Гидравлический расчет водосбросного сооружения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Расчет водосливного фронта плотины и напора на плотине

Дано: Q = ,  = 100 м

Определение напора на гребне без учета бокового сжатия:

 

 

где m = 0,48- коэффициент для регулируемой плотины

Задаем ширину отверстий:

Ширина одного бычка:

Количество отверстий:


 

Число бычков:

n б= n отв - 1 =5 - 1 =4 бычка

Уточним окончательную ширину фронта:

 

 

Форма бычка: ξ=0,95 (ξ - коэффициент бокового сжатия плотины);

Эффективная ширина фронта водослива с учетом бокового сжатия в первом приближении:

 

 принимаем 96 м

 

Уточняем напор на гребне:

 

 

Определение скорости воды на подходе:   

 

 где:

 

Расчетный напор на гребне:

 

 - коэффициент кинетической энергии

Определение удельного расхода

 

 

Определим глубину воды в сжатом сечении в первом приближении:

принимаем

 

 

Во втором приближении:

 

 

В третьем приближении:

 

 

Принимаю


Прогноз местных размывов

Основными параметрами, характеризующими местный размыв, являются его глубина и форма, которые зависят от типа сооружения, кинематических характеристик потока в конце крепления, особенностей грунта и соотношения между шириной водосливного фронта и шириной русла.

Задачами прогноза местных размывов являются определение максимальной глубины размыва, ширины, длины и заложения откосов воронки размыва.

Донный режим сопряжения бьефов - основной гидравлический режим сопряжения бьефов, который наблюдается при устойчивом нахождении струи у дна и характеризуется значительными и медленно затухающими по длине донными скоростями (это недостаток режима), а также вращением в вальце гидравлического прыжка плавающих тел. Режим является наиболее распространённым и часто реализуемой схемой гашения энергии. Транзитная струя может быть не затоплена (незатопленный или отогнанный гидравлический прыжок, обычно такой режим не допускается) и затоплена (затопленный прыжок).

Для низко и средненапорных сооружений обычно рекомендуется донный режим с применением гасителей энергии и растекателей потока, которые улучшают режим сопряжения бьефов, увеличивают интенсивность гашения энергии и приводят к перераспределению скоростей потока. Следует отметить, что наибольшая эффективность гашения энергии (до 65÷75%) происходит в затопленном гидравлическом прыжке.

Определение дальность отлета струи

Дальность отлета струи L, отброшенной с трамплина водослива, до встречи со свободной поверхностью нижнего бьефа определяется по формуле:

 

 

Здесь  - угол наклона струи к горизонту в створе уступа ( );

g - ускорение силы тяжести;

 

,

 

q - удельный расход на носке трамплина;

 - коэффициент скорости, который для водослива с трамплином находится по формуле

 

 

 - превышение носка над уровнем нижнего бьефа (  = 2,71 м);

Т - превышение уровня верхнего бьефа над уровнем воды нижнего бьефа (Т = 55,4 м);

Н - напор на гребне водослива (Н = 11,7 м).

Принимаем высоту носка (трамплина)

 

 

Определяем коэффициент скорости

 

 

Далее определяем толщину струи в створе уступа

 

 

Следовательно дальность отлета струи будет равна

 

 

Для определения наибольшей дальности струи отлета используем формулу

 

Где ,

 

Таким образом наибольшая дальность струи отлета равна

 

 

Скорость струи на уровне свободной поверхности нижнего бьефа находится без учета изменения ее формы при движении в воздушной среде.

 

 

Далее определяем угол встречи струи со свободной поверхностью (угол входа):

,

 

 

Струя, войдя под уровень нижнего бьефа, движется по прямой при этом принимается, что ось струи касательная к точке встречи оси струи со свободной поверхность.

Приращение дальности падения струи с учетом движения под уровнем нижнего бьефа по прямой до дна размыва равно

 

 

Где hр - глубина в яме размыва.

Общая дальность падения струи на дно ямы размыва составит

Струя в полете насыщается воздухом и разрушается. Разрушение струи тем значительнее, чем больше скорость в струе и чем тоньше струя в начальном сечение.

Аэрация сказывается на ее толщине и дальности отлета. Для учета влияния аэрации и распада струи рекомендуется значение L принимается равной L*k=*= м, где k - поправочный коэффициент, величина которого находится по графику (рис.2б) в зависимости от числа Фруда для сечения уступа.

 

 

Яму размыва, образующуюся в месте падения струи, можно определить по эмпирической формуле И.Е. Мирцхулавы

 

 

К - коэффициент перехода от средних скоростей к актуальным (К = 1,5-2), W - гидравлическая крупность грунта, определяемая по формуле

 

м

 

Где d - расчетный диаметр частиц грунта, отвечающих фракциям, мельче которых в грунте содержится 90% частиц;  - удельные веса материала и воды с учетом. Вывод: меньше  размыва нет

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 243.