История возникновения правозащитных организаций в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

 

Введение

Глава 1. История, определения и виды правозащитных организаций

1.1 История возникновения правозащитных организаций в России

1.2 Определение понятия, специфические признаки, классификация правозащитных организаций

1.3 Виды неправительственных неполитических организаций

Глава 2. Особенности взаимодействия правозащитных организаций с государством

2.1 Социальный заказ на деятельность НКО. Слои и группы, заинтересованные в поддержке НКО

2.2 Законодательная база создания негосударственных некоммерческих организаций

2.3 Взаимодействие общественных правозащитных организаций с государством

Заключение

Список литературы



Введение

 

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую Декларацию прав человека - документ, воплотивший в себе идеи нескольких поколений мыслителей-гуманистов. Впервые в истории мировой цивилизации на планетарном уровне получил признание принцип "суверенитета человеческой личности", основу которого составляют естественные права и свободы, принадлежащие каждому человеку вне зависимости от его политических взглядов, национальности, вероисповедания, гражданства, пола или имущественного положения.

Переживаемый нашей страной период системных общественно — политических перемен и в научном, и в практическом планах с особой остротой ставит вопрос об отношениях между государством и обществом, о характере и динамике этих отношений.

Насколько важно государству, как политической организации развитие гражданского общества, стремление к построению истинной демократии?

Процесс демократических преобразований российского общества, его политическое, экономическое и социальное реформирование, создание истинно демократического, правового государства невозможны без обеспечения защиты прав человека.

В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»

Таким образом, соблюдение и защита прав и свобод человека со стороны государства — одна из целей, осуществляемых в обществе преобразований, призванных изменить положение индивида, гарантировать личную свободу, неприкосновенность, социальную защищенность, создать достойные условия жизни, реализацию его культурного и творческого потенциалов и участие в политической жизни.

Важное место в системе защиты прав и свобод человека занимают негосударственные некоммерческие правозащитные организации.

Сопоставив защиту прав и свобод человека и гражданина с правозаступничеством, как формой реализации судебного представительства, можно отметить, что данный институт не возникает сразу в совершенно организованном виде, а появляется в жизни в «форме незначительного зародыша, который может при благоприятных условиях развиться и достигнуть пышного расцвета, а при неблагоприятных чахнуть и прозябать в глуши»1


Глава 1. История, определения и виды правозащитных организаций


Глава 2. Особенности взаимодействия правозащитных организаций с государством

Заключение

Правозащитные организации — это те организации, которые призваны служить обездоленным или игнорируемым группам населения, содействовать реализации их прав, добиваться социальных изменений и быть на службе людей.

Их целевое назначение — защита прав и свобод человека. Особенность правозащитных организаций в том, что они не ставят целью извлечение какой либо выгоды, действуют бескорыстно и самоотверженно, не занимаются поддержкой каких-либо политических партий или политических движений. Одна из основных особенностей - независимые от государства источники финансирования, что позволяет им осуществлять деятельность в области защиты прав человека, свободную от влияния властных структур. При этом правозащитники могут и даже должны взаимодействовать с представителями органов государственной власти в целях достижения своих уставных задач. От них порой зависит принятие политически значимых решений.



Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

2. Федеральный Закон «Об общественных объединениях». № 82 — ФЗ, принят 19.05.1995. 19. ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

3. Закон г. Москвы № 8 «О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями» от 12 апреля 2000 г.

4. Путин В.В. Выступление на открытии форума //Цит. по Материалам Гражданского Форума. М., 2001.

5. Л. Алексеева"История инакомыслия в СССР"

6. Тимофеева Л.Н. Российская оппозиция сегодня: ее особенности и перспективы // Актуальные проблемы политики и политологии в России / Под ред. В.С. Комаровского, М.Г. Анохина. — М.: изд. РАГС, 1999 г. — С. 209.

7. Марков С. Основные политические итоги форума //Время новостей. 2001. 7 декабря.

8. Алексеева Л.М. Юрий Орлов — руководитель Московской Хельсинской группы // Континент. Париж: издательство «Континент», 1979. С. 186-192.; Хроника текущих событий. Выпуск 53. С. 117-119.

9. Матвеева Т.Д. По зову сердца, а не по долгу службы…/ Неправительственные организации в защите прав человека: международная политика и опыт в России. — М.: Молодая гвардия 1998.

10. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2007 г.

11. Приказ Министра обороны России № 17 от 20.01.2009 года «О порядке посещения членами общественных наблюдательных комиссий мест принудительного содержания военнослужащих вооруженных сил РФ». Зарегистрировано в министерстве юстиции России 10.03.2009 года № 13491

12. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 6 марта 2009 г. N 196 г. Москва "О порядке посещения мест принудительного содержания органов внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий"

13. Титов Ю.П. История государства и права России – М.: Проспект, 2004 г.

14. М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. Основы государства и права. – М.: Проспект, 2006 г.

