Е. Тиличеевой «Пляшущий зайчик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», В. Герчика «Заводная лошадка».
В процессе наблюдения и анкетирования было выявлено:
В играх – драматизациях дети занимают следующие позиции:
все дети в группе — «зрители» (20 человек),
среди них «зритель – режиссер» — 3 чел.,
«зритель – актер» — 10 чел.,
«зритель – актер – режиссер» — 5 чел,
явная позиция «зритель» — 2 чел..
«Зритель – режиссер» — 15 %, «Зритель – актер» -50 %, «Зритель – актер – режиссер» — 25 %, только « зритель» — 10 %.
В творческих заданиях на выявление актерских умений дети легче справлялись с заданиями на пантомиму «Покажи», с ритмическим заданием «Прохлопай свое имя», музыкальным заданием.
Тяжелее детям дались задания, связанные с интонацией, тембром речи, скороговорками.
Полностью справились со всеми заданиями – 7 чел (35%),
частично – 11 чел (55%),
не справились совсем –2 чел.(10%).
Дети несколько пассивны, зажаты, не могут полностью раскрепоститься, «вжиться в роль», инициаторами игр выступают одни и те же дети, они же играют главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могут объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Радует, что восприятие происходящих событий, сопереживание героям развито у всех детей. Актерские умения у детей развиты не в достаточной степени. Большинство детей с радостью принимают роль, но не умеют активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизируют.
Формирующий эксперимент.
Цель — предполагает обучение детей на основе разработанной педагогом-исследователем оригинальной методики, отличающийся от традиционных подходов, и ее апробацию с целью выявления эффективности. Исходя из данных анкетирования, собеседований, диагностики составлен перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (Приложение 3).
В начале учебного года был составлен план работы кружка «Сказочное лукошко» по определенным темам: “Книги — наши друзья”, “Волшебница Осень”, “Весна”, “В гостях у сказки”. Запланировали показ сказки “По щучьему велению. Занятия проводились с детьми старшей группы, продолжается работа в подготовительной группе. Занятия проводились со всей группой по 30-40 мин. На первых занятиях говорили о театре, о том, как он возник, знакомились с Петрушкой. Некоторые занятия и подготовка к спектаклям проводились с музыкальным сопровождением. Занятия всегда начинались с переклички. Дети по очереди выходили на сцену и называли свое имя и фамилию. Учились кланяться, вселяя уверенность в себе, учились не бояться говорить. Занятия строились на технике речи — чистоговорки, разминки языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки, разминки пальцев, жестикуляция… Особую роль уделялась развитию у детей мимики и жестикуляции… Проводились игры “Веселые превращения”, “Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери», “Игры с воображаемыми предметами” (с мячом, с куклой и др.).В ходе занятий применялось чтение художественной литературы, вместе с детьми сочиняли истории, играли в развивающие игры “Мое настроение ”, игры-драматизации: “На лесной поляне”, “На болоте”, проигрывали мини-этюды, пантомимы, проводили конкурсы литературной викторины, которые вызывали у детей большой восторг. Использовали шапочки, костюмы, атрибуты, магнитофонные записи, а также привлекали родителей к изготовлению костюмов и декорации для спектаклей.
Знакомились с произведениями детских писателей К.И.Чуковского. С.Я.Маршака, А.Л.Барто. В театрализованной игре начали использовать русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова. После их прочтения проводилось обсуждение произведения, в ходе которого дети выявляли характер героев и как можно его показать, проиграть. Проводились развивающие игры “Что ты слышишь за окном?”, “Передай позу”, “Летает — не летает”, “Растет — не растет”, “Живой телефон”, которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движения, воображение и фантазию. Применялись упражнения и этюды: “Угадай, что я делаю?”, “Превращение детей” (в насекомых, в зверей), проигрывали этюды на основные эмоции “ГРУСТЬ”, “РАДОСТЬ”, “ГНЕВ”, “УДИВЛЕНИЕ”, “СТРАХ”… Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Проводились игры на жестикуляцию “УХОДИ”, “СОГЛАСИЕ”, “ПРОСЬБА”, “ОТКАЗ”, “ПЛАЧ”, “ПРОЩАНИЕ”. А также игры по технике речи, “Зарядка для язычка”, “Цоканье”, “Достань язычком губу, нос, щечку” и на дыхание: “Эхо”. “Ветер”, на развитие фантазии “Продолжи сказку”. Большую роль уделялась работе над спектаклем. Сначала выбирали с детьми сказки, которые хотели бы поставить. Распределяли роли по желанию детей. Дети с удовольствием заучивали роли в стихах. Затем шла работа с текстом над отдельными эпизодами. В работе над ролью, старались, чтобы дети самостоятельно учились применять жесты и выражать мимикой характер и настроение героев. Соединяли различные эпизоды сказки с сопровождением музыкального инструмента. Заключительный этапом подготовки спектакля был повторный показ и генеральная репетиция. Вместе с родителями изготовляли костюмы и декорации к постановкам. По словам родителей, после занятий их дети стали более эмоциональными, более раскрепощенными и выразительными. Показывали свои сказки детям младших групп, очень понравилось. А как дети радовались аплодисментам, сколько в их глазах при этом было счастья! Особый интерес проявляется, когда они сами играют свои роли и ждут новых репетиций.
