Теоретические подходы к ориентированию и мобильности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Процесс социальной адаптации личности – это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Выделяется два класса адаптивных процессов. Первый связан с событиями, вызвавшими изменение социального статуса человека. Здесь требуется овладение новой социальной ролью, а также включение человека в новую для него социальную среду. Второй класс адаптивных процессов определяется событиями, обусловленными изменениями социальной среды, динамикой общественного развития. Для инвалида адаптивные процессы связаны, в первую очередь, с новой для него социальной ролью индивида и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом. Причем, следует учитывать, что социальная среда, как правило, враждебна инвалиду по зрению и условия для своевременной и успешной адаптации отсутствуют. Задержки и срывы в этом процессе ведут к снижению устойчивости семей лиц потерявшим зрение, росту заболеваемости, психологическому феномену, определяемому как формирование статуса инвалида. Социальная реабилитация – самый надежный путь и условие к успешной социальной адаптации инвалида.

Здоровый человек приспосабливается к окружающей среде. Для людей потерявших зрение же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Чтобы инвалид смог адаптироваться в среде, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т. е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах.

Всероссийское общество слепых помогает человеку адаптироваться к новым для него условиям. Проводит комплекс мер по реабилитации и социальной интеграции человека потерявшего зрение.



Характеристика организации

 

Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» – организация, основанная на членстве граждан РФ – инвалидов по зрению и их законных представителей и созданная для защиты их прав и интересов, социальной поддержки, реабилитации, социальной интеграции и содействия обеспечению равных возможностей.

ВОС осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации и действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «Об общественных объединениях», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», другими законодательными актами Российской Федерации и уставом общества.

Деятельность ВОС основывается на принципах:

Гуманизма и милосердия, уважения личного достоинства и мнения каждого члена ВОС, недопущения дискриминации инвалидов по признакам возраста, национальности, религиозным и политическим убеждениям, причинам инвалидности.

Добровольности, равноправия, самоуправления и законности, выборности всех руководящих и контрольно-ревизионных органов ВОС снизу доверху, коллегиальности и гласности в их работе, периодической отчетности перед вышестоящими руководящими органами и членами ВОС.

Основными целями ВОС являются:

Защита прав и интересов инвалидов по зрению, участие в определении и реализации государственной политики в отношении инвалидов, содействие в реализации государственных полномочий в медицинской, профессиональной, социальной реабилитации и интеграции, приобщении к труду, образованию, культуре и спорту, улучшении их материально-бытовых условий.

Для достижения указанных целей ВОС решает следующие основные задачи и выполняет функции:

Выявляет инвалидов по зрению, ведет учет и вовлекает их в члены ВОС. Привлекает зрячих граждан к работе в Обществе для обеспечения выполнения уставных задач ВОС.

Участвует в осуществлении мероприятий по социальной защите и интеграции инвалидов по зрению. Совместно с органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления создает инвалидам по зрению необходимые условия для реализации гражданских и социально-экономических прав и возможностей. Участвует в формировании доступной среды жизнедеятельности и обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к объектам социальной сферы.

Совместно с органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления участвует в разработке и реализации программ социальной защиты инвалидов.

Взаимодействует с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, содействует медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов по зрению, способствует разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалида.

Взаимодействует с органами здравоохранения по вопросам улучшения медицинской помощи инвалидам по зрению и проведения работы по профилактике слепоты, сохранению остаточного зрения, а также осязания и слуха.

Оказывает органам службы занятости всех уровней содействие в трудоустройстве инвалидов по зрению в организациях всех форм собственности. Организует трудоустройство инвалидов по зрению в хозяйственных обществах, организациях и учреждениях ВОС, содействует их индивидуально-трудовой деятельности.

Осуществляет производственное и профессиональное обучение, повышение квалификации инвалидов по зрению, работающих в системе ВОС, в соответствии с действующим законодательством.

Способствует повышению образовательного уровня инвалидов по зрению и обучение чтению и письму по Брайлю, пользованию компьютерной техникой и современными информационными технологиями. Шефствует над учащимися слепыми и слабовидящими детьми школ, школ-интернатов и иных общеобразовательных учреждений. Содействует открытию классов и школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей. В целях содействия социальной реабилитации и профессиональной ориентации создает детские и молодежные организации.

Способствует реализации мероприятий по улучшению бытового обслуживания и жилищных условий членов Общества.

Участвует в разработке конструкций технических приборов и специальных приспособлений, облегчающих труд инвалидов по зрению, расширяющих сферу его применения, улучшающих бытовые условия, ориентировку слепых в пространстве и информационное обеспечение, используя для этого возможности Общества, а также министерств, ведомств, научных и иных государственных и негосударственных организаций независимо от форм собственности.

Принимает меры для создания условий развития личности и удовлетворения духовных запросов инвалидов по зрению, содействует их нравственно-эстетическому и правовому воспитанию, экономическому просвещению.

Совместно с органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления осуществляет социокультурную реабилитацию инвалидов по зрению и проводит физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.

Сотрудничает с другими общественными объединениями инвалидов с целью координации действий по защите прав и интересов инвалидов, их социальной поддержки, а также в решении проблем организаций инвалидов.

