Теоретические основы игровой зависимости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Азартные игры возникли, скорее всего, на заре человечества. В самых различных формах они существовали во многих обществах и культурах. Присущее человеку желание испытать сильные ощущения, эмоциональный всплеск, а также ставка на “теорию вероятности" делает азартные игры актуальными и успешными всегда и везде. Их связь с макро - и микросоциальными процессами, особенности социально-психологической, экономической и медицинской ситуации в России привлекают особое внимание к проблеме в нашей стране. Длительный кризис, приведший к резкой экономической поляризации населения, в том числе молодого, подчеркнутость нажитых часто криминальным путем “богатств”, привели к утере установки на познавательные, интеллектуальные, этические, эстетические и прочие высшие мотивации и к возникновению культа силы, власти и денег, причем последнее в сознании многих “может и должно достигаться легким способом”.

В условиях беспрецедентно агрессивного внедрения в повседневный быт игровых технологий, включая казино (что еще 10-12 лет назад было экзотикой для России) и салоны игровых автоматов, особенно популярных в среде подростков, произошел резкий скачок числа лиц с неконтролируемым влечением к азартным играм. Обнаружено, что число людей, обращающихся к врачу с такими жалобами, значительно меньше их реального количества, что связано с недостаточной информированностью населения о существовании этого расстройства, фактическим отсутствием медицинских учреждений и специалистов, занимающихся изучением и лечением игровой зависимости - игромании, или, как ее еще называют, - лудомании (с латинского "ludus" - игра), или патологического гемблинга.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что во всех цивилизованных государствах уже давно разработана система борьбы и профилактики лудомании. Социальные институты, психологическая помощь, психотренинги, специальные сайты, рассказывающие общественности о возможных последствиях чрезмерного увлечения азартными играми, форумы в Интернете, в которых заболевшие лудоманией игроки могут поделиться своими проблемами и незамедлительно получить профессиональную психологическую помощь. К тому же тема профилактики страсти к азарту возведена во многих странах до уровня государственного регулирования. Например, практика социальной защиты “наркоманов игры” активно используется в Швейцарии и Германии. В этих странах в практику уже внедрена обязательная социальная концепция, направленная на борьбу с игровой зависимостью. Разработкой этой концепции занимался специальный институт - Высшая школа социальных проблем в Люцерне. И эта социальная программа получила поддержку в качестве законодательных актов.

Алкоголизм, наркомания, пищевая зависимость, компьютерная зависимость, зависимость от азартных игр - это все понятия, стоящие в одном ряду. Механизмы формирования всех зависимостей идентичны. Как правило, в их основе чаще всего лежат и идентичные психологические механизмы, то есть, проблема произрастает из неудовлетворенности каких-то потребностей индивидуума, невозможности самореализации, невозможности достижения определенных целей.

Многими авторами высказывается мнение, что все виды зависимого поведения - это неконструктивные, то есть непродуктивные, неэффективные защиты от жизни: от неурядиц, от трудностей, от сложностей. И очень важно остановиться на медицинских проблемах игровой зависимости именно детского и подросткового контингента, поскольку это будущее нации. Здоровые дети сейчас - это здоровые и полноценные члены общества через 5 - 10 лет. В связи с этим особое значение приобретает изучение компьютеромании, как игровой зависимости, наиболее широко распространенной среди несовершеннолетних.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют "компьютерными фанатами" или "геймерами" (от английского "game" - игра).

Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное - на удовлетворение потребности в игре на компьютере.

Разумеется, в полной мере эта характеристика подходит лишь для людей на самом деле фанатически увлекающихся компьютерными играми, когда увлеченность близка к патологии. Но так или иначе бесспорен тот факт, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, этот вопрос требует изучения со стороны психологической науки.

Учитывая вышеизложенное, целью исследования явилось изучение модели патологического влечения к играм как одной из форм зависимого поведения несовершеннолетних и изучение особенностей Я-концепции, способствующих возникновению аддиктивного поведения (игровой зависимости) подростков.

Для достижения цели решались следующие задачи:

рассматривались понятие, сущность, виды игровой зависимости;

изучалось аддиктивное поведение как составляющая игровой зависимости;

определялись особенности игровой зависимости несовершеннолетних.

В работе использованы монографии, учебники, учебные пособия, публикации в СМИ по исследуемой тематике.



Заключение

 

Одной из самых актуальных задач в работе с молодежью становится сейчас работа по профилактике различного рода зависимостей.

