Введение
Большие геополитические изменения происходят на южных рубежах Содружества Независимых Государств, которые связаны с событиями в Афганистане[1]. Эти изменения заключаются в том, что получает завершение третья "Большая игра" между мировыми державами за доминирование в Центральной и Южной Азии.
Как известно, первая "Большая игра" была в конце прошлого - начале нынешнего веков; тогда происходило геополитическое столкновение Великобритании с Россией, в ходе которого они остановили друг друга в районе Центральной Азии и Афганистана.
Вторая "игра" прошла в период с 1979 по 1989гг. - это была афганская кампания Советского Союза, в которую вмешались США, объявившие Ближний Восток зоной своих жизненно важных интересов.
К нынешней третьей "Большой игре", в которой главными игроками продолжают быть все те же державы - Россия и США, - присоединились новые участники: Пакистан, Иран, государства Центральной Азии, Турция, Индия и Китай.
При этом стратегические интересы США в регионе Центральной и Южной Азии включают следующее:
1) прокладка нефте- и газопроводов, железных и автомобильных дорог из региона Каспия и Центральной Азии через Афганистан в направлении Пакистана и Индии, строительство коммуникационных сетей;
2) закрепление на стратегическом плацдарме вблизи азиатских ядерных держав;
3) создание стратегического противовеса по отношению к России и Ирану или к вероятному геостратегическому треугольнику Россия - Китай - Иран.
В дни талибовского "блицкрига" осенью 1996г. странным выглядело молчание США. Французская "Фигаро", например, точно подметила: "На первый взгляд может удивить, что американцы относительно равнодушно следят за развитием событий в Афганистане. Ведь обычно США немедленно поднимают голос, услышав о том, что где-то у власти оказываются противники прогресса и проявляющие нетерпимость экстремисты разного рода. Однако удивление проходит, когда узнаешь, что афганских талибов уже принимали не только в Госдепартаменте США, но и в нефтяной компании ЮНОКАЛ, с нетерпением ждущей прекращения войны в Афганистане, чтобы приступить к осуществлению своих планов поставок в Индию каспийской нефти"[2]. О стратегических интересах США в рассматриваемом регионе говорит и такой немаловажный факт, как принятие министерством обороны страны "Плана объединенных командований", согласно которому территория Кавказа и Центральной Азии - потенциальные театры боевых действий, как считают авторы плана, - передаются в зону ответственности Центрального командования США с 1 октября 1998г.[3] Таким образом, эта зона будет включать в себя пространство, где проходят основные транспортные магистрали и коммуникационные линии региона, а также расположено более 70% всего мирового запаса энергоресурсов.
В этой "Большой игре" России был брошен серьезный вызов, так как она имеет в данном регионе неоспоримые интересы, которые могут быть сформулированы так:
1) сохранить стратегическое присутствие в Центральной и Южной Азии для того, чтобы не допустить перехода Афганистана в сферу исключительного доминирования США;
2) обеспечить свое участие в региональных экономических проектах;
3) противостоять угрозе собственной безопасности в связи с проникновением в близлежащее к российской территории геополитическое пространство исламского фундаментализма, терроризма, контрабанды наркотиков;
4) реабилитировать и восстановить авторитет российского государства в глазах стран-членов СНГ, проявив твердость и решимость в обеспечении неприкосновенности границ Содружества.
Важным региональным игроком является Пакистан, чьи интересы тоже очевидны:
1) приобрести контроль над территорией Афганистана с тем, чтобы обеспечить реализацию проекта ЮНОКАЛ и тому подобных;
2) не допустить усиления влияния Ирана и России в Южной Азии;
3) подготовить плацдарм и опору в лице верных талибов на случай возможного крупномасштабного конфликта с Индией;
4) укрепить стратегическое партнерство с США.[4]
При этом Пакистан категорически отрицает свое прямое участие в войне и отвергает обвинения со стороны Ирана и России в стратегической, военной, технической, экономической и моральной поддержке Исламского движения "Талибан" (ИДТ), включая поддержку личным составом.
Факты свидетельствуют о том, что Пакистан прямо заинтересован в новом режиме талибов. Ни исламский характер этого режима, ни формы и способы его насаждения не вызывают у Пакистана особого беспокойства. Вместе с тем вовсе не исключено, что может возникнуть невыгодная для этого государства идея независимого Пуштунистана, ведь в Пакистане проживает около 3 млн. пуштунов. В такой ситуации важно знать, насколько ИДТ управляемо, как долго способен сохраняться режим этого движения и т.д.
Победа ИДТ, влекущая за собой присутствие и закрепление США в регионе Центральной и Южной Азии, совершенно не отвечает интересам Ирана, поскольку это наносит ущерб экономической и идеологической стратегии данной страны, а именно: реализации трубопроводных проектов на территории Ирана, которые теперь могут быть перенесены в Афганистан, распространению своей модели ислама в новых независимых государствах Центральной Азии, а также недопущению расширения влияния США в регионе. Кроме того, Иран стремится сохранить свое влияние в самом Афганистане, достигнутое благодаря тесным связям с шиитами-хазарейцами, роль которых на протяжении всей истории войны была велика.
Среди региональных игроков Индия также имеет свои интересы, несмотря на осторожные высказывания официального Дели по поводу событий в Афганистане. Если в центре замысла под названием "Талибан" лежат сугубо экономические соображения, то скорейшее установление мира, даже "по-талибановски", служит интересам Индии, поскольку это будет означать для нее свежий приток нефти и газа, надежность коммуникаций и т.п. Однако не в интересах Индии усиление Пакистана, равно как не выгодно ей и установление воинствующего ислама как сущности политического режима в Афганистане. Индию также не устраивает закрепление позиций США в регионе, даже в "обмен" на нефть и газ, ибо США и Пакистан находятся в отношениях стратегического партнерства.
Индийско-российские партнерские отношения служат еще одним фактором, не позволяющим Индии выйти за рамки сдержанного реагирования на афганские события. При этом не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что, несколько осложнив отношения с Америкой из-за своих ядерных амбиций, Индия должна теперь каким-то образом добиться от США долгожданного согласия на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.
