Что мы знаем о той войне, которая длилась 110 месяцев, и ее участниках, погибших в период с 1979 по 1989 годы. Но что же это за страна? Кто начал войну, как она проходила и каковы наши потери?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Большие геополитические изменения происходят на южных рубежах Содружества Независимых Государств, которые связаны с событиями в Афганистане[1]. Эти изменения заключаются в том, что получает завершение третья "Большая игра" между мировыми державами за доминирование в Центральной и Южной Азии.

Как известно, первая "Большая игра" была в конце прошлого - начале нынеш­него веков; тогда происходило геополитическое столкновение Великобритании с Россией, в ходе которого они остановили друг друга в районе Центральной Азии и Афганистана.

Вторая "игра" прошла в период с 1979 по 1989гг. - это была афганская кампания Советского Союза, в которую вмешались США, объявившие Ближ­ний Восток зоной своих жизненно важных интересов.

К ны­нешней третьей "Большой игре", в которой главными игроками продолжают быть все те же державы - Россия и США, - присоединились новые участники: Пакистан, Иран, государства Цент­ральной Азии, Турция, Индия и Китай.

При этом стратегические интересы США в регионе Централь­ной и Южной Азии включают следующее:

1) прокладка нефте- и газопроводов, железных и автомобиль­ных дорог из региона Каспия и Центральной Азии через Афгани­стан в направлении Пакистана и Индии, строительство коммуни­кационных сетей;

2) закрепление на стратегическом плацдарме вблизи азиатских ядерных держав;

3) создание стратегического противовеса по отношению к Рос­сии и Ирану или к вероятному геостратегическому треугольнику Россия - Китай - Иран.

В дни талибовского "блицкрига" осенью 1996г. странным выг­лядело молчание США. Французская "Фигаро", например, точ­но подметила: "На первый взгляд может удивить, что американцы относительно равнодушно следят за развитием событий в Афга­нистане. Ведь обычно США немедленно поднимают голос, услы­шав о том, что где-то у власти оказываются противники прогресса и проявляющие нетерпимость экстремисты разного рода. Однако удивление проходит, когда узнаешь, что афганских талибов уже принимали не только в Госдепартаменте США, но и в нефтяной компании ЮНОКАЛ, с нетерпением ждущей прекращения вой­ны в Афганистане, чтобы приступить к осуществлению своих пла­нов поставок в Индию каспийской нефти"[2]. О стратегических интересах США в рассматриваемом регионе говорит и такой не­маловажный факт, как принятие министерством обороны страны "Плана объединенных командований", согласно которому терри­тория Кавказа и Центральной Азии - потенциальные театры бое­вых действий, как считают авторы плана, - передаются в зону ответственности Центрального командования США с 1 октября 1998г.[3] Таким образом, эта зона будет включать в себя простран­ство, где проходят основные транспортные магистрали и комму­никационные линии региона, а также расположено более 70% всего мирового запаса энергоресурсов.

В этой "Большой игре" России был брошен серьезный вызов, так как она имеет в данном регионе неоспоримые интересы, ко­торые могут быть сформулированы так:

1) сохранить стратегическое присутствие в Центральной и Юж­ной Азии для того, чтобы не допустить перехода Афганистана в сферу исключительного доминирования США;

2) обеспечить свое участие в региональных экономических про­ектах;

3) противостоять угрозе собственной безопасности в связи с проникновением в близлежащее к российской территории геопо­литическое пространство исламского фундаментализма, террориз­ма, контрабанды наркотиков;

4) реабилитировать и восстановить авторитет российского госу­дарства в глазах стран-членов СНГ, проявив твердость и реши­мость в обеспечении неприкосновенности границ Содружества.

Важным региональным игроком является Пакистан, чьи ин­тересы тоже очевидны:

1) приобрести контроль над территорией Афганистана с тем, чтобы обеспечить реализацию проекта ЮНОКАЛ и тому подоб­ных;

2) не допустить усиления влияния Ирана и России в Южной Азии;

3) подготовить плацдарм и опору в лице верных талибов на случай возможного крупномасштабного конфликта с Индией;

4) укрепить стратегическое партнерство с США.[4]

При этом Пакистан категорически отрицает свое прямое участие в войне и отвергает обвинения со стороны Ирана и Рос­сии в стратегической, военной, технической, экономической и моральной поддержке Исламского движения "Талибан" (ИДТ), включая поддержку личным составом.

Факты свидетельствуют о том, что Пакистан прямо заинтере­сован в новом режиме талибов. Ни исламский характер этого ре­жима, ни формы и способы его насаждения не вызывают у Паки­стана особого беспокойства. Вместе с тем вовсе не исключено, что может возникнуть невыгодная для этого государства идея не­зависимого Пуштунистана, ведь в Пакистане проживает около 3 млн. пуштунов. В такой ситуации важно знать, насколько ИДТ управляемо, как долго способен сохраняться режим этого движе­ния и т.д.

Победа ИДТ, влекущая за собой присутствие и закрепле­ние США в регионе Центральной и Южной Азии, совершенно не отвечает интересам Ирана, поскольку это наносит ущерб экономической и идеологической стратегии данной страны, а имен­но: реализации трубопроводных проектов на территории Ирана, которые теперь могут быть перенесены в Афганистан, распрост­ранению своей модели ислама в новых независимых государствах Центральной Азии, а также недопущению расширения влияния США в регионе. Кроме того, Иран стремится сохранить свое вли­яние в самом Афганистане, достигнутое благодаря тесным связям с шиитами-хазарейцами, роль которых на протяжении всей исто­рии войны была велика.

Среди региональных игроков Индия также имеет свои интересы, несмотря на осторожные высказывания официального Дели по поводу событий в Афганистане. Если в центре замыс­ла под названием "Талибан" лежат сугубо экономические сооб­ражения, то скорейшее установление мира, даже "по-талибановски", служит интересам Индии, поскольку это будет означать для нее свежий приток нефти и газа, надежность комму­никаций и т.п. Однако не в интересах Индии усиление Пакиста­на, равно как не выгодно ей и установление воинствующего ис­лама как сущности политического режима в Афганистане. Индию также не устраивает закрепление позиций США в регионе, даже в "обмен" на нефть и газ, ибо США и Пакистан находятся в отно­шениях стратегического партнерства.

