Макроэкономическое равновесие в модели «доходы-расходы». «Кейнсианский крест».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для характеристики макроэкономического равновесия Кейнс применил модель доходы-расходы: (График)

Исходной точкой модели является прямая из нулевого угла, которая чётко делит пополам. Эта прямая показывает, чем больше спрос, тем больше уровень производства и объём предложения.

Наибольший объём по спросу занимает потребительский спрос.

Е1 - показывает точку равновесия между спросом и предложением, но это вовсе не означает, что AD=AS. Если спрос>предложения, то предложение начинает отставать, цены растут и в стране инфляция. В таком случае на помощь приходит государство и стимулирует рост объёма производства за счёт инвестиций. Кроме того государство для роста производства использует её величину гос.закупок и чистого экспорта.

Эта модель показывает, что производство растёт в зависимости от спроса или доходы растут от расходов. И производство диктует уровень развития экономики. Эта модель называется кейнсианский крест (ВНП по расходам).

Главный вывод из этой модели: расходы определяют уровень производства. Идея Кейнса состоит в том, что: чем больше расходы, тем больше равновесный объём национального дохода. При этом государство должно выполнять координирующую и регулирующую роль, поэтому кейнсианский крест называют теорией эффективности спроса. Эффективный спрос - это совокупный спрос=совокупному предложению.

Главная функция государства: стимулирование потребительских, инвестиционных и гос.расходов на увеличение производства. Всякое увеличение расходов вызывает мультипликационный эффект. Мультипликатор - умножение; показывает на какую величину увеличиваются доходы при изменении расходов хотя бы на одну единицу. M=▲AS/▲AD.

(Прирост дохода сравнивают с изменением воды от расходящихся кругов: например: 1. Государство увеличивает расходы на увеличение военных закупок, директор получил заказ и вызывает работников и им сразу начисляется з/п, предприятие делает заказ на сталь и т.д. (т.е. увеличение ВНП); 2. Круг за потреблением потребительских товаров; 3. В этом кругу магазин делает досрочные заказы; 4. Если много заказов и это уже 4 круг).

Главное в расходах идёт от потребительского рынка и инвестиций. Кроме этого величина расходов растёт за счёт гос.закупок и чистого экспорта.

Гос.расходы - денежные средства на закупки потребительских благ для гос.организаций и армии. Объёмы этих закупок определяются: состоянием гос.бюджета, фискальной (налоговой) политикой, денежно-кредитной политикой.

Государство использует чистый экспорт. На величину чистого экспорта влияют: курс нац.валюты, величина издержек и цен в тех странах, которые торгуют друг с другом (например наши автомобили хуже), конкурентоспособность производимых товаров.

 

Потребление (C) и сбережения (S). Предельная склонность к потреблению и сбережению. Основной психологический закон Кейнса.

Кейнс большое внимание уделял психологическим факторам и их влиянию на макроэкономическое равновесие. Психологические факторы - это реакция отдельных людей на те или иные экономические явления. Кейнс использовал понятия: склонность, ожидание, предпочтение. Склонность - это постоянное влечение, расположение или предрасположение к чему-либо.

Важнейшей частью спроса (ВНП по расходам) является потребительские расходы (величиной ЛРД).

ЛРД: 1. Потребление - это та часть дохода, которая используется на приобретение предметов личного потребления и хоз.услуг (C); 2. Сбережения - это та часть дохода, которая не расходуется, а откладывается для использования в будущем (S).

ЛРД=C + S

Если весь доход полностью затрачивается, тогда график использования доходов будет: (График)

(· - точка показывает, какая величина доходов расходуется, т.е. соотноешение доходов и расходов).

Однако большинство населения не полностью расходует полученный доход. И формируется определённый запас доходов.

Склонность к потреблению и сбережению:

1. Средняя склонность к потреблению: АРС=С / ЛД - показывает долю располагаемого дохода, которую человек или индивид тратит на собственное потребление ( примерно 80%).

2. Средняя склонность к сбережению: АРS=S / ЛД - показывает долю сберегаемых или откладываемых средств в общей сумме личных доходов (примерно 20%).

Кейнс большее внимание уделял изменению потребления и сбережения при изменении величины личного дохода. Для этого вводится понятие предельная склонность к потреблению или сбережению.

1. Предельная склонность к потреблению: МРС=▲С / ▲ЛД - показывает долю прироста расходов на потребление при росте всего дохода (если ЛД растёт, то может не измениться, а можем повысить расходы).

2. Предельная склонность к сбережению: MPS=▲S / ▲ЛД - показывает долю сберегаемых средств в общей величине полученного дохода.

Сумма предельной склонности к потреблению и сбережению: МРС + MPS = 1

По этому можно выразить один показатель через другой: МРС = 1 - MPS; MPS= 1 - МРС/

Вывод: -Если МРС=0, то весь прирост дохода будет сберегаться; - если МРС=1, то весь прирост дохода потребляется и не накапливается ничего; - если МРС>0, но <1, тогда весь прирост дохода распадается на потребление и сбережение в соответствующих пропорциях (4:1 C:S).

Разделение прироста дохода на предельные величины потребления и сбережения позволили Кейнсу обосновать главный психологический закон «Склонность отдельных людей к потреблению и сбережению»: если растёт располагаемый доход, то доля дохода используемого на потребление может также расти, но всегда в меньше степени, чем рост дохода.

В практике возникает ситуация, когда величина потребления остаётся на одинаковом уровне независимо от величины дохода, такая величина расходов называется автономные расходы - устойчивые, постоянные расходы независимо как меняются доходы населения (Например: мы всегда едим мясо): (График)

В результате действия психологического закона образуется 2 тенденции: 1. Рост сбережений; 2. Рост потребления.

Величину сбережения и потребления прежде всего определяет величина дохода, однако есть и доп. факторы влияющие на прием потребления и сбережения: богатство накопленное в домашних условиях, уровень цен на предметы потребления, эк.ожидания (например подсчитать, что скоро будет эк.рост, кризис, инфляция), возможность получения кредитов, потребительская задолженность по прошлым кредитам, уровень налогообложения (чем больше налоги, тем меньше возможности потреблять и сберегать).

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 255.