Расчет водосливного фронта плотины и напора на плотине
Дано: Q =
,
= 100 м
Определение напора на гребне без учета бокового сжатия:

где m = 0,48- коэффициент для регулируемой плотины
Задаем ширину отверстий: 
Ширина одного бычка: 
Количество отверстий:

Число бычков:
n б= n отв - 1 =5 - 1 =4 бычка
Уточним окончательную ширину фронта:

Форма бычка: ξ=0,95 (ξ - коэффициент бокового сжатия плотины);
Эффективная ширина фронта водослива с учетом бокового сжатия в первом приближении:
принимаем 96 м

Уточняем напор на гребне:

Определение скорости воды на подходе:
где: 

Расчетный напор на гребне:

- коэффициент кинетической энергии
Определение удельного расхода

Определим глубину воды в сжатом сечении в первом приближении:
принимаем 

Во втором приближении:

В третьем приближении:

Принимаю 
Прогноз местных размывов
Основными параметрами, характеризующими местный размыв, являются его глубина и форма, которые зависят от типа сооружения, кинематических характеристик потока в конце крепления, особенностей грунта и соотношения между шириной водосливного фронта и шириной русла.
Задачами прогноза местных размывов являются определение максимальной глубины размыва, ширины, длины и заложения откосов воронки размыва.
Донный режим сопряжения бьефов - основной гидравлический режим сопряжения бьефов, который наблюдается при устойчивом нахождении струи у дна и характеризуется значительными и медленно затухающими по длине донными скоростями (это недостаток режима), а также вращением в вальце гидравлического прыжка плавающих тел. Режим является наиболее распространённым и часто реализуемой схемой гашения энергии. Транзитная струя может быть не затоплена (незатопленный или отогнанный гидравлический прыжок, обычно такой режим не допускается) и затоплена (затопленный прыжок).
Для низко и средненапорных сооружений обычно рекомендуется донный режим с применением гасителей энергии и растекателей потока, которые улучшают режим сопряжения бьефов, увеличивают интенсивность гашения энергии и приводят к перераспределению скоростей потока. Следует отметить, что наибольшая эффективность гашения энергии (до 65÷75%) происходит в затопленном гидравлическом прыжке.
Определение дальность отлета струи
Дальность отлета струи L, отброшенной с трамплина водослива, до встречи со свободной поверхностью нижнего бьефа определяется по формуле:

Здесь
- угол наклона струи к горизонту в створе уступа (
);
g - ускорение силы тяжести;
, 
q - удельный расход на носке трамплина;
- коэффициент скорости, который для водослива с трамплином находится по формуле

- превышение носка над уровнем нижнего бьефа (
= 2,71 м);
Т - превышение уровня верхнего бьефа над уровнем воды нижнего бьефа (Т = 55,4 м);
Н - напор на гребне водослива (Н = 11,7 м).
Принимаем высоту носка (трамплина)

Определяем коэффициент скорости

Далее определяем толщину струи в створе уступа


Следовательно дальность отлета струи будет равна

Для определения наибольшей дальности струи отлета используем формулу

Где
,

Таким образом наибольшая дальность струи отлета равна

Скорость струи на уровне свободной поверхности нижнего бьефа находится без учета изменения ее формы при движении в воздушной среде.

Далее определяем угол встречи струи со свободной поверхностью (угол входа):
, 

Струя, войдя под уровень нижнего бьефа, движется по прямой при этом принимается, что ось струи касательная к точке встречи оси струи со свободной поверхность.
Приращение дальности падения струи с учетом движения под уровнем нижнего бьефа по прямой до дна размыва равно

Где hр - глубина в яме размыва.
Общая дальность падения струи на дно ямы размыва составит
Струя в полете насыщается воздухом и разрушается. Разрушение струи тем значительнее, чем больше скорость в струе и чем тоньше струя в начальном сечение.
Аэрация сказывается на ее толщине и дальности отлета. Для учета влияния аэрации и распада струи рекомендуется значение L принимается равной L*k=*= м, где k - поправочный коэффициент, величина которого находится по графику (рис.2б) в зависимости от числа Фруда для сечения уступа.

Яму размыва, образующуюся в месте падения струи, можно определить по эмпирической формуле И.Е. Мирцхулавы

К - коэффициент перехода от средних скоростей к актуальным (К = 1,5-2), W - гидравлическая крупность грунта, определяемая по формуле
м
Где d - расчетный диаметр частиц грунта, отвечающих фракциям, мельче которых в грунте содержится 90% частиц;
- удельные веса материала и воды с учетом. Вывод:
меньше
размыва нет
Дата: 2019-07-24, просмотров: 315.