Индийско-российские партнерские отношения служат еще одним фактором, не позволяющим Индии выйти за рамки сдер­жанного реагирования на афганские события. При этом не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что, несколько осложнив отноше­ния с Америкой из-за своих ядерных амбиций, Индия должна те­перь каким-то образом добиться от США долгожданного согла­сия на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.

Не нужно также забывать, что в непосредственной близости от Афганистана расположен не потенциальный, а реальный посто­янный член Совета Безопасности, обладающий своими претензи­ями на участие в урегулировании конфликта - Китай. Последний всегда "играл на понижение" относительно попыток великих дер­жав усилить влияние в Афганистане, и если выяснится, что Со­единенные Штаты благоволят талибам, то ИДТ, скорее всего, по­лучит очень влиятельного недоброжелателя в лице Китая.

Тем временем для центральноазиатских государств, непосред­ственно прилегающих к Афганистану, чрезвычайно важно активизировать процесс создания системы региональной безопаснос­ти и интеграции в рамках казахстанской инициативы по СВМДА, как постоянно действующего механизма по типу "Женевских мирных переговоров".

Казахстан уже зарекомендовал себя как ак­тивный и последовательный борец с мировой проблемой терроризма, религиозного экстремизма, наркотиков. От имени государства и народа Казахстана, руководство страны, неоднократно выступало на крупнейших меж­дународных форумах с инициативами по достижению стабилизации наркоситуации в реги­оне Центральной Азии и мире в целом.

«Так, относительно недавно в своем докла­де[5] 2 сентября 2002 года в Йоханнесбурге на Всемирной конференции ООН по устойчиво­му развитию я уделил особое внимание тому факту, что Афганистан по-прежнему остается источником распространения экстремизма и наркотиков, и призвал ООН срочно разрабо­тать программу с целью системного противо­действия наркобизнесу в регионе.»

Ведь совершенно очевидно, что война с международным терроризмом теряет всякий смысл, если корни этого явления продолжа­ют подпитываться извне.

Во-вторых, у нас создана национальная антинаркотическая законодательная и иная нормативная правовая база, приняты и нача­ли реализовываться стратегические про­граммные документы, определившие комп­лекс приоритетных мер в этой области. Так, к примеру, приняты законы «О наркотических средствах, психотропных веществах, и мерах противодействия их незакон­ному обороту и злоупотреблению ими», «О медико-социальной реабилитации лиц, боль­ных наркоманией», Стратегия борьбы с нар­команией и наркобизнесом на 2001-2005 го­ды и Программа борьбы с этими явлениями. Добавлю, что последние документы, Стратегия и Программа борьбы с наркоманией, остаются уникальными доку­ментами такого рода в опыте стран Содруже­ства Независимых Государств.

В-третьих, если говорить о практической стороне борьбы и противодействия, в рамках реализации Стратегии борьбы с наркомани­ей и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы образованы структурные элементы полномасштабной национальной системы противодействия наркотикам, такие как Республиканский научно-практический центр медико-социальных проблем наркома­нии (г.Павлодар), кинологические центры Та­моженного комитета МГД и МВД Республики Казахстан (г. Алматы), Учебный центр по под­готовке, переподготовке и повышению квали­фикации специалистов правоохранительных и иных государственных органов по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков при Академии МВД (г. Алматы), Национальный информационно-аналитический центр по изу­чению и оценке состояния наркотизма при Генеральной прокуратуре (г.Астана). Принятые меры являются необходимым, но недостаточным условием эффективной и, главное, успешной борьбы с наркобизнесом и наркопреступностью. Необходим системный подход к этой про­блеме, который бы включал в себя не только механизмы учета и анализа текущих событий в этой области, но и элементы превентивного характера, которые позволили бы заранее свести потенциальную проблему к состоянию минимальной угрозы и последствий.

Что Вы думаете о проблеме Афганистана?

«Я считаю, что это самое больное место нашей международной политики, и я надеюсь, что будут приняты более решительные меры и более кардинальные»[6].

История Афганистана

 

Ещё с глубокой древности через территорию Афганистана проходили торговые пути, связывающие Европу с Азией, Индией. В 516г. до н.э. с запада на восток, через Герат и Кабул в Индию прошли войска царя Персии Дария 1. В 334-327г.г. до н.э. через реки Балх и Кабул по Хайберскому проходу в Западную Индию прошли войска Искендера Зулькернейна (Александр Македонский). Со средины 3 в. до 1 в. до н.э. в северной части современного Афганистана располагалось государство Бактрия, которое вело оживленную торговлю с Бухарой, Индией и Китаем. Пуштуны в результате набегов завоевателей оттеснялись в горы.

В начале 13 в. вторглись монгольские орды Чингис Хана и разрушили культуру афганских племен. В начале 16 в. узбеки, населявшие крайний север страны, расселились на значительной части северо-востока Афганистана и создали государство Балх – развили поливное земледелие. Иранцы захватили территорию Герата на западе страны и провинцию Кандагар.

Район Сулеймановых гор – основное пристанище афганских племен сохранил свою независимость. В результате борьбы, покончив с властью персов, образовали 2 самостоятельных княжества с центрами в Кандагаре и Герате. Однако они враждовали, ослабли и вновь были завоеваны правителем Ирана Надир-Шахом. .

В 1747г. афганцы, руководимые Ахмед Шахом, разбили персидские войска, и с этого времени образовалась империя Дурани. В результате успешных походов Ахмед Шаха под империей оказались районы Ирана, Южного Туркестана и Северной Индии. Начались восстания племён, и держава Дурани прекратила своё существование (1747-1819 г.г.). Усилились стремления англичан, завоевавших Индию включить Афганистан в колониальную систему Индии. Особенно усилилась экспансия с продвижением русских войск в Среднюю Азию.

1838-1842 г.г., 1878-1880 г.г. – в результате этих войн Афганистан подписал договор, по которому все внешние связи передавались в руки Англии. Был назначен пост – Индийский резидент. Афганистан стал аграрно-сырьевым придатком колониальной державы.