 



Вводное занятие

Цель занятия – на данном этапе определяется имеющийся уровень навыков ориентировки и мобильности, исследуется ориентационные возможности незрячего и их дальнейшее развитие. Выясняется, что конкретно хочет получить ученик от занятий на курсах и каково его психологическое состояние. Люди, недавно потерявшие зрение, иногда бывают не готовы к занятиям, у них не прошло еще состояние повышенной нервозности, тревоги и раздражительности, от занятий наступает быстрое утомление. Занятия с такими людьми следует на некоторое время отложить. Инструктор устанавливает уровень остаточного зрения и его практическую значимость в ориентировке, состояние вестибулярного аппарата, слуха и других сохранных органов. Инструктор по спорту или лечебной гимнастике дает конкретные рекомендации для занятий в кабинете здоровья.

Содержание занятия. На данном этапе инструктор знакомится с мотивами и желаниями незрячего, приведшими его на курсы по ориентировке и мобильности, определить, что он может, проводится с ним беседа в спокойной, непринужденной обстановке. Если со стороны ученика нет возражений, то можно заполнить анкету. Она поможет инструктору выяснить многие вопросы, связанные с ориентировкой и мобильностью ученика. Инструктор может построить свою беседу таким образом, что многие вопросы анкеты станут предметом их беседы.

 

Сопровождение незрячего

Цель занятия – показать незрячему человеку приемы правильного передвижения со зрячим сопровождающим в помещении, на улице, в метро, по лестницам, при прохождении через двери и т. д. Занятие полезно для родственников, близких и знакомых незрячего.

Содержание занятия. Каждый незрячий в то или иное время обращается за помощью к зрячему для передвижения в пространстве. К помощи зрячего прибегают и те незрячие, которые самостоятельно не передвигаются, и те, которые достаточно мобильны. Помощь зрячего человека они предпочитают, например, в театре, в концертном зале, при подходе к столику в кафе, при переходе через улицу с интенсивным движением. Такая помощь необходима в зонах значительного шума, например, при ремонтно-строительных работах и в других опасных местах. Без помощи зрячего человека нельзя обойтись в первый период после внезапной или резкой потери зрения.

Требуется помощь в ряде случаев и для слабовидящих – например, для лиц с узким полем зрения, особенно в темное время суток, при светобоязни и в некоторых других случаях.

Незрячему необходимо знать, как нужно идти с сопровождающим, как обратиться за такой помощью или отказаться от нее.

 

Ориентировка в быту

 

Цель занятия – познакомить незрячего с особенностями ориентировки в процессе ведения домашнего хозяйства и самообслуживания. Эти вопросы должны изучаться на УПП и в ТОО в кружках домоводства и самообслуживания. Но поскольку на многих УПП и в ТПО таких курсов нет, то инструктору по ориентировке и мобильности необходимо рекомендовать ученикам имеющуюся по этой теме литературу.

Содержание занятия. Навыки ориентировки в быту – это важное условие ведения домашнего хозяйства и самообслуживания.

Навыки ориентировки необходимы при уборке, уходе за бельем и одеждой, обувью, при приготовлении пищи и сервировке стола, при уходе за детьми и пр.

Всему этому необходимо научиться не только тем, кто потерял зрение недавно, но и всем незрячим, которые еще не овладели этими необходимыми и полезными навыками.

 

Собака-проводник

Цель занятия – дать необходимый минимум информации ученику о возможностях собаки-проводника при сопровождении ею незрячего, об условиях ее содержания и существующем Положении по ее приобретению.

Содержание занятия. Собака-проводник обеспечивает слепому безопасный и быстрый способ передвижения, а также является хорошим другом в общении для тех, кто любит животных. Собаками-проводниками могут стать немецкие овчарки, колли, эрдельтерьеры и другие породы, которые понятливы в дрессировке и имеют уравновешенный характер.

Считается наиболее целесообразным пользоваться услугами собаки-проводника людям в возрасте от 16 до 55 лет, имеющим хорошее здоровье, слух, средний уровень общего развития, умеренный темперамент. Детям и пожилым людям трудно руководить собакой. Собака передвигается обычно со скоростью от 5 до 6 км в час. Она требует каждодневных прогулок, тренировок, ухода и использования ее в качестве проводника.

 

Список использованной литературы

 

1. Солнцева Л.И. Психология лиц с нарушением зрения. В кн. Основы специальной психологии. – М., 2002.

2. Глебов В.А. Ориентировка незрячих в пространстве. М.: ВОС, 1985.

3. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. М.: ВОС, 1983

4. Кожухаров С. Социальные аспекты обучения мобильности. Научно-практическая конференция по социальной адаптации детей со зрительными нарушениями: Доклады и рефераты. – София, 1985. – Болг.

5. Сверлов В.С. Пространственная ориентировка слепых. М.: Учпедгиз, 1951.

6. Бюрклен П. Психология слепых. М.: Учпедгиз, 1934.

7. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М: «Просвещение». 1990.