Не нужно также забывать, что в непосредственной близости от Афганистана расположен не потенциальный, а реальный постоянный член Совета Безопасности, обладающий своими претензиями на участие в урегулировании конфликта - Китай. Последний всегда "играл на понижение" относительно попыток великих держав усилить влияние в Афганистане, и если выяснится, что Соединенные Штаты благоволят талибам, то ИДТ, скорее всего, получит очень влиятельного недоброжелателя в лице Китая.
Тем временем для центральноазиатских государств, непосредственно прилегающих к Афганистану, чрезвычайно важно активизировать процесс создания системы региональной безопасности и интеграции в рамках казахстанской инициативы по СВМДА, как постоянно действующего механизма по типу "Женевских мирных переговоров".
Казахстан уже зарекомендовал себя как активный и последовательный борец с мировой проблемой терроризма, религиозного экстремизма, наркотиков. От имени государства и народа Казахстана, руководство страны, неоднократно выступало на крупнейших международных форумах с инициативами по достижению стабилизации наркоситуации в регионе Центральной Азии и мире в целом.
«Так, относительно недавно в своем докладе[5] 2 сентября 2002 года в Йоханнесбурге на Всемирной конференции ООН по устойчивому развитию я уделил особое внимание тому факту, что Афганистан по-прежнему остается источником распространения экстремизма и наркотиков, и призвал ООН срочно разработать программу с целью системного противодействия наркобизнесу в регионе.»
Ведь совершенно очевидно, что война с международным терроризмом теряет всякий смысл, если корни этого явления продолжают подпитываться извне.
Во-вторых, у нас создана национальная антинаркотическая законодательная и иная нормативная правовая база, приняты и начали реализовываться стратегические программные документы, определившие комплекс приоритетных мер в этой области. Так, к примеру, приняты законы «О наркотических средствах, психотропных веществах, и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими», «О медико-социальной реабилитации лиц, больных наркоманией», Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2001-2005 годы и Программа борьбы с этими явлениями. Добавлю, что последние документы, Стратегия и Программа борьбы с наркоманией, остаются уникальными документами такого рода в опыте стран Содружества Независимых Государств.
В-третьих, если говорить о практической стороне борьбы и противодействия, в рамках реализации Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы образованы структурные элементы полномасштабной национальной системы противодействия наркотикам, такие как Республиканский научно-практический центр медико-социальных проблем наркомании (г.Павлодар), кинологические центры Таможенного комитета МГД и МВД Республики Казахстан (г. Алматы), Учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов правоохранительных и иных государственных органов по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков при Академии МВД (г. Алматы), Национальный информационно-аналитический центр по изучению и оценке состояния наркотизма при Генеральной прокуратуре (г.Астана). Принятые меры являются необходимым, но недостаточным условием эффективной и, главное, успешной борьбы с наркобизнесом и наркопреступностью. Необходим системный подход к этой проблеме, который бы включал в себя не только механизмы учета и анализа текущих событий в этой области, но и элементы превентивного характера, которые позволили бы заранее свести потенциальную проблему к состоянию минимальной угрозы и последствий.
Что Вы думаете о проблеме Афганистана?
«Я считаю, что это самое больное место нашей международной политики, и я надеюсь, что будут приняты более решительные меры и более кардинальные»[6].
История Афганистана
Ещё с глубокой древности через территорию Афганистана проходили торговые пути, связывающие Европу с Азией, Индией. В 516г. до н.э. с запада на восток, через Герат и Кабул в Индию прошли войска царя Персии Дария 1. В 334-327г.г. до н.э. через реки Балх и Кабул по Хайберскому проходу в Западную Индию прошли войска Искендера Зулькернейна (Александр Македонский). Со средины 3 в. до 1 в. до н.э. в северной части современного Афганистана располагалось государство Бактрия, которое вело оживленную торговлю с Бухарой, Индией и Китаем. Пуштуны в результате набегов завоевателей оттеснялись в горы.
В начале 13 в. вторглись монгольские орды Чингис Хана и разрушили культуру афганских племен. В начале 16 в. узбеки, населявшие крайний север страны, расселились на значительной части северо-востока Афганистана и создали государство Балх – развили поливное земледелие. Иранцы захватили территорию Герата на западе страны и провинцию Кандагар.
Район Сулеймановых гор – основное пристанище афганских племен сохранил свою независимость. В результате борьбы, покончив с властью персов, образовали 2 самостоятельных княжества с центрами в Кандагаре и Герате. Однако они враждовали, ослабли и вновь были завоеваны правителем Ирана Надир-Шахом. .
В 1747г. афганцы, руководимые Ахмед Шахом, разбили персидские войска, и с этого времени образовалась империя Дурани. В результате успешных походов Ахмед Шаха под империей оказались районы Ирана, Южного Туркестана и Северной Индии. Начались восстания племён, и держава Дурани прекратила своё существование (1747-1819 г.г.). Усилились стремления англичан, завоевавших Индию включить Афганистан в колониальную систему Индии. Особенно усилилась экспансия с продвижением русских войск в Среднюю Азию.
1838-1842 г.г., 1878-1880 г.г. – в результате этих войн Афганистан подписал договор, по которому все внешние связи передавались в руки Англии. Был назначен пост – Индийский резидент. Афганистан стал аграрно-сырьевым придатком колониальной державы.
В мае 1919 г. Англия объявила войну. Афганцев поддержали пуштуны Индии; поддержка Сов. России. 8 авг. 1919 г. - мир, 1921 г. – мирный договор.
