Борьба с игровой зависимостью и отрицательное отношение к ней имеет давнюю историю. Более двух тысяч лет назад, древнегреческий философ Демокрит говорил - "Тот, кто никак не может противостоять соблазнам денег, никогда не будет счастлив". Более близкий нам по времени и по менталитету царь Пётр I карты не любил, но относился к ним спокойно и даже разрешил карточные игры на деньги с проигрышем не более 1 рубля медью.
Как правило, игровая зависимость, или "лудомания", возникает в тех странах, где разрешён и хорошо развит игорный бизнес.
Игровая зависимость признана на данный момент серьезным заболеванием наравне с наркоманией и алкоголизмом. Кстати, очень часто гемблинг (gamble - англ. рискованное предприятие, азартная игра) существует параллельно с одной из этих зависимостей. Называемая в простонародье "игромания" затягивает в свои сети легко и незаметно. Очень часто к игровым автоматам переходят от компьютерных игр - срабатывает психология самоуверенности: "Если мне все удается в компьютерных играх, значит я везучий, мне удастся выиграть и в автомат или казино". Однако данных о том, что все любители компьютерных игр подвержены гемблингу, нет. А вот склонность к риску, различным авантюрам, фанатизм в спорте могут являться психологическими предикторами зависимости.
Изучение игровой зависимости в нашей стране началось десять лет назад, когда в 1996 году в институт им. В.М. Бехтерева обратился мужчина с жалобами на неспособность контролировать свое увлечение азартными играми. К сожалению, большинство игроков не считают свое увлечение зависимостью, поэтому не спешат обращаться к медицинским работникам (да и не принято в нашей стране решать проблемы с помощью традиционной медицины). Обращения в институт увеличивались с каждым годом, поэтому изучением данной проблемы российские ученые занялись всерьез. А пропаганда и реклама казино и игровых автоматов только увеличивают количество их пациентов. Игромания стала серьезной проблемой в последние годы, тем более что с развитием сети автоматов игорного бизнеса проблема гемблинга вышла за пределы крупных мегаполисов.
Впереди нашей страны в вопросе изучения игровой зависимости стоят США, где это считается серьезной проблемой. Еще одно название игромании - лудомания - является названием болезни, включенной в списки заболеваний под международным кодом F63.0 и квалифицированной как самостоятельное заболевание в 1980 году Американской психиатрической ассоциацией. Однако ни Европа, ни США, ни Россия не смогли пока добиться серьезных успехов в лечении, вероятно потому, что гемблинг (также как и интернет-зависимость) относится к психическим зависимостям, лечить которые очень сложно, полностью излечиваются от игровой зависимости только три процента игроков из обратившихся к психологам.
Проанализировав множество практикуемых азартных игр, канадские аналитики классифицировали их в 4 категории:
Во-первых, это постоянные игры, включая местные лотереи, бинго, казино. Это также ставки на бегах, спортивные ставки и видео лотереи.
Вторая категория - это различные денежные пари и ставки между друзьями и коллегами по работе. Это могут быть спортивные, политические, карточные, биллиардные и совершенно любые пари и ставки, и они занимают значительное место в культурной и общественной жизни населения.
Третья категория - это ставки у нелегальных букмекеров, нелегальные игорные заведения для игры в карты и рулетку, казино в Интернете.
К последней категории относятся игра на бирже, носящая характер азартной игры, а не профессиональной обязанности.
Вследствие культурных и психологических различий в разных странах проблему "лудомании" воспринимают по-разному. В Испании "игроманию" принято считать болезнью, тогда как датчане считают её следствием распущенности, от которой человека можно отучить. Около 100 тысяч человек в Германии страдают патологической тягой к азартным играм. По официальным данным, сейчас в Дании с пятимиллионным населением - 150 тыс. человек регулярно играют в различные азартные игры, сорока тысячам датчан поставлен диагноз - лудомания. По разным оценкам, в 7-миллионной Швейцарии живут 30-40 тысяч азартных игроков. Более 20 млн. американцев играют в азартные игры, из них несколько миллионов являются "проблемными" игроками. В среднем 60% взрослого населения в развитых странах играют в азартные игры и 1-1.5% из них могут быть подвержены игровой зависимости. В США, в силу особого отношения населения к психоаналитикам, это более высокий процент - 3-5%.
