Мировая экономика: сущность и формы международных отношений.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мировое хозяйство - это совокупность нац.экономик всех стрна мира. Основа МХ - МРТ (материальная основа).

МХ сложилось через время (географ. открытия, колониальные завоевания, шёлковый путь и к концу 19 в. сложился мировой рынок, к концу 19 в. начали появляться монополии, скачок производственных сил).

Периоды развития МХ: 1. Конец 19 в. - 30-е гг. 20 в.: неуспев сформироваться МХ, в нём сформировался кризис, революция в России, из МХ выпала России. Первая мировая война. Великая эк.депрессия 1929 г.; 2. 40-е - 80-е гг. 20 в.: в России сложился социализм, развитие новой экономики, где плановое ведение хозяйства и гос.собственность. МХ: МКХ(блок НАТА 1949) и МСХ(Варшавский договор). Период холодной войны - противостояние социализма и капитализма в области экономики и идеологии. После Второй мировой войны США не участвовали в боевых действиях, а наживались от военных поставок и помогли восстановиться Европе. К концу 19 в. сформировалась колониальная система, но во Втором периоде был её крах и многие государства получили политическую независимость; 3. 90-е гг. 20 в. - наше время: были достигнуты договорённости со странами НАТА за уничтожение ядерного оружия. Крушение социализма. Все государства взяли курс на развитие рыночной экономики, отношений. Активизация сотрудничества между странами. Формирование международных производительных сил. В России либерализация, подскочили цены, экономика стала открытой. Усиление политических и экономических структур. Распускается Варшавский договор. Конверсия военного производства. Решение соц.-эк. проблем.

Субъекты: 1. Государство: основной субъект МХ. Оно определяет нац.политику, обеспечивает правовые основы развития экономики, регулирует кредитно-денежные отношения, осуществляет развитие инфраструктуры и соц.сферы, защищает экономику от внешнего воздействия - политика протекционизма, способствует повышению эффективности экономики, участвует в производстве ВВП, приобретает товары и услуги, создаёт спрос, выдаёт субсидии. (Страны по уровню эк.развития: развитие 35; развивающиеся 182: НИС - Малайзия, Сингапур, ОПЭК - экспорт нефти, неразвитые; страны с переходной экономикой 30); 2. ТНК - многоотраслевой концерн (30000 штук), появились в 60-е годы 20 в.; 3. МЭО - а)МВФ - содействовать развитию межд.торговли путём устранения ограничений и внедрения обратимости валют, крупный кредитор; б) Мировой банк - фин.корпорация и межд.ассоциация, осуществляет инвестиции в межд.проекты; 4. Межд.интеграционные объединения - ЕС 28, НАФТА, АСЕАН, БРИКС, ШОС), формы интеграции: а)Зона свободной торговли(НАТА); б)Таможенный союз (Россия, Белоруссия, Украина); в)Общий рынок.

Основные показатели МХ: 1. ВНП; 2. Внешнеторговый оборот; 3. Экспортная и импортная квота и т.д.

Тенденции МХ: 1. Глобализация МХ; 2. Мировая экономическая интеграция.

Межд.эк. отношения (МЭО) - это отношения, которые складываются между государствами в процессе их взаимодействия и направлены на реализацию эк. и соц. целей. МЭО включают формы: 1. Межд. торговля; 2. Межд.специализация и кооперация производства; 3. Совместное строительство предприятий; 4. Научно техническое сотрудничество; 5. Вывоз капитала (прямые и портфельные инвестиции); 6. Миграция рабочей силы; 7. Межд.-хоз. организации.

Межд.торговля - форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающие на основе МРТ и выражает их взаимную эк.зависимость. Основные показатели межд.торговли: 1. Внешнеторговый оборот (Экспорт+Импорт); 2. Экспорт (также экспортная квота); 3. Импорт (также импортная квота); 4. Темп роста; 5. Темп роста торговли в сравнении с ростом производства (отмечена одна из тенденций в мировой торговле - удельный вес торговли больше производства); 6. Соотношение основных товаров и услуг; 7. Доля регионов групп стран и отельных стран в межд. торговле и т.д. (70-76% развитые страны в межд.торговле; развивающиеся 20-24%; с переходной экономикой 6-8%).

Из объёма торговли 70% готовая продукция, 25% - сфера услуг.

Межд.торговля в условиях глобализации: 1. Производство ориентируется не на свой нац. рынок, а на мировой; 2. Высокие темпы роста торговли по сравнению с ВВП.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 225.