Внешнеполитические связи Афганистана и Казахстана
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

12-15 января с.г. состоялся официальный визит делегации Казахстана в Кабул. Делегацию, в которую входили представители внешнеполитического ведомства и министерства обороны, возглавил Вице-Министр иностранных дел К.Абусеитов.

Основная цель визита заключалась в установлении политических контактов с новым руководством страны и налаживании двусторонних отношений. Важно подчеркнуть беспристрастный подход Республики Казахстан к урегулированию в Афганистане и чистые намерения нашего государства способствовать продолжению межафганского диалога по государственному строительству, достижению мира и согласия в стране.

В ходе визита состоялись переговоры казахстанской делегации с главой Временного правительства Афганистана Х.Карзай, руководителями министерств иностранных дел, обороны, внутренних дел, планирования, восстановительных работ. Также проведены встречи с главами дипломатических миссий США, России, Ирана, Турции, Китая, Великобритании и специальным представителем Генерального секретаря ООН по Афганистану – главой специальной миссии ООН в Афганистане Л.Брахими.

В ходе переговоров и встреч афганское руководство было ознакомлено с ходом политических и социально-экономических преобразований в Казахстане, подходами Республики Казахстан к урегулированию ситуации в Афганистане, изложенными в «Позиции Казахстана в урегулировании ситуации в Афганистане» от 24.12.2001 и распространенном в качестве официального документа в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности ООН. Отмечалась важность для Казахстана вопроса борьбы с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, нелегальной миграции. Состоялся заинтересованный обмен мнениями о дальнейшем развитии афганского общества, планах и намерениях руководства Временного правительства Афганистана, в том числе относительно перспектив взаимоотношений с международными миротворческими силами и международного сотрудничества в постконфликтный период. В этой связи отмечалась возможность участия казахстанского миротворческого батальона «Казбат» в рамках международных сил содействия безопасности в Афганистане. Предположительно в состав Казбата войдут инженерно-саперный, медицинский взвода и взвод связи.

Также в ходе встреч обсуждался вопрос об открытии дипломатического представительства Республики Казахстан в Кабуле.

Одной из главных тем состоявшихся переговоров и встреч являлось участие Казахстана в оказании гуманитарной помощи Афганистану.

Как известно, Республика Казахстан приглашена для участия в Токийском форуме, посвященном вопросам будущего государственного обустройства страны и оказанию гуманитарной помощи Афганистану международным сообществом.

Республика Казахстан исходит из того, что Афганистан стоит на грани гуманитарной катастрофы и мировому сообществу, наряду с завершением антитеррористической операции, необходимо приложить максимум усилий для решения этого аспекта афганской проблемы. При этом акцентировалось внимание на территориальной близости к Афганистану и потенциальных возможностях нашей республики. В частности, практическим вкладом Казахстана в действие коалиции в Афганистане, особенно в их экономической и гуманитарной фазах, могут быть поставки продовольствия, топлива, стройматериалов, отечественной промышленной продукции и товаров, направление гражданских специалистов, подготовка кадров для Афганистана.

На сегодняшний день Казахстан заключил контракты с ООН на поставку в Афганистан 70 тысячи тонн пшеницы, из которых уже поставлено 25 тыс.тонн. В качестве безвозмездной продовольственной гуманитарной помощи Казахстан поставит в Афганистан 3 тысячи тонн пшеницы. В перспективе возможно, и это отмечалось в ходе переговоров, участие Афганистана в специальной программе ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА), нацеленной на укрепление экономических связей между центральноазиатскими государствами и экономическую интеграцию стран региона с Европой и Азией, с выделением сельского хозяйства в качестве приоритетного направления афганской экономики.

Следует подчеркнуть, что несмотря на представительство во Временном правительстве Афганистана различных фракций и группировок и существующие между ними противоречия, их лидеры едины в необходимости установления мира и спокойствия в стране, консолидации всех сил афганского общества. Первостепенной задачей Афганистана в настоящее время является обеспечение безопасности, что включает в себя послевоенное восстановление и искоренение угроз для мирного развития.

Для Казахстана мир в Афганистане означает мир вне Афганистана, то есть в этом заключен основной фактор устойчивого мира и стабильности в региональном и глобальном контекстах. Именно поэтому Казахстан будет продолжать активное содействие в благополучном разрешении афганской проблемы. В целом визит казахстанской делегации – первой официальной делегации из стран региона - вновь подтвердил неизменность позиций РК по вопросам региональной безопасности и нашу готовность оказать всемерное содействие становлению мирного и процветающего Афганистана.