История войны
В декабре 1979 года руководством СССР было принято решение о вводе войск в Афганистан, при этом имелось в виду, что соединения и части разместятся гарнизонами и возьмут под охрану важные объекты. Но уже с первых дней наши войска понесли потери…
Афганское государство — Дурранийская держава, образовалось в середине XVIII века. Английские колонизаторы, пытаясь подчинить себе эту страну, трижды развязывали захватнические войны: 1838-1842, 1878-1880 гг. и в 1919 году, но каждый раз встречали мужественное сопротивление народа. 19 августа 1919 года афганским правительством был ратифицирован мирный договор, по которому Англия признавала независимость афганского государства.
Афганистан — это первая страна, с которой молодая Советская республика в мае 1919 года установила дипломатические отношения. Вот как описывает один из очевидцев события тех лет в своей книге „Гриф секретности снят. Потери ВС СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах".
В декабре 1978 г. между СССР и Демократической Республикой Афганистан был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Статья 4 этого договора гласила:
"Высокие Договаривающиеся стороны, действуя в традициях дружбы и добрососедства, а также Устава ООН, будут консультироваться и с согласия обеих Сторон предпринимать соответствующие меры в целях обеспечения безопасности, независимости и территориальной целостности обеих Сторон". Обращаясь в 1979 г, с просьбами о вводе в Афганистан советских войск для оказания военной помощи в вооруженной борьбе с антиправительственной оппозицией и защиты от внешнего вмешательства, афганское руководство опиралось на эту статью договора.
Ввод и размещение контингента советских войск в ДРА проводились с 25 декабря 1979 г. до середины января 1980 г. В его состав входили: Управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, дивизий — 4, отдельных бригад — 5, отдельных полков — 4, полков боевой авиации — 4, вертолетных полкой — 3, трубопроводная бригада — 1, бригада материального обеспечения — 1 и некоторые другие части и учреждения.
Кроме соединений и частей Советской Армии в Афганистане находились отдельные подразделения пограничных войск и должностные лица КГБ и МВД СССР. Советские войска в Афганистане охраняли автомобильные дороги, многие объекты советско-афганского экономического сотрудничества (газопромыслы, электростанции, завод азотных удобрений в Мазари-Шариф и др.). Охраняли и обеспечивали функционирование аэродромов в крупных городах. Содействовали укреплению органов власти в 21 провинциальном центре. Проводили колонны с военными и народнохозяйственными грузами для своих нужд и в интересах ДРА. Совместно с афганскими частями и подразделениями вели боевые действия различного масштаба по разгрому вооруженных отрядов и групп оппозиции, а также борьбу с караванами, доставлявшими оружие и боеприпасы в ДРА из Пакистана и Ирана.
Й этап: март 1980 г. — апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.
Применение мотострелковых, воздушно-десантных и танковых подразделений главным образом в качестве резерва и для повышения морально-боевой устойчивости афганских войск. Подразделения спецназначения продолжали вести борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Оказание помощи в развитии вооруженных сил ДРА. Вывод шести советских полков на родину.
Й этап: январь 1987 г. — февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на родину и осуществление полного их вывода.
Численность личного состава войск и их потери
Срок пребывания военнослужащих в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане был установлен не более 2 лет — для офицеров и 1,5 года — для сержантов и солдат. Однако это не всегда соблюдалось.
Всего, таким образом, за период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. в войсках, находившихся на территории РА, прошло военную службу 620 тыс. военнослужащих, из них в соединениях и частях Советской Армии — 525 тыс. чел., в пограничных и других подразделениях КГБ СССР — 90 тыс. чел., в отдельных формированиях внутренних войск и милиции МВД СССР — 5 тыс. чел.
Заключение
Со времени вторжения советских войск в Афганистан в конце декабря 1979 г. интерес международного сообщества к проблемам Афганистана и Средней Азии неизменно возрастал. После беспрецедентных террористических актов в ряде городов США 11 сентября 2001 г. отношение мирового сообщества к этой отдаленной части азиатского континента в корне изменилось. Напомню вкратце основные события, благодаря которым возросло значение как Афганистана, так и пяти среднеазиатских республик.
Взятие Кабула крупным контингентом советских воздушно-десантных войск возвестило захват Советским Союзом этого со всех сторон окруженного сушей азиатского государства, зажатого между Ираном, среднеазиатской частью СССР, Китаем и Пакистаном[9]. Мир воспринял советскую наступательную операцию в Афганистане как уверенный шаг для достижения давно вынашиваемых Москвой имперских планов расширения своих границ в сторону Юго-Восточной Азии для получения выхода к Индийскому океану. Поэтому не только ближайшие соседи Афганистана, такие, как Пакистан и Иран, но и более или менее отдаленные участники событий в регионе, например, Саудовская Аравия и США, закачивали в Афганистан огромные суммы денег, оружия и опыта для противодействия советскому продвижению.
14 апреля 1988 г., почти десятилетие спустя со времени своего неудачного, но чрезвычайно дорогостоящего, кровавого и разрушительного вторжения, начался вывод советских войск из Афганистана. Он знаменовал крупнейшее международное поражение советской военной машины. В то же время, это военное поражение также было и важнейшим политическим провалом колониального владычества Москвы над многими национальными республиками СССР и странами Варшавского договора. Таким образом, афганская авантюра ускорила распад Советского Союза и крах коммунистических режимов в находившихся под пятой Москвы странах Восточной Европы.
Хотя многие республики Советского Союза провозгласили независимость в 1991 г., официальное объявление о прекращении существования Советского Союза относится к 25 декабря 1991[10]. В марте 1992 г. пять республик Средней Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), наряду с другими бывшими советскими республиками, стали членами ООН. Огромные энергетические ресурсы (нефти и природного газа) государств Центральной Азии привлекли внимание многих стран, в том числе США, стран ЕС, Японии, Китая, России, Ирана и Турции. Такие крупнейшие нефтяные компании США, как "Шеврон" и "Юнокал", приобрели значительные доли акций нефтяных месторождений, соответственно, Казахстана и Туркменистана. Несмотря на появление на международной политической арене новых независимых государств Центральной Азии, Афганистан глубоко увяз в гражданской войне между различными этническими вооруженными группировками, в основном выступавшими под знаменами Ислама. В эти затяжные внутренние афганские раздоры в той или иной степени были вовлечены Пакистан (поддерживаемый США и Саудовской Аравией), Иран, Россия, Китай, Индия и Турция.