Оглавление

 

Введение

Глава 1. История, определения и виды правозащитных организаций

1.1 История возникновения правозащитных организаций в России

1.2 Определение понятия, специфические признаки, классификация правозащитных организаций

1.3 Виды неправительственных неполитических организаций

Глава 2. Особенности взаимодействия правозащитных организаций с государством

2.1 Социальный заказ на деятельность НКО. Слои и группы, заинтересованные в поддержке НКО

2.2 Законодательная база создания негосударственных некоммерческих организаций

2.3 Взаимодействие общественных правозащитных организаций с государством

Заключение

Список литературы



Введение

 

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую Декларацию прав человека - документ, воплотивший в себе идеи нескольких поколений мыслителей-гуманистов. Впервые в истории мировой цивилизации на планетарном уровне получил признание принцип "суверенитета человеческой личности", основу которого составляют естественные права и свободы, принадлежащие каждому человеку вне зависимости от его политических взглядов, национальности, вероисповедания, гражданства, пола или имущественного положения.

Переживаемый нашей страной период системных общественно — политических перемен и в научном, и в практическом планах с особой остротой ставит вопрос об отношениях между государством и обществом, о характере и динамике этих отношений.

Насколько важно государству, как политической организации развитие гражданского общества, стремление к построению истинной демократии?

Процесс демократических преобразований российского общества, его политическое, экономическое и социальное реформирование, создание истинно демократического, правового государства невозможны без обеспечения защиты прав человека.

В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»

Таким образом, соблюдение и защита прав и свобод человека со стороны государства — одна из целей, осуществляемых в обществе преобразований, призванных изменить положение индивида, гарантировать личную свободу, неприкосновенность, социальную защищенность, создать достойные условия жизни, реализацию его культурного и творческого потенциалов и участие в политической жизни.

Важное место в системе защиты прав и свобод человека занимают негосударственные некоммерческие правозащитные организации.

Сопоставив защиту прав и свобод человека и гражданина с правозаступничеством, как формой реализации судебного представительства, можно отметить, что данный институт не возникает сразу в совершенно организованном виде, а появляется в жизни в «форме незначительного зародыша, который может при благоприятных условиях развиться и достигнуть пышного расцвета, а при неблагоприятных чахнуть и прозябать в глуши»1


Глава 1. История, определения и виды правозащитных организаций


История возникновения правозащитных организаций в России

 

Возникновение правозащитных (правозаступнических) организаций в России и их видов имеет давнюю историю.

1. Появление правозаступничества связано, прежде всего, с тем, что для грамотного ведения дел необходима специальная подготовка, и лица, ею не обладающие, вынуждены обращаться к специалистам в области права.

Впервые о судебном представительстве упоминается в законодательных актах 15 века — Псковской и Новгородской судных грамотах. В них закреплено, что обязанности судебных представителей, кроме родственников тяжущихся (Новгородская судная грамота — ст. 16, 17, 18), могли исполнять все правоспособные граждане, за исключением тех, кто состоял на службе и был облечен властью (Псковская судная грамота — ст. 68, 69).

Вместе с тем, законодательной регламентации представительства не было и состав лиц, осуществляющих эту функцию, был весьма разнообразен.

Историю отечественных правозащитных организаций можно исчислять с момента образования в 1976 году в Москве Индивидуальной группы по правам человека. Создание первой советской правозащитной организации стало ответом на подписание 1 августа 1975 г. Заключительного Акта Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) СССР 33 европейскими государствами, а так же США и Канадой. 12 мая 1976 года на пресс-конференции, созванной А.Д. Сахаровым, профессор Юрий Орлов объявил о создании Группы содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР (или как её стали называть — Московской Хельсинской Группы (МХГ).

 В СССР еще в 1961 году была создана тайная правозащитная организация «Международная амнистия». Были выходы на Пушкинскую площадь Москвы небольшой группы интеллигенции с требованием «соблюдать советскую конституцию» во время процесса по делу писателей Юлия Даниэля и Андрея Синявского. Тогда в партийных кругах это считалось пороком, который надо было изживать.

Вообще историю появления правозащитного движения в нашей стране необходимо рассматривать, по меньшей мере, в первом приближении трех составляющих: стихийные экономические протесты, диссидентство, культурное многообразие. Интересным представляется тот факт, что власти допускали существование последнего, понимая, что ослабление порожденной революцией веры в идеалы социализма и коммунизма требует хотя бы частичного заполнения создавшегося вакуума с тем, чтобы не допускать деградации и деморализации общественной жизни. Одновременно это был и способ свести к минимуму диссидентство, не допустить, чтобы оно приобрело массовый характер.

Днем рождения правозащитного движения в нашей стране, по мнению известного общественного деятеля — правозащитника, председателя Московской Хельсинской Группы Людмилы Алексеевой, можно считать 5 декабря 1965 года, когда в Москве состоялась первая демонстрация на Пушкинской площади под правозащитными лозунгами.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.