В мае 1919 г. Англия объявила войну. Афганцев поддержали пуштуны Индии; поддержка Сов. России. 8 авг. 1919 г. - мир, 1921 г. – мирный договор.

История войны

В декабре 1979 года руководством СССР было принято решение о вводе войск в Афганистан, при этом имелось в виду, что соединения и части разместятся гарнизонами и возьмут под охрану важные объекты. Но уже с первых дней наши войска понесли потери…

Афганское государство — Дурранийская держава, образовалось в середине XVIII века. Английские колонизаторы, пытаясь подчинить себе эту страну, трижды развязывали захватнические войны: 1838-1842, 1878-1880 гг. и в 1919 году, но каждый раз встречали мужественное сопротивление народа. 19 августа 1919 года афганским правительством был ратифицирован мирный договор, по которому Англия признавала независимость афганского государства.

Афганистан — это первая страна, с которой молодая Советская республика в мае 1919 года установила дипломатические отношения. Вот как описывает один из очевидцев события тех лет в своей книге „Гриф секретности снят. Потери ВС СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах".

В декабре 1978 г. между СССР и Демократической Республикой Афганистан был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Статья 4 этого договора гласила:
"Высокие Договаривающиеся стороны, действуя в традициях дружбы и добрососедства, а также Устава ООН, будут консультироваться и с согласия обеих Сторон предпринимать соответствующие меры в целях обеспечения безопасности, независимости и территориальной целостности обеих Сторон". Обращаясь в 1979 г, с просьбами о вводе в Афганистан советских войск для оказания военной помощи в вооруженной борьбе с антиправительственной оппозицией и защиты от внешнего вмешательства, афганское руководство опиралось на эту статью договора.

Ввод и размещение контингента советских войск в ДРА проводились с 25 декабря 1979 г. до середины января 1980 г. В его состав входили: Управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, дивизий — 4, отдельных бригад — 5, отдельных полков — 4, полков боевой авиации — 4, вертолетных полкой — 3, трубопроводная бригада — 1, бригада материального обеспечения — 1 и некоторые другие части и учреждения.


Кроме соединений и частей Советской Армии в Афганистане находились отдельные подразделения пограничных войск и должностные лица КГБ и МВД СССР. Советские войска в Афганистане охраняли автомобильные дороги, многие объекты советско-афганского экономического сотрудничества (газопромыслы, электростанции, завод азотных удобрений в Мазари-Шариф и др.). Охраняли и обеспечивали функционирование аэродромов в крупных городах. Содействовали укреплению органов власти в 21 провинциальном центре. Проводили колонны с военными и народнохозяйственными грузами для своих нужд и в интересах ДРА. Совместно с афганскими частями и подразделениями вели боевые действия различного масштаба по разгрому вооруженных отрядов и групп оппозиции, а также борьбу с караванами, доставлявшими оружие и боеприпасы в ДРА из Пакистана и Ирана.

Й этап: март 1980 г. — апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

Применение мотострелковых, воздушно-десантных и танковых подразделений главным образом в качестве резерва и для повышения морально-боевой устойчивости афганских войск. Подразделения спецназначения продолжали вести борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Оказание помощи в развитии вооруженных сил ДРА. Вывод шести советских полков на родину.

Й этап: январь 1987 г. — февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на родину и осуществление полного их вывода.

Численность личного состава войск и их потери
Срок пребывания военнослужащих в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане был установлен не более 2 лет — для офицеров и 1,5 года — для сержантов и солдат. Однако это не всегда соблюдалось.

 Всего, таким образом, за период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. в войсках, находившихся на территории РА, прошло военную службу 620 тыс. военнослужащих, из них в соединениях и частях Советской Армии — 525 тыс. чел., в пограничных и других подразделениях КГБ СССР — 90 тыс. чел., в отдельных формированиях внутренних войск и милиции МВД СССР — 5 тыс. чел.


Заключение

 

Со времени вторжения советских войск в Афганистан в конце декабря 1979 г. интерес международного сообщества к проблемам Афганистана и Средней Азии неизменно возрастал. После беспрецедентных террористических актов в ряде городов США 11 сентября 2001 г. отношение мирового сообщества к этой отдаленной части азиатского континента в корне изменилось. Напомню вкратце основные события, благодаря которым возросло значение как Афганистана, так и пяти среднеазиатских республик.

Взятие Кабула крупным контингентом советских воздушно-десантных войск возвестило захват Советским Союзом этого со всех сторон окруженного сушей азиатского государства, зажатого между Ираном, среднеазиатской частью СССР, Китаем и Пакистаном[9]. Мир воспринял советскую наступательную операцию в Афганистане как уверенный шаг для достижения давно вынашиваемых Москвой имперских планов расширения своих границ в сторону Юго-Восточной Азии для получения выхода к Индийскому океану. Поэтому не только ближайшие соседи Афганистана, такие, как Пакистан и Иран, но и более или менее отдаленные участники событий в регионе, например, Саудовская Аравия и США, закачивали в Афганистан огромные суммы денег, оружия и опыта для противодействия советскому продвижению.

14 апреля 1988 г., почти десятилетие спустя со времени своего неудачного, но чрезвычайно дорогостоящего, кровавого и разрушительного вторжения, начался вывод советских войск из Афганистана. Он знаменовал крупнейшее международное поражение советской военной машины. В то же время, это военное поражение также было и важнейшим политическим провалом колониального владычества Москвы над многими национальными республиками СССР и странами Варшавского договора. Таким образом, афганская авантюра ускорила распад Советского Союза и крах коммунистических режимов в находившихся под пятой Москвы странах Восточной Европы.

Хотя многие республики Советского Союза провозгласили независимость в 1991 г., официальное объявление о прекращении существования Советского Союза относится к 25 декабря 1991[10]. В марте 1992 г. пять республик Средней Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), наряду с другими бывшими советскими республиками, стали членами ООН. Огромные энергетические ресурсы (нефти и природного газа) государств Центральной Азии привлекли внимание многих стран, в том числе США, стран ЕС, Японии, Китая, России, Ирана и Турции. Такие крупнейшие нефтяные компании США, как "Шеврон" и "Юнокал", приобрели значительные доли акций нефтяных месторождений, соответственно, Казахстана и Туркменистана. Несмотря на появление на международной политической арене новых независимых государств Центральной Азии, Афганистан глубоко увяз в гражданской войне между различными этническими вооруженными группировками, в основном выступавшими под знаменами Ислама. В эти затяжные внутренние афганские раздоры в той или иной степени были вовлечены Пакистан (поддерживаемый США и Саудовской Аравией), Иран, Россия, Китай, Индия и Турция.