Заключение

 

Со времени вторжения советских войск в Афганистан в конце декабря 1979 г. интерес международного сообщества к проблемам Афганистана и Средней Азии неизменно возрастал. После беспрецедентных террористических актов в ряде городов США 11 сентября 2001 г. отношение мирового сообщества к этой отдаленной части азиатского континента в корне изменилось. Напомню вкратце основные события, благодаря которым возросло значение как Афганистана, так и пяти среднеазиатских республик.

Взятие Кабула крупным контингентом советских воздушно-десантных войск возвестило захват Советским Союзом этого со всех сторон окруженного сушей азиатского государства, зажатого между Ираном, среднеазиатской частью СССР, Китаем и Пакистаном[9]. Мир воспринял советскую наступательную операцию в Афганистане как уверенный шаг для достижения давно вынашиваемых Москвой имперских планов расширения своих границ в сторону Юго-Восточной Азии для получения выхода к Индийскому океану. Поэтому не только ближайшие соседи Афганистана, такие, как Пакистан и Иран, но и более или менее отдаленные участники событий в регионе, например, Саудовская Аравия и США, закачивали в Афганистан огромные суммы денег, оружия и опыта для противодействия советскому продвижению.

14 апреля 1988 г., почти десятилетие спустя со времени своего неудачного, но чрезвычайно дорогостоящего, кровавого и разрушительного вторжения, начался вывод советских войск из Афганистана. Он знаменовал крупнейшее международное поражение советской военной машины. В то же время, это военное поражение также было и важнейшим политическим провалом колониального владычества Москвы над многими национальными республиками СССР и странами Варшавского договора. Таким образом, афганская авантюра ускорила распад Советского Союза и крах коммунистических режимов в находившихся под пятой Москвы странах Восточной Европы.

Хотя многие республики Советского Союза провозгласили независимость в 1991 г., официальное объявление о прекращении существования Советского Союза относится к 25 декабря 1991[10]. В марте 1992 г. пять республик Средней Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), наряду с другими бывшими советскими республиками, стали членами ООН. Огромные энергетические ресурсы (нефти и природного газа) государств Центральной Азии привлекли внимание многих стран, в том числе США, стран ЕС, Японии, Китая, России, Ирана и Турции. Такие крупнейшие нефтяные компании США, как "Шеврон" и "Юнокал", приобрели значительные доли акций нефтяных месторождений, соответственно, Казахстана и Туркменистана. Несмотря на появление на международной политической арене новых независимых государств Центральной Азии, Афганистан глубоко увяз в гражданской войне между различными этническими вооруженными группировками, в основном выступавшими под знаменами Ислама. В эти затяжные внутренние афганские раздоры в той или иной степени были вовлечены Пакистан (поддерживаемый США и Саудовской Аравией), Иран, Россия, Китай, Индия и Турция.

Вооруженная группировка талибов, на которую ранее мало кто обращал внимание, 5 ноября 1994 г. взяла город Кандагар на юге Афганистана и с удивительной быстротой захватила многие другие города, а затем 27 сентября 1996 г. взяла столицу - Кабул. Позднее стало известно, что за созданием движения "Талибан" и его приходом к власти в Афганистане стоял Пакистан. Устав от затяжной борьбы группировок в Афганистане, США взяли курс на поощрение пакистанского плана предоставления широкой военной поддержки талибам и прихода к власти в Кабуле зависимого от Пакистана режима. В то время считалось, что талибы - единственная сила, которая может обеспечить единство Афганистана. Американская нефтяная компания "Юнокал" активно спонсировала режим талибов в надежде провести безопасный нефтепровод от месторождений в Туркменистане через территорию Афганистана и Пакистана к Индийскому океану.

Явным поворотным моментом в политике США в Афганистане стали взрывы, прогремевшие 7 августа 1998 г. в посольствах США в столице Танзании Дар-Эс-Саламе и в столице Кении Найроби, предполагаемый организатор которых - Осама бин Ладен. С этого дня США отмежевались от пакистанского плана поддержки режима талибов, но не смогли добиться от пакистанского руководства эту поддержку прекратить. 26 февраля 2001 верховный глава Мулла Мухаммед Омар объявил о планирующемся уничтожении всех скульптур до-исламского периода на территории контролируемых талибами районов Афганистана.