Вооруженная группировка талибов, на которую ранее мало кто обращал внимание, 5 ноября 1994 г. взяла город Кандагар на юге Афганистана и с удивительной быстротой захватила многие другие города, а затем 27 сентября 1996 г. взяла столицу - Кабул. Позднее стало известно, что за созданием движения "Талибан" и его приходом к власти в Афганистане стоял Пакистан. Устав от затяжной борьбы группировок в Афганистане, США взяли курс на поощрение пакистанского плана предоставления широкой военной поддержки талибам и прихода к власти в Кабуле зависимого от Пакистана режима. В то время считалось, что талибы - единственная сила, которая может обеспечить единство Афганистана. Американская нефтяная компания "Юнокал" активно спонсировала режим талибов в надежде провести безопасный нефтепровод от месторождений в Туркменистане через территорию Афганистана и Пакистана к Индийскому океану.
Явным поворотным моментом в политике США в Афганистане стали взрывы, прогремевшие 7 августа 1998 г. в посольствах США в столице Танзании Дар-Эс-Саламе и в столице Кении Найроби, предполагаемый организатор которых - Осама бин Ладен. С этого дня США отмежевались от пакистанского плана поддержки режима талибов, но не смогли добиться от пакистанского руководства эту поддержку прекратить. 26 февраля 2001 верховный глава Мулла Мухаммед Омар объявил о планирующемся уничтожении всех скульптур до-исламского периода на территории контролируемых талибами районов Афганистана.
Среди подлежавших уничтожению скульптур находились две огромные статуи стоячего Будды, высеченные в скале у Бамийана, которые были взорваны 2 марта 2001 г. после пятничных молитв. Ни взрывы американских дипломатических учреждений в Африке, ни уничтожение гигантских буддийских статуй в Афганистане не смогли открыть международному сообществу глаза на опасность, которую представляли для всего мира режим талибов и его главный защитник Осама бин Ладен.
Лишь после потрясших весь мир нападений террористов на башни нью-йоркского Международно-торгового центра и Пентагона в г. Вашингтоне США резко изменили свой курс в отношении Афганистана, приняв смелое решение покончить с режимом талибов и схватить Осаму бин Ладена. Массированное вторжение США в регион обернулось развертыванием американских войск в Афганистане, Узбекистане и Кыргызстане, а также отправкой вооруженных частей либо военных советников США в Таджикистан и Грузию. Таким образом, после российского (Таджикистан) и китайского (Синцзянь-Уйгурская автономная область) военного присутствия США превратились в третью военную державу в Центральной Азии.
Если мировое сообщество прислушается к предупреждениям этих и множества других мудрых ученых, то поймет, что афганская дилемма - дело рук как внутренних, так и внешних сил, превративших эту прекрасную землю (джаннат) в ад (джаханнам)[11]. Поэтому для мирного решения этого затянувшегося конфликта требуется подлинная добрая воля со стороны всех сторон по трем нижеследующим пунктам:
1. Признание Афганистана многоэтнической страной, которое не приведет к ее фрагментации по этническому признаку, но сохранит ее единство, обеспечив всем национальным группам равное участие в государственных делах на всех уровнях. Говоря о национальных группах Афганистана, один немецкий ученый указывает на то, что "они ведут борьбу за сохранение своей культурной и религиозной автономии на местном уровне, а не за дезинтеграцию" страны.
2. Переход к федеративной структуре управления, основанной на демократических принципах, который способен предоставить всем национальным группам полное самоуправление, тем самым сохранив единство страны и способствовав уменьшению раздоров между этими группами.
3. Региональное сотрудничество вместо регионального соперничества: вражда между Ираном и Пакистаном, Ираном и США, Пакистаном и Индией вокруг Афганистана и республик Центральной Азии неизменно оборачивается бедой - как в прошлом, так и в настоящем. Афганистан мог бы стать опытным полигоном сотрудничества между США, Пакистаном, Ираном, Туркменистаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Китаем, Индией, Саудовской Аравией, Турцией, Россией, а, возможно, и другими странами в восстановлении страны.
После того, как афганские авантюры Советского Союза и Пакистана на тяжком опыте доказали, что вмешательство на стороне лишь одной из сил в долгосрочном плане не способно никому принести выгоды, сегодня у стран, причастных к афганской трагедии, имеется реальная возможность направить ход истории по пути долгожданного регионального сотрудничества и безопасности на азиатском континенте. Будем надеяться, что прозвучавшая в словах афгано-таджикского лидера Ахмада шаха Масуда убежденность впервые станет реальностью: "Мы не будем пешками в чужой игре, мы всегда будем Афганистаном!"[12].
События прошлого могут помочь в решении сегодняшних проблем, если мы извлечем уроки из истории. Центральноазиатский регион связан с Афганистаном географически, этнически, исторически, политически и экономически. На протяжении последней четверти века после советского вторжения в Афганистан политические судьбы Центральноазиатских республик и Афганистана были в определенной степени взаимосвязаны.
Последние два года продемонстрировали угрозы для безопасности республик Центральной Азии исламских повстанцев, базирующихся на афганской земле и поддерживаемых талибами. Сотрудничество между государствами Центральной Азии и Афганистаном жизненно необходимо для обеспечения обоюдной безопасности и развития в различных сферах, включая политическую, экономическую и культурную.
Во-первых, обе стороны на протяжении древней и средневековой истории были связаны знаменитым Шелковым путем. Земли Афганистана и Центральной Азии породили множество царств и империй - Белых гуннов, Саманидов, Караханидов, Газневидов, Тимуридов, Бабура. Сегодня имеющиеся у государств Центральной Азии гигантские запасы нефти и природного газа требуют наличия многочисленных путей, включая афганский. Экономическое сотрудничество - назревшая необходимость для обеих сторон.
