Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями зрения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров – осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.

Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т. п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями.

Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция.

Зрительные ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей и т.п.; текстовая информация на таблицах должна быть максимально краткой. Строительные элементы на путях движения у лиц с ослабленным зрением следует оборудовать системой типовых ориентиров-указателей, выполненных на основе цветового, акустического и тактильного контраста с окружающей поверхностью.

Зрительные ориентиры и другая визуальная информация должна быть достаточно продумана, чтобы не допускать их переизбытка, способствующего созданию «тепличных» условий и утрате навыков пространственной ориентировки.

Важное значение для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:

– для передвижения и ориентировки

– для самообслуживания – тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения

– для информационного обеспечения, обучения

– для трудовой деятельности – тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности.

Для лиц с остаточным зрением и слабовидящих необходимы специальные средства коррекции зрения: увеличивающие приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические очки, а также некоторые тифлотехнические средства бытового, хозяйственного и информационного назначения.

Применение тифлотехнических средств наряду с другими реабилитационными мероприятиями создает предпосылки для достижения равных со зрячими возможностей и прав для разностороннего развития, повышение культурного уровня, раскрытия творческих способностей незрячих, их активного участия в современном производстве и общественной жизни.

Инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация – вербальная, звуковая

Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства

Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.

Важную роль в социальной реабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в РФ Всероссийское общество слепых, где осуществляется самые различные формы социальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется широкая сеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих.

В федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» прописаны льготы для инвалидов с нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами, тифлосредствами, необходимыми им для социальной адаптации. воляют емц использовать, дифферинцировать, различать транспортные средства и устройства, являющихся ориентирами на данной местности. Ориентиром на местности может быть искусственный или естественный объект, являющийся отличительным признаком данной местности. Не каждый объект может служить ориентиром на данной местности. Так, например, отдельные деревья и небольшие группы деревьев являются хорошими ориентирами в поле. Но эти же деревья в лесу перестают быть ориентирами из-за их многочисленности, по ним уже нельзя определить свое положение на местности и направление пути. Ориентиры должны нести новую информацию о пространстве и не должны быть избыточными.

Ориентировка слепых – тот же процесс определения своего положения на местности и направления своего пути относительно сторон горизонта или объектов, но протекающий при отсутствии зрения, на основе использования информации сохранных органов чувств. Для определения положения в пространстве могут быть использованы остаточное зрение, слух, осязание и обоняние. Ориентиры, воспринимаемые с помощью остаточного зрения, будем называть зрительными, с помощью осязания – осязательными, с помощью слуха – слуховыми, с помощью обоняния – обонятельными. Ориентиры, помогающие определять и поддерживать направление пути, назовем условно «промежуточными». Промежуточные ориентиры могут быть постоянными и временными, подвижными и неподвижными. Ориентиры, позволяющие определить свое положение на местности относительно дома или места работы, назовем условно «контрольными» или «проверочными». При ориентировке незрячие, как и зрячие, пользуются опорными ориентирами. Опорными ориентирами называются естественные и искусственные объекты, хорошо известные всем или большинству жителей города, например, вокзал, мост, телебашня, река, лес, гора и др. Человек, потерявший зрение взрослым, воспринимая информацию об окружающем пространстве, должен использовать свой жизненный опыт и накопленные зрительные представления.

Ориентировку слепых нужно рассматривать как их самостоятельное передвижение на местности и определение изменения положения их тела в ходе любой активной деятельности. По виду деятельности различают пространственную, производственную, бытовую, предметно-познавательную и др. ориентировку. Часто незрячим приходится определять форму, размеры и материалы предметов, узнавать их, отличать друг от друга, т. е. ориентироваться в предметах. Такой вид ориентировки назовем «предметной».

По характеру пространства ориентировка слепых разделяется на два вида: ориентировка в микропространстве и ориентировка в макропространстве. Микроориентация – это восприятие и оценка окружающего пространства и предметов, с которыми человек непосредственно контактирует в процессе какой-либо деятельности. Макроориентация – это восприятие и оценка пространства за пределами зоны непосредственного контакта. Макроориентация происходит в большом открытом пространстве, связана с изменением места наблюдения, и поэтому является наиболее сложной для слепых.