Вооруженная группировка талибов, на которую ранее мало кто обращал внимание, 5 ноября 1994 г. взяла город Кандагар на юге Афганистана и с удивительной быстротой захватила многие другие города, а затем 27 сентября 1996 г. взяла столицу - Кабул. Позднее стало известно, что за созданием движения "Талибан" и его приходом к власти в Афганистане стоял Пакистан. Устав от затяжной борьбы группировок в Афганистане, США взяли курс на поощрение пакистанского плана предоставления широкой военной поддержки талибам и прихода к власти в Кабуле зависимого от Пакистана режима. В то время считалось, что талибы - единственная сила, которая может обеспечить единство Афганистана. Американская нефтяная компания "Юнокал" активно спонсировала режим талибов в надежде провести безопасный нефтепровод от месторождений в Туркменистане через территорию Афганистана и Пакистана к Индийскому океану.

Явным поворотным моментом в политике США в Афганистане стали взрывы, прогремевшие 7 августа 1998 г. в посольствах США в столице Танзании Дар-Эс-Саламе и в столице Кении Найроби, предполагаемый организатор которых - Осама бин Ладен. С этого дня США отмежевались от пакистанского плана поддержки режима талибов, но не смогли добиться от пакистанского руководства эту поддержку прекратить. 26 февраля 2001 верховный глава Мулла Мухаммед Омар объявил о планирующемся уничтожении всех скульптур до-исламского периода на территории контролируемых талибами районов Афганистана.

Среди подлежавших уничтожению скульптур находились две огромные статуи стоячего Будды, высеченные в скале у Бамийана, которые были взорваны 2 марта 2001 г. после пятничных молитв. Ни взрывы американских дипломатических учреждений в Африке, ни уничтожение гигантских буддийских статуй в Афганистане не смогли открыть международному сообществу глаза на опасность, которую представляли для всего мира режим талибов и его главный защитник Осама бин Ладен.

Лишь после потрясших весь мир нападений террористов на башни нью-йоркского Международно-торгового центра и Пентагона в г. Вашингтоне США резко изменили свой курс в отношении Афганистана, приняв смелое решение покончить с режимом талибов и схватить Осаму бин Ладена. Массированное вторжение США в регион обернулось развертыванием американских войск в Афганистане, Узбекистане и Кыргызстане, а также отправкой вооруженных частей либо военных советников США в Таджикистан и Грузию. Таким образом, после российского (Таджикистан) и китайского (Синцзянь-Уйгурская автономная область) военного присутствия США превратились в третью военную державу в Центральной Азии.

Если мировое сообщество прислушается к предупреждениям этих и множества других мудрых ученых, то поймет, что афганская дилемма - дело рук как внутренних, так и внешних сил, превративших эту прекрасную землю (джаннат) в ад (джаханнам)[11]. Поэтому для мирного решения этого затянувшегося конфликта требуется подлинная добрая воля со стороны всех сторон по трем нижеследующим пунктам:

1. Признание Афганистана многоэтнической страной, которое не приведет к ее фрагментации по этническому признаку, но сохранит ее единство, обеспечив всем национальным группам равное участие в государственных делах на всех уровнях. Говоря о национальных группах Афганистана, один немецкий ученый указывает на то, что "они ведут борьбу за сохранение своей культурной и религиозной автономии на местном уровне, а не за дезинтеграцию" страны.

2. Переход к федеративной структуре управления, основанной на демократических принципах, который способен предоставить всем национальным группам полное самоуправление, тем самым сохранив единство страны и способствовав уменьшению раздоров между этими группами.

3. Региональное сотрудничество вместо регионального соперничества: вражда между Ираном и Пакистаном, Ираном и США, Пакистаном и Индией вокруг Афганистана и республик Центральной Азии неизменно оборачивается бедой - как в прошлом, так и в настоящем. Афганистан мог бы стать опытным полигоном сотрудничества между США, Пакистаном, Ираном, Туркменистаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Китаем, Индией, Саудовской Аравией, Турцией, Россией, а, возможно, и другими странами в восстановлении страны.

После того, как афганские авантюры Советского Союза и Пакистана на тяжком опыте доказали, что вмешательство на стороне лишь одной из сил в долгосрочном плане не способно никому принести выгоды, сегодня у стран, причастных к афганской трагедии, имеется реальная возможность направить ход истории по пути долгожданного регионального сотрудничества и безопасности на азиатском континенте. Будем надеяться, что прозвучавшая в словах афгано-таджикского лидера Ахмада шаха Масуда убежденность впервые станет реальностью: "Мы не будем пешками в чужой игре, мы всегда будем Афганистаном!"[12].

События прошлого могут помочь в решении сегодняшних проблем, если мы извлечем уроки из истории. Центральноазиатский регион связан с Афганистаном географически, этнически, исторически, политически и экономически. На протяжении последней четверти века после советского вторжения в Афганистан политические судьбы Центральноазиатских республик и Афганистана были в определенной степени взаимосвязаны.

Последние два года продемонстрировали угрозы для безопасности республик Центральной Азии исламских повстанцев, базирующихся на афганской земле и поддерживаемых талибами. Сотрудничество между государствами Центральной Азии и Афганистаном жизненно необходимо для обеспечения обоюдной безопасности и развития в различных сферах, включая политическую, экономическую и культурную.

Во-первых, обе стороны на протяжении древней и средневековой истории были связаны знаменитым Шелковым путем. Земли Афганистана и Центральной Азии породили множество царств и империй - Белых гуннов, Саманидов, Караханидов, Газневидов, Тимуридов, Бабура. Сегодня имеющиеся у государств Центральной Азии гигантские запасы нефти и природного газа требуют наличия многочисленных путей, включая афганский. Экономическое сотрудничество - назревшая необходимость для обеих сторон.

