Как живут все люди: я, ты, твои родители, учителя, друзья?
Ты скажешь: «По-разному они все живут». Правильно. Однако есть в их жизни нечто общее.
Жизнь диктует нам свои обстоятельства, свои правила, и мы либо им подчиняемся, либо стараемся подчинить жизнь себе.
Скажем, все обстоятельства жизни говорят тебе, что по математике ты выше тройки не получишь никогда. Можно подчиниться этим обстоятельствам, успокаивая себя незамысловатым вопросом: «А на фига мне математика?» А можно постараться изменить обстоятельства жизни, – скажем, неожиданно для всех за учебником по математике проводить больше времени, чем за компьютером, и заработать четыре балла.
Или, например, обстоятельства жизни категорически подсказывают тебе, что самая красивая девочка класса никогда не обратит на тебя внимания. Можно принять это как данность, опять же успокаивая себя незамысловатым вопросом: «На фига она мне нужна, других, что ли, нет девчонок?» А можно постараться изменить обстоятельства, сделав так, чтобы на тебя обратили внимание.
Это трудно. Подчиняться обстоятельствам всегда легче, чем стараться их сломать.
Как стать физически сильным, знают все: необходимо для начала этого захотеть, а затем – постоянно тренировать мускулы.
Значит, для того чтобы стать сильным духовно, нужно для начала этого захотеть, а затем постоянно тренировать свою духовную силу.
Если совсем честно говорить, то никакой принципиальной разницы между тройкой и четверкой по математике нет. Но если ты хочешь воспитать в себе духовную силу, надо биться над математикой не ради оценки, а ради того, чтобы научиться эти самые жизненные обстоятельства преодолевать.
Все люди, вошедшие в историю человечества своими завоеваниями, открытиями, книгами, работами в театре или кино, – все!!! – умели преодолевать жизненные обстоятельства.
Кивать на стечение каких-то не зависящих от тебя факторов – очень просто. «Я этого не сделал, потому что так сложилось» – практически универсальный рецепт для любого «неделанья». И очень часто в этой фразе нет лжи… Тот же Стивен Уильям Хокинг, согласись, имел полное право сказать что-то подобное.
Но он выбрал другой путь. Выбрал его сам. И победил.
Очень часто сравнивают жизнь с рекой. Есть даже такая устойчивая метафора – «река жизни».
Так вот по этой реке можно плыть, как дощечка, которая случайно попала в воду и послушно несется по течению. А можно – как корабль, который сам себе прокладывает путь. Ему трудно: мешают ветер, бури, подводные рифы, надводные препятствия. Но он плывет своим курсом.
Ты сам должен выбрать, хочешь ли ты быть «дощечкой» или «кораблем»: быть духовно слабым или сильным.
За тебя этот выбор не сделает никто.
Быть «дощечкой» намного проще. Только надо помнить, что в этом случае твоя жизнь будет протекать так, как позволят обстоятельства.
Быть «кораблем» намного сложней. Воспитать в себе духовную силу трудней, чем стать физически сильным. Но только в этом случае ты будешь плыть по жизни самостоятельно и, возможно, достигнешь тех целей, которые до тебя никто даже и не видел.
Это твоя жизнь – выбирай!
Для того чтобы достигнуть чего-то в жизни, нужно учиться.
Эту незамысловатую истину тебе столько раз повторяли, что, думаю, она уже у тебя вызывает изжогу…
И поэтому я с некоторым страхом перехожу к следующей главе.
Про учебу – по-честному
Пожалуйста, я тебя очень прошу, практически умоляю: ПРОЧИТАЙ ЭТУ ГЛАВУ.
Сын мой – мой соавтор – говорил мне: «Не писал бы ты, отец, про учебу да про учение… Так нас этими разговорами достали – просто сил уже никаких нет совсем…»
Но все равно, пожалуйста, даже если не захочется тебе эту главу читать, захочется пролистнуть, а ты возьми да прочти.
Обещаю, что не буду тебя поучать, а поведу разговор честный и важный.
Я буду стараться, чтобы тебе не был скучен и этот наш разговор.
Договорились?
Договорились, а?
Остался тут? Не пролистнул? Вот спасибо тебе большое.
Есть, конечно, такие уникальные люди, которые очень любят ходить в школу. Просыпаются с утра пораньше, делают зарядку и со счастливыми улыбками на лицах мчатся в школу за знаниями. Прям так хотят знания получать – сил никаких нет.
«Не надо, мне тусовок с танцами и компьютеров с играми, – бывает, говорят такие люди. – Дайте мне лучше задач математических, да диктанты подиктуйте, чтоб – поболее и посложней».
Такие люди есть, говорят. Мне самому, правда, видеть не приходилось, но кое-где такие индивидуумы встречаются.
Подавляющее большинство детей в школу ходить не любят.
Почему?
Рано вставать неохота?
Но ведь, если надо ехать с родителями в Египет или в еще какую распрекрасную страну, рано утром встается легко, непринужденно и даже весело.
Значит, дело не в этом. А в чем?
Жизнь в подавляющем большинстве школ идет по своим собственным законам, которые не имеют ничего общего с теми правилами, по которым идет остальная жизнь.
Например, в жизни, как известно, встречаются люди умные и глупые. А в школе умными и глупыми бывают только ученики. Почему-то так считается, что учитель дураком быть не может. Странное дело получается: везде дураки обитают, а в среду педагогов, вроде как, не заглядывают… Так же ведь не может быть!
Или еще странность. Вот если на улице к тебе подойдет незнакомый человек и скажет какую-нибудь гадость – ты или ответишь ему, или отойдешь, но вслушиваться в текст не будешь. В школе же ты должен выслушивать все, что тебе говорит учитель, при этом – хорошо бы еще потупить глаза (сыграв смирение), а то можно и замечание в дневник схлопотать.
Наверное, родители нередко говорят тебе: мол, школа – это твоя работа… Как будто не понимают родители: работу ведь человек, как правило, сам себе выбирает, а в школе ты вовсе не выбираешь, какие предметы тебе учить, а какие – нет.
Если взрослый человек занимается нелюбимым делом – это трагедия. А если ребенка заставляют учить нелюбимые предметы – это считается нормальным.
Конечно, есть хорошие школы и есть хорошие учителя. Но в целом ситуация, надо признать, – малосимпатичная.
Поэтому,
главное умение, которое ребенок должен приобрести в школе, – это умение терпеть .
Надо ли говорить, что это умение важное и для дальнейшей жизни необходимое? К сожалению, в жизни нередко приходится терпеть – делать то, что тебе не хочется, но необходимо.
Ты не можешь изменить положение в школе. Ты не можешь дураку учителю сказать, что он – дурак. Ты не можешь не решать задачи по математике, даже если твердо решил стать, скажем, писателем или журналистом.
Что остается? Остается терпеть.
Но все-таки, согласись, глупо в течение одиннадцати лет заниматься в школе одним лишь обучением терпению, да еще тем, что находить друзей, влюбляться и предаваться иным прекрасным занятиям.
Надо все-таки эти годы как-то постараться использовать с пользой.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 278.