В развитии кооперативных форм хозяйствования, доказавших гибкость и жизнеспособность, сегодня есть ряд нерешенных проблем.
Первая связана с правовым регулированием отношений кооперативной собственности. В российском законодательстве (даже в Конституции) нет нормы, закрепляющей кооперативную форму собственности, отсутствует само понятие «кооперативная форма собственности». На практике это приводит к очень большим негативным последствиям.
Во-вторых, гражданское законодательство отдельных кооперативов относит к разному типу организаций: производственные - к коммерческим, потребительские - к некоммерческим. Однако правоприменительная практика норм налогового, земельного, алкогольного законодательств пошла таким путем, что к потребительским кооперативам применяются нормы, установленные как к коммерческим организациям. То есть не учитывается, что потребительский кооператив по сути своей является некоммерческой организацией и создается для удовлетворения потребностей его членов.
В-третьих, задача превращения кооперации в значимый сектор экономики ставит проблему подготовки кадров для кооперации. Подготовленность кадров, их возрастной состав - серьезная проблема. Молодые работники предпочитают работать на престижной, требующей высокой квалификации, должности, чего требует современное состояние экономики России. Потребительской кооперации нужны не просто работники той или иной профессии, а специалисты с кооперативным сознанием, которые исповедуют идеологию и принципы потребительской кооперации6.
Сегодня перед потребительской кооперацией стоят масштабные, серьезные задачи, которые под силу, прежде всего, высококлассным специалистам, знающим специфику потребительской кооперации, обладающими современными методами экономического анализа и управления.
Волнует и тот факт, что профессионально подготовленные работники потребительской кооперации, не всегда могут устроиться на такую должность, которая соответствует их квалификации, в результате чего соглашаются на любую работу. Это говорит о том, что потенциал трудового ресурса остается невостребованным. Но следует заметить, что на сегодняшний день эта проблема имеет решение, так как на фоне обсуждения реформирования системы профессионального образования возникла идея создания образовательных кластеров. Система работы образовательных кластеров заключается в том, что базовые предприятия передают в отраслевое министерство данные о своей потребности в кадрах и через систему госзаказа формируется заявка в кластер. Иными словами, кластер - это цивилизованная форма рыночных отношений между образовательными учреждениями и работодателями. Основной целью кластера является достижение устойчивого экономического развития и повышения конкурентоспособности отрасли торговли и сервиса за счет развития технологий, внедрение инноваций, а также повышение, как эффективности текущего использования ресурсов, так и уровня профессионализма работников19.
В четвертых, существует проблема в заготовительной деятельности организаций Республики Татарстан19.
Многие организации в системе потребительской кооперации являются либо убыточными, либо их прибыль составляет незначительную долю. Потребительская кооперация все более уступает развивающемуся частному бизнесу. В связи с этим Татпотребсоюз стал внедрять элементы предпринимательства в свою деятельность...
Таким образом, несмотря на возникшие проблемы, потребительская кооперация, имея существенный потенциал, может и должна приложить все усилия к стабилизации экономики и выхода на траекторию устойчивого экономического роста6.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 201.