Второй жизненно важный аспект национального вопроса в Афганистане заключается в том, что у многих национальных групп этой страны есть собратья в Центральной Азии: ближайшие родичи афганцев - таджики, узбеки и туркмены - проживают в трех независимых государствах Центральной Азии, граничащих на севере с Афганистаном (Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан). В силу этого северные районы Афганистана веками в культурном и языковом отношении тесно связаны с южными районами Центральной Азии. Этот факт чрезвычайно важен для установления сотрудничества между двумя регионами в различных областях.
Политически, государства Центральной Азии на ранней стадии советской власти были созданы как многонациональные республики. Затяжная гражданская война в Афганистане, развернувшаяся во время и после советского вторжения, в политическом плане способствовала обострению этнического самосознания всех населяющих страну групп. Поэтому государства Центральной Азии могли бы послужить для сегодняшнего Афганистана очень хорошим образцом достижения равновесия этнических сил в многоэтническом контексте.
В то время как в государствах Центральной Азии процесс национального строительства продолжается со времени распада бывшего Советского Союза, в пост-талибском Афганистане он только начинается. Развитие этих процессов в ближайшем будущем зависит от соотношения двух "наборов" игроков. К первому из них, разумеется, относятся народы Центральной Азии и Афганистана, которые должны сами распорядиться своей судьбой. Ко второму - внешние силы, действующие как в самих Афганистане и Центральной Азии, так и вокруг них, которые будут стремиться к реализации собственных интересов в обоих регионах. На самом деле оба они нуждаются друг в друге. Однако, Афганистан и государства Центральной Азии испытывают потребность в значительно более тесном взаимодействии. Но необходимое сотрудничество между Афганистаном и Центральной Азией может строиться лишь на взаимном доверии и уважении, а также на основе демократии и прав человека.
Список использованной литературы
1. Назарбаев Н. А. Критическое десятилетие. - Алматы: Атамура, 2003. - 240 стр.
2. Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации.- Алматы: АО «САК», НП ПИК «GAUHAR» 2000.- 584 с.
3. Решение от 22 января 1993 года «О мерах по стабилизации обстановки на участке государственной границы Республики Таджикистан с Афганистаном»
4. Соглашение о совместной деятельности по розыску и освобождению граждан бывшего Союза ССР, попавших в плен и пропавших без вести в период войны в Афганистане и военных конфликтов в других странах (Минск, 28 апреля 1993 г.)
5. Соглашение о государственной социальной помощи членам семей военнослужащих, погибших в Афганистане и других государствах, в которых велись боевые действия (г. Москва, 24 сентября 1993 года)
6. Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 28 февраля 1995 года № 315-XIII «О ратификации Соглашения о государственной социальной помощи членам семей военнослужащих, погибших в Афганистане и других государствах, в которых велись боевые действия»
7. Протокол рабочей встречи Председателя Таможенного комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан М. Нукенова с Поверенным в делах Исламского государства Афганистан в г. Алматы г-ном Азизуллой (г. Астана, 28 июня 2000 г.)
8. Указ Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года №855 «Об открытии Дипломатической миссии Республики Казахстан в Афганистане»
9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2002 года № 1353 «О создании Межведомственной комиссии по выработке предложений по оказанию помощи Афганистану»
10. Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2003 года № 261 «О заключении Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Переходного Исламского Государства Афганистан о торгово-экономическом сотрудничестве»
11. Проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Переходного Исламского Государства Афганистан о торгово-экономическом сотрудничестве (18 марта 2003 года)
12. Американцы и не могли за год решить все проблемы Афганистана // Известия, 2 декабря 2002
13. Верстяков В. «Афганский дневник» - Москва, Воениздат. 1993 г.
14. Вестад О. А. Накануне ввода советских войск в Афганистан. / Новая и новейшая история, № 2, 1994 г.
15. Виноградов Б., «Афганистан после нас» // Известия 1995. 11.11.
16. Высказывание Ахмада Шаха Масуда // “Quotes from Afghan Personalities of Yesterday and Today”
17. Д. Гай, В. Снегирев «Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны» - Москва СП «ИКПА» 1991;
18. Гареев «Моя последняя война» - Москва, ИНСАН, 1996. 432 стр.
19. Давыдов А. Талибы стремятся к власти. / Азия и Африка сегодня, № 7, 1996 г.
20. Документы советского руководства о положении в Афганистане. / Новая и новейшая история, № 3, 1996 г.
21. Г. Егорова, Ю. Филатов. «Афганистан в нашей судьбе» - Москва, Издательство Агенства печати Новости, 1989 г.
22. Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века. - М., 1989
23. Из ответов А. Д. Сахарова на вопросы корреспондентов после возвращения из Горького в Москву. // Известия. 20.12.89.
24. История Афганистана с древнейших времен до наших дней. / Отв. ред. Ю. В. Ганковский. - М., 1982
25. Коргун В. «Страна, уставшая от войн» // Азия и Африка сегодня – 1995 г. № 10.
26. Корниенко Г. М. Как принималось решение о вводе советских войск в Афганистан и их выводе. / Новая и новейшая история, № 3, 1993 г.
27. Кузьмин О. Не столь таинственные талибы. / Азия и Африка сегодня, № 2, 1996 г.
28. Международная жизнь" 1992 г. №2
29. Международные экономика и международные отношения" 1988 г. №7
30. Меримский В. А. Война в Афганистане. Записки участника. / Новая и новейшая история, № 3, 1995 г.
31. На земле Афганистана. Сост. И.М. Дырин, - Москва, Воениздат 1988.
32. "Независимая газета", 1999г., 10 февраля.
33. О международной конференции в Токио. // Казахстанская правда, (21.01.02)
34. В. Островский, А. Уткин «История России 20 век» - Москва «Дрофа» 1999;
35. Пивоваров С. Талибский орнамент на исламском ковре. / Итоги, 8 октября 1996 г.
36. Пономарев В. А. Ислам в Узбекистане, 1989-1995. / Полис, № 2, 1996 г.