Американские психотерапевты утверждают, что для больных алкоголизмом и наркоманией характерна склонность к лудомании. По их мнению, психическими причинами лудомании обычно является:
Одиночество, хроническая тоска. Люди, склонные к "тусклой меланхолии", то есть те, у кого содержание эндорфинов в крови понижено изначально, гарантированно "подсаживаются" на игру в погоне за эйфорией.
Склонность к импульсивному поведению. Подобно всем наркотикам игромания прежде всего опасна для творческих людей - тонкая психическая организация более подвержена разрушению под прессом биохимического эффекта.
Финансовые проблемы. Такие люди обычно думают: "Ну проиграюсь, и что? Все равно денег нет. А если выиграю?" Они надеются на чудо.
В свою очередь, финские учёные, изучающие проблемы лудоманов разделили подверженных болезненной склонности к игре на пять условных категорий:
1) Люди подверженные многочисленным пристрастиям: параллельно с лудоманией эти люди страдают от каких-либо пристрастий (алкоголизм, наркомания и т.д.);
2) Люди, лечившиеся от психических расстройств: все они проходили психиатрическое лечение в клинических или амбулаторных условиях.
3) Люди, которые играют, чтобы притупить чувство одиночества или неудовлетворённости: для таких игроков, азартные игры служили отдушиной и суррогатом отсутствующей компании или интересного дела.
4) Профессиональные игроки: люди из этой группы играли профессионально, но время от времени игра приобретала форму пристрастия.
5) Другие: во всех других отношениях они отличались от всех выше описанных групп своей предысторией и мотивацией к игре.
Медицинские работники Европы также подчеркивают, что истории "лудоманов" и алкоголиков удивительно похожи.
Когда у человека возникает проблема с азартными играми, она, как правило, существует совместно с другими психологическими проблемами и, по сути, часто является признаком более глубокой проблемы.
1.2 Патологический гемблинг как вариант зависимости
В связи с распространенностью, социальными и медицинскими последствиями большое внимание привлекает к себе патологическое влечение к азартным играм (патологический гемблинг - от англ. слова Gamble - рискованное предприятие, азартная игра). Вместе с тем ему принадлежит одно из видных мест в концепции болезни зависимого поведения (Бухановский А.О. с соавторами, 2002).
Значимость этой проблемы подтверждается следующим:
поражение лиц молодого возраста;
быстрая десоциализация этих людей, влекущая значительный прямой и косвенный экономический ущерб для каждого из них, их семей и общества в целом;
высокая общественная опасность этого расстройства - криминализация и виктимизация больных;
наличие большого отряда коморбидных расстройств и лиц;
отсутствие единого понимания природы, психопатологии, клинической динамики, подходов к терапии и профилактике данного расстройства.
К критериям F 63.0 (по МКБ-10) диагноза "Патологическое влечение к азартным играм" относятся:
повторные эпизоды азартных игр в течение одного года;
возобновление этих эпизодов, несмотря на отсутствие материальной выгоды, нарушения социальной и профессиональной адаптации;
невозможность контролировать интенсивное влечение к игре, прервать ее волевым усилием;
постоянная фиксация мыслей на азартной игре и все, что с ней связано.
Патологическое пристрастие к азартным играм объясняется неправильной работой мозга.
У патологических игроков нарушены такие психические функции как сила воли и способность к принятию решений. Эти функции связаны с префронтальной областью коры головного мозга.
Именно нарушение процессов принятия решения и торможения приводит к тому, что хронический игрок стремится к мгновенному удовольствию, не обращая внимания на такие серьезные последствия как разрушение семьи, потеря работы и т.д. Maria Roca и Facundo Manes из Института Неврологических Исследований Рауля Каррэа предложили 11 патологическим игрокам и10 обычным людям выполнить различные задания, в которых оценивались способности принимать решения, фиксировать внимание и т.д. В заданиях на принятие решений игроки делали неудачный выбор по сравнению с обычными людьми, а в тестах на внимание и умение сдерживать себя делали больше ошибок. "Наши данные подтверждают важную роль префронтальной коры в патогенезе нейро-психических расстройств. Также важно, что мы обнаружили у игроков волевые расстройства, это может помочь в разработке методов лечения и реабилитации", - пояснил Facundo Manes.