Введение

 

Процесс социальной адаптации личности – это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Выделяется два класса адаптивных процессов. Первый связан с событиями, вызвавшими изменение социального статуса человека. Здесь требуется овладение новой социальной ролью, а также включение человека в новую для него социальную среду. Второй класс адаптивных процессов определяется событиями, обусловленными изменениями социальной среды, динамикой общественного развития. Для инвалида адаптивные процессы связаны, в первую очередь, с новой для него социальной ролью индивида и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом. Причем, следует учитывать, что социальная среда, как правило, враждебна инвалиду по зрению и условия для своевременной и успешной адаптации отсутствуют. Задержки и срывы в этом процессе ведут к снижению устойчивости семей лиц потерявшим зрение, росту заболеваемости, психологическому феномену, определяемому как формирование статуса инвалида. Социальная реабилитация – самый надежный путь и условие к успешной социальной адаптации инвалида.

Здоровый человек приспосабливается к окружающей среде. Для людей потерявших зрение же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Чтобы инвалид смог адаптироваться в среде, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т. е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах.

Всероссийское общество слепых помогает человеку адаптироваться к новым для него условиям. Проводит комплекс мер по реабилитации и социальной интеграции человека потерявшего зрение.



Характеристика организации

 

Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» – организация, основанная на членстве граждан РФ – инвалидов по зрению и их законных представителей и созданная для защиты их прав и интересов, социальной поддержки, реабилитации, социальной интеграции и содействия обеспечению равных возможностей.

ВОС осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации и действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «Об общественных объединениях», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», другими законодательными актами Российской Федерации и уставом общества.

Деятельность ВОС основывается на принципах:

Гуманизма и милосердия, уважения личного достоинства и мнения каждого члена ВОС, недопущения дискриминации инвалидов по признакам возраста, национальности, религиозным и политическим убеждениям, причинам инвалидности.

Добровольности, равноправия, самоуправления и законности, выборности всех руководящих и контрольно-ревизионных органов ВОС снизу доверху, коллегиальности и гласности в их работе, периодической отчетности перед вышестоящими руководящими органами и членами ВОС.

Основными целями ВОС являются:

Защита прав и интересов инвалидов по зрению, участие в определении и реализации государственной политики в отношении инвалидов, содействие в реализации государственных полномочий в медицинской, профессиональной, социальной реабилитации и интеграции, приобщении к труду, образованию, культуре и спорту, улучшении их материально-бытовых условий.

Для достижения указанных целей ВОС решает следующие основные задачи и выполняет функции:

Выявляет инвалидов по зрению, ведет учет и вовлекает их в члены ВОС. Привлекает зрячих граждан к работе в Обществе для обеспечения выполнения уставных задач ВОС.

Участвует в осуществлении мероприятий по социальной защите и интеграции инвалидов по зрению. Совместно с органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления создает инвалидам по зрению необходимые условия для реализации гражданских и социально-экономических прав и возможностей. Участвует в формировании доступной среды жизнедеятельности и обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к объектам социальной сферы.

Совместно с органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления участвует в разработке и реализации программ социальной защиты инвалидов.

Взаимодействует с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, содействует медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов по зрению, способствует разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалида.

Взаимодействует с органами здравоохранения по вопросам улучшения медицинской помощи инвалидам по зрению и проведения работы по профилактике слепоты, сохранению остаточного зрения, а также осязания и слуха.

Оказывает органам службы занятости всех уровней содействие в трудоустройстве инвалидов по зрению в организациях всех форм собственности. Организует трудоустройство инвалидов по зрению в хозяйственных обществах, организациях и учреждениях ВОС, содействует их индивидуально-трудовой деятельности.

Осуществляет производственное и профессиональное обучение, повышение квалификации инвалидов по зрению, работающих в системе ВОС, в соответствии с действующим законодательством.

Способствует повышению образовательного уровня инвалидов по зрению и обучение чтению и письму по Брайлю, пользованию компьютерной техникой и современными информационными технологиями. Шефствует над учащимися слепыми и слабовидящими детьми школ, школ-интернатов и иных общеобразовательных учреждений. Содействует открытию классов и школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей. В целях содействия социальной реабилитации и профессиональной ориентации создает детские и молодежные организации.

Способствует реализации мероприятий по улучшению бытового обслуживания и жилищных условий членов Общества.

Участвует в разработке конструкций технических приборов и специальных приспособлений, облегчающих труд инвалидов по зрению, расширяющих сферу его применения, улучшающих бытовые условия, ориентировку слепых в пространстве и информационное обеспечение, используя для этого возможности Общества, а также министерств, ведомств, научных и иных государственных и негосударственных организаций независимо от форм собственности.

Принимает меры для создания условий развития личности и удовлетворения духовных запросов инвалидов по зрению, содействует их нравственно-эстетическому и правовому воспитанию, экономическому просвещению.

Совместно с органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления осуществляет социокультурную реабилитацию инвалидов по зрению и проводит физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.

Сотрудничает с другими общественными объединениями инвалидов с целью координации действий по защите прав и интересов инвалидов, их социальной поддержки, а также в решении проблем организаций инвалидов.

 



Теоретические подходы к ориентированию и мобильности

Дата: 2019-07-24, просмотров: 214.