37. США делят мир - "Коммерсант-Daily", 1998г., №35.
38. "США и региональные конфликты." - М.:Наука, 1990 г.
39. Советская военная энциклопедия Москва Воениздат 1976;
40. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. - Спб, 1996
41. Умнов А. «Больше, чем ошибка» // Независимая газета 25.04.1998 г. 4. 09.1998 г.
42. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? / Полис, № 1, 1994 г.
43. "Figaro", 13.08.1998г.
44. Foreign Affairs 1979 №3
45. Ian Bremmer and Ray Taras, New States New Politics: Building the Post-Soviet Nations. Cambridge: Cambridge University Press, 1997, p. 82.
46. Sreedhar & Mahendra Ved, Afghan Buzkashi: Power Games and Gamesmen, Vol. 1. Delhi: Wordsmiths, 2000, p. 116.
47. Timur Kocaoglu, “Could Afghanistan Be A Key For Asian Cooperation And Security?” Perceptions (Journal of International Affairs), Volume V, Number 4 (Dec. 2000-Feb. 2001), pp. 106-115.
[1] Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации.- Алматы: АО «САК», НП ПИК «GAUHAR» 2000.- с.64.
[2] "Figaro", 13.08.1998г.
[3] США делят мир - "Коммерсант-Daily", 1998г., №35.
[4] "Независимая газета", 1999г., 10 февраля.
[5] Назарбаев Н. А. Критическое десятилетие. - Алматы: Атамура, 2003. - 240 стр.
[6] Из ответов А. Д. Сахарова на вопросы корреспондентов после возвращения из Горького в Москву. // Известия. 20.12.89.
[7] Американцы и не могли за год решить все проблемы Афганистана // Известия, 2 декабря 2002
[8] О международной конференции в Токио. // Казахстанская правда, (21.01.02)
[9] Территория Афганистана составляет 647,500 кв. с общей протяженностью границ 5,529 км. - с Пакистаном (2,430 км.), Ираном (936 км.), Туркменистаном (744 км.), Узбекистаном (137 км.), Таджикистаном (1,206 км.) и Китаем (76 км.). См. “UN Non-Paper: A Review of the Options on Embargo of Military Supplies to the Warring Factions in Afghanistan”, цитируемый в: Sreedhar & Mahendra Ved, Afghan Buzkashi: Power Games and Gamesmen, Vol. 1. Delhi: Wordsmiths, 2000, p. 116.
[10] 25 декабря в Кремле был спущен Советский флаг и поднят трехцветный российский. Произошедшая в тот же день отставка Михаила Горбачева означала официальный распад Советского Союза. Российский парламент проголосовал за изменение названия республики с РСФСР на Российскую Федерацию. Россия заняла место СССР в Совете Безопасности ООН. См. Ian Bremmer and Ray Taras, New States New Politics: Building the Post-Soviet Nations. Cambridge: Cambridge University Press, 1997, p. 82.
[11] Timur Kocaoglu, “Could Afghanistan Be A Key For Asian Cooperation And Security?” Perceptions (Journal of International Affairs), Volume V, Number 4 (Dec. 2000-Feb. 2001), pp. 106-115.
[12] Высказывание Ахмада Шаха Масуда // “Quotes from Afghan Personalities of Yesterday and Today”
Введение
Большие геополитические изменения происходят на южных рубежах Содружества Независимых Государств, которые связаны с событиями в Афганистане[1]. Эти изменения заключаются в том, что получает завершение третья "Большая игра" между мировыми державами за доминирование в Центральной и Южной Азии.
Как известно, первая "Большая игра" была в конце прошлого - начале нынешнего веков; тогда происходило геополитическое столкновение Великобритании с Россией, в ходе которого они остановили друг друга в районе Центральной Азии и Афганистана.
Вторая "игра" прошла в период с 1979 по 1989гг. - это была афганская кампания Советского Союза, в которую вмешались США, объявившие Ближний Восток зоной своих жизненно важных интересов.
К нынешней третьей "Большой игре", в которой главными игроками продолжают быть все те же державы - Россия и США, - присоединились новые участники: Пакистан, Иран, государства Центральной Азии, Турция, Индия и Китай.
При этом стратегические интересы США в регионе Центральной и Южной Азии включают следующее:
1) прокладка нефте- и газопроводов, железных и автомобильных дорог из региона Каспия и Центральной Азии через Афганистан в направлении Пакистана и Индии, строительство коммуникационных сетей;
2) закрепление на стратегическом плацдарме вблизи азиатских ядерных держав;
3) создание стратегического противовеса по отношению к России и Ирану или к вероятному геостратегическому треугольнику Россия - Китай - Иран.
В дни талибовского "блицкрига" осенью 1996г. странным выглядело молчание США. Французская "Фигаро", например, точно подметила: "На первый взгляд может удивить, что американцы относительно равнодушно следят за развитием событий в Афганистане. Ведь обычно США немедленно поднимают голос, услышав о том, что где-то у власти оказываются противники прогресса и проявляющие нетерпимость экстремисты разного рода. Однако удивление проходит, когда узнаешь, что афганских талибов уже принимали не только в Госдепартаменте США, но и в нефтяной компании ЮНОКАЛ, с нетерпением ждущей прекращения войны в Афганистане, чтобы приступить к осуществлению своих планов поставок в Индию каспийской нефти"[2]. О стратегических интересах США в рассматриваемом регионе говорит и такой немаловажный факт, как принятие министерством обороны страны "Плана объединенных командований", согласно которому территория Кавказа и Центральной Азии - потенциальные театры боевых действий, как считают авторы плана, - передаются в зону ответственности Центрального командования США с 1 октября 1998г.[3] Таким образом, эта зона будет включать в себя пространство, где проходят основные транспортные магистрали и коммуникационные линии региона, а также расположено более 70% всего мирового запаса энергоресурсов.