Второй жизненно важный аспект национального вопроса в Афганистане заключается в том, что у многих национальных групп этой страны есть собратья в Центральной Азии: ближайшие родичи афганцев - таджики, узбеки и туркмены - проживают в трех независимых государствах Центральной Азии, граничащих на севере с Афганистаном (Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан). В силу этого северные районы Афганистана веками в культурном и языковом отношении тесно связаны с южными районами Центральной Азии. Этот факт чрезвычайно важен для установления сотрудничества между двумя регионами в различных областях.

Политически, государства Центральной Азии на ранней стадии советской власти были созданы как многонациональные республики. Затяжная гражданская война в Афганистане, развернувшаяся во время и после советского вторжения, в политическом плане способствовала обострению этнического самосознания всех населяющих страну групп. Поэтому государства Центральной Азии могли бы послужить для сегодняшнего Афганистана очень хорошим образцом достижения равновесия этнических сил в многоэтническом контексте.

В то время как в государствах Центральной Азии процесс национального строительства продолжается со времени распада бывшего Советского Союза, в пост-талибском Афганистане он только начинается. Развитие этих процессов в ближайшем будущем зависит от соотношения двух "наборов" игроков. К первому из них, разумеется, относятся народы Центральной Азии и Афганистана, которые должны сами распорядиться своей судьбой. Ко второму - внешние силы, действующие как в самих Афганистане и Центральной Азии, так и вокруг них, которые будут стремиться к реализации собственных интересов в обоих регионах. На самом деле оба они нуждаются друг в друге. Однако, Афганистан и государства Центральной Азии испытывают потребность в значительно более тесном взаимодействии. Но необходимое сотрудничество между Афганистаном и Центральной Азией может строиться лишь на взаимном доверии и уважении, а также на основе демократии и прав человека.



Список использованной литературы

 

1. Назарбаев Н. А. Критическое десятилетие. - Алматы: Атамура, 2003. - 240 стр.

2. Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализа­ции.- Алматы: АО «САК», НП ПИК «GAUHAR» 2000.- 584 с.

3. Решение от 22 января 1993 года «О мерах по стабилизации обстановки на участке государственной границы Республики Таджикистан с Афганистаном»

4. Соглашение о совместной деятельности по розыску и освобождению граждан бывшего Союза ССР, попавших в плен и пропавших без вести в период войны в Афганистане и военных конфликтов в других странах (Минск, 28 апреля 1993 г.)

5. Соглашение о государственной социальной помощи членам семей военнослужащих, погибших в Афганистане и других государствах, в которых велись боевые действия (г. Москва, 24 сентября 1993 года)

6. Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 28 февраля 1995 года № 315-XIII «О ратификации Соглашения о государственной социальной помощи членам семей военнослужащих, погибших в Афганистане и других государствах, в которых велись боевые действия»

7. Протокол рабочей встречи Председателя Таможенного комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан М. Нукенова с Поверенным в делах Исламского государства Афганистан в г. Алматы г-ном Азизуллой (г. Астана, 28 июня 2000 г.)

8. Указ Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года №855 «Об открытии Дипломатической миссии Республики Казахстан в Афганистане»

9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2002 года № 1353 «О создании Межведомственной комиссии по выработке предложений по оказанию помощи Афганистану»

10. Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2003 года № 261 «О заключении Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Переходного Исламского Государства Афганистан о торгово-экономическом сотрудничестве»

11. Проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Переходного Исламского Государства Афганистан о торгово-экономическом сотрудничестве (18 марта 2003 года)

12. Американцы и не могли за год решить все проблемы Афганистана // Известия, 2 декабря 2002

13. Верстяков В. «Афганский дневник» - Москва, Воениздат. 1993 г.

14. Вестад О. А. Накануне ввода советских войск в Афганистан. / Новая и новейшая история, № 2, 1994 г.

15. Виноградов Б., «Афганистан после нас» // Известия 1995. 11.11.

16. Высказывание Ахмада Шаха Масуда // “Quotes from Afghan Personalities of Yesterday and Today”

17. Д. Гай, В. Снегирев «Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны» - Москва СП «ИКПА» 1991;

18. Гареев «Моя последняя война» - Москва, ИНСАН, 1996. 432 стр.

19. Давыдов А. Талибы стремятся к власти. / Азия и Африка сегодня, № 7, 1996 г.

20. Документы советского руководства о положении в Афганистане. / Новая и новейшая история, № 3, 1996 г.

21. Г. Егорова, Ю. Филатов. «Афганистан в нашей судьбе» - Москва, Издательство Агенства печати Новости, 1989 г.

22. Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века. - М., 1989

23. Из ответов А. Д. Сахарова на вопросы корреспондентов после возвращения из Горького в Москву. // Известия. 20.12.89.

24. История Афганистана с древнейших времен до наших дней. / Отв. ред. Ю. В. Ганковский. - М., 1982

25. Коргун В. «Страна, уставшая от войн» // Азия и Африка сегодня – 1995 г. № 10.

26. Корниенко Г. М. Как принималось решение о вводе советских войск в Афганистан и их выводе. / Новая и новейшая история, № 3, 1993 г.

27. Кузьмин О. Не столь таинственные талибы. / Азия и Африка сегодня, № 2, 1996 г.

28. Международная жизнь" 1992 г. №2

29. Международные экономика и международные отношения" 1988 г. №7

30. Меримский В. А. Война в Афганистане. Записки участника. / Новая и новейшая история, № 3, 1995 г.

31. На земле Афганистана. Сост. И.М. Дырин, - Москва, Воениздат 1988.

32. "Независимая газета", 1999г., 10 февраля.

33. О международной конференции в Токио. // Казахстанская правда, (21.01.02)

34. В. Островский, А. Уткин «История России 20 век» - Москва «Дрофа» 1999;

35. Пивоваров С. Талибский орнамент на исламском ковре. / Итоги, 8 октября 1996 г.

36. Пономарев В. А. Ислам в Узбекистане, 1989-1995. / Полис, № 2, 1996 г.

37. США делят мир - "Коммерсант-Daily", 1998г., №35.

38. "США и региональные конфликты." - М.:Наука, 1990 г.

