Упражнения на развитие двигательных способностей «Разговор с лесом», «баба Яга» -Игры на развитие речевого дыхания «Приятный запах» . | - Работа над развитием интонационной выразительностью - Игра «Подскажи словечко» - Упражнение на развитие пластической выразительности - Работа у зеркало (эмоции) - Пересказ текста с помощью атрибутов театра игрушек | Пошив костюмов Показ спектакля для родителей |
МАЙ | Викторина | «Мы любим сказки» - Проведение викторины - Драматизация любимой сказки - Награждение | - Игра «Веселые стихи» - Игры на развитие диапазона голоса «Чудо-лесенка», «Самолет» - Творческие игры со словами «Фантазии о …» - Игры на развитие диалогической речи «Веселые диалоги», «Диалогические скороговорки» | - Показ отрывков из сказки (по желанию) с использованием различных видов театра |
Предположительные результаты детей:
1. Дети должны владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
2. Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
3. Проявлять интерес, желание к театральному искусству.
4. Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.
Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность
Приложение 5
Дата: 2019-07-24, просмотров: 337.