В этой "Большой игре" России был брошен серьезный вызов, так как она имеет в данном регионе неоспоримые интересы, которые могут быть сформулированы так:
1) сохранить стратегическое присутствие в Центральной и Южной Азии для того, чтобы не допустить перехода Афганистана в сферу исключительного доминирования США;
2) обеспечить свое участие в региональных экономических проектах;
3) противостоять угрозе собственной безопасности в связи с проникновением в близлежащее к российской территории геополитическое пространство исламского фундаментализма, терроризма, контрабанды наркотиков;
4) реабилитировать и восстановить авторитет российского государства в глазах стран-членов СНГ, проявив твердость и решимость в обеспечении неприкосновенности границ Содружества.
Важным региональным игроком является Пакистан, чьи интересы тоже очевидны:
1) приобрести контроль над территорией Афганистана с тем, чтобы обеспечить реализацию проекта ЮНОКАЛ и тому подобных;
2) не допустить усиления влияния Ирана и России в Южной Азии;
3) подготовить плацдарм и опору в лице верных талибов на случай возможного крупномасштабного конфликта с Индией;
4) укрепить стратегическое партнерство с США.[4]
При этом Пакистан категорически отрицает свое прямое участие в войне и отвергает обвинения со стороны Ирана и России в стратегической, военной, технической, экономической и моральной поддержке Исламского движения "Талибан" (ИДТ), включая поддержку личным составом.
Факты свидетельствуют о том, что Пакистан прямо заинтересован в новом режиме талибов. Ни исламский характер этого режима, ни формы и способы его насаждения не вызывают у Пакистана особого беспокойства. Вместе с тем вовсе не исключено, что может возникнуть невыгодная для этого государства идея независимого Пуштунистана, ведь в Пакистане проживает около 3 млн. пуштунов. В такой ситуации важно знать, насколько ИДТ управляемо, как долго способен сохраняться режим этого движения и т.д.
Победа ИДТ, влекущая за собой присутствие и закрепление США в регионе Центральной и Южной Азии, совершенно не отвечает интересам Ирана, поскольку это наносит ущерб экономической и идеологической стратегии данной страны, а именно: реализации трубопроводных проектов на территории Ирана, которые теперь могут быть перенесены в Афганистан, распространению своей модели ислама в новых независимых государствах Центральной Азии, а также недопущению расширения влияния США в регионе. Кроме того, Иран стремится сохранить свое влияние в самом Афганистане, достигнутое благодаря тесным связям с шиитами-хазарейцами, роль которых на протяжении всей истории войны была велика.
Среди региональных игроков Индия также имеет свои интересы, несмотря на осторожные высказывания официального Дели по поводу событий в Афганистане. Если в центре замысла под названием "Талибан" лежат сугубо экономические соображения, то скорейшее установление мира, даже "по-талибановски", служит интересам Индии, поскольку это будет означать для нее свежий приток нефти и газа, надежность коммуникаций и т.п. Однако не в интересах Индии усиление Пакистана, равно как не выгодно ей и установление воинствующего ислама как сущности политического режима в Афганистане. Индию также не устраивает закрепление позиций США в регионе, даже в "обмен" на нефть и газ, ибо США и Пакистан находятся в отношениях стратегического партнерства.
Индийско-российские партнерские отношения служат еще одним фактором, не позволяющим Индии выйти за рамки сдержанного реагирования на афганские события. При этом не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что, несколько осложнив отношения с Америкой из-за своих ядерных амбиций, Индия должна теперь каким-то образом добиться от США долгожданного согласия на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.
Не нужно также забывать, что в непосредственной близости от Афганистана расположен не потенциальный, а реальный постоянный член Совета Безопасности, обладающий своими претензиями на участие в урегулировании конфликта - Китай. Последний всегда "играл на понижение" относительно попыток великих держав усилить влияние в Афганистане, и если выяснится, что Соединенные Штаты благоволят талибам, то ИДТ, скорее всего, получит очень влиятельного недоброжелателя в лице Китая.
Тем временем для центральноазиатских государств, непосредственно прилегающих к Афганистану, чрезвычайно важно активизировать процесс создания системы региональной безопасности и интеграции в рамках казахстанской инициативы по СВМДА, как постоянно действующего механизма по типу "Женевских мирных переговоров".
Казахстан уже зарекомендовал себя как активный и последовательный борец с мировой проблемой терроризма, религиозного экстремизма, наркотиков. От имени государства и народа Казахстана, руководство страны, неоднократно выступало на крупнейших международных форумах с инициативами по достижению стабилизации наркоситуации в регионе Центральной Азии и мире в целом.
«Так, относительно недавно в своем докладе[5] 2 сентября 2002 года в Йоханнесбурге на Всемирной конференции ООН по устойчивому развитию я уделил особое внимание тому факту, что Афганистан по-прежнему остается источником распространения экстремизма и наркотиков, и призвал ООН срочно разработать программу с целью системного противодействия наркобизнесу в регионе.»
Ведь совершенно очевидно, что война с международным терроризмом теряет всякий смысл, если корни этого явления продолжают подпитываться извне.
Во-вторых, у нас создана национальная антинаркотическая законодательная и иная нормативная правовая база, приняты и начали реализовываться стратегические программные документы, определившие комплекс приоритетных мер в этой области. Так, к примеру, приняты законы «О наркотических средствах, психотропных веществах, и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими», «О медико-социальной реабилитации лиц, больных наркоманией», Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2001-2005 годы и Программа борьбы с этими явлениями. Добавлю, что последние документы, Стратегия и Программа борьбы с наркоманией, остаются уникальными документами такого рода в опыте стран Содружества Независимых Государств.
В-третьих, если говорить о практической стороне борьбы и противодействия, в рамках реализации Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы образованы структурные элементы полномасштабной национальной системы противодействия наркотикам, такие как Республиканский научно-практический центр медико-социальных проблем наркомании (г.Павлодар), кинологические центры Таможенного комитета МГД и МВД Республики Казахстан (г. Алматы), Учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов правоохранительных и иных государственных органов по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков при Академии МВД (г. Алматы), Национальный информационно-аналитический центр по изучению и оценке состояния наркотизма при Генеральной прокуратуре (г.Астана). Принятые меры являются необходимым, но недостаточным условием эффективной и, главное, успешной борьбы с наркобизнесом и наркопреступностью. Необходим системный подход к этой проблеме, который бы включал в себя не только механизмы учета и анализа текущих событий в этой области, но и элементы превентивного характера, которые позволили бы заранее свести потенциальную проблему к состоянию минимальной угрозы и последствий.