Синдром измененной реактивности проявляется ростом толерантности - увеличением продолжительности и кратности игровых эксцессов, изменением форм исполнения - переход от случайных эпизодов к периодическим или систематическим, окончательное формирование предпочтительности игр. По аналогии с изменением форм опьянения можно говорить о выходе на первый план релаксирующего, гомеостабилизирующего и тонизирующего компонента психотропного эффекта.
Поведенческими предикторами патологического гемблинга могут служить отношение к спортивным мероприятиям (включая собственный спортивный азарт и явление "спортивного фанатизма"), а также отношение к азартным играм в семье пациента.
На доклиническом этапе, по мере повторных игр, как бы "накапливается опыт" игрового поведения и формируется определенная предпочтительность игр. Все обследованные пациенты, говоря об "азарте", определяют его как сочетание чувства риска, опасности и желания выигрыша (денег на "халяву"), не прилагая к этому старания. При реализации желаемого возникает иллюзорно-компенсаторное восприятие действительности, что делает ее привлекательной, приводит к увеличению частоты и продолжительности игровых эксцессов. Длительность этой стадии, по современным наблюдениям, составляет от 2 до 5 лет. На клиническом этапе клиника достигнет своей структурной завершенности и приобретает сходство с "большим наркоманическим синдромом".
С этого момента влечение к азартным играм становится непреодолимым, появляются первые признаки дезадаптации личности. Синдром зависимости представлен вначале обсессивным, затем обсессивно-компульсивным влечением. Выявляется психический комфорт в ситуации игры и психический дискомфорт вне ее. Гемблер комфортно чувствует себя, в отличие от здоровых людей, только в ситуации игры. При этом процесс игры приобретает психотропный эффект и способствует изменению актуального психического состояния со знака "минус" на знак "плюс". Одновременное прекращение игры в силу непреодолимого препятствия вводит пациента в состояние психического дискомфорта. Именно это в совокупности с обсессивным влечением формирует психическую зависимость от азартных игр и делает потребность в игре непреодолимой, а поведение принудительным.
Дополнительными провоцирующими ситуационными факторами являются посещения мест реализации аномального влечения (казино, салоны игровых автоматов, ночные клубы и т.д., в т. ч. и обилие соответствующей рекламы в общественных местах), встреча с лицами, участвовавшими ранее в игровых эпизодах, разговоры на тему игр, возможности “легкого выигрыша”.
Второй составляющей синдрома психофизической зависимости является синдром физической зависимости. Физическое влечение приходит на смену обсессивному и проявляется непреодолимым стремлением к процессу игры, причем по степени выраженности оно достигает уровня витальных влечений и даже подавляет их, т.е. блокируется потребность в пище, сне, нормативной сексуальности. При этом исчезает борьба мотивов, происходит полное поглощение сознания пациента игровой ситуацией. Имеет место внутриэксцессное компульсивное влечение к игре, которое по силе своей выраженности превышает внеэпизодное компульсивное влечение. Остановиться в случае проигрыша гораздо труднее, чем в случае выигрыша. Вне патологической ситуации при сохранении компульсивного влечения возникает состояние общего соматического неблагополучия, тягостное психоэмоциональное состояние. Об "абстиненции" можно говорить в случае непредвиденного вынужденного прекращения игры.
На более поздних этапах происходит заострение и деформация личностных черт, вплоть до их оскудения, нарастание психосоциальной дезадаптации, которая проявляется финансовой несостоятельностью, криминальными действиями, снижением профессиональной продуктивности, конфликтами в семье, ее распадом. Сужается круг интересов, прекращается рост личности, кругозор ограничивается играми и всем, что с ними связано.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 214.