39. Советская военная энциклопедия Москва Воениздат 1976;

40. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. - Спб, 1996

41. Умнов А. «Больше, чем ошибка» // Независимая газета 25.04.1998 г. 4. 09.1998 г.

42. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? / Полис, № 1, 1994 г.

43. "Figaro", 13.08.1998г.

44. Foreign Affairs 1979 №3

45. Ian Bremmer and Ray Taras, New States New Politics: Building the Post-Soviet Nations. Cambridge: Cambridge University Press, 1997, p. 82.

46. Sreedhar & Mahendra Ved, Afghan Buzkashi: Power Games and Gamesmen, Vol. 1. Delhi: Wordsmiths, 2000, p. 116.

47. Timur Kocaoglu, “Could Afghanistan Be A Key For Asian Cooperation And Security?” Perceptions (Journal of International Affairs), Volume V, Number 4 (Dec. 2000-Feb. 2001), pp. 106-115.


[1] Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализа­ции.- Алматы: АО «САК», НП ПИК «GAUHAR» 2000.- с.64.

[2] "Figaro", 13.08.1998г.

[3] США делят мир - "Коммерсант-Daily", 1998г., №35.

[4] "Независимая газета", 1999г., 10 февраля.

 

[5] Назарбаев Н. А. Критическое десятилетие. - Алматы: Атамура, 2003. - 240 стр.

 

[6] Из ответов А. Д. Сахарова на вопросы корреспондентов после возвращения из Горького в Москву. // Известия. 20.12.89.

[7] Американцы и не могли за год решить все проблемы Афганистана // Известия, 2 декабря 2002

[8] О международной конференции в Токио. // Казахстанская правда, (21.01.02)

 

[9] Территория Афганистана составляет 647,500 кв. с общей протяженностью границ 5,529 км. - с Пакистаном (2,430 км.), Ираном (936 км.), Туркменистаном (744 км.), Узбекистаном (137 км.), Таджикистаном (1,206 км.) и Китаем (76 км.). См. “UN Non-Paper: A Review of the Options on Embargo of Military Supplies to the Warring Factions in Afghanistan”, цитируемый в: Sreedhar & Mahendra Ved, Afghan Buzkashi: Power Games and Gamesmen, Vol. 1. Delhi: Wordsmiths, 2000, p. 116.

[10] 25 декабря в Кремле был спущен Советский флаг и поднят трехцветный российский. Произошедшая в тот же день отставка Михаила Горбачева означала официальный распад Советского Союза. Российский парламент проголосовал за изменение названия республики с РСФСР на Российскую Федерацию. Россия заняла место СССР в Совете Безопасности ООН. См. Ian Bremmer and Ray Taras, New States New Politics: Building the Post-Soviet Nations. Cambridge: Cambridge University Press, 1997, p. 82.

[11] Timur Kocaoglu, “Could Afghanistan Be A Key For Asian Cooperation And Security?” Perceptions (Journal of International Affairs), Volume V, Number 4 (Dec. 2000-Feb. 2001), pp. 106-115.

 

[12] Высказывание Ахмада Шаха Масуда // “Quotes from Afghan Personalities of Yesterday and Today”


Введение

 

Большие геополитические изменения происходят на южных рубежах Содружества Независимых Государств, которые связаны с событиями в Афганистане[1]. Эти изменения заключаются в том, что получает завершение третья "Большая игра" между мировыми державами за доминирование в Центральной и Южной Азии.

Как известно, первая "Большая игра" была в конце прошлого - начале нынеш­него веков; тогда происходило геополитическое столкновение Великобритании с Россией, в ходе которого они остановили друг друга в районе Центральной Азии и Афганистана.

Вторая "игра" прошла в период с 1979 по 1989гг. - это была афганская кампания Советского Союза, в которую вмешались США, объявившие Ближ­ний Восток зоной своих жизненно важных интересов.

К ны­нешней третьей "Большой игре", в которой главными игроками продолжают быть все те же державы - Россия и США, - присоединились новые участники: Пакистан, Иран, государства Цент­ральной Азии, Турция, Индия и Китай.

При этом стратегические интересы США в регионе Централь­ной и Южной Азии включают следующее:

1) прокладка нефте- и газопроводов, железных и автомобиль­ных дорог из региона Каспия и Центральной Азии через Афгани­стан в направлении Пакистана и Индии, строительство коммуни­кационных сетей;

2) закрепление на стратегическом плацдарме вблизи азиатских ядерных держав;

3) создание стратегического противовеса по отношению к Рос­сии и Ирану или к вероятному геостратегическому треугольнику Россия - Китай - Иран.

В дни талибовского "блицкрига" осенью 1996г. странным выг­лядело молчание США. Французская "Фигаро", например, точ­но подметила: "На первый взгляд может удивить, что американцы относительно равнодушно следят за развитием событий в Афга­нистане. Ведь обычно США немедленно поднимают голос, услы­шав о том, что где-то у власти оказываются противники прогресса и проявляющие нетерпимость экстремисты разного рода. Однако удивление проходит, когда узнаешь, что афганских талибов уже принимали не только в Госдепартаменте США, но и в нефтяной компании ЮНОКАЛ, с нетерпением ждущей прекращения вой­ны в Афганистане, чтобы приступить к осуществлению своих пла­нов поставок в Индию каспийской нефти"[2]. О стратегических интересах США в рассматриваемом регионе говорит и такой не­маловажный факт, как принятие министерством обороны страны "Плана объединенных командований", согласно которому терри­тория Кавказа и Центральной Азии - потенциальные театры бое­вых действий, как считают авторы плана, - передаются в зону ответственности Центрального командования США с 1 октября 1998г.[3] Таким образом, эта зона будет включать в себя простран­ство, где проходят основные транспортные магистрали и комму­никационные линии региона, а также расположено более 70% всего мирового запаса энергоресурсов.