В занятия по театрализованной деятельности включаем:
— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации;
— упражнения по дикции;
— задания для развития речевой интонационной выразительности;
— игры-превращения («учим владеть своим телом»), образные упражнения;
— упражнения на развитие детской пластики;
— упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
— театральные этюды;
— отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
— репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок. Работая над артистическими способностями детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого мы фиксируем результаты:
1. диагностика (октябрь — май);
2. постановка кукольных спектаклей;
3. драматизация сказок;
проведение праздников (в течение года), конкурсов, концертов.
Контрольный эксперимент
На этом этапе используются те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте, чтобы сопоставить результаты обследования исспытуемых или условий их развития. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности применяемых методик.
Диагностика игровых позиций детей. (май) (приложение 4)
В играх – драматизациях дети занимают следующие позиции:
«зритель – актер» — 10чел.,
«зритель – актер – режиссер» — 9чел,
«зритель –режиссер» — 1чел,
в общем — позицию «актер» -19 чел.
«Зритель – режиссер» — 5 %, «Зритель – актер» -50 %, «Зритель – актер – режиссер» — 45 %. В общем — позицию «актер» — 95%.
В творческих заданиях на выявление актерских умений
дети полностью справились со всеми заданиями — 14 чел (70%), частично 6 чел. (30%).
На начальном этапе нашей работы по театрализованной деятельности провели мониторинг по методике диагностики творческих способностей для детей 5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев) (Приложение 5)
По результатам мониторинга на начальном этапе работы мы выявили такие результаты: низкий уровень 35%, средний 55% и высокий 10%, Как показывают результаты, дети испытывали значительные сложности при выполнении практически всех диагностических заданий.
На заключительном этапе результаты заметно изменились средний показатель 55% , высокий 45% усвоения программного материала.
В результате целенаправленной работы по организации театрализованной деятельности дети:
умеют: разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций; чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией;
знают: некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, и др.); некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, настольным, теневым.
Анализ сравнительных результатов общего показателя позволяет говорить о наметившейся положительной динамике в его формировании и отмечается качественный рост. Таким образом, результаты показывают, что работа по театрализованной деятельности проводилась планово, целенаправленно и систематично.
Выводы
В ходе нашего практического исследования мы выявили следующее:
1. Анализ результатов группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности проведенной работы по развитию актерских способностей детей.
2. Специально применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий, дают вполне ощутимый положительный результат.
3. Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень позиции «актер» повысился на 20%,
уровень развития актерских способностей детей повысился на 35%.
4. Развитие творческих возможностей – процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка. У всех ребят исследуемой группы произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными в играх, способными к принятию самостоятельного решения. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению. У детей продолжают развиваться нравственно – коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца), формируется положительное отношение к театрализованным играм. Происходит постепенный переход ребенка от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов. Конечно, все эти особенности отмечаются у детей пока еще только на занятиях. Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. Появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи, мимике, пантомиме). Появилось желание придумать сказку, историю, сочинить танец. Развивая актерские способности, творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных особенностей, мы должны чутко улавливать особенности каждого ребенка, строить все воздействия с их учетом. Результаты проведенного формирующего эксперимента с использованием указанных выше диагностических методов убедительно продемонстрировали значительную роль детской театрализованной игры для развития актерских способностей. Экспериментальная группа улучшила свои результаты по всем пунктам проводимого исследования.
Заключение.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческиеспособности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей вовсе времена. Очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию актерских способностей в дошкольном возрасте. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность. На наш взгляд, необходимо совершенствовать художественно — эстетическое воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности.
Организованная таким образом работа будет способствовать томy, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Библиография
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.
3. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2001. — №2.
5. Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре.— М., 1994.
6. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.
7. Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.-М., 1982..
8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
9. Основы театральной культуры / Сост. Ю.И.Рубина и др. – М., 1991.
10. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
11. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. – 1983. — №4.
12. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание.- 1997.-№6, 10, 12; 1998-№2.
13. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
31. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.
32. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
Приложение 1
Дата: 2019-07-24, просмотров: 508.