Что Вы думаете о проблеме Афганистана?
«Я считаю, что это самое больное место нашей международной политики, и я надеюсь, что будут приняты более решительные меры и более кардинальные»[6].
История Афганистана
Ещё с глубокой древности через территорию Афганистана проходили торговые пути, связывающие Европу с Азией, Индией. В 516г. до н.э. с запада на восток, через Герат и Кабул в Индию прошли войска царя Персии Дария 1. В 334-327г.г. до н.э. через реки Балх и Кабул по Хайберскому проходу в Западную Индию прошли войска Искендера Зулькернейна (Александр Македонский). Со средины 3 в. до 1 в. до н.э. в северной части современного Афганистана располагалось государство Бактрия, которое вело оживленную торговлю с Бухарой, Индией и Китаем. Пуштуны в результате набегов завоевателей оттеснялись в горы.
В начале 13 в. вторглись монгольские орды Чингис Хана и разрушили культуру афганских племен. В начале 16 в. узбеки, населявшие крайний север страны, расселились на значительной части северо-востока Афганистана и создали государство Балх – развили поливное земледелие. Иранцы захватили территорию Герата на западе страны и провинцию Кандагар.
Район Сулеймановых гор – основное пристанище афганских племен сохранил свою независимость. В результате борьбы, покончив с властью персов, образовали 2 самостоятельных княжества с центрами в Кандагаре и Герате. Однако они враждовали, ослабли и вновь были завоеваны правителем Ирана Надир-Шахом. .
В 1747г. афганцы, руководимые Ахмед Шахом, разбили персидские войска, и с этого времени образовалась империя Дурани. В результате успешных походов Ахмед Шаха под империей оказались районы Ирана, Южного Туркестана и Северной Индии. Начались восстания племён, и держава Дурани прекратила своё существование (1747-1819 г.г.). Усилились стремления англичан, завоевавших Индию включить Афганистан в колониальную систему Индии. Особенно усилилась экспансия с продвижением русских войск в Среднюю Азию.
1838-1842 г.г., 1878-1880 г.г. – в результате этих войн Афганистан подписал договор, по которому все внешние связи передавались в руки Англии. Был назначен пост – Индийский резидент. Афганистан стал аграрно-сырьевым придатком колониальной державы.
В мае 1919 г. Англия объявила войну. Афганцев поддержали пуштуны Индии; поддержка Сов. России. 8 авг. 1919 г. - мир, 1921 г. – мирный договор.
История войны
В декабре 1979 года руководством СССР было принято решение о вводе войск в Афганистан, при этом имелось в виду, что соединения и части разместятся гарнизонами и возьмут под охрану важные объекты. Но уже с первых дней наши войска понесли потери…
Что мы знаем о той войне, которая длилась 110 месяцев, и ее участниках, погибших в период с 1979 по 1989 годы. Но что же это за страна? Кто начал войну, как она проходила и каковы наши потери?
Если мы обратимся к истории Афганистана, то узнаем, что территория его составляет 655 тысяч кв. км, Население — 5,5 млн. человек (по переписи 1979 года),
Афганское государство — Дурранийская держава, образовалось в середине XVIII века. Английские колонизаторы, пытаясь подчинить себе эту страну, трижды развязывали захватнические войны: 1838-1842, 1878-1880 гг. и в 1919 году, но каждый раз встречали мужественное сопротивление народа. 19 августа 1919 года афганским правительством был ратифицирован мирный договор, по которому Англия признавала независимость афганского государства.
Афганистан — это первая страна, с которой молодая Советская республика в мае 1919 года установила дипломатические отношения. Вот как описывает один из очевидцев события тех лет в своей книге „Гриф секретности снят. Потери ВС СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах".
В декабре 1978 г. между СССР и Демократической Республикой Афганистан был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Статья 4 этого договора гласила:
"Высокие Договаривающиеся стороны, действуя в традициях дружбы и добрососедства, а также Устава ООН, будут консультироваться и с согласия обеих Сторон предпринимать соответствующие меры в целях обеспечения безопасности, независимости и территориальной целостности обеих Сторон". Обращаясь в 1979 г, с просьбами о вводе в Афганистан советских войск для оказания военной помощи в вооруженной борьбе с антиправительственной оппозицией и защиты от внешнего вмешательства, афганское руководство опиралось на эту статью договора.
Ввод и размещение контингента советских войск в ДРА проводились с 25 декабря 1979 г. до середины января 1980 г. В его состав входили: Управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, дивизий — 4, отдельных бригад — 5, отдельных полков — 4, полков боевой авиации — 4, вертолетных полкой — 3, трубопроводная бригада — 1, бригада материального обеспечения — 1 и некоторые другие части и учреждения.
Кроме соединений и частей Советской Армии в Афганистане находились отдельные подразделения пограничных войск и должностные лица КГБ и МВД СССР. Советские войска в Афганистане охраняли автомобильные дороги, многие объекты советско-афганского экономического сотрудничества (газопромыслы, электростанции, завод азотных удобрений в Мазари-Шариф и др.). Охраняли и обеспечивали функционирование аэродромов в крупных городах. Содействовали укреплению органов власти в 21 провинциальном центре. Проводили колонны с военными и народнохозяйственными грузами для своих нужд и в интересах ДРА. Совместно с афганскими частями и подразделениями вели боевые действия различного масштаба по разгрому вооруженных отрядов и групп оппозиции, а также борьбу с караванами, доставлявшими оружие и боеприпасы в ДРА из Пакистана и Ирана.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 193.