Среди подлежавших уничтожению скульптур находились две огромные статуи стоячего Будды, высеченные в скале у Бамийана, которые были взорваны 2 марта 2001 г. после пятничных молитв. Ни взрывы американских дипломатических учреждений в Африке, ни уничтожение гигантских буддийских статуй в Афганистане не смогли открыть международному сообществу глаза на опасность, которую представляли для всего мира режим талибов и его главный защитник Осама бин Ладен.

Лишь после потрясших весь мир нападений террористов на башни нью-йоркского Международно-торгового центра и Пентагона в г. Вашингтоне США резко изменили свой курс в отношении Афганистана, приняв смелое решение покончить с режимом талибов и схватить Осаму бин Ладена. Массированное вторжение США в регион обернулось развертыванием американских войск в Афганистане, Узбекистане и Кыргызстане, а также отправкой вооруженных частей либо военных советников США в Таджикистан и Грузию. Таким образом, после российского (Таджикистан) и китайского (Синцзянь-Уйгурская автономная область) военного присутствия США превратились в третью военную державу в Центральной Азии.

Если мировое сообщество прислушается к предупреждениям этих и множества других мудрых ученых, то поймет, что афганская дилемма - дело рук как внутренних, так и внешних сил, превративших эту прекрасную землю (джаннат) в ад (джаханнам)[11]. Поэтому для мирного решения этого затянувшегося конфликта требуется подлинная добрая воля со стороны всех сторон по трем нижеследующим пунктам:

1. Признание Афганистана многоэтнической страной, которое не приведет к ее фрагментации по этническому признаку, но сохранит ее единство, обеспечив всем национальным группам равное участие в государственных делах на всех уровнях. Говоря о национальных группах Афганистана, один немецкий ученый указывает на то, что "они ведут борьбу за сохранение своей культурной и религиозной автономии на местном уровне, а не за дезинтеграцию" страны.

2. Переход к федеративной структуре управления, основанной на демократических принципах, который способен предоставить всем национальным группам полное самоуправление, тем самым сохранив единство страны и способствовав уменьшению раздоров между этими группами.

3. Региональное сотрудничество вместо регионального соперничества: вражда между Ираном и Пакистаном, Ираном и США, Пакистаном и Индией вокруг Афганистана и республик Центральной Азии неизменно оборачивается бедой - как в прошлом, так и в настоящем. Афганистан мог бы стать опытным полигоном сотрудничества между США, Пакистаном, Ираном, Туркменистаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Китаем, Индией, Саудовской Аравией, Турцией, Россией, а, возможно, и другими странами в восстановлении страны.

После того, как афганские авантюры Советского Союза и Пакистана на тяжком опыте доказали, что вмешательство на стороне лишь одной из сил в долгосрочном плане не способно никому принести выгоды, сегодня у стран, причастных к афганской трагедии, имеется реальная возможность направить ход истории по пути долгожданного регионального сотрудничества и безопасности на азиатском континенте. Будем надеяться, что прозвучавшая в словах афгано-таджикского лидера Ахмада шаха Масуда убежденность впервые станет реальностью: "Мы не будем пешками в чужой игре, мы всегда будем Афганистаном!"[12].

События прошлого могут помочь в решении сегодняшних проблем, если мы извлечем уроки из истории. Центральноазиатский регион связан с Афганистаном географически, этнически, исторически, политически и экономически. На протяжении последней четверти века после советского вторжения в Афганистан политические судьбы Центральноазиатских республик и Афганистана были в определенной степени взаимосвязаны.

Последние два года продемонстрировали угрозы для безопасности республик Центральной Азии исламских повстанцев, базирующихся на афганской земле и поддерживаемых талибами. Сотрудничество между государствами Центральной Азии и Афганистаном жизненно необходимо для обеспечения обоюдной безопасности и развития в различных сферах, включая политическую, экономическую и культурную.

Во-первых, обе стороны на протяжении древней и средневековой истории были связаны знаменитым Шелковым путем. Земли Афганистана и Центральной Азии породили множество царств и империй - Белых гуннов, Саманидов, Караханидов, Газневидов, Тимуридов, Бабура. Сегодня имеющиеся у государств Центральной Азии гигантские запасы нефти и природного газа требуют наличия многочисленных путей, включая афганский. Экономическое сотрудничество - назревшая необходимость для обеих сторон.

Второй жизненно важный аспект национального вопроса в Афганистане заключается в том, что у многих национальных групп этой страны есть собратья в Центральной Азии: ближайшие родичи афганцев - таджики, узбеки и туркмены - проживают в трех независимых государствах Центральной Азии, граничащих на севере с Афганистаном (Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан). В силу этого северные районы Афганистана веками в культурном и языковом отношении тесно связаны с южными районами Центральной Азии. Этот факт чрезвычайно важен для установления сотрудничества между двумя регионами в различных областях.