Что такое негативная зависимость? Откуда берется? Можно ли от нее освободиться? Если можно, то как? Кто профессионально не только должен, но и сможет заниматься профилактикой этого явления?

Вопрос о том, как предотвратить возникновение зависимости, к которой молодой человек еще не приобщен, как "застраховать" от попадания в ту или иную зависимость - это, на наш взгляд, вопрос эффективного воспитания и общественного доверия. Создание системы личностно ориентированных воздействий на объект профилактики и организация активного (субъектного) участия в этом процессе самого объекта и есть психологический аспект в решении проблем профилактики негативных зависимостей.

Создание такого рода системы возможно лишь при ясном понимании самого феномена негативной зависимости, алгоритма (генеза) ее возникновения, условий ее формирования, структуры потребностей и интересов современной молодежи, форм и методов предупреждения зависимости и главное - субъекта профилактики. Учитель, который сам не обучен, приносит больше вреда чем пользы. Те, кто в большинстве своем, занимаются решением данной проблемы сегодня, судя по результатам их работы, катастрофически некомпетентны. Это касается учреждений образования, и органов здравоохранения. Их отчеты, как ни странно, переполнены победными достижениями.

Негативные зависимости, при всем их многообразии, имеют между собой общую социально-психологическую природу, форму ее влияния на человека, сложность осознания уже возникшей зависимости и трудность безущербного для личности освобождения из-под ее "ловушек". Самая надежная защита личности - защита ее изнутри, внутренняя психологическая устойчивость.

Часто встает вопрос: "Кто должен заниматься профилактикой?" И обнаруживается, что никто ей всерьез не занимается или что предпринимаемые усилия оказываются бесплодными. Причинами этого являются не какие-то организационные ошибки или чья-то недобросовестность. Трудно назвать какой-то социальный институт, ставящий своей задачей защиту, поддержание и развитие свободы личности. В этой ситуации любые успехи в профилактике - скорее случайности, отклонение от правил. И тогда встает вопрос: "А способны ли существующие социальные институты осознавать свои ограничения и ставить своей главной задачей поддержание того, что не вписывается в их рамки, иметь и нарабатывать опыт в этом направлении?"

По-прежнему неопределенным является вопрос о том, усилиями каких специалистов - педагогов, врачей, психологов, должна вестись работа с молодежью по профилактике игровой зависимости.

Очевидно одно: усилия педагогов недостаточны с силу их низкой осведомленности в вопросах игровой зависимости, а усилия медиков ограничены недостаточностью навыков работы с детьми. И в том, и в другом случае мы сталкиваемся с различными аспектами некомпетентности, сформировавшими господствующую ныне модель профилактики, основа которой - запугивание и дезинформация.

Эффектом от включения в субкультуру игровой зависимости является переживание себя "могущим", но это одновременно выступает условием формирования психологической зависимости. Сама по себе игровая субкультура является "ловушкой" для подростка и непонятна для взрослого. Взрослость не приходит просто с возрастом, а является результатом разрешения определенных проблемных ситуаций.

Центральная идея профилактической программы должна состоять в реализации системного психокоррекционного воздействия, направленного на укрепление психического здоровья и благополучие подростка, развитие и стабилизацию факторов устойчивости к зависимости.



Список литературы

 

1. Агеев В.В. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., МГУ, 1990.

2. Бабаев Ю.Б., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации. // Психологический журнал, т. 19, 1998, №1.

3. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность. // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998.

4. Бухановский А.О. и соавторы. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика. Пособие для врачей. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЛРНЦ "Феникс", 2002.

5. Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. под. ред. Носова Н.А.М., 2005.

6. Зайцев В.В. Патологическая склонность к азартным играм - новая проблема российской психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. - 2000. - № 3. - С 52-58.

7. Кле М. Психология подростка. М., 1991.

8. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., Политиздат, 1984.

9. Кон И.С. Категория Я в психологии // Психологический журнал. 1981. Т.3.

10. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.

11. Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие. Новосибирск. 1998.

12. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. // Вестник МГУ, сер.14, 1996, №4.

13. Майерс Д. Социальная психология. С - Пб, 1997.

14. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99). Ростов-на-Дону, Изд-во ЛРНЦ "Феникс", 1999, 420 С.

15. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.

16. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., МГУ, 1989.

17. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991. №3.

18. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1

19. Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.Л., Черемисин О.В. Исследование образа "Я" у подростков с аддиктивным поведением. // Психологические исследования и психотерапия в наркологии: сборник научных трудов. т.123, Л., 1989.

20. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

 

Введение

 

Азартные игры возникли, скорее всего, на заре человечества. В самых различных формах они существовали во многих обществах и культурах. Присущее человеку желание испытать сильные ощущения, эмоциональный всплеск, а также ставка на “теорию вероятности" делает азартные игры актуальными и успешными всегда и везде. Их связь с макро - и микросоциальными процессами, особенности социально-психологической, экономической и медицинской ситуации в России привлекают особое внимание к проблеме в нашей стране. Длительный кризис, приведший к резкой экономической поляризации населения, в том числе молодого, подчеркнутость нажитых часто криминальным путем “богатств”, привели к утере установки на познавательные, интеллектуальные, этические, эстетические и прочие высшие мотивации и к возникновению культа силы, власти и денег, причем последнее в сознании многих “может и должно достигаться легким способом”.

В условиях беспрецедентно агрессивного внедрения в повседневный быт игровых технологий, включая казино (что еще 10-12 лет назад было экзотикой для России) и салоны игровых автоматов, особенно популярных в среде подростков, произошел резкий скачок числа лиц с неконтролируемым влечением к азартным играм. Обнаружено, что число людей, обращающихся к врачу с такими жалобами, значительно меньше их реального количества, что связано с недостаточной информированностью населения о существовании этого расстройства, фактическим отсутствием медицинских учреждений и специалистов, занимающихся изучением и лечением игровой зависимости - игромании, или, как ее еще называют, - лудомании (с латинского "ludus" - игра), или патологического гемблинга.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что во всех цивилизованных государствах уже давно разработана система борьбы и профилактики лудомании. Социальные институты, психологическая помощь, психотренинги, специальные сайты, рассказывающие общественности о возможных последствиях чрезмерного увлечения азартными играми, форумы в Интернете, в которых заболевшие лудоманией игроки могут поделиться своими проблемами и незамедлительно получить профессиональную психологическую помощь. К тому же тема профилактики страсти к азарту возведена во многих странах до уровня государственного регулирования. Например, практика социальной защиты “наркоманов игры” активно используется в Швейцарии и Германии. В этих странах в практику уже внедрена обязательная социальная концепция, направленная на борьбу с игровой зависимостью. Разработкой этой концепции занимался специальный институт - Высшая школа социальных проблем в Люцерне. И эта социальная программа получила поддержку в качестве законодательных актов.

Алкоголизм, наркомания, пищевая зависимость, компьютерная зависимость, зависимость от азартных игр - это все понятия, стоящие в одном ряду. Механизмы формирования всех зависимостей идентичны. Как правило, в их основе чаще всего лежат и идентичные психологические механизмы, то есть, проблема произрастает из неудовлетворенности каких-то потребностей индивидуума, невозможности самореализации, невозможности достижения определенных целей.

Многими авторами высказывается мнение, что все виды зависимого поведения - это неконструктивные, то есть непродуктивные, неэффективные защиты от жизни: от неурядиц, от трудностей, от сложностей. И очень важно остановиться на медицинских проблемах игровой зависимости именно детского и подросткового контингента, поскольку это будущее нации. Здоровые дети сейчас - это здоровые и полноценные члены общества через 5 - 10 лет. В связи с этим особое значение приобретает изучение компьютеромании, как игровой зависимости, наиболее широко распространенной среди несовершеннолетних.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют "компьютерными фанатами" или "геймерами" (от английского "game" - игра).

Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное - на удовлетворение потребности в игре на компьютере.

Разумеется, в полной мере эта характеристика подходит лишь для людей на самом деле фанатически увлекающихся компьютерными играми, когда увлеченность близка к патологии. Но так или иначе бесспорен тот факт, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, этот вопрос требует изучения со стороны психологической науки.

Учитывая вышеизложенное, целью исследования явилось изучение модели патологического влечения к играм как одной из форм зависимого поведения несовершеннолетних и изучение особенностей Я-концепции, способствующих возникновению аддиктивного поведения (игровой зависимости) подростков.

Для достижения цели решались следующие задачи:

рассматривались понятие, сущность, виды игровой зависимости;

изучалось аддиктивное поведение как составляющая игровой зависимости;

определялись особенности игровой зависимости несовершеннолетних.

В работе использованы монографии, учебники, учебные пособия, публикации в СМИ по исследуемой тематике.



Теоретические основы игровой зависимости

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 166.