Человек ориентируется в пространстве, вступает во взаимодействие с предметами и людьми, принимает решение, как поступить по отношению к тому или иному предмету. Способность свободно ориентироваться на местности и взаимодействовать с окружающей средой называется мобильностью. Мобильность имеет очень важное значение в жизни слепого. Она позволяет ему быть самостоятельным, уверенным в себе. Мобильность помогает незрячим поддерживать постоянную связь с окружающим миром, благотворно влияет на психическое и физическое состояние слепого, облегчает контакты с людьми, является необходимым условием для полноценного общения.

Мобильность и пространственная ориентация тесно связаны между собой. Пространственная ориентация сама по себе, без мобильности, не имеет смысла. Без пространственной ориентации слепой не может взаимодействовать со средой, не может быть мобильным. Непосредственная связь пространственной ориентации слепых с их самостоятельным передвижением позволяет понимать пространственную ориентацию не только как собственно самостоятельное передвижение, но и как возможность заниматься активной деятельностью.

Программа обучения слепых пространственной ориентировке предусматривает обучение правильному толкованию внешних раздражителей, формирование у них правильных предметных и пространственных представлений и выработку правильных приемов и навыков, необходимых для успешных действий в любой обстановке. Главная задача организованного обучения, определяемая программой, – дать каждому незрячему ученику оптимальный уровень знаний и навыков пространственной ориентации. Профессор В.С. Сверлов делит навыки на три ступени, три уровня.

Обучение начинается с элементарных навыков I ступени: незрячий должен самостоятельно ориентироваться и действовать в бытовых и производственных помещениях, на приусадебном участке своего жилого дома и на территории предприятия, учреждения где он работает. Эти навыки соответствуют минимальному уровню пространственной ориентации, которым большинство овладевает самостоятельно до организованного обучения, кроме людей с осложненной слепотой.

На уровне II ступени слепой должен самостоятельно ориентироваться в открытом пространстве, на улицах и маршрутах постоянной необходимости, находить на каждом маршруте наиболее доступные и удобные ориентиры. Уровнем II ступени самостоятельно овладевает незначительная часть слепых. Большинство же из них нуждается в организованном обучении в специальных школах для слепых детей. Необходимо добиться, чтобы слепые, овладевшие навыками II ступени, смогли в дальнейшем развивать и совершенствовать их самостоятельно в любой обстановке, т. е. с помощью автодидакции.

Уровень пространственной ориентации III ступени предполагает максимальное использование возможностей слепых. На этой ступени слепой должен свободно ориентироваться в различной обстановке без участия или при минимальной помощи зрячих. Для достижения уровня III ступени требуется много времени. Навыки III ступени достигаются только постоянными самостоятельными тренировками в течение всей активной жизни слепого.

Оптимальная программа обучения пространственной ориентации рассчитана на слепых средних способностей, не имеющих дополнительных дефектов. Однако практически на обучение поступают люди разных способностей, разного уровня развития и нередко с осложненной слепотой. Поэтому обучение по программе проводится с учетом индивидуальных особенностей. Наиболее способные приобретают некоторые навыки III ступени. Слепые со средними способностями могут овладеть навыками II, а для людей с осложненной слепотой под силу только навыки I ступени.

Тем не менее, основная часть учащихся должна иметь необходимый минимум сведений о значении сохранных органов чувств и распределенного внимания при пространственной ориентации; иметь правильные представления об окружающем пространстве и его объектах; уметь находить осязательные, слуховые и обонятельные ориентиры и пользоваться ими; уметь словесно – четко и ясно – описывать обследованные объекты и маршруты; хорошо владеть техникой пользования длинной тростью; уметь пользоваться всеми видами городского транспорта; уметь самостоятельно обследовать и изучать новые пешеходные и комбинированные маршруты различной сложности



Дата: 2019-07-24, просмотров: 207.