Политически, государства Центральной Азии на ранней стадии советской власти были созданы как многонациональные республики. Затяжная гражданская война в Афганистане, развернувшаяся во время и после советского вторжения, в политическом плане способствовала обострению этнического самосознания всех населяющих страну групп. Поэтому государства Центральной Азии могли бы послужить для сегодняшнего Афганистана очень хорошим образцом достижения равновесия этнических сил в многоэтническом контексте.

В то время как в государствах Центральной Азии процесс национального строительства продолжается со времени распада бывшего Советского Союза, в пост-талибском Афганистане он только начинается. Развитие этих процессов в ближайшем будущем зависит от соотношения двух "наборов" игроков. К первому из них, разумеется, относятся народы Центральной Азии и Афганистана, которые должны сами распорядиться своей судьбой. Ко второму - внешние силы, действующие как в самих Афганистане и Центральной Азии, так и вокруг них, которые будут стремиться к реализации собственных интересов в обоих регионах. На самом деле оба они нуждаются друг в друге. Однако, Афганистан и государства Центральной Азии испытывают потребность в значительно более тесном взаимодействии. Но необходимое сотрудничество между Афганистаном и Центральной Азией может строиться лишь на взаимном доверии и уважении, а также на основе демократии и прав человека.



Список использованной литературы

 

1. Назарбаев Н. А. Критическое десятилетие. - Алматы: Атамура, 2003. - 240 стр.

2. Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализа­ции.- Алматы: АО «САК», НП ПИК «GAUHAR» 2000.- 584 с.

3. Решение от 22 января 1993 года «О мерах по стабилизации обстановки на участке государственной границы Республики Таджикистан с Афганистаном»

4. Соглашение о совместной деятельности по розыску и освобождению граждан бывшего Союза ССР, попавших в плен и пропавших без вести в период войны в Афганистане и военных конфликтов в других странах (Минск, 28 апреля 1993 г.)

5. Соглашение о государственной социальной помощи членам семей военнослужащих, погибших в Афганистане и других государствах, в которых велись боевые действия (г. Москва, 24 сентября 1993 года)

6. Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 28 февраля 1995 года № 315-XIII «О ратификации Соглашения о государственной социальной помощи членам семей военнослужащих, погибших в Афганистане и других государствах, в которых велись боевые действия»

7. Протокол рабочей встречи Председателя Таможенного комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан М. Нукенова с Поверенным в делах Исламского государства Афганистан в г. Алматы г-ном Азизуллой (г. Астана, 28 июня 2000 г.)

8. Указ Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года №855 «Об открытии Дипломатической миссии Республики Казахстан в Афганистане»

9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2002 года № 1353 «О создании Межведомственной комиссии по выработке предложений по оказанию помощи Афганистану»

10. Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2003 года № 261 «О заключении Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Переходного Исламского Государства Афганистан о торгово-экономическом сотрудничестве»

11. Проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Переходного Исламского Государства Афганистан о торгово-экономическом сотрудничестве (18 марта 2003 года)

12. Американцы и не могли за год решить все проблемы Афганистана // Известия, 2 декабря 2002

13. Верстяков В. «Афганский дневник» - Москва, Воениздат. 1993 г.

14. Вестад О. А. Накануне ввода советских войск в Афганистан. / Новая и новейшая история, № 2, 1994 г.

15. Виноградов Б., «Афганистан после нас» // Известия 1995. 11.11.

16. Высказывание Ахмада Шаха Масуда // “Quotes from Afghan Personalities of Yesterday and Today”

17. Д. Гай, В. Снегирев «Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны» - Москва СП «ИКПА» 1991;

18. Гареев «Моя последняя война» - Москва, ИНСАН, 1996. 432 стр.

19. Давыдов А. Талибы стремятся к власти. / Азия и Африка сегодня, № 7, 1996 г.

20. Документы советского руководства о положении в Афганистане. / Новая и новейшая история, № 3, 1996 г.

21. Г. Егорова, Ю. Филатов. «Афганистан в нашей судьбе» - Москва, Издательство Агенства печати Новости, 1989 г.

22. Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века. - М., 1989

23. Из ответов А. Д. Сахарова на вопросы корреспондентов после возвращения из Горького в Москву. // Известия. 20.12.89.