В этой "Большой игре" России был брошен серьезный вызов, так как она имеет в данном регионе неоспоримые интересы, ко­торые могут быть сформулированы так:

1) сохранить стратегическое присутствие в Центральной и Юж­ной Азии для того, чтобы не допустить перехода Афганистана в сферу исключительного доминирования США;

2) обеспечить свое участие в региональных экономических про­ектах;

3) противостоять угрозе собственной безопасности в связи с проникновением в близлежащее к российской территории геопо­литическое пространство исламского фундаментализма, террориз­ма, контрабанды наркотиков;

4) реабилитировать и восстановить авторитет российского госу­дарства в глазах стран-членов СНГ, проявив твердость и реши­мость в обеспечении неприкосновенности границ Содружества.

Важным региональным игроком является Пакистан, чьи ин­тересы тоже очевидны:

1) приобрести контроль над территорией Афганистана с тем, чтобы обеспечить реализацию проекта ЮНОКАЛ и тому подоб­ных;

2) не допустить усиления влияния Ирана и России в Южной Азии;

3) подготовить плацдарм и опору в лице верных талибов на случай возможного крупномасштабного конфликта с Индией;

4) укрепить стратегическое партнерство с США.[4]

При этом Пакистан категорически отрицает свое прямое участие в войне и отвергает обвинения со стороны Ирана и Рос­сии в стратегической, военной, технической, экономической и моральной поддержке Исламского движения "Талибан" (ИДТ), включая поддержку личным составом.

Факты свидетельствуют о том, что Пакистан прямо заинтере­сован в новом режиме талибов. Ни исламский характер этого ре­жима, ни формы и способы его насаждения не вызывают у Паки­стана особого беспокойства. Вместе с тем вовсе не исключено, что может возникнуть невыгодная для этого государства идея не­зависимого Пуштунистана, ведь в Пакистане проживает около 3 млн. пуштунов. В такой ситуации важно знать, насколько ИДТ управляемо, как долго способен сохраняться режим этого движе­ния и т.д.

Победа ИДТ, влекущая за собой присутствие и закрепле­ние США в регионе Центральной и Южной Азии, совершенно не отвечает интересам Ирана, поскольку это наносит ущерб экономической и идеологической стратегии данной страны, а имен­но: реализации трубопроводных проектов на территории Ирана, которые теперь могут быть перенесены в Афганистан, распрост­ранению своей модели ислама в новых независимых государствах Центральной Азии, а также недопущению расширения влияния США в регионе. Кроме того, Иран стремится сохранить свое вли­яние в самом Афганистане, достигнутое благодаря тесным связям с шиитами-хазарейцами, роль которых на протяжении всей исто­рии войны была велика.

Среди региональных игроков Индия также имеет свои интересы, несмотря на осторожные высказывания официального Дели по поводу событий в Афганистане. Если в центре замыс­ла под названием "Талибан" лежат сугубо экономические сооб­ражения, то скорейшее установление мира, даже "по-талибановски", служит интересам Индии, поскольку это будет означать для нее свежий приток нефти и газа, надежность комму­никаций и т.п. Однако не в интересах Индии усиление Пакиста­на, равно как не выгодно ей и установление воинствующего ис­лама как сущности политического режима в Афганистане. Индию также не устраивает закрепление позиций США в регионе, даже в "обмен" на нефть и газ, ибо США и Пакистан находятся в отно­шениях стратегического партнерства.

Индийско-российские партнерские отношения служат еще одним фактором, не позволяющим Индии выйти за рамки сдер­жанного реагирования на афганские события. При этом не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что, несколько осложнив отноше­ния с Америкой из-за своих ядерных амбиций, Индия должна те­перь каким-то образом добиться от США долгожданного согла­сия на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.

Не нужно также забывать, что в непосредственной близости от Афганистана расположен не потенциальный, а реальный посто­янный член Совета Безопасности, обладающий своими претензи­ями на участие в урегулировании конфликта - Китай. Последний всегда "играл на понижение" относительно попыток великих дер­жав усилить влияние в Афганистане, и если выяснится, что Со­единенные Штаты благоволят талибам, то ИДТ, скорее всего, по­лучит очень влиятельного недоброжелателя в лице Китая.

Тем временем для центральноазиатских государств, непосред­ственно прилегающих к Афганистану, чрезвычайно важно активизировать процесс создания системы региональной безопаснос­ти и интеграции в рамках казахстанской инициативы по СВМДА, как постоянно действующего механизма по типу "Женевских мирных переговоров".

Казахстан уже зарекомендовал себя как ак­тивный и последовательный борец с мировой проблемой терроризма, религиозного экстремизма, наркотиков. От имени государства и народа Казахстана, руководство страны, неоднократно выступало на крупнейших меж­дународных форумах с инициативами по достижению стабилизации наркоситуации в реги­оне Центральной Азии и мире в целом.

«Так, относительно недавно в своем докла­де[5] 2 сентября 2002 года в Йоханнесбурге на Всемирной конференции ООН по устойчиво­му развитию я уделил особое внимание тому факту, что Афганистан по-прежнему остается источником распространения экстремизма и наркотиков, и призвал ООН срочно разрабо­тать программу с целью системного противо­действия наркобизнесу в регионе.»

Ведь совершенно очевидно, что война с международным терроризмом теряет всякий смысл, если корни этого явления продолжа­ют подпитываться извне.

Во-вторых, у нас создана национальная антинаркотическая законодательная и иная нормативная правовая база, приняты и нача­ли реализовываться стратегические про­граммные документы, определившие комп­лекс приоритетных мер в этой области. Так, к примеру, приняты законы «О наркотических средствах, психотропных веществах, и мерах противодействия их незакон­ному обороту и злоупотреблению ими», «О медико-социальной реабилитации лиц, боль­ных наркоманией», Стратегия борьбы с нар­команией и наркобизнесом на 2001-2005 го­ды и Программа борьбы с этими явлениями. Добавлю, что последние документы, Стратегия и Программа борьбы с наркоманией, остаются уникальными доку­ментами такого рода в опыте стран Содруже­ства Независимых Государств.

