Если ты не пролистнул эту главу, значит, ты принадлежишь к тем людям, которые ни за что на свете не станут надевать на себя даже самую красивую вещь, если она вышла из моды.
Великая Коко Шанель – француженка, которая на века уже, наверное, останется одним из главных символов моды – как-то на досуге подумала да и сообщила: «Мода – это то, что выходит из моды».
Права Коко! Права Шанель!
Мода – штука временная. То, что еще вчера красиво называлось «криком моды», сегодня валяется в самом дальнем углу шкафа, никому не нужное.
Мода – явление таинственное. Очень трудно понять, почему женщины сегодня носят мини-юбки, а завтра – макси. Почему мужчины сегодня завязывают на галстуке крупный узел, а завтра надевают узкий галстук-селедочку, сияя от того, что им удалось не отстать от модных тенденций.
Знаменитый французский социолог Гийом Эрнер, автор бестселлера «Жертвы моды?» (кстати, очень советую почитать), заметил: «Нет простого правила, позволяющего объяснить элементарную вещь: почему люди, которые друг друга не знают и разделены иногда тысячами километров, выбирают схожую манеру одеваться. Ведь ничто их к тому не принуждает».
Поразительно, правда? Незнакомые люди по доброй, замечу, воле вдруг начинают одеваться похоже…
Но Бог с ними, с проблемами мировыми, ты – лично ты, читатель моей книжки, когда-нибудь задумывался над тем, что заставляет тебя одеваться по моде? Почему тебя так бесит, если мама заставляет надевать платье, которое вышло из моды? Почему ты, забыв про вежливость, кричишь, например: «Сейчас ботинки никто не носит! Мне нужны кеды»?
Скажи, пожалуйста, а как ты одеваешься дома, когда тебя никто не видит, кроме близких? На то, во что одеваться дома, люди особого внимания не обращают, дома быть модным не так важно, не так ли?
Человек думает о том, что модно, а что нет, только тогда, когда становится участником спектакля под названием «жизнь».
Тому, кто хочет одеваться по моде, необходим зритель.
И он это делает не только и даже не столько для того, чтобы потрясти других, его цель – чтобы другие люди увидели в нем своего.
Модный человек как бы кричит:
– Я свой! Я – такой же, как вы! Я – современный!
Мода – это диктатор.
Ты наверняка слышал выражение: сегодня мода диктует то-то и то-то.
Вот скажи мне честно, ты любишь диктанты?
Почему-то мне кажется, что не очень: противно записывать чужие мысли, да еще думать о том, чтобы не наделать ошибок.
К диктату моды – равно как и к диктату политиков, родителей, да кого угодно – надо относиться с осторожностью. Человек, который надевает вещь только потому, что она – модная, и совершенно не думает о том, идет она ему или нет, – выглядит уродливо.
Как правило, мы говорим «мода» – подразумеваем «одежда». Но модным, между тем, может быть едва ли не все, начиная с аксессуаров и заканчивая едой; начиная с машин и заканчивая развлечениями.
К примеру, буквально на моих глазах модной стала японская и итальянская кухня. Сейчас трудно себе представить, но мой папа, ушедший из жизни в 1986 году, понятия не имел, что такое ролл «Калифорния» и пицца «Маргарита». В свое время модным считалось поесть в «Макдоналдсе», сегодня эта мода выглядит забавно…
Даже профессии бывают модные. Когда я поступил в МГУ, очень модной считалась профессия журналиста, а сейчас – менеджера и экономиста.
Человеку, который легко подчиняется любому диктату моды, не надо думать – ему достаточно просто следить за веяниями моды. Выбор за него совершают другие.
Во все времена мода столь популярна именно потому, что, с одной стороны, всегда очень много людей, которым, что называется, «влом» самим принимать решения, чего бы это ни касалось. А с другой – большинство людей боятся одиночества, а мода – это поразительный и очень универсальный способ как бы крикнуть всем:
– Я – из вашей компании! Давайте будем вместе!
И все бы ничего, но есть, однако, одно но: человеку, который хочет быть похожим на других, очень трудно оставаться самим собой, другими словами: трудно сохранить свой стиль.
Что такое стиль?
По сути, стиль – это непохожесть.
Мы говорим о ком-то, что он выглядит стильно, в том случае, когда этот человек выделяется на общем фоне, когда он не похож на окружающих.
Например, одетый во фрак музыкант, вышедший на сцену играть произведение Моцарта или Баха, не выглядит особенно стильно, даже если его фрак гениально сшит. Но если человек во фраке придет на дискотеку, то про него могут сказать: «Сумасшедший», а могут сказать: «Стильный».
Если ты хочешь выглядеть стильно, ты должен в первую очередь думать не о моде, а о собственном своеобразии.
Можно ли одновременно быть и стильным, и модным?
Можно. Но это очень трудная задача: одеться так же, как все, но при этом сохранить своеобразие, – согласись, не так просто.
Нередко мы называем стильным просто красиво и модно одетого человека. Это не верно.
Стиль – это своеобразие.
Любой гений в искусстве – писатель, живописец, режиссер – создает свой собственный стиль. Если человек, пусть даже талантливо, повторяет то, что до него делали другие, мы не можем называть его гением.
Скажем, «Битлз» создали не просто свой стиль, а целое направление в музыке. Так, как они, до этого не играл никто.
Если тебе не лень, прочитай сначала какое-нибудь стихотворение Державина, а сразу следом – Пушкина. Державин начал творить всего на несколько десятилетий раньше, он даже успел благословить Пушкина. Но, когда читаешь Александра Сергеевича сразу следом за Гавриилом Романовичем, понимаешь, что Пушкин изобрел свой стиль, свой язык, свою манеру повествования.
В искусстве любой гений – в своем деле не меньший изобретатель, чем в своем, скажем, Ньютон или Эдисон.
И когда мы говорим о стиле в обыденной жизни, неплохо бы понимать, что стиль – это тоже изобретение: изобретение человеком его собственного образа.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 271.