24. История Афганистана с древнейших времен до наших дней. / Отв. ред. Ю. В. Ганковский. - М., 1982

25. Коргун В. «Страна, уставшая от войн» // Азия и Африка сегодня – 1995 г. № 10.

26. Корниенко Г. М. Как принималось решение о вводе советских войск в Афганистан и их выводе. / Новая и новейшая история, № 3, 1993 г.

27. Кузьмин О. Не столь таинственные талибы. / Азия и Африка сегодня, № 2, 1996 г.

28. Международная жизнь" 1992 г. №2

29. Международные экономика и международные отношения" 1988 г. №7

30. Меримский В. А. Война в Афганистане. Записки участника. / Новая и новейшая история, № 3, 1995 г.

31. На земле Афганистана. Сост. И.М. Дырин, - Москва, Воениздат 1988.

32. "Независимая газета", 1999г., 10 февраля.

33. О международной конференции в Токио. // Казахстанская правда, (21.01.02)

34. В. Островский, А. Уткин «История России 20 век» - Москва «Дрофа» 1999;

35. Пивоваров С. Талибский орнамент на исламском ковре. / Итоги, 8 октября 1996 г.

36. Пономарев В. А. Ислам в Узбекистане, 1989-1995. / Полис, № 2, 1996 г.

37. США делят мир - "Коммерсант-Daily", 1998г., №35.

38. "США и региональные конфликты." - М.:Наука, 1990 г.

39. Советская военная энциклопедия Москва Воениздат 1976;

40. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. - Спб, 1996

41. Умнов А. «Больше, чем ошибка» // Независимая газета 25.04.1998 г. 4. 09.1998 г.

42. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? / Полис, № 1, 1994 г.

43. "Figaro", 13.08.1998г.

44. Foreign Affairs 1979 №3

45. Ian Bremmer and Ray Taras, New States New Politics: Building the Post-Soviet Nations. Cambridge: Cambridge University Press, 1997, p. 82.

46. Sreedhar & Mahendra Ved, Afghan Buzkashi: Power Games and Gamesmen, Vol. 1. Delhi: Wordsmiths, 2000, p. 116.

47. Timur Kocaoglu, “Could Afghanistan Be A Key For Asian Cooperation And Security?” Perceptions (Journal of International Affairs), Volume V, Number 4 (Dec. 2000-Feb. 2001), pp. 106-115.


[1] Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализа­ции.- Алматы: АО «САК», НП ПИК «GAUHAR» 2000.- с.64.

[2] "Figaro", 13.08.1998г.

[3] США делят мир - "Коммерсант-Daily", 1998г., №35.

[4] "Независимая газета", 1999г., 10 февраля.

 

[5] Назарбаев Н. А. Критическое десятилетие. - Алматы: Атамура, 2003. - 240 стр.

 

[6] Из ответов А. Д. Сахарова на вопросы корреспондентов после возвращения из Горького в Москву. // Известия. 20.12.89.

[7] Американцы и не могли за год решить все проблемы Афганистана // Известия, 2 декабря 2002

[8] О международной конференции в Токио. // Казахстанская правда, (21.01.02)

 

[9] Территория Афганистана составляет 647,500 кв. с общей протяженностью границ 5,529 км. - с Пакистаном (2,430 км.), Ираном (936 км.), Туркменистаном (744 км.), Узбекистаном (137 км.), Таджикистаном (1,206 км.) и Китаем (76 км.). См. “UN Non-Paper: A Review of the Options on Embargo of Military Supplies to the Warring Factions in Afghanistan”, цитируемый в: Sreedhar & Mahendra Ved, Afghan Buzkashi: Power Games and Gamesmen, Vol. 1. Delhi: Wordsmiths, 2000, p. 116.

[10] 25 декабря в Кремле был спущен Советский флаг и поднят трехцветный российский. Произошедшая в тот же день отставка Михаила Горбачева означала официальный распад Советского Союза. Российский парламент проголосовал за изменение названия республики с РСФСР на Российскую Федерацию. Россия заняла место СССР в Совете Безопасности ООН. См. Ian Bremmer and Ray Taras, New States New Politics: Building the Post-Soviet Nations. Cambridge: Cambridge University Press, 1997, p. 82.

[11] Timur Kocaoglu, “Could Afghanistan Be A Key For Asian Cooperation And Security?” Perceptions (Journal of International Affairs), Volume V, Number 4 (Dec. 2000-Feb. 2001), pp. 106-115.

 

[12] Высказывание Ахмада Шаха Масуда // “Quotes from Afghan Personalities of Yesterday and Today”


Дата: 2019-07-24, просмотров: 159.