В-третьих, если говорить о практической стороне борьбы и противодействия, в рамках реализации Стратегии борьбы с наркомани­ей и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы образованы структурные элементы полномасштабной национальной системы противодействия наркотикам, такие как Республиканский научно-практический центр медико-социальных проблем наркома­нии (г.Павлодар), кинологические центры Та­моженного комитета МГД и МВД Республики Казахстан (г. Алматы), Учебный центр по под­готовке, переподготовке и повышению квали­фикации специалистов правоохранительных и иных государственных органов по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков при Академии МВД (г. Алматы), Национальный информационно-аналитический центр по изу­чению и оценке состояния наркотизма при Генеральной прокуратуре (г.Астана). Принятые меры являются необходимым, но недостаточным условием эффективной и, главное, успешной борьбы с наркобизнесом и наркопреступностью. Необходим системный подход к этой про­блеме, который бы включал в себя не только механизмы учета и анализа текущих событий в этой области, но и элементы превентивного характера, которые позволили бы заранее свести потенциальную проблему к состоянию минимальной угрозы и последствий.

Что Вы думаете о проблеме Афганистана?

«Я считаю, что это самое больное место нашей международной политики, и я надеюсь, что будут приняты более решительные меры и более кардинальные»[6].

История Афганистана

 

Ещё с глубокой древности через территорию Афганистана проходили торговые пути, связывающие Европу с Азией, Индией. В 516г. до н.э. с запада на восток, через Герат и Кабул в Индию прошли войска царя Персии Дария 1. В 334-327г.г. до н.э. через реки Балх и Кабул по Хайберскому проходу в Западную Индию прошли войска Искендера Зулькернейна (Александр Македонский). Со средины 3 в. до 1 в. до н.э. в северной части современного Афганистана располагалось государство Бактрия, которое вело оживленную торговлю с Бухарой, Индией и Китаем. Пуштуны в результате набегов завоевателей оттеснялись в горы.

В начале 13 в. вторглись монгольские орды Чингис Хана и разрушили культуру афганских племен. В начале 16 в. узбеки, населявшие крайний север страны, расселились на значительной части северо-востока Афганистана и создали государство Балх – развили поливное земледелие. Иранцы захватили территорию Герата на западе страны и провинцию Кандагар.

Район Сулеймановых гор – основное пристанище афганских племен сохранил свою независимость. В результате борьбы, покончив с властью персов, образовали 2 самостоятельных княжества с центрами в Кандагаре и Герате. Однако они враждовали, ослабли и вновь были завоеваны правителем Ирана Надир-Шахом. .

В 1747г. афганцы, руководимые Ахмед Шахом, разбили персидские войска, и с этого времени образовалась империя Дурани. В результате успешных походов Ахмед Шаха под империей оказались районы Ирана, Южного Туркестана и Северной Индии. Начались восстания племён, и держава Дурани прекратила своё существование (1747-1819 г.г.). Усилились стремления англичан, завоевавших Индию включить Афганистан в колониальную систему Индии. Особенно усилилась экспансия с продвижением русских войск в Среднюю Азию.

1838-1842 г.г., 1878-1880 г.г. – в результате этих войн Афганистан подписал договор, по которому все внешние связи передавались в руки Англии. Был назначен пост – Индийский резидент. Афганистан стал аграрно-сырьевым придатком колониальной державы.

В мае 1919 г. Англия объявила войну. Афганцев поддержали пуштуны Индии; поддержка Сов. России. 8 авг. 1919 г. - мир, 1921 г. – мирный договор.

История войны

В декабре 1979 года руководством СССР было принято решение о вводе войск в Афганистан, при этом имелось в виду, что соединения и части разместятся гарнизонами и возьмут под охрану важные объекты. Но уже с первых дней наши войска понесли потери…

Что мы знаем о той войне, которая длилась 110 месяцев, и ее участниках, погибших в период с 1979 по 1989 годы. Но что же это за страна? Кто начал войну, как она проходила и каковы наши потери?

Если мы обратимся к истории Афганистана, то узнаем, что территория его составляет 655 тысяч кв. км, Население — 5,5 млн. человек (по переписи 1979 года),

Афганское государство — Дурранийская держава, образовалось в середине XVIII века. Английские колонизаторы, пытаясь подчинить себе эту страну, трижды развязывали захватнические войны: 1838-1842, 1878-1880 гг. и в 1919 году, но каждый раз встречали мужественное сопротивление народа. 19 августа 1919 года афганским правительством был ратифицирован мирный договор, по которому Англия признавала независимость афганского государства.

Афганистан — это первая страна, с которой молодая Советская республика в мае 1919 года установила дипломатические отношения. Вот как описывает один из очевидцев события тех лет в своей книге „Гриф секретности снят. Потери ВС СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах".

В декабре 1978 г. между СССР и Демократической Республикой Афганистан был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Статья 4 этого договора гласила:
"Высокие Договаривающиеся стороны, действуя в традициях дружбы и добрососедства, а также Устава ООН, будут консультироваться и с согласия обеих Сторон предпринимать соответствующие меры в целях обеспечения безопасности, независимости и территориальной целостности обеих Сторон". Обращаясь в 1979 г, с просьбами о вводе в Афганистан советских войск для оказания военной помощи в вооруженной борьбе с антиправительственной оппозицией и защиты от внешнего вмешательства, афганское руководство опиралось на эту статью договора.

Ввод и размещение контингента советских войск в ДРА проводились с 25 декабря 1979 г. до середины января 1980 г. В его состав входили: Управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, дивизий — 4, отдельных бригад — 5, отдельных полков — 4, полков боевой авиации — 4, вертолетных полкой — 3, трубопроводная бригада — 1, бригада материального обеспечения — 1 и некоторые другие части и учреждения.


Кроме соединений и частей Советской Армии в Афганистане находились отдельные подразделения пограничных войск и должностные лица КГБ и МВД СССР. Советские войска в Афганистане охраняли автомобильные дороги, многие объекты советско-афганского экономического сотрудничества (газопромыслы, электростанции, завод азотных удобрений в Мазари-Шариф и др.). Охраняли и обеспечивали функционирование аэродромов в крупных городах. Содействовали укреплению органов власти в 21 провинциальном центре. Проводили колонны с военными и народнохозяйственными грузами для своих нужд и в интересах ДРА. Совместно с афганскими частями и подразделениями вели боевые действия различного масштаба по разгрому вооруженных отрядов и групп оппозиции, а также борьбу с караванами, доставлявшими оружие и боеприпасы в ДРА из Пакистана и Ирана.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 162.